Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 30 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

24-30 ноября 2016 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


МОРМОНЫ

Почему стать бывшим мормоном непросто

В прошедшие выходные, как и ежедневно, Мак-Кей Нильсен зашел на страницу «Exmormon» на сайте Reddit — этот форум отчасти предназначен для тех, кто уже порвал связи с мормонской церковью. Он решил разместить на форуме гипотетический вопрос: что случилось бы, если бы президент мормонской церкви Томас Монсон неожиданно решил объявить миру, что его религия — ложь?

«Многие все равно будут верить», — написал Нильсен 35 с лишним тысячам участников форума.

Эта заметка, опубликованная 22-летним жителем г. Саут-Джордан, штат Юта, стала причиной длительной дискуссии о якобы непоколебимой верности некоторых мормонов свой церкви. Один читатель написал в своем комментарии, что, возможно, эта религия напоминает государство в государстве, представляющее своим членам душевное и безопасное сообщество в обмен на поклонение Богу и строгий образ жизни.

Как и многие другие члены того же форума на сайте Reddit, Нильсен недавно покинул мормонскую церковь. Он с детства был мормоном, но ушел из церкви вскоре после того, как понял, что его влечет к мужчинам.

Он говорит, что форум и другие группы бывших мормонов в Интернете и в реальной жизни помогли ему в переходный период. «Здесь, дома, я не могу в полной мере выразить свои чувства, потому что это вызовет скандал, — говорит Нильсен, живущий с родителями и младшими братьями и сестрами, которые являются активными членами церкви СПД. — Мне нужен какой-то способ общаться с людьми, которые разделяют мои чувства».

В этом Нильсен не одинок.

В этом месяце истекает ровно год с тех пор, как Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) внесла изменения в свою политику относительно однополых союзов, угрожая изгнанием взрослым, состоящим в однополом браке, и отказывая в крещении их детям.

Филип Барлоу

Хотя в прошлом месяце они слегка смягчили эти правила, заявив, что члены церкви, испытывающие влечение к лицам того же пола, не обязательно грешны, изменения уже оказали свое воздействие. Первым результатом стал массовый выход из церкви, когда около ста человек покинули 15-миллионную церковь СПД. С тех пор их примеру последовали еще тысячи людей. «Эффект от новых правил был сравним со взрывом большой бомбы», — заявил Филип Барлоу, глава кафедры религиоведения Университета штата Юта.

Однако изменения в правилах — не единственная причина, по которой люди решают уйти, пояснил Барлоу. Изобилие информации о мормонизме в Интернете — частью истинной, частью ложной, как говорит Барлоу, — заставляет некоторых усомниться в истинности вероучения, в котором они были воспитаны. Однако и в целом в США мировоззрение молодых людей меняется, они предпочитают отказываться от какой-либо организованной религии.

«Вне всякого сомнения, это историческое время», — говорит Барлоу, член церкви СПД.

Согласно проведенному в 2014 году социологическому опросу, лишь 64% тех, кто с детства был мормоном, сохраняют верность своей религии, став взрослыми. Это на 6% меньше, чем в 2007 году. «Это особенно верно в отношении поколения Y», — заявила Яна Рисс, ведущая рубрики на сайте Religion News Service.

А из тех, кто остается, лишь примерно 25% молодых неженатых и незамужних мормонов проявляют в своей вере реальную активность, сказала она.

Мормонская церковь отказалась дать комментарий для этой статьи.

По какой бы причине человек ни решил покинуть церковь СПД, процесс может оказаться довольно изматывающим. По данным организации «Mormon No More», которая помогает людям покинуть ряды мормонов, чтобы тебя больше не считали членом церкви, необходимо написать письмо, в котором объявить о своем официальном уходе.

«ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Если вы проживаете вместе с членами церкви СПД, им почти наверняка объявят о вашем уходе», — говорится на сайте организации.

Когда письмо будет отправлена, вы, скорее всего, получите несколько сообщений, авторы которых попытаются вас образумит, и с вами побеседует (в письменной форме, но иногда даже лично, местный епископ или президент прихода. Все это может занять несколько месяцев, так что в последнее время многие стали объявлять об уходе через авдоката, чтобы церковь СПД не могла с ними связаться.

Нильсен говорит, что воспользовался услугами адвоката. «Заниматься этим без юриста слишком долго».

Кроме того, уход из мормонизма может стать и серьезным эмоциональным испытанием. Мормонская община очень сплочена, мормоны привыкли полагаться друг на друга, и вырваться из этой группы бывает довольно травматичным опытом. «Мормонизм в целом, как сообщество, очень тесно сплочен», — говорит Барлоу.

Биллборд группы PostMormon.org

И здесь на помощь приходят группы поддержки. В штате Юта есть много вариантов: от веб-сайта PostMormon.org, полного личных историй о выходе из церкви СПД, блогов и сведений о группах поддержки, который в данный момент насчитывает более 10 тыс. членов, до группы «Postmormons and Friends» с 2100 членами, которая проводит встречи в Солт-Лейк-Сити каждое воскресное утро, так что собравшиеся могут поговорить о своем опыте выхода из церкви.

«Я удивлен тем, как много существует групп бывших мормонов, — говорит Нильсен. — И число подписчиков страницы на сайте Reddit продолжает расти».

Натали Харрис, 24-летняя жительница г. Блаффдэйл, штат Юта, недавно устроилась на работу в качестве организатора двух групп поддержки для бывших мормонов — для родителей-одиночек и для холостяков и незамужних. Натали выросла в мормонской семье и начала сомневаться в истинности своей религии еще подростком, однако на то, чтобы уйти, ей понадобилось несколько лет.

Она говорит, что группы поддержки позволяют ей находиться рядом с другими людьми, прошедшими через то же самое. «Это здорово, потому что все мы здесь, чтобы поддерживать друг друга», — говорит Харрис.

На некоторых собраниях, которые проводит Харрис, она говорит, что мормонская церковь никогда даже не вступает в диалог. В начале переходного периода потребность выплеснуть разочарование и огорчение ощущается очень остро, но в какой-то момент начинает ослабевать. Многие начинают адаптироваться к новой жизни — иногда с помощью родных и друзей-мормонов, иногда без. Так или иначе, тогда эта группа поддержки, как и многие ей подобные, превращается — хотя бы на один день — в простую веселую дружескую компанию.

Харрис вспоминает, как несколько месяцев назад пришла на барбекю для незамужих и холостых бывших мормонов и там познакомилась с молодой женщиной, которая рассказала, что ее родители не хотят иметь с ней дела после того, как она покинула мормонизм. Харрис сказала, что прекрасно понимает боль, которую чувствовала та женщина. Поэтому она обняла собеседницу и сказала несколько ободряющих, как ей казалось, слов: «Если твои родители не любят тебя такой, какая ты есть, они не достойны быть частью твоей жизни»

The Daily Beast, 27.11.2016

СЕМЬЯ / ДЕТИ БОГА

Трудись, молись, страшись: моя жизнь в культе «Семья»

Лорен Хау выросла в «Семье» — всемирном религиозном культе, возникшем в 1960-х годах в Калифорнии. Хау вспоминает о типичном наказании, а в интервью рассказывает о том, как пережитое повлияло на ее жизнь.

Лорен Хау

«Помнишь меня?» — спрашивает она, и по ее лицу растекается полная надежды улыбка, словно она пытается выманить у меня правильный ответ. Мы уже не дети. Мы ушли. Некоторые из нас ушли вместе с семьей, некоторые — с друзьями, а некоторые — одни. Теперь мы живем в этом другом мире, где нам постоянно приходится объяснять, почему мы жили в стольких странах, почему наш акцент меняется, когда мы разговариваем с незнакомцами, почему мы не учились в школе, почему нас мучает бессонница. Но друг другу, тем из нас, кто, как и я, вырос в «Семье», объяснять ничего не нужно.

Однако на форумах, в Фэйсбуке, а теперь и на улице у входа в кофейню на улице Саут-Конгресс в г. Остин, штат Техас, снова и снова звучит этот самый вопрос: «Ты меня помнишь?» И за ним обычно следует град других вопросов, с помощью которых мы научились определять, кем мы были в те давние времена.

«Как тебя звали? Кто были твои родители? Ты была в Осаке? А в Швейцарии?»

Когда вы растете в такой изолированной среде, как культ, проблема отчасти заключается в следующем: ваше прошлое настолько невероятно, что вам нужны свидетели, которые подтвердили бы реальность ваших воспоминаний. И поэтому мы ищем тех, кто помнит.

Я познакомилась с Рути, когда пересекала Соединенные Штаты на крохотном трейлере — именно такие блестящие мысли приходят в голову, когда ты не можешь заснуть. Мое путешествие неожиданно оборвалось в Остине, где у меня сломалось сцепление, и я оставила на форуме детей из культа сообщение: «Здесь кто-нибудь есть?»

Рути откликнулась, и я пригласила ее на кофе. Мне не нужно было выяснять, кто эта женщина, я и так это знала. Передо мной сидела измотанная немка, которая говорила с американским акцентом и крепко сжимала в руках кофейную чашку шершавыми натруженными руками. Эти мозоли и шрамы были побочным следствием того, что наши родители назвали бы домашним воспитанием, хотя уроки сводились, по большей части, к смене подгузников, готовке и изучению слов нашего пророка. За отсутствием того, что можно было бы назвать настоящим образованием, некоторым из нас было трудно найти работу, от которой наши руки не кровоточили бы.

Когда мы с Рути виделись в последний раз, нам было по 13 лет. Тогда ее звали Фэйти, и мне не разрешали с ней разговаривать. Собственно, мне не разрешали разговаривать вообще ни с кем, потому что в последний раз, когда мы встречались, мы обе еще были в «Семье», и у нас были серьезные неприятности.

Мы жили в огромном, с 10 спальнями, швейцарском шале, в котором некогда размещалась захудалая гостиница. Если бы «Семья» не пренебрегала хотя бы самым простым текущим ремонтом, этот дом был бы похож на те, что можно увидеть на почтовых открытках. Наши оконные рамы были украшены увядшими останками гвоздик, крыша текла, а полы прогибались под весом всех людей, которых им приходилось выдерживать. В тот конкретный дом нам удалось втиснуть почти 70 человек. Его единственным достоинством было то, что он находился достаточно близко к американским военным базам в Германии, и мы могли слушать армейское радио. Это было важно, потому что у меня был радиоприемник.

Как-то вечером пастырь дома, которую звали Тетя Мерси, тряхнула меня за плечо, чтобы разбудить. Моей первой мыслью было: римляне у входа. Римлянами мы звали полицейских, и мы постоянно тренировались, готовясь к неизбежному моменту, когда они придут в наш дом с обыском. Тетя Мерси прижала палец к губам, показывая мне, чтобы я не шумела. Я огляделась и увидела, что остальные дети спят. Это было не к добру. Я вышла вслед за ней на лестничную площадку в майке и трусах, потому что, когда пастырь дома тебя зовет, ты не тратишь время на одевание. Она не сказала ни слова, просто повернулась, и я стала спускаться по лестнице вслед за ней.

Остальные пастыри дома собрались в столовой. С ними был и пастырь моей возрастной группы, Дядя Стефан, который помахал мне своей странно безволосой рукой и сказал: «Садись, дорогуша». Когда слова, вроде «дорогуша», столь невинные и приторные, срываются не с тех уст, появляется отчаянное желание, чтобы на тебе были штаны. Я села на кресло лицом к ним, потер глаза, притворяясь сонной, чтобы выиграть время — вроде того, как приговоренный к расстрелу просит закурить.

«Помолимся?» — спросила Тетя Мерси. Мы взялись за руки, мои ладони сразу вспотели, и пока мы молились, я гоняла большим пальцем ноги затвердевшее желтое зернышко переваренного риса. Я ждала того, что неизбежно должно было последовать, и в моем животе ворочались змеи.

«Ты ничего не хочешь нам рассказать?»

Я начала понемногу исповедоваться. Мне уже доводилось играть в эту игру. «Я не вкладывала душу в песни», — сказал я. Если я угадывала с первой попытки, они просто продолжали требовать большего. Я бы рассказала им обо всем. Мне пришлось бы. Но о своем радиоприемнике я решила молчать.

Одна из общих черт большинства культов заключается в том, что тебе приходится отказываться от всего, чтобы вступить в группу. В том доме, как и во всех других домах, где мне приходилось жить, где-нибудь лежала груда самых разных вещей, от которых люди отказались, чтобы последовать за Иисусом. Если Бабушка или Тетя Нэнси присылала тебе посылку, она тоже оказывалась в этой куче. Время от времени все это барахло раздавали тем, кто в нем нуждался, или тем, у кого была достаточно сильная хватка, чтобы получить то, чего им хотелось. Когда мне поручили избавиться от груды барахла, я нашла радиоприемник.

Детская комната в «доме»

В первую же ночь Фэйти меня застукала. Она спала подо мной, на среднем ярусе трехъярусных нар. Я спала на самом верху. Всюду, куда мы переезжали, из деревянных брусьев и фанеры сооружали такие нары. Матрасы были из одного поролона, но неплохие. Поролон легко было разрезать, чтобы что-нибудь в нем спрятать — вареные яйца, книгу, уголок шоколадной плитки или даже радиоприемник. Мы с Фэйти не слишком много общались, потому что мне в наказание запретили разговаривать с кем-либо, кроме пастыря.

Запрет открывать рот и таблички на шее были новым словом в практике наказаний, которым нас подвергали, когда и как было угодно. Идея наказания молчанием вполне очевидна. Кроме того, мы носили на шее таблички из фанеры или картона с броскими надписями типа «Запрещено разговаривать», или «Я должна быть благодарна за благословения», или «Пожалуйста, напоминайте мне улыбаться» — последнюю носил восьмилетний ребенок, чье желание улыбаться не изменилось. Наказания появлялись и исчезали, как любые модные веяния во внешнем мире, но были и излюбленные методы: мы писали сочинения, заучивали наизусть главы из Библии, носили на голове цепочку из канцелярских скрепок, прицепленную к щекам, и потому были вынуждены все время улыбаться, бегали кругами по двору, занимались бессмысленным физическим трудом, нас запирали одних в комнате, публично пороли и сажали на диету из хлеба и воды. Все это, обычно в том или ином сочетании, могло продолжаться дни и даже месяцы, и сказать, что будет дальше, не мог никто.

Фэйти была новенькой в нашем доме, она еще не привыкла вести себя так же тихо, как другие дети, и у нее было несколько пар носков — значит, раньше она жила в доме меньшего размера, где детям доставались такие вещи, как носки. Я познакомилась с ней той ночью, когда случайно выдернула из радиоприемника шнур от наушников, и она услышала треск, раздавшийся из маленького встроенного динамика. С тех пор каждый раз, когда мы были уверены, что никто за нами не смотрит, она забиралась ко мне на полку. Я разломала напополам пластиковую дужку, соединявшую чашки наушников, и мы брали по одной и слушали, обнявшись под моим одеялом.

Поскольку приемник был мой, выбор одной из двух англоязычных музыкальных радиостанций всегда оставался за мной. И каждую ночь мы на несколько часов погружались в совершенно новый мир.

У «Семьи» была собственная музыка, но в их песнях не говорилось о любви, об утрате или о боли. Песни «Семьи» прославляли Иисуса, или нашего пророка, или саму «Семью». По радио мы слышали музыку и слова, которые заставляли нас чувствовать надежду и печаль. В этой музыке я могла жить другой жизнью — жизнью, где не испытывала такого страха перед окружающими. Иногда мы слышали песни Cure или Aerosmith. Мне нравились тревога и боль в их голосах. Я их не понимала, но чувствовала, как эти чувства втекают в меня. Фэйти не испытывала такого восторга. Ей нравились Синди Лаупер и Майкл Джексон. Мы выстукивали ритм пальцами ног по изножью кровати, пока не вспоминали, что мы одни. Тогда мы останавливались, боясь разбудить соседку на нижней полке.

Наша тайна объединила нас, и мы начали разговаривать днем.

Мы говорили о местах, где побывали, и рассказывали истории из прошлого, когда наш культ был всего лишь общиной хиппи, которые караванами ездили по стране и ночевали в христианских лагерях, и мы вспоминали о том, как были счастливы. Больше разговаривать было не о чем. Она видела и делала то же самое, что видела и делала я. Она хорошо помнила сюжеты фильмов и раньше жила в нескольких домах, где было больше свободы, а потому видела больше, чем я. Она пересказывала мне фильмы сцену за сценой, а иногда и строчку за строчкой, словно это были истории.

У меня было немного друзей, они как-то не задерживались. Я часто попадала в неприятности, и лишь немногим детям хватало глупости или смелости дружить с той, кто был на замечании у пастырей. Заводить друзей в «Семье» было опасно, но теперь у меня был друг (или что-то вроде того), и мне нравилось, что мне есть, с кем поговорить.

Наши ночные посиделки вокруг радио продолжались несколько недель, а потом Тетя Мерси застала Фэйти в моей кровати. Мы заснули. Тетя Мерси не заметила приемник, но сказала, что не хочет еще раз увидеть нас вместе в кровати. Когда на следующий день она ничего нам не сказала, мы решили, что она закрыла глаза на наш проступок. Это был бы первый и последний акт милосердия с ее стороны. Я еще слишком плохо ее знала, чтобы бояться так, как следовало бы.

«Что еще?» — спросил Дядя Стефан. Его голубые глаза были холодны, и он говорил с прекрасным немецким акцентом.

Я пыталась избегать его взгляда, но спрятаться было некуда. Я не видел ни одного фильма о фашистах, иначе увидел бы, что он похож на одного из них, словно карикатура. Его глаза вселяли в меня ужас.

Хотя на мне была только тонкая майка, мне не было холодно. Однако я скрестила руки на груди и задрожала.

«Я поступила глупо. Я рассказала несколько анекдотов», — сказала я.

«Что еще?»

Прошел час, и мне больше не в чем было признаваться. Я устала и была сбита с толку. Я замолчала. Я не знала, чего они хотят. Я закрыла глаза и затихла. И тогда я услышала стук его ботинок по кафельному полу.

Дядя Стефан всегда ходил по дому в ботинках. Только он.

Дедушке не нравилось, когда по дому ходят в обуви, потому что на подошвах внутрь заносят грязь, а в обуви и одежде могут спрятаться нечистые духи.

Дедушкой мы называли Дэвида Берга, основателя «Семьи». Взрослые называли его «Папой», и это было именно так нелепо, как это звучит. В другой реальности, в другое время его бы забрали в психушку. В моей реальности, в моем времени он основал культ.

На мгновение я ощутила на своем лице дыхание Дяди Стефана. Потом он наотмашь ударил меня по лицу. Я снова услышала, как пастыри молятся за меня (а может, они молились против меня). Я облизала губу и почувствовала вкус крови. Я не знала, где мои родители, и знают ли они, что происходит. Я не осмеливалась спросить.

Я открыла глаза и встретила его взгляд. Я его ненавидела.

Дядя Стефан уже запрещал мне разговаривать на месяц. Только недавно мне снова разрешили открыть рот. Мы целый год не смотрели кино, потому что не «жили по духу». Мы в любом случае не смотрели ничего, кроме мюзиклов, но даже они были лучше, чем ничего. Дяде Стефану нравились публичные наказания. Он пускал в ход бамбуковую трость, которую носил с собой повсюду. Порка была в порядке вещей, но трость, которая рвала кожу, шла в дело лишь за закрытыми дверями. В большинстве случаев они использовали ремень или плоскую деревяшку.

Я смотрела ему в глаза и не моргала. Я хотела, чтобы он видел, что я не плачу. Я знала, что он меня сломает. Пока им еще не удалось, но это было неизбежно. В тот момент я всего лишь хотела, чтобы Дядя Стефан понял, что сломать меня будет непросто. Я посмотрела поверх головы Дяди Стефана и увидела там плакат с Иисусом. Это был не дружелюбный светловолосый Иисус. Этот Иисус спускался с небес на коне в окружении языков пламени от горящей земли.

Если бы пастыри посмотрели какие-нибудь фильмы про полицейских до того, как оставили мирскую жизнь, чтобы последовать за Иисусом, они знали бы, как правильно вести допрос. Пока я сидела в столовой и пыталась понять, чего от меня хотят пастыри, Фэйти сидела наверху, в офисе пастырей, и, наверное, думала о том же самом. Им было невдомек, что они должны были сказать мне, что Фэйти наверху, и что я должна рассказать им все, пока она не пошла с ними на сделку. Впрочем, в «Семье» никаких сделок не было. Исповедь, хотя она, возможно, и была полезна для души, не предвещала ничего хорошего для моего ближайшего будущего.

Никакие мелкие прегрешения мне больше в голову не шли. И я начала придумывать всякую фигню.

«Я взяла несколько абрикосов с кухни».

«Зачем?»

«Мне хотелось есть, а их было много, и я решила, что ничего страшного».

«Что еще?»

Я что-то промямлила о том, что в прошлую субботу мне пришлось присматривать за малышами вместо того, чтобы идти раздавать листовки. Это была ложь, но она могла обернуться мне на пользу. Мне нравилось заботиться о малышах. К тому же, за ними присматривала моя мама, и когда меня направляли помогать с малышами, это означало, что я могу провести с ней целый день, пока большинство жителей дома уходило собирать деньги, продавая брошюры или ходя по домам и выпрашивая подаяние.

«Что еще?»

Шесть часов спустя солнце взошло, и я услышала наверху шум. Дети, назначенные готовить завтрак, ходили вокруг нас с пастырями, сидящих кружком. Проходя мимо нас, дети смотрели прямо перед собой. Было время, когда я почувствовала бы себя униженной. Но мы уже привыкли к публичным наказаниям, так что мне было неважно, что они меня видят. Все мы рано или поздно оказывались на этом месте. А те, кто еще там не был, знали, что это лишь вопрос времени.

Пастыри либо получили от меня то, чего хотели, либо оставили попытки. Тетя Мерси снова предложила помолиться. В этот раз мне пришлось взять их за руки, и слова молитвы подсказали мне, что это было лишь начало моих несчастий.

Несколько недель спустя, по-прежнему на чердаке, где они решили держать таких трудных детей, как я, где мы читали безумный вздор нашего алкаша-пророка, где мы должны были рассказывать о каждой мысли, пришедшей к нам в голову, где нас ежедневно пороли, я сломалась. В душе это ощущалось не как звон разбившегося стекла, а как выдох. Я помню, что мне было совсем не больно, и что с того момента мне стало легче.

Вечером нагрянули римляне. Но они опоздали. Кто-то предупредил журналиста местной газеты, который предупредил наших пастырей. Еще до восхода солнца мы тихо погрузились в автобусы, опустили головы ниже окон, и наши пастыри повезли нас в новый дом.

Фэйти в новый дом не приехала, и я знала, что спрашивать, где она, не стоит. А теперь женщина по имени Рути с лицом и голосом Фэйти расспрашивала меня про приемник: «Они его нашли?»

«Ты меня не выдала», — отвечаю я. Нет, они так и не нашли приемник.

«Но тогда почему тебе досталось гораздо сильнее, чем мне?» — спрашивает она.

«Я много лет спрашивала себя об этом. Но ты же знаешь, как это бывает, ты просто перестаешь об этом думать. Но как-то раз я рассказывала о приемнике своей подруге, и в конце концов меня осенило: они решили, что я — лесбиянка».

«Проклятье!», — говорит она и бьет ладонью по столу. Прохожие обитатели Остина в рубашках с жемчужными пуговицами останавливаются посмотреть, что нарушило их покой. Мы оба улыбаемся: она только что нарушила три заповеди «Семьи»: привлекла к себе внимание, вела себя шумно, что не подобает женщине, и — худший и самый непростительный грех — богохульствовала. «Невесело было, а?»

Я смеюсь, качаю головой и говорю: «Тупицы».

Мы понимаем друг друга без слов, и мне не приходится ей рассказывать, как трудно мне признать их правоту. Знать, что они были правы — пусть даже в тот единственный раз. Но в 13 лет я еще не была лесбиянкой — во всяком случае, я еще об этом не знала. Тогда я была просто неуклюжей девчонкой, похожей на мальчика.

Она показывает мне фотографии мужа и детей. Я показываю ей фотографии своей собаки. Мы разговариваем весь день. Она говорит, что у нее все в порядке. Наверное, у нас обеих не все так благополучно, но я тоже говорю ей, что у меня все в порядке.

И нам ничего не нужно друг другу объяснять. Мы помним.

Интервью с Лорен Хау

Лорен Хау в 1991 году

39-летняя Хау родилась в Западном Берлине и выросла в «Семье» — культе, основанном Дэвидом Бергом в 1968 году в Калифорнии и первоначально известном под именем «Детей Бога».

Где Вы живете сейчас?

В Остине, штат Техас. Я провела здесь всего пару месяцев. В прошлом году я продала дом в Вашингтоне и путешествовала в трейлере. Пару месяцев в Портленде, штат Орегон, и в Берлине, а теперь здесь. Мне здесь очень понравилось, но я уже сняла дом в Санта-Фе и через пару недель отправляюсь туда.

Вы много ездили с «Семьей»?

Мы ездили в трейлерах, автобусах, жили в палатках. Когда мне было четыре, мы на пару лет переехали в Чили. Потом жили пару лет в Японии, потом в Швейцарии, потом в Германии.

Наверное, когда Вы ушли, это было незабываемо.

О Боже, да. С меня было довольно. Я только не могла понять, как мне жить дальше. Я думала, что мне делать… бежать в посольство? Как получить паспорт? Но как-то раз мама велела нам идти собирать вещи. Я испытала полное облегчение и абсолютный ужас — мы с братом пару недель прожили в Мюнхене, и я была уверена, что мы вернемся обратно в «Семью». Но мы не вернулись. Моя бабушка приютила нас в своем маленьком домике на западе штата Техас.

Что подтолкнуло Вашу маму к решению уйти?

Маму беспокоило, что мы не получим совсем никакого образования, и что она не сможет меня защитить. Моего приемного отца беспокоило лишь то, что его никогда не назначат лидером.

Почему Ваши родители вступили в «Семью»?

Мама была расстроена из-за Вьетнамской войны. Она была хиппи, протестовала и т. д., а тут познакомилась с людьми, которые действительно что-то делали: бросали учебу, отделялись от общества, шли за Иисусом. В ее глазах это было нечто замечательное, утопическое. Она познакомилась с моим отцом, который был там по той же причине. Он постоянное переезжал с места на место, чтобы ему не могли прислать повестку с призывного пункта. Мы поддерживаем отношения, но не слишком близкие. Лишь недавно я поговорила об этом с папой [родители Хау развелись, когда ей было 7 лет]. Теперь мы общаемся. Но так было не всегда.

Вы не вините их за то, что случилось?

Я знаю, какой идиоткой я была в 19 лет — в том возрасте, когда они присоединились к «Семье». Трудно в этом кого-то винить.

Что Вы пережили после выхода? Вы часто обращались к психологам?

Нечасто, и в основном пользы это не принесло. Некоторые психологи плакали и обнимали меня, что было очень нелепо. Они просто не знали, что делать с услышанным. Я все еще скрываю какие-то вещи. У меня по-прежнему кошмары. Я не выношу толпу. Я всегда чувствую себя как бы в стороне. Долгое время у меня попросту не было друзей. В старших классах школы я не знала, как разговаривать с людьми. Я не понимала общеизвестных вещей. 90% разговоров сводятся к «Эй, ты помнишь тот эпизод „Друзей“?» и т. п. А я была странной, я просто не вписывалась. Я читала все, что мне попадалось в руки. Так я и жила, пряталась в книгах.

Какие именно книги?

«В дороге» Керуака — благодаря этой книге мне захотелось писать. «Клуб лжецов» Мэри Карр. «Стеклянный замок» Жанетты Уоллс — читая ее, я поняла, что можно взять нечто ужасное, что присутствует в любых воспоминаниях, и превратить это в читабельный текст. В этом нет никакой жалости к себе.

А Вы знаете, что сталось с так называемыми «Пастырями»?

Боже… слава Богу, нет. «Дядя Стефан» — его в последний раз видели в Амстердаме с плакатом «Конец близок». Конечно, кое-кто из этих людей — родители моих друзей. Мы все нашли друг друга в Фэйсбуке. Но… я стараюсь не касаться вопроса о том, чьи родители что кому сделали, и я встречаюсь с друзьями, но не с их родителями. Есть очень четкая граница в том, с кем мы общаемся. Люди из второго поколения, но не те, кто вступил сознательно. У нас есть свои тайные группы в Фэйсбуке, где мы можем общаться. Это нечто вроде нашей собственной психотерапии.

Что дальше?

Я бы хотела писать еще. Я не знаю, смогу ли этим зарабатывать на жизнь, но работаю над книгой воспоминаний, в которой хочу сложить все воедино.

The Guardian, 27.11.2016

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Африканцы, претендующие на звание «чудотворцев»

Новость о том, что некий южноафриканский пастор поливал своих прихожан средством от насекомых в качестве обряда исцеления, многих потрясла, но это не единственный самозваный африканский пастор, занимающийся очень сомнительными вещами. Города и села по всему континенту усеяны рекламными щитами и плакатами, рекламирующими церкви (обычно с апокалиптическими названиями), обещающими мгновенное исцеление и избавление от любой безнадежной проблемы или болезни. Как правило, эти церкви возглавляют харизматические пасторы, которые создают собственные общины вместо того, чтобы присоединиться к традиционным движениям, и зачастую уверяют, что обладают чудотворными способностями. Однако эти чудеса совершаются лишь при условии, что верующие «посеют семя», то есть дадут проповеднику денег.

Вот некоторые из самых скандально известных африканских проповедников:

«Превращает бензин в ананасовый сок»

Пастор Лесего Дэниел возглавляет служение Rabboni Ministries со штаб-квартирой в столице Южной Африки, Претории.

Он знаменит тем, что велел членам своей общины пить бензин, утверждая, что жидкость превратится в ананасовый сок. Выложенное в Интернет видео показывает, как верующий выливает бензин в сковороду и поджигает, чтобы доказать его горючесть. Потом он отхлебывает из бутылки и в ответ на вопрос пастора объявляет, что «чувствует себя хорошо и не ощущает никаких побочных эффектов». Потом к кафедре подбегает женщина, отпивает жидкости и объявляет, что она «сладкая», — заманчивая оценка, после которой целая группа женщин бросается к кафедре, чтобы попробовать.

Однако на видео в Интернете присутствовало предостережение: «Уровень помазания у всех разный. Если вы не можете превратить воду в вино, не повторяйте это дома».

«Змеиный пастор»

Пенуэлу Мнгуни всего 25 лет, однако он с 2014 года возглавляет служение End Times Disciples Ministries. Он — протеже Лесего Дэниела, южноафриканского пастора, который исцеляет людей с помощью пестицида.

В том же году, когда Мнгуни открыл собственную церковь, в Фэйсбуке и на сайте церкви появились фотографии верующих, едящих траву и цветы. На других снимках самозваный пророк скармливает своим прихожанам камни, уверяя, что они превратятся в хлеб.

В прошлом году он заработал прозвище «змеиный пастор», когда были опубликованы снимки, на которых он скармливает верующим змей и крыс, которые, по его словам, должны превратиться в шоколад.

Впоследствии местные жители вынудили его бежать из пригорода Претории, где находилась его церковь.

«Исцеление от эректильной дисфункции»

В Гане епискор Дэниел Обиним из служения International Godsway Ministries располагает обширным списком ритуалов, к которым он прибегает в различных случаях.

В одном случае, получившем широкую огласку, он наступил на живот женщине, которая, по некоторым сведениям, была беременна, чтобы изгнать из нее злых духов.

В другой раз в июне его застали за тем, что он хватал мужчин за пах, утверждая, что это исцелит их от эректильной дисфункции. Мужчины послушно стояли в очереди, подняв руки, ожидая, пока проповедник их потрогает.

Судя по всему, это сдержанная версия его ритуала, которая якобы исцеляет мужчин от импотенции. На другой видеозаписи, опубликованной в прошлом году, видно, как он молится за мужчину, чей пенис обнажен.

Не так давно он во время богослужения выпорол мужчину и женщину за то, что они занимались внебрачным сексом. На записи видно, как один из его помощников удерживает женщину, которая пытается сбежать. Потом пастор несколько раз хлещет женщину ремнем, пока члены церкви, сидя, смотрят на экзекуцию.

Согласно сообщениям в прессе, суд в Аккре, столице Ганы, выписал ордер на арест пастора и двух его помощников по обвинению в «порке двух подростков в церкви».

«Кровь в воде»

В ноябре 2014 года расследование, проведенное кенийским телеканалом Кей-Ти-Эн, разоблачило трюки известного телепроповедника Виктора Каньяри, с помощью которых он обманывал верующих в своей церкви Salvation Healing Ministry. С помощью легко растворимого в воде перманганата калия он окрашивал воду в красноватый цвет, после чего омывал этой водой ноги верующих и утверждал, что из из ног сочится кровь, и что это признак исцеления. Один из его бывших помощников продемонстрировал, как именно проповедник проделывал этот фокус.

На другой видеозаписи видно, как он засовывает руку под платье женщине и трогает ее грудь, утверждая, что таким образом исцелит ее от рака груди. Заметно, что женщина отворачивается от камеры, но проповедник силой поворачивает ее к прихожанам и обнажает ее грудь на виду у всех. Потом он подзывает работника церкви, чтобы помазать больную грудь маслом.

Как показало расследование, Каньяри — сын «пророчицы» Люси Ндута, еще одного скандально известного «пастора», которую в 2009 году осудили за «обман уязвимых людей», поскольку она уверяла, что способна исцелить их от СПИДа.

Вскоре после выхода телепрограммы в эфир Каньяри выступил в другой телепрограмме, утверждая, что его «скорби» — это происки врагов.

Каньяри по-прежнему проповедует.

Ghana Star, 27.11.2016

к оглавлению

ПАСТАФАРИАНСТВО

Пастафарианской церкви отказано в регистрации в Москве

Михаил Самин
Фото http://www.rpcmp.ru/

Минюст отказал пародийной Русской пастафарианской церкви Макаронного пастриархата в регистрации епархии в Москве. После подачи документов в конце сентября сегодня получен официальный ответ, сообщил ТАСС Михаил Самин, избранный главой организации (пастриархом), несмотря на то, что еще не достиг совершеннолетия.

Пастафарианство или Церковь летающего макаронного монстра (ЛММ) появилась в США в 2005 году как пародийная религия в ответ на введение в школах штата Канзас курса, альтернативного эволюционному учению. Инициатором шуточного и высмеивающего клерикализм, но фактически религиозного движения стал физик Бобби Хендерсон. На сегодняшний день это течение имеет все атрибуты традиционной религиозной организации: есть теория создания Вселенной, представление о загробной жизни, есть и божественные создания, Евангелие, традиции и последователи.

"Нам позвонили из Минюста, сообщили об отказе в регистрации религиозной организации. В ближайшее время мы получим документ с отказом и объяснением причин в Управлении Министерства юстиции по Москве", - сказал Самин. Набирающее все большую популярность в мире движение на территории РФ ранее не регистрировалось.

Среди пастафариан, которых по всему миру насчитывается уже около миллиона (в России - 400 тыс., в Москве - 60 тыс.), в основном молодежь. Они прославляют абсурд, здравый смысл и самоиронию, собираясь для этого по пятницам.

Новая газета, 30.11.2016

к оглавлению

Глава пастафарианской церкви рассказал о том, почему пора дать религии официальный статус

Сегодня, 30 ноября, Минюст сообщил об отказе в регистрации пародийной Русской пастафарианской церкви. Однако, как сообщил Metro глава организации - 16-летний пастриарх Михаил Самин - о причинах такого ответа пока не сообщалось.

Сотрудник Минюста сейчас в отпуске, и подробный ответ будет готов лишь через две недели.

Как рассказал сам Михаил, отступать они не собираются.

- Как только узнаем о том, какие ошибки нашел Минюст, - мы их исправим. Если ошибок не будет, и выяснится, что отказ незаконный, - будем обращаться в суд. К тому же будем регистрировать нашу организацию в других регионах - Санкт - Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде.

Представители церкви подали все необходимые бумаги: устав, заявку на регистрацию и ряд других документов. Кстати, юридическим адресом стала московская квартира одного из учредителей, который получил должность Макаронного настоятеля. Как уверяет Михаил, представители пастафарианской церкви перед подачей документов проконсультировались с юристами и пока не понимают, что могло стать причиной отказа.

А пока готовится ответ, Михаил рассказал Metro, как в столь юном возрасте он получил "сан" главы церкви, и во что верит главный представитель пародийной религии.

Михаил Самин (М.С.).: - 3,5 года назад я узнал о пастафарианстве, уверовал в летающего Макаронного Монстра. Первый пастриарх объявил набор в Священный Дуршлаг. Я ни на что не надеялся, подал заявку, ответил на вопросы по скайпу, и неожиданно для себя попал в состав Священного Дуршлага. Три года занимался делами церкви, потом меня избрали главой русской пастафарианской церкви.

Metro (М): - Вашу религию называют пародийной, но Вы действительно верите в существование Макаронного Монстра?

М. С.: - Вы же не думаете, что официальный представитель русской пастафарианской церкви может Вам сказать, что на самом деле он не верит в Летающего Макаронного Монстра. Да, мы реально верим, как же еще может быть. Он действительно существует, но нам сложно сказать, где именно - на небе, на земле, под водой.

М: -Как реагируют родители на Ваши занятия церковными делами и на Ваши взгляды?

М.С.: -Один из них - агностик, другой - атеист, они к моим взглядам относятся совершенно нормально. Пастафаринство - не секта. Мы не собираем деньги. Всего за свое существование пару раз собирали деньги. Первый раз - на издание Евангелия Летающего Макаронного Монстра. И второй раз - на оплату административных штрафов, когда мирное шествие пастафариан разогнал ОМОН. Мы не собираем взносы, а наоборот, настаиваем не тратить деньги на храм и все такое.

М: - В вашу религии может прийти человек, не отрекаясь от своей религии?

М.С.: - У нас есть 30-дневная гарантия. В это время любой желающий может попробовать нашу религию. Если его не устроит что-то и, если "предыдущий" Бог существует, то он примет этого человека обратно. Мы не против, если человек не соблюдает строго пастафарианство.

М: - Как относитесь к другим религиям и чем, на Ваш взгляд, не совершенны другие направления?

М.С.: - Я читал религиозные книги, много изучал религиоведение. И понял, пастафарианство - то, что мне подходит. Вот заповедь, которая лучше всего описывает религию: «Лучше бы ты не поступал с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой, если речь заходит о большом количестве латекса и вазелина». Наша религия - самая практичная.

В заключение Михаил рассказал, что учится в физико-математической школе, где к его взглядам относятся нейтрально. Более того, один из его преподавателей - также пастафарианин.

Metro, 30.11.2016

к оглавлению

АТЕИЗМ

Астрофизик из Гарварда бросает вызов атеистам

Говард Смит

В своей передовице для газеты Washington Post за прошедшую пятницу преподаватель астрономии из Гарвардского университета и ведущий астрофизик Гарвард-Смитсоновского центра Говард Смит поставил под сомнение общепринятую атеистическую идею, что Земля и ее обитатели — всего лишь результат случайности, или, по яркому выражению Стивена Хокинга: «Человечество — это всего лишь химическая накипь на поверхности средних размеров планеты».

Смит настаивает, что это не так, но что Земля «космически уникальна», то что существование человечества было, скорее всего, намеченной «целью».

«Тем не менее, объективный взгляд на всего лишь два из самых волнующих астрономических открытий — космологию большого взрыва и планеты, вращающиеся вокруг других звезд (экзопланеты) — наводит на противоположную мысль, — пишет астрофизик. — Похоже, что мы занимаем особенное, возможно даже уникальное место во вселенной — по крайней мере, насколько это, скорее всего, будет нам известно еще многие века».

В продолжение Смит подчеркивает, что даже «бесконечно малое изменение» исключило бы возможность возникновения жизни.

«Вселенная выглядит вовсе случайным набором беспричинных событий, а представляется изумительно совершенной и точно приспособленной к существованию жизни, — утверждает он. — Например, величины четырех сил, действующих во вселенной — гравитации, электромагнетизма, сильного и слабого ядерных взаимодействий (последние два играют определяющую роль лишь на атомарном уровне) — имеют значения, критически приспособленные к существованию жизни, и будь они иными хоть на несколько процентов, нас бы тут не было. Самый яркий пример — это большой взрыв: даже бесконечно малое изменение величины взрывного расширения исключило бы возможность существования жизни».

Конечно, атеист может на это возразить, что, поскольку возможно существование бесконечного числа вселенных, нам просто повезло оказаться в той, в которой сложились нужные условия. Существование человека вновь становится результатом суммы случайностей.

На это Смит отвечает: «Однако современные философы, такие как Томас Нэйджел, и ведущие специалисты в области квантовой физики, такие как Джон Уилер, напротив, утверждали, что разумные существа должны каким-то образом быть конкретной целью вселенной, которая обладает столь любопытно тонкой настройкой».

Далее гарвардский преподаватель высказывает предположение, что существование человечества может быть еще более редким явлением, нежели считалось ранее, или что мы можем быть «одиноки»; именно это он называет «второй частью новых фактов, указывающих на нашу необыкновенность».

«Самое главное по поводу внеземного разума — то, что он, вероятно, более редок, чем мы представляли себе прежде. Этот вывод называют „мизантропным принципом“, — говорит Смит. — По существу, мы можем быть одиноки в нашем уголке вселенной, а если мы расширим область поисков, нам придется ждать результата еще дольше. Возможно, жизнь является обычным делом в очень далекой вселенной. А может и не является. Мы вряд ли это когда-нибудь узнаем. Вероятно, мы — редкое явление, и, скорее всего, мы будем одиноки еще многие века».

«Некоторые мои коллеги резко отвергают эту мысль, — признает Смит. — Они вторят Хокингу: „Не могу поверить, что вся вселенная существует для нашего блага“. Да, у всех нас есть свои убеждения. Но убеждения — не доказательства».
Смит приходит к выводу, что факты на сегодняшний день не на стороне Хокинга, но что Земля, напротив, уникально, и что мы, скорее всего, служим некоей «космической цели».

«Убеждения Хокинга предполагают, что мы — не более чем обыкновенная „химическая накипь“. Однако все наблюдения на сегодняшний день согласуются с идеей, что человечество — вовсе не среднестатистическое явление, и что представления на этот счет еще долго не изменятся. Похоже, наше существование даже может служить некоей „космической цели“», — утверждает Смит.

The Daily Wire, 30.11.2016

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное