Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Научиться понимать эмоции


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
 

 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2016-09-16

Научиться понимать эмоции

Джигме Ринпоче


Благодаря тому, что мы учимся понимать свои эмоции и эмоции других, нам становится проще понимать других людей, наших учителей и поучения. При этом речь не идёт о том, чтобы полностью убрать или ещё сильнее развить эмоции, а о том, чтобы просто понять их. Без этого понимания всё кажется очень сложным, так как мы постоянно оцениваем себя и других. По этой причине в учении Будды снова и снова подчёркивается то, как важно смотреть в свой ум. Все инструкции к медитациям снова и снова приходят к этому моменту. Если мы на самом деле понимаем свой ум, то мы видим вещи такими, какими они есть. Например, сейчас зубная боль для нас очень реальна. Но если мы видим истинную природу ума, то распознаём боль как иллюзию. Это важный момент.

Существует много идей по поводу эмоций. Можно легко о них говорить, но из-за большого количества концепций, которые мы развили по отношению к эмоциям, мы действительно ощущаем их как что-то сложное. Мы всё время пытаемся удержать хорошие чувства и пытаемся избежать плохих. Это совершенно естественно, и в этом нет ничего неправильного. Проблема только в том, что мы не можем прогнать негативные мысли, так как они являются нашим собственным умом. Что же мы можем сделать? У каждого из нас есть опыт, связанный с такими негативными эмоциями как гнев, ревность и другие. Мы думаем, что будем счастливы, если избавимся от них, но этого не происходит. Нам нужно посмотреть на причины всех этих негативных эмоций. Какова причина гнева, ревности, привязанности, гордости, ожиданий? Эмоции — это наш собственный ум, и единственный выход — распознать истинную природу ума. Тогда мы увидим, как бессмысленны мешающие чувства, и они растворятся сами по себе. Конечно, этот процесс не так уж прост и он займёт какое-то время.

Но мы не должны лишаться мужества. Поучения говорят, что мы должны осознавать каждую ситуацию со всеми связанными с ней условиями. По этой причине нам нужно всегда наблюдать за своим умом, куда он направлен прямо сейчас. И мы увидим, что всегда, когда не исполняются наши желания и не оправдываются ожидания, всплывают наши мешающие чувства. Это происходит всё время, мы можем наблюдать это основополагающее условие у себя и у других. Но при этом очень важно, чтобы мы просто наблюдали, а не хотели что-то убрать. Это первый шаг в работе с эмоциями.

Но на самом деле наш ум именно тогда является хорошим материалом для практики, когда он, в следствие гнева, печали, лёгкой депрессии или чего-то ещё, не чувствует себя по-настоящему хорошо. Это означает, что мы сразу же можем воспользоваться нашими обстоятельствами, чтобы подтвердить эффективность учения. Вместо того, чтобы просто быть захваченными концепциями и словами поучений, мы пытаемся спонтанно пережить на собственном опыте их настоящее значение.

В начале проще работать с лёгкими мешающими чувствами. Например, если мы немного несчастны, то пытаться увидеть, как наш ум связан с этой эмоцией. Мы пытаемся всё отчётливее распознать, что является причиной несчастного состояния — гордость, привязанность, неведение или ненависть.

В ином случае, основываясь на наших привычных тенденциях, мы всегда будем находить отговорки. Но при этом важно быть предельно честными, а не просто говорить, что у несчастья та или иная причина, не вкладывая в это никакого значения. Если мы честны и действительно пытаемся увидеть истину, тогда придёт понимание. Речь идёт об истине без отговорок или компромиссов, об истинном состоянии нашего ума. Наш ум склонен уклоняться от истины, поэтому не так легко в какой-то ситуации оставаться на прямой и смотреть непосредственно на ситуацию, ничего не добавляя. У нас есть склонность постоянно искать что-то важное, всегда есть желание чего-то достичь. Просто наблюдать, без усилий — это что-то совершенно новое для нас. Сначала мы должны научиться просто наблюдать, без желания что-то устранить или чего-то достичь, не имея при этом ожиданий и стремления что-то улучшить.

Возьмём такой пример: мы падаем во время прогулки. Мы пытаемся понять, почему мы упали: связано это с нашей обувью, с улицей или с тем, как мы ходим? Мы смотрим на это без какого-либо настроя или предвзятого мнения, просто пытаемся понять и оставляем всё, как есть. Подобным образом мы обращаемся с мешающими чувствами в нашем уме. Вопрос в том, что мы не пытаемся найти решение проблемы, а просто смотрим, какие условия в нашем уме вообще привели к тому, что появилась эта проблема. Мы получим ясный ответ, он появится сам по себе. В начале нам действительно сложно, но если мы продолжаем наблюдать, как описано выше, то, в конце концов, всё станет для нас ясным. Постепенно мы разовьём уверенность, ясное понимание, благодаря которому потом сможем работать над собой. Это звучит достаточно просто, но если мы на самом деле попытаемся так сделать, то это может привести нас в замешательство. В мире человеческих переживаний мы подвержены влиянию эмоциональных состояний и условий, и должны с ними работать, применяя упражнения и следуя инструкциям.

Поучения говорят об истинной природе ума и всех явлений. Можно развивать интеллектуальное понимание этого, но истину нашего ума и всех явлений нужно распознать на опыте. Мы должны сами увидеть и распознать её, но не потому, что кто-то обязывает нас это сделать, — было бы наивно так думать. Возьмём в качестве примера нашу общую ситуацию в обусловленном мире, где есть счастье и страдание. Мы различными способами стремимся к счастью и одновременно находим время для наших упражнений, когда пытаемся развить в уме ясность и спокойствие. Если мы ясно сможем увидеть, что мы делаем, тогда мы не только станем единым целым с нашими действиями, но и наш ум будет полностью осознавать, что мы сейчас делаем. Так мы наблюдаем за собой во время практики, когда работаем, когда тяжело, и когда радостно, — всё время. Мы пытаемся определённым образом отделить нашу собственную природу от обычных жизненных функций. Отделить в том смысле, что мы становимся способны смотреть на свой ум даже в моменты величайшей радости или глубочайшей печали, как будто мы смотрим фильм. Возможно, тогда мы увидим, что не стоит воспринимать всё так серьёзно. Даже когда мы печальны, мы понимаем, что всё в порядке. Возможно, это звучит странно, но это важно. Может в данный момент это понять ещё слишком сложно, тем не менее мы должны сохранить это как важную информацию для будущего. Пытаясь распознать истинную природу чего-то, возможно, мы будем в замешательстве, и тогда найдём объяснение в поучениях. Обычно мы не понимаем того, что отделено от нас, и пытаемся понять, как это функционирует. Но здесь мы хотим просто увидеть всё таким, каким оно есть.

Мы всегда очень серьёзно к себе относимся, что ведёт к нашим индивидуальным жизненным ситуациям. Например, если мы сломали руку, это очень больно, потому что мы отождествляемся с рукой. Если бы мы могли воспринимать руку отдельно от нашего ума, то боль была бы иллюзией и не более. Но если бы мы сейчас сказали, что боль — это только иллюзия, мы не смогли бы оставить всё так, как есть, а должны были бы предпринять необходимые меры по устранению повреждения. Речь идёт о том, чтобы отделить ум от руки. Если наш ум хотя бы на чуть-чуть меньше отождествляется с рукой, тогда страдание меньше. Тогда мы знаем, что рука сломана, мы знаем причину и все условия. Ум — яснее, и боль воспринимается по-другому. Тогда и наше понимание ума — другое. Без этого понимания ум и боль тесно связаны друг с другом, и присутствует много страдания и запутанности.
Итак, есть два пути как можно посмотреть на одно и то же событие. Сломанная рука — это только пример, речь идёт обо всех внешних феноменах и о наших внутренних реакциях, чувствах и о том, какую связь мы создаём между ними и нашим умом.

Мы должны попытаться создать немного дистанции между переживающим и тем, что переживается. При этом речь не идёт о настрое «Мне всё равно», так как до тех пор, пока мы находимся в самсаре, мы должны быть очень точными во всём, что делаем. Одновременно мы пытаемся видеть, где мы находимся, насколько вовлечены в процессы, какие у нас чувства, каковы их причины. Постепенно будет расти наше понимание. Потом у нас уже возникнет привычка в каждой ситуации проводить различия, и мы должны будем следить за тем, чтобы эти различия были правильными. Когда в повседневной жизни всё протекает хорошо, мы очень сильно вовлечены и делаем всевозможные вещи. Но не всё, что мы делаем, имеет смысл, и если мы способны проводить различия, то тогда теряем меньше времени — это то, на чём делается акцент в поучениях.

Наши личные привычки, наша культура неизбежно формируют относительные условия, с которыми связаны наши состояния ума. Мы смотрим на эти условия и пытаемся создать к ним дистанцию. Мы знаем, что они на самом деле не отделены от нас, и поэтому мы не должны на них отвлекаться. Нет ничего, что нужно отвергать и ничего, чего нужно достигать. Наша жизнь продолжается, как обычно, мы воспринимаем нашу ситуацию и пытаемся осознавать наш ум. Мы начинаем медитировать. Медитация означает, что нас не отвлекают наши собственные мысли. Сейчас эти мысли очень сильные, но мы пытаемся всегда, когда это возможно, быть осознанными и смотреть на всё немного по-другому, чем привыкли.

Мы пытаемся непринуждённо и без давления оставаться бдительными во всех жизненных ситуациях: во время практики, во время получения поучений, в повседневной жизни. Просто наблюдаем, без каких-либо предубеждений и идей. Это способствует ясному видению. Возможно, мы не сможем делать это всё время, но хотя бы время от времени стоит пытаться. Со временем это будет всё легче и легче. Основополагающие упражнения — очень важная подготовка к практике, в которой речь идёт об этом ясном видении, о том, чтобы самому получить опыт этого видения.

Источник.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное