Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Мартин Лютер Кинг (часть 6)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 232/2017-04-25

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи о Мартине Лютере Кинге.

Оппозиция войне во Вьетнаме

Долгое время Кинг выступал против американского участия в войне во Вьетнаме, но вначале уклонялся от этой темы в публичных речах, чтоб избежать препятствий к достижению гражданских прав, которые могла создать критика политики президента Джонсона. Однако, по призыву бывшего руководителя прямого действия Конференции христианских лидеров Юга и тогдашнего руководителя Национального мобилизующего комитета по прекращению войны во Вьетнаме (National Mobilization Committee to End the War in Vietnam) Джеймса Бевела Кинг в конце концов согласился выступить публично против войны, поскольку сопротивление против войны среди американской общественности возрастало. 4 апреля 1967 года, выступая в Нью-Йоркской Риверсайдской церкви, за год до своей смерти, Кинг произнес речь, названную "После Вьетнама [после войны во Вьетнаме]: пришло время прекратить молчать" (Beyond Vietnam: A Time to Break Silence). Он решительно выступил против роли США в войне, утверждая, что США находились во Вьетнаме "для его оккупации как американской колонии", и назвал американскую власть "величайшим распространителем насилия в современном мире". Он также связал войну с экономической несправедливостью, утверждая, что страна нуждается в серьезных моральных изменениях: 

"Вскоре истинная революция ценностей с беспокойством посмотрит на вопиющий контраст бедности и богатства. С праведным негодованием она посмотрит через моря, увидит отдельных капиталистов на Западе, инвестирующих огромные суммы денег в Азию, Африку и Южную Америку исключительно для получения прибыли, без заботы о социальном улучшении стран, и скажет: "это несправедливо". 

Кинг также выступал против войны, поскольку она требовала денег и ресурсов, которые могли быть потрачены на социальное обеспечение на родине. Конгресс США  в то время тратил все больше и больше на войну и меньше и меньше на программы по борьбе с бедностью. Кинг резюмировал эту точку зрения, говоря: "Страна, которая продолжает год за годом тратить больше денежных сумм на военную обороноспособность, чем на программы социального обеспечения, приближается к духовной смерти". Он указал, что Северный Вьетнам "не начал посылать значительное количество поставок или людей до того, как американские войска ни прибыли десятками тысяч", и обвинил США в убийстве миллиона вьетнамцев, "по большей части детей". Кинг также критиковал американское противодействие реформам Северного Вьетнама. 

Оппозиция против войны стоила Кингу потери поддержки белых союзников, включая президента Джонсона и Билли Грэма, профсоюзных лидеров и ярких издателей. "Пресса настроена против меня," - сказал Кинг, жалуясь на то, что он охарактеризовал как двойной стандарт, который приветствовал его ненасилие на родине, но осуждал его, когда это относилось "к маленьким коричневым (смуглым) вьетнамским детям". Журнал "Лайф" (Life) назвал его речь  "демагогической клеветой, которая звучит подобно сценарию "Радио Ханой" (Radio Hanoi - пропагандистская радиостанция Вьтнамской народной армии, армии Северного Вьетнама), и газета "Вашингтон Пост" заявила, что Кинг "уменьшил (ослабил) свою пользу для своего дела, своей страны и своего народа".

Речь Кинга была отражением развития политической правозащитной деятельности последних лет его жизни, которая соответствовала учению прогрессивного Научно-образовательного центра горцев (Highlander Research and Education Center), с которым он был связан. Кинг начал говорить о необходимости коренных изменений в политической и экономической жизни нации и более часто выражать неприятие войны и желание увидеть перераспределение ресурсов, соответствующее расовой и экономической справедливости. Он употреблял осторожные формулировки в своей речи на публике, чтобы его враги не связывали его с коммунизмом, но в частных беседах иногда поддерживал демократический социализм. В 1953 году в письме Коретте Скотт (будущей жене) он писал: "Я полагаю, ты уже знаешь, что я гораздо более социалист в экономической теории, чем капиталист...".  В одном выступлении он заявил, что "кое-что неправильно в капитализме", и утверждал, что "должно быть лучшее распределение материальных ценностей и, возможно, Америка должна двигаться к демократическому социализму". Кинг читал Маркса в Колледже Морхауза, но, хотя он отверг "традиционный капитализм", он также отверг коммунизм из-за его "материалистической интерпретации истории", отвергающей религию, "этического релятивизма" и "политического тоталитаризма". 

Кинг также утверждал в речи "После Вьетнама", что "истинное сострадание - это больше, чем бросать деньги нищему ... оно доходит до понимания, что система ценностей, которая производит нищих, нуждается в реконструкции". Кинг цитировал официальное лицо США, которое говорило, что от Вьетнама до Латинской Америки страна была на "неправильной стороне мировой революции". Кинг осуждал американский "альянс с землевладельцами Латинской Америки" и говорил, что США должны поддерживать "раздетых и босых людей" в Третьем мире вместо того, чтоб подавлять их попытки революции. 

Позиция Кинга о Вьетнаме побудила политика-демократа Алларда Ловенштейна (Allard K. Lowenstein), протестантского служителя церкви Уильяма Слоуна Коффина (William Sloane Coffin) и служителя церкви, социалиста Нормана Томаса (Norman Thomas), при поддержке антивоенных демократов, убеждать Кинга выступить против президента Джонсона на президентских выборах 1968 года. Кинг размышлял об этом, но в конечном счете решил не делать этого на том основании, что он чувствовал себя неловко в политике и считал для себя более подходящей моральную роль активиста. 

15 апреля 1967 года Кинг принял участие и выступил на антивоенном марше от Центрального парка Нью-Йорка к ООН, организованном Комитетом по мобилизации за прекращение войны во Вьетнаме (Spring Mobilization Committee to End the War in Vietnam) и инициированном его председателем Джеймсом Бевелом. Кинг также поднимал вопросы гражданских прав и подготовки проекта антивоенного документа в ООН. Кинг объяснял: 

"Я не призываю к механическому слиянию движений за гражданские права и за мир. Есть люди, которые пришли к видению морального императива равенства, но которые еще не могут увидеть моральный императив всемирного братства. Я хотел бы видеть пыл движения за гражданские права, наполняющий движение за мир, чтобы вселить в него большую силу. И я считаю, что каждый должен быть в обоих движениях - за гражданские права и за мир. Но о тех, кто сейчас выбирает только одно [движение], я буду надеяться, что они в конце концов придут к видению моральных корней, общих для обоих [движений]". 

Рассматривая возможность объединения активистов за гражданские права и антивоенных активистов, Бевел убедил Кинга стать еще более активным в антивоенной деятельности. Несмотря на своё возрастающее публичное сопротивление войне во Вьетнаме, Кинг не любил контркультуру хиппи, которая развивалась из антивоенного движения. В 1967 году в Лекциях Масси (Massey Lectures) Кинг заявил: "Значение хиппи не в их нетрадиционном поведении, но в действительности это сотни тысяч молодых людей, обратившихся в бегство от реальности, выражающих глубоко дискредитирующий взгляд на общество, из которого они вышли". 

13 января 1968 года, в день Обращения президента Джонсона "О положении страны", Кинг призвал к большому маршу на Вашингтон против "одной из самых жестоких и бессмысленных войн в истории". Он говорил: "Нам нужно ясно указать в этом политическом году конгрессменам обеих партий [республиканцам и демократам] (on both sides of the aisle - букв.: по обе стороны прохода в Конгрессе) и президенту США, что мы не будем больше терпеть, мы не будем больше голосовать за людей, которые продолжают рассматривать убийства вьетнамцев и американцев как лучший путь продвижения целей свободы и самоопределения Южной Азии". 

Продолжение статьи следует (в следующем выпуске мы завершим биографическую часть статьи).

На иллюстрации: Кинг выступает против войны во Вьетнаме в Кампусе Сент Паул Университета Миннесоты. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное