Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 1435

Майкл Фонтенот и Томас Джонс

учебник скромности
для гордой души

часть вторая

скромность в отношениях с людьми

Глава 9

как быть скромным со всеми

Можно трепетать при одной только мысли о величии Бога, молиться на коленях, показывая
свое смирение, но истинную, нелицемерную покорность можно распознать лишь тогда,
когда мы поднимаемся с колен и выходим навстречу своим ближним. Эндрю Мюррей
был
совершенно прав, когда говорил, что только отношения с людьми проверяют, подлинна
ли
наша скромность и действительно ли мы обладаем настоящим смирением перед Богом.
В этом отрывке Павел объясняет Титу, чему тот должен научить церковь. Как ученикам
уживаться и ладить с людьми, когда в мире <человек человеку волк?>
<Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на
всякое
доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать
всякую
кротость ко всем человекам> (Титу 3:1-2).
Мы должны кротко относиться ко всем: не только к христианам, Не только к
единомышленникам, не только к добрым и надежным людям, но ко всем вообще -
хорошими ли они нам кажутся, плохими или даже ужасными.
Еще раз повторюсь, со всеми - от родственников и учеников до тех, кто относится
к нам
враждебно, - мы должны вести себя скромно, это Божья воля и Божья заповедь. Все
наше
смирение перед Богом ничего не значит, если мы горды по отношению к какому-то
человеку.
Мы уже знаем, что скромностью не является, а теперь давайте посмотрим, как нам
быть
скромными в повседневной жизни, занимаясь нашими обычными делами (Ефесянам 4:2).
Мы узнаем, что имел в виду Петр, говоря: <...все же, подчиняясь друг другу, облекитесь
смиренномудрием...> (1-е Петра 5:5).
Эндрю Мюррей попал в точку, когда написал: <То, что кажется неважным в обыденной
жизни, важно с точки зрения вечности. Именно мелочи, которые проскакивают, когда
мы не
следим за собой, выдают нас с потрохами>. Мы безупречны, когда успеваем заранее
отрепетировать, как будем себя вести, что скажем и каким тоном. Дружелюбно разговаривая
с учениками на собрании или проповедуя со сцены, мы - сама добродетель. Но что
если
неожиданно зазвонит телефон, или что-то помешает нашим планам, или придет незваный
гость? Вот тут-то мы и узнаем, кто есть кто. Что с вами станет, если кто-то врежется
вам в
бампер на светофоре? А если продавщица в магазине встала сегодня не с той ноги?
Или
ученик, которому вы помогаете, в пятый раз не следует плану, который вы вместе
с ним же и
разработали? Что вы говорите и что делаете, когда застигнуты врасплох?
<Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек
из
злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста

Луки 6:45).
Что слетает с вашего языка, когда случаются такие <мелочи жизни>, особенно когда
вас никто
не видит? Какие тайники сердца обнаруживают эти нечаянно вылетевшие слова?
Скромность - это ваша маска или ваша суть? Одежда, которую вы надеваете только
по
праздникам? Или Бог проникает во все потаенные уголки вашей души? Помните ли
вы, что
ходите перед Ним, что вы каждую минуту перед Его глазами? Не перестаете ли вы
думать о
святом, великом Боге, когда разговариваете с продавцами на рынке, с сотрудниками
на
работе, с вашими детьми и супругом или супругой?
Следующие главы посвящены тому, как быть скромным с разными людьми, с учениками,
неверующими, супругами и т д. Эта же глава о тех основах скромности, которые
пригодятся
нам в отношениях со всеми.

Без фарисейства

Фарисейство, или самоправедность, - очень частое проявление гордости. И не думайте,
что
это качество отличало только религиозных людей начала 1 -го века. Даже среди
неверующих
редко встречаются люди, не страдающие этой болезнью. Многие атеисты смотрят на
тех, кто
верит, сверху вниз, как будто хотят сказать: <Я хотя бы не лицемерю>. Другие
считают себя
лучше, потому что, по их словам, им не нужны <подпорки религии>. Люди склонны
тщательно выискивать чужие пороки, чтобы доказать себе и окружающим, что они
не хуже
или даже лучше других.
Но там, где есть подлинное смирение, не должно быть места никакому высокомерию.
Если,
став учеником, вы начали чаще смотреть на других свысока, значит, вы забыли <слово
о
кресте>. Мир постоянно побуждает нас задирать нос. Христиане живут среди испорченного,
крайне развращенного, безнравственного мира. А сколько вокруг нас примеров фальшивой
веры! Все это дает нам повод воскликнуть: <Боже! Благодарю Тебя, что я не таков,
как прочие

Если мы всерьез хотим добиться скромности, то должны и к высокомерию относиться
так же
серьезно. Как глупо и бессмысленно считать себя лучше других! Зная это, я все
равно время
от времени Попадаюсь на крючок гордости, и должен честно это признавать. Не секрет,
что
где-то меня поджидают ловушки, в которые я попадусь. Я должен в тот же миг, как
возникнет искушение, исповедоваться, раскаяться и измениться.
Недавно я был в Израиле и видел много ортодоксальных иудеев - хасидов. Их всегда
можно
встретить у Стены Плача. Сейчас они составляют около пятнадцати процентов всего
населения Израиля. Мужчины-хасиды носят длинные бороды, они всегда, даже в самое
жаркое время года, одеты в тяжелые черные сюртуки и шляпы (традиция, уходящая
корнями
в еврейские общины восточной Европы).
Однажды вечером во время ужина я заметил, что один из хасидов за нами наблюдает.
Он
медленно шел по нашей гостинице, построенной по европейскому образцу. Сложив
руки за
спиной, с хмурым видом, он заглядывал в рестораны и холлы и всячески старался
показать,
как неприятны ему американцы и прочие иностранцы. Перед поездкой в Израиль я
где-то
прочитал, что хасиды считают, что все мы - а в том числе и их нерелигиозные сограждане
- оскверняем их землю. Казалось, ему нечем было заняться, кроме как с презрением
нас
оглядывать. Когда я выходил из ресторана, мы с ним прошли друг мимо друга и на
миг
поравнялись. Вот это было непредвиденное испытание! Этот современный раздувшийся
от
гордости фарисей стал проверкой для меня же самого. Трудно оставаться невозмутимым,
когда на тебя смотрят как на последнюю собаку. Мы не сказали друг другу ни слова,
но я
знал, что в ту минуту мое сердце отозвалось отнюдь не любовью и не смирением.
Позже я долго размышлял. Эта немая сцена произошла всего в нескольких кварталах
от
Голгофы, но в ту минуту мне в голову не пришла ни единая мысль о том, что случилось
на
этом холме. Я всегда проповедовал, что мы должны пребывать у подножия креста.
Я всегда
учил, что, стоя у подножия креста, мы не сможем ни на кого глядеть сверху вниз,
ибо все мы
грешники, за которых был распят Христос. И вот впервые в жизни я попал в город,
в
котором Он умер. За Тома Джонса и за Ицхака Кохэна (конечно, это не настоящее
имя этого
хасида; это единственное еврейское имя, которое приходит мне на ум).
Ицхак по-своему ревностен, я - тоже. Мы совершенно по-разному выражаем свою
преданность Богу. Думаю, у Ицхака есть то, что было у иудеев, современников апостола
Павла, - <ревность по Боге, но не по рассуждению> (Римлянам 10:2). Но, если бы
не
милость Божья, я был бы таким же. Поэтому я говорю: <Господь, умножь мою веру,
умножь
мою любовь, помоги мне не сводить глаз с креста. Я не лучше этого человека>.
Тогда, в
Иерусалимской гостинице, глядя на стены Старого Города, я на миг вознес сам себя.
Я
смотрел на этого хасида сверху вниз, а он - так же на меня. Но, вспомнив о распятии
Христа, я понял, как сильно заблуждался. Спасибо Богу за Христа. Прости меня,
Ицхак.
Фарисейство нельзя оправдать. Читая в газетах или слыша о чудовищных преступлениях,
мы
думаем: <Я хоть не убиваю никого>. Может быть, так оно и есть, но Иисус был более
непримирим к высокомерным, чем к убийцам, прелюбодеям и ворам вместе взятым.
Ни
убийц, ни прелюбодеев, ни воров Иисус не обличал на протяжении целой главы. У
такого
отчаянного неприятия должна быть какая-то причина. Не думаю, чтобы Иисус ошибался.
Вряд ли Его побуждали личные обиды. Самоправедность - это то же, что и гордость.
Иногда я слышу презрительные насмешки - да и сам я тоже иногда отпускаю шуточки
- в
сторону какой-нибудь религии. Без сомнения, мы должны открыто противостоять
заблуждениям. Мы непременно должны называть вещи своими именами, но нельзя делать
это свысока, подразумевая: <Я не настолько глуп, чтобы думать, что Богу нужны
все эти
обряды и убеждения>. Господь, прости меня.
Мы видим, что люди живут неправедно, и должны им об этом говорить, чтобы они
смогли
измениться. Но только не глядя на них сверху вниз, не унижая их и не забывая,
что, если бы
не милость Божья, мы бы не далеко от них ушли.
Стать высокомерным можно даже среди учеников, в кругу единомышленников. Дескать,
у
меня лучше получается обращать людей и я лучше забочусь об учениках в своей группе,
а
потому имею право поставить себе пьедестал и залезть на него. Или, не дай Бог,
мы можем
возомнить о себе, что лучше молимся и скромнее других! Со стыдом признаю себя
виновным в этом последнем, худшем заблуждении. На такое нельзя закрывать глаза.
Вы когда-нибудь спрашивали близкого друга, не замечает ли он у вас признаков
высокомерия? Как вам такая мысль? Очень может быть, что только так вы и сможете
узнать,
кто вы на самом деле. Я уже давно не задавал никому этот вопрос, но обязательно
это
сделаю до того, как книга выйдет в свет. Чем чаще я буду расправляться со своей
гордостью,
тем больше Господь сможет сделать с моей помощью добрых дел.

Прощение

Мы не хотим прощать по двум основным причинам. Во-первых, потому что нам хочется,
чтобы обидчик подольше помучился за то, что сделал. Мы не спешим облегчить его
долю. А
во-вторых, потому что мы полагаем, что имеем право лелеять свою обиду. Мы не
хотим
быть приветливыми и добрыми Мы хотим еще поскорбеть о своей боли. Прощение
означает, что мы переворачиваем страницу, а нам так хочется задержаться на ней!
Скромность - это и есть прощение. Вот как Павел связывает их в послании к Колоссянам:
<Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие,
благость,
смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно,
если кто
на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы> (Колоссянам 3:12-13).
Скромность и прощение текут из одного источника. Скромный человек помнит, что
его
бесчисленные грехи простил и искупил Христос. Не будь Его, мы бы все еще жили
в своих
грехах, были бы разделены с Богом и шли по дороге к погибели. Но нас спасли,
освятили и
оправдали; не из-за наших дел - чтобы никто не хвалился - но по Божьей благодати
и
милости (Ефесянам 2:8-9). Каждый, кто перестает это понимать, не скромен и не
способен
простить своего брата, мужа, жену или даже врага. Он подобен человеку, который
смотрит в
зеркало, отходит и тут же забывает, как выглядит. Но Бог не хочет терпеть такое
духовное
слабоумие.
В 18-й главе Евангелия от Матфея Иисус рассказывает одну горькую притчу. Слуга
задолжал
своему господину десять тысяч талантов. (Если бы он жил в наше время, его долг
составлял
бы около десяти миллионов долларов. Во времена Христа слуги получали крошечное
жалованье; кто-то подсчитал, что это около семнадцати центов в день.)
Как он умудрился столько задолжать? Иисус умалчивает - это притча. Господь дает
нам
понять, что слуга оказался в совершенно безвыходном положении. Если бы он отдавал
все,
что зарабатывал, в уплату долга (и сам бы ничего не ел и не кормил бы семью),
то ему
потребовалось бы 183 тысячи лет, чтобы отдать долг! Поэтому его слова <государь!
потерпи
на мне, и все тебе заплачу> и трагичны, и смешны. Как же, заплатит!
Тогда этому человеку дают то единственное, что может его спасти: милость. Господин
прощает ему весь долг. А дальше происходят неприятные события. Слуга выходит
от того,
кто его помиловал, и встречает человека, который должен уже ему самому сто динариев
(пятнадцать долларов). Слушатели ждут радостной развязки: конечно же, тот простит
ему
долг. Но нет. Иисус говорит, что он <схватив его, душил, говоря: отдай мне, что
должен>. И
когда его собрат умоляет о милости, тот, кому был прощен гигантский долг, безжалостно
бросает должника в тюрьму.
Прощеный слуга оказался глупцом. По всем законам логики и этики он должен был
отнестись к ближнему так же, как отнеслись к нему. Но он не умел прощать, и господин
вызвал его к себе, отменил свою милость и бросил гордого безумца в тюрьму. Иисус
кратко
закончил притчу, напомнив нам, что в ответ на Свою милость Бог ждет от нас скромной
благодарности и такой же милости по отношению к ближним: <Так и Отец Мой Небесный
поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему
согрешений

Нежелание прощать - это высшее проявление гордости. Кто мы такие? Притча говорит
о
том, что зло, которое причинили нам, не идет ни в какое сравнение с тем злом,
что мы
причинили Богу. Вы сомневаетесь, простить или не простить брата, который задолжал
нам
<пятнадцать долларов?> Разве вы забыли, что вам простили <десять миллионов долларов?>
(Думаю, Иисус хотел сказать, что самый тяжкий грех против меня - это какие-то
жалкие
пятнадцать долларов по сравнению с десятью миллионами, которые я должен Богу.)
С
наших плеч сняли непосильное бремя греха, и мы испытали огромное облегчение.
Без
милости мы были бы обречены. Конец нашей истории должен отличаться от плачевного
конца притчи о прощеных долгах. Вот почему Павел умолял учеников относиться друг
к
другу со смирением, прощая друг друга, как Бог простил нас.

Служение

Во главе Своего духовного движения Иисус поставил двенадцать гордых душ, потому
что,
видимо, других не оказалось. Месяцами Он терпеливо обучал их, прививая им скромность.
Но менялись они, что называется, со скрипом. Гордость выползала изо всех щелей
(от Марка
10:35-45). Иаков и Иоанн решили <застолбить> себе два самых почетных места в
Царстве
Небесном. Остальные десять таких же честолюбивых претендентов стали на них негодовать
И вдруг, посреди этой неприкрытой состязательности двенадцати гордецов, Иисус
преподал
им самый важный урок служения:
<Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов
господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет
так: а кто
хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между
вами,
да будет всем рабом> (от Марка 10:42-44).
Вместо гордости Иисус хотел увидеть в них скромность. Вместо того, чтобы толкаться
друг с
другом, пытаясь пролезть на первое место, им следовало бы служить друг другу.
Гордый
человек хочет управлять людьми, скромный - служить. Не все, кто служат другим,
на самом
деле скромны. Но все, кто скромны, будут служить.
Вот почему люди не заботятся друг о друге. Одни боятся, что будут глупо выглядеть.
Другие
считают себя слишком важными и слишком занятыми персонами. Третьи думают, что
так
они впустую растратят свои таланты. Понятно, что, если прирожденный лидер все
свое
время будет мыть посуду и убираться в квартирах друзей, он зароет свой талант.
Но всегда
нужно помнить: <Вы не настолько хороши (важны, талантливы и т.д.), чтобы не служить
другим>.
<Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить
и
отдать душу Свою для искупления многих> (от Марка 10:45).
Спросите у тех, кто хорошо вас знает: известны ли вы своим служением? В церкви?
На
работе? Что думают по этому поводу ваши соседи? Иисус постоянно, изо дня в день,
служил
людям. Хотите ли вы поступать так же? Скромный человек считает, что, раз ему
послужили,
он будет служить другим.
Советуйтесь, узнавайте, в чем нуждаются люди, как вам применить ваши таланты.
Думайте о
себе так: <Я - раб ничего не стоящий, потому что сделал, что должен был сделать>
(от Луки
17:10). И знаете, что из этого выйдет? Слуги будут вознаграждены и радостью,
и славой.
Потеряв свою жизнь, вы ее обретете.
Ни на кого не смотрите свысока. Прощайте всех. Служите, как служил Иисус. Это
и значит
<оказывать всякую кротость ко всем человекам>.
Вопрос для размышления:
Честно оцените сами себя. Скромны ли вы по отношению ко всем, кого вы знаете?
А когда
вас застают врасплох?

***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1435
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2007-02-14 и в час 05:48,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Tue, 13 Feb 2007 12:34:25 +0300 (#639388)