Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 9/2008-11-22

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публикацию книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода». В сегодняшней главе (которой в этом выпуске представлена половина, а вторая будет в следующем) Саша рассматривает проблему обличения грехов. Проблема эта, с одной стороны, достаточно банальна, поскольку очевидно, что религия всегда связана с обличением грехов и призывом к праведности в виде заповедей, но, с другой стороны, проблема эта чрезвычайно сложна. Вот об этой второй стороне – о сложности и неоднозначности проблемы обличения грехов мне бы и хотелось сейчас поговорить.

 

Первая трудность обличений, которая бросилась мне в глаза ещё в юности, касалась особенностей российского протестантизма, в котором практически все верующие только тем и занимаются, что обличают друг друга и весь окружающий мир в грехах. Под предлогом угождения Богу, цитируя направо и налево библейские фразы, эти люди фактически занимаются осуждением и обвинением других. Так, словно слова Иисуса: «что ты смотришь на соринку в глазу ближнего, а бревна в своём глазу не замечаешь?» обращены к кому угодно, но только не к ним. Вероятно, Саша тоже столкнулся с подобным явлением, почему и подчёркивает, что обличения – проблема очень деликатная, что обличать нужно разумно, и что обличающий должен быть движим в первую очередь любовью, и, добавлю от себя, ни в коем случае не должен быть движим страстью обвинения и осуждения. Чтобы увидеть, в чём разница между подлинным обличением и обвинением с осуждением, нужно очень внимательно всматриваться в свои чувства и уметь распознавать нечистые и неправедные мотивы внутри себя самого. И, совершенно верно пишет Саша, что обличать другого может лишь тот, кто обличает прежде всего самого себя.

 

В православии присутствует идея важности смирения, осуждения за грех самого себя, а не ближнего, и в данном отношении мне православный подход представляется наиболее верным. Правда, этот замечательный подход в православии почему-то на практике улетучивается начисто, когда речь заходит о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях: начинается обливание грязью иных конфессий и превозношение своей веры как единственно верной. Подобное поведение – ни что иное как изощрённая форма религиозной гордыни.

 

На днях прочитала, что по решению прокуратуры был закрыт сайт «Православие и ислам» по обвинению в разжигании межрелигиозной вражды. Редактор сайта Ю.Максимов утверждает, что главная претензия прокуратуры относится к переопубликованному тексту священномученика Александра (Миропольского) «Мнимое благочестие Мухаммеда». Ю.Максимов отмечает, что тот же текст святого использовал в своей книге священник Даниил Сысоев, против которого мусульманская журналистка Халида Хамидуллина пыталась возбудить уголовное дело. Ю.Максимов убеждён, что страдает «за правое дело» на том основании, что использовал тексты канонизированного святого. Он, бедняга, видимо совершенно не ведает, что многие святые прошлого, будучи детьми своего времени, действительно проповедовали много некорректного в адрес инаковерующих, как мусульман, так и неправославных христиан, и особенно иудеев. Труды святых, начиная с древних времён, пестрят антисемитскими высказываниями. И вот современные верующие, вместо того, чтобы учиться на уроках истории, учатся всему этому мрачному наследию прошлого, будучи совершенно убеждёнными, что таким образом они «обличают неправду». Подобным образом и немало протестантов поносит иконы как идолы, оскорбляя чувства православных (и католиков), разжигая тем самым межрелигиозную вражду, будучи твёрдо убеждены, что «обличают неправду».

 

Можно привести множество примеров, когда верующие под видом борьбы с «неправдой» и «грехом» по существу морально убивают и топчут своих ближних. Да и сам вопрос, что считать грехом, а что – нет, является более чем спорным. К примеру, многие служители церкви настаивают на расторжении нерегистрированных или регистрированных, но невенчанных браков, несмотря на то, что люди долгое время ведут совместную жизнь и их отношения по сути и смыслу являются семейными. Отсутствие церковного обряда или штампа в паспорте считается для таких верующих достаточной причиной, чтобы обвинять людей в «блудном сожительстве».

 

Или другой пример. Недавно в штате США Южная Каролина католический священник Джей Скотт Ньюман отлучил сторонников победившего на президентских выборах Барака Обамы от причастия. По мнению преподобного, голос, поданный за Обаму, суть "содействие истинному злу". В письме членам прихода церкви святой Марии в городе Гринвилл он заявил, что душам сторонников Обамы, причастившимся Святых Тайн без предварительного покаяния, грозит погибель. "Наша страна выбрала главой исполнительной власти самого ярого радикального сторонника абортов из всех тех, кто когда-либо заседал в Сенате и баллотировался в президенты", - пояснил священник.

Интересный и здравый комментарий этого события высказал один участник христианского форума evangelie.ru: «Такое ощущение, что у Америки есть только одна проблема - аборты. Причем, люди, выступающие против абортов даже не задумываются о том, что в реальности количество абортов не сокращается, а просто они уходят в подполье, становятся латентными, либо просто делаются в другой стране, например в Мексике. Причем, во время латентных абортов женщины иногда и умирают, что уже само по себе негативный результат, ибо убивается и ребенок и мать одновременно».

Очевидно, что противостояние абортам должно совершаться разумными методами, а не путём агрессивного давления и средневековых страшилок адом. А поступок преподобного Ньюмана – это, как говорится, no comments. Каждый практикующий христианин знает, насколько важно для верующих причастие, и отлучение от причастия вместе с запугиванием погибелью души за поддержку в выборах нежелательного для церкви кандидата – ничто иное, как манипуляция с использованием религиозных чувств верующих.

К сожалению, большинство верующих не знают иных методов морального влияния, кроме как путём давления, запугивания и разжигания эмоциональных страстей. О допустимости обличений таких верующих не может быть и речи. Ничего, кроме негодования и отторжения от веры и от церкви подобные методы у людей не вызывают.

 

Но наиболее острой проблемой в связи с темой обличения грехов является, пожалуй, проблема отношения к гомосексуализму. Об этой проблеме я уже писала неоднократно. Современная наука понимает гомосексуальность не как патологию, а как вариант нормы, продиктованный не сознательным выбором человека, а его природной наклонностью. Ссылки на материалы, связанные с этой проблемой, вместе со ссылками на мою собственную статью недавно размещены мною в моём блоге "Свободная мысль и милостивое сердце" См. О проблеме гомосексуализма.  Борцы с «грехом» не в состоянии повлиять на изменение сексуальной ориентации человека, но зато своей «борьбой» они усугубляют моральные страдания тех гомосексуалистов, которые не приняли свою сексуальную ориентацию, некоторые из которых в итоге даже кончают жизнь самоубийством.

 

В связи с этим вопросом интересны рассуждения Юргена Хенрихсона, с которыми я полностью согласна, в статье Фундаментализм и гомосексуализм. Его логику мысли вполне можно отнести не только к вопросу отношения к гомосексуализму, но и к проблематике определения греха в целом:

 

«Этическая проблема связана с тем, что фундаментализм вообще испытывает трудности с определением греха, - пишет Юрген, - Не будем здесь пускаться в подробности, но посмотрим, как это проявляется в вопросе гомосексуализма. На вопрос о том, почему гомосексуализм грех, фундаменталист отвечает: потому что так написано в Библии. Что именно и почему написано в Библии - об этом мы скажем ниже. Но обратим внимание на то, что ссылка на Библию сама по себе абсолютно не объясняет, почему то или иное действие нужно считать грехом (в скобках заметим, что довольно забавно называть гомосексуализм действием). … Действительно, человек может выбирать, быть ему вором, пьяницей, блудником, идолослужителем или не быть. Но человек не может выбирать сексуальную ориентацию. Почему мы сказали, что у фундаментализма трудности с определением греха? Дело в том, что для фундаментализма грех - то, что противоречит воле Божьей. В случае с фундаментализмом понимание воли Божьей крайне затруднено ложной фундаменталистской гносеологией, богословской методологией и библиологией (об этом кратко говорится ниже). Хотя у нас и нет желания в этом трактате излагать учение о грехе, но все-таки рискнем предположить, что грех нужно определять не через букву, как в фундаментализме (написано / не написано), а через личность, ибо в христианстве грех - это не преступление против буквы, а преступление против личности. Когда люди любят друг друга, никого при этом не оскорбляя, например, изменой (как в случае с прелюбодеянием, каковое действительно является грехом), чья, спрашивается, личность при этом испытывает урон?»

