Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 1424

Майкл Фонтенот и Томас Джонс

учебник скромности
для гордой души

Глава 7

что не имеет ничего общего со скромностью

Недавно в газете <Washington Post> опубликовали статью под названием
<Специалисты обсуждают недостатки лидеров религиозных движений>. Начиналась она
так: <Гордость, слабая вера и безответственность - вот основные недостатки
современных религиозных лидеров едва ли не во всех деноминациях>. Но как же
могут эти так называемые религиозные лидеры так заблуждаться? Как же можно
забыть об основах основ, о главных христианских добродетелях? Почему никто не
вступится за скромность? Почему даже мы, кто всерьез пошел по пути Христа, не
так отчаянно, как следовало бы, добиваемся скромности? Очевидно, мы не совсем
понимаем, что это такое. Этот вопрос: <Что такое скромность?> можно прояснить,
если ответить на другой: <А что скромностью не является?>.
Во-первых, подлинная скромность - это не робость или стеснительность. При слове
<кроткий> или <скромный> многие люди представляют робкого, нерешительного
человека, не способного на поступок. Но Библия применяет эти определения к
Моисею, Иисусу и Павлу, которые были отнюдь не робкого десятка.
Господь страстно желает, чтобы мы вмешивались в мир и активно влияли на него,
но
еще Он хочет, чтобы мы были скромными. Только скромным под силу исполнить это
предназначение. Они не будут сидеть в сторонке, надеясь, что кто-то другой все
за них сделает. Они понимают, что сами не умеют принимать мудрых решений, но
твердо верят, что Бог наградит их и силой, и решительностью.
Во-вторых, скромность - это не замаскированная трусость. Скромность и смелость
всегда идут бок о бок. Человек, смирившийся под всемогущей рукой Божьей, готов
действовать смело, когда другие в замешательстве отступают. Внимательно прочитав
4-ю главу Деяний, мы увидим оба эти качества в первых учениках. Вот как
отзывались об учениках члены синедриона, верховного суда иудеев:
<Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они
удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом...> (Деяния 4:13).
Перед лицом иудейских предводителей стояли люди, исполненные Святого Духа,
которые <были с Иисусом>, учились у Него и наконец-то поняли самую суть Его
учения о смирении (от Матфея 18:1-4). Ученики изменились. Они стали, как
маленькие дети, и вошли в Царство. И что в них увидели посторонние? Смелость.
Скромные люди не дрожат как осиновый лист и не забиваются в темный уголок. Они
боятся Бога, и потому больше им некого бояться. Посмотрим, что случилось дальше:
<И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но
Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом - слушать
вас
более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали> (Деяния
4:18-20).
Это не наглая реплика непокорных смутьянов. Это твердый, смелый ответ людей с
верой, убеждениями и скромностью.
<Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине
народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. Ибо лет более сорока
было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления. Быв отпущены, они
пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они
же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали... И, по молитве их,
поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и
говорили слово Божие с дерзновением> (Деяния 4:21-24, 31).
Освободившись, Петр и Иоанн не хвастаются своей смелостью. Они не собираются
полагаться на себя. Сначала они идут к своим (они нуждались в других учениках),
а затем вместе с ними обращаются к Богу (признавая, что нуждаются в Нем). И что
за этим следует? Ученики проповедуют Слово Божие с дерзновением. Скромность -
это не робость или трусость!
Давайте поговорим об одной очень деликатной теме, в которой, как правило, царит
путаница. Как вести себя с родственниками, которые не разделяют нашу веру или
прямо противостоят ей? Как правильно поступать? Молча сносить все оскорбления?
Спорить? Оставлять без ответа несправедливую критику в адрес церкви? Сказать
самому себе: <Я буду защищать Христа, но не братьев и сестер>? Как же заставить
родственников уважать наши убеждения и как повлиять на них своей верой? Молчать
или говорить о своей вере искренне и с любовью? Мы должны найти ответ в Писании,
и он там есть - во 2-м послании к Тимофею 2:24-26.
<...Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем,
учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог
покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который
уловил их в свою волю>.
Быть приветливым - значит быть внимательным. Быть внимательным - значит уважать.
Уважать - значит уметь выслушать. Кто-то может не согласиться, но иногда наши
родственники, нехристиане, замечают в нас то, что нам нужно слышать. В таком
случае, мы покажем нашу скромность, если выслушаем их. С другой стороны, это
не
значит, что нам всегда нужно молчать. Говорите, но с кротостью, не будьте
самоуверенными, смиренно молитесь Богу о том, чтобы Он изменил сердца ваших
родных, сами же не пытайтесь их <переделать>. Как еще проявить свою скромность?
Если вы хотите обратить сердца самых дорогих вам людей, советуйтесь и будьте
готовы принять советы. Но помните: быть скромным - не значит молчать.
В-третьих, скромность - это не безволие. Да, скромный человек жертвует собой
ради какой-то цели, но из этого вовсе не следует, что он не может постоять за
себя. В жизни Павла были самые разные случаи. Иногда он не боролся за свои права
(1-е Коринфянам 9:15-18), а иногда боролся, да еще как! Один такой случай
произошел в Филиппах, когда его избили и посадили в тюрьму за то, что он изгнал
беса из девочки-прорицательницы. В тюрьме Павел и Сила молились, произошло
землетрясение, с узников упали цепи, после чего тюремщик и вся его семья решили
стать последователями Христа. На следующий день власти, опасаясь огласки, решили
отпустить бывших узников восвояси. Но Павел возразил решительно и дерзко:
<Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак
выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним (не тюремщику, который
стал его братом - М. Ф.): нас, Римских граждан, без суда всенародно били и
бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут

Мы не знаем, почему Павел был так непримирим. Скорее всего, он хотел защитить
новорожденную церковь в Филиппах от гонений со стороны властей. Верно это или
нет, ясно одно: он не молчал.
В 23-й главе книги Деяний, при похожих обстоятельствах, Павлу дают слово, и он
снова яростно защищается. Быть скромным - не значит молчать или не пользоваться
своими правами. Заповедь <нести свой крест> связана с тем, что мы отказываемся
от своих прав, но вовсе не всегда нужно молча сносить обиды. Сам Иисус иногда
молчал, а иногда говорил громко и твердо. Скромность - это стремление всегда
поступать так, как нужно, а не так, как хочется.
В-четвертых, истинная скромность не может быть показной. Скромность - не форма
поведения. Послушайте, что говорил Иисус
<...хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: <люди сии чтут
Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня...>> (от Марка 7:6);
<А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому,
сказал: <сын! пойди сегодня работай в винограднике моем>. Но он сказал в ответ:
<не хочу>; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же.
Этот сказал в ответ: <иду, государь>, и не пошел. Который из двух исполнил волю
отца? Говорят Ему: первый> (от Матфея 21:28-31).
Скромность проявляется не в умении говорить правильные слова и выглядеть
услужливым. Быть скромным не значит, подобно фарисеям, играть в религиозную
игру: носить особые одежды, говорить особым, спокойным и мягким голосом и изо
всех сил изображать духовность, внутри же раздуваться от гордости. Еще в Ветхом
Завете Бог показал, как относится к лицемерию:
<А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях
домов и говорят один другому, брат брату: <пойдите и послушайте, какое слово
вышло от Господа>. И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится
перед лицом твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они
в
устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот,
ты для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они
слушают слова твои, но не исполняют их> (Иезекииль 33:30-32).
Внешнее должно отражать внутреннее, иначе внешнее ничего не стоит.
И наконец, в-пятых, скромность - это не слепое подчинение. Во 2-й главе послания
к Галатам Павел вспоминает об одном случае в Антиохии. Боясь, что братья из
Иерусалима не захотят есть вместе с братьями из язычников, апостол Петр
отстранился от язычников и этим вызвал напряжение в отношениях между учениками.
Павел вмешался и обличил апостола в лицемерии:
<Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал
Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски,
то
для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?> (Галатам 2:14).
То, что Петр был <камнем>, вождем Двенадцати, не помешало Павлу сказать правду.
Павел не мог молчать, когда евангельская истина оказалась под угрозой. Был ли
он
гордым? Думаю, нет. Быть скромным - не значит молчать, когда кто-то грешит,
равно как и избегать конфликта. И если даже такие сильные и духовные люди, как
Петр, могут согрешить против истины, то всем нам и подавно нужны скромные братья
и сестры, которые вовремя скажут нам правду.
Всегда, когда у нас возникают с кем-либо разногласия, будь он из церкви или из
мира, мы должны подчиняться Богу, а не человеку. С одной стороны, ученики Христа
должны научиться высоко ценить покорность. Не должно быть никаких сомнений в
том, что покорность угодна Богу. Мы в корне не согласны с заявлением о том, что
<человек не должен подчинять себя другому человеку>. Но, с другой стороны, мы
всегда должны беспрекословно повиноваться Богу, а человеку не всегда. Если,
подчинившись человеку, мы пойдем против воли Господа, нам нужно отказаться от
такого подчинения.
Быть скромным - не значит угождать каждому: <да, сэр, как прикажете, сэр>. Так
мы можем вести себя только по отношению к Богу. Слепое повиновение - это не
скромность, это глупость.
У скромности часто бывает плохая репутация, но, как мы выяснили, незаслуженная.
Подлинная скромность - это не ничегонеделание, не трусость, не безответность
и
не глупость. Подлинная скромность не выставляет себя напоказ. Она мудра; она
требует веры, затрагивает глубины сердца и приносит добрые плоды. Скромность
-
это подвиг.
Вопрос для размышления:
Правильно ли вы понимаете, что такое скромность? Как расхожие заблуждения
исказили подлинное значение этого слова?

***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1424
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2007-02-12 и в час 05:41,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Mon, 12 Feb 2007 04:05:07 +0300 (#638607)