Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о памяти и способах запоминания Почему забываются учебники?


Суббота, 09.04.2016. Выпуск 193

Почему забываются учебники?

Вы просмотрели видеозапись урока по PHP или прочитали урок из учебника по английскому языку и тщательно выполнили все предлагаемые автором упражнения. При этом вы специально не использовали техники запоминания. Каков будет результат?

Узнать об этом можно через несколько дней. Даже если вы составляли конспект при просмотре урока по PHP, через пару дней вы обнаружите, что не помните не только точные данные из урока, но не помните даже общий смысл, о чем говорилось в уроке. В памяти сохраняются какие-то фрагменты, которые через пару месяцев тоже будут забыты. Та же самая ситуация с уроком английского языка.

Не будем себя обманывать, приводя примеры успешной сдачи экзаменов. Не случайно учащиеся прорабатывают материал непосредственно перед экзаменом, чтобы информация не успела стереться в памяти частично или полностью. На этом и основана видимая эффективность образования - на временном запоминании материала непосредственно перед тестированием. Прошел тесты, сдал экзамен, и все благополучно забыл через пару месяцев.

Что же происходит? Можно ли обеспечить безвозвратное обучение? Такое обучение, чтобы, проработав урок один раз, больше к нему не возвращаться и помнить всю жизнь, даже если информация не используется в профессиональной деятельности.

Почему все забывается?

Учебная информация может даваться либо в письменном виде (письменная речь), либо в устной форме с иллюстрациями. Как вариант - видеозапись урока.

Как вы уже знаете, речевая (или вербальная) информация содержит в себе:

- смысловую информацию;

- точную информацию.

Смысловая информация запоминается мозгом автоматически по смыслу. Что значит по смыслу? По смыслу - это в виде комбинаций образов.

ВЕРБАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ЗАПОМИНАЕТСЯ ПАМЯТЬЮ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

И её сохранение зависит от свойств памяти в зрительном анализаторе.

Точная информация отдельно или в составе вербальной (смысловой) информации мозгом не запоминается. Почему? Потому что память зрительного анализатора не реагирует на точную информацию (она не преобразуется в образы).

А как же память речевого анализатора? Эта память в процессе чтения учебника или в процессе прослушивания урока не успевает запоминать. Это медленная память. Чтобы речевой анализатор запомнил дословно слова или фразы, нужно несколько дней повторений, организованных специальным образом. Вы все хорошо знаете, сколько усилий и времени нужно затратить для заучивания наизусть стихотворения.

Забывание учебной информации объясняется закономерностями работы памяти в зрительном анализаторе.

Мы просмотрели видеозапись урока по PHP, составили конспект. Специальные техники запоминания не применяли. Что будет дальше?

  • Последовательность изложения материала урока (или своего конспекта) вы не сможете вспомнить сразу же после проработки урока. Последовательность материала не запоминается зрительным анализатором.
  • Точную информацию из урока вы тоже не сможете вспомнить сразу же после проработки урока, потому что точная информация не запоминается зрительным анализатором.
  • Общий смысл урока (о чем там вообще говорилось) вы будете помнить несколько дней, при условии, что прорабатывали урок один раз.
  • Даже если вы хорошо повторили урок повторным просмотром конспекта или видео на протяжении нескольких дней, вы будете помнить общий смысл урока не более полутора месяцев.

Итак... при обычном способе проработки учебного материла, точная информация и её последовательность не запоминаются вообще. Общий смысл урока без повторений по учебнику вы будете помнить примерно 4 дня. При повторении общий смысл забудется вами через полтора месяца.

Свойства памяти зрительного анализатора, в котором происходит запоминание учебной информации, гарантируют вам забывание даже общего смысла через пару месяцев.

Это значит, что через пару месяцев вам придется прорабатывать урок заново. Не будут вспоминаться даже самые элементарные вещи, которые, казалось бы, невозможно забыть. Например, как просматривать в браузере созданные вами же страницы с расширением .php.

Показательный пример - последовательность команд в программе Фотошоп, чтобы вставить фото в виньетку.

Первый раз мы делаем виньетку по учебнику. Все получается. Кажется, что запомнили. Хотим сделать виньетку через неделю... Что-то не получается. Мы вынуждены снова обращаться к учебнику. Запомнится со второго раза? Нет! Через неделю мы снова вынуждены делать виньетку по учебнику. И так будет постоянно, пока мы не запишем последовательность команд непосредственно в свою память с помощью методов мнемотехники.

Мнемоническое запоминание на практике оказывается гораздо более простым, чем кажется. Ведь мнемоника использует естественную память. Ваша естественная память (в зрительном и речевом анализаторах) запоминает очень многое. Но память работает по принципу "Стимул - реакция". И если мы не позаботимся о формировании стимулов, с помощью которых мы будем доставать информацию из памяти, мы не сможет найти информацию в памяти, хотя она там и есть.

Пример использования естественной памяти и резкого сокращения объема специально запоминаемой (мнемоникой) информации.

Одним из пунктов конспекта урока по PHP идет синтаксис операций сравнения.

  • >
  • <
  • >=
  • <=
  • == - равно
  • === - идентично
  • !== - не равно
  • !=== - не идентично
  • = - оператор присваивания

Подобная информация запоминается непосредственно зрительной памятью. Когда мы вспоминаем, мы видим эти знаки в своем воображении, даже в том цвете, как их показывали на экране.

При мнемоническом запоминании не нужно запоминать все эти значки специально! Они слишком простые и привычные (знакомые), и запоминаются естественной памятью. Но чтобы достать эту информацию из памяти через несколько дней и, тем более, через несколько месяцев, нужно создать стимул и связать эту информацию со стимулом.

Мнемоническому запоминанию подлежит один единственный образ-стимул, назначение которого - извлечь из памяти картинку со знаками операций сравнения. Второе назначение - обеспечить припоминание последовательности этой информации в рамках конспекта урока.

Операции сравнения можно закодировать образом "весы". На фоне весов нужно представить значки, связать информацию естественной памяти со стимулом.

Стимул "весы" запоминается последовательно с другой информацией конспекта урока. В моем мнемоническом конспекте этот пункт урока идет восьмым номером (нумерацию запоминать не обязательно). Соответственно, я могу вспомнить, о чем говорилось до пункта 8 и после пункта 8. Пунктом 7 был синтаксис арифметических операций. Пунктом 9 - как вывести ноль (ложь) в PHP, если это нужно. ( PHP не показывает логическую операцию "ложь". А иногда её бывает полезно увидеть на экране в виде нуля.)

Для обеспечения безвозвратного обучения нужно составить конспект урока (сухой остаток) - последовательность точной информации. Этот конспект запоминается мнемоническими методами с привязкой к теме или к номеру урока. Для сокращения объема запоминаемого материала нужно максимально использовать возможности естественной памяти и ни в коем случае не кодировать в образы все подряд.

Например, было бы глупо кодировать в образы синтаксис арифметических операций. Достаточно обозначить в своей памяти все операции одним образом "калькулятор".

А как же некоторые умудряются учиться на "отлично"? МНЕМОТЕХНИКА! Или, как вариант, стопка "настольных книг", каждодневное чтение одного и того же.

В.Козаренко

 

(c) 2002-2015, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru/
Обратная связь(support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.



В избранное