Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] Re: Слепой и понятие "народ"

Доброе утро!

Алексей Любимов писал:

"На счёт "особой психологии" ты не прав. Если
особая психология и есть, то это
психология бездельника..."

Здесь я не могу согласиться с данной точкой зрения.
На самом деле у каждого из нас в памяти множество конкретных событий и
проявления со стороны окружающего мира, которые формируют нашу особую
психологию с детства.

Эти проявления может, как мне представляется, в большом количестве
вспомнить каждый из нас. Нет, мы не злопамятные и не относимся к
окружающему миру только с негативной окраской. Но слишком уж сильно
эти случаи и проявления врезаются в память, остаются на долгие годы,
служат почвой для формирования определённых выводов и теорий.

Я буду говорить о том, что наблюдал сам. Сразу хочу пояснить, что
многие годы я работаю в коллективе зрячих сотрудников, что
преподавание зрячим студентам для меня никогда не являлось проблемой,
что я свободно общаюсь в компании зрячих друщей и вполне могу считать
себя давно и полностью реабилитированным человеком. И всё же...

Пионерский лагерь. Нас, учеников первого интерната, выделили в
специальный отряд. В один из первых дней нашего отдыха в лагере к
нашим воспитателям подходит директор лагеря и прямо при детях говорит:
"Знаете, большая просьба - пожалуйста, оградите лагерь от ваших, чтобы
они не участвовали в мероприятиях лагеря. Понимаете, у вас тут слепые,
а у нас дети".
Зрячие воспитатели отнеслись к данному предложению спокойно, с
пониманием, и мы
действительно не участвовали ни в одной линейке, практически ни в
одном мероприятии лагеря всё лето. Знаете, для меня, тогда
одиннадцатилетнего мальчика, на долгие годы этот случай стал
квинтэссенцией отношения к нам со стороны "зрячего" мира, показал на
всю жизнь, что на свете есть "мы" и "они" и как бы мы ни старались,
эту границу нам никогда не переступить.
А через пару недель я уже слышал, как старшие ребята говорили: "пойдём
зрячаков бить". С тех пор в моём соснании надолго укрепилось это
слово: "зрячак" - то есть человек из другого, враждебного нам
окружения.

Школа-интернат для слабовидящих. Двор. Начало учебного года.
Территория школы ограждена чисто символически. К нам подходят местные
ребята и кричат хором: "Здравствуйте, слепые"! А потом в нас летят
зажжённые спички. Одному из моих одноклассников спичка попадает на
свитер и прожигает его. Зрячаки смеются.

Подготовка в ВУЗ. Вступительные экзамены. До этого учителя,
воспитатели, родители много лет учили нас, говорили, что есть большая
вероятность того, что на экзаменах нам будут снижать оценки только
из-за нашего зрения. У меня до экзамена без проблем дело не дошло.
Приёмная комиссия нормально принимает документы, однако глазной врач
при прохождении медицинской комиссии не допускает меня к экзаменам,
ссылаясь на то, что на отделении кибернетики инвалидам по зрению
учиться запрещено, поскольку мы не сможем работать на компьютерах.
Приходится идти во всероссийскую конфликтную комиссию и 8 часов
доказывать, что я всё же могу учиться. В конце концов, целой различных
ухищрений, комиссию я прохожу и сдаю вступительные экзамены на 19
баллов из 20, что обеспечивает мне гарантированное поступление.

Моя школьная подруга рассказывает мне о том, что её дочка решила для
эксперимента поучиться в массовой школе. Девочка слабовидящая и до
этого училась в интернате для слабовидящих детей. В первый же день
обучения её бьют ногами только за то, что она носит очки.

И такие примеры можно приводить до бесконечности.

Так вот, Лёша. Какую психологию формируют эти проявления? Бездельника
или представителя другого социума, другого мира? А степень близости
этого социума к категории "Народ" действительно каждый может
определить для себя сам.

Только не надо говорить о "хороших" проявлениях со стороны внешнего
мира. Их тоже много. И каждый тоже может их вспомнить. Но тень на то и
существует, чтобы чётче отделять свет и делать его ярким. Негативные
проявления на то и существуют, чтобы понять, что мы - другие.

С наилучшими пожеланиями
Константин Лапшин.

Ответить   Thu, 16 Apr 2009 10:39:02 +0400 (#846029)