Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели августа 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон

© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 142-145

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СТАНДАРТНОЙ БАТАРЕИ ТЕСТОВ

РОРШАХ-ТЕСТ

Таблица IX.

Тестирование.

2’’ Я вижу скелет лица кого-то очень плохого. Здесь его ноздри. Э... Я вижу также скелет зубов. Однако непонятно почему на голове у него я вижу как бы рога. Если в конце концов я вижу что у него есть рога, значит у него что-то ненормально. Всё.
Расспрос.

27 (ошибочно пронумеровано экзаменатором 24). (скелет лица?) Да, как бы череп, я это имела в виду. Это нос. Здесь. Это глаза. Натуральный череп. Здесь как будто часть рта, включая белое, и включая вот эти полосы, это зубы. Если это человек с рогами, он ненормальный. Однако это то что я вижу, не могу видеть чего-то другого. Я не могу понять что такое нижняя часть. Не подходит ни к чему в голове. DdSo F- An

Ассоциации экзаменатора к содержанию ответов.

Содержание этого ответа, череп, как анатомия оценивается знаком минус. Не стоит забывать, что ответ клоун, увиденный там же, оценивается как обычный.

Мила использует белое пространство таблицы дважды, определяя, во-первых, глаза, и во-вторых, рот с зубами. Усиление глаз интерпретируется как параноидные тенденции, зубы расцениваются как оральная агрессия. Содержание ответа снова анатомия, и отражает динамику проникновения, отсутствия кожи, то есть барьера между видимым и невидимым, нарушения границ Эго.

Цвет вновь провоцирует Милу на открытое выражение негативного отношения: это плохой человек, у него что-то ненормально.

Анализ последовательности ответов на таблицу.

Таблица соития. Часто отвергаемая, из-за сексуального содержания. В ответе на неё МИЛЫ говорит о «скелете лица» и «скелете зубов», это расстройство мышления по типу смешения внутреннего и внешнего мира, характерный для пограничной организации личности.

В расспросе экзаменатор расспрашивает расстройство мышления (скелет лица), и Мила быстро уточняет, что имела в виду череп.

Скорее всего, здесь снова произошло взаимодействие по типу проективной идентификации. Мила обменивается с экзаменатором дезорганизующими её переживаниями. В результате психолог ошибается в нумерации, а у Милы появляется критика к увиденному: «если это человек с рогами, он ненормальный». Именно поэтому в кодировании данного ответа нет ни одного расстройства мышления.

По-видимому, восстанавливается также селекция ответов, в ином состоянии, скорее всего, нижняя часть таблицы снова была бы отмечена ответом Sx. Мила признаётся, что нижняя часть «не подходит ни к чему в голове». Комментарий можно расценить как нарушение интеграции образа Я.

Детерминанта ответа форма, цвет не используется, хотя оказывает своё влияние.

Таблица X.

Тестирование.

V 10’’ Здесь я сразу вижу глаза, рот. (вздыхает)

7’’ Скелет его тела.

Я вижу таких животных тоже, здесь есть всякие животные.

А в центре здесь я вижу как будто кто-то подвешен и люди держат его. Никуда не может убежать. Всё.

Расспрос.

V 28 (пронумеровано как 25). Это глаза, здесь находится нос, здесь под очень очень небольшим углом рот. А скелет почему-то стал таким маленьким. Однако я всё равно вижу его. (ты видишь лицо и скелет?) Да, скелет тела и лицо. Начало скелета. DdSo 22 F- Hd, An FAB2, PHR

V 29 (пронумеровано 26). Как паутина здесь. (что создаёт такое впечатление?) Все эти тонкие полосочки, как в нарисованной паутине. Do 7 F- (2) Id

V 30 (пронумеровано 27). И это тоже паутина, которой не касались много лет, не сметали её. (не сметали её?) Обычно убирают паутину щёткой или пылесосом. А здесь она становилась всё больше и больше. Do 1 F- (2) Id

V 31 (пронумеровано 28). Я вижу здесь два предплечья, здесь и здесь. Которые держат кого-то. И я вижу... образ что неизвестно кто это в сущности. Образ кого-то незнакомого. Человеческий образ. (держат его?) Очень сильно. По всему видно, убежать от этих двух рук нельзя. (что создаёт такое впечатление?) Голова, живот, ноги, руки в такой форме. D+ 10 Map- Hd, H 4.5 AG, PHR

Ассоциации экзаменатора к содержанию ответов.

Ответ лицо в данной локализации оценивается в Атласе экснера как минус. Вместе с тем, такой ответ очень распространён среди подростков, и может быть расценен как ответ необычного качества.

Паутина это сеть, которую плетёт паук. Орудие ловли, ответ в сущности агрессивный. «Как в нарисованной паутине» попытка интеллектуализации, которая неуспешна, потому что следующий ответ практически повторяет предыдущий.

Паутина обретает историю. Она становилась всё больше и больше. Мила сообщает, что паутины не касались много лет.

Интегрируя тестовые данные, можно заключить, что в прошлом Мила стала жертвой ненадлежащего обращения со стороны мужчины. Пока травма не проработана и диссоциированные аффекты не возвращены, она в плену своего прошлого и живёт без памяти и без чувств.

Персеверация в этой таблице ассоциативно напоминает о симптоме, который привёл Милу в стационар, о булимии. Она вызывает рвоту по нескольку раз в день, с тех пор как умерла мама. Ассоциативно к этой идее, в образе человека, спроецированного ею в VII материнской таблице, нет середины, то есть нет живота и нет груди. Вместе с сильными оральными потребностями (женская грудь, с которой начинался тест и многочисленные рты далее) это указывает на черты зависимого расстройства личности и потребность быть заполенным.

Анализ последовательности ответов на таблицу.

Таблица прогноза. Обычно эта таблица подводит итог всему тесту, своеобразно обобщая его. Популярного ответа нет. Все ответы в ней плохого качества.

Мила переворачивает таблицу, отвергая будущее. (Вместе с данными о том, что в структурной диаграмме теста суицидальная констелляция показателей отвечает 7 пунктам из 8 необходимых, можно говорить о высокой опасности суицида).

В первом же ответе сконденсирована психопатология Милы: чувства гнева (S) и расстройства мышления. Теоретически ничто не мешало ей определить увиденное как лицо и шею. Предположительно, переживаемое ею отчуждение от тела проявилось в «превращении» его в скелет, и в ответе о комбинации лица и скелета, невозможной в реальности.

Тема людей, конфликтная для неё, разрешалась психологическими защитами, приписыванием агрессии хищным животным. В предъявлении Мила таких животных видит, в расспросе нет. Это характерное для неё расстройство памяти.

В расспросе вместо животных она артикулирует паутину на серой части пятна, не давая детерминанты цвета.

Следующий ответ аналогичного содержания, разница лишь в местонахождении. Ответ практически персеверативный (та же детерминанта, то же качество формы, то же содержание). Даже близость детерминанты ахроматического цвета повторена: «паутина, которой не касались много лет». Очевидно, что это пыльная паутина, серая. Серый цвет в качестве детерминанты трактуется как депрессивное состояние.

Последний ответ, люди, высокой степени зрелости + по уровню развития, как все ответы Милы с человеческим содержанием. Это хороший признак, способность устанавливать связи между объектами. Психотерапия может принести ей пользу.

В последнем ответе использован глагол «подвешен», что также традиционно указывает на зависимость. Вообще образ человека передаёт ощущение тотального бессилия. Он никуда не может убежать, во-первых, потому что оторван от земли, и во-вторых, ему чинят значительные препятствия.

Финальный ответ ассоциативно продолжает образ человека, попавшего в паутину. Возможно предположение, что Мила в сетях прошлого, живёт, каждую минуту ожидая прихода опасного паука. В её последних ответах сквозит обречённость жертвы. Мила не может убежать ни от своего прошлого, ни от себя. Ей нужна помощь других, чтобы сделать шаг к свободе.

Обработка протокола.

(Мила дала всего один Популярный ответ. Это предписывает психологу провести Limits Testing). Психолог забыла провести проверку границ.

Кодирование ответов.

Составление структурной психограммы.

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное