Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] Заседание Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

Заседание Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности

20 марта 2013 -

Игорь Гундеров

article1141.jpg

С.Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы проводим с вами очередное заседание
Координационного совета. Как мы и договаривались, примерно раз в полгода

собираемся, для того чтобы обсудить самые сложные, самые серьёзные вопросы, которые
касаются работы с людьми с ограниченными возможностями. Сегодня мы

обсудим с вами два таких важнейших вопроса. Первый вопрос - это трудоустройство
граждан. И второй - это безбарьерная городская среда. Вы знаете, что это,

конечно, важнейшие вопросы. От их решения напрямую зависит социальная адаптация
москвичей, имеющих ограничения жизнедеятельности. Возможность работать

и зарабатывать, беспрепятственно передвигаться по городу, реализовать себя, свои
знания, навыки, таланты, чувствовать себя полноценной частью городского

сообщества - это, конечно, самое важное.

В течение 2012 года в рамках нашей госпрограммы мы неплохо продвинулись с вами.
Для доступа маломобильных граждан было приспособлено свыше 4 тыс. общественных

зданий, и общий процент таких зданий у нас приблизился к 73%. И на 2013 год мы
ставим себе задачу довести этот процент до 78%. Это достаточно высокий уже

показатель. Более доступными становятся и объекты транспортной инфраструктуры,
особенно это касается наземного транспорта. Мы за два года довели количество

низкопольных автобусов <Мосгортранса> до 65%, то есть мы практически весь морально
и физически устаревший парк <Мосгортранса> обновили, причём сделали

это уже на современном уровне и с необходимыми требованиями, и увеличили количество
низкопольных троллейбусов до 46%.

С конца этого года мы должны запустить новые взаимоотношения с перевозчиками,
в частности с частными перевозчиками, и будем требовать от них также закупки

нового современного подвижного состава - низкопольных автобусов.

Вы знаете, что трамваи города Москвы несколько архаичны, потому что возраст их
10, 20 и 30 лет, и, несмотря на современное развитие технологий, этот вид

транспорта был в таком замороженном состоянии, и, может, даже не потому, что
не хотели закупать новые, современные трамваи, - просто их не было. Для российских

условий, для российской колеи, под современные требования, с оптимальной ценой
- таких трамваев не было. Мы провели недавно конкурс на создание и закупку

более 100 трамваев нового типа - низкопольных трамваев, - и эти трамваи начнут
поставляться уже начиная со следующего года.

Мы буквально вчера обсуждали планы модернизации трамвайного хозяйства всего города
Москвы. Мало того, что мы делаем большую реконструкцию существующих

трамвайных путей, чтобы они были максимально бесшумны, не мешали жителям, но
и сам подвижной состав должен меняться.

По большому счёту нам за несколько лет, до 2020 года, предстоит обновить большую
часть трамваев города Москвы, заменив их на полноценные, уже современные

машины - низкопольные, комфортные. Конечно, обновление и автобусов, и трамваев
- очень дорогостоящее занятие, но тем не менее мы считаем, что это необходимо

делать, для того чтобы создавать реальную комфортную среду, в первую очередь
для маломобильных групп населения.

Что касается создания рабочих мест. Мы с вами находимся на предприятии <Кунцево-Электро>,
которое было организовано 50 лет назад Всероссийским обществом

слепых. Я хотел бы поблагодарить Валерия Александровича (В.А.Моложаев - генеральный
директор ООО <Кунцево-Электро>) и всех коллег, которые занимаются на

этом предприятии, организуют труд инвалидов. Конечно, проводится такая кропотливая,
серьёзная работа, для того чтобы это предприятие не только работало,

но и было конкурентоспособным.

Сегодня это успешное предприятие и с точки зрения коммерческих показателей, и
в плане решения трудоустройства инвалидов: здесь трудятся 190 человек - инвалидов

по зрению. Всего же в Москве проживают, как вы знаете, 150 тыс. инвалидов, которые
имеют возможность трудиться, но из них трудоустроены на сегодняшний

момент 86 тыс. человек - всего лишь 57%. Уже 57% или всего лишь 57% - вопрос
оценки, тем не менее мы понимаем масштаб работы, масштаб задачи. Речь идёт

о почти 40% людей, которые имеют возможность трудиться по физическим показателям,
но не могут устроиться или им не предоставляют такую работу, на которую

бы они захотели пойти трудиться. В 2011 году мы создали 8 тыс. специальных рабочих
мест, начиная с 2012 года мы создаём по 2,5 тыс. в год. На реализацию

этих мероприятий в 2012 году было выделено 1,35 млрд. Я вам напомню историю,
что в своё время в 2010 году мы столкнулись с ситуацией, когда значительная

часть денег, которая собиралась с предприятий целевым образом для создания рабочих
мест для инвалидов, не расходовалась на эти цели: если мне память не

изменяет, там миллионов 700 только расходовалось из этой суммы. Мы с 2011 года
ввели практику, когда все деньги, которые собираются с предприятий за счёт

квотирования, все до копейки направляем на создание рабочих мест для инвалидов.
Поэтому эта сумма значительно выросла. И насколько мне коллеги вчера докладывали,

количество предприятий, которые выплачивают эти целевые деньги, увеличилось на
несколько сот в этом году.

Также в городе действует программа квотирования рабочих мест, благодаря которой
обеспечивается занятость 32 тыс. москвичей. Насколько я знаю, принят новый

федеральный закон, которым ужесточены санкции к дирекциям предприятий, которые
не обеспечивают квотами, не выделяют квоты для инвалидов. Это хороший шаг.

Кроме того, мы поощряем трудоустройство инвалидов на городских предприятиях и
в бюджетных организациях. Хотел бы дать поручение, Леонид Михайлович (Л.М.Печатников

- заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития), вам и директору
Департамента по трудовой занятости, чтобы вы проанализировали, реально ли

мы содействуем трудоустройству в бюджетных учреждениях и организациях и на государственных
предприятиях, на каких предприятиях сколько устроено, какой

процент. Проанализировать всю эту ситуацию и доложить мне на оперативном совещании
в ближайшие 10 дней, чтобы мы понимали, как работают наши предприятия

с инвалидами, насколько адекватно то количество инвалидов, которое они принимают
на работу, есть ли там какие-то резервы.

Для предприятий, применяющих труд инвалидов, действуют льготные ставки арендной
платы за пользование земельными участками. Но вы знаете, что проводится

новая оценка, кадастровая оценка земельных участков, вполне возможно небольшое
повышение арендной платы за участки, - надо тоже внимательно смотреть, при

необходимости выделять дополнительные субсидии.

Александр Алексеевич (А.А.Кириллин - руководитель Департамента труда и занятости
населения города Москвы), пожалуйста, доложите подробнее о выполняемых

работах. Пожалуйста.

А.Кириллин: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые члены Координационного совета,
уважаемые присутствующие! Комплексное решение вопроса трудоустройства

населения, в частности граждан с ограничениями жизнедеятельности, является приоритетной
задачей Департамента труда и занятости населения города Москвы.

На протяжении многих лет в городе осуществляются меры по созданию для них гарантированных
условий жизнедеятельности, охватывающие общее образование, профессиональную

подготовку, содействие в получении работы с достойной оплатой, а также создание
дополнительных рабочих мест.

Приведу некоторые цифры. По данным общегородского регистра лиц с ограниченной
жизнедеятельностью (инвалидов) в городе проживает около 1,2 млн, из которых

245 тыс. - трудоспособного возраста, и из них около 140 тыс. имеют показания
к труду. В 2012 году в службу занятости населения обратились 2806 инвалидов,

из них I и II группы - 1475, III группы - 1331. На вакансии городского банка
данных трудоустроены 1195 инвалидов, из них I и II группы - 664, III группы

- 531. Услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получили
2419 человек, к профессиональному обучению приступили 178 человек.

Городской программой развития рынка труда и содействия занятости населения на
2012-2016 годы предусмотрено создание, сохранение и модернизация 8550 рабочих

мест для инвалидов, в том числе и граждан, выполняющих работу по трудовой адаптации
инвалидов, с финансированием из бюджета города Москвы в объёме 6 млрд

667 млн на весь период. В 2012 году было создано 1078 специализированных рабочих
мест, на которые были трудоустроены инвалиды различных нозологий по специальностям

инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, специалисты в области информационных
технологий, водители, операторы, механики и другие. Однако необходимо отметить,

что применение закона о квотировании на практике сопряжено с некоторыми трудностями.
У работодателей часто отсутствует заинтересованность в предоставлении

инвалидам реальной работы и возможности заработка. Предполагаемые рабочие места,
как правило, непригодны для инвалидов. По данным Департамента в центре

квотирования состоит свыше 318 тыс. организаций, из которых 3,5 тыс. с численностью
свыше 100 человек попадают под закон о квотировании. Кстати, как только

что говорил Сергей Семёнович, по проведённым мероприятиям в этом году за три
месяца количество организаций, чья штатная численность больше 100 человек,

увеличилось ещё на 500. Не выполняют условия квотирования (из этих организаций)
1469. Например, за IV квартал 2012 года ГУП <Мосводоканал> со штатной численностью

13 157 работников и установленной квотой для инвалидов 804 незаполненными остаются
258 квот. <Средний русский банк>: численность - 3810 человек, квот установлено

- 233 человека, незаполненной остаётся 181 квота. <Мастер-клининг>: численность
работников - 313 человек, но эта компания вообще не привлекает инвалидов,

компенсационные выплаты не перечисляются и просроченная неуплата у этой компании
составляет уже 3 млн 224 тыс. рублей. В 2012 году Департаментом труда

и занятости населения города Москвы проведено 138 плановых проверок и 7 внеплановых
проверок.

В комиссии префектур административных округов города Москвы направлено 74 протокола
об административных правонарушениях. Привлечены к административной

ответственности в виде штрафов на общую сумму 2 млн 175 тыс. Сумма уплаченных
работодателями административных штрафов составила 2 млн 33 тыс. В ходе проверок

в рамках исполнения предписаний Департамента работодателями было устроено дополнительно
70 инвалидов и 27 граждан из числа молодёжи. Размер уплаченной

работодателем в бюджет города Москвы компенсации по результатам проверок составил
23 млн.

Департамент труда и занятости населения города Москвы является главным администратором
доходов в бюджет по компенсационным выплатам работодателей, не выполнивших

условия квотирования. План по мобилизации доходов на 2012 год был установлен
в размере 1 млрд 628 млн. Объём поступлений в прошлом году составил 1 млрд

630 млн. В целом за 2012 год структура поступивших платежей распределяется следующим
образом: за незаполненные места для инвалидов - 386 млн 490 тыс.,

за незаполненные места для молодёжи - 1 млрд 131 млн, погашение задолженности
прошлых периодов - 73 млн.

В 2012 году Департамент провёл социологические опросы по исследованию потребности
городских организаций в работниках, имеющих инвалидность, а также потребности

в социально-трудовой адаптации различных категорий инвалидов в Москве. В исследовании
приняли участие 1,5 тыс. инвалидов различных нозологий и 500 руководителей

или представителей общественных организаций. По итогам проведённых социологических
исследований и встреч с представителями общественных организаций инвалидов

Департаментом подготовлены и согласованы с органами исполнительной власти города
Москвы предложения.

Для предоставления предприятиям, созданным общественными организациями инвалидов,
возможностей производства конкурентоспособной продукции приравнять тарифы

по коммунальным платежам для таких предприятий к тарифам бюджетных организаций,
приравнять тарифы по электропотреблению также к тарифам бюджетных организаций,

предоставлять льготы по аренде помещений предприятиям без права передачи в субаренду.
Для решения кадрового вопроса предприятий - привлечения молодых инвалидов

на производство - направлять студентов-инвалидов в ресурсные центры при промышленных
организациях для стажировки и возрождения системы наставничества в

организациях, применяющих труд инвалидов. Из бюджета города Москвы рассмотреть
предоставление предприятиям компенсации из расчёта размера минимальной заработной

платы в Москве, установленной в соответствии с соглашением о минимальной заработной
плате между Правительством Москвы и московскими объединениями профсоюзов

и московскими объединениями работодателей. Сумма компенсации рассчитывается из
минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата в настоящий момент

составляет 11 700 рублей. Ежемесячные затраты работодателей при предоставлении
инвалидам дополнительного гарантированного оплачиваемого двухдневного отпуска

составляют 1114 рублей, при сокращении рабочего времени инвалида на один час
- 1462 рубля. Таким образом, ежегодная компенсация работодателю за инвалида

из бюджета может составлять около 19 тыс. рублей. В целях оптимизации порядка
распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы на создание,

сохранение и модернизацию рабочих мест для инвалидов и молодёжи, а также в соответствии
с требованием Главного контрольного управления Департамента финансов

города Москвы во исполнение поручения руководителя аппарата Мэра и Правительства
Москвы Департаментом труда и занятости населения города Москвы разработано

постановление Москвы от 22 января 2013 года ? 23.

В данном постановлении представлен порядок распределения и предоставления субсидий
из бюджета города Москвы на создание, сохранение и модернизацию рабочих

мест инвалидов и молодёжи, в том числе Департамент труда и занятости населения
города Москвы обеспечивает осуществление контроля за выполнением работодателем

договорных обязательств в течение 36 месяцев, в том числе с выездом в организацию.
Департаменту ежемесячно предоставляются данные о среднем размере фактически

начисленной заработной платы работникам на создаваемых, сохраняемых и модернизированных
рабочих местах. По отношению к работодателям и претендентам на

получение субсидии комиссией Департамента труда и занятости населения города
Москвы по рассмотрению заявок на получение субсидий и отбору работодателей

для предоставления субсидий применяется балльная система отбора.

Для создания открытой и прозрачной системы контроля за целевым использованием
субсидий, исключающим коррупционные нарушения, Департаментом разработана

сводная таблица, которая содержит информационные контрольные показатели системного
контроля за целевым использованием субсидий, предоставляемых организациям

из бюджета города Москвы на создание, сохранение и модернизацию рабочих мест
для инвалидов и молодёжи. Сводная таблица прошла согласование в Главном управлении

Министерства внутренних дел России, в Главном контрольном управлении, Департаментах
региональной безопасности и финансов города Москвы и других органах

исполнительной власти.

Публикация её в информационно-коммуникационной сети Интернет позволит сделать
систему контроля за целевым использованием субсидий открытой и прозрачной

для населения, исключающей все коррупционные нарушения. Спасибо за внимание.

С.Собянин: Александр Алексеевич, вы всё-таки скажите: 1,3 млрд, которые вы предполагаете
израсходовать на этот год на создание рабочих мест, - конкретно

на что вы предполагаете потратить?

А.Кириллин: Все организации, которые будут участвовать в конкурсе на создание
рабочих мест для инвалидов и молодёжи, в определённом порядке подают документы

и на комиссии рассматриваются эти деньги. Организации, которые набирают наибольшее
количество баллов (сюда входит и цена создаваемого рабочего места, и

количество создаваемых рабочих мест), получают субсидию из бюджета города Москвы.

С.Собянин: Одно место - сколько примерно получается в среднем?

А.Кириллин: Для молодёжи - порядка 400 тыс. рублей, для инвалидов - от 500 тыс.
до 600 тыс. в зависимости от возможности инвалида, под которого будет создано

конкретное рабочее место.

С.Собянин: Ну и сколько получается? Вот вы запланировали 2,5 тыс. рабочих мест.
По 500 тыс. рабочее место, это сколько вы потратите денег на это?

А.Кириллин: Как раз получается около 1,6 млрд.

С.Собянин: А в 2012 году вы все деньги израсходовали по этой квоте - 1,3 млрд?
У вас есть решения по проведению конкурсов, отчёты об исполнении?

А.Кириллин: Деньги были практически полностью истрачены. Единственное: у организаций,
которые не укладываются в сроки, не успели создать в 2012-м, срок

создания этих рабочих мест перешёл на

2013 год. Соответственно, и платежи...

С.Собянин: То есть вы им продляете?

А.Кириллин: Да.

С.Собянин: Уваров Андрей Васильевич (А.В.Уваров - заместитель руководителя Департамента
науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы),

я на одном из заседаний просил, чтобы Департамент промышленности теснее работал
с Департаментом труда и занятости по созданию рабочих мест. Что в этом

плане сделано? Какую поддержку Департамент промышленности оказывает по созданию
рабочих мест для инвалидов?

А.Уваров: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые присутствующие! На сегодняшний
день помимо мер поддержки, направленных на переоснащение и модернизацию

производств и промышленных предприятий, - субсидии, которые в этом направлении
разработаны и выдаются Департаментом по Вашему поручению. Кроме этого мы

ведём реестр предприятий, использующих в основном труд инвалидов. Такие предприятия...
Помимо того что включение в реестр позволяет рассчитывать на льготу

для инвалидов третьей категории и получать пенсию, на сегодняшний день все данные
по предприятию направлены в Департамент государственного имущества, что

позволяет сохранить для них льготу по арендной ставке на землю, и мы надеемся,
что эта льгота сохранится и позволит более успешно коммерчески существовать

сегодняшним предприятиям. На сегодняшний день в отношении предприятий, которые
находятся в непосредственном подчинении Департамента, например, предприятие

<Рекорд> использует больше 100 сотрудников с ограниченными физическими возможностями.

Мы предлагаем новую концепцию развития в совокупности с договорённостями с потребителями
нашей продукции, а это крупные сети, которые забирают у нас такие

товары, как подставки для цветов, какие-то небольшие бытовые изделия. Мы ведём
переговоры о том, чтобы маркировать изделия, которые производятся на нашем

предприятии с использованием труда инвалидов. Возможно, они в сеть будут поступать
по чуть более высокой цене, но поскольку это социальная ответственность,

мы считаем, и примеры это показывают, что такая история может иметь и успешную
коммерческую реализацию, поэтому вот такая концепция на нашем подведомственном

предприятии сейчас будет применяться.

Кроме этого на арендованных площадях на территории завода <ЗИЛ> осуществлена
сборка первых образцов автомобилей <Мишка>, которые создают возможность для

использования людьми с ограниченными физическими возможностями и в качестве пассажира,
и в качестве водителя. Таким образом, это возможно и для личного

передвижения, и также мы пытаемся сейчас определить возможность использования
в качестве такси, когда водителем может выступать человек с ограниченными

физическими возможностями. Такие переговоры тоже с представителями таксомоторных
компаний ведутся, о возможности такого применения.

Кроме этого мы рассматриваем варианты мер поддержки для лиц с ограниченными физическими
возможностями, которые выступают в качестве предпринимателей, -

так называемое социальное предпринимательство, - когда специализированные меры
поддержки позволяют людям более эффективно реализовываться в качестве бизнесменов

как на начальной, регистрационной, стадии (создать условия для дистанционной
подачи документов, так сказать онлайн-версию заполнения заявки на субсидию),

так и с тем, чтобы сопровождать эти проекты в особом статусе, потому что они
имеют социальную направленность.

Кроме этого ведётся активное взаимодействие и с самими общественными организациями
инвалидов, и с коммерческими организациями, которые предлагают условия

для дистанционной трудозанятости инвалидов. В частности, компания <Воркл> на
сегодняшний день создала сетевой ресурс, который позволяет людям с ограниченными

физическими возможностями сначала пройти онлайн-обучение, а потом дистанционно
оказывать консультации по финансовому консалтингу, оказывать консультации

по туризму и оказывать консультации по страховому делу. Таким образом, занятость
возможна из дома, что важно для людей, имеющих ограничения в перемещении,

при этом занятность возможна в том объёме, в котором человеку это комфортно,
то есть нет привязки к рабочему графику и оплата сдельная. О создании такого

ресурса (сейчас прорабатывается возможность участия в нём именно Правительства)
и будет Вам доложено дополнительно. Ну и, кроме того, хочется отметить,

что все инструменты, которые реализует Департамент науки, промышленности и предпринимательства,
направлены и делают акцент на внимание к организациям как

использующих труд инвалидов, так и производящих продукцию с их помощью. Штаб
по защите предпринимательства рассмотрел совсем недавно одно из обращений

такой организации (ООО <Гришко>), которая создаёт продукцию с использованием
труда инвалидов - балетную и специализированную обувь, больше 100 сотрудников

в ней трудятся. На сегодняшний день принято решение о том, чтобы оказать содействие,
у них был хозяйственный спор... Принято соответствующее решение, которое

удовлетворяет стороны и позволяет им остаться с сохранением рабочих мест. Спасибо.

С.Собянин: Спасибо. Валерий Александрович, посмотрели Ваше предприятие, как оно
работает. Я уже сказал, что оно вполне конкурентное, созданы необходимые

условия, но тем не менее, как мне показалось, многие помещения и оборудование,
конечно, требуют модернизации. Пожалуйста, расскажите, как вы видите дальнейшее

развитие своего предприятия?

В.Моложаев: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые члены Координационного совета!
Предприятие создано в 1959 году. Оно традиционно с начала создания производило

одну продукцию - электроустановочные изделия: это розетки, выключатели, переключатели,
удлинители и так далее. Всегда здесь более 50% работающих - инвалиды.

В основном это инвалиды по зрению, в последнее время есть инвалиды других категорий
заболеваний. Мы в общем-то принимаем всех людей.

Средняя зарплата на предприятии - 30 тыс. рублей, в том числе у инвалидов - 12,5
тыс. рублей. Зарплата инвалидов колеблется от 11,7 тыс. до 16,5 тыс. рублей.

Делаем порядка 300 наименований электроустановочных изделий. Мощность предприятия
- порядка 1 млн штук в месяц. Объём продукции электроустановочных изделий,

которые мы делаем, составляет 12% российского рынка. Вся продукция стандартизирована,
сертифицирована по международному стандарту ISO 9001, имеются патенты,

имеются различные дипломы международных выставок у предприятия, то есть продукция
качественная. Она качественная и по своим электротехническим параметрам,

и по цене конкурентоспособная.

Кроме того, на предприятии проводится медико-социальная реабилитация, проводится
трудовая реабилитация. Предприятие имеет свой клуб, библиотеку для незрячих,

200 читателей у нас. Практически все виды сегодня выпускаемых книг есть в обмене
на предприятии, и любые новинки люди могут прийти посмотреть. Сергей Семёнович,

очень важно, что абсолютное большинство людей, которые здесь работают, рядышком
живёт. У нас очень много людей, которые, допустим, культурой занимаются,

у нас хор и прочее. Это те люди, которые уже отработали здесь, на предприятии,
отработали по много лет, но не теряют связи, приходят и занимаются. Очень

большое внимание уделяется спорту. Наша воспитанница Потапова Виктория - многократный
призёр Паралимпийских игр, чемпионатов мира, чемпионатов Европы,

мастер спорта международного класса по дзюдо.

Какие у нас проблемы? Основные проблемы - это то, что сегодня предприятие 92%
продукции реализует на рынках Российской Федерации, и только 8% реализуется

на рынках Москвы. Мы, к сожалению, практически не участвуем в работе строительного
комплекса Москвы, то есть вся продукция, которую мы предлагаем строительному

комплексу, она не находит как-то... Хотя, ещё раз говорю, мы ведь следим за нашими
конкурентами, мы ни в чём не уступаем, но каким-то образом не попадаем.

Вам большущее спасибо, Сергей Семёнович и Владимир Аршакович (В.А.Петросян -
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента социальной защиты

населения города Москвы), за то, что мы сейчас познакомились с руководителем
строительного комплекса.

С.Собянин: Вы не только познакомились, вы рядышком с ним сидите.

В.Моложаев: И сидим рядышком, совершенно верно...

С.Собянин: Можете водичку вместе попить.

В.Моложаев: Да-да-да, спасибо. Да, общаемся. И мы договариваемся уже о встречах,
о том, что нам удастся войти. Кроме того, серьёзнейшая проблема по входу

в московские магазины. Даже в Московской области мы входим в магазины, а то,
что в Москве либо примыкает к Москве, ближайшее Подмосковье, где дачные участки,

по каким-то разным причинам нас не берут, хотя ещё раз говорю, мы конкурентоспособны.
Здесь мы бы хотели получить Вашу поддержку. И ещё, так как очень

ограничен по времени, две проблемы, которые хочу поднять. Первая проблема - мы
с Вами уже говорили, что мы подготовили план технического перевооружения,

и мы его обязательно доведём до Вашего сведения, он готов в полном объёме. И
второй вопрос - что нам необходимо решать проблемы организации рабочих мест

и доступности для инвалидов XXI века. У нас в принципе не так уж плохо всё сделано,
- Вы видели, были в цехах, у нас все цеха такие. Но прямо надо сказать,

что это XX век, это не XXI век. И сегодня вся эргономика, вся работа для инвалидов
строится уже на другом уровне в мире. Нам, безусловно, необходимо это

сделать. То, что касается технического перевооружения, то у нас очень сложная
техника, у нас 28 термопластавтоматов, 12 мощнейших штамповочных комплексов

и так далее. Но всё это имеет сроки эксплуатации от 10 и более лет, то есть всё
это сегодня находится на финише и уже более передовые технологии в мире

работают. И поэтому, если бы мы получили поддержку Правительства Москвы (на что
мы очень надеемся), это дало бы возможность... Мы подготовили бизнес-план.

Ситуация такова: буквально в течение трёх лет мы в 1,7 раза могли бы увеличить
объёмы и устойчиво выйти на прибыль не менее 20 млн рублей в год, что дало

бы предприятию в дальнейшем возможность работать.

Мы сегодня практически не отказываем людям в работе. Люди, которые приходят,
- инвалиды, и мы являемся опорным пунктом и в Западном округе, и в <Кунцево-Электро>

по приёму инвалидов. В принципе работа хорошая, если мы будем её развивать, я
думаю, что это будет очень важное государственное дело, правильное дело.

Спасибо!

С.Собянин: Спасибо, Валерий Александрович.

Леонид Михайлович (Л.М.Печатников - заместитель Мэра Москвы по вопросам социального
развития), я прошу с коллегами позаниматься по поводу модернизации

завода, оборудования рабочих мест. Я согласен с Валерием Александровичем, что,
конечно, предприятие требует серьёзной модернизации. И в течение недели

мне доложите по этому вопросу. Хорошо?

Л.Печатников: Хорошо, Сергей Семёнович.

С.Собянин: Спасибо.

Ну что, коллеги? Переходим к обсуждению?

Мария Сергеевна (М.С.Кулик - президент фонда <Качество жизни>), у вас что-то
есть сказать? Пожалуйста.

М.Кулик: Сергей Семёнович и уважаемые коллеги! Меня зовут Мария Кулик. Я президент
фонда <Качество жизни> и содействовала созданию первого интеграционного

предприятия на базе полиграфического предприятия города Москвы <Форте Принт>.
И я очень коротко (я знаю, что времени очень мало) скажу о тех проблемах,

с которыми мы столкнулись, и о тех перспективах, которые мы видим.

Что было сделано? По программе квотирования с помощью Департамента труда и занятости
были оборудованы рабочие места для 89 инвалидов. На сегодняшний день

89 инвалидов со сложной структурой дефектов трудоустроено на этом предприятии.
Это люди с психическими расстройствами, люди с ментальными проблемами, ДЦП,

опорники, люди с проблемами зрения и слуха, то есть все. Кроме того, большая
часть из них, 90%, - молодые люди, которые впервые были трудоустроены, то

есть не имели никаких трудовых навыков и никогда не работали в смешанном коллективе.

Теперь сразу приступаю к проблемам, с которыми мы столкнулись. Конечно, мы производство
подготовили к инвалидам, но инвалиды пришли не подготовленными

к производству. Поэтому предприятие столкнулось с огромными проблемами и огромные
усилия до сих пор предпринимает, для того чтобы подготовить этих ребят,

так я скажу, которые очень хотят работать, - они очень мотивированы, с большим
желанием учиться и работать. Предприятие что сделало? Во-первых, профессиональные

навыки прививало. Второе - это социальная адаптация. В смешанном коллективе не
так-то просто работать людям, которые никогда, в общем-то, не выходили в

общество, в свет. И даже, между прочим, это было полезно для самого нашего персонала,
в котором сначала категорически возражали против того, чтобы инвалиды

пришли на работу. Сейчас это в корне поменялось. Нам пришлось взять много наставников
и менеджеров по сопровождению этих людей. Наш опыт показал, что адаптационный

период длится до шести месяцев, тогда как производительность труда этих инвалидов
очень низкая, и только 10% своей зарплаты они могут окупить своей работой,

всё остальное - это дотации предприятия. Аренда коммерческая, дотации по зарплате
и плюс наставники, которые просто необходимы - на каждые 10 человек один

наставник необходим.

Далее. Сейчас у нас есть очень большой прогресс. Сейчас эти люди уже отрабатывают
60% своей зарплаты. Это огромный рост, огромное изменение произошло.

Все родители, которые к нам приходят, они в ноги нам кланяются, потому люди изменились,
однако предприятие терпит большие трудности, потому что в любом

случае дотации происходят, аренду никто не отменял. И многие из этих ребят в
силу своих ограничений... Вот ДЦП - у них руки слабые, они не могут работать

на этом месте, они требуют следующего переобучения и следующей занятости на другом
месте. Какие есть перспективы? Мы видим большие перспективы, о которых

я уже говорила на встрече Владимира Владимировича Путина с организациями инвалидов
в 2011 году. Благотворительный фонд <Качество жизни> предложил модель

сопровождения инвалидов на свободный рынок труда, и наша мастерская - первый,
так сказать, этап этой модели, которую мы отрабатываем, где мы отрабатываем

новые подходы. Сейчас мы понимаем, что мы можем дать работу не только людям,
которые приходят к нам на фиксированную зарплату, но также и людям, которые

могут прийти и работать всего два-четыре часа или надомниками. Мы понимаем, как
это сделать, и само предприятие может дать эти заказы, потому что оно достаточно

крепко стоит на ногах. Однако если не иметь никакой поддержки от государства,
от Правительства Москвы, от Вас, Сергей Семёнович, тех сопровождающих мероприятий,

которые компенсируют затраты работодателя, то и эта организация рухнет и никакой
другой бизнес никогда на эти условия не пойдёт. Если мы хотим, чтобы предприниматели

брали людей с инвалидностью, мы должны прежде всего решить вопрос и работодателя
тоже. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой поддержать наше предприятие,

дать ему статус экспериментальной мастерской, где эти подходы отрабатываются.
И может быть, ещё раз рассмотреть условия, на которых предприятие может этих

инвалидов брать на работу.

С.Собянин: Спасибо, Мария Сергеевна, очень важные вопросы вы подняли. Действительно,
одни из самых проблемных. Александр Алексеевич, у вас есть какие-то

соображения по этому поводу?

А.Кириллин: На настоящий момент мы провели ряд встреч по поводу изменения концепции
по созданию рабочих мест. В том числе были представители фонда <Качество

которые мы рассмотрели на утверждение.

С.Собянин: Доложите тогда. Потеснее вместе работайте с Департаментом, чтобы они
чётко формулировали те проблемы, которые вы перед ними ставите, и предлагали

их решения. Хорошо? Спасибо. Ермилина Ольга Сергеевна (О.С.Ермилина - председатель
общественного совета по делам молодых инвалидов <18+> СВАО Москвы),

пожалуйста.

О.Ермилина: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я председатель общественного совета
по делам молодых инвалидов"18+<. В своём выступлении я хотела бы отразить

взгляд лидеров молодёжного инвалидного движения на создание безбарьерного пространства
у нас на северо-востоке. В нашем округе проводится огромная работа

по созданию доступной среды. Префектура очень много делает для того, чтобы инвалиды-колясочники
могли не только выйти из своих квартир, но и посещать знаковые

объекты - спортивные, досуговые, торговые центры. Мы, представители молодёжного
движения, тоже пытаемся вносить свой вклад в эти мероприятия. Некоторые

из наших лидеров состоят в комиссиях, которые принимают новые социальные объекты
по доступности. Вот, например, одна из наших активистов, Наталья Анюшина,

ходатайствовала о понижении бордюрного камня на Алтуфьевском шоссе, также о приспособлении
дороги, ведущей к Лианозовскому кладбищу и к коттеджному посёлку.

Мы с группой единомышленников ходатайствовали, чтобы были сделаны пандусы в некоторых
отделениях Сбербанка в районе Марьина Роща и пандусы в некоторых

храмах, потому что многие инвалиды-колясочники в том числе являются православными.
Посещение храмов - это очень важно, не все храмы на данный момент приспособлены

для посещения.

Хотелось бы особое внимание акцентировать на том, что сейчас создаются новые
станции метро, у нас в Марьиной Роще и других округах, где делаются лифты,

чтобы с улицы попасть на станцию метро. Но, к сожалению, это не решает проблему.
На данный момент инвалиды-колясочники не могут пользоваться Московским

метрополитеном, потому что нет таких механизмов, которые позволяли бы с улицы
попасть сразу на перрон. Я была за границей, в некоторых метро такие механизмы

есть. Надеюсь, что когда-нибудь и у нас Московский метрополитен станет доступным,
потому что это самый удобный вид транспорта, самый быстрый и надёжный.

И для людей с инвалидностью и других маломобильных групп это было бы очень большим
прорывом в доступности. Несмотря на это, всё-таки инфраструктура за

последние несколько лет стала намного доступней. Например, управлением соцзащиты
были созданы клубы молодых инвалидов, которые имеют возможность посещать

инвалиды-колясочники, потому что центры социального обслуживания все приспособлены
для посещения людьми, имеющими инвалидность. В 2012 году очень важное

событие тоже состоялось - по приказу Департамента соцзащиты был создан Общественный
совет по делам молодых инвалидов <18+>, и теперь мы имеем официальный

статус и можем официально представлять интересы молодых людей, имеющих инвалидность,
в вопросах приспособления среды. Помимо экспертной деятельности, Общественный

совет <18+> реализует социально значимые проекты. И когда мы их реализуем, для
нас очень важно, чтобы площадки, на которых эти мероприятия проводятся,

были доступны - не только доступны, они должны быть рядом с метро, чтобы было
удобно, а также у них должна быть доступна входная группа, и внутри тоже

желательна доступность. И префектура СВАО много раз помогала такие площадки находить.

Про одну из них хотелось бы сказать особо - это арт-центр Mona club, который
находится на территории северо-востока. Он полностью приспособлен для людей,

имеющих инвалидность, и мы там провели не одно мероприятие. Самым масштабным
был трёхдневный фестиваль интеграционных творческих коллективов города Москвы

<Космофест>. В 2012 году он проводился во второй раз, и его посетило более 700
человек. Кроме Москвы приезжали люди из Гагарина, из Мытищ, и было много

инвалидов-колясочников. Они благодарили нас за то, что они могут в нём участвовать,
потому что место, где мы его проводили, доступно. И в этом году мы

столкнулись с такой проблемой: в 2013 году мы хотели бы его провести в третий
раз, но очень много желающих попасть на этот фестиваль, и Mona club нам уже

немножко тесноват. Но поскольку это трёхдневный фестиваль, его нельзя провести
в зале, где есть ряды, потому что три дня инвалиды-колясочники не могут

стоять на одном месте. Порядка шести-восьми часов идёт фестиваль, и в Mona club
просто есть стулья, а есть такая поверхность, то есть везде можно передвигаться,

ездить. И конечно, хотелось бы найти такое помещение побольше, где и входная
группа доступна, и внутри не было бы рядов со стульями - они бы стояли на

плоской поверхности, как в <Лужниках>. Но <Лужники> большие, это нам пока многовато,
но хотелось бы такое помещение найти.

Свои мероприятия мы проводим в тесном взаимодействии с органами власти, бизнес-сообществом
и общественными организациями. Понятно, что не все объекты инфраструктуры

можно приспособить, поскольку есть старый жилой фонд или какие-то другие проблемы,
но в этом случае есть волонтёры. У нас на северо-востоке создано корпоративное

движение <Армия заботы>, и там, где нельзя приспособить объекты, нам помогают
волонтёры. Слава богу, что у нас год волонтёрства - и волонтёрские организации

будут только развиваться. Большое спасибо хотела бы сказать префектуре северо-востока,
Департаменту соцзащиты населения и Управлению соцзащиты населения

за то, что они поддерживают наши инициативы и вместе с нами решают наши насущные
проблемы. Хотелось бы, чтобы эта поддержка, эта тенденция сохранялась

и дальше. Спасибо за внимание.

Шаг из круга 2013

С уважением, Ирина

*
Данное сообщение прочли 244 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Wed, 5 Jun 2013 20:50:18 +0400 (#2761306)