Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианская символика

  Все выпуски  

О растениях в Священном Писании говорится прикровенно. Растениям уподоблены дети богобоязненных родителей, возрастающие в свежих своих силах.


4. Растения как символы.

Для точного понимания настоящего значения символических изображений, необходимо проследить историю их происхождения и развития. Только при внимательном изучении постепенного расширения внутреннего смысла каждого символа, можно заметить все те различные понятия, которые с течением времени вошли в значение каждого известного условного знака или символа. Каждый из них, смотря по историческим обстоятельствам, объединяет в себе более или менее различные понятия, связанные между собой известною общею идеею. Отсюда усложнение внутреннего значения символа находится в прямом отношении ко времени, в котором он был создан.

Граф А.С. Уваров.

 

Дерево, чтобы расти, должно быть укоренено в земле. Так и душа должна иметь корни в царстве духовном, небесном – ибо это земля ее, в которой она живет и из которой возрастает.

Дерево, чтобы развиваться, должно быть напоено водою. Так и душа должна быть напоена благодатью Духа Святого, чтобы быть здоровой и сильной. Св. Антоний говорит: «Как дерево расти не может, если не будет напоено природною водой, так и душа не может расти, если не напьется небесной сладости». Дерево должно приносить плод, должно быть освещено и обогрето солнцем. Так и душа должна быть освещена и обогрета Богом, Солнцем вечной правды. Ибо только в свете и теплоте, которые от Бога живого и животворящего, душа может жить и расти, и приносить плод.

Лилия – символ беззаботности. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут» (Мф. 6,28). И между тем они так прекрасно одеты, как никогда не одевался царь Соломон во всей своей славе. Преп. Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она, как лилия между тернами, а сие означает душу, которая среди заботящихся о многом живет без попечений» («О сребролюбии»). Кроме того лилии считаются символом нравственной чистоты, не случайно этот цветок можно встретить на иконах Божией Матери.

Маслина – символ благодатного избрания. Господь отметил народ Израилев, как маслину среди диких деревьев, чтобы он был Ему народом избранным (Иер. 11,16). Еще маслинами названы Илия и Енох, которые явятся предтечами второго пришествия Христова. Их предвидели и пророк Захария, и св. Иоанн в видении, как они стоят пред престолом славы на небесах в виде двух масличных деревьев (Зах. 4,3; Отк. 11,4). Как дерево, дающее масло и дерево, наиболее долговечное среди земных деревьев – маслина символизирует и всякого, сияющего милосердием и истиной от Духа Божьего и верою укоренившегося в вечной жизни.

Псалмопевец говорит: «А я, как зеленеющая маслина в Доме Божием, уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51,8).

Семя – есть символ слова Божия. «Поле есть мир, говорит Господь. Доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого» (Мф. 13,37-38).

Пшеница означает учение Божие, учение Христово, доброе семя в противоположность плевелам, означающим семя дьявольское. «Когда же люди спали, пришел враг его (хозяина) и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13,25). Христиане. Хранящие в себе божественное семя Христово и ухаживающие за ним до жатвы, будут спасены; безпечные, растящие в себе чернуху, вместо пшеницы, - погибнут. Об этом свидетельствует и св. Иоанн Предтеча, говоря как Бог очистит гумно Свое «и соберет пшеницу Свою в житницу, а плевелы сожжет огнем неугасимым». Пшеница означает еще настоящих христиан, сохранивших в себе семя Божие, а плевелы знаменуют неверных и грешников.

Умирание пшеничного зерна в земле Господь привел, как образ Своей смерти и воскресения, а в то же время и как образ умирания старого и рождения нового человека в каждом из нас (Ин. 12,24; 1Кор. 15,36).

Виноград  и терновник, смоква и репейник – символы добрых и злых людей. «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» Нет, но с лозы и смоквы собирается добрый плод, а с репейника и терна – худой. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7,16-20). О ком здесь говорит Господь? О деревьях или о людях? Очевидно, о людях. Деревья взяты лишь, как символы людей – добрых и злых.

Виноградная лоза – есть символ Христа а ветви – символ последователей Христовых. «Я есть лоза, а вы ветви», - сказал Господь ученикам. Часть лозы видна, а часть сокрыта (в земле). Так и Сын Божий –отчасти познан, а отчасти не познан. Ветвь не может без лозы ни расти, ни приносить плода. Потому еще сказал Он: «Без меня не можете делать ничего».люди добрые черпают жизненный сок из Христа, питаются им и приносят добрый плод, кА добрая ветвь на лозе. А злые люди отсекают себя от Христа – вот и остаются сухими и безплодными, как отсеченные ветви. Оттого те, первые, сохраняются, как плодоносные ветви, а эти, вторые, будут ввержены в огонь, как сухие (Ин. 15,1-6).

Горчичное дерево – есть символ царства небесного в смысле его разрастания из малого в великое. «Которое. Хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13,22). Так и царство небесное в душе человека возрастает больше всего другого, что только растет в душе, а ветвями своими касается небес, и ангелы Божии спускаются на ветви его…

Пальма и кедр ливанский  - символы праведных людей. «Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане» (Пс. 92,12).

Василек и безсмертник, - василек особенно – любимы православными христианами на Балканах. Они – символы душ праведников, которые тем больше благоухают небесным ароматом, чем больше увядает и стареется их тело. Ибо эти два цветка, засохшие и увядшие, имеют лучший запах, чем когда они свежие. Василек употребляется еще при освящении воды. В этом случае он является символом благодатного благоухания горнего мира, которое через крестную силу, сохраняет воду от порчи.

Трава и цветы вообще – символ быстротечности земной жизни и видимой славы человеческой. Об этом так пишет ап. Петр: «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1,24). Согласно Псалмопевцу. Участь травы – есть символ нечестивых. «Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки» (Пс. 92,7). «Не ревную злодеям, - говорит в другом месте пророк, - не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро буду подкошены, и как зеленеющий злак увянут» (Пс. 37,1-2). Неслучайно цветочный орнамент зачастую используется в украшении западных порталов православных храмов наряду со сценами Страшного Суда.

Праведники – подобны траве лишь в отношении телесном, а беззаконные во всяком отношении подобны траве проходящей.  

www.voscresloboda.ucoz.ru 


В избранное