Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: День памяти жертв политических репрессий


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 155/2014-10-31

В этой статье представлена моя личная гражданская и духовно-нравственная позиция.

Сегодня — день памяти жертв политических репрессий. История памятной даты описывается в Википедии:

«30 октября 1974 года по инициативе диссидента Кронида Любарского и других узников мордовских и пермских лагерей был впервые отмечен «День политзаключённого» — совместной голодовкой и зажиганием свечей в память о безвинно погибших. В тот же день Сергей Ковалёв собрал в квартире А. Д. Сахарова в Москве пресс-конференцию, на которой было объявлено о проходящей акции, показаны документы из лагерей, прозвучали заявления московских диссидентов и продемонстрирован свежий выпуск «Хроники текущих событий» (подпольного правозащитного бюллетеня, выходившего в 1968—1983 годах), в котором рассказывалось об этом событии. Через несколько месяцев организация этой пресс-конференции стала одним из пунктов обвинения в адрес уже самого Ковалёва.

После этого ежегодно 30 октября проходили голодовки политзаключённых, а с 1987 года — демонстрации в Москве, Ленинграде, Львове, Тбилиси и других городах. 30 октября 1989 года около 3 тысяч человек со свечами в руках образовали «живую цепь» вокруг здания КГБ СССР. После того как они отправились оттуда на Пушкинскую площадь с целью проведения митинга, они были разогнаны ОМОНом.

18 октября 1991 года было принято Постановление Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий», после которого 30 октября стало официально признанным днём памяти«.

Мне кажется, что память о репрессиях советского режима — есть главное и основное, что может сейчас объединять всю демократическую общественность на пространстве бывшего СССР. Все народы бывшего Советского Союза пострадали от репрессий. Протест против репрессий был важной силой, способствовавший к отделению народов бывших советских республик и построению ими независимых суверенных государств, которые они намеревались строить на основах демократии. (Хотя это получилось у всех в разной мере, у некоторых совсем не получилось пока ещё, но это уже — другой вопрос). Неудивительно поэтому то, что реакционеры, стремящиеся реанинировать СССР, стараются затушевать, скрыть, умолчать о тёмном и кровавом советском тоталитарном прошлом, о преступлениях режима, а некоторых даже раздражает то, что либералы так часто напоминают о нём.

В Прибалтике преступления советского тоталитарного режима приравниваются к преступлениям нацистских фашистов. Власти России выступают против этого сравнения. В Украине Голодомор признан геноцидом. Власти России протестуют против этого.

В этом весь ужас и беда современной России. Российское государство, считающееся правоприемником Советского Союза (например, заняв его место в ООН), не хочет по-настоящему покаяться в преступлениях советского тоталитаризма. Российский народ не прошёл через покаяние в поддержке этому режиму и в тех преступлениях, к которым были причастны наши предки.

Тот факт, что люди не осознают трагические события своей истории и не проходят через покаяние делает возможным повторение прошлого в тех или иных формах.

Вчера Лев Шлосберг написал хорошую статью, которая опубликована в Псковской губернии: «Память о подлости и позоре» с подзоголовком «Репрессии стали возможны потому, что народ был готов предавать и уничтожать себя«. В этой статье Шлосберг пишет об ответственности не только власти, но и народа. В качестве примера он вспоминает слова писателя Сергея Довлатова: «Мы без конца ругаем товарища Сталина и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?».

«30 октября в России снова вспомнят жертв политических репрессий, — так начинается статья Шлосберга, – день памяти миллионов погибших отмечается с 1991 года. Как и 23 года назад, этот скорбный колокол прозвучит далеко не для всех – до сих пор нет внятного признания государством своей вины за уничтожение огромной части народа. До сих пор не стало камертоном общественного сознания, что репрессии – это трагедия и преступление, у которых нет срока давности. Есть много причин, по которым об этой трагедии и этом преступлении власти не говорят громко и решительно, но одна из этих причин в том, что государство боится сказать народу: репрессии были подлой и позорной страницей не только в истории государства, но и в истории самого народа. Это было время, когда в народе взяли верх вертухаи, подлецы и выродки. И пока народ этого не осознает, пока об этом не будут прямо и безжалостно говорить средства массовой информации и школьные учебники, морок репрессий может вернуться. Строго говоря, он уже возвращается. Этот запах в истории трудно перепутать с каким-то другим«. (Читать статью полностью по ссылке).

Затронутая Шлосбергом проблема является проблемой нравственной. Неудивительно поэтому, что эта тема отражена в Евангелии. Когда Иисус Христос обрушивается с обличениями фарисеев, он, в частности, им напоминает о преступлениях их предков, убивавших пророков Бога. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших«.

В этом пассаже речь идёт не просто о физическом родстве, но о том, что потомки могут повторять злые деяния их предков, когда вместо смирения впадают в гордыню, не чувствуя, не переживая того, что они оказались детьми преступников. Проблема тут не в том, конечно, что дети отвечают за отцов. Подобную личную ответственность за чужие деяния Библия отвергает. Проблема в отсутствии ощущения того, что зло может повториться, и мы можем повторить то плохое, что делали наши предки. «Мы — лучше них» — это с духовной точки зрения является грехом гордыни.

Применительно к нашей истории, гордыня является тем пороком, на котором строятся и преступления тоталитарного режима: мы — лучше всех, кругом нас — сплошные враги во вне и внутри, враги во вне — плохие страны, с плохой, неправильной политикой, они порочные и развращённые, а мы особые, у нас особый путь, особый «русский мир», как в прошлом строился особый советский мир. Российские блюстители так называемой «традиционной морали» не замечают, что давно находятся в дьявольском грехе гордыни, которая считается в христианской традиции матерью всех пороков.

С христианской и общечеловеческой точки зрения единственным путём к исцелению от этого является покаяние — признание своей неправоты. А в отношении прошлого — признание своей ответственности, либо ответственности наших предков, когда речь идёт об исторических событиях.

Вчера в Москве, на Лубянке, у Соловецкого камня прошла акция «Воспоминание имён» (смотрите видео).

«Это мероприятие проходит уже восьмой год, — рассказывается на сайте Права человека в России. — … Сменяя друг друга, люди оглашают списки жертв сталинских репрессий – имя, фамилию, возраст, профессию и дату расстрела. В них и представители творческих профессий, интеллигенции, и рабочие, и крестьяне, и священники, и военные, и партийные работники, и сотрудники НКВД. 20-летние и 70-летние. Бессудная расправа, смертью всех уравняли.

Акцию открыла уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, ее сменил ранее занимавший эту должность Владимир Лукин.

Но у Соловецкого камня собрались не только правозащитники, а самые разные люди. Ведь эти списки – не просто исторический документ. Это живое свидетельство неразрывной связи времен и незаживающая рана. Многие выступающие у микрофона к анкетным данным добавляли: «Мой отец», «Моя мать», «Моя бабушка». Рассказывали о собственной судьбе – сына или дочери «врага народа». Многие не могли сдержать слез.

Очередь к микрофону прирастает новыми людьми постоянно. И еще ни разу за 12 часов акции не успевали дочитать списки до конца. Прочитав несколько фамилий, на постамент Соловецкого камня каждый ставит горящую поминальную свечу, кто-то кладет цветы. К вечеру здесь будут тысячи свечей и цветов, и камень за ними будет трудно разглядеть«.

Вспоминают о репрессиях и в Беларуси. 29 октября белорусская общественность отмечала День памяти жертв сталинских репрессий: 75 лет назад, в ночь с 29 на 30 октября 1937 года, в здании НКВД в Минске были убиты более ста белорусских деятелей культуры и представителей национальной интеллигенции.

В 2006 году общественный комитет предлагал сделать этот день государственным Днём памяти сталинских репрессий в Беларуси, но власти отказались это сделать.

Как и в России, память о репрессиях в Беларуси культувируется демократическими движениями, фактически же в условиях текущего режима это оппозиция.

29 октября представители демократической общественности Беларуси в Бресте почтили память жертв политических репрессий.

Под Витебском активисты благоустроили места захоронения жертв сталинизма. Власти отказываются установить там какой-то памятный знак. Витебские активисты создают мемориал сами — ставят кресты. Самый высокий крест — металлический, на нем надпись «Жертвам тоталитарного режима». Несколько раз кресты истребляли неизвестные, но активисты ставили новые.

Мне кажется, сейчас, как никогда раньше, нам нужно объединяться и поддерживать друг друга в этом стремлении разоблачать советский тоталитаризм и в стремлении построить демократию в наших странах. Нельзя поддаваться тем, кто разжигает враждебность между нами. Советскому псевдобратству, подавлявшему национальное самосознание, и нынешним имперским амбициям необходимо противопоставить солидарность демократических граждан в стремлении построить цивилизованную демократию в наших странах. 

Елена Преображенская (с) 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Авторский блог "Записки бунтаря"


В избранное