Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Ев. от Иоанна 1:29-51: Призвание Андрея и Петра, Филиппа и Нафанаила / 18.IV.17 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Христос воскрес!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 18 апреля 2017 года, вторник. (Светлая седмица.)

Сегодня мы начинаем читать Евангелие от Иоанна: стихи 1:29-51.

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Дополнено сравнением с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии (прим. внизу текста).

Этот
фрагмент:
Ком-
мен-
та-
рии:
введе-
ние, комм. к книге:
В.Н.Кузне-
цова. ЕВАН-
ГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий
другие
к гл. 1

 

 

Евангелист Иоанн

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ

29 На следующий день Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит:

– Вот Божий Ягненок,
который унесет грех мира!
30 Он – Тот, о котором сказал я:
"Вслед за мной идет человек,
который стал больше меня,
потому что был прежде меня".

31 Я не знал, кто Он, но я пришел омывать* водою* для того, чтобы о Нём стало известно Изра́илю.

32 Вот свидетельство Иоанна: я видел, как Дух спустился на Него с неба, словно голубь, и остался на Нём. (33) Я не знал Его, но Тот, кто послал меня омывать* водою*, сказал мне: "Когда ты увидишь человека, на кого нисходит и на ком остается Дух, Он и есть Тот, кто будет омывать* Святым Духом". (34) И я это видел и свидетельствую, что Он  – Сын Бога.

35 На следующий день снова стоял там Иоанн и с ним два его ученика. (36) Увидев идущего мимо Иисуса, Иоанн говорит:

   – Вот Божий Ягненок!

37 И оба ученика, услышав его слова́, пошли вслед за Иисусом. (38) Он, обернувшись и увидев, что они идут за Ним, говорит им:

   – Что вам надо?

    А они в ответ спросили:

   – Равви́* (что значит "Учитель"), где Ты живешь?

39 – Пойдемте, и увидите сами, – говорит Он.

   Было около четырех часов пополудни. И вот они пошли с Ним, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до конца дня.

40 Один из двоих, тех, что слышали слова Иоанна и пошли за Иисусом, был Андрей, брат Си́мона Петра. (41) Первым делом он разыскал своего брата Симона и сказал ему:

   – Мы нашли Месси́ю. (Это значит "Помазанник", Христос.)

42 Он привел его к Иисусу. Иисус, пристально посмотрев на него, сказал:

   – Ты Симон, сын Иоанна. Но ты будешь зваться Кифа́. (Это значит "Скала", Петр.)

 

43 На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею. Там Он нашел Филиппа.

   – Следуй за Мной! – говорит ему Иисус.

44 Филипп был из Вифсаи́ды, из того же города, что и Андрей с Петром.  (45) Филипп, в свою очередь, разыскал Нафанаила* и сказал ему:

   – Мы нашли Того, о ком писали Моисей в Законе и пророки. Это Иисус, сын Иосифа, из Назаре́та.

46 – Из Назарета? Разве из Назарета может быть что хорошее? – возразил Нафанаил*.

   – Пойдем, и сам увидишь, – говорит ему Филипп.

47 Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила* и сказал о нём:

   – Вот настоящий израильтянин, неспособный на обман.

48 – Откуда Ты меня знаешь? – спрашивает Нафанаил*.

   – Еще до того, как позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей, – ответил ему Иисус.

49 – Равви*! Ты – Сын Бога, Ты – Царь Израиля! – воскликнул Нафанаил*.

50 – Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницей? Увидишь гораздо большее. – (51) Иисус продолжал:

– Говорю вам истинную правду:
увидите, как раскрывается небо
и как Божьи ангелы сходят
к Сыну человеческому
и восходят от Него к Богу.

 

 


1.17 Христос (евр. Маши́ах) — Помазанник, долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, свергнет иноземное иго и восстановит былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.

1.29 Божий Ягненок — нет единого мнения о том, какой смысл вкладывается Иоанном в эти слова. Молодых годовалых барашков приносили в жертву в канун Пасхи; поэтому Иисус может отождествляться с пасхальной жертвой, которая была принесена раз и навсегда (см. 1Петр 1.19; Евр 9.12). См. также Ис 53.6-7. В апокалиптической литературе междузаветного периода встречается тот же образ, но в виде могучего Овна, предводителя войска, побеждающего силы зла.

1.32 Дух — т.е. Святой Дух. Дарование Святого Духа в ВЗ значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них миссии. Значит, теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение в полноте силы Своего Отца.

1.34 Сын — в ряде рукописей разночтения: "Избранник", "избранный Сын", "единственный Сын".

1.38 Равви́ (дословно: "мой великий") — в I в. уважительное обращение к известному человеку; часто переводится как "учитель".

1.41 Первым делом он — в некоторых рукописях: "Он первый".

1.42 сын Иоанна — в позднейших рукописях: "сын Ионы". Кифа (арам., точнее Кефа́) — камень, скала. Петр — это греческое слово с тем же значением.

1.45 Моисей... и пророки — так часто называлось всё Священное Писание ВЗ.

1.46 Назарет был столь незначительным поселком, что он не упоминается ни в Ветхом Завете, ни в Талмуде.

1.47 неспособный на обман — возможно, аллюзия на Пс 32 (31).2. Но, может быть, Иисус, называя Нафанаила (евр. Натанаэ́ля), "настоящим израильтянином" (это слово единственный раз употреблено в НЗ), имеет в виду, что он непричастен к нечестному поведению своего предка Иакова-Израиля, обманом завладевшего благословением отца.

1.48 под смоковницей — Иисус указывает на какой-то факт, известный только Нафанаилу (и неизвестный нам, несмотря на множество гипотез). Этим подчеркивается Его сверхъестественное знание, превосходящее человеческое.

1.49 Сын Бога — в ВЗ сынами Бога назывались духовные существа (ср. Быт 6), а также цари Израиля. В принципе так можно было назвать любого особо благочестивого человека. Речь всегда шла о духовном сыновстве, в отличие от языческих представлений о детях богов: богах, полубогах и героях, связанных с родителями биологическим родством. В Кумранских документах Сыном Бога называется грядущий Мессия. В НЗ Своим Сыном Иисуса называет Бог во время Его омовения Иоанном и в момент Преображения. Иисус — это единственный Сын, находящийся со Своим Отцом в отношениях, какие немыслимы ни для кого из людей. Сыновья любовь, по древним представлениям, проявлялась в послушании отцу, и никто, кроме Иисуса, не явил столь полного послушания воле Небесного Отца. Сын Бога был, вероятно, одним из титулов царей Израиля и Помазанника Божьего. Царь Израиля — т.е. Помазанник (см. прим. к 1.17).

1.51 Сын человеческий (арам. бар-наш(а́), сын человека) — в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек, смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе и особенно в Дан 7 – 9 Сын человеческий — это возвышенная и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам, и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания, но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он — Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание означало также "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека", имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем лице — Сыном человеческим. В других Евангелиях можно выделить три группы речений о Нём: 1) о Его земной жизни; 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти; 3) о Его грядущей славе. Таким образом, этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но, скорее всего, тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Ягве, исполнивший пророчества Исайи (Ис 53).

 

1.51 Быт 28.12

 

*1:31a,33a В СРП: "крестить" (это и следующие примечания сделаны редактором рассылки).
*1:31b,33b В СРП: "водой".
*1:38,49 В СРП: "Рабби́".
*1:45-49 В СРП: "Натанэ́ла", "Натанэл".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Ев. от Иоанна, 2.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное