Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели июля 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 121-125

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СТАНДАРТНОЙ БАТАРЕИ ТЕСТОВ

Протокол обследования по ТАТ:

1. (Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку). 5’’ Кто-то сидит и думает, и думает что ей делать. Никак не может решить. 6’’ Пытается искать по всяким газетам. (Что было прежде?) Не было. Училась, служила в армии. (Что будет потом?) Искала разную работу, случайную. И нашла. И первая работа которую нашла, была очень травматичная. Она оставила её и пошла дальше. (Что она чувствует?) Злится. Потому что только думает, думает и думает и ничего не добивается. Разочарована. Потому что это обидно думать, думать и ничего в итоге. И она не просит помощи ни у кого. Все проблемы решает сама и всё делает сама, ничего не просит.

2. (Деревенская сцена: на переднем плане девушка с книгой, на заднем – мужчина работает в поле, женщина постарше смортит на него). И здесь рассказ? (да) Это фантазия кого-то, кто хочет жить в каком-нибудь киббуце или деревне, удалиться от всего этого шума и жить спокойной и мирной жизнью на ферме. Здесь никто не вмешивается в её жизнь, не даёт указаний, ты живёшь слитый с миром и ни о чём не думаешь. Только о горах, о море и нет никаких тревог в голове. 3’’ Читает книги, в городе невозможно это делать. Другие люди. Учится чему-то новому. И всё.

3BM. (На полу рядом с кушеткой – скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер). 9’’ Это трудная картинка. Кто-то... кто всё время плачет... по-видимому, её ранили... она ни к кому не обратится. Знает, что случилось что-то очень плохое, но она не расскажет. Просто сохранит это в себе на веки вечные, сохранит и пойдёт дальше. Сохранит глубоко в душе. Когда ей грустно, она не любит чтобы к ней подходили, просит, чтобы отстали от неё, если её спрашивают. Чтобы шли куда подальше. До тех пор пока она не придёт в себя. Она может так сидеть много времени. И долго плакать. Всё.

4. (Женщина обнимает мужчину за плечи, мужчина как бы стремится вырваться). 8’’ Это когда-то у кого-то был парень много лет. Они очень любили друг друга. Жили вместе в киббуце. Когда она служила в армии, он даже подписал договор на кадровую службу, чтобы им демобилизоваться вместе и пожениться. Но этого не случилось. После 6 лет она обнаружила, что у него есть другая и рассталась с ним в большом горе. И я не могла ей помочь. Была младше её на 4 года. Не могла помочь ей в этой печали вообще. Она справлялась с этим сама и... как будто.... Она всё время плакала сначала, я не понимала почему, потому что она не рассказывала мне. Не понимала, насколько ей больно. Всё было по секрету, всё время всё было тайком. Это меня бесило. Вообще, дома, я имею в виду. И она примерно год была в депрессии.

6GF. (Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у неё за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту). 13’’ Э... Это картинка, которая очень напоминает мне старшую... или среднюю сестру... в страхе всё время из-за брата. Брат всё время раздавал указания и поручения, заправлял всем, когда родителей не было дома. Она очень напугана на этой картинке. И ничего не поделаешь, она должна подчиниться этому, который позади неё. Всё. (О чём она думает?) Чтобы на ударил её. Может было что-то пустяковое, может, он не в настроении. Может, попросил что-то, а она не сделала (Что, например?) Убрать что-то дома, принести ему, купить. Любую просьбу. Сделать тише музыку. Не знаю. (Что будет в будущем?) Я не знаю, не могу сказать.

7GF. (Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону). У меня уже голова болит. Я расскажу про себя, хорошо? Это моя мама, моя сестра и я маленькая. Мама всё время была занята. Всё время работает, на работе и дома. Когда я была очень маленькая, у меня была няня. Когда была в детсаду, мной занималась сестра, забирала из садика и приводила домой. Заботилась обо мне. Однажды я от неё убежала куда-то, и она не нашла меня. И она сильно испугалась и не знала что сказать родителям. В конце концов нашла меня.

(Что происходит на картинке?) Она очень грустная, эта картинка, в ней столько грусти, как будто зря вообще родили эту последнюю сестру. Нужно ею заниматься. Она как кость в горле. Маленькая. Нужно ухаживать за ней. Она хотела сделать аборт, моя мама. Не хотела меня рожать, она залетела. Но папа не хотел, чтобы она шла на аборт. Так я и родилась.

8BM. (Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечёткая сцена хирургической операции). 5’’ Ой-ё-ёй, что это? Это напоминает мне как папа лежал в больнице. У него было много проблем с желудком и много операций. И ещё. Постоянные угрозы со стороны моего брата, он ножом угрожал папе. Довольно долго. Это здесь не нарисовано, но он угрожал. И у всего этого были очень неприятные последствия. Скандалы дома, мама боялась и уходила из дома из-за этого. Хотела бы вмешаться, но не могла. Когда я была девочкой, я очень боялась, когда она так уходила. Боялась, что она никогда не вернётся. Всё, не знаю.

9GF. (Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину, ещё моложе, бегущую по пляжу). 10’’ Ничего не могу сказать про эту картинку. 15’’ Не знаю. Понятия не имею. Просто так выдумать? Я могу вообразить, что играла внизу и меня звали подняться домой, всё время звали. Я была неспокойна, мама моя была очень хорошая женщина. Не она была плохой у нас дома. Тот, кто был плохой, это мой брат. А мой папа был строгий человек, любил порядок. Ничего кроме этого в голову не приходит.

12М. (Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего). 10’’ Про это у меня есть история. Это напоминает мне как я ночевала у подруги, и она постелила мне в зале, сказала, уже поздно, оставайся у нас. Очень хорошая подруга, как член семьи. И когда я ночевала у неё... в два с половиной часа ночи... ночью... чувствую, что кто-то сидит на кровати возле меня. А я сплю и не знаю, снится мне это или нет. И вот его рука медленно прокрадывается под одеяло и трогает мою ногу, гладит её всё выше и выше пока не подбирается туда куда хотел. И тогда я просыпаюсь в испуге... И тогда я просыпаюсь в испуге и говорю: «Что ты тут делаешь?» Не могла ничего сказать, не могла уснуть, ждала всю ночь до утра, чтобы никто ничего не заподозрил. Это было очень неприятно. Ночью кто-то трогает тебя в темноте и уж конечно не муж подруги. Я была в шоке от того, что он пришёл, я не давала ни моего согласия, ни моего разрешения.

Первый раз за всю жизнь я рассказала это здесь, в отделении. Он не изнасиловал меня. Я сохранила это в себе, внутри. Может быть, я плохая, что-то во мне неправильно? Это вопрос вопросов. Почему это случилось именно со мной? Эти картинки поднимают во мне воспоминания.

13 MF. (Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнажённая женская фигура). Я вижу здесь женщину. Кто-то овладел её телом, сделал то, что сделал. Она лежит без сознания, вообще не знает что с ней сделали. Лежит как омертвелая, из-за цвета лица здесь. Обнажённая. Мужчина встал. Встал со сна или был пьяный, я без понятия. И хочет идти, в общем-то. Он своё сделал. И пошёл своей дорогой дальше. Она, по его мнению, пусть хоть подохнет, пусть не живёт. Оставляет её в этом состоянии. Помрёт так помрёт. Всё.

13В. (Мальчик сидит на пороге сарая). 10’’ Не знаю, то, что я вижу, это мальчик, одинокий, сам по себе, очень маленький. Убежал ото всех в маленький сарайчик. Сидит и думает, как он вернётся домой. Может быть он что-нибудь неправильно сделал. Переполнен тревожными мыслями, так можно о нём сказать. В конце он идёт домой, потому что обязан. Не знаю. (Что он чувствует?) Одинокий, несчастный. Ничего не ел весь день, нет у него аппетита вообще, из-за этих мыслей, что ему скажут, что ему сделают. Еда его и не интересует, в сущности. Как ему употребить этот день, в общем.

Интерпретация ТАТ.

Неспособность Милы опосредовать стимульный материал воображаемой историей свидетельствует о перегруженности сильными чувствами и слабости Эго. Рассказ о травматичной первой работе, которую нашла героиня, и о посягательстве на неё мужа подруги, вероятнее всего, являются «покрывающими воспоминаниями» по отношению к сексуальной травме детства.

Чтение рассказов Милы напоминает биографическую реконструкцию. Сделать эту работу мы предоставляем читателю. Опытный психолог-диагност без труда увидит в материале рассказов ТАТ свидетельства ненадлежащего обращения с девочкой в детстве, когда случилось «то, чего не было» в нарисованном родительском доме. Травматические переживания проявляют себя пассивностью героев ТАТ, ожидающих неизбежного плохого события и не знающих, как им «употребить» свой день, в ивритском оригинале оговорка Милы ещё более красноречива, «посягнуть на этот день». Героиня-женщина не может перестать думать, Мила не поясняет о чём. Она мечтает «ни о чём не думать», «только о горах, о море и нет никаких тревог в голове». Однако тревожные мысли проникают в сознание непрошенными гостями, расстраивают её мышление и приводят к некритичным суждениям о том, что в городе «невозможно читать книги».

Напомним, что Мила была направлена на обследование с подозрением на психотический статус, и ни один тест, проведённый до этого, не выявил неадекватную оценку реальности. Наоборот, в тесте Недостающие детали она продемонстрировала, что адекватно воспринимает действительность. Ниже приводится полный протокол обследования по тесту Роршаха с его психоаналитической интерпретацией. Укажем вновь, что в разговорном иврите принято обращение на «ты». Реплики психолога, как и выше в тексте, даны в тексте протокола курсивом.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное