Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Либеральная теология (часть 3: Основы, Ритчль, Гарнак)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 239/2017-05-18

Доброго времени суток. Продолжаю статью о либеральной теологии.

 Основные идеи либеральной теологии

Либеральная школа теологии опиралась на появившиеся научные исследования Библии и истории религии. Она рассматривала религию как часть культуры и объясняла ее, уделяя большое внимание культурно-историческим и психологическим факторам. В изучении Библии либеральные теологи применяли историко-критический метод, который базировался на достижениях исторической науки, сравнительного языкознания, текстологического и отчасти герменевтического анализа. Библия в этом подходе понималась как собрание текстов, сложившихся под влиянием культуры, а не как прямое богооткровение, буквальная трактовка библейской мифологии уступила место аллегорической. Бог понимался как абсолют, лишенный антропоморфных свойств. Библейские предания, рассматриваясь в свете научных данных, представали как некоторые события, лишенные чудес[12][13][14].

Изучение христианства опиралось на исторические данные, очищаясь от различных мифологических наслоений. Освобождая евангельские предания от мифологии, либеральные теологи предпринимали попытки создать исторический образ Иисуса Христа. Иисус понимался ими как совершенный человек, основавший религию без догматов и обрядов. Последние были привнесены в христианство церковью позднее[20]. В либеральной теологии встречается идея, что искажение первоначального учения Иисуса было начато апостолом Павлом[19].

Сверъестественное откровение в либеральной теологии упразднялось. Либеральные теологи отказались верить в традиционные догматы, которые исходили из веры в сверхъестественное, и те, которые были утверждены на церковных соборах: о Троице, боговоплощении, божественности Христа, непорочном зачатии, искупительной смерти, телесном воскресении и тому подобное[21]. Все эти догматы понимались как продукты культуры. Главным содержанием христианства стало этическое учение Иисуса Христа. Либеральные теологи верили, что на основе разумно понятого христианства, достигая посредством его учения братства и единения, общество может решить социальные проблемы и достичь благополучия. Уверенность в таком позитивном развитии событий подпитывалась достижениями научно-технического прогресса[12].

Значимые представители
Альбрехт Ритчль

Теологом, который окончательно сформировал либеральную школу теологии, был Альбрехт Ритчль: именно созданная им школа (богословское направление "ритчлианство") стала называться либеральной теологией. Теологию Ритчля также часто называют теологией "моральной ценности", поскольку он считал, что богословие должно заниматься главным образом моральными и этическими проблемами. Ритчль отказался заниматься метафизикой, сосредоточив богословие на практическом влиянии Бога на людей. Он мало говорил о Боге как таковом: его не интересовали Троица и различные метафизические характеристики Бога. В своем богословии он опирался на новозаветние слова, что "Бог есть любовь"[22].

В центре теологии Ритчля стояла тема Царства Бога, которое возвещал Иисус, и под которым Ритчль понимал объединение людей любовью. Царство Бога было для него высшей целью и благом, а его богословие было сосредоточено на спасении как осуществлении Царства Бога на земле. Ритчль пересмотрел традиционное учение о первородном грехе, предложив идею существования царства греха как "целой цепочки греховных действий и противодействий, подразумевающих и питающих эгоистические наклонности в каждом из нас". В теологии Ритчля грех не передается по наследству, но универсален в силу того, что все люди грешат. Ритчль отвергал традиционное учение о божественной природе Христа, интерпретируя идею божества как идеальное воплощение Царства Бога в жизни Иисуса. Ритчль также отверг юридический подход к искуплению посредством заместительной жертвы Христа (традиционный в западном христианстве на протяжении многих веков), рассматривая смерть Иисуса не как умилостивление Бога, а как проявление послушания Богу и верности своему призванию привести людей к полноте общения с Богом[23].

Идеи Ритчля были восприняты и развиты его последователями, которые и составляли либеральную школу теологии. Эта школа оказала значительное влияние на основные протестантские церкви Европы и Америки на рубеже XIX и XX веков.

Адольф фон Гарнак

После Альбрехта Ритчля вторым широко известным либеральным теологом был Адольф фон Гарнак, занимавшийся изучением истории христианства. Гарнак рассматривал теологию как преимущественно историческую науку и его основной труд "Руководство по истории догматов" (1886-1889) охватывает историю христианства до Мартина Лютера. Главной темой теологии Гарнака было раскрытие исторических связей религии и культуры. История догматов, согласно Гарнаку, была обусловлена эпохой и культурой их формирования. Эта же мысль о единстве религии и культуры рассматривается в лекциях Гарнака "О сущности христианства" (1899-1900), ставших бестселлером и переведенные на многие языки (включая русский)[24].

Гарнак учил, что Иисус принес простую религию, суть которой была в отцовстве Бога, ценности личности человека и заповеди любви. В дальнейшем эллинизация христианства исказила первоначальное учение Иисуса и привнесла множество чуждых ему догматов, таких как боговоплощение, Троица и т.п.. Гарнак считал, что Мартин Лютер верно стремился очистить христианства от всего чуждого первоначальному христианству, чему учила церковь, но не смог освободить христианство от внесенного под влиянием культуры до конца. Поэтому задачей современной теологии является полное освобождение христианства от всех наносных пластов. Как и другие либеральные теологи, Гарнак отвергал чудеса и сверхъестественное[24][25]. 

Продолжение статьи следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное