Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Бытие 28:10-22; Исход 3:1-8; Притчи 8:22-31; 9:1-11 / 6.IV.17 чт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 6 апреля 2017 года, среду. (У православных 39-й день Великого поста.)

Сегодня необычный выпуск.
Мы будем читать паремии праздника Благовещения и его кануна.
(Паремии – это тексты из Ветхого Завета, которые звучат на православном богослужении.)

Бытие 28:10-22; Исход 3:1-8; Притчи 8:22-31; 9:1-11.

Бытие: Перевод и примечания: М.Г.Селезнев. (М.: Издательство ГРРУ, 1999.)

Исход: Перевод и комментарии М.Г. Селезнева и С. В. Тищенко.НИГА ИСХОДА // М.: Издательство РГГУ, 2000).

Притчи: Перевод и комментарии А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной. (ПРИТЧИ. КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА. КНИГА ИОВА. // М.: Изд-во ГРРУ, 2000).

Бытие

10 Покинув Беэр-Шеву, Иаков направился в Харран. 11 Дойдя до некоего места, он остановился, застигнутый ночью, и лег спать, подложив под голову камень. 12 Во сне он увидел лестницу, соединявшую небо и землю; ангелы Божьи поднимались и спускались по ней. 13 ГОСПОДЬ стоял на вершине и говорил Иакову:

— Я ГОСПОДЬ, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Эту землю, на которой ты лежишь, Я дарую тебе и твоим потомкам. 14 Многочисленны, как песок, будут твои потомки, и расселятся они на запад и на восток, на север и на юг. Благословением для всех народов земли будешь ты и твои потомки. 15 Я с тобой: куда бы ты ни шел, Я буду тебя хранить — и верну тебя обратно, в эту страну. Я тебя не оставлю: исполню всё, что обещал.

16 Проснулся Иаков и вымолвил:

— Воистину, ГОСПОДЬ пребывает на этом месте — а я-то и не знал!

17 — Как же страшно это место! — сказал он в ужасе. — Это же дом Бога, врата небес!

18 Наутро Иаков взял камень, который клал себе под голову, поставил его стоймя, как священный камень, и возлил на него оливковое масло. 19 Место это он назвал Бет-Эл — а прежде город назывался Луз.

20 И дал Иаков такой обет:

— Если Бог будет со мною, оберегая меня в пути, подавая мне хлеб и одежду, 21 и если я с миром возвращусь в отчий дом, то ГОСПОДЬ станет Богом моим. 22 Священный камень, который я поставил, станет Домом Божьим, и от всего, что Ты дашь мне, я буду отдавать Тебе десятую часть.

28:12 ...лестницу... — За этим видением встает образ зиккура́та, храма-башни. Широкая каменная лестница зиккурата соединяла, как верили жители Месопотамии, мир людей с обителью божества.

28:13 ...на вершине... — Другое возможное понимание: "...рядом с Иаковом...".
...Авраама, отца твоего...  — Слово "отец" имеет здесь более общее значение  — "предок, прародитель".

28:14 См. примечание к 12:3. [Благословением ты станешь для всех народов земли! — Это место допускает две интерпретации. Согласно одной, Аврам станет для всех народов земли образцом того, как Бог может благословить человека (ср. 48:20). Согласно другой, через Аврама Бог благословит все народы земли (так понимается это место в Гал 3:8-9).]

28:18-19 Священные камни (их ставили стоймя, как стелы) почитались в древней Палестине обиталищами божества. Они могли также увековечивать чью-то память (Рахили, 35:20; Авессалома, 2Цар 18:18), или же договор (Иакова с Лаваном, 31:45; израильского народа с Господом, Исх 24:4). Отметим, однако, что ветхозаветное законодательство запрещало ставить священные камни (Втор 16:22).
...возлил на него оливковое масло. — Оливковое масло использовалось во многих обрядах. Помазание им совершалось при возведении в священники (Исх 29:7), цари (1Цар 10:1; 16:13; 3Цар 1:39) и пророки (3Цар 19:16). Драгоценная смесь на растительном масле использовалась для помазания святилища (Исх 30:22-33).
Бет-Эл — См. прим. к 12:8. [("Дом Бога") — один из важнейших религиозных центров Израиля. Он тесно связан с именем праотца Иакова (Быт 28:10-22; 35:1-15). Согласно Суд 20:18-28, здесь некоторое время находился Ковчег Завета; после разделения Израильского царства на Северное и Южное здесь было главное святилище Северного царства (3Цар 12:26-33). Город Гай, судя по данному рассказу, а также по Нав 7:2, должен был находиться к востоку от Бет-Эла.]

28:22 Обычай отдавать десятину (т.е. десятую часть дохода) святилищу хорошо известен из Библии (ср. Быт 14:20). Надо полагать, что в данном тексте обет Иакова относится не к самому Иакову, а к его потомкам — израильтянам, для которых святилище в Бет-Эле было на протяжении столетий одним из важнейших культовых центров (3Цар 12:26-33).

Исход

3 1 Моисей пас овец своего тестя, мидьянского жреца Итро́. Однажды он ушел со стадом далеко в пустыню и оказался близ Божьей горы, Хори́ва. 2 Там ему явился ангел ГОСПОДЕНЬ — как огонь, горящий внутри куста.

Моисей увидел: куст объят огнем, но не сгорает.

3 — Пойду посмотрю, — подумал он, — что за чудо такое. Почему не сгорает куст?

4 Увидел ГОСПОДЬ, что Моисей подошел посмотреть,  — и воззвал Бог к Моисею из горящего куста:

 — Моисей, Моисей!

 — Да! — отозвался тот.

5 Бог сказал:

 — Не приближайся. Сними сандалии: место, где ты стоишь,  — свято.

6 — Я Бог твоих отцов, — сказал Он Моисею. — Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова.

Моисей закрыл лицо: он боялся взглянуть на Бога.

7 ГОСПОДЬ сказал:

 — Я вижу, как страдает Мой народ в Египте. Я слышу, как он взывает о помощи — надсмотрщики притесняют его! Я знаю, как измучен Мой народ. 8 И Я сошел, чтобы спасти его от египтян, чтобы увести его из Египта в землю хорошую и обширную, источающую молоко и мед, — в страну ханаане́ев, хе́ттов, аморе́ев, периззе́ев, хивве́ев и евусе́ев.

3:1 ...мидьянского жреца Итро́. — В Исх 2:18 и Числ 10:29 Моисеева тестя зовут Реуэ́л, а в Исх 3:1, 4:18 и 18:1-12 — Итро́. Возможно, перед нами две разные традиции (ср. чередование названий Синай и Хорив применительно к горе, на которой Бог является Моисею).
...в пустыню... — Большинство "пустынь" Палестины и прилегающих к ней территорий в сезон дождей покрывается растительностью. Сухая трава остается на земле и по окончании дождей, поэтому такая пустыня может служить пастбищем для мелкого скота.
Гора Хори́в (евр. Хоре́в) упоминается в книге Исхода также в 17:6 и 33:6. О соотношении названий Хорив и Синай — см. прим. к 16:1.

3:2 ...ангел ГОСПОДЕНЬ... — Еврейское слово мала́х (равно как и греческое а́нгелос) означает просто "вестник". Так называются и посланцы царей (4Цар 14:8), и посланцы простых людей (Быт 32:4), и посланцы Бога. Чаще всего вестник Бога является в облике человека, но в Пс 103:4 о ГОСПОДЕ сказано, что Он "делает ветры Своими вестниками, // Своими слугами — огнь пылающий".
  Явление ангела есть одновременно и явление Пославшего его, поэтому в ряде текстов Ветхого Завета слова "ангел" и "Бог" (или "ангел" и "ГОСПОДЬ") чередуются (Быт 31:11-13; 48:15-16).
...как огонь... — Еврейский текст может быть понят двояко: ангел ГОСПОДА является Моисею либо в огне, либо в виде огня. Последнее понимание предпочтительнее: ср. явление ГОСПОДА в виде огненного столпа (13:21) или явление Славы ГОСПОДНЕЙ в виде огня, полыхающего на вершине горы (24:17).

3:4 ГОСПОДЬ — Этим словом в русских переводах принято передавать главное имя Бога в Ветхом Завете — ЙХВХ. Первоначально оно, вероятно, звучало как Яхве́, однако между VI и III вв. до н.э. сформировалась традиция не произносить это имя вслух. У евреев принято заменять его словами "Господин" (Адона́й), "Бог" (Элохи́м) или "Имя" (Ха-Ше́м). Первые переводчики Ветхого Завета на греческий передавали это имя словом Кю́риос ("Господин"). Славянский и синодальный переводы следуют греческому: "Господь". Передача этого имени как "Иегова" основана на недоразумении.

3:5 Сними сандалии... — Из уважения к святости места. Ср. Иис Н 5:15.

3:6 ...боялся взглянуть на Бога. — Для человека опасно видеть Бога (ср. Исх 33:20).

3:8 ...в землю... источающую молоко и мед...  — Эта частая в Библии гипербола подчеркивает изобилие Земли Обетованной. Под медом в Ветхом Завете чаще всего имеется в виду не пчелиный мед (пчеловодства как такового древние евреи не знали), а фруктовая патока, получаемая из фиников.
• Ханаанеи, хетты, амореи, периззеи, хиввеи, евусеи — народы, которые, согласно Пятикнижию, обитали в Палестине до прихода сынов Израилевых. В других текстах этот перечень может быть более подробным (во Втор 7:1 в него включаются также гиргаше́и, а в Быт 15:19-20 — кадмоне́и и рефаи́мы), либо, напротив, более сжатым (например, в Исх 23:28 упомянуты лишь хиввеи, ханаанеи и хетты).
  Слово ханаанеи в Пятикнижии и исторических книгах Ветхого Завета часто служит общим названием для всего неизраильского населения Палестины. Это слово происходит от географического названия "Ханаан" — так назывались начиная с эпохи cредней бронзы (первая треть II тыс. до н.э.) Палестина и Южная Сирия. В I тыс. до н.э. ханаанеями называли себя финикийцы (древние жители нынешнего Ливана).
  Хетты и амореи известны нам и из внебиблейских источников. Хетты (хатти) — индоевропейский народ, создавший могущественную империю в Малой Азии и Северной Сирии (XVII–XIII вв. до н.э.). После падения Хеттской империи мелкие хеттские государства продолжали существовать в Северной Сирии еще полтысячелетия.
  Амореями (амурру) в начале II тыс. до н. э. назывались в Месопотамии пришедшие с запада кочевые семитские племена. В XV–XIII вв. до н.э. государство, называвшееся Амурру, играло заметную роль в Сирии. Нам ничего не известно из внебиблейских источников о присутствии хеттов и амореев в самой Палестине, однако в месопотамских текстах первой половины I тыс. до н. э. слова "Хатти" и "Амурру" нередко употребляются по отношению ко всей территории к западу от Евфрата (включая Палестину).
  Евусеями в исторических книгах Библии называются жители доизраильского Иерусалима, а хиввеями — обитатели северной Палестины (в частности, Гаваона и Шехема). Вне Библии ни те ни другие не упоминаются (равно как и периззеи).

 

Притчи

8
22 ГОСПОДЬ сделал меня началом пути Своего,
прежде всех Своих деяний, издревле.
23 Я возникла от начала времен,
издревле, при основании мира.
24 Прежде первозданной бездны+
и источников вод я появилась;
25 еще не были воздвигнуты горы
и холмы, когда я возникла,
26 еще не создал Он тогда земных просторов
и первой горсти земного праха!
27 Когда Он утверждал небеса — я там была,
когда чертил круг на поверхности бездны,
28 когда Он водружал облака наверху,
когда укреплял источники бездны,
29 когда Он полагал морю предел,
которого не преступят воды,
когда устанавливал основания земли —
30 я была при Нем строительницей,+
была ежедневным ликованием,+
веселилась пред Ним непрестанно —
31 веселилась о мире земном
и ликовала о сынах человеческих.

8:24 Прежде первозданной бездны... — Слово "бездна" (евр. техо́м) отсылает нас к самому началу сотворения мира (ср. Быт 1:2).

8:30 ...строительницей... — Другие возможные прочтения евр. слова амо́н: (1) "воспитательницей"; (2) "младенцем" (с несколько измененной огласовкой — эму́н).
...ежедневным ликованием... — В Септуагинте: "Его ликованием".

   
9 1 Премудрость построила себе дом,
семь столпов поставила тесаных,
2 приготовила мяса и пряных вин,
накрыла на стол.
3 И послала служанок возглашать
с высот городских во всеуслышанье:
4+ — Простаки, обратитесь ко мне!
Несмышленым она сказала:
5 — Приходите, ешьте мои яства,
пейте пряные мои вина!
6 Распрощайтесь с невежеством — и будете жить,
и идти путем разума.
7 Поправишь наглеца — не миновать оскорбления,
упрекнешь нечестивца — лишь себе на позор.
8 Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя,
упрекай мудреца, и он тебя полюбит.
9 Мудрого наставь — он станет еще мудрее,
научи праведного — еще разумнее будет.
10 ГОСПОДА бояться — вот начало мудрости,
Его святость познавать — вот в чем разум!
11 Со мной, Премудростью, продлятся твои дни
и умножатся годы жизни.
9:4 и 9:16 Дословно совпадают.

 

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Мк 10:1-34.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное