Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] сказка про волка и его козлят

Всем, привет.

А. Я. Неумывакин дал интервью Пресс-службе ВОС по вопросам трудоустройства инвалидов
по зрению

7 мая 2013

Вопросы трудоустройства инвалидов по зрению одна из самых животрепещущих тем
в современных непростых экономических условиях России. Как на Западе, так

и у нас в стране решение проблем трудовой реабилитации до сих пор не находит
четкого и однозначного алгоритма и потому освещение этих процессов либо страдает

однобокостью, либо налетом конъюнктурного заказа заинтересованных финансовых
или бизнес-структур. В средствах массовой информации нередко можно встретить

неправильное понимание и толкование проблем трудоустройства инвалидов, определения
необходимых затрат на создание одного рабочего места. Эксперты зачастую

не затрудняют себя тщательным анализом всех обстоятельств, так или иначе определяющих
государственную политику в этой сфере, а так же не учитывают мнения

по проблематике представителей общественных организаций инвалидов.

В этой связи Пресс-служба ВОС взяла интервью у президента Всероссийского общества
слепых А. Я. Неумывакина, касающееся некоторых проблем трудоустройства

и организации рабочих мест для инвалидов по зрению.

А. Я. Неумывакин отметил, что создание только одного рабочего места на предприятии
ВОС в соответствии с параметрами государственной программы <Доступная

государственными стандартами норм по условиям труда, его безопасности

и доступности к рабочим местам - более 512 тыс. рублей. Но это только начало.
В дальнейшем нужно обеспечить инвалиду необходимую производственную загрузку.

А чего стоит это организовать?

Ответы на этот и другие вопросы президента ВОС читайте в рубрике <Общественный
диалог> сайта ВОС, перейдя по

ссылке.

О проблемах трудоустройства инвалидов по зрению

Проблемы

Деятельность производственных предприятий ВОС и трудоустройство на них инвалидов
по зрению с каждым годом усложняются.

ВОС провёл мониторинг потребности незрячих людей в трудоустройстве. В ходе мониторинга
было опрошено более 5000 инвалидов по зрению из 69 региональных

организаций ВОС, нуждающихся в трудоустройстве. Более 55% опрошенных - это молодёжь,
то есть люди в возрасте до 40 лет. Больше всего инвалидов по зрению,

нуждающихся в трудоустройстве из числа опрошенных, проживает в Дагестане, Башкирии,
Татарстане, Белгородской, Свердловской, Читинской, Курской областях.

Около 60% опрошенных сообщили, что хотели бы работать на предприятиях ВОС.

Предприятия ВОС в условиях рыночной экономики, применяя низкопроизводительный
труд людей с ограниченными возможностями к труду, вынуждены конкурировать

на рынке с высокопрофессиональными другими его участниками. При этом предприятия
ВОС отличает высокая себестоимость продукции, обусловленная низкой производительностью

труда и необходимостью нести дополнительные затраты на обеспечение особых условий
труда, соблюдения особых условий его оплаты и прочих требований ТК РФ

и санитарных правил в отношении работников - инвалидов по зрению.

При этом, на большей части предприятий имеющиеся условия труда инвалидов уже
не соответствуют современным требованиям, в том числе и уровень доступности

рабочих мест, так как большинство зданий и сооружений строилось в 50-80 годах
прошлого века, когда понятия доступности практически не существовало, что

и отразилось в многоэтажности зданий, плохой логистике, отсутствии подъездных
путей и пр.

Применяемый массово ручной труд инвалидов обеспечивает хорошую занятость, но
в современных условиях неконкурентоспособен, и идеологически может существовать

как параллельное социальное производство при автоматизированных производствах
с минимальным участием ручного труда.

Рабочие места для инвалидов по зрению

По последним данным, в системе ВОС сегодня работает около 12,5 тыс. инвалидов
по зрению, из них 9,5 тыс. человек - на предприятиях, а остальные - в организациях

и учреждениях Общества. Более 15 тыс. человек, инвалидов по зрению, работает
на открытом рынке труда. Это, в основном, специалисты - очень много незрячих

массажистов, музыкантов, людей творческих профессий.

В последнее время раздается критика в адрес органов государственной власти и
муниципальных структур о выделении весьма значительных сумм на эти работы.

Некоторые считают, что вполне достаточно для успешного трудоустройства выделение
по регионам потенциальным работодателям от 30 до 80 тысяч рублей в рамках

программ по снижению напряженности на рынке труда.

Выделяемые государством в ряде крупных областных центрах в рамках программы <Доступная

более, выделение из бюджета Москвы около 850 тыс. руб., подвергаются критике.
Есть и такие, кто полагает, что эти деньги расходуются впустую в части проведения

трудовой реабилитации инвалидов и идут исключительно на развитие бизнеса за государственный
счет. Авторы таких <пассажей> просто не понимают основ самого

процесса. На те средства, которые направляются работодателю из Фонда занятости,
возможно лишь приобрести для рабочего места инвалида специальную мебель,

инструмент, создать более-менее приемлемые условия труда. А как обеспечить инвалиду
необходимую загрузку? Об этом авторы умалчивают.

По опыту предприятий ВОС могу сказать следующее. Подавляющая часть инвалидов
по зрению занята на сборочных и упаковочных операциях. И чтобы дать им работу

на целый день, надо произвести комплектацию, детали, и пр. составляющие готовой
продукции. Вот на эти цели мы и направляем подавляющую долю средств при

реализации различных инвестиционных программ, а именно, приобретаем технологическое
оборудование, на котором не всегда даже могут работать инвалиды, но

которое производит различные детали, дающие необходимую загрузку инвалидам. Простейший
пример: распространенное у инвалидов по зрению производство бельевых

прищепок. Для его нормального функционирования нужен мощный термопластавтомат,
литьевая многоместная пресс-форма, пружинно-навивочный станок. Общая стоимость

такого комплекта оборудования составляет около 4 млн. руб. Но такой набор оборудования
уверенно загрузит не менее 10 инвалидов на сборочных операциях.

Вот из таких затрат и складывается реальная цена одного рабочего места инвалида.

Меры, которые бы позволили улучшить ситуацию с трудоустройством незрячих граждан

Одной из важнейших мер, которая бы увеличила количество трудоустроенных незрячих
на предприятиях ВОС - это госзаказ. В принципе в масштабах государства

обеспечение такого заказа - не такая уж трудноразрешимая задача.

Еще одно направление по трудоустройству - работа инвалида по зрению в качестве
оператора справочных служб. Согласно данным опросов, 38% незрячих владеют

в той или иной степени информационными технологиями, и такая работа вполне приемлема
для них, они имеют возможность принимать информацию посредством компьютера

и передавать ее по другим каналам связи. На открытом рынке труда стоимость создания
одного компьютерного специального рабочего места незрячего оператора

- ориентировочно составляет 250 тыс. рублей.

В справочных службах могло бы работать большое количество инвалидов по зрению,
причем какое-то количество таких служб можно было бы создавать на базе предприятий

ВОС, тем самым дополнительно обеспечивая гарантированное трудоустройство людей.

Президент

Всероссийского общества слепых А. Я. Неумывакин

С уважением, Ирина

*
Данное сообщение прочли 256 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Ответить   Sun, 29 Sep 2013 18:51:09 +0400 (#2835224)