 

Юрген Хенрихсон озвучивает идею, которую ранее пыталась сказать и я другими словами, не касаясь конкретно проблемы гомосексуализма: грех нужно определять не через букву, как в фундаментализме (написано / не написано), а через личность, ибо в христианстве грех - это не преступление против буквы, а преступление против личности.

 

Отчасти я касалась этого в статье О религиозных системах и великом Таинстве Человека в цикле Моё кредо. В частности, там я писала:

«…нравственность имеет в своей основе уважение к человеку и, более глубоко, уважения к любым проявлениям жизни. В нравственной жизни нет ничего бессмысленного.  Смыслом её является стремление дать ближнему благо и не причинить ему вреда. Подлинно нравственным является тот, кто живёт с осознанным стремлением относиться к другим как к самому себе. Но в церковных системах люди в основной массе не думают ни о каком смысле.  Они просто подчиняются тому, что им диктуется «сверху». Поэтому оказывается возможным и даже вполне нормальным попирать ближнего, усердно стараясь соблюдать всё «положенное», «палками» гнать ближнего соблюдать «положенное» и  «топтать ногами» за несоблюдение «положенного», разумеется, для того, чтобы порадовать этим Бога и погордиться своим благочестием.

Наблюдая за всем этим, я задаю вопрос: «Как лучше и правильнее жить: по совести или по религиозной «букве закона»? «Конечно же, по религиозной «букве закона», – отвечает большинство практикующих, то есть воцерковлённых, верующих, – потому что буква закона происходит от Бога и Его служителей, а совесть у каждого своя: один думает так, другой – иначе, и разрушаются «абсолютные» принципы добра и зла».

Но посмотрим на перечисленные выше «положенные» предписания и задумается: «Кому и зачем всё это нужно?». Если главным для человека станет не соблюдение «положенных» предписаний, а уважение и любовь к ближнему, то многие «положенные» предписания покажутся ненужными и абсурдными. Не лучше ли каждому человеку самостоятельно, в своей совести, искать разумный смысл понятий добра и зла и смысл своих поступков, исходя из каждой конкретной ситуации? Ведь то, что может стать добром для одного человека в одной ситуации, может для другого стать злом.


  

Можно, к примеру, осуждать и с пеной у рта поносить гомосексуализм, и этим довести до самоубийства какого-нибудь ранимого и чувствительного гомосексуалиста, который не в состоянии переделать себя. Это крайний случай, но есть ведь и незаметный вред, который совершенно не беспокоит «ревнителей благочестия», – душевные раны и психологические травмы.


  

А сколько подобных ран и травм от «праведных», «благочестивых», «ревнителей» и «истинно верующих» приходится видеть при более-менее близком соприкосновении с церковной средой! И получается так, как в евангелии сказал Иисус, когда Его осуждали за нарушение субботы: «Что должно делать в субботу? Добро или зло? Спасти душу (жизнь) или погубить? Суббота для человека, а не человек для субботы». Поскольку суббота для иудея является олицетворением всего Закона, Иисус, таким образом, утверждает приоритет ценности человека перед буквой Закона. Оказывается, что соблюдение «буквы» может не только приносить пользу, но и причинять человеку  вред.

Отношение к человеку должно строиться не на том, что «положенное» он соблюдает, а что нарушает. Оно должно строиться на осознании того, что в человеке присутствует бесценная личность, которая к чему-то стремится, что-то переживает, о чём-то думает, имеет какие-то убеждения. Каждый человек – это целый мир, целая Вселенная. Каждый человек – это великое Таинство, которое нужно любить и уважать, и которое заслуживает преклонения. С этих позиций можно сказать, что каждый человек – это воплощение Бога на земле...»

Человек – прекрасное и очень сложное существо. Даже и в тех случаях, когда он действительно совершает что-либо плохое, в нём одновременно живёт что-то хорошее. Вот это хорошее необходимо найти и увидеть, чтобы опереться на него, если мы хотим помочь человеку стать лучше, а не осуждать и растаптывать его своими «обличениями».


  

  

Продолжение книги Саши Грайцера: 

Может ли быть поляна без цветов? Может ли быть цветок без нектара? А может ли быть листочек без росы?  А может ли быть человек одинок в этом мире?

Рыба не может  жить без воды, деревья не могут жить без леса. Даже в пустой голове должно быть что-то, пусть - ветер.  Соловей  должен петь какой-то розе.

Человеческое сердце не может жить без любви. А если в нем не поселилась любовь, значит, есть сомнение, человек ли он? Если тебе даны глаза, то тебе нужно уметь видеть. И уши должны слышать только хорошее, а плохое пускай не слушают. А уста наши - не  для  бранных слов, а для хвалебных песен. А сердце наше создано ведь для любви. Руки только у бездельников ничего не делают. Ну, а ноги не для того, чтобы только ходить и путешествовать.

Ты  пойди  туда,  где  ты  больше  всего нужен. А свои руки используй там, где подсказывает твое сердце. Ибо сердце - это тот, на первый взгляд, маленький и ненужный орган, который позволяет нам воспринимать все так как нужно.

Пусть ты - маленький, пусть ты - высокий, но ты все равно прекрасен. И у толстого, и у худого сердце одинаковое. Пускай, у того - седая борода, а у того - лысая голова, он тоже хорош. И даже прекрасное сердце у той, у кого нос крючком.

Нет большего и меньшего сердца, есть только сердце, которое любит! 

О   ЗНАЧЕНИИ   И  ИСКУССТВЕ   ОБЛИЧЕНИЯ

Обличение - это выявление и   вынесение на свет  фактов (т.е. истинной информации) об оши­бках, недостатках, грехах с целью их исправления и недопущения в будущем. Обличение, как правило, дело сложное и тонкое, потому что, с одной стороны, оно требует ясности и конкретности, а с другой стороны, определенной деликатности, чувства меры и такта с тем, чтобы не обидеть обличаемого и быть им правильно (адекватно) понятым. Кроме того, часто обличение связано с определенным рис­ком испортить отношения, навредить себе, пострадать, особенно если облича­емая сторона сильнее, выше по служебной лестнице, могущественнее обличающего. Поэтому обличение является своего рода искусством, которое мы изрядно подзабыли, если обладали таковым вообще.

Существует довольно распространенное мнение о том, что обличение устарело и в настоящее время потеряло свою актуальность. Это мнение подкрепляется многочисленными фактами неудачных, неэффективных обличений, от которых больше вреда чем пользы. Что ж, мы зачастую действительно не умеем ни обличать, ни прини­мать обличения, забывая, что целью обличения является любовь, то есть оздоровление, улучшение, а часто и облегчение бремени греха или ошибки. Некоторые люди саму любовь понимают как нежелание и невозможность причинить другой стороне какую-либо боль или огорчение, оттого и обличения ими отвергаются. Другие люди счи­тают обличения верным способом приобретения неприятностей, что называется, "себе дороже", и отказываются от обличений в надежде сохранить здоровые нервы, спокойную жизнь и неиспорченные отношения.

Но, как бы то ни было, и какие бы теории и доктрины о ненужности обличе­нии ни придумывали люди, обличения являются неотъемлемой частью взаимоотношений людей. У людей всегда есть какие-то требования, ожидания, претензии друг к другу, как справедливые, так и несправедливые. Также и Бог хочет исправле­ния наших путей, нашего совершенствования и обличения в этом процессе иг­рают незаменимую ничем роль. Библия говорит нам, что если бы мы сами себя судили (то есть исправляли себя в соответствии с Божьей правдой), то не были бы судимы Богом. В любом случае, независимо от того кто обличает - сами ли мы себя обличаем, обличают ли нас другие люди или нас обличает непосредственно Сам Господь Бог, - обличения выявляют наши недостатки, тре­буют их осуждения и исправления. Ведь само развитие и совершенствование предполагает обнаружение и преодоление препятствий, которые и являются объектом (предметом) обличения. Истинной любви, которая, по словам апостола Павла, "не радуется неправде, а сорадуется истине", всегда присуща  определен­ная мера требовательности, направляющая нас к совершенствованию. Эта тре­бовательность является средством приведения нас в соответствие с Божьими нормами, выраженными Им в Его Законе. Если мы игнорируем эти требования, то нас неизбежно ожидает Божий Суд. Обличения же предназначены для того, чтобы не дожидаясь Суда Божьего, мы сами выявили недостатки и исправили бы их. В случае исправления, но не иначе, Божий Суд отменяется.  Среди хри­стиан широко распространенно заблуждение о том, что Божья благо­дать покрывает все наши грехи, независимо от того исправляем ли мы их или не исправляем. Но Библия конкретно дает ответ: Христос взял все наши грехи на Себя и нас искупил от них по нашей вере в Него. Иными словами, если мы веруем  в то, что Господь умер за нас в качестве заместительной жертвы за наши грехи, и в то, что Он прощает (берет на Себя) наши грехи, когда мы приносим их Ему в покаянии (то есть отвращаясь от грехов, пере­ставая грешить, примиряясь с Ним, с Его требованиями относительно нас) то­лько тогда и в этом случае мы получаем спасение от наших грехов. Если же мы не исправляемся и продолжаем грешить, то наша вера остается бесплодной, а грехи - неискупленными.  Христос взял наши грехи на Себя вовсе не для того, чтобы мы продолжали гре­шить и не имели за это никакого наказания. Христос не потакает нашим гре­хам, но помогает нам от них избавится. Божья благодать и милость, явленная нам во Христе, дана людям для  их исправления, а не для упразднения Божьего суда над беззаконниками. Конечно, есть такие грехи, от которых нелегко из­бавится, которые требуют длительного процесса освящения, борьбы с этими грехами. И Бог, видя нашу борьбу, дает нам  помощь и силы для нее, потому что знает, как сильно человеческая природа искажена грехом. Человек срывается, падает и поднимается вновь благодаря вере и помощи Божьей. Но Бог ведет его к победе над грехом, а не к соглашению с ним. Таких людей, как правило, обличать не нужно. Они сами хорошо знают свой грех, им нужна только помощь в их борьбе.  Обличения нужны в том случае, когда человек не видит греха, который присутствует в его действиях, либо же, когда беззаконник, зная что грешит, упивается своей безнаказанностью. В этих случаях верую­щие обязаны, побуждаемые Святым Духом, обличать грехи, говорить о Божьей правде и о Его суде для тех, кто грешит. И это является задачей Святого Духа, посланного Христом верующим : "...пошлю Его (Святого Духа) к вам, и  Он пришедши обличит мир о грехе, о правде, и о суде." (Иоанн 16,7-8).

Можно сравнить обличение с установлением и объявлением диагноза болез­ни в медицине. Как лечить болезнь, не зная ее диагноза? Что тогда лечить? Современная медицина широко использует различные способы диагностики и имеет целый отряд специалистов, занимающихся не лечением, но только лишь диагностированием. Так и в Теле Христовом, в церкви, есть служители, которые преимущественно задействованы Богом в обличении. Их задачей является выяв­ление греха и вынесение его на свет (установление диагноза болезни и сооб­щение о нем) для того, чтобы устранить его (вылечить болезнь). Но это вовсе не значит, что обличение поручено только им и только они имеют на это право. Нет, обличать может каждый человек, видящий недостатки, грехи, и желающий их исправления.

В церкви существует непонимание значения и роли обличения, как для жиз­ни отдельного верующего, так и для всей общины в целом. Также существует непонимание церковью своей обличающей роли (функции) в обществе. Часто верующие думают, что их задачей и долгом по отношению к миру является только лишь проповедь Евангелия и свидетельство о Божьей благости,  любви и мило­сти к грешнику. Такой подход является односторонним. Бог - есть Свет, Который  не только показывает выход во тьме, но и освещает, вы­являет все грехи, недостатки, проблемы. Тот, кто не понимает, что он находи­тся во тьме, не будет стремиться к Свету. Апостол Павел говорит о том, что когда нет закона, обличающего грех, грех не вменяется в преступление (Рим. 5.13). Иными словами, человек может делать неправду, грех и даже не подозре­вать и не понимать того, что он делает неправильно. Показать существующий грех, выявить его - как раз и является задачей обличения. Библия говорит о Церкви, о верующих, что они должны быть солью для этого мира. Это значит, что верующие должны говорить не только о милости Божьей, но и о Божьем Суде, ожидающем всякого грешника. А для того, чтобы люди знали и видели, в чем они согрешают, им нужно являть требования Божьи.  Израильские пророки часто об­личали свой народ и своих царей в неправде. Это делал и Иоанн Креститель, призывая людей к покаянию. Он обличал царя Ирода в преступлениях. Иисус Хри­стос упрекал города "в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись" (Матф.11,20) и предсказывал им Божий Суд. Он обличал лицемеров и законников, говоря им очень жесткие и даже страшные вещи, называя их окрашенными снаружи гробами, пророчествуя им горе и суд.  Невозможно предста­вить себе ныне, чтобы церковь обращалась с подобными обличениями к власть имущим. Хотя, вряд ли с того времени люди стали лучше, скорее, даже хуже. Церковь, в своем большинстве, сейчас сама нуждается в обличении, в том, что­бы открылись ее глаза на многие ее беззакония, такие, например, как сребро­любие, угодничество власть имущим, подавление в своих рядах инакомыслия, преследование обличающих, карьеризм в среде церковных служителей и т.д. Однако, если в общине зажимается критика и обличения, то, как правило, такая община не будет обличать беззакония мира.  И если верующий в общине не судит и не обличает свои собственные грехи, то он, как правило, не видит грехов и в общине. 

Продолжение следует… 

Обновления на наших сайтах:

На сайте «Путь в бесконечность» размещено сообщение большой важности: Левон Нерсесян. Печальные новости из Третьяковской галереи: Рублёвская "Троица" рискует погибнуть в результате прихоти иерархии РПЦ и "заигрывания" с ними государственных чиновников.

На сайт «Микрокосм»:

добавлен цикл статей в категорию Статьи о священных книгах;

две книги по притчам различных духовных традиций в категорию Притчи;

в категорию молитв добавлены Молитвенно-медитативные упражнения и статья с рекомендациями Что такое христианская медитация?

Добавлено много видео в категории:

Видео: Сюжеты Ветхого Завета и Видео: Сюжеты Нового Завета

 Продолжение книги Саши Грайцера выйдет, как обычно, через неделю. Но в самые ближайшие дни я хочу постараться, если даст Бог время и силы, сделать «неочередной» выпуск рассылки на тему событий вокруг рублёвской «Троицы» и о других интересных сообщениях СМИ на тему религии в современном мире, которые у меня накопились.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное