[Dailyreading] книга
Выпуск 1422
Майкл Фонтенот и Томас Джонс
учебник скромности
для гордой души
Глава 6
...и смиренномудренно ходить
пред Богом твоим
Часть 2: Подчиниться и сложить оружие
Скромность преобразит всю нашу духовную жизнь. Она отразится и на вере, и на
глубине наших молитв. В этой главе мы увидим, что скромность приведет нас к
тому, что мы сложим свое оружие перед Господом и подчинимся Его великому
замыслу.
Скромность и подчинение
Есть такая старая притча. Сын фермера вернулся домой, отучившись в
сельскохозяйственном институте. Отец попросил сына посадить на северном поле
кукурузу. Сын проверил почву, убедился, что она хороша для кукурузы, и посадил
ее. Отец попросил его посадить на восточном поле овес. Сын нашел, что для овса
почва вполне подходящая, и посадил овес. Отец попросил его посадить на западном
поле пшеницу. Он снова рассмотрел как следует почву и решил, что пшеница,
пожалуй, на этом поле вырастет неплохая. И посадил пшеницу. И, наконец, отец
попросил сына посадить на южном поле ячмень. Тот, как всегда, проверил почву
и
обнаружил, что для ячменя она не подходит. Поэтому он посадил там рожь. Вопрос:
насколько он был послушен? Если вы ответили: на три четверти, вы ошиблись. Он
был непослушен совсем. Он делал то, что говорил отец, только если был с ним
согласен. Он думал: мол, раз у него есть образование, он лучше знает. Очень
часто наше подчинение Богу основано на том, что мы с Ним согласны. В таком
случае, это не подчинение.
Совершенно ясно, что скромность и подчинение - это две стороны одной монеты,
равно как и противоположные качества, гордость и непокорность. Явное проявление
гордости и непокорности мы видим в сердце первого израильского царя, Саула.
В 1-й книге Царств 15:1 пророк Самуил обращается к Саулу со словами: <Господь
послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай
гласа Господа> (курсив наш). За этими словами следует ясный приказ. Бог решил
наказать Амаликитян за их обращение с израильтянами, когда те шли из Египта.
Приговор был четким. Саулу было сказано: <...иди и порази Амалика и истреби все,
что у него...> (стих 3). <Все> - значило все. Саул подчинялся до 9-го стиха,
а
потом <Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных
ягнят, и все хорошее (слово <все> он, видимо, понял иначе. Может быть, он учился
в сельскохозяйственном институте?), и не хотели истребить, а все вещи маловажные
и худые истребили>.
Бог пожалел, что поставил Саула царем, потому что тот не исполнил Его повеления
(стих 11). Гордый Саул сам себя убедил, что в основном он сделал то, чего хотел
Бог. После сражения он надменно заявляет пророку Самуилу: <...благословен ты
у
Господа; я исполнил слово Господа>. Самуил с горькой иронией возвращает его к
действительности: <...а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов,
которое я слышу?> (стих 14). Через несколько стихов Самуил выносит приговор
непокорности и утверждает, что именно послушание более всего ценно в глазах
Бога. Для всех, кто хочет научиться скромности, это золотые слова:
<И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как
послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука
овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление - то
же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя,
чтобы ты не был царем> (1-я Царств 15:22-23, курсив наш).
Одно из значений древнееврейского слова <патсар>, переведенного как
<противление>, - <высокомерие>. Таким образом, высокомерие и гордость
уподобляются в этом отрывке непокорности и идолопоклонству. Здесь применяется
одно из выразительных средств древнееврейского языка: строка повторяется в
немного измененном виде, и так подчеркивается важность мысли. Другими словами,
если вы не уловили мысль в первый раз, то во второй вы ее обязательно поймете.
В
23-м стихе мы видим как раз такой параллелизм: непокорность подобна волшебству,
противление (высокомерие) подобно идолопоклонству.
СКРОМНОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ
Сходство между волшебством и идолопоклонством очевидно. Но видим ли мы связь
между непокорностью и высокомерием? Или мы знаем, что непокорность, волшебство
и
идолопоклонство - страшные грехи, но легкомысленно относимся к высокомерию? Нам,
с нашей гордостью, сложно понять, что высокомерие - грех того же порядка, что
и
поклонение идолам или колдовство. Да, для Бога все эти слова - синонимы одного
и
того же греха и относятся к человеку, сделавшему средоточием жизни самого себя.
Такой человек не подчиняется Богу.
Высокомерие - это самообман. Саул совершенно не осознавал своего греха. По самой
своей природе, гордость - это уверенность в собственной правоте, даже тогда,
когда другие люди с тобой не согласны. <Кто они такие? Что они вообще понимают?>
- думает гордый человек. Саул убедил себя в своей праведности. Он - властитель-
самодур, поступает как хочет, безбоязненно и безнаказанно. И при этом он
настолько уверен в себе - Самуил встречает его после того, как тот <ходил на
Кармил и там поставил себе памятник> (стих 12)! Интересно, что это был за
памятник? Изображение <себя любимого>? Так ли трудно разглядеть связь
высокомерия с идолопоклонством? Со стороны это совсем нетрудно, но как бывает
сложно нам узнать самих себя!
Единственный способ преодолеть гордость и самообман - это позволить другим тебя
оценить. Очень часто, когда люди говорят мне, что они обо мне думают, я
ошеломлен. Я такого за собой не замечал. А не замечал, потому что был обманут
гордостью. Нам нужно правильно воспринимать учение. Саула учили, но он защищался
и потому не смог покаяться. Он сваливал вину на других, оправдывал себя - в
общем, делал все то, чего нельзя делать ни в коем случае, когда люди говорят
вам
правду, показывая тем самым, что любят вас.
Далее, смирение означает покорность во всем. О том, как важно <послушать> слово
Бога, говорит первый стих 15-й главы. В 22-м стихе мы снова читаем о <послушании
гласу Господа>. Саул же подчинялся выборочно. В основном он сделал то, что
сказал Бог. Он почти послушался. Почти. У большинства людей не укладывается в
голове, что Бог хочет от нас полного и точного послушания. Любое другое
поведение говорит о гордости.
Когда мы изучаем Библию с людьми, у которых было религиозное прошлое, рано или
поздно они могут осознать, что не следовали Слову Бога. Тогда перед ними встает
выбор. Одни понимают, что недостаточно подчинялись Божьей воле и Его наказам.
Они смиренно готовы исполнить все, что Бог от них требует: покаяться в каком-то
грехе или даже поставить под сомнение свое первоначальное решение последовать
за
Христом - было ли оно истинным. Другие, однако, горды и твердолобы. Они
защищаются и пытаются оправдаться так: <Но я же не осужден только за то, что
не
исполнял все буквально, как написано в Библии! Богу же нужно то, что в сердце>.
Что Богу на самом деле нужно - так это покорное сердце. И неважно, сколько жертв
ты принес и сколько великих подвигов совершил для Бога. Ведь больше всего Он
хочет видеть в Своих людях дух покорности и смирения.
Полное и безоговорочное подчинение - это заповедь не только для тех, кто на пути
к спасению. Это и для лидеров, и для них оно особенно важно. Из истории царя
Саула ясно, что, кем бы ты ни был: старейшиной, евангелистом, проповедником,
наставником, - ты не имеешь права обходить Слово Бога. Саул тоже был вождем,
но
Бог отнял у него право вести других, потому что ему недоставало покорности. Его
грехи кажутся незначительными по сравнению с грехами Давида, но Давид искренне
и
со рвением покаялся и благодаря сломленному и сокрушенному сердцу обрел
прощение. А Саул был отвергнут за гордость.
Иногда мне казалось, что, поскольку я лидер, я могу быть выше подчинения в
мелочах. Я честно отчитывался в том, что происходило в церкви, которую я вел.
Я
рассуждал примерно так: <Мне необязательно самому обращать людей, ведь моя цель
- научить других. И необязательно, чтобы моя молитва была всегда великолепной,
если я хорошо запланирую все остальное. Ничего страшного, если, проповедуя, я
чуть-чуть преувеличу детали, зато я вдохновлю аудиторию>. Я отлично знал, что
Богу нужно, но думал, что не страшно, если я что-то где-то упущу. Сейчас от
таких мыслей меня бросает в дрожь! Что я о себе возомнил? Разве лидеры стоят
над
законом? Ни в коем случае! Библия говорит, что они будут судимы строже, чем
простые ученики. Что думает по поводу нашей гордости Бог?
<...Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего
не исполнил> (1-я Царств 15:11, курсив наш).
Если мы и вправду скромны, мы будем подчиняться. Во всем, что повелел Бог,
вплоть до мелочей. А если мы надменно считаем, что знаем, что Бог на самом деле
имеет в виду, то мы - ученики царя Саула, а не Иисуса Христа, сказавшего:
<...Я люблю Отца и как заповелал Мне Отец, так и творю...> (от Иоанна 14:31,
курсив наш).
Скромность и капитуляция
Во время конференции лидеров в Израиле я впервые побывал на экскурсии по
историческим библейским местам. В Вифлееме на месте, где, по преданию, родился
Иисус, стоит величественный храм. Чтобы в него войти, нужно пройти через
маленькие, низенькие ворота, которые называются <врата смирения>: если входящему
не хватает смирения, чтобы наклонить голову, он не достоин посетить скромное
место рождения Иисуса (Иисус, если вы помните, родился в хлеву). Я плохо себе
представляю, как выглядят жемчужные врата рая, но уверен, что гордым точно туда
будет трудно войти. Небеса предназначены для скромных. Не стоит заблуждаться
на
этот счет. Как говорил Давид,
<высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали> (Псалом 137:6);
<...ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь> (Псалом 17:28).
На протяжении всей библейской истории люди непрерывно боролись с Богом. История
человеческой непокорности начинается в Эдемском саду, продолжается весь Ветхий
и
весь Новый Завет. В притче Иисуса о злых виноградарях последние понимают, что
хозяин послал своего сына, чтобы они дали ему отчет. Но вот как они поступают:
<Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: <это наследник; пойдем, убьем
его и завладеем наследством его>. И, схватив его, вывели вон из виноградника
и
Виноградари - это, конечно же, человечество, а хозяин - Бог. Человек,
вознесшийся в своей гордыне, думает, что может отвергнуть Божий замысел, Его
царство и власть.
Веками Бог твердил людям одну простую истину: сдайся Мне на милость - и будешь
жив; будешь сопротивляться - погибнешь. Смотрите книгу Иеремии:
<И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и
путь смерти: кто останется в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой
язвы; а кто выйдет и предастся Халдеям, осаждающим вас, тот будет жив, и душа
его будет ему вместо добычи...> (Иеремия 21:8-9).
Что тогда произошло? Иерусалим осадила вавилонская армия, ставшая орудием
Божьего мщения. Навуходоносор отвлекся от осады из-за восстания в Вавилоне, а
царь Седекия увидел в этом надежду и начал думать о сопротивлении. Иудейский
царь послал к Иеремии послов - узнать, не оправдается ли его надежда: <...может
быть, Господь сотворит с нами что-либо такое, как все чудеса Его, чтобы тот
[Навуходоносор] отступил от нас> (Иеремия 21:2). Создалась иллюзия духовности.
Седекия даже отпустил рабов, согласно требованиям закона (см. также гл. 34).
Надежды на успех стало еще больше, когда вавилоняне отвлеклись и ушли воевать
с
египетской армией. Кажется, пришло избавление, и царь Седекия, когда спало
напряжение, изменил своему решению и возвратил рабов обратно.
И вот, Иеремия объявляет прямое и ясное пророчество: оборона Иерусалима
обречена.
<...Так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я обращу назад воинские орудия,
которые в руках ваших, которыми вы сражаетесь с царем Вавилонским и с Халдеями,
осаждающими вас вне стены, и соберу оные посреди города сего...> (Иеремия 21:4).
Их единственная надежда - сдаться и не пытаться больше воевать против воли Бога,
принять Божье наказание и Его власть, признать, что они - всего лишь люди, а
Бог
- это Бог.
Если вы обдумываете решение стать учеником или если вы уже ученик и вам трудно
подчиниться Божьей воле, перед вами все тот же выбор: сдавайся - и будешь жив;
будешь сопротивляться - потеряешь все. Царь Седекия не подчинился воле Бога,
объявленной через Иеремию. Вавилонская армия разрушила стены Иерусалима. Ночью
Седекия попытался бежать. Его схватили вместе с сыновьями. По приказу
Навуходоносора он присутствовал на казни своих сыновей, а затем ему выкололи
глаза. Последнее, что он видел, было исполнение той самой истины, которой он
сопротивлялся.
Скромный человек уверен в том, что путь, который предлагает ему Бог - лучший,
и
отказывается от своей воли. Гордый боится сдаться и продолжает бороться, но в
конце всегда терпит поражение.
Капитуляция - это состояние, в котором всегда должны находиться ученики Иисуса,
потому что Иисус Сам постоянно подтверждал Свою зависимость от Бога. В
Гефсиманском саду даже Ему было трудно отдать Себя в руки Бога, но Он боролся
и
в конце концов смиренно сдался на волю Победителя. Так смирение Иисуса Христа
принесло спасение всем, кто возлагает на Него свои надежды.
И в радости, и в беде не забывайте напоминать себе, что вы полностью зависимы
от
Бога, а Он безраздельно властвует над нашей жизнью. У сопротивления есть только
один корень - гордость. <Я лучше знаю!> - кричит она. В нашем распоряжении могут
быть красивые и веские доводы, которые мы без устали повторяем, убеждая самих
себя в своей правоте. Так мы возводим вокруг себя крепость гордости, и только
ученичество способно ее разрушить, если мы будем помогать друг другу <пленять
всякое помышление в послушание Христу> (2-е Коринфянам 10:4-5). Ничто не может
принести в наши сердца тот мир, который приносит капитуляция перед Богом. Так
давайте же отдадим свою жизнь в руки Бога и доверимся Ему!
Вопрос для размышления:
Видно ли из ваших поступков, что вы подчиняетесь Богу и предаете себя Его воле?
***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1422
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2007-02-11 и в час 03:47,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения
Выпуск 1907
17 июнь
"Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И
зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит
всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши
добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". (Мф. 5:14-16).
Спаситель указывает Своим ученикам, каким способом свет их должен
светить людям, избегая двух крайностей: желание намеренно выставлять
этот свет и желание скрыть его от людей.
Он говорит о том, что город, стоящий на горе, скрыться не может, то есть
что в них самих есть сила, которую они не могли бы скрыть и при желании.
Эта сила сама собою является людям и дает им ощущать как бы видимое
присутствие чего-то нового. Как же можем мы постигнуть это? Как можем мы
светить сознательно и безсознательно? Сознавая нашу силу и вместе с тем
отвергая нашу силу? Господь разрешает это затруднение.
Он учит нас светить другим, ничего не присваивая себе, но принося всю
славу Богу. "Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши
добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного". Пусть ваша сила будет
сила любви, та сила, которая умирает ежедневно, чтобы ожить в жизни
другого. Да будет слово Отца вашего Небесного вашей славой, Его заботы -
вашими заботами, ваша воля пусть сольется во едино с волею Отца и будет
поглощена ею всецело. Да будет для вас величайшею радостию - Его
радость, величайшею скорбию - огорчать Его, сильнейшим вашим стремлением
- служить Ему. И действительно, достигнув этого, вы будете светить
людям, как звезда на темном небе. Вы будете проводниками Его света,
отражением Его Божественных лучей. Забывая о своём личном счастии, вы
приобретете небывалую дотоле силу. Люди будут дивиться вашей силе, и вы
сами, больше всех будете дивиться ей, потому что сила ваша будет сила
смирения, сила тех душ, которые распинают себя силою любви.
***
Это сообщение от автора Sergey Kartavtsev
за номером 1907
на тему [Dailyreading] Календарь 17 июнь,
опубликованое в день 2007-06-17 и в час 08:33,
разошлось для 24
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения