Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 36/2009-03-04

Дорогие друзья!

Сегодня по случаю наступления Великого Поста я хочу предложить вашему вниманию материал о практике постов в различных религиозных традициях.

Мария Русакова, Частный корреспондент

Великий пост
Время очищения

2 марта у православных христиан начинается Великий пост. Каждый год в это время начинаются разговоры на тему того, в чем же разница между постом и просто голоданием или диетой, как пост сказывается на здоровье и зачем это вообще нужно.

Посты есть во всех мировых религиях. Их возникновение ученые объясняют по-разному. Некоторые считают, что еще в глубокой древности постились перед поеданием жертвенного мяса или что при помощи поста первобытные люди приводили себя в измененное состояние сознания. Однако сегодня пост во всех религиях — в первую очередь время очищения тела и души, время молитвы, покаяний, размышлений и интроспекции. В своем внешнем выражении пост, в зависимости от религии, может выглядеть совершенно по-разному. Он может и вовсе не включать в себя никаких ограничений в пище, а если таковые есть, то это может быть как полное голодание до какого-то часа, так и поедание только определенных продуктов. Хотя само слово «пост» произошло от греческого «апастия», что означает именно воздержание от пищи.

Рассмотрим же сначала пост, который нам ближе (и по времени наступлению, и по традиции), — православный Великий пост, самый главный из всех (а в православии число постных дней в году может достигать двухсот), один из четырех многодневных постов. На Руси пост появился после Крещения в 988 году с образованием первых христианских монастырей. Считается, что его длительность — 40 дней (хотя на самом деле получается чуть больше) — восходит еще к Ветхому Завету. Именно столько времени Иисус провел в пустыне, постясь и размышляя, в то время как его пытался соблазнить дьявол. Вот и считается, что и православным в эти дни полагается поститься и вести внутреннюю борьбу с Сатаной. Первоначально предписывался полный отказ от пищи до вечера или до 3-го часа дня. Впоследствии стали добавляться и ограничения в продуктах — запрет на мясо, молоко и т.д. В первую и последнюю неделю пост самый строгий.

На православной Руси Великий пост свято чтили. Заканчивалась Масленица, гулянья, блины, сжигались последние чучела, разводили костры на ледяных горках — не только чтобы положить начало зиме, а как объясняли своим детям родители: «Сгорели молоко и масло, остался только редькин хвост на Великий пост». Вся жизнь замирала. Никто без надобности не появлялся на улице, одевались как можно проще, магазины в первые три дня поста были закрыты. Воздерживались даже от спиртного (!) — для русского человека подвиг поистине героического масштаба. Впрочем, в этом народу помогало правительство — по велению царя стрельцы на время Великого поста опечатывали все питейные заведения.

Если у монахов во времена раннего христианства пост был очень строгим и состоял в отказе от пищи вообще, а иногда и от воды — разрешалось есть только немного хлеба, сушеных овощей и фруктов, и то только вечером, — то, распространившись за пределами монастырей, он стал менее строгим. Поэтому и сегодня правила поста для монаха и мирянина разные. Впрочем, по церковному уставу всем не разрешается есть мясо, молочную пищу и яйца (за исключением больных, беременных и кормящих женщин). К тому же на время поста следует отказываться от развлечений (отсюда и выражение «постная физиономия»), хождений по гостям и интимной близости. Предписывалось раздавать милостыню, молиться и как можно чаще причащаться, помня евангельскую мысль о том, что в это время главное не в том, чтобы не есть мяса, а в том, чтобы не есть друг друга. Причем тому, кто постится, такие практики только в помощь — как говорят священники, если образовавшееся от физического поста пространство в душе не наполняется духовными приобретениями, то человек может стать раздражительным и недовольным, особенно если это новичок.

Иначе обстоят дела во время Великого поста у католиков (который, кстати, у них уже идет с 25 февраля). В западном христианстве долго сохранялась идея поста как воздержания от любой пищи. Однако со временем и здесь древняя практика воздерживаться от еды до вечера стала считаться слишком трудной, поэтому около XIV века эта единственная за день трапеза была постепенно перенесена на день, а затем были добавлены еще легкая утренняя и вечерняя трапезы. Ограничения постепенно становятся менее строгими: если в Средние века не ели мяса, яиц и молочной пищи, то в XX веке считается достаточным не есть мяса, и сейчас общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена. У католиков разграничивают «пост» и «воздержание». Воздержание от мяса рекомендуется во все пятницы Великого поста. Строгий пост соблюдают в первый день — Пепельную среду, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Страстную пятницу. Строгий пост — это когда запрещено мясо, а есть досыта можно только один раз в день. Во все остальные дни поста ограничений в пище нет — следует совершать благие дела, отказываться от развлечений и усиленно молиться. Главное, как призвал с началом поста всех католиков папа римский Бенедикт XVI, «устранить всё, что отвлекает дух». Кстати, в этом году обращение понтифика было посвящено именно размышлениям о ценности и смысле воздержания от пищи. Он напомнил, что эта практика была распространена у ранних христиан и что она представляет собой «важную аскетическую практику, духовное оружие для борьбы со всякой неупорядоченной привязанностью к самим себе».

Совсем другого рода посты у протестантов, впрочем, с ними разобраться бывает сложно: протестантских церквей много и их обычаи часто различаются. Так, у лютеран два поста: Адвент (аналог Рождественского поста) и Великий пост, однако запретов на какую-либо пищу нет, в том числе, как это ни удивительно, и на мясо. Рекомендуется лишь «умеренная еда» и благочестивая жизнь. В плане ограничений в еде лютеранам легче всего. Пост же в смысле воздержания от пищи существует у протестантов других конфессий, однако он не привязан к каким-то определенным дням. Протестанты постятся, когда видят в этом необходимость, — например, при болезнях, в трудных ситуациях, перед серьезными событиями или принятием ответственного решения. Обычно эти посты длятся не дольше трех дней, однако они вполне серьезные — с полным воздержанием от еды. Пост у протестантов считается делом глубоко интимным, его не принято афишировать, особенно в среде не своих. Исключение составляют единомышленники — у протестантов принят групповой пост, в таком случае собираются для молитв или в церкви, или у кого-то дома.

Пост International

Воздержание от пищи в мировых религиях

Посты, в том числе длительные, есть во многих религиях, и самый, пожалуй, известный из них — Рамадан, один из месяцев мусульманского лунного календаря. Именно в этот месяц ангел Джабраил передал пророку первое из божественных откровений, которые стали основой Корана. В течение всего месяца соблюдается строгий пост. В отличие от христианского, он состоит не в воздержании от тех или иных видов пищи, а в отказе от еды и питья в светлое время суток. Есть и пить можно всё что угодно, но только ночью, «пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…». Со временем добавились и современные запреты — например, на жевание жвачки. Правоверному мусульманину также запрещено вдыхать ароматы, купаться, играть в азартные игры, делать инъекции, принимать лекарства, чистить зубы (из-за возможности проглатывания воды) и курить. Кстати, говорят, что во время Рамадана удавалось бросить курить даже тем, кто не мог избавиться от этой привычки лет по 10—20. Считается, что в Рамадан Аллах увеличивает значимость каждого из них в 700 раз, а шайтана (Сатану) в этом месяце заковывают в цепи, поэтому совершать добрые дела мусульманам становится гораздо легче, чем в другие месяцы. Потому мусульмане стараются больше времени поминать Аллаха, читать Коран и раздавать милостыню. Именно в Рамадан многие верующие совершают паломничество в Мекку. Время Рамадана считается праздником, и поэтому весь месяц с наступлением темноты начинается настоящий пир. В каждом доме готовят всё самое вкусное — и, разумеется, непременно плов. Однако, безусловно, самое грандиозное празднество начинается с окончанием Рамадана — со сладостями, весельем и песнями. Долг каждого мусульманина — сделать до окончания Рамадана небольшой взнос в пользу бедных, чтобы и они могли принять участие в празднествах.


Туристы, оказавшиеся в это время в мусульманских странах, столкнутся с тем, что днем большинство кафе и ресторанов будут закрыты. Нарушать правила Рамадана в общественных местах не рекомендуется даже им — выпивать, курить и жевать жвачку придется у себя в гостиничном номере.

А вот в иудаизме существует единственный постный день, предписанный Моисеевым законом (хотя позже были установлены еще несколько постов). Это Иом-кипур, Судный день, день покаяния, искупления грехов и Высшего суда. Он завершает Десять дней покаяния, когда над каждым человеком вершится Высший суд, оцениваются все совершенные за год дела и определяется его дальнейшая судьба. История Иом-кипура берет свое начало с библейских времен, когда Бог через Моисея дал евреям закон. Тора предписывает в этот день не заниматься ничем, кроме покаяния, в буквальном смысле — запрещено работать, умываться, накладывать косметику и носить кожаную обувь, не говоря уже об интимных отношениях. Раньше в этот день в жертву приносились быки, бараны, ягнята и козлы. На одного из последних символически возлагали грехи всего еврейского народа и отпускали в пустыню (откуда и пошло выражение «козел отпущения»). Сегодня же жертвоприношение заменили молитвы. В Израиле Иом-кипур считается самым торжественным днем в году, государственным праздником, так что даже нерелигиозные евреи постятся, просят у всех прощения, желают друг другу «хорошей записи» в Книге Жизни и ходят в синагогу, число посетителей которой в этот день увеличивается раза в два-три. Закрыты учреждения и магазины, не ходит общественный транспорт, не работают радио- и телеканалы, не летают самолеты. Говорят, что это единственный день, в который деньги в Израиле не имеют значения — на них невозможно ничего купить. Не принято в Иом-кипур и водить автомобиль, и дети из светских семей имеют возможность раз в году свободно разъезжать по шоссе на велосипедах — израильтяне в шутку называют Иом-кипур «праздником велосипедов». В преддверии Иом-кипура спортивные магазины едва справляются с возросшим спросом на велосипеды, скейтборды, самокаты и ролики.

По контрасту в восточных религиях не существует столь четко определенных рамок, обязательных для всех постов. Например, в буддизме, в котором много разных течений. Пожалуй, самый длительный буддистский пост — Панса, или трехмесячный период наступления дождей, который соблюдают в основном в Юго-Восточной Азии — в Камбодже, Лаосе, Таиланде и Бирме. Его традиция восходит к временам раннего буддизма, когда монахи, следуя принципам ненасилия, старались в это время не путешествовать и жили на одном месте, опасаясь повредить молодые побеги. Вот и сегодня они собираются в монастыре и дают клятву не покидать его до конца сезона, соблюдать самоконтроль и стремиться к знаниям. А так как это считается лучшим временем для накопления религиозных заслуг, то и миряне стремятся чаще бывать в храме и заботиться о монахах. Празднование поста начинается с красочной процессии свечей, которую устраивают местные жители, и во время всего поста постоянно горит огромная свеча, нередко размером с человека, — символ просветления. Пищевые ограничения в этом посте играют далеко не самую главную роль. В отличие от этого трехмесячного поста, однодневный пост Упосатха, соблюдаемый, как правило, четыре раза в месяц, считается практикой для мирян и означает «вход для (временного) пребывания». Эта традиция существовала в Индии еще до буддизма. Миряне на один день приходят в монастырь — кормить монахов, медитировать и соблюдать восемь обетов, в число которых — наравне с предсказуемым отказом от убийства, воровства, половых связей, лжи и обязательством есть только раз в день — входит и довольно экзотический отказ от почивания на высоких и широких постелях.

Самая сложная система постов у тех, кто следует санатана-дхарме, известной на Западе как индуизм. Каждый день недели находится под покровительством того или иного божества, последователи которого постятся именно в этот день каждую неделю (например, воскресенье посвящено Сурье, Богу Солнца, и т.п.). Также каждый может начать поститься в определенный день с какой-либо целью — для успеха в делах, ради счастья в семейной жизни и т.п. Вайшнавам, то есть тем, кто поклоняются Господу Вишну, надлежит соблюдать пост в экадаши, 11-й день после полнолуния и новолуния каждого месяца. В эти дни воздерживаются от пищи и воды, а те, кто соблюдают его более мягкий вариант, — от зерновых и бобовых. Согласно древним предписаниям также следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, принятия пищи из бронзовой посуды, встреч с пьяницами, ткачами и прачками (впрочем, вряд ли эти правила сегодня активно соблюдаются, особенно последние три). На Западе, пожалуй, наиболее ревностно соблюдают экадаши последователи Общества сознания Кришны, то есть кришнаиты.

Кроме духовного аспекта, есть у поста и оздоровительный аспект, хотя он и считается второстепенным — он дает организму «разгрузку», очищает ум, предупреждает и излечивает многие болезни. Сейчас во время Великого поста многие наши кафе и рестораны предлагают постное меню, постные продукты появляются и в магазинах — что, кстати, стало настоящим праздником и для вечно терпящих дискриминацию вегетарианцев. Сторонники здорового образа жизни рекомендуют именно в это время проводить голодания, чтобы очистить организм после зимней «спячки». Одним словом — обновление.

Новости блога "Записки еретика"

Иерусалим: женщинам-раввинам не разрешили молиться у Стены Плача

Епископ Бернар Фелле: Общество св. Пия X не признает реформ II Ватиканского собора

Ватикан проводит Дарвиновскую конференцию

Учебник по... антисемитизму

Балет как религия

На сайт "Микрокосм" добавлено видео:  Кундун . (Вероятно, наши старые подписчики уже знакомы с этим фильмом, так как ранее он был размещён на сайте "Путь в бесконечность")

Реалистичное повествование о жизни и трагической судьбе четырнадцатого Далай-Ламы, одного из величайших религиозных деятелей нашей эпохи и духовного наставника буддистов всего мира. Перед вами яркая хроника его детства и юности, наполненной тревогами за будущее древней нации, решительными попытками отстоять право Тибета на политическую и религиозную независимость. Это история об удивительном юноше, наделенном многовековой мудростью и знаниями, чья несгибаемая воля и вера являются достойным примером для всех, кому дороги свобода и справедливость...

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное