Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

20-26 декабря 2007 года


Дорогие читатели!

Сотрудники Центра апологетических исследований
поздравляют Вас с Рождеством Христовым
и желают вам Божьих благословений в новом году


Во время новогодних прадников рассылка выходить не будет


 

ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Верховный суд постановил сделать переливание крови недоношенному ребенку

Верховный Суд постановил, что недоношенному ребенку должно быть сделано переливание крови, необходимое для сохранения его жизни, вопреки требованиям родителей-Свидетелей Иеговы. Судья Джордж Бирмингем постановил, что переливание может быть сделано лишь в крайнем случае, когда никакой альтернативы не останется.

Новорожденный мальчик, который фигурирует в материалах суда как «Бэби Би», родился раньше срока, на 30 неделе, с внутренним кровотечением. Необходимости в срочном переливании крови пока нет, но за время рождественских праздников состояние ребенка может ухудшиться. Окончательное решение вопроса было отложено до 27 декабря .

Belfast Telegraph, 24.12.2007

к оглавлению

Вопрос о призыве Свидетелей Иеговы на военную службу остался нерешенным

Юри Хякямиес

Комитет, повторно рассматривающий целесообразность существующей практики освобождения Свидетелей Иеговы от военной службы, не сумел прийти к единодушному заключению по данному вопросу. Согласно действующему закону, Свидетели Иеговы не обязаны проходить военную или альтернативную службу в мирное время. Особые условия, предоставленные одной религиозной группе, входят в противоречие с принципом равноправия перед законом, и правозащитники призвали Финляндию положить этому конец.

Рабочая группа, созданная Министерством обороны, изучила ряд возможных альтернативных, в том числе сохранение нынешнего положения дел, аннулирование существующего закона об освобождении от военной службы, и расширение формулировок закона с тем, чтобы избежать упоминания конкретных религиозных и общественных организаций.

По информации, полученной от членов рабочей группы, некоторые альтернативы будет трудно законодательно оформить и претворить в жизнь. Другие возможные решения приведут к увеличению количества отказников, предпочитающих тюрьму службе в армии.

Министр обороны Юри Хякямиес полагает, что необходимо видоизменить порядок прохождения альтернативной гражданской службы таким образом, чтобы она была приемлема для Свидетелей Иеговы. Хякямиес отмечает, что нынешнее законодательство допускает прохождение альтернативной службы в религиозной организации.

В соответствии с действующим законодательством Свидетели Иеговы призывного возраста могут получать отсрочки от службы до тех пор, пока им не исполнится 28 лет, после чего могут претендовать на освобождение от воинской обязанности. Возможные поправки в законодательстве будут затрагивать интересы примерно 150 человек в год.

YLE ( Финляндия ), 20.12.2007

к оглавлению

Роженица, отказавшаяся от переливания крови, требовала «Кока-Колу» и помидоры

Женщина, оказавшаяся в центре скандала по поводу переливания крови, вчера заявила Верховному Суду, что отказалась от переливания крови в расчете на то, что ей будет предоставлена альтернатива в виде «Кока-Колы» и помидоров. Конголезка, фигурирующая в материалах суда как «Миссис Кей», сказала, что у нее на родине при такой потере крови пациентам дают колу и помидоры. По словам женщины, ее родители давали эти продукты другим людям, поскольку в них содержится железо, — и хотя они не так эффективны, как переливание крови, они могли бы «понемногу» возместить потерю крови.

Во время родов «Миссис Кей» потеряла много крови, ее гемоглобин упал до критической отметки, и она находилась между жизнью и смертью. Вчера, во время перекрестного допроса, отвечая на вопросы юрисконсульта больницы Джерарда Хогана, женщина сказала, что в тот день просила персонал больницы вместо переливания крови дать ей «колу и помидоры». Она сказала, что попросила об этом, находясь в здравом уме, и отвергла предположение г-на Хогана, что она не понимала всей тяжести своего состояния. «Я достаточно хорошо понимала, насколько серьезна ситуация, и знала, что должна выбирать между жизнью и смертью, и что мне нужно уважать законы Бога», — сказала «Миссис Кей».

«Миссис Кей», говорившая по-французски через переводчика, отрицала, что была недееспособна, и настаивала, что на основании Библии приняла личное решение не принимать продукты крови. Она достала Библию и процитировала текст Деяний 15:29: «Воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда. Оберегая себя от этого, будете успешны. Доброго вам здоровья!».

После неоднократных вопросов г-на Хогана о том, обсуждались ли на собраниях в Зале Царства (церкви Свидетелей Иеговы) последствия отказа от переливания крови, «Миссис Кей» сказала, что Свидетелей учат уважать Библию, но решение о переливании крови — личное дело человека и Иеговы.

Ранее она уже признала, что во время беседы с акушеркой ничего не сказала о своем нежелании принимать переливание крови. В этот раз она признала, что при поступлении в больницу назвалась католичкой. При этом она не согласилась с утверждением г-на Хогана, что своей ложью она поставила больницу в «невозможную ситуацию». «Миссис Кей» выразила сожаление в связи с тем, что не рассказала сотрудникам больницы о своих убеждениях раньше, но заявила, что врачи, как она полагала, дадут ей рекомендации, а решение останется за ней.

Женщина пообещала подать в суд на больницу, поскольку врачи, хоть они и спасли ей жизнь, не выполнили свою обязанность заботиться обо «всем ее теле».

Как установил суд, Свидетели Иеговы носят с собой карточку, которая в критической ситуации должна уведомить врачей о нежелании пациента, чтобы ему переливали кровь. «Миссис Кей» призналась, что при поступлении в больницу карточки при ней не было, но добавила, что «не карточка» делает человека Свидетелем Иеговы.

Судебные слушания продолжаются .

— The Irish Independent ( Ireland ), 20.12.2007

к оглавлению

МОРМОНЫ / ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

«Храмовый эффект» вовсю проявляется в окрестностях Рексбурга

Храм в Рексбурге

После двух десятков лет торговли недвижимостью в этом городе на востоке штата Айдахо, центром которого является мормонский университет, Тед Уайт хорошо знает, чего хотят некоторые его клиенты: дом поблизости от мормонского храма. Если бы он только мог упоминать об этом в рекламе… «Мы бы и хотели, но не можем использовать такую информацию», говорит Уайт, подобно другим 92% из 31-тысячного населения города принадлежащий к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. — «Федеральный акт о честной торговле недвижимостью называет это дискриминацией».

Этот феномен можно назвать «храмовым эффектом», поскольку высокие здания храмов СПД — наподобие того, что будет построен в Рексбурге в феврале, или другого, строительство которого завершится в середине года в городе Твин-Фоллз, в 300 километрах от Рексбурга, — порождают волнения в экономике. Цены на недвижимость в окрестных поселениях взлетают до небес. Мотели начинают рекламировать комнаты с видом на храм. Верные мормоны меняют места жительства .

В то время как участие в предвыборной гонке члена церкви СПД и бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни вызвало новый всплески интереса к этой американской религии мо 177-летней историей, 13-миллионная церковь строит или проектирует, по меньшей мере, 13 новых храмов по всему миру, в том числе шесть в Латинской Америке, где мормоны быстро растут. Лишь четыре из них будут построены в США, и два из них — в штате Айдахо.

Рексбургский храм , который должен стать 125- м по счету , имеет площадь в 5342 кв . Метра , а его шпиль, увенчанный фигурой ангела Морония, дующего в трубу, поднимается на высоту 53 метра . Храм расположен рядом с филиалом принадлежащего церкви СПД Университета им. Бригама Янга, его стены выложены 637 плитами из композитного бетона с кварцевой крошкой. Впечатляющие затемненные окна украшены орнаментом в виде колосьев — дань памяти крестьянскому прошлому церкви.

Внутри храм отделан в стиле art - deco — от настенных светильников до лестничных перил. Покрытая синей плиткой крестильная купель, покоящаяся на спинах двенадцати волов, расположена на втором этаже — здесь мормоны посвящают в свою веру умерших родственников. В комнатах для обучения полы покрыты коврами, а стены расписаны изображениями лосей и оленей.

В местности, где в любой организации — от бойскаутов до спортивных команд — преобладают мормоны, немногочисленные представители других вероисповеданий считают храм ярким свидетельством засилья мормонской культуры, говорит преп. Дональд Хэммер, пастор местной общины Ассамблей Божьих.

«Храм для любой местности является ярким символом. Именно поэтому они их и строят», — говорит о. Калеб Фогель, священник местной католической общины, насчитывающей 100 прихожан. — «Мы всегда были меньшинством. И храм лишь является видимым тому подтверждением ».

Кларк Хирши, представитель церкви СПД в Солт-Лейк-Сити, говорит, что перед официальным посвящением доступ в новые храмы открывается для всех — отчасти для того, чтобы храм могли посетить и не-мормоны. Хирши признает, что мормоны таким образом пытаются ответить на критику, что церковь закрыта для посторонних глаз: «Мы постоянно сталкиваемся с подобными упреками, поскольку в них есть, как я полагаю, доля истины. Но мы пытаемся оповестить всех, что готовы принять любого человека».

Церковное руководство ожидает, что на открытие Рексбургского храма желающим бесплатно осмотреть храм с 29 декабря по 26 января будут выданы 150 тысяч белых пластиковых бахил. О. Фогель сказал, что получил приглашение, но не пойдет. Пастор Хэммер собирается сходить .

Но как только 3 февраля храм будет посвящен, получить «храмовый лист», дающий право пройти дальше вестибюля, получат только члены церкви СПД, соответствующие жестким критериям, установленным церковью.

По крайней мере один отель в Айдахо Фоллз, «Ле-Ритц», уже завлекает гостей предложением комнат с видом на храм.

Земля вокруг храма становится настолько дорогой, что руководство церкви СПД тщательно скрывает свои будущие планы, чтобы предотвратить нечестную спекуляцию недвижимостью, говорит Хирши.

Кен Эдмундс, мормон и владелец 49 участков земли близ нового храма в Твин-Фоллз, заплатил за землю втридорога, полагая, что местоположение участков позволит ему выгодно их продать, даже если цены на недвижимость упадут. Для большей гарантии, он назвал свой поселок в честь мормонского журнала, Энзайн. «Это название сразу бросится в глаза членам церкви, а остальных оно не волнует», — говорит он.

— Deseret Morning News , 24.12.2007

к оглавлению

Мормонская сегрегация

Спенсер У. Кимбалл

В своем «Официальном Заявлении», опубликованном 9 июня 1978 года , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней распространила «священство и храмовые благословения на всех достойных членов Церкви мужского пола». Церковь объявила, что ее тогдашний президент Спенсер У. Кимбалл «получил откровение» на этот счет. До того времени мормонизм был демонстративно расистской религией, не позволявшей чернокожим полноценно участвовать в церковной жизни на основании убеждения, что белые «безгрешны» и «благопристойны», а чернокожие являются «нечестивыми», «презренными» и «отвратительными» потомками библейского Каина, проклятого за убийство Авеля.

К 1978 году Гражданская война за права чернокожих в США уже сто лет как закончилась; Уильям Дюбуа и Генри Московиц уже создали Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения ( NAACP ); а президент Трумэн уже разрешил чернокожим служить в армии.

К 1978 году постановление суда в деле «Плесси против Фергюсона» было отменено постановлением суда в деле «Браун против Комитета по образованию», а Тергуд Маршалл первым из чернокожих занял пост члена Верховного Суда .

К 1978 году Джеки Робинсон (первый чернокожий бейсболист-профессионал) уже не только вышел на пенсию, но и скончался.

К 1978 году Мартин Лютер Кинг уже произнес свое знаменитое «У меня есть мечта», а Конгресс США принял Акт о гражданских правах и Акт об избирательных правах.

К 1978 году в университетах штатов Джорджия, Миссисипи и Алабама чернокожие уже учились наравне с белыми.

К 1978 году сенатор Стром Термонд, в 1948 году баллотировавшийся в президенты под лозунгом «расовой сегрегации», уже стал сторонником интеграции и нанял в свой штат чернокожих сотрудников.

Все это означает, что, несмотря на многие десятилетия борьбы за гражданские права, к которой в конце концов присоединились даже непримиримые сторонники сегрегации, церковь СПД по-прежнему жила прошлым. Да, в конце 1970-х годов другие религиозные организации в США также сохраняли расовое разделение в силу сознательного решения или традиции. Но, по словам журналистов Ричарда и Джоан Остлинг, только мормоны «ввели столь радикальные расовые предпочтения и объявили их божественным откровением».

Арманд Л. Маусс

Мормон Арманд Маусс, ведущий специалист по взаимоотношениям церкви СПД с чернокожими, отмечает, что «большинство привычных „объяснений“ причин недопущения чернокожих к священству были попросту заимствованы из европейского и американского расистского наследия XIX века, — в особенности из аргументов в пользу рабовладения, которые были в ходу на послевоенном Юге».

Смысл запрета на рукоположение чернокожих в священники не сводился к тому, чтобы держать их подальше от руководства. В конечном итоге, это было следствие мормонского убеждения, чернокожие просто не могут ни быть полноценными членами церкви на земле, ни жить вместе с белыми на небесах.

В мормонской системе ценностей «священство — это все», пишут Остлинги, и мальчики обычно получают первый чин священства в возрасте 12 лет. «Для того, кто не имеет священства, недосягаемы многие обычные формы участия в церковной жизни, такие как раздача причастия» — пишут они. — «Священство — обязательное условие для получения храмовых благословений и запечатления брака на вечность, которые открывают носителям священства путь к высшим почестям на небесах и к потенциальной божественности».

Решение мормонского руководства покончить с этой практикой было встречено с восторгом. Однако г-н Маусс говорит, что церковь так и не отказалась от учения, стоявшего за расовой сегрегацией. В 2004 году он писал: «Как ни смешно, доктринальный фольклор, который, как многие из нас полагали, был уничтожен или, по крайней мере, положен на полку, благодаря откровению 1978 года , продолжал появляться ... [в церковных публикациях], изданных спустя много лет после 1978 года, и до сих пор проповедуется некоторыми благонамеренными учителями и руководителями церкви».

The Wall Street Journal, 21.12.2007

к оглавлению

Опубликованы бумаги бывшего мормона, ранее считавшиеся выдумкой

Уильям Маклеллин

Некогда коллекция Маклеллина — бумаги влиятельного апостола церкви, жившего в XIX веке, который был близок с Иосифом Смитом, но потом ушел из церкви, — считалась не более чем мормонским мифом. Однако бумаги Уильяма Э . Маклеллина 1 не миф . Его письма, проповеди и дневники впервые опубликованы в выпущенной на этой неделе издательством Signature Books книге объемом 570 страниц. Оригиналы документов хранятся в библиотеке Университета Юты и в архивах церкви СПД.

«Эти бумаги дают нам возможность заглянуть в раннюю историю СПД», — говорит Стэн Ларсон, один из редакторов книги и куратор отдела рукописей библиотеки.

Маклеллин присоединился к церкви сразу после ее возникновения, в 1831 году. Он быстро завоевал уважение Смита и стал членом первого Кворума Двенадцати Апостолов. Однако в 1836 году Маклеллин покинул церковь — как поговаривают, позаимствовав кое-какие бумаги из дома Смита, — и был лишен членства в 1838 году.

Стэн Ларсон

Несмотря на все попытки образумить его, в 1854 году Маклеллин написал апостолу Орсону Пратту письмо, в котором говорилось, что он не признает никакие учения, кроме тех, которые Смит проповедовал в первые три года своего публичного служения. Он был противником не мормонского богословия, а Смита и изменений, происходивших в церкви, говорит один из редакторов книги Сэм Пасси, директор библиотеки округа Уинта и Регионального исторического центра в г. Вернал, штат Юта: «Он уверовал в мормонизм, который Смит проповедовал в начале 1830-х годов, и когда учение изменилось, он остался прежним. Поезд шел полным ходом, но он не мог больше оставаться на нем. Его вера накладывала на него определенные ограничения».

Переписка между Маклеллином и Джоном Тробером, который унаследовал все эти бумаги после смерти Маклеллина, создают совершенно иное представление об истории мормонов, нежели официальная версия, в которую верит большинство нынешних членов церкви. Он пишет, что никогда не слышал о «первом видении» Смита, когда будущему пророку во время молитвы в роще явились Бог Отец и Иисус, и это явление привело к основанию новой церкви. Он также ничего не знал ни об ангеле Моронии, который якобы привел Смита к закопанным золотым листам, ставшим впоследствии Книгой Мормона, ни об Иоанне Крестителе, якобы явившемся Смиту в штате Пенсильвания, на берегу реки Саскуэханна.

Некоторые до сих пор задаются вопросом, добавлял ли впоследствии Смит новые детали к своей первоначальной истории, или Маклеллин был настолько обижен, что писал с целью подорвать доверие к церкви. «Ответа мы никогда не узнаем», — говорит Ларсон, который признается, что у него есть свои собственные подозрения.

— Salt Lake Tribune , 20.12.2007

к оглавлению

Ответы на 21 вопрос о мормонской вере

Служба FOXNews . com составила список из 21 вопроса, касающихся некоторых распространенных поверий и заблуждений о мормонизме и предложила их вниманию Церкви Иисуса Христа Святых последних дней .

Церковь отказалась отвечать на некоторые вопросы на том основании, что они искажают основополагающие догматы мормонской религии.

«Многие из этих вопросов, как правило, можно найти на антимормонских страницах в Интернете, целью которых является представить учения мормонов в неверном свете», — говорится в официальном ответе церкви. — «Некоторые из этих вопросов не являются… сколько-нибудь серьезной попыткой отразить ключевые принципы и убеждения членов церкви».

Вот эти вопросы и ответы церкви СПД:

В: Почему некоторые называют вашу церковь культом?

О: Судя по всему, по большей части, это происходит из-за недопонимания церкви и ее ключевых учений и верований. При таких обстоятельствах очень легко навесить на какую-то религию или организацию оскорбительный ярлык, такой как «культ». По словам знаменитого религиоведа Мартина Марти, «культ» — это церковь, которая лично тебе не нравится. Мы не верим, что столь уничижительный ярлык можно навешивать на какую-либо организацию.

В: Верит ли мормонская церковь, что Иисус — сын Бога?

О: Мормоны верят, что Иисус Христос в буквальном смысле является Сыном Бога, Спасителем и Искупителем, умершим за грехи человечества и воскресшим из мертвых в третий день в бессмертном теле. Бог Отец также обладает бессмертным телом .

В: Верит ли мормонская церковь в божественность Иисуса Христа?

О: Мормоны верят, что Иисус Христос в буквальном смысле является Сыном Бога, Спасителем и Искупителем, умершим за грехи человечества и воскресшим из мертвых в третий день в бессмертном теле. Бог Отец также обладает бессмертным телом .

В : Верит ли церковь в то , что Бог — физическое существо ?

О: Мормоны верят, что Иисус Христос в буквальном смысле является Сыном Бога, Спасителем и Искупителем, умершим за грехи человечества и воскресшим из мертвых в третий день в бессмертном теле. Бог Отец также обладает бессмертным телом .

В : Если да , то верит ли церковь , что Бог живет на планете под названием Колоб ?

О: «Колоб» — это понятие, которое встречается в древних рукописях, переведенных Иосифом Смитом. Иосиф Смит не дал полного описания или объяснения Колоба и не придавал этой идее особого значения применительно к ключевым учениям церкви.

В: Где находится планета Колоб? Какое значение эта планета имеет для мормонов?

О: «Колоб» — это понятие, которое встречается в древних рукописях, переведенных Иосифом Смитом. Иосиф Смит не дал полного описания или объяснения Колоба и не придавал этой идее особого значения применительно к ключевым учениям церкви.

В: Верит ли мормонская церковь, что Бог и Мария вступили в плотские отношения, чтобы зачать Иисуса?

О: Церковь не утверждает, что знает, каким образом был зачат Иисус, но верит сказанному в Библии и Книге Мормона о том, что Иисус родился от Девы Марии.

В: Верит ли мормонская церковь, что после распятия и воскресения Иисус появился в Северной Америке?

О: Явление Иисуса в Западном Полушарии вскоре после Его воскресенья описывается в Книге Мормона. Мормоны верят, что, когда Иисус в Библии сказал Своим ученикам, что у Него есть «другие овцы», которые также должны услышать Его весть, Он имел в виду народы, жившие в Западном Полушарии.

В: Если так, когда это произошло? И при каких обстоятельствах?

О: Явление Иисуса в Западном Полушарии вскоре после Его воскресенья описывается в Книге Мормона. Мормоны верят, что, когда Иисус в Библии сказал Своим ученикам, что у Него есть «другие овцы», которые также должны услышать Его весть, Он имел в виду народы, жившие в Западном Полушарии.

В: Верит ли мормонская церковь, что ее последователи после смерти могут стать «богами и богинями»?

О: Мы верим, что библейские слова апостола Петра о «причастниках Божеского естества» и слова апостола Павла о «сонаследниках Христу» отражают намерение, что дети Божьи должны стараться всячески подражать своему Небесному Отцу. На протяжении вечности, как полагают мормоны, они будут почитать Бога Отца и Иисуса Христа и поклоняться им. Цель — не сравняться с ними и не достичь с ними равного положения, но подражать им и однажды обрести их совершенные благость, любовь и прочие божественные свойства.

В: Верит ли мормонская церковь, что женщины могут попасть на небеса лишь по специальному пропуску или паролю?

О : Нет .

В: Верит ли мормонская церковь, что женщины должны прислуживать мужчинам и на земле, и на небесах?

О : Вовсе нет . Мормоны верят, что мужчины и женщины абсолютно равны перед Богом и в отношении благословений, доступных через церковь.

В: Существует ли мормонское «белье»? Если да, должны ли все мормоны его носить? Что оно символизирует ?

О: Как и члены многих религий, Святые последних дней носят религиозные одежды. Однако члены других религий — обычно те, кто постоянно занимается пастырским или религиозным служением, — как правило, носят религиозные одежды как внешние облачения, как узнаваемый символ. В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней такие облачения носятся под уличной одеждой как индивидуальное и личное напоминание об обязательствах перед Богом.

Члены церкви воспринимают эти облачения как священные и не считают их темой для легкомысленного обсуждения.

В: Верят ли мормоны в существование другой физической планеты (или планет), на которой мормоны будут «править» после смерти и вознесения?

О : Нет .

В : Что конкретно говорит мормонская церковь об афроамериканцах и севреоамериканских индейцах ?

О: Мормоны утверждают, что все человечество — это сыновья и дочери Бога, и как таковые они заслуживают любви и уважения. Благословения евангелия доступны для всех.

В: Что представляют собой (или что представляли собой) «золотые листы»?

О: Книга Мормона была переведена Иосифом Смитом с летописей, записанных на золотых листах, подобных металлическим табличкам, найденным в других культурах. Эти летописи содержали историю народов Западного Полушария, включая историю о явлении им Спасителя. Поэтому Книга Мормона считается еще одним свидетельством бо Иисусе Христе.

В: Употребление алкоголя и табака запрещено или просто не рекомендовано?

О: Употребление алкоголя и табака, чая и кофе противоречит учению церкви.

В: Запрещает ли учение церкви также употребление «горячих напитков»? Относится ли этот запрет конкретно к кофеиносодержащим напиткам?

О: Употребление алкоголя и табака, чая и кофе противоречит учению церкви.

В: Почему мормоны ходят по домам?

О: Христос призывал Своих учеников нести евангелие миру. Церковь следует этому призыву и посылает миссионеров по всему миру.

В: Что мормоны думают о семье?

О: Мормоны верят, что семья — это основа жизни настоящей и будущей.

В: Может ли тот, кто не имеет возможности жениться в этом мире, заключить брак на вечность?

О: Бог не лишит благословений ни одного из своих детей, кто не имел возможность жениться в этой жизни.

— FOXNews.com , 18.12.2007

 

Если журналисты из Fox News воспроизвели ответы, полученные от церкви СПД, в точности, это поистине удивительный документ — своего рода квинтэсссенция современной мормонской политики. Отвечая на вопросы, мормоны исхитрились не только придать своему учению более-менее безобидный вид, умело обходя молчанием некоторые принципиальные моменты учения и акцентируя внимание на других, но и опасно приблизились к границе откровенной лжи.

Так, например, из всех существующих определений слова "культ" они выбрали одно, которое их больше всего устраивает своей нелепостью. Если же понимать под словом "культ" еретическое извращение исторического христианства, как это делаем мы в Центре апологетических исследований (см. здесь), то мормоны являются культом в чистом виде.

Отвечая на прямой вопрос о божественности Христа, мормоны попросту ничего не ответили — возможно потому, что на самом деле они понимают под "Троицей" не одного Бога в трех Ипостасях, а трех разных богов, объединенных лишь целями и намерениями. Любопытно также, каким образом они могут считать Иисуса Христа божественным Сыном (хотя их официальное учение действительно таково), если Книга Мормона прямо говорит, что Иисус Христос "есть самый Отец Вечный неба и земли и всего в них сущего" (Алма 11:39). Это учение настолько далеко от официального мормонского многобожия, что уходит в другую крайность, в ересь модализма (савеллианства).

Хотя "Колоб" действительно упоминается в мормонских писаниях лишь однажды, в 3-й главе скандально известной "Книги Авраама", это учение, по-видимому, достаточно распространено, чтобы апостол СПД Брюс Р. Мак-Конки упомянул о нем в своем изложении учения церкви: "Бог, как считается, жил на планете близ таинственной звезды, именуемой Колоб" (Bruce McConkie, Mormon Doctrine, p. 428).

Отвечая на вопрос о физическом зачатии Иисуса Христа, мормоны ближе всего подошли к границе откровенной лжи, учитывая, что учение о физической связи Бога Отца с Марией проповедовалось в церкви СПД со времен второго пророка Бригама Янга по времена тринадцатого пророка Эзры Тафта Бенсона:

"Христос был произведен на свет бессмертным Отцом таким же образом, каким смертные отцы производят на свет смертных детей" (Bruce R. McConkie. Mormon Doctrine, 1966, p. 547).

"Церковь Иисуса Христа Святых последних дней провозглашает, что Иисус Христос является Сыном Бога в самом буквальном смысле. Тело, в котором Он выполнил Свою миссию во плоти, было произведено на свет тем же Святым Существом, которому мы поклоняемся Богу, нашему Вечному Отцу. Иисус не был сыном Иосифа, не был Он зачат и Святым Духом" (The Teachings of Ezra Taft Benson, p. 7).

В последние годы, в силу явной нелепости и еретичности этого учения, церковь СПД предпочитает не делать никаких утверждений по этому поводу. Известный проповедник новой мормонской ортодоксии проф. Роберт Миллет даже заявил, что "в мормонском учении нет ни одного авторитетного богословского утверждения, которое объясняло бы, каким образом совершилось зачатие Иисуса" (Robert Millet. Another Jesus? The Christ of the Latter-day Saints, p. 74), — как будто заявлений, сделанных по этому поводу на протяжении 150 лет добрым десятком мормонских лидеров, недостаточно.

Ушли мормоны и от ответа на прямой вопрос о том, станут ли некоторые люди после смерти богами. Между тем, возможность стать богом после смерти — это главный двигатель мормонского учения о "вечном прогрессе", главная приманка, ради которой мормоны усердно соблюдают требования своей религии и совершают храмовые обряды. В официальном мормонском учебнике "Основы Евангелия" прямо говорится: "Они станут богами" (с. 300). Более того, в том же учебнике прямо говорится о том, что и наш Бог Отец не всегда был богом, но стал им точно так же, как сейчас это можем сделать мы (с. 303).

На самом деле, по каждому ответу, данному мормонской церковью на вопросы Fox News, можно было бы написать отдельную статью. Более подробно от отличиях учения мормонов от исторического христианства вы можете узнать из материалов Центра апологетических исследований и из книги бывшего мормона Юрия Кондратьева.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

СЕКТАНТСТВО В ПРАВОСЛАВИИ

Предстоятель Русской Церкви осудил т.н. «чин всенародного покаяния»

Выступая со второй частью своего доклада на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к вопросам духовной жизни.

Святейший Патриарх Алексий осудил т.н. «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил что этот «чин» нельзя считать подлинным церковным делом, т.к. он носит ярко-выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. Кроме того, сам текст чина не соответствует постановлениям Священного Синода, т.к. в нем звучит призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и подобных документов, удостоверяющих личность.

«Мы не можем согласиться с текстом "мытищинского чина", — сказал Святейший Патриарх Алексий, — т.к. особое место в нем занимает призыв покаяться "за недостаточность" прославления новомучеников и Царской семьи». По словам Его Святейшества, «искупительный подвиг один — Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».

«Со всей ответственностью заявляю, что этот "покаянный акт" недопустим и душевреден, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому».

Также Святейший Патриарх Алексий отметил невозможность сравнения этого «чина» с покаянием 1607 года (проведенного святыми Патриархами Иовым и Гермогеном после окончания Смутного времени— ред.) — ведь это было покаянием народа в личных грехах.

Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

— Пресс-служба Московской Патриархии , 24.12.2007

к оглавлению

ПЕНЗЕНСКИЕ СЕКТАНТЫ

Психолингвисты изучают книги лидера пензенских сектантов

В настоящее время ведётся психолингвистическая экспертиза 4-х книг религиозного содержания, которые издал лидер пензенских сектантов Петр Кузнецов. Специалисты изучают их содержание на предмет призыва к насилию, сообщает ГТРК «Пенза». Основателю религиозного объединения, последовали которого ожидают под землей «конца света», удалось опубликовать 17 тысяч экземпляров.

Следственное управление Прокуратуры возбудило уголовное дело против наставника затворников Петра Кузнецова еще 4 ноября. Он обвиняется по статье 239, пункт 1: насилие над личностью человека.

Лидер секты Петр Кузнецов продолжает находиться под наблюдением в областной психиатрической больнице, его состояние удовлетворительное. Старший помощник по связям со СМИ следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области Мария Орлова назвала не соответствующей действительности появившуюся информацию о попытке Кузнецова совершить самоубийство, передает «Интерфакс».

Сотрудникам различных служб по-прежнему не удаётся уговорить людей выйти на поверхность. К землянке дважды в течение последнего месяца доставлялся сам Пётр Кузнецов. «Возможность предпринять еще одну попытку не исключается», — сказала Орлова.

Переговоры с сектантами вели и специалисты Государственного научного центра психиатрии имени Сербского, и православное духовенство, и родственники, и врачи, однако повлиять на ситуацию никто не смог.

В следственном управлении прокуратуры отрицают возможность силового вмешательства и надеются, что затворники выйдут сами.

Напомним, в ноябре этого года около 30 человек, именующих себя представителями «настоящей Русской православной церкви», ушли в землянку и завалили вход, угрожая взорвать себя, если их будут доставать оттуда силой. С собой в укрытие сектанты взяли даже детей (самому маленькому из них только год и четыре месяца). Так они надеются спастись от конца света, который, по их прогнозам, наступит в мае 2008 года. Последователи лидера секты – Петра Кузнецова — приехали в Бековский район Пензенской области из Ростова, Белоруссии, Подмосковья. Своим детям они запрещают посещать школу, смотреть телевизор, слушать радио, брать в руки деньги, сообщает «Росбалт-Приволжье».

— Благовест-инфо , 20.12.2007

к оглавлению

РАЗНОЕ

Донские казаки намерены бороться с тоталитарными сектами

В войсковом казачьем обществе "Всевеликое войско Донское" создан отдел по борьбе с тоталитарными сектами.

"Во-первых, мы будем заниматься предупреждением и предотвращением сектантства на начальном этапе. Кроме того, мы будем выявлять адреса данных сект, выявлять адептов и вести с ними разъяснительную работу о нежелательности их пребывания на Донской земле", - заявил "Интерфаксу" в среду депутат Госдумы, войсковой атаман Виктор Водолацкий.

По его словам, подобные отделы по борьбе с сектами в обязательном порядке должны быть созданы во всех средних и высших учебных заведениях Ростовской и Волгоградской областей, а также в Калмыкии.

"Мы должны призвать ту молодежь, которая активна в своих вузах, ту молодежь, которая желает быть полезна в своей студенческой среде, оградить своего друга и своего соседа от влияния этих сект", - считает В.Водолацкий.

По его мнению, "если не будут приняты меры по борьбе с сектами, то разрушится духовность общества".

"Когда разрушается духовность - разрушается государство. Казаки всегда стояли на устоях государственности, на защите Русской православной церкви, и поэтому мы должны бороться с этими пережитками, которые к нам прибывают с Запада", - заявил войсковой атаман.

— Интерфакс , 26.12.2007

к оглавлению

У католиков и мусульман тоже бывают сектанты

Тема сектантства продолжает в эти дни оставаться в центре внимания российских СМИ. Газета "НГ-Религии" посвятила этой проблеме два пространных материала, из которых следует, что религиозные группы, ищущие свой путь веры, возникают не только у православных, но и у мусульман, и у католиков, причем, даже в монастырях.

В 2004 году группа монахинь Ордена вифанийских сестер из городка Казимеж Дольный направила письмо в Ватикан. Их беспокоило поведение настоятельницы Ядвиги Лигоцкой. Она пыталась преобразовать Орден, созданный в целях катехизации, благотворительности и помощи духовенству по хозяйству, в некую общину мистиков. Лигоцкая ссылалась на собственные видения и личные беседы с Христом. Она якобы видела демонов, угрожающих миру, и была призвана с ними бороться. Настоятельница пророчила "весну Церкви" и предрекала погрязшему в роскоши духовенству погибель и адские муки. Она устраивала многочасовые молитвы, превращавшиеся в сеансы экстаза.

В мае 2005 года Казимеж Дольный посетил делегат из Ватикана - с инспекцией. Увиденное не понравилось ни ему, ни его боссам в Риме. 6 августа решением Конгрегации по делам монашествующих Лигоцкую сняли с должности генеральной настоятельницы Ордена, назначив на ее место Барбару Робак. Разгорелся скандал. Лигоцкая созвала верных ей монахинь со всей Польши, закрылась вместе с ними в монастыре, напрочь отказываясь вступать в какие-либо переговоры. Барбаре Робак пришлось перенести штаб-квартиру Ордена в Люблин, под крыло к архиепископу Юзефу Жичиньскому, сообщает "НГ-Религии".

1 февраля 2006 года Жичиньский декретом запретил совершать таинства на территории монастыря. В октябре того же года Ватикан исключил бунтарок из Ордена. Они однако не сдались. Свыше 60 монахинь не собирались покидать здание. В Казимеж Дольный потянулись журналисты. От горожан они узнали, что сестры получают финансовую помощь от своих семей и неведомых спонсоров. На их деньги бунтаркам удалось нанять охрану . У сестер было три автомобиля - на них они ездили за покупками. В городе они появлялись редко, даже церковь со временем посещать перестали. Горожане в целом относились к ним с симпатией. Когда сотрудники телеканала TVN пытались пронести на территорию монастыря скрытую камеру, никто из местных жителей не согласился им в этом помочь.

Что происходило в монастыре - доподлинно не известно. Из-за забора доносились лишь пение монахинь и кудахтанье кур. Впрочем, пресса установила, что сестры в монастыре не одни. С ними был францисканский священник Роман Комарычко, который в 2006 году самовольно покинул свой монастырь и перебрался к Лигоцкой. Бывшие прихожане говорят о нем "душа-человек", собратья-францисканцы называют "одержимым безумцем", а Ватикан запретил его в служении и исключил из Ордена за нарушение обета послушания.

Комарычко не просто перебрался в Казимеж Дольный. Он вернулся в монастырь, при котором четыре года назад служил священником. Сделал он это вопреки запрету вступать в контакт с женскими монашескими объединениями, наложенному на него главой Краковской провинции францисканцев в 2002 году. Ходили слухи о том, что монахини подвергались сексуальным домогательствам со стороны Комарычко. Он якобы выдавал домогательства за терапевтические сеансы. Когда выяснилось, что францисканец вернулся в Казимеж Дольный, эта скандальная тема всплыла на страницах респектабельных изданий Gazeta wyborcza и Wprost.

Бунтарки вместе со своими "гуру" Лигоцкой и Комарычко были вынуждены покинуть монастырь лишь в октябре нынешнего года - в сопровождении полиции и психиатров. Суд постановил, что они незаконно занимают здание, принадлежащее Церкви. Сестры, по сообщениям очевидцев, не оказали сопротивления.

Вместе с полицейскими на месте событий побывал и секретарь Люблинской курии священник Мечислав Пузевич. Поведение сестер напомнило ему поведение сектантов. Пузевич утверждает, что монахинь подвергали психологической манипуляции. По словам священника, у них отсутствовало чувство действительности, они находились в состоянии экстаза и постоянно пели.

Среди бунтарок оказались три гражданки Белоруссии и две - России. Исключенные из Ордена, они оставались в Польше на положении нелегалов. Власти позаботились об их выдворении из страны. Остальных сестер (около шестидесяти!) разместили в орденских Домах для духовных размышлений в Люблине и близлежащих городках. Лигоцкая сказалась больной, ее доставили на обследование в госпиталь. Комарычко в наручниках препроводили в полицейский участок.

Еще в октябре газета Dziennik написала, что бывшие вифанийские сестры нашли себе новый дом - где-то в районе города Познань, на другом конце Польши. "Они спокойны, довольны и убеждены в своей правоте", - сообщало издание. Похоже, в Польше родилась новая харизматическая религиозная организация. Впрочем, появилась она задолго до выдворения сестер из монастыря.

Церкви до них, похоже, уже нет дела. Она открестилась от "заблудших овец".

Среди католиков ходит шутка о том, что Господь Бог не знает трех вещей: сколько денег у бедного францисканца, что через минуту подумает иезуит и сколько в Церкви женских монашеских объединений. Таких объединений в Церкви действительно не счесть. Все их сложно, почти невозможно контролировать. Тем не менее уставы новых объединений постоянно получают одобрение Ватикана.

На Лигоцкую и верных ей сестер Церковь наклеила позорный ярлык "сектантов", заявив: "Они не с нами", - и тем самым вроде как решила проблему. В действительности же она даже не приблизилась к ее решению. Церковь отворачивается от того, что атмосфера монастыря порой просто идеальна для зарождения такого "сектантства". Что в монастырь порой попадают люди с нарушенной психикой, подверженные психологической манипуляции. Церковные бюрократы отпустили на все четыре стороны травмированных женщин и не чувствуют никакой ответственности за то, что с ними произошло и что с ними будет. .

Под Казанью действует община "истинных мусульман"

В пригороде Казани с 1998 года обосновалась немногочисленная мусульманская община. "В миру" ее членов называют "файзрахманистами" по имени основателя Файзрахмана Саттарова, объявившего себя "посланником" Аллаха и его "помощником" - Насруллой. Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) общину не признает, пишет в сегодняшней публикации"НГ-Религии".

Тем не менее файзрахманисты называют себя "истинными мусульманами", или Хизбалла (партия Аллаха). Впрочем, отношения к одноименному ливанскому исламистскому движению они не имеют. Некоторое время назад члены общины проповедовали в Башкортостане, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, а теперь окончательно обосновались под Казанью, на улице Торфяной.

Свои семь соток файзрахманисты называют "землей Аллаха". Они не признают российских законов, объясняя это тем, что стараются жить только по Корану и Сунне, а все остальные законы выдуманы людьми. У их самопровозглашенного "государства" есть даже свой флаг и паспорта - небольшие бумажные прямоугольники. В них помимо имени и адреса есть следующие слова: "Прошу похоронить меня в земле Аллаха, а имущество разделить по Корану". Этот паспорт, одновременно и завещание, каждый должен всегда носить при себе.

Последователей Саттарова насчитывается около сорока, из них шестнадцать - дети. Некоторые аспекты жизни в социуме являются для них неприемлемыми. Например, они отказываются от медицинской помощи и светского образования. Файзрахманисты сами учат своих детей арабскому языку, а также изучают с ними Коран и Сунну.

Представителем духовенства из числа файзрахманистов может считаться только сам Файзрахман Саттаров. Он заканчивал Бухарское медресе и еще в советские времена был имамом в Ростове-на-Дону, Октябрьском, Уфе и Ленинграде. Саттаров также занимал пост заместителя главы Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. Однако он вот уже несколько лет как болен. В тех случаях, когда Саттаров не может читать пятничную проповедь, это делают другие мужчины - по очереди.

Насрулла, дабы не противоречить одной из основных аксиом ислама о том, что Мухаммед - последний пророк, провел строгое различие между "посланником" и "пророком". Пророк получает свыше слова Аллаха, а посланник должен призывать все больше и больше людей следовать им.

Кроме того, посланнику являются знаки о том или ином новом толковании аятов Корана. Сам Саттаров и его последователи получают знаки и откровения во сне. Вместе с Кораном и Сунной они составляют третий источник их вероучения. Например, председатель общины Умар Ганиев около года назад увидел во сне огромных птиц, перенесших святыню ислама - черный камень Каабу - прямиком в общинный дом на Торфяной улице. По мнению файзрахманистов, Кааба по сей день находится там, а следовательно, все они каждый день совершают хадж. Тем самым каждая их молитва равна тысяче обычных, как будто она прочитана в Мекке.

В своих снах члены общины неоднократно видели доказательство тому, что их лидер действительно посланник Аллаха: он снился им беседующим с Пророком Мухаммедом.

По всей вероятности, взгляды Саттарова со временем эволюционировали в сторону большей радикализации. Подтверждением этому служит его неприятие традиционных форм ислама, а также отрицательное отношение к суфизму (хотя структура общины во многом напоминает суфийский орден). Файзрахманисты обвиняют остальных мусульман в том, что они упростили веру, "подогнали" ее под себя, оставив только пять столпов веры, в то время как в "истинном" исламе их семьдесят девять.

"Истинные мусульмане" обвиняют традиционный ислам в том, что он погряз в роскоши. Сами файзрахманисты стремятся жить и одеваться как можно скромнее. Их обычная верхняя одежда - заплатанные рабочие халаты, старые куртки, телогрейки, калоши. В этом отношении примером для них служит праведный халиф Омар и легенда, согласно которой этот великий завоеватель носил халат, на котором было семьдесят заплат.

Все беды исламского мира файзрахманисты объясняют тем, что мусульмане лицемерят перед Аллахом. Арабы, на их взгляд, "продались Америке" и ныне грешат, "зарабатывая на святынях". Обвиняют они традиционный ислам и в обилии праздников, которые якобы были выдуманы только ради того, чтобы "духовенству собрать побольше денег". Из всех традиционных мусульманских праздников файзрахманисты отмечают лишь Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Файзрахманисты отрекаются от всех, кто идет отличным от них путем. Так, родственники, не вступившие в общину, являются для них врагами. Тем не менее выход из общины свободный - насильно там никого не держат. Например, два года назад из нее ушла семья из трех человек. Было и одно изгнание: русская женщина, принявшая ислам, достаточно долго жила в общине, но не признавала Саттарова посланником, конфликтовала с ним и в результате была изгнана. Вскоре после этого Файзрахману был знак, что пока русских принимать не следует. Большинство членов общины - татары.

С недавнего времени файзрахманисты не работают, а на закономерный вопрос, где же они берут средства к существованию, отвечают: "А Аллах с неба мешками спускает". Местные жители рассказывают, что раньше они пытались собирать по поселку закят (обязательное в исламе денежное отчисление в пользу общины), но получили отказ. По всей видимости, есть сочувствующие им люди, которые присылают продукты. Помогают и родственники.

Питаются файзрахманисты довольно скромно, готовые продукты не покупают, сами пекут хлеб. Условия жизни весьма аскетичные: семья ютится в одной комнате площадью два на два метра. Телевизор они не смотрят, новостями не интересуются. И никаких развлечений! Только старшие члены общины иногда слушают радио. Еще одной особенностью файзрахманистов является соблюдение субботы. Они утверждают, что существует достоверный хадис, в котором говорится, что Пророк Мухаммад по субботам занимался богоугодными делами: читал Коран, молился, раздавал милостыню.

Феномен файзрахманизма в своем роде уникален. Их взгляды во многом схожи с ваххабизмом, однако они не причисляют себя ни к одному из существующих направлений в исламе, претендуя на исключительность и истинность своего учения. На вопрос, существует ли еще где-нибудь в мире община "истинных" мусульман, файзрахманисты ответили, что точно не знают, "но, кажется, есть где-то в Англии".

— Мир Религий , 19.12.2007

к оглавлению

На российском телевидении появится первый мистический канал

Телеканал ТВ-3 меняет квалификацию, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

Теперь основное время эфира на ТВ-3 будет уделяться мистике. Ведьмы, загробные жители, вампиры и тому подобные существа станут героями как фильмов и сериалов западного и отечественного производства, так и передач и специальных программ, посвященных потустороннему миру. Мистические "страшилки" будут разбавляться детективами и фантастикой.

Предполагается, что теперь не только существенно вырастет аудитория ТВ-3, но и увеличится приток рекламы. Впрочем, и ранее число зрителей ТВ-3 было достаточно внушительным, а ареал распространения куда более широким, чем, например, у православного канала "СПАС".

— Портал-Credo.Ru , 26.12.2007

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное