Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Мишпатим - Законы


Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы от мессианских и ортодоксальных евреев.
Эта недельная глава "Мишпатим - Законы"

Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ), другие мессианские книги, статьи и проповеди.
Слушать музыку, смотреть фотографии Израиля.
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта Исход-2
или в рассылке http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael

Недельную  главу  Торы  по  книге  Зогар  (Сияние) в ВИДЕО: "Мишпатим - Законы", с комментариями рава - смотрите на сайте
- https://www.youtube.com/watch?v=DAsOparz7Uw
Будьте благословенны.
Езра
Израиль


От Мессианских евреев
Параша ХаШавуот «Мишпатим»
Список Чтений Этой Недели:
Шмот / Исход 21:1-24:18, 30:11-16
Мелахим Алеф / 1 Царств 12:1-7
Матитьягу / Матфея 5:38-42

«Слушайте Мой голос…»
Шемот ( 23:20-22) Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, так как имя Мое в нем. Если же слушаться будешь голоса его и сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с врагами твоими и теснить притеснителей твоих.

Среди всех тех законов и наставлений, которые Ха Шем (Имя Б-га) дает в нынешнем недельном чтении, особенно значительным и убедительным является наставление об Его Ангеле. Для того, чтобы осознать, кто же этот Ангел есть на самом деле, я хотел бы сначала объяснить вам значение ивритского слова «коль», которое было переведено выше как «голос». Впервые встречаемся мы с этим словом в главе Торы, прочитанной нами на прошлой неделе, когда Моше прислушивается к голосу своего тестя Итро (Шемот 18:24).
В следующий раз мы встречаем слово «Голос» в той же недельной главе Итро в том эпизоде, когда Ха Шем сообщил сынам Исраэйля следующее:
Шемот (19:5) . И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля…
Итак, исходя из этих двух словоупотреблений слова «коль» нам становится очевидным, что это слово в иврите означает также послушание. Но более того, слово «коль» может иметь значение «Мир». Голос Б-га является и Словом Б-га! И это имеет огромное значение применимо к тому, что говорит нам Ха Шем в вводном отрывке главы Мишпатим.
Подумайте о том, что нам говорится в этом отрывке. Г-сподь пошлет Своего Ангела к Исраэйлю во-первых, для того, чтобы хранить его в дороге (слову «хранить, оберегать» в иврите «Шамар» означает ограничение в определенных рамках), а во-вторых, чтобы привести их в место, приготовленное Вс-вышним. Затем сынам Исраэйля говорится, чтобы они внимали голосу Ангела («ангел» на иврите «Мал’ах», имеет также значение «посланник, вестник») и не раздражать Его, иначе Он не простит непослушание. Почему? Потому что имя Г-спода в Нем (некоторые переводчики говорят: «Он раскрывает Его Имя»). И все же сынам Исраэйля говорят также, что если они послушают голоса Ангела, то Ха Шем станет врагом их врагов.

Должно быть, это был особенный Ангел, и давайте сейчас разберемся, чем же этот Ангел был необычен. Прежде всего, насколько я понимаю этот отрывок, именно этот Ангел будет хранителем сынов Исраэйля, и во все время пути они должны слушаться Его гласа.
И как мы уже говорили с вами раньше, слово «голос» в данном случае означает «Его Слово». Следовательно, здесь нам дается понять, что Слово Ангела станет для сынов Исраэйля тем, что будет держать их в рамках. Однако из Брит Хадаша (Обновленного Завета) мы знаем, что ангелы посылаются нам не для того, чтобы распоряжаться нами и не для того, чтобы держать нас в определенных рамках, но, скорее всего, они посланы, чтобы служить нам и не быть помехой.
Говоря об ангелах, автор Послания к Евреям свидетельствует:
Евреям (2:14) Разве они не просто служащие духи, посланные на помощь тем, кто будет спасен Б-гом?

В отличие от всех других случаев, данное конкретное служение Ангела будет носить совершенно иной характер: это служение будет активным вмешательством в жизнь людей.
Во-вторых, нам говорится, если не прислушиваться и не исполнят повеления этого Голоса Ангела, то Он не простит неповиновение обидчика.
Но насколько мы знакомы с ангелами, известно нам, что карательные функции не являются отличительной чертой ангелов. Почему? Потому что Слово, которое будет говорить Ангел, станет законом и если не исполнять его, то наступит кара. Он не простит непослушания.
И нигде в Писании нам ни разу не говорится и даже не дается намека на то, что Ангел может провозглашать законы или прощать грехи, только Б-г может делать это! И третье, что мы узнаем об этом Ангеле, это то, что Он заключает в Себе Имя Г-спода. И это одно из самых поразительных утверждений во всей Торе! Ангелы – это созданные существа.

В прошлых комментариях к Торе мы узнали, что Имя Г-спода представляет собой Его характер. Имя Б-га - это Его характер! И здесь мы узнаем, этот Ангел будет не только совершать великие дела, действуя от имени Б-га, и совершать эти великие дела не только силой Б-га как многие поступали (Моше, например), но также обладать всей сущностью и характером Б-га. Непосредственное Б-жественное участие в этом Ангеле не вызывает сомнений!

И еще один поразительный факт видим мы в сегодняшней главе Мишпатим:
Шемот (24:9-11) И взошел Моше и Аарон, Наддав и Авиу, и семьдесят из старейшин Исраэйл , И видели они Б-га Исраэйлева; и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте. И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.

Сейчас в традиционной Еврейской Библии этот эпизод истолковывается так: семьдесят старейшин поклонялись Б-гу, не видя Его. Также еврейские мудрецы объясняют, что у старейшин было видение, но не зрительное восприятие. Давайте разберемся в этих двух объяснениях.
В иврите для обозначения действия «видеть» в этом отрывке Писания используется слово «Йира», которое переводится как «видеть», «наблюдать», «показываться», «пристально смотреть» и никогда не встречается значение «поклоняться, почитать».
Вдобавок ко всему они увидели то, что находится под ногами Б-га: «и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо». Это означает, что старейшины видели, но не поклонялись, поскольку это было видение! Как вы думаете, каковы шансы на то, что семьдесят человек в одно время и в одном месте увидят одно и то же? Или они были все введены в транс? Или все вдруг заснули? Маловероятно! К тому же на это нет даже и намека в Писании!

Самое лучшее объяснение, которое будет совпадать с тем, что Ха Шем сказал Моше: семьдесят старейшин увидели Б-жественного Ангела, предвоплотившего Йешуа (об этом сказано в стихе 23:20). Это также объясняет Б-жественную сущность Ангела, и, соответственно, почему Он воспользовался этими сверхъестественными и Б-жественными свойствами. И это объяснит тот факт, что старейшины видели Б-га и остались в живых.
Шемот (24:11) И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.
Рабби Яков Фарбер


От наших ортодоксальных братьев

Недельная глава «Мишпатим»
Продолжаем знакомить вас с Торой- сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу « Мишпатим», содержащую 53 из 613 заповедей Торы. Главным образом речь идет о законах судопроизводства, выплате ущербов, а также о праздновании трех еврейских праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих каждого взрослого еврея прийти в Иерусалим.
«Если одолжишь деньги бедняку из Моего народа, не притесняй его и не бери с него проценты!»,
«Если в залог возьмешь одежду ближнего, верни ему ее до заката!»,
«Если встретишь потерявшегося быка или осла твоего врага, обязательно верни их ему!»,
«Если увидишь осла твоего врага, склонившегося под ношей…помоги ему (врагу) разгрузить его (осла) вместе!»,
«Шесть лет засевай землю и собирай ее урожай, а на седьмой год – шмита, оставь ее (землю) и пусть едят бедняки из твоего народа, а остальное – съедят полевые звери, также поступай с твоими виноградниками и оливами!»

«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени.
«Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Отчасти, да, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с овечкой.

В частности приводится следующая притча. Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!» Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда наделил Б-г овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку. Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца!

А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты! Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война?

Жемчужины еврейского комментария
«А если скажет раб: я люблю своего хозяина, свою жену и своих детей – не выйду на свободу! Его хозяин приведет его к судьям, и подведут его к двери или к мезузе, и проколет хозяин ему ухо и станет его рабом навсегда».

Раби Шимон сын Раби (рава Йеуда Анаси) удивляется: почему еврейского раба, отказывающегося выйти из рабства, подводят именно к дверям и мезузе? И отвечает – дверь и мезуза были свидетелями чуда в Египте, когда взаслугу того, что евреи смазали косяки дверей кровью пасхальной жертвы, не боясь египтян, Всевышний миновал (пасах на иврите) их двери и вывел евреев из рабства на свободу, сказав: «Мне сыновья Израиля (евреи) рабы», а не рабы рабов. А тот, кто несмотря на это все равно хочет иметь над собой хозяином человека – пусть с позором проколят его ухо перед этими же «свидетелями»!
Точно так же объясняет раби Йоханан бен Закай, почему здесь выделяется именно ухо, орган ответственный за слух. Еврей, слышавший на горе Синай: «Мне сыновья Израиля (евреи) рабы», (а не рабы рабов) и «Пусть не будет у тебя других богов», и при этом все-таки предпочивший ярмо другого человека прямой власти Всевышнего заслуживает, чтобы прокололи его ухо!
Женский уголок
Достаточно каверзный вопрос: действительно ли иудаизм считает, что женщина – не человек?
В своих записках в качестве первого примера вопиющей «невежливости» Пушкин приводит следующий пример: «в некотором азиатском народе мужчины каждый день, восстав от сна, благодарят Б-га, создавшего их не женщинами.»
И как раз через несколько строчек после этого великий поэт переходит к обсуждению затронутой темы – человек ли женщина. Нетрудно догадаться, о каком именно «азиатском» народе прозрачно намекает Александр Сергеевич.
Да-да. О нас с вами! Вот только почему-то прежде чем вывести свой вердикт по отношению к проблеме взаимоотношений полов в еврейской религии, классик не спешил разузнать, а за что же, «восстав от сна» благодарят Б-га еврейские женщины.

Не желая повторять ошибки Пушкина, давайте разберемся, во-первых, за что именно евреи благодарят Творца по утрам, а во-вторых, что же все-таки в данной ситуации говорят наши дорогие женщины.
Итак, благословение «за то, что Ты не создал меня женщиной» входит в длинный перечень благословений за различные блага жизни – возможность здраво мыслить, видеть, иметь хлеб насущный и т.д. и т.п.
Казалось бы, все очень просто: с раннего утра мы благодарим Б-га за всевозможные материальные прелести жизни, в том числе и за то, что мы освобождены от различных домашних хлопот, от мук связанных с беременностью, родами и других «чисто-женских» проблем.
Вывод – достаточно здравый, но не совсем еврейский. Итак, за что же именно благодарит еврей Создателя, едва проснувшись?
Как ни странно, за возможность...выполнять максимальное количество заповедей. Так, по еврейскому закону, слепой освобожден от выполнения заповедей.
Бедняк, стесненный в своих средствах, лишен возможности выполнять в полное мере многие заповеди Торы.

Что же касается еврейских женщин, то они освобождены от повелительных заповедей, связанных с конкретным временем, благо у женщин – свой собственный, личный, жизненный цикл, свое «собственное» время, накладывающее на нее свои особые заботы.
У них нет обязанностей надевать тфилин и цицит, жить в сукке, молиться в строго определенные часы и т.п.

Наши же дорогие мужчины выражают свою признательность Творцу за то, что они не лишены сладкого бремени этой «дополнительно нагрузки». Но тут важно помнить, что каждая заповедь направлена на то, чтобы привести к исправлению тех или иных мелких дефектов, являющихся неотъемлимой частью каждого человека.

Так вот, женщины, освобожденные от определенных заповедей, попросту не страдают теми дефектами, против которых направлены эти конкретные заповеди. И как вы думаете, какими словами благодарит женщина Б-га по утрам? «За то, что Ты не сотворил меня мужчиной»? Как бы ни так! Еврейской женщине не надо утверждаться через «отрицание отрицания». У нее есть нечто свое, позитивное, за что ей есть благодарить.

Она благодарит Всевышнего «За то, что Ты сотворил меня по Своему желанию!»
Она понимает, что именно в той форме, в которой она существует, она наилучшим образом соответсвует исконному замыслу Творца о том, кем должен быть Человек, независимо от того, является ли он мужчиной или женщиной.
Что это значит?
Она понимает, что именно та роль, что уготована на ее долю, максимально подходит ей для реализации своего потенциала, своих личных, качеств.
Понимает и благодарит!

А теперь все-таки, что можно приготовить на хороший завтрак в дурную погоду? Попробуйте-ка следующее:
Пестрая запеканка
В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель,
красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука.
Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне.
Десертный творог
Разбавьте 250 г творога тремя ложками молока. Взбейте. Добавьте изюм, курагу, шоколадную крошку или орехи. Размешайте и подавайте.


В избранное