Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе



Недельная глава "Ваишлах". Беседа ребе.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе посвященной 19 Кислев 5718 году (1957) года.
- 1 -
Комментируя стих из недельной главы "Ваишлах": "И были у меня бык и осел, мелкий скот, раб и рабыня", - слова Якова, переданные им брату Эйсаву, по возвращении из дома Лавана, Мидраш говорит: ""осел (хамейр)" - это царь Мошиах, как сказано: "нищий и сидящий на осле"". Извещая брата о своем возвращении и о результатах своей службы у Лавана, Яков намекает Эйсаву на приход Мошиах. Но почему именно словом "хамейр (осел)"?
Этот вопрос еще более усиливается в свете того, что сказано в Талмуде: "В одном месте написано [что Мошиах придет] "...с облаками небесными", в другом месте - [что он будет] "нищим, сидящим на осле". [Так как же все-таки придет Мошиах? Объясняет Талмуд, что речь идет о двух альтернативных путях его прихода:] Заслужили - "с облаками небесными", не заслужили - "нищий, сидящий на осле". Почему же тогда Яков, который, как объясняется в книгах, был готов к Освобождению уже к тому моменту, когда вернулся от Лавана,
завершил в отношении "относящейся к нему доле мира" работу по ее совершенствованию и переборке, намекает Эйсаву на вариант прихода Мошиаха, "нищий и сидит на осле", а не "с облаками небесными"?
- 2 -
В книге "Пиркей деРабби Элиезер" говорится, что осел Мошиаха ("нищий и сидящий на осле") - тот же осел, что принадлежал Мейше ("...и посадил их на осла" ["Шмейс" 4:20]), и тот же, который принадлежал Авроом-овину ("и оседлал осла его" ["Брейшис" 22:3]). Авроом-овину, Мейше-рабейну и Мошиах представляют из себя продолжение одного и того же [целого]: Авроом "открыл две тысячи лет Торы", Мейше-рабейну принял Тору на горе Синай и передал ее Израилю, а цель дарования Торы должна быть раскрыта Мошиахом.
- 3 -
Cуществует, однако, разница в том, как использовали осла Авроом, Мейше и (будет использовать его) Мошиах.
В процитированном "Пиркей деРабби Элиезер" отрывке из Торы говорится об осле, на которого Авроом-овину погрузил дрова, отправляясь приносить в жертву своего сына Ицхока. Осел Авроом-овину вез лишь дрова и нож для шхиты, в то время как сам Авроом и его слуги шли пешком. То есть использование осла ограничивалось перевозкой предметов, помогающих человеку, но не предназначалось для перевозки человека самого.
Возвращаясь в Египет для того, чтобы вызволить евреев из рабства, Мейше посадил на осла жену и сыновей. Жена и дети - самые близкие человеку люди (без сомнения, более близкие, нежели дрова и нож). Жена названа Торой "помощником, соответствующим" человеку, подобным его телу, а сын - "другом своего отца", частью самого человека.
[Но лишь] царь Мошиах воссядет на осла сам.
- 4 -
Зачем нужен осел? Для того чтобы добраться до цели, которой человек не может достичь, продвигаясь пешком, по причине высоты этой цели или ее отдаленности. Так же обстоит дело и с "восседанием на осле" в духовном смысле этого слова (на осле - "хамейр", в понимании "хеймер" - материальность, в соответствии с известным толкованием Бешта на стих Торы: "Если увидишь осла..." ["Шмейс" 23:5]: за счет переборки и очищения "хумриус" - материальности [слово, образованное от слова "хеймер"], появляется возможность такого
поднятия, возможность достижения таких уровней, которых сама душа не в силах достигнуть, и как сказано: "Большие урожаи - силой быка").
Обсуждая вопрос о том, почему на свою готовность к приходу Мошиаха Яков намекнул Эйсаву словом "хамейр (осел)", мы пришли к необходимости вникнуть в духовный смысл произнесенных Яковом слов. В соответствии с толкованием Бешта за счет переборки и очищения "хеймер" - материальности [истолкованное БеШТом из "хамейр" - осел], у души появляется возможность такого поднятия, которого сама она не в силах достигнуть.
Задействованность "хеймер (материальности)" в Служении было различным на разных этапах существования мира. Анализ роли материальности в Служении до дарования Торы - Авроом-овину; после дарования Торы - Мейше-рабейну и во времена, достижение которых является целью Сотворения мира, - времена Мошиаха, - мы сможем дать ответ на поставленный в начале беседы вопрос.
- 5 -
В дни Авроом-овину - в начале "двух тысячелетий Торы" - материальность еще не обладала способностью поднимать человека к святости, поскольку святость раскрывалась в ней. Говорится, что в дни Авроом-овину в силе по-прежнему было положение вещей, описываемое Торой словами: "Жители Рейми не спустятся в Сурью". [В Торе хасидизма объясняется, что эта фраза описывает положение, царившее в мире до дарования Торы, когда верхние миры (духовность) не могли спускаться и раскрываться в нижних (материальность), а нижние
- не могли подняться вверх]. Работа по переборке материальности приводила, впрочем, к тому, что материальность становилась вспоможением человеку в некоторых областях его Служения, но не более того.
В дни Мейше-рабейну появилась возможность посредством материальности поднимать в святость нижние аспекты самого человека, поскольку после египетского рабства и дарования Торы очищение материальности мира достигло такой степени, что у материальности появилась возможность через выполнение заповедей подниматься к святости [и, в определенной степени, соединяться с ней].
В этом заключается различие между Служением Все-вышнему до и после дарования Торы. Перед дарованием Торы материальный предмет не мог служить "сосудом" для духовности, поэтому работа с материальностью выражалась лишь в стараниях, направленных на то, чтобы мир не служил святости препятствием или [быть может] даже помогал ей, но не в том, чтобы сама материальность превращалась в святость [т.е. сам предмет становился святым предметом].
Примером тогдашней задействованности материальности в Служении могут служить "ветки и каналы", которые использовались Яковом, [во время истории с пятнистым скотом, произошедшей в завершении его службы у Лавана]. Как известно, эти "ветки и каналы" служили привлечению духовного света, ставшего, в итоге, источником богатства Якова,] вниз - в мир, подобно [эффекту, производимому] сегодняшними тфиллин. Однако при этом свет святости не привлекался внутрь предметов, которые Яков использовал, не соединялся с ними. Предметы
эти не становились [подобно тфиллин] святыми предметами, источающими свет святости.
После дарования Торы предмет, с помощью которого осуществлялась заповедь, получил способность "освящаться". Материальность мира обрела возможность служить "сосудом" для Б-жественности. Впрочем, также и тогда материальность была способна производить поднятие лишь в том, что "прилагаемо" к человеку ("жена, как плоть его, и сыновья, как друг отца") - в раскрытых силах души, спустившихся вниз и одевшихся в материальное тело.
И только с приходом Машиаха произойдет [то, о чем сказано:] "Нищий и сидящий на осле" - даже самые высокие аспекты в душе человека ("хайа" и "ехида") будут приходить к поднятию посредством материальности, поскольку тогда (во времена Мошиаха) раскроется преимущество тела над душой: "Женщина... - корона мужа своего".
С приходом Мошиаха раскроется истинный источник сотворенного "ейш" - материальности, то, что она, на самом деле, и есть "ейш аамити" - истинное существование, и за счет "переборки материальности" - "ейш анивро" - произойдет поднятие и самой сущности души.
- 6 -
Из вышесказанного становится понятен намек, скрытый в словах благословенной памяти мудрецов: "Зоху (заслужили) - "с облаками небесными", лей зоху (не заслужили) - "нищий и сидящий на осле"". "Зоху (заслужили)" - имеет один корень со словом "зах (чистый)". Таким образом - "зоху": за счет работы с "чистым" - духовным - мы можем прийти лишь к раскрытию Мошиаха в аспекте "с облаками небесными" - к раскрытию "прямого света": сверху вниз, поступенчато; "лей зоху" - за счет работы с грубой материальностью, благодаря
работе по очищению ("лезакех") и переборке материальности мира мы можем прийти к гораздо более высокому раскрытию: "нищий и сидящий на осле" - к раскрытию "отраженного света": снизу вверх. Переборка материальности может позволить душе достигнуть уровня, которого она сама не может достигнуть.
В соответствии с этим толкованием, слова Якова: "Были у меня бык и осел" [означают: ] "Работа моя "с Лаваном" - по переборке материальности - привела меня к высочайшему раскрытию - "нищий и сидящий на осле".
Продолжение
13. Ребе, мой тесть, рассказывал: когда Алтер Ребе сидел в заключении, его следователем был заместитель министра, глубоко знавший Танах и знавший также вопросы еврейства. Среди вопросов, которые он задал Алтер Ребе, был такой: есть стих “И воззвал Б-г Всесильный к человеку и сказал: “Где ты?””. Разве Всевышний не знал, где находится первый человек? Почему Он спросил человека: “Где ты?”. Алтер Ребе ответил ему согласно комментарию Раши. Тогда министр сказал, что он знает комментарий
Раши и хочет услышать, как сам Ребе толкует буквальный смысл этого стиха. Алтер Ребе ответил ему: “Когда человеку столько-то лет (и он назвал точный возраст министра), Всевышний спрашивает его: “Где ты?”. Знаешь ли ты, зачем ты сотворен на этом свете, что ты должен сделать и что ты сделал?””.
Ребе, мой тесть, сделал из этого происшествия следующий вывод: ответ Алтер Ребе заместителю министра спас его (Ребе) от клот ганефеш, исхода души из тела, так как Ребе находился в состоянии великой радости оттого, что он удостоился сидеть в заключении и отдавать жизнь за учение Баал-Шем-Това и Межиричского Магида, он испытывал от этого величайшее наслаждение, вплоть до клот ганефеш. Когда же он задумался о том, что Всевышний спрашивает каждого человека “Где ты?”, сделал ли человек то, что он должен
был сделать, это подействовало на него так, что он захотел остаться на земле, чтобы душа его оставалась в теле и он мог выполнить все то, ради чего его душа снизошла в этот мир.
14. То, что произошло с нашими святыми руководителями и учителями и затем было нам передано Рабеим, главами поколений, является указанием их пастве, хасидской общине, а через них и всем евреям.
Каждый еврей должен знать, что вопрос “Где ты?” постоянно задается каждому человеку, как самому великому, так и самому незначительному, однако вопрос этот задается каждому в соответствии с тем, что составляет его суть. Этот вопрос требует от каждого избежать “исхода души из тела”, в том смысле, который имеется в виду в стихе о сыновьях Агарона: “...когда они предстали перед Б-гом и умерли”. Человек должен исполнять свою миссию и свое служение здесь, на земле ], чтобы осуществить
цель сотворения – создание “жилища для Б-га” в нижней реальности. Для одного человека вопрос “Где ты?” может означать требование, чтобы он не предавался жажде удовольствий и тому подобному, из-за чего он может совсем опуститься. Он должен делать великие усилия, чтобы изучать Тору и исполнять ее веления. Другому это требование может придавать силы для исполнения его особой миссии и достижения замысла, ради которого он сотворен, а также для того, чтобы он исполнял это все с радостью
и добротой сердечной.
15. Связь вопроса “Где ты?” с заключением Алтер Ребе можно, очевидно, объяснить следующим образом: причиной ареста Ребе было нежелание Свыше раскрывать тайны Торы – учение хасидизма, – как это было в то время.
Алтер Ребе раскрывал и сообщал людям тайны тайн Торы. Он перенес их в разум, интеллектуальные способности (хохма, бина, даат) Б-жественной души, а тем самым это знание спускается и в сферу интеллектуальных способностей (хохма, бина, даат) рациональной души и животной души до такой степени, что это пронизывает также и материальное тело. Однако это вызвало обвинение (со стороны противника) Наверху, что выразилось в аресте Ребе внизу.
Так и победа и освобождение, происшедшие здесь, внизу, произошли потому, что Наверху было дано на это разрешение, то есть дана была способность и обязывающее веление раскрывать человеческому разуму тайны тайн Торы, которые были до того утаены. А в силу этого здесь, внизу, произошло освобождение Ребе и распространение учения хасидизма.
Но каким образом возможно, чтобы тайны тайн Торы оказались внутренне принятыми разумом человека? Ведь тайны тайн должны действовать на душу так, что она изойдет из тела, то есть произойдет нечто противоположное внутреннему интеллектуальному усвоению? Когда Алтер Ребе, находясь в состоянии исхода души, услышал “Где ты?”, – а этот вопрос, раздающийся свыше, говорит человеку: исполнил ли ты цель своего назначения как сотворенного, которая заключается в том, чтобы создать “жилище Ему, Благословенному,
в нижней реальности”; и само это создает потенциальную возможность, чтобы физические вещи, в том состоянии, в каком они существуют, становились местом пребывания, “жилищем” Сущности Б-га.
Это уничтожило все ограничения и препятствия, ибо, когда это делают не сами своей силой, а как посланники (Всевышнего), а также в силу того, что называется “Где ты?”, а это – Сущность Б-га, для Которого нет ничего невозможного и Который сводит к единому противоположности, тем самым выявляют и скрытую часть Торы так, чтобы она стала явно раскрытой, а это пробуждает и раскрывает скрытую часть души человека, связанную со скрытым аспектом Всевышнего.
Из беседы 19-го кислева 5718 г. (1957 г.)
Беседа 4
16. О месяце кислев сказано, что он подобен месяцу нисан. Сиван – третий месяц после месяца нисан, а нисан также является началом года, как сказано в Мишне. И месяц кислев – третий месяц после Рош-Г ашана, начала года, наступающего в месяце тишрей.
Разница между нисаном и тишрей заключается в том, что нисан означает служение праведников Всевышнему, ибо исход из Египта имеет тот же смысл, что переход в еврейство, а прозелит, перешедший в еврейство, – как новорожденный, не имеющий ни грехов, ни вообще ничего, что было бы не таким, как это надлежит.
А месяц сиван, третий месяц после месяца нисан, – это месяц дарования Торы.
Месяц тишрей – время служения совершающих покаяние. Кислев, третий месяц после месяца тишрей, – месяц дарования Торы, раскрытия внутренней части Торы. Покаяние выше Торы, потому оно дает возможность исправить также и то. что нарушено в отношении Торы. Несмотря на это, само понятие “покаяние” взято из Торы.
Так и раскрытие внутренней части Торы, связанное с месяцем кислев. исходит от дарования Торы, происшедшего в месяце сиван. И это потому, что при даровании Торы в месяце сиван было дано все связанное с Торой, даже Тора, которая будет раскрыта Машиахом и которой он будет обучать, а это самый глубокий аспект Торы. Как сказано в Мидраше, известная нам сейчас Тора – суета по сравнению с Торой Машиаха. Но и это было дано при даровании Торы в месяце сиван.
Однако внутренняя часть Торы при ее даровании в месяце сиван находилась в утаении, а раскрытие ее произошло в месяце кислев, третьем месяце после месяца тишрей, связанного со служением покаянием. Месяц кислев – время дарования внутренней части Торы и разлития источников наружу, а это является подготовкой к приходу Машиаха.
17. Месяц кислев. таким образом, – это время раскрытия Торы, дополнительного раскрытия, когда стала открыта внутренняя часть Торы. Это проявляется даже в сфере физического: в этом месяце в мире светит новое раскрытие Б-жественного Света, выражающееся в чудесных явлениях.
В теории хасидизма ясно объясняется, что обычный ход природы также является проявлением чудес. Разница лишь в том, что природа – это раскрытие Света, которое было всегда, и потому чудо не явно до такой степени, что человек способен подумать: нет Владыки и Руководителя мира. Но когда происходит чудо, то, к чему мы не привыкли, явно видно. В этом состоит природа чудес, являющихся проявлением нового раскрытия Света.
Поэтому месяц нисан – время чудес, время нового раскрытия в Торе, и так как “(Всевышний) смотрел в Тору и творил мир”, в обычном ходе мира это также время чудес, время нового раскрытия. И поэтому в этом месяце произошло чудо Хануки, чудо, происшедшее с (оливковым) маслом, (а масло указывает на) тайны тайн (Торы). И это было раскрытие величайшей высоты, как пишет Рамбан, основываясь на сказанном в Мидраше: Всевышний сказал Агарону: “Твое (служение) выше, чем (служение зажигания) светильников
в Храме”, так как храмовые светильники не существуют вечно, а свечи Хануки – вечны.
То же следует сказать и о чуде 19-го кислева, чуде распространения источников хасидизма: оно также вечно, так как распространение источников хасидизма – это подготовка к явному проявлению Машиаха.
Из беседы в субботу главы Толдот 5717 г. (1956 г.)
Вайишлах
“Землю, которую предопределил Я Аврааму и Ицхаку, тебе отдаю Я и потомству твоему”
“И отправил Яаков перед собою посланников к Эйсаву, брату своему, в страну Сеир, в поле Эдом. И приказал им, говоря так: скажите господину моему Эйсаву: так сказал раб твой Яаков: у Лавана жил я и задержался доныне. И достались мне волы и ослы, слуги и служанки, и вот, посылаю я сообщить господину моему, дабы найти милость в глазах твоих”.
Яаков не знал, что его опередили. В книге “Сефер ха-яшар” рассказывается, что Лаван, не сумев причинить зла Яакову и горя желанием отомстить ему, послал своих двух сыновей к Эйсаву, известить его о прибытии Яакова. Нерадостную весть принесли Яакову его посланники:
“Пришли мы к брату твоему, к Эйсаву, но он также идет навстречу тебе, а с ним четыреста человек”.
“И испугался Яаков, и больно ему стало...”. Мидраш, комментируя эти слова, поясняет: “Испугался он при мысли, что, может быть, убьют его. Больно ему стало при мысли, что он может убить других”.
Узнав о приближении Эйсава и его отряда, Яаков стал готовиться к встрече. Он послал Эйсаву богатые дары, надеясь этим смягчить его злобу и избежать кровопролития; он обратился к Вс-вышнему с мольбой о помощи, и, наконец, он проделал необходимые изменения в своем стане на случай, если боя избежать не удастся.
В своей молитве Яаков просил: “Б-же, сказавший мне: возвращайся в страну твою и на родину твою, и Я буду благотворить тебе. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил слуге Твоему, ибо с одним посохом перешел я этот Иордан, а теперь у меня два стана. О, спаси меня от руки брата моего, от руки Эйсава, ибо боюсь я его; не пришел бы он и не убил бы у меня мать с детьми”. Комментаторы усматривают в этой молитве тревогу патриарха не столько за исход своего личного соперничества
с Эйсавом, сколько за судьбу потомков своих, которым – предвидел он – предстоит выдержать нелегкую борьбу за существование.
В этом аспекте известный ученик Баал-Шем-Това, р. Яаков Йосеф из Пулново, объясняет слова “от руки брата моего, от руки Эйсава”. Он объясняет их притчей, приводимой в Мид-раше.
Пришли в лес ножи и топоры. Испугались деревья: ведь это смерть пришла, они всех нас порубят. Сказал им мудрец: пока братья ваши не помогут им, не дадут рукояти ножам и топорища топорам, вам нечего бояться. Вот почему сказал еврейский праотец: спаси меня от руки брата моего, ибо, если не вмешается рука брата моего, не страшен мне жестокий Эйсав.
Переведя свой стан через реку Ябок, попавшуюся на его пути, Яаков, вернувшись за какой-то мелочью, остался ночью один на пустынном берегу. “...И боролся с ним человек до утренней зари”. РАШИ приводит здесь мнение талмудических ученых, что этим человеком был ангел-покровитель Эйсава. “И сказал тот: отпусти меня, ибо взошла заря, но он сказал: не отпущу, пока не благословишь меня... И сказал тот: не Яаков будет впредь имя твое, но Исраэль, ибо боролся ты с ангелом и с людьми и превозмог”.
Борясь с Яаковом, ангел повредил ему седалищный нерв. “Поэтому не едят сыны Израилевы жилы... что у сустава бедра...”.
Ввиду того что извлечь запрещенную жилу из мяса зарезанного скота трудно, в некоторых местах вообще не едят заднюю часть туши. В книге “Сефер хасидим” приводится, что сыновья Яакова Исраэля (“сыны Израилевы”) сказали: мы виноваты, оставили старца одного ночью, из-за чего он пострадал. Поэтому они приняли на себя этот запрет.
“И поднял Яаков глаза свои, и вот, приближается Эйсав, а с ним четыреста мужей... и кланялся он до земли семь раз, пока подходил к брату своему”. И тут случилось неожиданное: “Побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и они плакали”. По-видимому, подействовали психологические ухищрения Яакова, решившего.
что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”. Впрочем, р. Абба говорит в “Зогаре” , что Эйсав не мог поступить иначе после того, как его ангел-покровитель признал победу Яакова и благословил его, “и так как все в мире зависит от того, что происходит свыше; и если вверху с чем-то соглашаются, то соглашаются и внизу, и нет власти внизу, пока не дана власть свыше; одно связано с другим”. Эйсав знакомится с семейством Яакова и предлагает продолжать путь вместе. Но Яаков отказывается,
мотивируя свой отказ тем, что малые дети и скот не могут продвигаться так же быстро, как боевой отряд. О действительной причине отказа нетрудно догадаться.
“И пришел Яаков благополучно в город Шхем... И купил участок поля, на котором раскинул свой шатер, у сынов Хамора...”.
Далее описывается история похищения Дины, дочери Яакова, сыном правителя Шхема, звавшимся тоже Шхемом (по-видимому, город был назван его именем). Подобные случаи то и дело происходят сегодня. Но Дина не “тремповала”, а гуляла по большому по тем понятиям городу, чтобы познакомиться с местными девушками. Насильник полюбил Дину и попросил, чтобы ее отдали ему в жены. Однако сыновья Яакова решили жестоко отомстить за поруганную честь сестры. Они сделали вид, что согласны отдать сестру за Шхема, но с
условием, что все жители города пройдут обрезание. Правителю города не стоило больших трудов уговорить своих подданных пройти эту несложную операцию. Тем более что в качестве аргумента фигурировало то, что “после этого сойдутся эти люди с нами... их достояние и весь их скот наши будут”. “И было на третий день, когда они были больны, взяли Шимон и Леви, братья Дины, каждый меч свой, и напали на город уверенно, и перебили всех мужчин. И Хамора, и Шхема, сына его, убили мечом, и взяли Дину из
дома Шхема, и ушли”.
Б-г заверил Яакова в том, что: “Землю, которую Я предопределил Аврааму и Ицхаку, тебе отдам Я и потомству твоему...”
Из Бет-Эля направился в Бейт-Лехем. “И родила Рахель, и мучилась в родах”. Рахель умерла и была погребена вблизи Бейт-Лехема, “и поставил Яаков памятник над могилой ее: это надгробный памятник Рахели до сего дня”. Родившегося сына назвали Биньямином. Это был последний, двенадцатый сын патриарха.
Яаков с семьей приходят к отцу в Хеврон. Ицхак умирает в возрасте ста восьмидесяти лет, “и похоронили его Эйсав и Яаков, сыновья его”.
Недельная глава завершается перечислением потомков Эйсава и царей, которые царствовали в земле Эдома.
“...И боролся с ним человек до утренней зари”. Мы уже упоминали, что это был ангел, покровитель Эйсава. Этимология слова “Вайавек”, которое здесь переведено нами как “боролся”, объясняется двояко.
Так, РАШИ истолковывает его как “обнимался”, считая это слово происходящим от арамейского корня “эвек” – “узел”. Другие комментаторы, как, например, Ибн-Эзра, считают его производным от корня “авак” – пыль, ибо борющиеся на земле поднимают пыль своими ногами. Существует толкование этого места, учитывающее оба объяснения слова “вайавек”. Тора говорит о двух различных методах, с помощью которых Эйсав, олицетворяющий врагов еврейского народа,
стремится погубить Яакова. Один намек содержится в слове “авак” – “пыль” – это попытки физического уничтожения еврейского народа, превращения его в пыль. Другой – (в значении “обнимался”) побуждение евреев к ассимиляции. Здесь Эйсав выступает в роли великодушного друга, зовет к себе, обнимает и обещает равноправие. Но объятиям этим верить нельзя, ибо ассимиляция – это уничтожение еврейской души и в конечном счете тоже всенародная гибель.
Но Яаков выстоял и победил в этой борьбе.
Позднее имя “Исраэль”, данное Яакову ангелом, покровителем Эйсава, было подтверждено Вс-вышним. Яаков стал называться Исраэль, а его потомки – “бней Исраэль “ – сыны Израиля.
В дороге Рахель родила Яакову его двенадцатого сына и при родах умерла. РАШИ поясняет, что Рахель не была похоронена в гробнице патриархов в Хевроне, чтобы много лет спустя, когда мимо этого места будут проводить ее сынов, плененных неприятелем и изгнанных со Святой земли, она молилась за них, как сказано у пророка Иеремии:
“Так сказал Б-г: Голос слышен..., вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих; не хочет утешиться о детях своих, ибо нет их. Так сказал Б-г: удержи голос твой от рыдания, и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой... и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей... и возвратятся сыны к своим границам “.
После Войны за Независимость 1948 года иудейский Бейт-Лехем, как и многие дорогие сердцу еврея места Святой земли, был оторван от еврейского государства. Лишь после Шестидневной войны евреи опять обрели возможность молиться у святой могилы праматери Рахели.
“Наступят дни скорби по отце моем, тогда убью я Яакова брата моего”, – так поклялся Эйсав.
Чтобы как-то умиротворить брата, Яаков посылает ему навстречу посланников, которые должны сообщить ему, что благословения отца не исполнились и поэтому нет больше причины Эйсаву ненавидеть его, Яакова. РАШИ приводит доводы Яакова: “Благословения Ицхака, что Яаков будет господином над Эйсавом, что Яаков получит дары небесные и земные, не исполнились”.
Раввин Ицхак Нейсбойм писал, что Яаков не боялся, что злодей Эйсав развратит взрослых, которые были воспитаны на основах и принципах Святого Учения. Он боялся, что Эйсав может развратить детей, еще не окрепших духовно и не впитавших в себя достаточно знаний.
Этим и объясняется, почему Яаков постоянно скрывается от Эйсава. У него был свой путь, и это позволило ему уцелеть. Сказано о Яакове: “И пришел Яаков в город Шхем сохраненным”, то есть “целостным в теле, с нетронутым богатством и единым со Святым Учением”.
“Опыт патриархов – пример для их потомков” (РАМБАМ). Величайшим благословением Яакова были его дети. Хотя все, кроме Беньямина, родились на чужой земле, все они были воспитаны соответственно образу жизни их отца. Ни один из них не “отпал от стада”. Причем воспитанием еврейских детей необходимо заниматься с самого раннего возраста.
Некоторые спрашивают, например, что, мол, много ли проку от благословения, произносимого ребенком перед едой или питьем, если он еще не понимает, зачем произносится это благословение? Разве нет необходимости, чтобы ребенок понимал смысл заповедей, молитв и благословений, которым обучают его с раннего детства?
Комментируя слова пророка Малахи, в которых еврейский народ сравнивается с землей (Малахи 3, 12), Баал-Шем-Тов говорил: как никакие исследователи никогда до конца не узнают, какими несметными богатствами наделил Вс-вышний землю, так никто не в состоянии узнать до конца все обилие своеобразных духовных богатств, заложенных в сынах Израилевых.
Он действительно ребенок, но он вместе с тем еврейский ребенок, сын Авраама, Ицха-ка и Яакова или дочь Сарры, Ривки, Рахели и Леи, и поэтому обладает определенным духовным потенциалом, присущим евреям.
Как раскапывание земли не создает полезных ископаемых, а лишь открывает их, снимает слой земли, скрывающий их, и создает благоприятные условия для поднятия их на поверхность, так и еврейское воспитание всего лишь вскрывает уже существующие в душе ребенка силы. Прежде всего духовные силы раскрываются в практических действиях, благодаря которым позже развивается и понимание.
Родители и наставники еврейского ребенка удостоились высокой чести: именно им предоставлена Творцом возможность дать ребенку понять скрытые в его душе силы. Когда ребенку растолковывают какое-нибудь понятие, он принимает его полностью, но часть его он принимает разумом, часть – верой, а часть – чувством. Более того, именно в “простом благословении” содержатся наиболее возвышенные понятия. Если растолковывают их ребенку – разумеется, его языком и соответственно его восприятию, –
этим передают ему все что нужно.
Необходимо помнить, что еврейское воспитание начинается задолго до рождения ребенка и даже до его зачатия. Если родители употребляют только кашерную пищу, то не только они, но и их будущие дети становятся более “еврейскими”, истинно еврейский образ жизни будет для них более близким и понятным. А соблюдение законов и традиций о чистоте семейных отношений способствует появлению на свет ребенка в святости и чистоте, здоровым физически и нравственно.
Глава Вайишлах
На этой неделе Тора рассказывает нам о знаменитой битве между Яаковом и ангелом, которая длилась всю ночь.
В предыдущих главах Торы мы уже встречались с ангелами в облике людей, например, ангелы, навестившие Авраама и Лота, а затем разрушившие Содом. Но здесь не совсем ясно, что же на самом деле произошло.
Во-первых, в Торе не дается объяснения, почему они борются, на какой почве возник конфликт?
Во-вторых, всем известно, что Ангелы не имеют свободы выбора, все они посланники Б-га. Зачем Б-г прислал этого ангела?
И наконец, как человек может сражаться с Ангелом? В истории про Содом и Гоморрy мы увидели, что один ангел может дотла разрушить несколько городов Так как же Яаков мог победить его?
Я хотел бы на это ответить с помощью еще одной истории.
Рабби Шнеур Залман из Ляды (Основатель Хабада, который 203 года назад 19 Кислева – “Юд-Тэс” Кислев – который выпадает на этот Шаббос – был чудом освобожден из заключения в царской тюрьме в Петропавловской крепости в Петербурге) однажды послал одного из своих Хасидов с важным поручением доставить большую сумму денег в отдаленное место.
Ребе благословил его на безопасное путешествие, но таинственно предупредил не входить в дом, где не будет окон с северной стороны. Ранним утром следующего дня хассид счастливо отправился в поездку. Первые несколько часов прошли гладко, хотя шел сильный снег, но еще через несколько часов небо затянулось зловещими грозовыми облаками, и создалось впечатление, что надвигается ночь. С каждой минутой ветер становился все сильнее, холоднее и нестерпимее. Он старался подогнать лошадей в надежде доехать до какой-нибудь
гостиницы, но шли мучительные часы, а ничего не прояснялось.
Он оцепенел и замерз, было холоднее чем обычно, и снег валил такой густой, что едва было видно дорогу. Он молился Б-гу о каком-либо чуде.
Вдруг, сквозь белый океан кружащегося снега он увидел что-то напоминавше очертания дома, прямо у дороги. Из последних сил он погнал лошадай в том направлении, и стало ясно, что это за дом!
И даже на двери висела Мезуза! Выпрыгивая из фургона, он поблагодарил Гашема за удачу, взошел на крыльцо и постучал в дверь.
Открыла пожилая женщина и впустила его в теплый дом. “Входите, должно быть вы устали”, – сказала она. “Выпейте чашку чая, вот здесь, у плиты. Через минуту вернутся мои сыновья, они поставят в сарай вашу лошадь, пожалуйста, садитесь. Только он сел и начал оттаивать, как вспомнил, что уже почти ночь, а он еще не произнес Минху – Послеполуденную молитву. Тогда он спросил у женщины, в каком направлении был Иерусалим (все молятся лицом к Иерусалиму) и помолился, благодаря Б-га за свою
счастливую судьбу.
Закончив и отступив три шага назад, он заметил, что что-то не так, одна стена без окон... северная сторона!
Он немедленно надел пальто и подошел к двери, и извиняясь, произнес: “Я сейчас вернусь”, но дверь была заперта. “Я что-то забыл в фургоне”, – сказал он старой женщине. “Не могли бы Вы открыть дверь?” Но вдруг кто-то открыл дверь ключом снаружи, с морозной пурги в дом вошли четыре здоровых молодых человека. Только увидев своего посетителя, они немедленно схватили его, опустошили карманы, связали и бросили на пол в углу, а сами сели есть, пока их мать разглядывала добычу.
“Ха, ха! Посмотрите-ка что у нас здесь!”. воскликнула она, протягивая пачку денег, которую нашла у него в кошельке. “Похоже в этот раз мы поймали солидную рыбу!” Один из сыновей сосчитал деньги, подошел к буфету, достал оттуда большую бутылку водки и громко поставил на стол, “Братья, это надо отметить!! Б-г милостив к нам! Здесь хватит денег, чтобы быть счастливым долгое, долгое время! Но давайте, вначале, позаботимся о нашем госте!!” Он вытащил нож откуда-то из-под пальто,
пока его брат наливал ему выпить. Свободной рукой он взял рюмку с водкой, поднял ее и произнес, глядя на связанного Хассида “За долгую жизнь, кроме тебя!”
Один из братьев, удивленный шуткой, так захохотал, что водка выплеснулась у него изо рта на остальных, и они тоже начали смеятся. Затем кто-то запел и произнесли еще тост, и еще. А потом дверь открылась, и вошел их отец. “Ага!” – закричал он , увидев на столе деньги и связанную жертву на полу.
“Молодцы, ребята! Прекрасно! Теперь мы должны его убить, хотя... я рад, что оставили его мне. Знаете что? Утром я о нем позабочусь. А теперь, давайте выпьем за нашу удачу!!” И вскоре они все были настолько пьяны, как Лoт, чтo совсем забыли о нашем несчастном герое. Позже той ночью, пока все тихо спали( отец проснулся, огляделся, и убедившись, что никто не проснулся, подошел на цыпочках к нашему Хассиду, знаком приказал ему молчать, перерезал веревки и поманил к выходу. Беззвучно он подкрался к двери,
открыл ее и прошептал на ухо Хассиду, протягивая ему пальто: “Вот большая часть твоих денег, и он затолкал пачки украденных денег в карман Хассиду. “А еще попроси своего Ребе помолиться за меня” – и вложил золотую монету в ладонь Хассиду.
Видишь, я делаю пожертвование! Пусть помолится за меня, А теперь иди! Убирайся! Возвращайся как можно быстрее... поспеши ради своей жизни – он громко прошептал, когда Хассид вышел из дома. Рассвет начинал освещать горизонт, буря прекратилась, и наш благодарный герой был на пути обратно домой.
Когда он наконец прибыл и вошел в кабинет Ребе, тот взглянул на него и сказал: “Я знаю, что случилось, можешь мне не рассказывать. Тебе следует знать, что я не спал из-за тебя всю ночь”.
Хассид показал золотую монету и рассказал о просьбе отца. Ребе взял монету и воткнул ее в щель в деревянной стене у его стола и больше ничего не сказал.
Прошло пятнадцать лет. Хассид женился, обзавелся семьей и стал одним из помощников Ребе. Однажды он открыл дверь нищему и попросил его подождать. Когда он вошел к Ребе и сказал, что его ждет нищий, Ребе достал золотую монету из щели, где она пробыла последние 15 лет и поведал Хассиду, что этот человек – “отец”, который чудесным образом освободил его много лет назад.
По-видимому, когда его жена и сыновья проснулись и узнали, что он сделал, они побили его и выгнали из дома, а буквально через несколько часов неожиданно нагрянула полиция и мать с ребятами посадили в тюрьму.
Отец, который всю свою жизнь был вором и убийцей, начал жизнь скитаний и раскаяния, а теперь Ребе кроме того что спас ему жизнь и заставил раскаяться, отплатил ему за покровительство и спасение его Хассида.
Эта история дает объяснение вопросам, которые заинтересовали нас ранее.
Позже в нашей главе(33, 14) когда Эйсав предлагает поехать вместе, Яаков просит Эйсава поехать вперед без него, а он нагонит в месте под названием “Сеир”, хотя так этого и не сделал. Раши объясняет, что Яаков никогда не лгал, он имел ввиду, что они встретятся через тысячи лет с Мошиахом!
Другими словами, Яаков знал, что он был не только отдельная личность, но также и “Всеобщая Душа”, вобравшая в себя всех евреев всех поколений, и пока живут евреи, и он живет ФИЗИЧЕСКИ!
Поэтому, это была битва не ради себя, а вечная битва ради еврейского народа во всех будущих поколениях. Это была битва против природы и за постепенное преобразование всей природы, другими словами: чтобы привести Мошиаха.
(Это также идея Хануки, греки хотели, чтобы евреи были обычными, ничем не отличались, а желание евреев было осветить мир Святостью; и это также идея Юд-Тэс Кислев, Ребе хотел осветить мир ожиданием прихода Мошиаха, а его оппоненты хотели “обычного” Иудаизма).
Вот почему Яаков мог сразится и победить ангела, потому что ангел, каким бы сильным он ни был, лишь часть творения, тогда как Яакову (из-за этой битвы) пришлось черпать энергию из своего истинного источника (и источника “Избранного народа”, произошедшего из него), – Творца.
Вот почему его имя поменяли на Исроэль, которое означает “Иср” – прямо, “Э-л” – к Б-гу. И поэтому также евреи называются “Бней-Исроэль”. Также как Ребе в нашей истории не спал всю ночь, ведя духовные битвы, чтобы спасти хассида и преступника, (и Цадики всех поколений сражаются всю двухтысячелетнюю “ночь” изгнания), также и Яаков бился всю ночь за благополучие всего Израиля.
И как Ребе наконец увидел плоды своего труда, когда он вернул золотую монету, также и Яаков Авину возрадуется, когда (как мы произносим Алейну три раза в день) все грешники возвратятся к Гашему.
С приходом Мошиаха сейчас!!!

В избранное