Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 1083

Пэт Робертсон
ОТВЕТЫ На 200 Самых Важных Вопросов

РАЗДЕЛ 3

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

1. Как появился человек?

Библия говорит нам, что Бог Сам создал человека. Бог сказал: <Сотворим человека
по образу Нашему> (Быт. 1:26). Это значит, что Он сотворил духовное существо,
ибо Бог есть Дух; Он сотворил нравственное существо, поскольку Бог - это сама
нравственность; Бог сотворил разумное существо, которое обладает сознанием и
может мыслить. Это то, что мы знаем. Однако мы не знаем того, каким образом
отражает атрибуты Бога человеческое тело или мозг.
Библия рассказывает, что Бог взял горсть праха земного (это связывает человека
с
землей, с природой) и вдунул в нее жизнь (это говорит о духовной стороне
человека), и <стал человек душою живою> (Быт. 2:7). Таким образом, благодаря
соединению духовных и физических элементов возникла душа, созданная по образу
Божию.
Человек - единственное создание (кроме Ангелов), которое способно вступать в
отношения с Богом и прославлять Его. Вы не увидите лошадей или коров, которые
бы, стоя на коленях, молились о мудрости и водительстве! А человек не только
молится, но возводит церкви и соборы, в которых славит Бога. Подобное желание
дал человеку Бог. Мы унаследовали часть Божественной природы, мы созданы по
образу Божию, Самим Богом.

2. Что такое человек?

Человек создан по образу и подобию Божию, и поэтому он обладает духом, который
Библия нередко называет <сердцем> (см., например, Рим. 10:10). У человека есть
душа, стержнем которой является его самоощущение, самосознание, которое
сконцентрировано в разуме. И наконец, у человека есть тело, которое удерживает
дух и душу в одном существе. Итак, человек состоит из тела, души и духа. Замысел
Бога заключался в том, чтобы дух человека находился в постоянном контакте с
Духом Божиим. В то же время дух через разум и тело устремляется к внешнему миру.
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что большинство людей руководствуется в своей
жизни внешними стимулами, которые поступают через органы чувств. Таким образом
тело управляет всем существом человека через голод, половое чувство, различные
желания, гордыню и т.д. Поскольку в этом случае тело управляет душой, душа
начинает заботиться исключительно о телесном комфорте. В результате дух человека
погружается в эгоизм.
Дух первого человека был как бы зеркалом, отражающим славу Божию. Он был образом
Божиим в полном смысле слова (imago Dei), находился в единении с Ним. Поскольку
Бог был открыт человеку, то следовать Его путями было для человека очевидностью
и главным стимулом. Но когда человек согрешил, его внутреннее <зеркало>
помутнело. Он не мог больше взирать на Бога. В результате, вместо того, чтобы
находиться под водительством Духа Божия, люди руководствуются стремлениями
собственных тела и разума, склонных ко злу. В Книге Бытия мы читаем, что
<помышление сердца человеческого - зло от юности его> (8:21).
Когда человек был сотворен, он был способен служить Богу и делал это совершенно
естественно, ибо находился в Его присутствии.
Когда дух человека здоров и верно направлен, служить Богу кажется естественным
-
и человек стремится к добру. Но как только он отдаляется от Бога, самым важным
для него становится самосохранение; и человек убивает, лжет, грабит, мучает
других ради того, чтобы сохранить свое положение, достояние и саму жизнь.
Человеческие существа обладают удивительными способностями и к добру и ко злу,
потому что они созданы по подобию всемогущего Бога. Человек может сделать
гораздо больше хорошего и причинить гораздо больше вреда, чем любое животное,
потому что ему даны возможности, напоминающие Божественные.
Богословы говорят, что Адам в Эдемском саду был способен не грешить (posse поп
рессаге) и если бы он остался безгрешным, то достиг бы состояния, в котором был
бы не способен грешить (поп posse рессаге). Он настолько утвердился бы в
праведности, что стал бы неспособным ко греху. Он был бы преображен в состояние
высшей праведности. Но он пал и стал порочен.
Вот почему Иисус говорил, что каждый мужчина и каждая женщина должны родиться
свыше, чтобы увидеть Царство Божие (Ин. 3:3).
Человеческий дух должен был быть восстановлен и очищен Иисусом Христом, чтобы
затем его сотворил заново Святой Дух. Тогда человек через свой собственный дух,
подчиненный Духу Божьему, сможет управлять душой и телом изнутри, а не извне.

3. Существовали ли Адам и Ева или история об Эдемском саде - сказка?

Я верю, что все это было реальностью. Это хорошее объяснение того, что произошло
с человеческим родом. Слово <адам> означает <красный> или <земной>. В то же
время это родовое наименование человека. Мой разум не унижает мысль, что первая
человеческая чета действительно существовала и что от нее произошли все люди
на
земле. Но и вера моя не поколеблется, если однажды я узнаю, что это лишь
аллегорическое описание сотворения Богом человека.
Эти первые люди не были первобытными людьми или неандертальцами. То были
прекрасные существа, созданные по образу и подобию Божию, с сильным разумом и
огромными способностями. Если человек их утратил, то это был путь вниз, а не
вверх.
Некоторые люди спрашивают, где находился Эдем. Библия говорит, что он
располагался на восток (от Израиля) и называет четыре реки - Фисон, Гихон, Тигр
(Хиддекель) и Евфрат (см. Быт. 2:10-14). Эти скупые сведения позволяют
заключить, что Эдем находился где-то в районе современного Ирака и, возможно,
северной Сирии.
Указания на Эдем можно найти в древнекитайской культуре. Древний иероглиф,
обозначающий <запад>, напоминает двух людей в саду. Он возник не менее трех
тысячелетий назад. Если китайца попросить объяснить значение слова <запад>, то
он может ответить: <это там, где двое живут в саду>. Эта любопытная символика,
восходящая к дохристианской традиции, указывает, что народы, населяющие Китай,
пришли с запада, возможно, из долины Тигра и Евфрата, и что предки китайцев были
знакомы с историей первой человеческой четы, которая жила в саду - быть может,
в
саду Эдемском.

4. Как появились различные расы и народы?

В соответствии с Книгой Бытия, все расы произошли от Ноя. Род человеческий
возник от Адама и Евы и очень скоро уклонился во зло. <Все мысли и помышления
сердца их были зло во всякое время> (Быт. 6:5). Когда Бог воззрел на землю, то
увидел насилие. Земля стала ужасным местом для жизни: инстинкт самосохранения
настолько усилился, что люди, чтобы питаться, продолжить род и защитить свои
семьи, стали убивать друг друга. И Бог сказал, что Он истребит всех людей и
создаст новый род от Ноя и его сыновей (см. Быт. 6:7-8). Бог навел на землю
потоп. После потопа остались Ной, его жена и три их сына - Сим, Хам и Иафет со
своими женами.
Хам стал отцом египтян, эфиопов и всех черных рас, а также ханаанеян, которые
жили в стране, где ныне находится Израиль.
Иафет стал родоначальником греков, людей, которые жили на островах моря и затем
заселили Европу и Россию.
Сим стал отцом семитских народов - евреев, арабов, персов*.
* - Персы принадлежат к индоевропейским народам (наряду с греками, германцами,
славянами и др.). - Прим. перев.

5. Что такое первородный грех?

Первородный грех - это богословский термин, связанный с грехопадением человека.
Как я говорил раньше, человек был создан по образу и подобию Божию, праведным
и
свободным. Он был свободным нравственным существом, способным свободно
повиноваться Богу, либо отдалиться от Него. Съев плод от древа познания добра
и
зла, он не исполнил Божьего повеления. Нарушение Божьей заповеди было грехом.
Из-за него человек был изгнан из Эдемского сада и удален от древа жизни (см.Быт.
3:2-24).
С этого момента был поврежден дух человека. Поэтому теперь человек рождается
морально ущербным. Повреждена самая важная часть его существа - дух.
Это и есть первородный грех. <От утробы матери заблуждают, говоря ложь>, читаем
мы в Писании (Пс. 57:4). Бунтующую натуру проявляет большинство детей. Они любят
делать именно то, что им запрещают. Истоки этого врожденного бунтарства таятся
в
первородном грехе. Вместо того, чтобы быть нравственно свободным, человек имеет
склонность ко греху - побуждаемый тем, что именуется <миром, плотью и дьяволом>.
Только те, кто приходит к Иисусу, могут быть избавлены от этой склонности. В
этом заключается новое рождение. Наш дух воссоздается заново. Он соединен теперь
с Божественным Духом, и мы имеем возможность жить святой жизнью в Иисусе Христе.
Сами по себе мы попросту на это неспособны. Апостол Павел восклицает: <Бедный
я
человек! кто избавит меня от сего тела смерти?> (Рим. 7:24). Он говорит, что
не
может делать того, что хочет, <не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю>
(Рим. 7:15).
Павел боролся со своей падшей природой до тех пор, пока не понял, что <нет ныне
никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу>
(Рим. 8:1). Он продолжает: <Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе
освободил меня от закона греха и смерти> (Рим. 8:2). Обновление и перемена
жизни, совершённые в Иисусе Христе, могут освободить человека от пут
первородного греха.
Мы должны осознать, что первородный грех - это наклонность ко злу, а не само
совершение зла. Вина наступает тогда, когда мы совершаем злой поступок. Не
существует <первородной вины>. Бог не наказывает людей за их наклонности, но
только за то, что они совершили, причем с учетом их знания о грехе. В силу этого
дети не идут в ад из-за первородного греха, так как не совершили сознательного
греха.

6. Как можно быть свободным, если Бог все предвидит?

Это следующий вопрос, на который долгие годы пытаются ответить богословы.
Писание однозначно свидетельствует, что Бог знает все. Кроме того, нам сказано,
что Он заранее предусмотрел (<спланировал>) определенные вещи. Мы были избраны
Христом прежде основания мира (см. Еф. 1:4). Но если Бог знает все и всем
управляет, то каким образом можем мы обладать свободной волей? Не установил ли
Бог все заранее? Ответить на этот вопрос можно только отрицательно.
Провидение Божие можно сравнить с кинофильмом. Если мы просмотрим пленку как
последовательность кадров, то увидим, что действие 2 следует за действием 1,
а
действие 3 за действием 2. Мы увидим, что события развертываются
последовательно. Но если взять всю пленку и повесить на стену в виде
последовательности кадров, то мы увидим и начало, и конец, и середину
одновременно. Нам уже не надо наблюдать за действием, чтобы узнать, что
произойдет. Это сравнение очень приблизительно иллюстрирует <сосуществование>
Божьего предвидения с нашей свободной волей.
Но существуют и такие измерения нашей жизни, которые лежат за пределами нашего
разумения. Понятие предопределения и предвидения как противоположности свободной
воли относится именно к таким измерениям. Если мы скажем <все в руках человека>,
то ошибемся, потому что это не так. С другой стороны, если скажем: <что бы мы
ни
делали, это не имеет значения, ибо Бог все предопределил>, то это также будет
неверно.
Это означает, что между двумя, на первый взгляд, несовместимыми реальностями
-
свободной волей человека и Божьим предопределением - существует некое
напряжение. Наша теология однобока, если нам не удается охватить реальность как
свободной воли, так и предопределения.
Эту проблему я часто объясняю путем сравнения с игрой в баскетбол, в которой
участвуют видимые и невидимые игроки. Те, что забрасывают мячи в корзину, -
видимые игроки, а те, которые подают им мячи и организуют игру, - невидимые.
Предположим, что последние могут взаимодействовать с обычными (видимыми)
игроками или по крайней мере подавать им сигналы и давать указания.
В этом примере невидимые игроки управляют ситуацией. Но у зрителя складывается
впечатление, что всю игру проводят видимые игроки. Здесь видимые игроки суть
аналог свободной воли человека, а невидимые соответствуют Духу Божьему, ангелам
и демонам. Видимые и невидимые игроки действуют сообща. Не существует
вневременного неизменного приказа от Бога, который однозначно управляет
человеком, но в мире присутствует постоянная любящая и направляющая помощь Бога,
равно как существуют и помехи, чинимые врагом.
Мы глубже проникнем в эту тайну, когда лучше узнаем Бога.

7. Что такое предопределение?

Слово <предопределение> означает, что Бог заранее установил, определил что-то,
что должно произойти в соответствии с Его замыслом. Хотя существительное
<предопределение> в Писании не встречается, глагол <предопределить> (или
<предназначить>) употреблен четыре раза (Рим. 8:29,30; Еф. 1:5,11). Он означает,
что христиане будут помилованы в результате акта Спасения. Выбор Богом тех, кто
будет спасен, обозначается словом <избрание> (<избранные>)*.
* - По-английски <election>, <elected>.
Эти два внешне противоположные понятия развились из идеи предопределения и
предызбрания. Во-первых, Бог как владыка вселенной полностью контролирует
события человеческой жизни и вообще жизнь всех существ. Если бы это было не так,
то Бог не был бы владыкой и, следовательно, не был бы Богом. Во-вторых, Бог дал
людям свободу выбора, свободу действовать согласно собственной воле. Мы
ответственны за каждый свой шаг, и никто не может сказать: <Если я согрешил,
то,
значит, этого захотел от меня Бог, но тогда почему Он возлагает на меня за это
ответственность?>
Целые века спорили ученые об этих понятиях, в результате чего сформировались
две
основные точки зрения на предопределение. Кальвинизм утверждает, что Бог
ниспосылает неотчуждаемую благодать тем, кого Он избрал ко спасению; ее
невозможно отвергнуть. Если вы среди избранных, то вы не можете сказать Богу
<нет>. С другой стороны, арминианство полагает, что Божественная благодать
является источником спасения, но ей можно воспротивиться. Согласно кальвинизму,
Бог избрал верущего; согласно арминианству, верующий избрал Бога.
Апостол Павел, объясняя упорное нежелание Израиля принять Евангелие Иисуса
Христа, мог бы дать обобщающую картину (синтез) предопределения и свободной
воли, которая обращена к человеческому разуму и требует честного мышления. Но
вместо этого он говорит: Бог <кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает>
(Рим. 9:18). Затем он говорит о фараоне, царе Египетском, о котором в Библии
сказано, что Бог ожесточил его сердце (см. Исх. 9:12). Здесь уместно вспомнить,
что от солнечного света глина твердеет, а воск плавится. Все зависит от
вещества, на которое он падает. Если бы сердце фараона не было таким жестоким,
то Бог смягчил бы его, а не ожесточил. Поэтому учение о предопределении и
избрании ни в коем случае не служит извинением греха. Апостол заключает: <О,
бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и
неисследимы пути Его!> (Рим. 11:33).


***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1083
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2006-11-20 и в час 06:45,
разошлось для 17
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Sun, 19 Nov 2006 20:21:22 +0300 (#611867)