Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 227/2017-04-19

Доброго времени суток. Сегодня в нашей рассылке я хочу начать публикацию перевода на русский язык большой статьи из англоязычной википедии о Мартине Лютере Кинге. Статья на английском языке огромная, и я ее пока не перевела полностью, а перевела лишь биографическую часть, то есть изложение о жизни Кинга от рождения до смерти. Продолжение статьи будет предложено позднее, когда я закончу переводить эту статью. Но и биографическая часть достаточно объемная, и ее публикация в рассылке займет несколько выпусков. Мой текст содержит перевод англоязычной статьи с добавлением небольших уточнений, касающихся имен, названий и событий, необходимых для понимания темы русскоязычным читателям (все-таки, мы американскую историю не знаем или же знаем плохо). В англоязычной википедии оригинальная статья имеет статус "хорошей" (что означает, что статья написана достаточно качественно).

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (младший) (урожденный Майкл Кинг) (1929-1968) - американский баптистский служитель и активист, ставший лидером движения за гражданские права чернокожих. Больше всего он известен своей ролью в развитии гражданских прав путем ненасильственного гражданского сопротивления на основе христианской веры. 

Кинг стал правозащитным активистом в начале карьеры. Он руководил бойкотом автобусных линий в Монтгомери в 1955 году и помогал создавать Конференцию христианских лидеров Юга в 1957 году, работая как ее первый президент. Вместе с этой Конференцией Кинг руководил неудачной попыткой борьбы против сегрегации в Олбани штата Джорджия и помогал организовать ненасильственный протест в Бирмингеме штата Алабама в 1963 году. Кинг также способствовал организации Марша на Вашингтон 1963 года, во время проведения которого он стал известен речью "У меня есть мечта".  

14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за борьбу с расовым неравенством через ненасильственное сопротивление. В 1965 году он участвовал в организации Маршей от Сельмы до Монтгомери, а в следующем году вместе с Конференцией христианских лидеров Юга направил движение за гражданские права на север США в Чикаго для работы в условиях сегрегации. В последние годы жизни Кинг расширил направление своей деятельности до борьбы против бедности и против войны во Вьетнаме, оттолкнув своих либеральных союзников речью 1967 года под названием "После Вьетнама". 

В 1968 году Кинг планировал охватить Вашингтон всенародной кампанией, названной Маршем бедных людей на Вашингтон, когда был убит 4 апреля в Мемфисе штата Теннесси. Его гибель сопровождалась беспорядками во многих американских городах.   

Кинг был награжден посмертно Президентской медалью свободы и Золотой медалью Конгресса США. Начиная с 1971 года во многочисленных американских городах и штатах был установлен праздник - День Мартина Лютера Кинга, который в 1986 году стал федеральным праздником. Сотни улиц в США названы в честь Мартина Лютера Кинга, а также округ штата Вашингтон назван в его честь. В Национальной аллее Вашингтона в 2011 году открыт Мемориал Мартина Лютера Кинга.

Детство, юность и образование

Детство Мартина Лютера Кинга

Мартин Лютер Кинг (младший) родился 15 января 1929 года в Атланте, столице штата Джорджия, на юго-востоке США. Его родителями были баптистский служитель преподобный Мартин Лютер Кинг (старший) (Martin Luther King, Sr.) (1899-1984), более ранний активист движения за права афро-американцев, и Альберта Уильямс Кинг (Alberta Williams King) (1904-1974). Юридическое имя Кинга, под которым он родился, было Майкл Кинг (Michael King). Его отец также носил имя Майкла Кинга, но изменил после поездки в Германию в 1934 году. В Германии,  куда Кинг-старший ездил для участия в конгрессе Всемирного баптистского альянса в Берлине, он решил изменить свое имя и имя сына в честь немецкого начинателя протестантской реформации Мартина Лютера. Кинг имел ирландское происхождение по линии прадеда отца, также как африканское происхождение. 

Кинг был средним ребенком между его старшей сестрой Вилли Кристиной Кинг (Willie Christine King, теперь носит имя Кристины Кинг Фаррис, Christine King Farris) (род. 1927) и младшим братом Альфредом Дэниелом Уильямсом Кингом (Alfred Daniel Williams King) (1930-1969). В 1939 году Кинг пел в церковном хоре во время премьеры фильма "Унесенные ветром" в Атланте. Он любил пение и музыку. Его мать была опытной органисткой и руководила хором, она брала сына вместе с собой петь в различных церквях. Кинг привлек к себе внимание пением госпела "Я хочу быть более и более похожим на Иисуса" ("I Want to Be More and More Like Jesus"). Позднее Кинг стал хористом юношеского хора в своей церкви. 

Кинг рассказывал, что отец регулярно лупил его, пока ему не исполнилось пятнадцать лет; их сосед сообщил о том, что слышал, как старший Кинг говорил своему сыну, что сделает из него нечто, даже если должен будет бить его до смерти. Кинг видел гордые и бесстрашные протесты своего отца против сегрегации, такие как, например, отказ слушать управляющего дорожным движением полицейского после того, как тот назвал его "мальчиком" [пренебрежительное обращение к чернокожим: слуги назывались мальчиками] или такие как уход из обувного магазина с сыном, когда продавец сказал, что им придется "перейти в заднюю часть" магазина, чтоб быть обслуженными. 

Когда Кинг был ребенком, он подружился с белым мальчиком, отец которого владел бизнесом около их дома. Когда мальчикам было шесть лет, они начали посещать школу: Кинг посещал школу для афро-американцев, а другой мальчик пошел в школу для белых (государственные школы были в числе объектов сегрегации по закону штата). Кинг потерял друга, поскольку отец ребенка больше не хотел, чтоб мальчики играли вместе. 

Большую часть своей жизни Кинг испытывал депрессию. В подростковые годы он чувствовал негодование против белых из-за "расового унижения", которое он, его семья и его соседи часто терпели в сегрегации Юга США. В возрасте 12 лет, вскоре после смерти его бабушки по материнской линии, Кинг обвинил себя и выпрыгнул из окна второго этажа, но остался жив.

Кинг был скептически настроен ко многим утверждениям христианства. В возрасте 13 лет, во время посещения воскресной школы, он отрицал телесное воскресение Иисуса. Он говорил об этом, что "сомнения начали возникать неумолимо". Однако, позднее он пришел к выводу, что в Библии есть "много глубоких истин, избегать которые нельзя", и решил пойти в семинарию.

Юность и образование Мартина Лютера Кинга

Выросший в Атланте, Кинг посещал среднюю школу имени Букера Вашингтона (Booker T. Washington High School, первая государственная школа для афро-американцев в штате Джорджия, названная в честь известного педагога). В школе Кинг стал известен способностью к публичным выступлениям и участием в дебатах коллектива. В 1942 году, когда ему было 13 лет, он стал самым молодым помощником управляющего доставкой печатных изданий Журнала Атланты (Atlanta Journal). В юношеские годы Кинг выиграл первый приз в конкурсе ораторов, прошедшем при поддержке Негритянского клуба, в Дублине штата Джорджия. По дороге домой водитель автобуса приказал Кингу и его учителю встать, чтобы могли сесть белые пассажиры. Вначале Кинг отказался, но подчинился после того, как его учитель сказал ему, что иначе он нарушит закон. Кинг рассказывал, что во время этого инцидента он был "рассержен более, чем когда-либо в жизни". Будучи рано развивающимся учеником, он пропустил девятый и двенадцатый классы школы. 

В годы юности Кинга, когда он учился в средней школе, Колледж Морхауза (Morehouse College), респектабельный исторический колледж для чернокожих, объявил, что будет принимать в среднюю школу молодежь, которая сможет сдать вступительный экзамен. В то время многие студенты оставляли учебу, чтоб поступить на военную службу для участия во Второй мировой войне. Колледж Морхауза в связи с этим хотел заполнить свои классы учащимися. В 15 лет Кинг сдал экзамен и поступил туда. Летом, перед последним годом обучения, в 1947 году 18-летний Кинг решил начать церковное служение. Он пришел к выводу, что церковь предложила много способов откликнуться на "внутреннее побуждение служить человечеству". "Внутреннее побуждение" Кинга росло и привело его к гармонии с баптистской церковью, с верой, что он станет "рациональным" служителем церкви, служащим проповедями, которые будут "почтительным понуждением для достижения целей, даже социальным протестом". 

В 1948 году Кинг закончил Колледж со степенью бакалавра гуманитарных наук по социологии и зачислился в Крозеровскую теологическую семинарию (Crozer Theological Seminary) в Честере штата Пенсильвании, которую закончил в 1951 году со степенью бакалавра богословия. Отец Кинга полностью поддерживал его выбор продолжать образование. 

Во время обучения Кинга в семинарии к нему присоединился Вальтер МакКолл, бывший одноклассник по колледжу. В семинарии Кинг был избран президентом студенческой организации. Студенты афро-американцы по большей части осуществляли свою социальную активность на Эдвардс стрит (Edwards Street). Кинг полюбил улицу, потому что у его соученика была тетя, которая готовила для них листовую капусту, и они оба с удовольствием ее смаковали. 

Однажды Кинг упрекнул другого студента за то, что тот хранил пиво в своей комнате, говоря, что они как афро-американцы разделяют ответственность нести "тяготы негритянской расы". Какое-то время Кинг интересовался "социальным евангелием" Вальтера Раушенбуша. Во время третьего года обучения в Колледже Кинг начал испытывать романтические чувства к белой дочери немецкой имигрантки, работавшей поваром в кафетерии. До романа с Кингом ее дочь была увлечена профессором. Кинг планировал на ней жениться, но друзья советовали не делать этого, говоря, что межрассовый брак будет вызывать враждебность и у белых, и у чернокожих, потенциально вредя возможности стать пастором церкви на Юге. Кинг со слезами рассказывал другу, что не мог переносить боль своей матери по поводу брака и разорвал отношения после шести месяцев. Он продолжал иметь долгие чувства к женщине, которую оставил; по словам одного из его друзей, "он так и не оправился". 

Кинг женился на Коретте Скотт (Coretta Scott King) (1927-2006) 18 июня 1953 года на лужайке дома ее родителей в ее родном городе Хейбергер штата Алабамы; ему было 24 года и ей - 26. Они стали родителями четырех детей: Иоланды Кинг (Yolanda King) (1955-2007), Мартина Лютера Кинга третьего (род. 1957), Декстера Скотта Кинга (Dexter Scott King) (род. 1961) и Берниса Кинга (Bernice King) (род. 1963). В период брака Кинг ограничивал роль Коретты в движении за гражданские права, предполагая, что она будет домозозяйкой и матерью.  

В 1954 году, когда ему было 25 лет, Кинг был призван служить пастором в Баптистской церкви на Декстер Авеню (Dexter Avenue Baptist Church) в Монтгомери, столице штата Алабама. 

Докторантура

Кинг начал докторантуру по систематической теологии в Бостонском университете и получил степень доктора философии (PhD) 5 июня 1955 года с диссертацией "Сравнение понимания Бога в мышлении Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Ваймена (A Comparison of the Conceptions of God in the Thinking of Paul Tillich and Henry Nelson Wieman). Пока Кинг добивался докторской степени, он работал помощником служителя в исторической Бостонской Двенадцатой баптистской церкви (Twelfth Baptist Church) с преподобным Уильямом Хантером Хестером (William Hunter Hester). Хестер был старым другом отца Кинга и оказал на Кинга существенное влияние. 

Спустя несколько десятилетий после того, как Кинг получил степень доктора, в октябре 1991 года академическое исследование заключило, что часть диссертации Кинга содержит плагиат, и он действовал неправильно (в данном вопросе). Однако, "несмотря на эти выводы, комитет заявил, что не имеет намерения преподнести [это как повод] для отзыва докторской степени Кинга, обвинение, которое заявила комиссия, не будет служить [такой] цели". Комитет также нашел, что диссертация все же "вносит интеллектуальный вклад в науку". Этот документ в настоящее время прикреплен к копии диссертации Кинга, хранящейся в библиотеке университета, отмечая, что многочисленные пассажи диссертации были включены без соответствующих цитат и ссылок на источники. 

Продолжение статьи следует 

Иллюстрации: 1) Фото Мартина Лютера Кинга. 2) Памятник Букеру Вашингтону перед школой, носящей его имя, в Атланте. (Педагог изображен символически поднимающим покров невежества). 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное