Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания


Пятница, 10.12.2010. Выпуск 129

Запоминание понятий

Особенность запоминания понятий заключается в том, что перед запоминанием понятия его (понятие) необходимо понять.

Примеры понятий:

- относительная атомная масса (химия);
- удельная теплота плавления (физика);
- логарифмы (математика);
- пояс Кьюпера (астрономия);
- рецептивное поле (нейрофизиология);
- память (психология).

В любой учебной дисциплине есть набор понятий. Смысл изучения предмета заключается, в первую очередь, в усвоении системы понятий.

Понятие - это слово или словосочетание, обозначающее неочевидные явления, связи, процессы. Понятия "добываются" учеными и даются в учебнике в готовом виде, в виде текста, объясняющего понятие. Для понимания объяснения понятия ученик должен понимать отдельные слова текста и отдельные предложения текста.

Возможности нашего восприятия ограничены, и огромное множество явлений в природе недоступно для непосредственного наблюдения. Именно такие скрытые от восприятия явления и есть суть понятий.

Понятие запоминается стандартными мнемоническими методами. Отличается лишь процесс кодирования понятия в зрительные образы. Прежде чем запомнить понятие (запоминание в мнемотехнике - это связывание в воображении пары образов), понятие нужно понять. Понять - значит создать в воображении образную модель, иллюстрирующую понятие, отражающую существенные связи между частями модели. Процесс понимания понятий - это не просто процесс преобразования слов текста в образы. Это сознательный процесс образного моделирования, с активным использованием визуального мышления.

Процесс понимания может быть непроизвольным, когда картинки выстраиваются в воображении под воздействием слов текста. Тогда мы говорим, что "учебник хороший", что автор хорошо объясняет.

Но иногда авторы не достаточно хорошо объясняют, не дают готовых образных моделей понятий. В этом случае процесс понимания будет носить произвольный, сознательный характер. Необходимо прилагать усилия, чтобы создать образную модель понятия в воображении.

Итак, понимание (как процесс) - это образное моделирование в воображении на основе словесного (текстового) объяснения. Если при запоминании характер связей между образами не имеет значения, то при понимании (образном моделировании) характер связей имеет большое значение. Связи между образами в образной модели должны максимально соответствовать связям в реальности, в природе. При образном моделировании (в процессе понимания) необходимо создавать в воображении исключительно адекватные (соответствующие действительности) связи.

Многие понятия мы не можем проверить лично по разным причинам. Поэтому создаваемые нами связи должны соответствовать описанию понятия в учебнике. Будем надеяться, что информация проверена, и учебнику можно доверять.

Пример запоминания понятия "Удельная теплота плавления"

Учебник физики для 8 класса, автор А.В.Перышкин, страница 34, параграф 15, Удельная теплота плавления

Особенность запоминания учебника физики заключается в том, что текст не нужно запоминать даже приблизительно. В тексте описывается история изучения явления, кто и когда этим занимался, даются иллюстрации на конкретных примерах, формулы, примеры решения задач. Наша задача - уместить три страницы текста в одну компактную образную модель...

Читать продолжение на сайте

Учебное пособие по мнемотехнике «Фотокарточки образных кодов»
(00-99, 000-999, месяц, неделя, алфавит), всего 1152 карточки. Архив RAR, 296 Мб.

В.Козаренко

(c) 2002-2010, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Обратная связь(mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



В избранное