Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Вашингтон Гладден


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 202/2016-09-24

Наша рассылка продолжаем свою работу. Я написала новую статью, посвященную Вашингтону Гладдену, которого считают "отцом социального евангелия" (об этом движении в рассылке уже была статья). О Вашингтоне Гладдене практически нет информации в интернете на русском языке. Моя статья размещена на новом сайте "Независимый исследователь", и, как обычно, я дублирую в рассылке для тех, кому удобнее читать здесь. Для удобства в рассылке статья делится на части.

gladden_w

Вашингтон Гладден в молодости

Вашингтон Гладден (Washington Gladden) (1836-1918) — американский служитель церкви, один из ведущих представителей либерального протестантизма в США, зачинатель движения социального евангелия, журналист и автор книг.

Детство и юность

Вашингтон Гладден родился 11 февраля 1836 года в местности Поттсгроув (Pottsgrove) штата Пенсильвания в ортодоксальной кальвинистской семье. Его родителями были Соломон Гладден и Аманда Даниелс[1]. Полное имя, которое он получил при рождении, двойное — Соломон Вашингтон. Отец Гладдена был учителем[2], а два дедушки — сапожниками[3].

Когда Гладдену было шесть лет, его отец умер. Через два года Гладден с матерью переехал в деревню Овего (Owego) штата Нью-Йорк, где затем он рос на ферме своего дяди[2]. Это место в западной части Нью-Йорка входило в область, названную «Выжженный район» (Burned-over district — буквально можно перевести как «Выжженный свыше район»). Такое название было дано этой местности в связи с тем, что там возникали и развивались движения духовного пробуждения (ривайвелизма), относящиеся к периоду Второго великого пробуждения в США (конец XVIII-середина XIX века). Вашингтон Гладден провел в этой местности большую часть своего детства. Религиозность местности в сочетании с благочестием его семьи формировали в нем глубокий духовный интерес[4].

В шестнадцать лет Гладден оставил ферму и пошел работать подмастерьем печатника в издательство местной газеты «Газеты Овего» (Owego Gazette). В этой газете он начал принимать участие в ведении колонки в качестве репортера и проработал три года. В то время он стал использовать свое среднее имя — Вашингтон[5].

В возрасте восемнадцати лет Гладден присоединился к движению трезвенности, вступив в братство Независимого ордена хороших трезвенников (Independent Order of Good Templars) и воздерживался от алкоголя[2].

williams

Уильямс колледж

Во время работы в «Газете Овего» Гладден принял решение стать служителем конгрегационалистской церкви. В 1855 году он поступил учиться в Академию Овего и спустя год перешел на второй курс гуманитарного колледжа Уильямстауна штата Массачусетс (Williams College), который закончил в 1859 году[2][5].

Начало церковного служения

В 1860 году Вашингтон Гладден получил первое назначение на должность пастора в Бруклине штата Нью-Йорк[4]. В декабре 1860 года он женился на подруге по имени Дженни Кохун (Jennie Cohoon), с которой познакомился во время обучения в Академии Овего, и от которой в дальнейшем у него родилось четверо детей: два сына (Федерик и Георг) и две дочери (Элис и Хелен)[5].

В 1861 году Гладден оставил место пастора в Бруклине и стал пастором Моррисании, также штата Нью-Йорк, где прослужил до 1866 года. Третье место пасторского служения Гладдена с 1866 по 1871 год было в Норт-Аддамсе штата Массачусетс[5][6]. В 1868 году Гладден опубликовал свою первую книгу, которая называлась «Простые мысли об искусстве жизни» (Plain Thoughts on the Art of Living)[3] .

В 1871 году Гладден прервал пасторское служение и стал работать редактором по вопросам религии в Нью-Йоркском либеральном издании «Индепендент» (New York Independent), которое было крупной церковной газетой, выступавшей в поддержку аболюционизма[7]. Гладден работал в этой газете с 1871 по 1875 годы[5][6]. Во время работы в «Индепенденд» он принимал участие в журналистском разоблачении коррупционной деятельности Босса Твида, чье имя стало нарицательным для описания политической коррупции[8].

В 1875 году Гладден стал пастором Северной конгрегационалистской церкви в Спрингфилде штата Массачусетс и прослужил там в течение семи лет[5][6]. В это время он также работал редактором журнала «Воскресный день» (Sunday Afternoon).

В Спрингфилде Гладден начал включаться в рабочее движение. В 1877 году произошла крупная, называемая Великой, железнодорожная забастовка (Great Railroad Strike of 1877) (она была последствием экономической депрессии, сопровождалась захватом железнодорожной собственности и в конце концов была подавлена с помощью правительственных войск). Во время Великой железнодорожной забастовки Гладден выступил в роли посредника между рабочими и управляющими производством[6][7].

Можно посмотреть видеоролик с иллюстрациями о Великой железнодорожной забастовке 1877 года (английский язык с возможностью включить субтитры).

В 1882 году Гладден получил должность пастора Первой конгрегационалистской церкви Колумбуса штата Огайо и служил в этой церкви более 30 лет до своего ухода на покой по возрасту в 1914 году[2]. За это время он стал крупным религиозным лидером национального масштаба. 

Богословские взгляды
Евангельский либерализм

horacebushnell

Гораций Бушнелл

С самого начала своего церковного служения Вашингтон Гладден находился под влиянием новых богословских и социальных идей конца XIX века. После неудачи в поиске переживания определенного опыта обращения, требуемого верой его ортодоксальной кальвинистской семьи, Гладден обрел либеральную теологию[9]. Известно, что он был глубоко тронут работами конгрегационалистского богослова Горация Бушнелла (Horace Bushnell)[4], которого иногда называют «отцом американского религиозного либерализма»[10].

Богословские убеждения Гладдена характеризуют его как «евангельского либерала»: он был сосредоточен на Библии, но всегда искал согласования христианства с современностью. Гладден отстаивал необходимость адаптации протестантского богословия к развитию библейской критики и естественных наук, особенно к дарвиновской теории эволюции. Он написал несколько книг об этом, в частности, такие книги как «Животрепещущие вопросы жизни нынешней и наступающей» («Burning questions of the life that now is and of that which is to come») (1890) и «Кто написал Библию?» (Who Wrote the Bible?) (1891). Он также привлекал внимание общественности к проблемам современности через журналы «Индепендент» и «Конгрегационалист», в которых работал[4].

Гладден открыто отвергал традиционные доктринальные представления о первородном грехе и заместительной жертве искупления Христа. Следуя теологии Горация Бушнелла и Федерика Уилльяма Робертсона, он рассматривал библейский язык метафорически и таким образом отказывался от ортодоксального понимания доктрины и библейской непогрешимости. Придерживаясь веры в динамичное «прогрессивное откровение», Гладден считал, что божественная сущность постепенно открывается через библейскую историю, проявляясь в большей мере посредством обучающих примеров в служении Иисуса миру, нежели через набор доктринальных утверждений[11].

На протяжении многих лет Гладден помогал духовенству приводить христианскую веру в соответствие достижениям научных знаний. Он верил, что эволюционизм в науке и изучение религиозного опыта таких исследователей как, например, психолог Уильям Джеймс, дают основание верить по-новому. По мнению Гладдена, религиозная осведомленность человека способна развиваться в ответ на действие божественной силы, проявляющейся во вселенной, а процесс божественного творения не завершен, но продолжается. В своей автобиографии Гладден писал[11]: «… работа творения еще не завершена и никогда не будет завершена. Работа творения это непрерывный процесс. И Дух, в образ которого создаются наши души, и которым мы созданы для братства, находится здесь, во все времена… Он рядом с нами, в биении наших сердец, в движении наших мыслей, живет и работает в нас, и проявляет себя в каждой природной силе, в каждом законе жизни».

Социальное евангелие

washingtongladden

Вашингтон Гладден в зрелом возрасте

Гладден первым сформулировал основные идеи социального евангелия, реформаторского движения эпохи прогрессивизма[9], в связи с чем его называют «отцом социального евангелия»[6][12]. Гладден считал, что христиане должны сделать религию силой, обновляющей человеческое общество, понимая под этим духовное изменение человеческих и социальных институтов в соответствии с «законом любви»[11].

Социальное евангелие Гладдена было укоренено в либеральной теологии. Не найдя опоры в переживании особенного духовного опыта обращения, который в ортодоксальном кальвинизме считался необходимым для примирения с Богом, Гладден заключил, что подлинной сущностью христианской жизни является просто вера в терпение, любовь и «дружбу» Бога, которую в дальнейшем он назвал «отцовством». Вдохновленный идеалами антирабовладельческого движения, Гладден пришел к выводу, что дружба с Богом тождественна солидарности или «братству» со всеми человеческими существами. Он заключил, что целью христианской жизни является не добиваться прежде всего личного счастья на небесах, а «реализовать Царство Бога в этом мире»[11].

Христос для Гладдена является духовной силой, творящей и освобождающей в истории и обществе. Церкви должны не превозносить самих себя или свою нацию, а вдохновлять последователей, которые способны распознавать служение примирения Иисуса и участвовать в его актуализации, что в социальном евангелии называется Царством Бога. Такая новая модель религиозной жизни предполагает, что священство и миряне церкви становятся «делателями», исполняющими христианское служение во всех областях человеческой жизни и культуры[11].

Гладден был убежден, что христианское служение должно быть обращено к нуждам наиболее ущемленных и угнетенных людей, которыми в его среде были рабочий класс и бедные. Он постоянно говорил о мерах, которые могли бы улучшить их жизнь и решить социальные проблемы: таких реформах как права рабочих, создание профсоюзов для защиты их интересов, повышение заработной платы, сокращение трудовой недели, освобождение детей от труда, инспекции при производстве, налоги на наследство, регулирование естественной монополии и другие злободневные в то время вопросы, волновавшие общество[9].

Некоторые исследователи считают, что Гладден был первым служителем церкви, который выступил в поддержку создания профсоюзов[8]. Идеологически Гладден не был социалистом, однако, он проповедовал реформы, которые должны были бы совершить «постепенные изменения к кооперативному социальному порядку»[9]. Его заслуга была особенно важна в способствовании изменению протестантского отношения к рабочему движению и промышленной демократии[11]. 

Продолжение статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное