Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник ЦАИ №37


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№37
август-октябрь 2007

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


КАК СОЗДАЮТСЯ АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ?

Владимир Николаевич Дружинин

Описания знаков Зодиака могут быть очень детальными и красочными, а прогнозы на будущее весьма конкретными. Возникает естественный вопрос — откуда такая осведомленность, каким образом астрологи получили свои знания? Астрологи обычно уверяют, что они взяты из «многовекового опыта». Психолог Владимир Дружинин, автор статистического исследования о связи звезд с характером человека, наивно верит, что астрологические представления о влияниях планет — плод многовековой, кропотливой работы астрологов с клиентами. Он пишет об этом так:

Предположим, известный астролог Козаманус составил гороскоп императора Карла Очередного. В гороскопе Карла Очередного луна в пятом доме соединена с Марсом. Через двадцать лет Карл Очередной внезапно влюбился на охоте в графиню Анну фон Дорфбергштардт. Следовательно, соединение Луны и Марса в доме любви (пятый дом), согласно логике астрологов, будет свидетельствовать о склонности к внезапно возникающей страсти, отягощенной семейным рукоприкладством (Дружинин В. Личность и гороскоп//Человек, 1995, № 1, с. 178).

Вера в то, что астрологи сформулировали принципы составления гороскопа на основании длительных наблюдений за жизнью людей, — не более чем устойчивое и распространенное заблуждение. Соотнесение людей, родившихся под тем или иным знаком, с теми или иными чертами характера и составление для них астрологических прогнозов не имеют никакого отношения к статистике. В действительности в основе гороскопа лежат более романтичные, далекие от сухой статистики и в то же время приземленные, понятные даже самому простому человеку соображения.

Астрологи крайне неохотно рассказывают о принципах составления гороскопов, предпочитая предлагать публике конечный продукт своего творчества. Отчасти это объясняется нежеланием плодить конкурентов-дилетантов — все же профессиональные секреты принято храниться в тайне, — но я полагаю, что есть и другая причина. Человеку со стороны ужасно громоздкое знание астрологии представляется сложной, уходящей в глубину веков наукой, хотя на самом деле видимость сложности создается при помощи простых и незамысловатых схем. Если эти схемы станут достоянием гласности, у людей могут возникнуть вполне обоснованные сомнения в состоятельности астрологии, и они вообще могут разочароваться в ней. Именно в этом, как я подозреваю, кроется подлинная причина нежелания астрологов рассказывать о механизме создания гороскопов. Они предпочитают с важным и снисходительным видом излагать свои «знания» о человеке и его будущем. Именно поэтому так важно разобраться, откуда взялись принципы, используемые при создании гороскопов, и убедиться, что на самом деле они не имеют ничего общего с эмпирическими законами. В настоящей статье я буду ссылаться на уже существующие критические исследования — в частности, на книгу Александра Арефьева «Лукавая астрология», которую можно считать одной из лучших работ, посвященных данной проблеме.

Знаки Зодиака: происхождение «портретов»

Авессалом Подводный

Астрологи уверяют, что, соотнося определенные черты характера с тем или иным знаком Зодиака, они руководствуются «многовековым опытом». На самом же деле основным источником этих знаний являются ассоциации между характером человека и его зодиакальным символом. Попросту говоря, отличительные черты соответствующего животного грубо и примитивно переносятся на человека. Скажем, Тельцам приписывают упорство и силу, поскольку эти черты свойственны быкам. Скорпионам, естественно, приписывают склонность язвить и жалить. Вот, например, что пишет по поводу «скорпионов низшей октавы» автор книг по «каббалистической и синастрической астрологии» Авессалом Подводный:

Скорпион низшей октавы буквально напоен ядом… Он кусает всех подряд и очень болезненно, инстинктивно умея найти у человека самое святое или больное место (Подводный А. Скорпион//Наука и религия, 2000, № 12).

Еще один прием — провести параллель между «стихией знака» и темпераментом человека. Еще в античности знаки Зодиака были разделены на четыре стихии. Знаки Огня (Овен, Лев, Стрелец) — это холерики, горячие и несдержанные люди. Знаки Воздуха (Близнецы, Весы, Водолей) — сангвиники, подвижные и беспокойные. Знаки Земли (Телец, Дева, Козерог) — это меланхолики, консерваторы и зануды. Знаки Воды (Рак, Скорпион, Рыбы) — флегматики, пластичные и склонные приспосабливаться к окружению. И не забывайте, что это всего лишь сухая схема, которую человек с фантазией без труда дополнит красочными подробностями. Приведу пример из книги Арефьева:

1) Людьми Огня считались люди горячие по характеру, несдержанные, пылкие. Они быстры и энергичны в движениях, их тело сильно и мускулисто, суховато и жарко. Это — хищники жизни…

2) Людьми Воды именовали людей более пластичных и дипломатичных. Они тоже сильны по характеру, но уже по-своему, действуют не в связи с моментальной вспышкой, а исподволь. Они мощны телом, но мышцы их «сыры». Они «влажны» и «холодны». Это — борцы…3) Людьми Воздуха называли тех, кто по характеру малопонятен, по манерам грациозен и неуловим. Такие люди действуют больше хитростью, чем силой. Тело их «холодно» и «сухо»…

4) Людьми Земли обозначали тех, кто консервативен и неизменен, упрям и всегда стоит на своем, даже если не прав. У них нет активной силы. Тело их «горячо» и «влажно»…

Полученная в результате картина, помимо прочего, еще и красива: горячим и подвижным знакам Огня противостоят холодные знаки Воздуха, переменчивым знакам Воды — консервативные, укорененные знаки Земли.

Далее в ход идут другие астрологические соображения. Еще во времена античности знаки Зодиака стали связывать с семью планетами Солнечной системы (в число планет включались Солнце и Луна). Каждой из пяти планет приписали по два зодиакальных знака, а Солнцу и Луне — по одному. В результате свойства знака Зодиака стали дополняться свойствами управляющей этим знаком планеты. Арефьев в своей книге цитирует отрывок из сочинения П. Пиобба «Древняя высшая магия»:

1) Сатурн — дает человеку вид холодный, мрачный и печальный. Черные волосы и борода, ледяной взгляд глубоко сидящих глаз. Голова наклонена к земле, тело длинное и худое (почему так — легко выясняется, если сопоставить с признаками самих наблюдаемых планет: цветом, подвижностью и прочее — А. А.).

2) Юпитер — дает человеку добродушие, веселый нрав. Волосы каштановые, борода редкая, светлые глаза с откровенным взглядом. Большая круглая голова, фигура полная, небольшого роста (иногда добавляют «пышущий здоровьем» — А. А.).

3) Марс — дает человеку вид живой деятельный и вспыльчивый. Волосы светлые, борода густая, но короткая. Взгляд проницательный и быстрый. Маленькая энергичная голова, тело мускулистое, не жирное (иногда добавляют «красноватый цвет лица» и «рыжая борода» — А. А.) (П. Пиобб. Древняя высшая магия. СПб., 1910).

Вся эта астро-логика вполне понятна и незамысловата — с ее помощью совсем нетрудно составить гороскоп, скажем, для Овна, который принадлежит к стихии Огня и находится под управлением Марса. Арефьев в своей книге проделывает такой опыт:

На знак Овна падает такое интересное сочетание: Овен-Огонь-Марс. Как выражаются звездочеты, это «стихия Огня под покровительством Марса». Это значит, на Овна (помимо его непосредственных «бараньих» характеристик) переходят признаки живого, яркого, горящего огня и воинственного, напористого, прямолинейного Марса. Нетрудно теперь скоренько состряпать из этого сочетания полную характеристику человека-Овна. Он «должен быть» горячим, нетерпеливым, открытым, опрометчивым, страстным и так далее (сравнивайте-сравнивайте, похоже?). Характеристика готова! Теперь ее несложно перенести на любую жизненную ситуацию: в спорт, на службу, в спальню, наконец, на кухню, в домашнее хозяйство.

Здесь-то и приходится пофантазировать. Итак, Овен-Огонь-Марс. Марс «любит» кровь, значит, и Овен от мясного никогда не откажется. Другое дело, что при своей горячности у него никогда не будет хватать денег на жаркое и колбасу… Марс — воин, сил тратит много, а значит, и Овну припишут большую прожорливость. Теперь приготовление пищи. Сразу ясно, что долгую готовку Овну не любят: быстренько сварить, поджарить, быстренько съесть… Еще что-нибудь? Можно развить на десяток страниц. Например, то, что жены-Овны вряд ли годятся для любителей вкусно поесть, а мужья-Овны наверняка не удосужатся похвалить за вкусный обед…

Восточный гороскоп

Точно таким же образом составляются психологические портреты людей и в восточном гороскопе. Согласно бытующим представлениям, человек, родившийся в определенный год, обладает теми же чертами характера, что и животное, которое является символом этого года.

Однако на Востоке также не ограничиваются простыми ассоциациями между знаками Зодиака и чертами характера. На психологические портреты восточного гороскопа влияют и другие факторы — например, каждое животное по своей природе относится к одному из двух начал, Ян или Инь. Ян — это активное, мужское начало, Небо и Солнце. Инь — это пассивное, женское начало, Земля и Луна. Кроме того, знаки восточного Зодиака также распределены по стихиям — только их не четыре, а пять: Огонь, Вода, Металл, Дерево, Земля.

Давайте посмотрим на конкретном примере, как работает этот механизм. Возьмем Собаку. «Собачьи» свойства известны всем — верность, преданность, прямодушие, агрессивность. Далее, собака — это животное «Ян» и Металл. В результате получаем «Ян-Металл», то есть «открытый» металл, ничем не неприкрытые жесткость, остроту и негибкость. Давайте возьмем другой пример, Дракона. Дракон — это «Ян-Дерево». Помимо изначально драконьих черт припишем знаку Дракона черты «Ян»: силу, активность, мужественность, — и Дерева: гибкость, рост, буйный цвет, шумливость при ветре, раскидистость. И так далее по списку.

«Гибридный» гороскоп

Тот же самый механизм используется при составлении «гибридного» гороскопа, в котором доморощенные российские астрологи пытаются соединить восточные и западные знаки (например, толкуя год «по-восточному», а месяц «по-западному»).

Выясняется, например, что человек, родившийся в год Обезьяны под знаком Льва, — это «Пылкая Обезьяна, которая держит Тигра за хвост». Напротив, человек, родившийся в год Змеи под знаком Рака, — это «Сомнамбулическая Змея, которая не будет себя изнурять, и которую следует расшевелить». Создаются такие определения элементарно — Лев в европейской астрологии отличается пылкостью, потому и Обезьяна-Лев будет «страстной и пылкой», а Рак у европейцев — это знак Луны, потому и Змея-Рак превращается в «лунатика, сомнамбулу».

Между тем, попытки соединения восточного и западного гороскопа проистекают из очевидной неграмотности. Хотя восточный гороскоп и основан на 12-летнем цикле, в котором каждому году соответствует определенное животное, это вовсе не означает, что месяцы в этом календаре не имеют никакого значения. Каждому животному на Востоке соответствует не только год, но и месяц и даже час в сутках, так что наши горе-астрологи, запихивая в восточный гороскоп знаки западного Зодиака, попросту его разрушают.

Медицинские прогнозы

«Зодиакальный человек» — гравюра из альманаха 1702 года

Истоки астрологических медицинских прогнозов лежат в схеме, которую Александр Арефьев называет термином «звездный человечек». Речь идет о проекции Зодиакального Круга на тело человека — если вы знакомы с этой схемой, то без труда поймете, откуда берутся нехитрые рекомендации «медиков» от астрологии. Каждому знаку Зодиака соответствуют определенные органы и части тела, причем болезни для разнообразия «расписаны» по трем уровням: наружному, внутреннему и скелетному. Так, например, знак Овна соотносится с головой, поэтому речь пойдет о челюстно-лицевых травмах, заболеваниях ушей и глаз, нарушениях деятельности мозга, зубной боли и т. п. Кроме того, в месяц Овна (с 21 марта по 20 апреля) астрологи могут рекомендовать всем людям остерегаться «болезней и травм головы», для достоверности напомнив, что возможны также падения сосулек с крыш. Как отмечает Арефьев, поскольку у каждого из нас в жизни хоть раз была подобная травма, мы тут же припомним соответствующий случай, а астролог будет нам поддакивать с многозначительным и «знающим» видом…

Откуда все это взял астролог? Он заявит, что все эти знания вырабатывались «тысячелетиями» и взяты «из опыта». Увы, многие доверяют всей этой ерунде, сообщенной с глубокомысленным видом, но если понять астро-логику, вам, замечает Арефьев, станет совершенно ясно, как бездумно и примитивно составляются подобные «прогнозы», как они порой безграмотны и просто опасны!

Посевной календарь

 

Календарь «посевных дней»

В заключение я расскажу о том, как астрологи умудряются составлять «посевные» календари — адресованные доверчивым садоводам указания, что, как и когда следует сажать на дачном участке. В качестве примера Арефьев выбрал книгу Сергея Вронского «Астрология: суеверие или наука?» (М., 1991). Гороскоп для садовода в этом сочинении многозначительно называется «лунным». Хотя Луна и в самом деле влияет на земные процессы — своим притяжением и отраженным светом Солнца, Вронский имеет в виду влияние несколько иного рода. Дело в том, что Луна, обращаясь вокруг Земли, проходит через те или иные созвездия Зодиака, что дает астрологам прекрасный повод для новых «прогнозов». Вот, к примеру, что сообщает Вронский о Луне в знаке Овна:

Когда транзирующая Луна передвигается через зодиакальный знак Овна, следует сажать только то, что растет быстро и сразу же идет на еду. Этот период особенно благоприятен для салата, шпината, кустистой фасоли и помидоров.

Как здорово! — иронизирует Арефьев. Неужели в самом деле нужно делать именно это? Не торопитесь соглашаться с гороскопами и сажайте то, что считаете разумным. Почему? Да потому, что секреты лунного календаря совсем не трудно расшифровать.

Все очень просто: Овен находится под управлением Марса, планеты круглой и красной на вид. Значит, речь должна идти о растениях, обладающих аналогичными качествами. Именно так в рекомендациях астролога появились помидор и фасоль. Вдобавок, Овен — самый первый знак Зодиака, то есть самый ранний, — потому Вронский утверждает, что все «должно» расти очень быстро! Видите, как нетрудно повторить путь его садоводческих рассуждений! Если вы хотите узнать, как откуда взяты рекомендации для остальных знаков Зодиака, обратитесь к книге Александра Арефьева «Лукавая астрология».

Выводы

Выше мы рассмотрели некоторые принципы создания психологических портретов знаков Зодиака и астрологических прогнозов. Увы, как оказалось, красочные и очень конкретные соображения астрологов вовсе не являются частью «многовекового опыта» человечества, а создаются при помощи очень сомнительных символических аналогий.
Конечно, далеко не все в астрологии основано на подобным прямых аналогиях. Многие прогнозы оставляли меня в полном недоумении — как их авторы пришли к таким выводам? Значительная часть информации в гороскопах является плодом творческого подхода к сухим астрологическим схемам.

И все же объективность требует признать, что время от времени публикуются работы, в которых астрологи пытаются на основании фактических данных выявить некие закономерности во взаимоотношениях звезд и судеб, а затем на основании полученных выводов предсказать будущее. Проблема, однако, в том, что почти все эмпирические исследования астрологов грешат серьезными изъянами с точки зрения математических методов обработки данных и их интерпретации. Но даже такие научно дефектные статистические исследования в астрологии — большая редкость. Огромное большинство астрологов занимается вовсе не эмпирическим обоснованием астрологических закономерностей, а составлением гороскопов, их символическим толкованием и выкачиванием денег из клиентов. При этом, как отмечает Александр Арефьев, «прогнозы» делаются вслепую, без всякого анализа статистики. Стоит ли подобная сомнительная астро-логика хоть какого-нибудь доверия?

— Вячеслав Алексеев

В скором времени в издательстве «Посох» выйдет в свет книга В. Алексеева, посвященная астрологии и христианству


УДИВИТЕЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ О РЕВЕККЕ И ЭЛАНИИ (ОКОНЧАНИЕ)

Мы представляем вниманию читателей объективное исследование истории и учения Ревекки Браун, автора книг «Он пришел отпустить измученных на свободу» и «Приготовься к войне». К сожалению, условия, на которых этот материал был предоставлен нам служением Personal Freedom Outreach, не позволяют публиковать текст в электронном виде. Однако после выхода в свет следующего номера, в котором будет опубликовано окончание статьи, желающие смогут заказать текст целиком в "бумажном" варианте. О стоимости этой публикации будет сообщено дополнительно.


ВОПРОС-ОТВЕТ

Матфея 2:2 — Почему Библия осуждает астрологию, но не осуждает волхвов, которые следовали за Вифлеемской звездой?

Библия действительно осуждает занятия астрологией (см. Лев. 19:26; Втор. 18:10; Ис. 8:19), но ни словом не осуждает волхвов, нашедших, ориентируясь по звезде, место рождения Христа.

Прежде всего, нам следует задаться вопросом, что такое астрология. Астрология — это вера в то, что изучение расположения и движения звезд дает людям возможность предсказывать события, будь то хорошие или плохие.

Во-вторых, звезда, о которой говорится в Писании, возвестила о рождении Христа, а не предсказала это событие. Бог явил волхвам звезду, чтобы сообщить им, что Младенец уже родился. Мы знаем, что младенец к тому моменту уже родился, поскольку в Матфея 2:16 Ирод отдает распоряжение убить всех младенцев от двух лет и младше в Вифлееме и окрестностях «по времени, которое выведал от волхвов».

В-третьих, в Библии есть и другие случаи, когда Бог использует звезды и планеты, чтобы открыть людям Свою волю. В Псалме 18:1-7 говорится, что небеса проповедуют славу Божию, а в Послании к римлянам 1:18-20 — что творение свидетельствует о существовании Бога. Господь Иисус Христос упоминает о явлениях, связанных с солнцем, луной и звездами, которыми будет ознаменовано Его Второе Пришествие (Мф. 24:29-30), и о том же говорит пророк Иоиль (2:31-32). Звезда, за которой шли волхвы, не предсказала рождение Христа, но возвестила о нем.

— Geisler, N., Howe, T. When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), pp. 326-327.

Оглавление


ЧЕТЫРЕ СКВЕРНЫЕ ПРИЧИНЫ «БЕЗУМИЯ РАДИ ХРИСТА»

Некоторые люди беспокоятся, что, если чересчур осторожничать, можно стать препятствием на пути у Бога и полностью пропустить очередное «движение Духа». Не желая что-либо упустить, они не настолько осмотрительны, насколько следовало бы, и присоединяются ко всему, что кажется чудом.

Мой главный тезис заключается в том, что нам вообще нет нужды что-либо решать по поводу так называемых «новых движений Духа»; мы можем смело пренебречь ими. Звучит странно, но я разовью свою мысль.

Я готов признать, что причудливость или необычность явления не обязательно говорит о его небожествественом происхождении. Бог может творить странные вещи, но мне кажется, что людям, которые называют некое явление «действием Духа», следует взять бремя доказательств на себя. Именно в их обязанность входит доказать, что в данном конкретном случае имеет место действие Бога.

Однако многие «доказательства», которые мне доводилось слышать, таковыми попросту не являются; единственная цель подобных высказываний — пресечь обоснованные сомнения и отвлечь внимание от вопроса об истинности или ложности явления. Те, кто прибегает к таким аргументам, по сути, затыкают критикам рот — и тогда Церковь остается без необходимой защиты от бредовых новомодных причуд, частенько возникающих на горизонте.

К примеру, иногда люди спрашивают: «Что плохого в безумии? Ведь Евангелие — это юродство. Мы должны быть готовы стать безумными ради Христа. В 4-й главе 1-го Послания к коринфянам Павел говорит, что мы должны быть безумны Христа ради. Он утверждает, что Евангелие — безумие, так почему же мы должны подвергать работу Духа рациональной и логической оценке?

Ответ на этот вопрос я нашел в беседе д-ра Пола Кокса с одним неверующим студентом, который высмеивал Евангелие. Д-р Кокс сказал ему: «Знаешь, почему ты смеешься? Потому, что идешь в погибель».

Видите ли, д-р Кокс понимал, о чем идет речь в 1 Коринфянам 1:18: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство [букв. глупость] есть…» В 1 Коринфянам 1:23 говорится: «… мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Для кого Евангелие является безумием? Для погибающих, для несмысленных язычников. Именно они считают его глупостью.

Евангелие не безумно само по себе, оно кажется глупостью лишь тем, кто его не понимает. Более того, в 1 Коринфянам 2:6 Павел говорит: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными». Евангелие — это мудрость, а не безумие, но мудрость не века сего.

А как же быть со словами Павла о том, что мы делаемся безумными ради Христа? Он говорит это с сарказмом. Откройте 1 Коринфянам 4:10: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии».

Видите, здесь Павел прибегает к сарказму — тому же приему, который он использует в 1 Коринфянам 1:21: «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». О, вы полагаете, это безумно? Вы считаете, это неумно? Вы считаете, это глупо? Отлично, Бог с радостью использует глупое, неумное, бессмысленное, как вы говорите, послание, чтобы спасти верующих. Это тоже сарказм.

Павел отнюдь не восхваляет глупость. Напротив, он осуждает ее в Галатам 3:1 («О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас?») и Титу 3:3 («Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий…»). В хо­рошей же компании оказываются желающие быть «глупцами ради Христа»! Итак, называть Евангелие глупостью — безумие. Если вы так думаете, то идете в погибель. Это не лучший аргумент в пользу странных явлений в теле Христовом.

А вот еще один аргумент, с которым я часто сталкиваюсь: не угашайте (или не оскорбляйте) Духа. Например, вы становитесь свидетелем некоего явления, которое его сторонники называют действием Святого Духа. Вот так-так, говорите вы, что-то я не уверен. Я не буду в этом участвовать. И тогда вас обвиняют в том, что вы угашаете или оскорбляете Духа.

Это порочный круг. Они утверждают, что в данном случае имеет место действие Святого Духа, и, что вы, отрицая этот факт, оскорбляете Его; между тем, вопрос об участии Святого Духа как раз и составляет суть проблемы. Утверждая, что вы оскорбляете Духа, ваши собеседники исходят из той самой предпосылки, которую вы ставите под сомнение.
Хуже того, этот аргумент основан на скрытой угрозе. С тем же успехом можно сказать, что, ставя под сомнение истинность некоего явления, вы оскорбляете Бога или задеваете Его чувства. Вас пугают тем, что своими сомнениями вы раните чувства Бога — более того, боретесь с Ним. Вы сомневаетесь не только в человеке, который приглашает вас участвовать в движении, вы противитесь Самому Богу. Это очень смелое заявление. Ведь участие Бога как раз и вызывает у вас сомнение.

Не дайте себя запугать и не попадайтесь на эту удочку. Да, возможно, я действительно угашаю Духа. Я согласен рискнуть. Почему? Потому что Дух переживет мою ошибку, а я могу и не пережить. Я могу не выжить, если ввяжусь во что-нибудь экстремальное и безумное, и меня столкнут в пропасть. Моя вера может не пережить этого. Так что лучше я рискну угасить Духа — если именно это и происходит, — чем окажусь на дне пропасти.

Некоторые люди опасаются обидеть любого духа: Духа Божьего, духа легкомыслия, духа Антихриста. По их мнению, все сверхъестественное и необычное должно исходить от Бога. Чем безумнее, тем лучше. Они видят в этом доказательство Божьего участия.

И это подводит нас к третьему аргументу: Бога нельзя ограничить. Меня поражает, как много людей считают этот аргумент веским. Проблема в том, что я полностью согласен с данным утверждением. Да, Бог может делать все, что хочет. Я не могу ограничить Бога. Но разве из этого следует, что любое сомнительное явление непременно исходит от Него?
Вы не можете ограничить Бога, следовательно, прыжки на голове во время «движения Духа» – это действие Духа Божьего. Почему вы так в этом уверены? Потому, что нельзя ограничивать Бога.

Эти утверждения никак не связаны друг с другом. Это лишь видимость ответа. Подобным образом можно защитить решительно все на свете. Я уверен, что Бог может сделать все, что Ему захочется, но это еще не значит, что Он действительно участвует в этом конкретном движении, — вот в чем вопрос.

Давайте представим, что я пригласил вас в церковь, где Дух проявляет Себя совершенно по-новому. Вы спрашиваете: как именно? Я говорю: когда Дух нас наполняет, мы все встаем в круг и мочимся в большой таз. Писаем в горшок. Мы называем это «помочиться в Духе». Коукл, говорите вы, это бред. А я отвечаю: в Библии нет ни одного стиха, который запрещал бы делать это. Найдите хоть один. Даже более того, я могу предложить обоснование из Библии: «…из чрева потекут реки воды живой». Вот, пожалуйста! Меня вполне устраивает! В конце концов, вы ведь не можете ограничить Бога, не так ли? Бог может делать все, что хочет, не правда ли? Кто вы такие, чтобы судить Его?

Скажите мне, в чем разница между моей апологией «пи-пи в Духе» и аналогичным объяснением любого другого экзотического явления? Разницы нет. Этот довод плох в любом случае. Бог может делать все, что Ему угодно, но это еще не доказывает истинность той или иной точки зрения. Да, Богу возможно все. Ну и что? Мы ведь рассуждаем не о том, на что способен Бог; мы говорим о том, что Бог в действительности делает или не делает в данных обстоятельствах, а для этого нам необходимо задать другие вопросы.

Возможно, кого-то из вас мой пример обидел. Но я выбрал такой пример специально. Еще совсем недавно привести пример очевидной нелепости было нетрудно. Мы рассказывали о том, как человек качался на люстре или лаял, словно собака. Все понимали, что это нелепо. Но сегодня мы имеем дело с такими явлениями, как Торонтское благословение, когда люди лают, как собаки, и рычат, как звери, и все это называется «исполняться Духом». Прежние примеры уже не столь однозначны, и приходится заходить еще дальше, чтобы придумать ситуацию, которую мы все сочли бы из ряда вон выходящей.

И, напоследок, аргумент, который раздражает меня больше всего: не трогайте помазанника Божьего. Ты возражаешь против чего-то странного и нелепого, а в ответ слышишь: не трогай помазанника Божьего.

Знаете, что люди имеют в виду, когда говорят это? На их языке это значит «заткнись». Как ты посмел усомниться в том, что этот человек — помазанник? Они заранее считают его помазанником, и когда вы оспариваете их мнение, в ответ звучат угрозы.

По сути, эти люди хотят сказать: даже не пытайтесь оградить церковь Божью, задавая вопросы, пытаясь отличить истину ото лжи, стремясь быть осмотрительными. Да, мы можем ошибиться, усомнившись в каком-то явлении, — возможно, таким образом и в самом деле действует Дух Святой — но, затыкая людям рот, в этом не убедиться.

Задавать вопросы — наш долг. В Послании к Титу 1:9-11 говорится: «Ибо епископ должен быть… держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». По словам Павла, если ты хочешь руководить церковью, тебе следует знать истину настолько хорошо, чтобы наставлять общину в здравом учении и убедительно обличать противящихся.

Павел не призывает обличать противников, затыкая им рты. Обличение — результат анализа, построенного на фактах и здравом суждении. Их нужно обличать, а не затыкать. Если их обличить, они замолчат. Павел действительно говорит, что мы должны приводить таких к молчанию. «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Титу 1:10). Но «заграждать уста» нужно, обличая, а не заставляя заткнуться. Это возможно только тогда, когда в церкви ведется открытый разговор на эти темы. Когда христиане выдвигают принципиальные возражения, это защищает Церковь от заблуждений. Если люди задают «неправильные» вопросы, лучше всего ответить им, а не затыкать им рот.

Когда кто-то говорит мне, что нельзя трогать помазанника Божьего, я спрашиваю — где об этом написано в Библии? Обычно они не знают, просто слышали эту фразу от кого-то другого. Вот, что вам следует делать всякий раз, когда люди предъявляют вам требование, якобы основанное на Писании: просто попросите их найти этот отрывок в Библии. И найдите его сами.

О помазаннике говорится в 1 Царств 24: 6-8, 11, 13. Давид скрывается от Саула, боясь за свою жизнь. Саул заходит в пещеру, где Давид прячется «для нужды», как деликатно говорит об этом Писание, и Давид тихонько отрезает край от верхней одежды Саула. Он мог бы убить Саула. После ухода Саула в 1 Царств 24: 7-8 мы читаем: «И сказал он [Давид] людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула»…

Не трогать Божьего помазанника значит не убивать его. Так что не позволяйте никому запугивать вас этим аргументом и мешать вам задавать соответствующие вопросы.
Я вовсе не хочу сказать, что какое-то конкретное явление не исходит от Бога. Теоретически, Бог может проявлять самым причудливым образом. Я открыт для этого, но вот, что я хочу сказать: рассмотренные выше аргументы не дают вам ответа на главный вопрос. Ссылки на присущее Евангелию безумие, призывы не угашать Святого Духа, заявления о том, что Бога нельзя ограничить, не приблизят вас к ответу на вопрос, от Бога эти явления или нет. Скорее, эти «доводы» уведут вас в сторону от реальных проблем, от вопросов, которые действительно следует задать, чтобы найти ответ на главный вопрос.

— Грегори Коукл

Статья переведена и опубликована с разрешения служения Stand to Reason. Коммерческое использование без разрешения правообладателя запрещено.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ БИБЛИОТЕК

Приобретайте все прошлые выпуски «Вестника ЦАИ» в одном твердом переплете. Большое количество тем, общих сведений по культам и советов о том, как благовествовать культистам, делают это издание незаменимым источником сведений о культах и христианской апологетике. Индекс издания: П-01 . Цена с учетом пересылки по России — 380 руб.


КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований. Столярову П. Н.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 783901001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


НАША ПОЧТА

…Я сирота, воспитываюсь бабушкой (ей 79 лет), родители лишены родительских прав, когда мне было пять лет – бросили меня. В православии я уже четвертый год; бабушка в церковь привела. Стал изучать сектоведение, потому что однажды моя бабушка вернулась домой в крайне тяжелом состоянии (два года назад). На мой вопрос: «Что произошло?», она ответила: «Иду по улице, подходят ко мне эти сектанты „Свидетели Иеговы“ и пытаются мне засунуть в руки свои журнальчики. Я сказала: „Мы православные“, — на что они сильно разозлились и стали меня проклинать и угрожать: „Всех вас скоро уничтожит Иегова с этой системой вещей“, „Всем вам немного осталось, Иегова истребит всех, кто его ненавидит!“ Я взяла и порвала один из журналов и бросила им под ноги; произошла небольшая потасовка». Вечером у моей бабушки случился инфаркт, она пролежала в больнице чуть больше двух недель. Я пошел в милицию, написал заявление, но мне сказали, что эта «теократическая организация» зарегистрирована в органах юстиции и действует в рамках Устава. Я пошел в администрацию, но мне ответили, чтобы я не лез туда, все равно ничего не добьюсь.

…Немного отойдя, я стал собирать материал на этих сектантов, признаться его у меня очень мало за неимением компьютера и малой литературной базы в этой области в нашем городе. Священники не идут на помощь! Вот уже полгода я один работаю с сектантами, в частности со Свидетелями Иеговы (в городе их уже более 6 тыс. человек); беседую, веду диспуты и т.п., но если бы вы знали, как это тяжело без всякой поддержки, ни с одной стороны нет помощи. Слава Богу, женщину смог остановить, она уже три месяца ходила в их «Зал Царств»; кое-что нашел, дал ей почитать и, вроде бы, отошла от секты.

…Христа ради прошу, откликнитесь на нашу беду, сделайте что-нибудь, помогите мне. Храни вас Господь.

— Андрей, Хабаровский край.

(Мы выслали Андрею материалы о Свидетелях Иеговы и просим Вас, дорогие читатели, молиться о духовном и материальном благополучии этой семьи.)

Спасибо вам за новый выпуск «Вестника» № 36. Каждый номер с вашими материалами мы читаем всей семьей, а также я передаю своим братьям и сестрам во Христе, чтобы они смогли более серьезно относится к Истине и завуалированной лжи, которая, вырывая слово из Св. Писания строит «свою правду»!

— Д. Л., Волгоград

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет

Отдел рассылки: Валерия Сорокина

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@Apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное