Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 769

Ричард Вурмбрандт
Христос на еврейской улице
Продолжение

ГЛАВА ПЯТАЯ

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ИГРОК И ПОЛИЦЕЙСКИЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ.

Находясь в заключении, Оскар Уайльд написал однажды: даже если бы
Иисус сказал только: "Прощаются грехи ее многие за то, что она
возлюбила много"(От Луки, 7:47) и - "Кто из вас без греха, первый
брось на нее камень" (От Иоанна, 8:7) - то и этого достаточно было бы,
чтобы поверить в то, что Он Бог, ибо в этих словах заключены мысли
такой высоты, которая недоступна человеческому духу. Еще одно поистине
выдающееся высказывание Иисуса гласит: "Ибо Сын человеческий пришел
взыскать и спасти погибшее" (От Луки, 19:10). Если нам случалось
встретить человека, совершившего даже самый страшный грех, мы не
судили его: мы думали, что сможем помочь ему искупить вину. Хороший
портной никогда не выбрасывает обрезки. Общество же не должно
отвергать людей только потому, что они впали в грех. Ведь в этом может
быть виновато само общество. Однажды молоденькая девушка христианка
пришла ко мне вся в слезах и рассказала, что ее отец, заядлый игрок в
карты, украл у матери деньги, которые она с трудом скопила, долгими
часами строча на швейной машинке, и ушел играть в трактир, причем она
не знает, в какой. Мы методично обошли все трактиры нашей части
города. Наконец, уже поздно ночью, мы разыскали его в заведении,
занимавшемся запрещенными азартными играми. Он был поглощен игрой;
после того, как он проигрался до нитки, я тронул его за плечо и
сказал, что хотел бы поговорить с ним. Мы вышли в соседнее помещение и
сели за стол, все трое: игрок, его дочь и я. Сначала я пытался
говорить с ним дружески, потом сурово, но ничто не помогало. Я говорил
о человечности, о религии. Он же думал только об одном: о том, чтобы
снова начать игру и отыграться. Тщетно пытался я объяснить ему, что
выигрывает здесь только один человек - хозяин заведения. Я сказал ему,
что не уйду, пока он со мной не согласится. Он повел себя вызывающе,
закричал: Кто дал вам право учить меня? Я еврей. Пусть этим
занимается главный раввин. Я не вхожу в вашу конгрегацию и прошу не
учить меня". При этом он так шумел, что другие игроки услышали и тоже
начали мне угрожать. - Вам нужен главный раввин? - спросил я тогда.
-Хорошо, я его приведу. Вместе с его дочерью мы поймали первое
попавшееся такси и поехали к дому главного раввина. Но того не
оказалось в городе. Тогда мы отправились к другому известному раввину
и позвонили у дверей. После долгого ожидания мы, наконец, увидели
заспанного слугу, открывшего нам дверь. "Пожалуйста, разбуди раввина,
- попросил я его. - Большое горе постигло народ Израилев". Все это
происходило в разгар антисемитской кампании. Слуга решил, что я пришел
сообщить о каком-нибудь новом законе, направленном против евреев. Ведь
я уверил его, что у меня очень важное дело. Через несколько минут нас
ввели в спальню раввина. Он сидел в постели и с волнением ждал, что я
ему скажу. Я объяснил ему, что произошло большое несчастье, что овца
из избранного стада Израилева ведет себя недостойно: выбрасывая в
трактире деньги на ветер, отец девушки тем самым подрывает авторитет
всего еврейского народа. И сообщил о его требовании, чтобы его увел
оттуда раввин. - На улице ждет машина. Прошу вас, пойдемте со мной.
Раввин посмотрел на меня, как на сумасшедшего. - Неужели вы разбудили
меня только из-за этого? Пусть этот игрок придет ко мне завтра, и я
поговорю с ним. Я ответил: - Не заблудшая овца идет к пастырю, а
пастырь должен найти заблудшую овцу. Трактиры, игорные и публичные
дома полны не только румын, но и евреев. Я хожу в эти места в поисках
заблудших душ, но еще ни разу не встретил там ни одного раввина. Так
же, правда, как и ни одного христианского священника. Исполните свой
долг пастыря, пойдемте со мной!" Он пробормотал что-то насмешливое и
улегся спать. Мы с девушкой вернулись в трактир, находившийся в
еврейском квартале, и рассказали все игрокам, среди которых было
немало евреев. При этом, воспользовавшись случаем, я поведал им о том,
как Спаситель, оставив в овчарне девяноста девять овец, пошел искать
одну, заблудшую. Я умолял их перешагнуть через пропасть, разделяющую
евреев от Иисуса по вине нерадивых священнослужителей всех религий.
Игрок вернулся домой. А весть о том, что произошло в ту ночь, облетела
все трактиры. Во время своих блужданий в мире отверженных я
познакомился однажды с Фаркашем. Это был венгерский еврей. "Фаркаш" по
венгерски значит "волк"; волком он и был по своему ремеслу: он
занимался осведомительством. Целый день он толкался среди евреев,
вызнавая, сколько иностранной валюты, золота и других ценностей они
припрятали. С этой информацией он шел к коммиссару полиции, с которым
у него была договоренность. Полиция арестовывала виновного и
вытягивала у него золото угрозами и пытками. Потом его выпускали, а
Фаркаш и полицейский делили между собой добычу. Жена Фаркаша была
христианкой, и ее ужасали злодеяния мужа. По ее просьбе с ним пытались
беседовать несколько из наших братьев, но он выслушивал их молча. И
продолжал свое "дело". Однако зароненное ими зерно не погибло. Однажды
Фаркаш сказал своей жене: "Приготовь мне ванну. Я хочу очиститься
снаружи и изнутри и начать новую жизнь". Он принял ванну, а затем
пошел к комиссару полиции и заявил: "Я переродился. Я глубоко сожалею
о том зле, которое мы вместе творили, и решил больше этим не
заниматься". В результате, боясь разоблачений, комиссар отправил его в
концентрационный лагерь в Тыргу-Жиу. Раз в три месяца в этот лагерь
приезжала комиссия и опрашивала заключенных. Фаркаш оказался среди
тех, кто предстал перед комиссией. Положив руку на Библию, он
рассказал им о своей прежней жизни и о том, что принял новую веру.
Один из полицейских инспекторов вырвал Библию у него из рук и швырнул
ее на пол. Фаркаш сказал: "Вы навлекли на себя большие беды тем, что
так непочтительно обошлись с этой Книгой. Теперь все упомянутые в ней
проклятия падут на вашу голову". Эти слова решили его судьбу: свободы
ему было не видать. Но случилось так, что в ту же ночь, делая обход,
комендант лагеря заглянул в камеру Фаркаша и увидел его, преклонившего
колена в молитве. Из любопытства он открыл дверь и спросил у
заключенного, кто он такой. Фаркаш рассказал ему о себе все без
утайки. Его рассказ произвел на коменданта такое впечатление, что он
пообещал заключенному заступиться за него, и вскоре после этого его
освободили. Что же касается полицейского, вырвавшего из рук Фаркаша
Библию, то позднее, при коммунистах, он много лет провел в тюрьме.
Фаркаш крестился и вскоре после этого пробрался в Венгрию, где, скорее
всего, был убит нацистами.

Борьба за душу

Госпожа С. решила принять христианство, но ее муж яростно этому
противился. Наконец, он заставил ее пойти вместе с ним к раввину,
чтобы последний разъяснил ей ее ошибку. Она сообщила мне, на какое
время назначена эта встреча. Я ходил взад и вперед перед синагогой и
молился: мне было страшно, что объединенные усилия раввина и мужа
могут поколебать решение женщины. Какое-то время я держался, но
наконец, не в силах больше терпеть, ворвался в кабинет раввина. Я
представился и настоял на том, чтобы его беседа с этой дамой
происходила в моем присутствии. Я высокого роста и атлетического
сложения, раввин же был невысок и худ. Он явно нервничал. Предложив
мне сесть, он продолжал свою беседу с дамой: "Христианство
противоречит главной идее Откровения: "Услышь, о Израиль, Господь твой
Бог есть единый Бог!" Но если существует лишь один Бог-Отец, то откуда
же берутся другие - и Христос, и Дух Святой? Я вмешался: "Рабби, слова
о том, что Бог един, выражают тайну, заключенную в числах. Они
противоречат утверждениям дуалистов о том, что Бог двуедин, и
политеистов о том, что богов множество. Если Бог идентифицируется с
числом ОДИН, он должен обладать свойствами этого числа. Это
показывает, как полезна математика для понимания божественных истин.
Все философы, от Платона и Пифагора до Блаженного Августина и Боэция,
утверждали, что человек, не знающий математики, не способен постичь
божественных истин. Вы настаиваете на том, что Бог един, не понимая,
что значит слово ОДИН. Не существует такого понятия, как абсолютная
единица. ОДИН представляет собой синтез противоборствующих сил.
Человек един, потому что он есть синтез тела, души и духа. Эти же
последние являются, в свою очередь, синтезом других реальностей. Атом
есть синтез противоборствующих элементарных частиц. Вы говорите о
единичности Бога. Но иудаизм основывается на неправильном понимании
Библии. В древнееврейском языке слову ОДИН соответствуют два слова:
iahid, означающее "абсолютное единство", и ehad, - "составное
единство", которое находим в 1 Главе Бытия: vaihi erev vaihi boker,
iom ehad - "и был вечер, и было утро: день один". В Библии сказано,
что Бог Ehad, но при этом имеется в виду "составное единство". В своих
Тринадцати догматах веры Маймониды перепутали Ehad с Iahid - и отошли
от Библии. Именно в трудах Маймона мы впервые встречаемся с
утверждением, что Бог представляет собой абсолютное единство, что
абсурдно как с математической, так и с философской точки зрения.
Следует сказать, что символ веры, срывавшийся с уст тысяч еврейских
мучеников в предсмертную минуту, если его правильно перевести, должен
звучать следующим образом: "Услышь, о Израиль, Иегову наших богов",
где Eloheinu - местоимение множественного числа и означает: "Я есмь
Иегова, единый во множестве". Можете ли вы опровергнуть это, Рабби?"
Раввин был поражен. Он был очень начитанным человеком, но совершенно
незнакомым с христианской апологетикой, касающейся иудаизма. В этот
момент научная любознательность взяла в нем верх: То, что вы
говорите, так ново и интересно! Продолжайте, пожалуйста". Госпожа С. с
торжеством взглянула на своего смущенного и пристыженного супруга. Я
продолжал: "Утверждая, что Бог един, я подразумеваю под этим, что Он
делим, ибо число ОДИН делимое. Значит, Он может быть Отцом, Сыном и
Духом Святым. И даже цитируемые Иисусом слова из Псалмов, обращенные к
людям: "Вы Боги" (От Иоанна, 10:34) -говорят о том же. Все дети Бога
разделяют с Ним Его божественность. Число ОДИН можно также и умножать.
Но в отличие от других чисел, сколько бы мы ни умножали один на один,
получится один. Мы, люди, тоже сотворены богами, но Бог остается ОДИН.
Кроме того, число один - единственное число, квадратный корень из
которого равен ему самому. Вот почему Иисус-человек мог сказать о
Себе: "Видевший меня видел Отца" (От Иоанна, 14:9). Вот почему мы
храним в памяти слова первых христиан: "Каждый раз, глядя на брата
своего по вере, ты смотришь на Бога". Бог назван Единым потому, что
любое число соответствует какому-либо количеству, соотнесенному с
единицей. И таким образом все мироздание соотнесено с Богом. Значит, в
любом случае тот факт, что Бог един, не может служить аргументом
против христианства. В кабинете раввина висела всего одна картина; это
была репродукция с Тайной вечери" Леонардо да Винчи. "Почему именно
эта?" - прямо спросил я у него. Несколько смущенный, раввин ответил:
"Я восхищаюсь Иисусом, потому что Он был великим евреем, так же как я
восхищаюсь великим греком Платоном. Оба они были выдающимися
мыслителями и добрыми людьми. Поэтому я убежден, что мы обязаны
предоставить Иисусу достойное место в пантеоне еврейского народа. Но
если бы Иисуса спросили, какую веру Он исповедует, Он ответил бы, что
Моисееву. Иисус был еврей, а не христианин. Я не имею ничего против
того, чтобы эта женщина любила Иисуса, но эта любовь должна только
укрепить ее в вере, которую исповедовал Иисус, в вере Моисея". Я
ответил: "Поскольку вы упомянули Платона, я думаю, нам лучше остаться
в пределах чистой философии. В языческих религиях божеству не могли
поклоняться иначе, чем в соответствии с имевшимися в то время
понятиями о природе этого божества. Но и христианству, и иудаизму
грозит скатиться к идолопоклонству, если низводить Божественное до
уровня нашего понимания. Поэтому давайте перейдем от культа к
философии, от воображения к действительности! Как правило, мы не
делаем выводов из того, что сами же утверждаем. Вот вы заявили, что
восхищаетесь Платоном - вероятно, его учением. Но если вы считаете его
учение правильным, почему же вы не принимаете его? Учение Платона
несло в себе многие из идей христианства задолго до появления Христа.
Платон философски обосновал необходимость существования logos-а, как
посредника между Богом и человеком. Он назвал его Nus. Следствие не
может быть вызвано причиной, не связанной с ним. Невидимый Бог не мог
просто так создать видимый мир. Первым, что произошло от Него, была
незримая Идея, которая, поскольку она априорно содержала в себе все,
что может существовать в действительности и поскольку по сути своей
она была активна, и создала вселенную". Раввин ответил: "Идею Логоса
мы тоже принимаем; она присуща не только христианству. Она пришла к
нам от Филона Александрийского. Но Логос - это не Бог. Вы говорите,
что Логос рожден Отцом; но если он был рожден, он не мог существовать
до своего рождения. Он не вечен, а следовательно, он не Бог. Бог един.
Может быть, когда-нибудь Иисуса оценят и признают одним из великих
пророков Израиля. Может быть, наше суждение о нем будет пересмотрено.
Но мы никогда не примем Триединства!" Я объяснил ему нашу позицию:
"Слово было рождено Отцом логически, а не хронологически. Он вечен.
Само же слово Триединство не должно вас возмущать: когда мы говорим о
божественном, мы ощущаем приблизительность всех своих слов.
Человеческий язык появился в силу возникшей у людей потребности
общаться между собой в ходе трудовой, семейной и общественной жизни.
Откуда же нам взять слова для понятий метафизических? Даже христиане
употребляют слово "триединство" с некоторыми оговорками. Как сказал
Блаженный Августин, когда начинаешь объяснять Триединство, отходишь от
истины. А Лютер, употреблявший выражение "Святая троица" на каждом
шагу, писал: "Выражения "Святая троица" нет в Библии, оно было
придумано людьми. Поэтому оно режет ухо, и было бы лучше вместо
Троица" говорить БОГ...Это нечто чисто божественной природы: союз
души и тела не столь совершенен, как единство, воплощенное в Боге...Мы
верим и познаем не только Бога единственного, но Бога, воплощающего в
себе наипростейшую простоту и совершенное единство". С другой стороны,
даже Ветхому Завету не удалось избежать числа ТРИ, которое является
универсальной мерой. В нем мы тоже читаем о Сыне - например, в Псалме
2: "Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в
пути вашем" или в главе 9 Книги Исайи, где говорится о предстоящем
появлении на свет младенца, которого нарекут Богом Крепким. Кроме
того, здесь встречаются бесчисленные упоминания Божьего Духа. Вергилий
писал: "непарное радует Божество". В Боге мы должны искать источник
всего, и то, каким образом Он получает назад содеянное Им, и цель Его,
которая есть освященное совершенствование. Для того, чтобы описать
Бога человеческими словами, нам необходимо понятие триединство".
Раввин прервал меня: "Святость означает верность прошлому, сокровищу,
которое было доверено Израилю несколько тысяч лет тому назад. Бог
явился Моисею в одном лице, все остальное - измышления человеческие.
"Сударыня, - обратился он к даме. - Я не могу советовать вам ступить
на опасный путь христианства. Оставайтесь на твердой скале веры
Моисеевой". Госпожа С. и ее муж, оба люди умные, выслушали наш спор
внимательно, не проронив ни слова. Теперь, когда ей предоставилась
возможность говорить, она повернула разговор в совершенно другое
русло, обратившись к раввину со следующими словами: "Вы не согласны с
христианством. Вы не советуете мне принимать эту веру. Но, Рабби,
неужели вы хотите, чтобы христианской веры не существовало вовсе? Вы
представляете, какая во всем мире разразится катастрофа, если в нем не
останется ничего, кроме гитлеризма, коммунизма и человеческих
страданий? Что останется от мира, что станется с евреями, если не
будет тысяч верующих среди неевреев, которые из любви к Христу сеют
вокруг себя любовь и делают то, чем мы пренебрегли: несут миру
еврейскую Библию - Откровение, ниспосланное нам Богом для того, чтобы
мы, в свою очередь, могли дать его другим народам? Альтернативы
христианству нет, так как вера Моисея обособлена и замкнута внутри
нации. Вера Моисея не может нести свет. Ведь и сам Моисей стал
известен в мире лишь благодаря Иисусу. Я еще раз спрашиваю вас, Рабби,
неужели вы хотите, чтобы христианство перестало существовать? Раввин
сложил руки в мольбе и воскликнул:"Избави Бог!" "Но тогда, -
продолжала женщина, - если вы хотите, чтобы оно продолжало
существовать как религия вечной любви, вы должны хотеть и того, чтобы
евреи принимали эту веру. Потому что Церкви Христа мы нужны так же,
как воздух нужен легким, и нам, евреям, тоже нужен Иисус, наш царь.
Как пчелиный рой, потеряв свою матку, теряет умение ориентироваться,
так и мы без Него потеряли бы это умение. Я хочу быть христианкой".
Раввин обратился к ее мужу: "Пусть поступает по-своему, Я больше
ничего не могу сделать". Перед уходом я сказал раввину: То, что
сказали о Боге вы и я, может показаться противоречащим друг другу, но
ведь любое утверждение о Нем страдает приблизительностью, потому что
мы приписываем Ему человеческие представления. Мы находим Бога лишь
путем отрицания, via negationis, путем исключения того, что сплело
вокруг Него человеческое воображение. Мы с вами находимся на
противоположных сторонах баррикады, но пусть для нас обоих Бог будет
местом, где противоположности встречаются. В Нем и только в Нем, ибо
Он вечен, исчезают различия между прямой, треугольником и кругом. В
бесконечности все геометрические фигуры одинаковы, а религиозные
различия исчезают. Только любовь соединяет любящего с любимым. Чем
больше люди любят и понимают друг друга, тем больше они приближаются к
всевышнему. Когда мы достигаем высот, на которых царит любовь, мы
понимаем, что Царь в царстве любви, Тот, Кто указал нам этот чистый
путь и Кто Сам принял смерть ради любви к Своим созданиям,- это и есть
Спаситель". Раввин простился с нами очень дружески, и мы ушли, оставив
его наедине с висящей у него в кабинете картиной, изображающей Тайную
вечерю" Вскоре после этого госпожа С. была крещена.

ДУША ПОТЕРЯННАЯ И ДУША ОБРЕТЕННАЯ


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 769
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-09-10 и в час 06:05,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Sat, 9 Sep 2006 20:10:16 +0400 (#588640)