Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ваэра-Я показался


Шалом убраха! Мир и благословение!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы. 
Эта недельная глава «Ваэра» («Я показался»).
Подписаться на эту рассылку вы можете на сайте  http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael   
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com .Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями и другие  
книги по мессианскому движению. 
Будьте благословенны!
Езра (Шмуэль).

Параша ХаШавуот "Я явился" от мессианских евреев

Предыдущая глава «Шемот – Имена..» повествует о призвании Моше. 
Пробудившись от «сна в пустыне», уже не молодой, 80 летний старец, переживает Обновление. 
Думаю употребить даже более сильный термин – "Рождение Свыше".
Не значит, что не обошлось без семейных сцен и различных неординарных решений, но Моше и его семья идут в Египет освобождать народ. Происходит трогательная встреча с Аароном в пустыне и последующая встреча с лидерами Израиля. Первая попытка добиться смягчения условий жизни в Египте - «равноправие евреев» закончилось полным провалом – Фараон ожесточил свое сердце.
Чтобы продолжить последующий разбор, хочу предложить несколько размышлений.

1. Знание Бога.
Я уверен, что и до встречи с Ангелом Господним в пламени несгорающего куста, Моше имел отношение с Творцом, т.е. разумел разницу тьмы и света.
В послании Евреям сказано:
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
(Евр.11:24-26)
Это говорит, что убийство египтянина, побег из Египта, возможно и бывший неким последствием вспышки «чувств», были так же и поступком Выбора. Подобно как Иосиф не планировал «рабство в Египте, как результат своих пророческих снов», так и Моше не планировал «убийство египтянина, как результат своего познания истины», но обстоятельства есть обстоятельства.
Воспитанный при дворе фараона, познавший мудрость Египта, т.е. его духовную, возможно оккультную сторону и академическую премудрость, науку управления или в современном толковании – экономику, менеджмент, управление, администрирование - Моше решает разорвать «порочный круг». Он понимает – нельзя победить строй, частью которого ты являешься, нельзя сокрушить систему, в которую ты врос. Он решает выйти, оставить это место духовного разложения.
Павел пишет:
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А `восшел' что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
(Еф.4:8-10)
Смысл этих стихов один - Иешуа пришел извне, став частью системы, не имея с системой ничего общего, т.е. «греха», и поэтому Он мог сокрушить систему. Он нисшел с небес, т.е. из Присутствия Отца. Стал человеком, «приняв образ раба» и заплатил цену Божьей праведности, удовлетворив требование Его Суда. Тем самым мы, принявшие Его работу, оказались Выкупленными.
Этот принцип понимал Моше, и посему видя свою несостоятельность, не решился продолжать компромисс с Египтом – миром, живя в нем и ведя «освободительную борьбу человеческими методами» и ушел из него, движимый Божьим Духом. Моше решает оставить все это, чтобы быть вне, там, где не правит «князь этого мира». Возможно он так же предполагал, что быть вне системы – это готовить революцию за рубежом, но 40 лет пустыни разубедили его в его собственных возможностях. По всей видимости, к 80 годам, он был человек живущий сегодняшним днем, забывший былые идеи и смирившийся в своих поисках. И вот этот Голос из пламени куста…..

2. Уважение еврейской общины и заведомая возможность войти в канцелярию Фараона.
Не мыслимо, что даже вдохновленный идеями, человек может в один день добраться до высшего руководства страны, народа и т.п. без определенных условий, если у него нет протекции. Т.е. по всей видимости, Аарон был вхож в «высшие круги народа», или даже был одним из старейшин народа. Возможно в этом было «прежнее, до Модиамское» участие Моше в жизни своей природной семьи. Возможно, семья, в которой был рожден Моше, от начала имело высокое положение в народе. Так толкует и традиционная иудейская трактовка.
Суть такова: Божественное покрытие, которая проявляла мудрость Моше, чудеса с жезлом, протекция Аарона ввели его практически моментально в позицию лидера народа и уполномочили стоять перед фараоном. Т.е нам важно увидеть не только сверхъестественную часть сцены, но и ее естественное проявление.
Наши жизни так же состоят из комбинации сверхъестественного и естественного и именно поэтому открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. (Рим.1:18,19) 
Т.е. люди могут видеть Бога если захотят всегда, и всегда могут определится с истиной, если они «алчущие и жаждущие правд » (Матф.5:6), но игнорирующие Истину, имеют возмездие, ибо так устроен мир.

3. Позиция фараона
Египет был тоталитарным государством. Чем - то напоминавший Сталинский Советский Союз, или Маодзедуновский Китай, или современный Иран, с сильным религиозным политеистическим компонентом.
Моше и Аарон подошли к фараону, и говорят ему «Бог сказал тебе отпустить евреев». В глазах фараона это было, как было бы сегодня в глазах Аятоллы в Иране, если бы к нему подошли двое, желательно евреев, и сказали: « уступи свою позицию религиозного лидера в Иране папе Римскому». Фараон сам себя считал одним из богов. В ответ он сказал: «ваш Бог требует для вас свободы? Посмотрим, кто сильнее, я – «ваш бог» и дам вам вместо свободы еще больше наказания.
Бог допустил всю эту сложную систему наказания Египта, терпения Израиля в ухудшении отношения Египетских властей – наказать одних, научить других, показать свою премудрость, открыть миру, что не только индивидуумы стоят перед Его судом, но и целые народы.
Вся же «комбинация» с соломой и тем же количеством кирпичей, на современном языке обозначала дополнительный налог. Т.е. так поступали паны и гетманы, князьки и цари, когда обкладывали евреев дополнительным налогом, который быстрее или медленнее душил народ.
Но фараон в начале так и не понял – не свободы для евреев искал их Бог, но чтобы они поклонились Творцу.
Поклониться Богу – так сын в старые времена почитал отца. Т.е. Бог пришел переподчинить народ от «лжебога» Себе, утвердив Израиль Сыном, Первенцем и тем самым запустить Механизм Спасения, суть которого позднее выразил сам Моше:
Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте (Втор.18:15).
Об этом позднее говорил и Иешуа:
- и, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
(Лук.24:27)
и так же
- истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.(Иоан.4:23)

Урок 1. Ва ера – и явился или открылся.
Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем `Бог Всемогущий' – Эль Шадай, а с именем Моим Господь - не открылся им;
(Исх.6:3)
В Быт 17 гл в Иврите Бог называет Себя для Авраама Ел Шадай. Практически все разговоры между Богом и патриархами были похожи на разговор потенциальных родителей и ребенком, которого хотят усыновить. Концепция усыновления – это не только концепция Нового Завета. Вообще в концепции усыновления есть громадный смысл. Чужой становится своим. Излияние любви чужому, чтобы он не мог отличить тебя от настоящего. Жертвенность, терпение, сострадание, ВСЕ.
Именно поэтому Господь использует имя Эль Шадай - Бог, подобный кормящей Матери, которая всегда может приласкать и усыпить ребенка, которая всегда может дать ему грудь или Ответ. Эль Шадай – это первичное откровение Бога дающего Тшува – Ответ, Истину. (выражение "для обращения к Истине" используемое в ивритской семантике).
Разговоры Творца с патриархами были немного похожи на «уговоры». Пожалуйста дорогой, пойдем со мной, я куплю тебе машинку…
Патриархи пошли за Богом.
Безусловно, они были люди громадной веры и поиска, желания к Тикун Олам – исправлению мира, никто не упрощает.
Сегодня, основой любой индивидуальной молитвы к Богу также является «мне надо, дай мне, помоги..». Т.е. на личном уровне мы по прежнему обращаемся к Творцу, как к Эль Шадаю, Который может позаботится о нас.

И вот разговор с Моше. Вот великая тетраграмма -четырехбуквие . Она совершенно не читается как ЯХВЕ или ИЕГОВА. По сути никто не знает как она читается. Бог не дал пояснение. 
Но так же ясно, что именно порядок этих букв в иврите дает рождение словам «– был – существую сейчас – буду:». 
В Израиле, при чтении Танаха, когда встречается Имя Господа выраженной тетраграммой читают "Адонай", в русском переводе удачно перевели "Сущий". Греческая Септуагинта говорит «ku/riov», что значит так же Господь и в Новом Завете говорит о Иешуа Мессии.
Поскольку факт, что Бога никто не видел и не может увидеть остается неизменным, но подобно некоторым исключениям Танаха – люди видевшие Бога и не умершие от этого, подобно Моше, видели Лицо Божье, Образ Ипостаси (Евр1:2-3).

Т.е.Моше увидел Иешуа, который до воплощения открывался как особый Ангел Божий, Ангел Его Лица (Ис. 63:9). Так же Тетраграмма всегда говорит о той «Сути Бога», которая присутствует при заключении Заветов. Мы знаем, что Танах и Новый завет – это последовательный список заветов, каждый из которых последовательно вводил верных Богу людей в более интенсивное общение с Богом, что бы Приблизить Тикун Мира – работу Мессии. На основании такого заключения можно согласится, что «Образ Ипостаси» или «Ангел Лица Божьего» как Личность всегда присутствовал при заключении Заветов. Т.е. все участники заветов тем или иным образом знакомились с Иешуа. Посему Господь сказал: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.» (Иоан.8:56).
МОШЕ ВСТРЕТИЛ МОШИАХА – Господа Заветов, и с этого момента был прям «как стрела».

Почему я так думаю? Моше был кротчайшим человеком. После бурной молодости – он был человек, желавший покоя. Пустыня подтвердила в нем желание уединиться и быть вдали от суеты. Египет же стал для Моше ареной битвы, а выход из Египта – местом судов. Как кроткий и мирный, уставший от всего, старик мог пройти этот круг.
Господь Заветов обновил в нем Призвание, вложил в него Идею, наполнил его Верой, действовал через него! 
Это было сильнее его характера, это подвигло Моше на те подвиги, плоды которого действуют в мире по сей день.

Урок 2. Сегодня.Паршат шавуа этой и прошлой недели говорит о Казнях над Египтом. Казни – это суд.
Прежде, чем я дальше продолжу, хочу предостеречь каждого от ЦИНИЗМА, вот де мы хорошие и нас Бог помиловал, а эти «идолопоклонники» получили по заслугам.
В послании к Ефесянам в 1гл 4 стихе говорится «что мы были святы и не порочны перед Ним в любви». Т.е. Павел допускает, что иной раз каждый может где - то споткнуться (нет ободрения грешить!), а вот что касается любви, то в ней мы должны расти и это однозначно. Любовь - это жертвенность, способность полагать себя за другого, посвящение, верность и т.п.
Иешуа сказал:
- ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. (Матф.24:7)
Так же Он сказал:
- 1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лук.13:1-5)
Т.е. вместе с предсказанием о грядущих катаклизмах, Иешуа предупреждает, что каждый достоин наказания и нет праведного ни одного. Действительно мы живем во время, когда интенсивность природных катаклизмов растет.

Читая эти строки, я вспоминаю слова Иешуа: «и силы небесные поколеблются» (Матф.24:29). Так же Откровение Иоанна говорит: «1 И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.» (Откр.7:1).
Т.е. мы можем наблюдать, как из - за разрушения баланса на земле, и я имею в виду духовного баланса, а не экологического, происходят суды Божьи. Это стихия, которая губит всех без разбора. Подобно Потопу. Подобно серному дождю над Сдомом и Гморой. И нам приходится согласится, что и Потоп и серный дождь – это результаты Божьего суда. Т.е. мы приходим к выводу «в Азии живут грешники». Это правильно, но не все. Грешники живут везде.

Священные Писания попросту не комментируют Суды Божьи в других частях земли, т.к. Господь выбрал лишь одно место буквального описания «Эрец Исраэль». Но они происходят везде, и ни одно место не застраховано. Сегодня с помощью Мас медиа мы можем наблюдать происходящее иначе, чем древние пророки, жившие на Ближнем Востоке. Подобно Солнцу, которое восходит над добрыми и злыми, Бог допускает суд и он покрывает иной раз громадные пространства. Разумеется, важны ходатайство, как это делал Авраам и по крайней мере жизнь семьи Лота была сохранена, но нам важно принять Суверенность Бога и так же Его Праведность и Закон, которому Он дал Власть судить вселенную.
В такие моменты многие задаются вопросом «где же был Бог?». Вопрос правилен. В некоторых случаях Богу была предоставлена роль наблюдателя, когда человек сказал «ты дал мне власть, а я отдал ее князю этого мира, - не вмешивайся ,Творец. Я посеял «ветер», а сейчас сражаюсь с «бурей»». Иной раз Бог был посреди суда «не вечно Моему Духу быть пренебрегаемым». Но Его участие и безучастность не говорят о Его настоящем Вовлечении в процессы и не говорят о Его безразличии.

В Его вечности, в Его рамках ценности есть другие измерения. Человеку это невозможно понять, но лишь принять и просить слезно «помилуй меня Господь, помилуй моих ближних».
«Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.» (Иоан.5:45). 
Иешуа подчеркивает, что Тора, Закон данный через Моше, судит живущих на земле и вообще судит физическую вселенную.

Данные мысли подвигают меня «иметь страх Господень». Они подвигают меня сострадать, и молится за тех людей, которые потеряли близких. Они подвигают меня молится за то место где я живу, и за тех, кто окружает меня, чтобы они спасались и находили Тшува – Обращение к Богу в Иешуа, чтобы услышали Его, который безустанно стучит в «двери наших сердец».
Эти мысли подвигают меня понимать, что даже человек, оправданный Иешуа Мессией, продолжает грешить и нет выхода, кроме упования на Его милость. Нет другого пути, кроме Поиска Бога, Свидетельства о Боге, Поклонения Богу и старания – проводить жизнь праведно.
Израиль в Египте жил так же, как и Египет. Они делали те же грехи и были достойны такой же участи. Бог явил свою благодать ради веры Патриархов – их ходатайства, помиловал еврейский народ. Я уверен, Моше рыдал, когда видел гибель Египтян. И опять парадокс – страдать и стоять за Божий Суд. Это невозможно вместить физически.
Но Бог, желая указать нам на времена, в которые мы живем говорит:
- берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Машиах - Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней.
(Матф.24:4-8)..
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.(Матф.24:22)
Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
(Лук.21:28)
бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
(Матф.26:41)
О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
(Мих.6:8)
Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион",
Хайфа, Израиль.

Недельная глава «Ваэра» («Я показался») от ортодоксальных евреев.

Недельная глава открывает двухнедельную тему десяти казней и упрямому сопротивлению фараона «отпустить народ Мой, чтобы служили Мне».
Ведь темы, затронутые в ней, являются актуальными для нас и по сей день. Во-первых, разве нельзя было вывести евреев по-доброму, по-хорошему? Разве десять казней, полностью разрушивших мощнейщую империю того времени – Египет - были совершенно необходимы? Что этим требовалось доказать? Что еврейский Б-г – самый сильный и точка? И, наконец, как быть со свободой выбора фараона, о которой сказано «Я ужесточу сердце фараона»?
Попробуем разобраться. 

О том, что требовалось доказать Тора говорит прямым текстом: 
ТАК УЗНАЕШЬ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г. ДАБЫ ЗНАЛ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г, ВЛАДЫКА ЗЕМЛИ! ДАБЫ УЗНАЛ ТЫ, ЧТО НЕТ ПОДОБНОГО МНЕ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ! 
Другими словами, целью десяти казней было доказать
А) что Б-г существует («Что Я – Б-г»)
Б) что Он – не «бог Декарта», сотворивший мир и отправившийся на заслуженный отдых, а Тот, кто ежесекундно управляет всем, что твориться в мире («Что Я - Б-г , владыка земли»)
В) что Он – един («нет подобного Мне»).

Все это было доказано наинагляднейшим образом, но все-таки разве нельзя было доказать это как-нибудь по-другому, по-доброму? И тут мы в очередной раз подходим к больной теме взаимоотношения добра и зла. Мы воспитаны на системе, «что такое хорошо и что такое плохо», однозначно поделившей все на «плюс» и «минус», на «добро» и «зло» и т.д. и т.п. Следовательно, все существующее на свете, все мысли, качества и поступки изначально могут принадлежать только к одной из этих категорий. Точно также рассуждал и фараон, по-дружески предупреждая Моше-рабейну о зловещей, кровавой звезде ожидающей евреев впереди: ведь если Б-г олицетворяет собой только качество силы, то сегодня эта сила оборачивается против египтян, а завтра она же бумерангом направится против самих евреев.

Иудаизм утверждает, «нет»! 
Не существует плохих качеств, все зависит от того (и только от того!), как мы используем их в той или иной ситуации. 
Не существует абсолютно плохих действий, все зависит от обстоятельств, в которых эти действия совершаются. 
Так, та самая кровавая звезда обернулась для евреев только новыми (точнее наполовину обновленными) заповедями – обрезанием и празднованием Песаха. 
А вот «добрый» путь на деле не всегда так добр: милосердие считается прекрасным качеством, но решение пощадить злодея
подчас оборачивается страшнейшим злом, которое мы только можем себе представить. Таким образом, оставить египтян безнаказанными за все то зло, которое они причинили, означало бы подорвать все устои справедливости.

Итак, способ доказательства был выбран самый гуманный, ибо с еврейской точки зрения, нет ничего гуманней доказательства того, что зло, в конце концов, наказуемо, что у каждого преступления, в конце концов, есть свое наказание, и что у мира есть Справедливый Судья, которому, в конце концов, нам всем придется дать отчет за все свои поступки и проступки. 
Но так ли уж были виновны египтяне? Что ж, посудите сами. В следующей главе мы читаем о том, как фараон во главе 250 колесниц бросается в погоню за евреями. Но, позвольте, откуда у египтян остались лошади? Разве их всех не побил град? Побил, но не всех. Дело в том, что самые богобоязненные и праведные египтяне все-таки прислушались к голосу Творца, и их скот за это остался нетронутым. И вот из этих-то, самых-самых «богобоязненных и праведных» египтян была создана удалая конница фараона в его последнем марш-броске!
Что же можно говорить об остальных?

Теперь перейдем к вопросу о свободе выбора фараона. Свобода выбора априори не может осуществляться из-под палки. Десять казней, необходимых для вышеупомянутого курса обучения, по существу являли собой ту самую «палку», противоречащую самому понятию свободы выбора. Поэтом для того, чтобы «урегулировать баланс» исконной свободы выбора фараона (чье направление он продемонстрировал с самого начала) и влиянием «палки», на определенном этапе (не раньше чем после казни) его сердце было «ужесточено», т.е получило необходимую дозу поддержки для настоящей, осознанной свободы воли!

Женский уголок

Мясо в пикантном маринаде. 
Приготовьте маринад из банки майонеза и 50 г кетчупа с приправами по вкусу (в принципе, соли и перца вполне достаточно). Отбейте кг мяса. Замаринуйте на несколько часов вместе с колечками 3 луковиц. Быстро обжарьте мясо и лук со всех сторон и тушите на маленьком огне втечении часа.

Фрукты в мятном сиропе.
Возьмите пол-кило разных фруктов (свежих или консервированных). Свежие фрукты сбрызнуть лимонным соком. Вскипятить литр воды с пол-чашкей десертного вина, пол-кило сахаром, лимонной и апельсиновой цедры и пучком мяты. Залить фрукты горячим сиропом. Охладить и процедить.

В избранное