Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Мартин Лютер Кинг (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 229/2017-04-21

Доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию продолжение статьи о Мартине Лютере Кинге.

 Олбанское движение

В ноябре 1961 года активисты, боровшиеся за ликвидацию сегрегации, создали коалицию в Олбани штата Джорджия - Олбанское движение. Кинг с Конференцией христианских лидеров Юга начали участвовать в Олбанском движении в декабре. Движение мобилизовало тысячи граждан на широкое ненасильственное выступление по всем вопросам сегрегации в городе и привлекло внимание по всей стране. Кинг впервые посетил движение 15 декабря 1961 года, он "планировал задержаться на день и вернуться домой после совещания [c активистами]". На следующий день его заметили (среди задержанных) во время массовых арестов мирных демонстрантов, и он отказывался от освобождения под залог до тех пор, пока городские власти ни пошли на уступки. По словам Кинга, "это соглашение было аннулировано и попрано городскими властями" после того, как он покинул город. 

Кинг вернулся в июле 1962 года и был приговорен к тюремному заключению на сорок пять дней или выплате штрафа 178 долларов. Он выбрал заключение. Через три дня после вынесения приговора шериф полиции Лорри Притчетт незаметно организовал выплату штрафа за Кинга и приказал его освободить. Кинг писал: "мы были свидетелями того, как людей вышвыривают со стульев у буфетной стойки... как изгоняют из церквей... и как бросают в тюрьму... Но впервые мы стали свидетелями того, как выгоняют из тюрьмы." Позднее Центр Кинга констатировал, что тем лицом, кто вызволил тогда Кинга из тюрьмы, был евангелист Билли Грэм. 

По прошествии около года интенсивного активизма с мало ощутимыми результатами движение начало разрушаться (переходя в беспорядки с насилием). Кинг предложил прекратить все демонстрации и объявить "День покаяния", чтоб поддержать идеал ненасилия и сохранить высокий моральный уровень движения. Разногласия внутри сообщества чернокожих и хитрая, сдержанная реакция местной власти уничтожили усилия движения. Хотя олбанская попытка подтвердила ключевой опыт тактики для Кинга и национального движения за гражданские права, федеральные медиа сильно критиковали Кинга за поражение, а отсутствие результатов деятельности Конференции христианских лидеров Юга способствовало росту разрыва между организацией и более радикальным Студенческим ненасильственным координирующим комитетом (Student Nonviolent Coordinating Committee). После событий в Олбани Кинг стал стремиться выбирать такие занятия для Конференции христианских лидеров Юга, в которых он мог бы контролировать обстоятельства в большей мере, чем попадать в уже существующие ситуации.

Бирмингемская кампания

В апреле 1963 года Конференция христианских лидеров Юга начала кампанию против расовой сегрегации и экономической несправедливости в Бирмингеме штата Алабамы. Кампания использовала ненасильственные, но осознанно конфронтационные тактики, созданные под влиянием афро-американского пастора Уайатта Ти Уокера (Wyatt Tee Walker). Чернокожие, организованные Конференцией христианских лидеров Юга, охватили публичные места в Бирмингеме маршами и сидячими демонстрациями, прямо нарушая законы, которые они считали несправедливыми. 

Целью Кинга было спровоцировать массовые аресты и "создать настолько кризисную ситуацию, что это неизбежно открывало бы дверь для ведения переговоров". Однако, кампании добровольцев, начавших акции, не достигли цели остановки (прекращения работы) города или привлечения внимания средств массовой информации к действиям полиции. Озабоченный неопределенностью планов Кинга стратег Конференции христианских лидеров Юга Джеймс Бевел (James Bevel) изменил ход кампании привлечением к участию в демонстрациях детей и молодежи. Новостной журнал Ньюзвик (Newsweek) назвал эту стратегию "Крестовым походом детей" (Childrens Crusade). 

Во время протестов Департамент полиции Бирмингема, руководимый Баллом Коннором (Bull Connor), использовал против демонстрантов, в том числе детей, струи воды высокого давления и полицейских собак. Видеорепортажи об ответной реакции полиции, показанные в новостных программах национального телевидения, привлекали внимание по всей стране, возмущая многих белых американцев и объединяя чернокожих в движение. Вопреки целям, принятым Конференцией христианских лидеров Юга, не все демонстранты были мирными. В некоторых случаях очевидцы событий нападали на полицию, которая отвечала применением силы. Кинга и Конференцию христианских лидеров Юга критиковали за то, что подвергли опасности детей. Но кампания была успешной: Балл Коннор потерял работу, следы законов Джима Кроу уменьшались, и публичные места становились более открыты для чернокожих. Репутация Кинга безмерно улучшилась.

В начале кампании Кинг был арестован и заключен в тюрьму: это был его 13-й из 29-ти арест. В камере заключения он сочинил известное теперь "Письмо из бирмингемской тюрьмы" (Letter from Birmingham Jail) - открытое обращение в защиту стратегии ненасильственного сопротивления расизму, которое было ответом на "Призыв к единству" (A Call for Unity), открытое обращение восьми белых священников, призывавшее протестующих добиваться социальных перемен легальными путями, а не акциями протеста (которые нарушали существовавшие законы). Кинг утверждал, что кризис расизма слишком острый, и текущая система слишком укрепилась: "Благодаря болезненному опыту мы знаем, что угнетатели никогда не дают свободу добровольно; угнетаемые должны ее потребовать". Он обращает внимание на то, что Бостонское чаепитие (Boston Tea Party), прославленный акт восстания британских колоний в Америке, было нарушающим закон гражданским актом неповиновения, и что, наоборот, "все действия Адольфа Гитлера в Германии были законны". Кинг также выразил свое разочарование в слишком робких для сопротивления несправедливой системе умеренных белых и священниках: 

"Я почти дошел до прискорбного вывода, что огромным камнем преткновения для негра в движении к свободе являются не Советы белых граждан (White Citizens' Councils, сеть организаций идеологии превосходства белой расы) и не Ку-клукс-клан, а умеренный белый, который более предан "порядку", чем справедливости; который предпочитает отрицательный покой, где отсутствует напряженность положительного покоя, соседствующего со справедливостью; кто непрерывно говорит: "я согласен с тобой в цели, к которой ты стремишься, но я не согласен с твоими методами прямого действия"; кто отечески считает, что может установить расписание для свободы другого человека; кто живет мифической концепцией времени и постоянно советует негру ждать "более подходящей поры".

Продолжение статьи следует 

На иллюстрации: фотографии Кинга после ареста за участие в протестах в Бирмингеме. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное