Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чародеи нашего времени


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 36   :   9 - 15 февраля 2009 года

Башня комунна

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая




материал подготовил
Сергей Зубачев
Сергей Зубачев
Фото В. Щедрова
Ближайшее занятие:
16 февраля в 18:00 (понедельник)
Тема занятия:

Чародеи нашего времени

В наши дни газеты пестрят объявлениями "отворожу/заворожу". Колдуны и экстрасенсы, "бабки" и другие доброжелатели на каждом шагу готовы оказать свои услуги. Что это? Неоязычество? А может быть это все от Бога? Ворожат на святой воде, на других святынях... - это действует, как реклама. И никто не задумывается, что это святотатство, кощунство.
Примерно год назад у нас уже был разговор на эту тему. Мотивом посвятить еще одно занятие современному чародейству послужили вопросы логосовцев и сборник "От чего нас хотят спасти?" В подговке к занятию можно им воспользоваться.
Готовит занятие Сергей Мартинович.

Внимание Логосовцев!

Нас снова зовет Универсальная библиотека, 18 февраля (среда). В этот раз мы поговорим о Сретении Господнем. Что означают эти слова для каждого из нас, и какова она - встреча с Богом?..



Мысль

Если тебя ударят по правой щеке, то…

1. Стремление к защищенности

Желание юноши или молодого мужчины научиться приемам самообороны вполне объяснимо, тем более в наши дни, когда зачастую и по улице бывает трудно пройти так, чтобы никто не задел, чтобы не натолкнуться на чей-то недружелюбный. Хроники происшествий пестрят заголовками о разбойных нападениях, избиениях и тому подобном. И даже самый миролюбивый человек начинает задумываться: "А не правду ли говорят, что лучший способ защиты - нападение?"
Боевые искусства Востока (каратэ, ушу, дзю-до и т. п.) стремительно вошли в жизнь европейского, в том числе и российского общества и прочно утвердились в ней. Этому способствовало СМИ, так и огромное количество самоотверженных энтузиастов. При всем разнообразии этих боевых систем их объединяет общий принцип: требующий больших физических и моральных усилий тренинг, позволяющий овладеть техникой, дающей возможность вести поединок с одним или несколькими противниками. Условно школы разделяются на "мягкие" и "жесткие". Но цель всех методик одна: научить адепта школы наносить противнику поражение, оставаясь при этом наименее уязвимым.
В чем секрет такой популярности восточных единоборств? Наверное, есть целый комплекс причин, обуславливающих любовь к ним со стороны не только мужчин, но и представительниц "слабого пола. Мир, окружающий нас сегодня, - страшный мир. И люди этого мира боятся, - боятся жизни, боятся подобных себе людей. И ищут защиты, точнее - ощущения защищенности.
И образ, скажем, каратиста в белом кимоно, стремительно передвигающегося по татами и наносящего ногами и руками молниеносные удары, от которых с треском раскалываются доски и крошатся в пыль кирпичи в руках "ассистентов", - образ человека, в высшей степени защищенного, могущего не бояться никого и ничего. Этот образ привлекает, становится примером для подражания; подростку, юноше, только входящему в совершенный возраст мужчине очень хочется стать "таким".

2. Евангелие и искусство боя

Первое, к чему мы обращаемся в данном случае, это Евангелие, в котором содержатся ответы вообще на все вопросы. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф 5:39) (удар по правой щеке, т.е. соответственно тыльной стороной ладони, был ритуальным оскорблением у иудеев. В сущности, всякий удар - это не только физический ущерб, но и оскорбление достоинства человека как образа Божия). Уместно ли для христианина после таких слов Христа целенаправленно учиться не только тому, как не допустить удара в правую щеку, а тем паче в левую, но и тому, как нанести ответный сокрушительный удар?
Всем известно расхожее утверждение: "Добро должно быть с кулаками". Но в том-то все и дело, что, приучившись пользоваться ими, оно постепенно перестает быть добром. Апостол Петр, желая защитить Христа от посягательства воинов, посланных первосвященниками и старейшинами народа израильского, извлекает меч и отсекает ухо одному из слуг первосвященнических. И что же? Господь останавливает его: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52). Мало того - Он исцеляет раненого.
Можно было бы сказать, что пример Христа недостижимо высок, можно сослаться на то, что Он шел к исполнению цели Своего земного служения, готовился пострадать за человеческий род, быть распятым, умереть и воскреснуть. Но дело в том, что следование примеру Христа мы видим и в жизни целого сонма не только святых, но и просто благочестивых христиан, искренне верующих, что, по слову Господа, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5). Один из наиболее ярких случаев такой кротости - столь известный эпизод из жития преподобного Серафима Саровского, когда он, находясь в глухом лесу (будучи чрезвычайно сильным человеком и имея в руках топор), опустил руки и дал избить себя до полусмерти, искалечить на всю жизнь напавшим на него разбойникам. Согласимся, что не всякий решится на подобное с бесстрашием святого, кто-то постарается защититься, возможно, что и успешно. Но и в таком случае для церковного человека правильной реакцией на такое происшествие станет покаяние в том, что заповеди Христовой исполнить он не смог, а не горделивое кичение: "Как я их!".
Однако верующему человеку известно, что такое искушение. И очень большое искушение - именно в том, чтобы применить подобные навыки.
Что бы ни говорилось о боевых искусствах, как бы ни преподносились они в качестве "системы гармоничного развития личности", очевиден факт: личность человека они как раз-то и деформируют.
У спортсмена, который занимается боевыми искусствами (пусть даже это будут "традиционные" бокс или борьба), поневоле формируется то, что можно было бы назвать, по выражению известного церковного писателя архимандрита Рафаила (Карелина), "комплексом боя". Он проявляется, в частности, в том, что любую ситуацию человек начинает оценивать с точки зрения своих физических (боевых) возможностей. В подходе ко всему, что раздражает, оказывается противно его воле, уже заключается некая внутренняя агрессия, базирующаяся на способности качественно ее реализовать.
Из чего состоит тренировка спортсмена-бойца? Необходимый комплекс упражнений для развития силы, гибкости, координации... А еще? Отработка защитных движений (они, впрочем, никогда не рассматриваются в отрыве от ударной или атакующей техники)… И - постановка удара. Годы уходят на то, чтобы "поставить" удар, способный "выключить", отправить в нокдаун или нокаут, наконец, убить предполагаемого противника. Если для легкоатлета кульминационным моментом является прыжок на максимальную высоту или предельное ускорение на финише, для нападающего в футболе - забитый гол, для шахматиста - поставленный сопернику мат, то для бойца - это удар, в который вложены все силы, после которого противник уже не может продолжать поединок. В таком ударе помимо обычной человеческой (или нечеловеческой) жестокости присутствует и очевидный оккультно-мистический момент. Что, например, означает душераздирающий крик - "кия"? "Ки" - энергия, "я" - движение. Движение энергии в этом ударе... Какой энергии, чьей? Божественной?
Оккультно-мистический момент вообще неотделим от занятий боевыми искусствами, причем даже в том случае, если они предельно освобождены от религиозного содержания, максимально приближены к спортивной дисциплине. "Ката" в каратэ - своего рода медитация в движении, такая же медитация - сосредоточение в начале и в конце тренировки. А что такое "поклонение духу школы (или учителя)", если не откровенное язычество? Что такое позы и движения, копирующие движения представителей животного мира - вплоть до перенимания каких-то поведенческих признаков?.. Но даже и там, где всего этого нет, присутствует самый дух - некая нить, связывающая между собой все боевые традиции, - дух, прямо скажем, не христианский.

3. Доверие Богу или непротивление злу?

И все-таки, даже после всех приведенных выше рассуждений вопрос о "защищенности", о возможности "постоять за себя" для многих остается открытым. Для кого-то причина этого в гордости и самолюбии, для кого-то - все в том же страхе перед жестокой и пугающей действительностью, которая нас окружает.
Почему отказался от возможности "постоять за себя" преподобный Серафим? Известны его слова: "Как железо предается кузнецу, так я предал себя всецело Богу". В них - необходимое для каждого христианина доверие Богу, Его всеблагому Промыслу, вера в то, что Господь никогда не оставляет человека, который решился исполнить Его заповедь, что без воли Его и волос с нашей головы не упадет (см. Мф 10:30).
Единственное место, где оправданы искусство рукопашного боя, и иные в полном смысле боевые искусства, - это армия и те подразделения и службы, которые несут ответственность за безопасность страны. Хотя, если человек, стоящий на страже этой безопасности, настоящий христианин, то он всегда будет относиться к своему долгу как к долгу скорбному, порожденному несовершенством нашего поврежденного грехом бытия. Потому выполненное задание и выигранный поединок или бой заставят не только и не столько радоваться, сколько каяться в пусть невольном, "необходимом", но все же грехе.
Поэтому мне кажется, надо прислушаться к словам апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 6:12) и сделать правильный выбор, по крайней мере, для себя.
Акафист
чтение акафиста св.вмц. Варваре.
17:45, храм св.вмц. Варвары
(перед началом каждого занятия клуба)
по благословению прот. Святослава, настоятеля храмов свв. апп. Петра и Павла и св. вмц. Варвары.


Благотворительная акция «Подари ребенку книгу!»
Подари ребенку книгу!
Дорогие братия и сестры!
В сельских школьных библиотеках не хватает книг для детей. Если у вас остались детские книги - художественная литература, справочники, энциклопедии, словари и т.п. - не выбрасывайте их и не захламляйте ими свой дом. Подарите их детям!
Тел.: 8-908-287-40-64 (руководитель клуба Логос И.А.Щедрова).


Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары и Свв. апп. Петра и Павла
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
автор статьи
Сергей Мартинович
Сергей Мартинович
Фото Д. Биштейнова

Религия и наука

Памятник великому безумству

окончание статьи. Начало в выпуске 35
Но хотелось бы вернуться к нереализованным проектам «жилых коммун». Вот один из них, наиболее ярко демонстрирующий всю концепцию такого архитектурного стиля, как конструктивизм (впоследствии признанного «формалистическим и антинародным»).
«В 1930 г. в журнале «Современная архитектура» был опубликован проект дома-коммуны на 5140(!) человек И. Кузьмина… Семьи по сути ликвидированы. Взрослые члены коммуны живут в отведённых для них помещениях раздельно. Дети отделены от взрослых и воспитываются в соответствующих возрастных коллективах. Для встреч с родителями отведены специальные помещения…» (См. «История советской архитектуры. 1917 – 1955». М., Стройиздат, 1985, стр. 45 – 46). Как вам такое «совместное проживание»? Думается, что сам архитектор не обрадовался бы, получи он комнату в таком доме. Но зачем же тогда желать другим того, чего не хочешь сам?
Как видим, на лицо элементарное неуважение к ближнему, к его личности, ко внутреннему миру. Порой создаётся впечатление, что целью этого (и других) проектов являлось причинение максимальных неудобств людям, которые будут жить в доме. Но насколько же надо допустить в свою душу ненависть к ближнему, чтобы осмелиться на такое? Каким ярым разрушителем и безбожником надо быть, чтобы лишить человека не только возможности иметь семью и воспитывать детей, но даже возможности быть самим собой, быть Человеком, созданным по Образу и Подобию Божьему, Личностью с большой буквы, а не обезличенным набором мяса и костей!
По такому же принципу был построен и Дом-Коммуна в Смоленске. Откроем «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область» (Москва, издательство «Наука», 2001 г.).
«Дом-коммуна.1930-е годы.ул. Конёнкова, 9-а Расположен на склоне Воскресенской горы, в центральной части города, играет заметную роль в панораме со стороны Днепра. Возведен в 1931-33 гг. по проекту О.А. Вутке и назван в честь Парижской Коммуны. Семиэтажная с полуподвалом башня построена из кирпича на бутовом фундаменте, перекрытие над полуподвалом железобетонное. Частично поврежден в 1941-43 гг. и восстановлен в 1949 году, с запада сделана одноэтажная пристройка. Это первое высотное гражданское здание города, построенное в стиле позднего конструктивизма. Скругленные углы квадратного плана сооружения придают ему пластичность. Здание рассчитано на круговой обзор. Западный и восточный фасады идентичны - в пять осей квадратных окон, южный и северный расчленены вертикальными лопатками. Полоса вертикального остекления центральной оси северного фасада отмечает примыкание лестничной клетки, которая завершена надстройка над перекрытием здания. По всем фасадам необычная для зданий конструктивистского направления орнаментальная кладка, причем особенно выделен рисунок на южной стороне: декоративный зигзагообразный орнамент из красного кирпича по светло-серому фону. В центре объема - несущий пилон. Две продольные несущие стены внутри выделяют жилые зоны вдоль западного и восточного фасадов. Внутренняя планировка, почти симметричная по оси север-юг, мобильна благодаря временным перегородкам, прогрессивным для тех лет».
Такой вид открывается на Вознесенскую гору в наши дни
Такой вид открывается на Вознесенскую гору в наши дни
Отвлечёмся от архитектурных подробностей. Итак, первый камень в фундамент дома-коммуны был заложен в 1931 (? – 1929) году, последний – в 1933 г. Памятник архитектуры «позднего конструктивизма». Высота – семь этажей (лифт не предусмотрен – не было норм). На первом этаже – столовая (для совместного общественного питания жильцов дома). Наличие столовой делало ненужным и «вредным» обустройство в доме кухонь! Да-да, самых элементарных кухонь для готовки еды! Все должны питаться сообща. Внешне дом напоминает промышленное предприятие. Возможно, и задумывался он как «фабрика для жилья» (вспомним Ле Корбюзье, зачинателя конструктивизма в архитектуре, – «Дом – это машина для жилья»). Архитектурные «украшательства» сведены к минимуму – разве только игра белого и ярко-красного кирпича в узорчатой кладке стен, повторённая впоследствии в архитектуре кирпичных «хрущёвок» в районах Поповки и Чернушек. Да, репрессированный архитектор, безусловно, предвосхитил архитектуру «хрущёвского» жилья: тот же эстетический минимализм, сведённая к минимуму жилплощадь (крохотные комнатушки-«шкафы», низкие потолки, почти отсутствующая «лестничная площадка»…). Да, проживи архитектор ещё десяток-другой лет – и проектировать бы ему стандартные микрорайоны, сплошь состоящие из модифицированных, без левых «изысков» домов-коммун. (Кстати, по времени их возведение совпало с началом очередного витка репрессий против Церкви). Но судьба его, как мы знаем, сложилась иначе…
Но вот главная «изюминка» дома-коммуны, возможно, шокирует неподготовленного читателя. Современному человеку это весьма сложно представить, но дом-коммуна вовсе не имел… ванных и санузлов! Подведение к зданию водопровода и канализации не было предусмотрено в проекте!
Приходится только дивиться мужеству «коммунаров». Прожить без лифта и кухни – это ещё туда-сюда, но без санузла… Впрочем, это не единственный архитектурный «изыск». Дом-коммуна строился по комнатной системе, при этом сами комнаты выходили не на лестничную площадку, как в обычных домах, а непосредственно на лестницу. Таким образом, центром всего сложного коммунального жития-бытия была вот эта самая лестница. В этом можно усмотреть символический смысл. Как известно, «на лестницу» выставляют нежеланного в доме человека. Вот такими вот «выставленными на лестницу» были и жильцы злополучного дома-коммуны, чьими элементарными человеческими потребностями просто пренебрегли во имя утопии в чистом виде, лишив их, по сути дела, и человеческого облика.
Дом-коммуну не зря называют «башней». В момент строительства это было самое высокое гражданское здание в городе. Это теперь, рядом с высотным корпусом общежития СмолГУ, дом-коммуна «теряется», а в предвоенные годы разукрашенное здание в прямом смысле слова царило над окрестностью. Возможно, чью-то безумную голову тогда посетила идея «перегнать» по высоте Успенский собор (Вознесенская гора, на которой стоит дом-коммуна, немного выше Соборной), противопоставить «очагу религиозного дурмана» «маяк новой жизни». Не знаю. Только вот получилось нечто прямо противоположное. Успенский собор одинаково красив, с какой стороны на него не посмотри: с площади ли Кутузова, со стороны ли улицы Большой Советской, из Заднепровья ли. Чего абсолютно не скажешь про дом-коммуну: со стороны Заднепровья можно лицезреть лишь нелицеприятный «задник» дома.
Успенский собор и дом-коммуна. 1974 г.
Успенский собор и дом-коммуна. 1974 г.
Во время первого немецкого авианалёта на Смоленск в 1941 году в дом-коммуну угадила зажигательная бомба. Вспыхнули деревянные перекрытия, здание выгорело изнутри. Пустыми глазницами окон смотрел дом на разрушенный город.
После войны отношение к наследию репрессированного архитектора Вутке обозначилось как подчёркнуто негативное. То, что вчера служило предметом гордости, теперь открыто шельмовалось с высоких трибун. В книге «Архитектурный очерк Смоленска» (Смоленское книжное издательство, 1949 г.) конструктивизм определяется как «антинародное архитектурное направление», отрицающее «какую-либо художественную эстетику, за исключением циничного оголения конструктивной схемы и навязчивого показа фактуры новых строительных материалов (железобетона, стекла)». В качестве примера здесь же приводится «башня-коммуна, уродливо поднимающаяся над Воскресенской горою». Согласно генплану послевоенного восстановления Смоленска, дом-коммуна вообще подлежал сносу как по вышеназванной причине, так и как здание, «не обеспечивающее жильцов в коммунальном плане». Однако в том же 1949-м году, когда была издана книжка, дом-коммуну восстанавливают. Всё объяснялось весьма просто: пока архитекторы в кабинетах составляли фантастические планы реконструкции Смоленска с целью превращения лежащего в руинах города в «образцовый коммунистический город», местные власти были обеспокоены куда более «земными» проблемами. В городе катастрофически не хватало жилья. Смоляне ютились в подвалах, бараках и времянках, бункерах и бомбоубежищах, в башнях крепостной стены, а тут в самом центре города стоит большая, вполне пригодная к восстановлению «коробка»… В том же 1949-м году восстановленный хозяйственным способом дом-коммуна принял новых жильцов.
Дальнейшую историю здания можно охарактеризовать как длительный период агонии. Дом буквально трещал по швам, медленно сползая в овраг. Сколько порогов было обито несчастными жильцами с одной-единственной просьбой: предоставить им новое жильё. Высокие инстанции долго хранили молчание. Ещё бы: ведь по генплану никакого дома-коммуны в городе не было и в помине! Он был давно «снесён»!
Следовательно, не существовало и проживавших в нём людей. А дом-то стоял! Стоял «нелегально», на правах «вороньей слободки», постепенно разрушаясь и представляя прямую опасность для жильцов. Стоял по-прежнему не только без канализации и водопровода, но и без центрального отопления (на одной из «зимних» фотографий Смоленска эпохи «застоя» над трубой дома-коммуны вьётся лёгкий дымок). Но в конце концов городские власти вынуждены были «отступить». В начале 90-х жильцов из дома переселили, а сам дом закрыли на капремонт «для дальнейшего нежилого использования». Последствия этого «ремонта» мы можем наблюдать и поныне…
Давно уж прошла эпоха архитектурных «экспериментов». Смоленск вырос, похорошел, украсился новыми красивыми домами. А дом-коммуна по-прежнему стоит на Вознесенской горе, пугая по ночам одиноких прохожих. Стоит как памятник великому безумству, как вечное напоминание потомкам.
Памятник великому безумству - вечное напоминание потомкам...
Памятник великому безумству - вечное напоминание потомкам...
Башня комунны, 1941 г.
Башня комунны, 1941 г.

В избранное