Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Вайехи - Прожил


Шалом друзья!
Даже в этот наш "общепринятый праздник"  мы возносим хвалу нашему Создателю,
во имя нашего Мессии Иешуа! Новый год - это новая веха, это новая черта в нашей жизни.
Так будем же верны Слову Создателя, Его Милости и Любви!
И да пребудет с нами Его Благодать и Благословение! пусть наступающий год принесет шалом (мир), любовь в ваше сердце.
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы в мессианском и ортодоксальном  и каббалистическом исполнении.
Эта недельная глава «Вайехи» («Прожил»)
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com 
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael   
Там же на сайте выложены Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями,статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля.

Кто хочет знать больше - Недельная глава «Вайехи» («Прожил»)- по книге Зогар (Сияние) 
с комментариями рава в видео https://youtu.be/Z_0fbhQiCAw

Известна хасидская притча об одном мудреце, который буквально творил чудеса, находя нужный подход к каждом сердцу.
Когда его попросили объяснить, как ему это удается, он с радостью объяснил: сначал я стремился улучшить весь мир. 
Когда я понял, что мне это не под силу, я захотел улучшить хотя бы свой город. 
Затем я понял, что, дай Б-г, мне улучшить свою семью. 
И вдруг мне пришло в голову, что стоит начать улучшать...самого себя. 
И, о чудо! Как только я начал заниматься самосовершенствованием, я вдруг увидел, как я своим личным примером влияю на свою семью, затем на весь свой город и, кто знает, может со времени мне удастся воплотить свою мечту улучшить весь мир. 
Единство – суть еврейского народа. 
Но надо помнить, что чтобы добиться единства в народе, стоит начать с единства в своей собственной семье! 
А не зря в традиции еврейский дом сравнивается с Храмом. 
Так помните, что беспричинная любовь, любовь невзирая ни на что, 
любовь с полной самоотдачей в конце концов построит в вашем доме малый храм! Благословений!
Езра (Алекс)  ezra@bk.ru

Парашат Шавуа "Вайехи" от МЕССИАНСКИХ евреев 
Бэрэйшт / Бытие 47:28-50:26
Мелахим Алеф/ 1 Царств 2:1-12 
Кефа Алеф / Петра 1:1-9 
 Бырэйшит (50:15-21) И увидели братья Йосэйфа, что умер отец их, и сказали: может Йосэйф возненавидит нас ивоздаст нам за все зло, которое мы сделли ему. И велели они сказать Йосэйфу: отец твой завещал пред смертью своею, говоря: Так скажите Йосэйфу: прости, молю тебя, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло; а теперь прости вину рабов Б-га отца твоего. И плакал Йосэйф, когда говорили это (это) ему. И пошли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал им Йосэйф: не бойтесь, ибо разве на месте Б-га я? Вот, вы умышляли против меня зло, но Б-г порешил его к добру, чтобы сделать то, что нынче есть: чтобы сохранить жизнь многочисленному народу. А теперь не бойтесь. Я буду кормить вас и малюток ваших. И он утешал их, и говорил по сердцу их.

Из всего того, что случилось с братьями Йосэйфа, и всех знаменательных перемен в их жизни, Писание приводит нас с состояние некоторого изумления относительно братьев Йосэйфа, по крайней мере, я-то уж точно удивлен.

Йааков умер, и вот одиннадцать братьев ожидают того, что Йосэйф воспользуется удобным случаем для своей мести и расплаты. В их воспаленном воображении им чудится, что Йосэйф специально выжидает время, очевидно не желая, чтобы его отец стал очевидцем того, что он собирается сотворить с братями. Не кажется ли это нам уже знакомым? И на самом деле, похожая ситуация уже имела место в этой же семье тогда, когда Яаков убегал от Эйсава (Бырэйшит 27:41). Итак, что же именно меня удивило в этих парнях?

Если вы вспомните прошедшую неделю, то в комментарии к главе Торы Ваигаш говорится о том, что человеку, который не верит другим людям, нельзя доверять также. А также я говорил, что чувство вины служит причиной быть подозрительным и недоверчивым к каждому.
Значит, здесь у нас есть несомненное доказательство того, что братьев все еще мучило чувство вины. Почему?
Да потому, что они до сих пор не верили Йосэйфу! Для меня этот факт также является подтверждением того, что они все еще не простили самих себя.

Почему я сказал «самих себя»? На самом деле нам известно, что брат их Йосэйф простил их, и что Г-сподь простил их также, поскольку они оба (Г-сподь и Йосэйф) имели отношение к этому, и вся эта ситуация была уже делом далекого прошлого, и в сознании Йосэфа этот период остался в далеком прошлом. 
Тем не менее, этого не чувствовали братья. Обратите внимание, как Йосэйф был неприятно удивлен и даже опечален отсутствием веры у братьев. Да, именно отсутствием веры! 
«Йосэйф плакал, когда они говорили с ним». 
Возможно, некоторые скажут, что это были слезы радости и любви к своим братьям, но я полагаю, что это были слезы печали.

 Вопреки всем испытаниям, через которые прошел Йосэйф, он никогда не терял свое рвение к Б-гу, его вера в Б-га всегда спасала его. Но не так обстояли дела с братьями: они не верили в себя, хуже того, они не верили Г-споду - Ха Шем! Я чувствую, что Йосэйф разгадал, откуда приходили эти парни, и он был опечален этим. Возможно, братья плакали от страха, может, от облегчения; Кто знает, вдруг это были всего лишь фальшивые слезы мольбы о снисхождении и сострадании. Но каковым бы ни были обстоятельства, несомненно одно: братья плакали совсем не по той причине, что плакал Йосэйф. Да и как они могли подозревать о мотивах Йосэйфа, особенно после всего того, что он сделал для них и для всей семьи в то время, когда голод неистовствовал во всем мире? Как осмелились они допустить даже мысль о мщении? Тем не менее, они допускали эту мысль.

Такое случалось не только с братьями Йосэйфа. Многие люди переживают сложное время прощения самих себя. Совершали ли вы когда-нибудь что-либо плохое, а затем вы исповедались в совершенном грехе Г-споду – Ха Шем, и терпела ли ваша сторона поражение, если грех фигурировал в качестве третьего действующего лица? Согласно Писанию, вы прощены… 
И сегодня можно спросить: как много, вы думаете, людей, читающих сегодня Д’вар Тора (Слова Писаний), которые до сих пор влачат за собой бремя своих шибок? 
По сути, многие из нас считают, что сатана виновен в этом нашем удручающем чувстве вины, и он же отвечает за наши плохие воспоминания. 
В его адрес посылается множество упреков и предпринимается множество попыток отделаться от него.

 Но в действительности не сатана обвиняет нас и выносит вам приговор, это вы сами признаете себя виновными. Почему? Потому что вы не доверяете Г-споду! 
Подобно братьям Йосэфа у вас есть проблема доверия. Слово Г-спода говорит нам:
1 Йоханана (Иоанна) 1:9 Если же мы признаем свои грехи, тогда он, будучи верен и справедлив, простит их и очистит нас от всех злых дел.

Братья Йосэйфа показали недостаточность своей веры, и история показывает нам печальные последствия этого неверия. Сыны Исрайэля дорого поплатились за свое неверие, и, к великому сожалению, большинство из них и сейчас страдает от этого. Если вы не хотите испытать на себе результаты отсутствия или недостатка веры, то всякий раз, когда Г-сподь говорит исполнить вам что-либо из Его Слова, то делайте это! И когда Он говорит вам, что Он сделал что-либо для вас – верьте!
Раввин Яков Фарбер

Недельная глава «Вайехи» («Прожил») от ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев
Эта недельная глава завершает первую книгу Пятикнижия – Берешит. В ней говорится о предсмертных благословениях Яакова своим внукам Эфраиму и Менаше, а также своим 12 сыновьям, родоначальникам колен Израилевых. Затем в главе рассказывается о смерти Яакова и его пышнейших похоронах, а также о смерти Йосефа и его предсказании о будущем избавлении евреев из египетского рабства. 
По первоначальному замыслу Яакова эта недельная глава должна была открыть нам сокровеннейшие тайны конца истории. Именно эти тайные знания собирался Яаков передать своим сыновьям, срочно созывая их собраться вместе у его изголовья. 
Но вместо этого мы читаем о том, какие именно благословения и напутствия дает Яаков каждому сыну. 
Дело в том, что когда братья предстают все вместе перед отцом, пророческий дух вдруг покидает Яакова. Вначале у Яакова начинают зарождаться опасения по поводу истинной праведности своих сыновей, но когда он убеждается в несправедливости своих сомнений, он успокаивается и осознает, что еще просто не пришло время раскрыть все секреты мироздания. 

Но почему же мы все были лишены такой прекрасной возможности знать все наперед и действовать в соответсвии с этим? Не решило бы это, по крайней мере, добрую половину наших проблем и сомнений? Скорей всего, да. 
Но вместе с этим, данные знания лишили бы нас самого главного дара человечества – свободы выбора. А такая игра, уж поверьте, не стоит свеч!  
Всевышний не нуждается в дополнительных духовных роботах. С этой функцией прекрасно справляются духовные субстанции, именуемые «ангелами». 
Человека же Творец снабдил гораздо более мощным орудием, Своим собственным «образом и подобием» - свободой воли! 
Лишиться его – значит потерять тот неповторимый человеческий облик, тот самый, позволяющий человеку скатиться ниже животного или подняться выше ангелов. И потерять этот дар означало бы потерять смысл жизни. То, что мы так или иначе придем к долгожданному концу мировой суматохи – однозначно. Весь вопрос лишь в том, КАК мы придем к нему. 
И это уж зависит от нас!

Но пусть мы лишены возможности знать все наперед, мы все же не лишены инструкции к действию. Ведь все-таки одну, самую главную тайну Яаков открыл своим потомкам. Именно она дала возмножность евреям сохраниться как народ на протяжении столетий. Именно она является для нас ключом к спасению в самые трудные времена. «Соберитесь вместе»! Это был не просто сиюминутный призыв к 12 родоначальникам колен, а та самая великая тайна, которую сумел Яаков передать своим потомкам на все века. 

Единство! Если вообще существует такая возможность дать определение самой основной сущности еврейской религии одним единственным словом, то это именно оно.  И недаром единство еврейского народа, народа, для которого «один за всех и все за одного» - не просто красивый лозунг, а жизненное кредо, стало притчей во языцах. 
Наша традиция утверждает, что в наказание за беспричинную ненависть был разрушен Иерусалимский Храм и только в заслугу за беспричинную братскую любовь, в скорейшем времени да будет Он отстроен!

Каббалистическое толкование - Недельная глава «Вайехи»  (в диалоге)

И БЫЛО, ПОСЛЕ ЭТИХ ПРОИСШЕСТВИЙ (48:1) 
Г. Копач: В каком-то смысле эта глава подводит итог. Если Бытие началось с падения Адама, то завершается оно своего рода исправлением. Существует ли какая-то параллель между Адамом и Яковом? 
М. Лайтман: Конечно. С Адама вся эта цепочка началась, ведь он первый раскрыл Творца. Речь идет о человеке, который жил в этом мире – как, допустим, Гиль Копач, и которого звали Адам. Он первый из людей раскрыл Высшую силу. Это случилось 5768 лет назад, когда он был уже в зрелом возрасте. 
Г. Копач: То есть мир существовал задолго до этого? 
М. Лайтман: Безусловно. 
Г. Копач: И что же – его вдруг просто осенило, что есть связь с Творцом? 
М. Лайтман: Да, он раскрыл связь с Творцом, а потому называется Ришон (первый). Именно с него начинается отсчет времени, отпущенного нам для исправления. 6000 лет, начиная с Адама Ришон, это тот промежуток времени, в течение которого все мы должны раскрыть Высшую силу и духовный мир. До окончания этого срока осталось 223 года. 
Г. Копач: С божьей помощью, или, как говорят по-русски, "дай Бог". 

И ПРИБЛИЗИЛИСЬ ДНИ ИСРАЭЛЯ К СМЕРТИ (47:29) 
Краткое содержание главы таково. Яков состарился, он лежит в постели и чувствует, что дни его сочтены. 
М. Лайтман: Наступает окончание времени Праотцев – Авраама, Ицхака и Якова, и начинается время сыновей. 
Г. Копач: Это период 12-ти колен? 
М. Лайтман: Да, в особенности, Йосефа, который приводит братьев в Египет. 

Г. Копач: Мы изучали раньше, что слово «сын» означает «понимание». 
Если мы говорим о 12-ти коленах Якова, то речь идет о его 12-ти постижениях, во всяком случае, о которых нам известно. 
М. Лайтман: Эти 12 постижений составляют суть Якова, а Йосеф как сфира есод подводит итог всем этим свойствам Якова, проявляющимся в его сыновьях, и приводит их в Египет. Здесь, в Египте, свойство, которое называется Йосефом, начинает исправлять эгоизм человека, символом которого являются Египет, 
Фараон, египтяне. Исправление происходит с помощью силы, называемой Яков. 

Г. Копач: Уже здесь мы видим, что миссия сыновей Израиля состоит в исправлении всех народов, а не только себя самих. Ведь Египет - корень зла, которое необходимо преодолеть, чтобы душа человека поднялась к духовному. 
М. Лайтман: Конечно, это предназначение идет еще от Авраама, который хотел исправить вавилонян, но столкнулся с их нежеланием. В результате они выбрали путь эгоистического развития, к логическому завершению которого мы подошли сейчас, и на себе чувствуем всю его "прелесть". Именно Авраам стал первым евреем (ехуди от слова ихуд - объединение), т.к. желал объединения всего человечества с Творцом. 

Г. Копач: Вернемся к содержанию главы. Яков собирает возле себя всех своих сыновей, и они уверены, что он собирается разделить между ними наследство. Они радуются, готовятся, приносят емкости, кошельки… 
М. Лайтман: Нет, конечно, речь не идет о каком-то имуществе. Дети Якова - это символы мощных духовных сил. 

Г. Копач: Тогда давайте разберем каждую из них, ведь Яков говорит сыновьям: 
"СОБЕРИТЕСЬ, И Я СООБЩУ ВАМ, ЧТО СЛУЧИТСЯ С ВАМИ В ГРЯДУЩИЕ ВРЕМЕНА" (49:1), 
- то есть речь идет о предсказании будущего. 
М. Лайтман: Яков – это средняя линия, итог всего периода Праотцев, та точка, в которой завершается оформление замысла творения и начинается его исполнение. Эта сила дает начало для проявления всего, что было заложено, через многочисленные изменения и развитие эгоизма. Когда человек раскрывает в себе эту силу, называемую Яков, он с ее помощью начинает работать со своим эгоизмом, изменяя и исправляя его, соединяя вместе все свои свойства. Затем человек проясняет и начинает работать с 12-ю составными частями Якова и объединяет их в свойстве Йосефа. Когда он уже может работать с силой Йосеф, то его эгоизм разрастается до уровня Фараон. Так человек проходит исправление за исправлением до тех пор, пока не завершает весь процесс, тем самым полностью реализуя замысел творения. 

И ПРИЗВАЛ ЯАКОВ СЫНОВЕЙ СВОИХ, И СКАЗАЛ. (49:1) 
Г. Копач: Если я попробую читать эту главу таким образом, то увижу, что Яков, который находится во мне, умирает, и хочет передать свои постижения и благословение сыновьям. Он начинает обращаться к сыновьям по порядку. Первый, старший его сын – Реувен. Яков говорит ему: 
РЕУВЕН, ПЕРВЕНЕЦ ТЫ МОЙ, КРЕПОСТЬ МОЯ И НАЧАТОК СИЛЫ МОЕЙ, ИЗБЫТОК ВЕЛИЧИЯ И ИЗБЫТОК МОГУЩЕСТВА. СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ЖЕ КАК ВОДА, НЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА. (49:3-49:4) 
Как это понимать? Кто такой Реувен во мне? 
М. Лайтман: Свойство Реувена не может пока главенствовать. 

Г. Копач: Что означает это свойство? 
М. Лайтман: Из всех 12-ти сыновей свойство Реувена как бы противоположно Якову. 
Г. Копач: В нем есть что-то легкомысленное, инстинктивное. 
М. Лайтман: В нем проявляются как положительные, так и отрицательные качества, ведь он принадлежит к творению, а в творении есть все. Нужно понять, почему все сыновья так отличаются друг от друга. Ведь если они одно целое, то должны быть едины как Творец. Однако в каждом из них есть нечто, выходящее за рамки этого целого. Именно об этих свойствах говорит Яков, и именно они должны быть исправлены. Поэтому только после исправления Реувен сможет занять свое место в творении. Мы изучаем, что часть высшей системы, называемая миром Ацилут, состоит из 12-ти духовных объектов… 

Г. Копач: Мир Ацилут находится вне нашего восприятия? 
М. Лайтман: Пока да, но именно к нему мы должны прийти. Это тот мир, где человек соединяется с Творцом. 
Г. Копач: Мы находимся в мире Асия, а Ацилут находится над ним? 
М. Лайтман: Над миром Асия есть мир Ецира, затем Брия, а затем – Ацилут. 

Г. Копач: Что подразумевается под понятием миры? 
М. Лайтман: Это своеобразный механизм, обеспечивающий скрытие. 
Г. Копач: Что-то наподобие фильтров? 
М. Лайтман: Каждому из нас дан эгоизм и сила для его исправления. Каждое исправление позволяет подняться на более высокий уровень, т.е. в следующий мир. 

Г. Копач: Но ведь мы всегда будем оставаться в мире Асия - там, где мы живем? 
М. Лайтман: Нет, речь вообще не идет о физических телах, ведь наши тела не меняются. Если, скажем, у какого-то каббалиста, который находится в очень высоких духовных мирах, появляется проблема со здоровьем, ему могут даже пересадить орган простого человека, и не еврея, и не каббалиста. Какое это имеет значение? На уровне физических тел мы все равны. 
Г. Копач: Наши тела находятся в мире Асия, а душа при этом может подниматься выше? 
М. Лайтман: Конечно, поднимается только душа, ведь в теле нет и не может быть ничего святого. Наше животное тело находится внизу, а душа, т.е. человек, стремится вверх. Человек, правильно использующий эти 12 сил сыновей Якова, постепенно исправляет свое эго и поднимается в мир Ецира, Брия, а затем и в Ацилут. В мире Ацилут он полностью и правильно реализует себя, и именно об этом хочет сейчас рассказать Яков своим сыновьям. Ведь именно в мире Ацилут его 12 сыновей смогут в полную силу и правильно себя реализовать. А пока они находятся вне мира Ацилут, то в каждом из них будет ощущаться какой-то недостаток, несовершенство. 

ШИМОН И ЛЕВИ - БРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ. (49:5) 
Г. Копач: Как мы уже говорили, я всего лишь простой еврей. Я не понимаю, что такое Ацилут и все эти миры... 
М. Лайтман: Но вне зависимости от твоего желания, ты находишься внутри этой системы. Ты можешь, как младенец, закрыть глаза, но это ничего не меняет. 
Г. Копач: В этой главе все время есть ощущение, что у Якова есть сыновья, или, по вашему объяснению, свойства, которых он любит больше других. 
М. Лайтман: Потому что они более близки ему. 

Г. Копач: Вместе с тем есть сыновья, или свойства, которые он не просто меньше любит, а просто ненавидит. Например, о Шимоне и Леви он говорит: "ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ", обвиняет их в убийстве, связанном с историей Шхема, и даже наказывает их, когда делит землю. Шимону он дает земли в районе сегодняшней Беер-Шевы, которые стоят меньше всего, а Леви вообще ничего не дает. Получается, что он их не любит. Почему? 
М. Лайтман (смеется): Откуда ты знаешь, сколько стоила земля в районе сегодняшней Беер-Шевы? 

Г. Копач: Я задаю вам сложные вопросы? 
М. Лайтман: Нет, просто речь не идет о каких-то земных делах. Не говорится о людях, и вообще нет в этой истории ничего отрицательного, как и во всей Торе. Ведь даже Фараон не является отрицательной силой. Он олицетворяет свойство, которое создано в нас Творцом, и является основой, опираясь на которую, мы сможем подняться над ним же самим и приблизиться к Творцу. Это свойство необходимо нам для того, чтобы в противоположность ему выстроить образ Творца. И такой подход должен быть ко всему, что кажется нам отрицательным в Торе. Поэтому и Яков в своем благословлении не просто предсказывает будущее, а пытается раскрыть каждому из сыновей, в чем состоит его несовершенство, чтобы они смогли правильно использовать его для исправления эго. 
Представь две противоположные линии. На одной находятся сыновья и все их свойства, а на другой - эго. Обе линии: и свойства сыновей во всевозможных проявлениях, и эго – все это есть во мне. И эти две противостоящие силы точно соответствуют друг другу. Я должен быть и милосердным и настойчивым, и убийцей по отношению к своему эго, и вором опять-таки по отношению к нему - как евреи, которые, убегая из Египта, забрали с собой богатства египтян.
 
Г. Копач: Все эти свойства только по отношению к эго? 
М. Лайтман: Конечно. Ведь что значит, что они - «сыновья Якова»? Как могут сыновья Якова – его результат – быть плохими? Они являются продолжением, развитием Якова. Только развивая и раскрывая их свойства, можно осуществить исправление. 
Г. Копач: Выходит, у Якова есть свойства, которые можно определить как убийцы и завистники, и их олицетворяют Шимон и Леви? 
М. Лайтман: Да, есть и такие свойства. А как ты будешь противостоять эгоизму, если их в тебе не будет? Ты даже не сможешь работать с ним, ведь связь основывается на равенстве свойств. 

Г. Копач: Т.е. нужна и жестокость. Вы все время говорите об эгоизме. Какой образ в Торе соответствует этому понятию? Фараон? Злое начало? 
М. Лайтман: Злое начало – это все преступники, о которых говорится в Торе. Но, в сущности, оно является "помощью против него самого". 
Г. Копач: Есть синоним для слова эго в языке Торы? 
М. Лайтман: Это злое начало, желание насладиться, намерение ради получения, т.е. все те состояния, когда человек не хочет соединяться с другими людьми, чтобы быть с ними вместе и наполнять их. Нужно понять, откуда это происходит. Творец создал всего лишь одну душу, одно желание. Оно называется Адам Ришон до грехопадения. Это желание разделилось на множество частей, связь между которыми нарушилась, и каждая часть стала ненавидеть все остальные. Это как горсть орехов в мешке, которые трутся друг о друга. Так же и мы в этом мире существуем как орехи в мешке, не способные связаться друг с другом. 

Г. Копач: Не понимаем, что мы все - орехи с одного дерева. 
М. Лайтман: Более того, мы относимся к одному организму как его клетки или органы. И наше исправление состоит в том, чтобы вернуться к такой связи, когда мы будем едины. Для этого необходимо разбить скорлупу орехов, которая мешает воссоединению и отталкивает нас друг от друга. Преодолев эту силу отталкивания, мы начнем понимать, почему Творец нас разделил, и тогда постигнем Его, станем, как Он. 

Г. Копач: Невозможно понять Творца, ведь понять Его – означает стать Им! 
М. Лайтман: Почему же? Ведь именно Творец создал этот мир таким, как он есть. Тебе наш мир кажется хорошим? Я так не думаю. 
Г. Копач: У Творца здоровое чувство юмора, если он создал этот мир таким. 
М. Лайтман: Но за счет того, что ты этот мир исправляешь, ты понимаешь Его, поднимаешься до Его уровня.
 
Г. Копач: Уподобляюсь Ему. 
М. Лайтман: Так вот, Яков объясняет, как с помощью всех тех свойств и сил, которые в нас созданы, каждый из нас может исправить свое злое начало. 
Г. Копач: ТЕБЯ, ЙЕУДА, ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ. (49:8) 
Кто такой Иеуда и почему именно его именем называется весь наш народ? Ведь не назвали же нас ни именем Шимон, и никаким другим. 
М. Лайтман: Йеуда олицетворяет умеренную силу, которая управляет, не нанося ударов. Эта сила есть в человеке. 

Г. Копач: Что это означает? И как это связано с Иеудой? 
М. Лайтман: Йеуда призван обеспечивать соблюдение законов системы. Тем самым он подталкивает человека к единению (ивр. ихуд - объединение). 
Г. Копач: Йеуда соблюдает законы, берет на себя ответственность, устанавливает границы? 
М. Лайтман: Да, именно так. 

Г. Копач: Поэтому говорится, что он всегда будет царем? 
М. Лайтман: Да, ведь без соблюдения законов, которые в каждой ситуации ограничивали бы наш эгоизм и постепенно подталкивали нас к единению, отдаче и любви, не может быть исправления. Сказано: "Возлюби ближнего как самого себя". Вот Йеуда и устанавливает ограничения для желания получать. 
Г. Копач: Получается, что он является первым из братьев, т.к. именно решение ограничить желание получать является главным. 
М. Лайтман: Он не олицетворяет силу. 
Г. Копач: Что это значит? 
М. Лайтман: В нем есть понимание и выяснение - в этом его сила. 

Г. Копач: Он проясняет истину и в соответствии с ней точно все расставляет? 
М. Лайтман: Да. Но истина может быть такой, что ее невозможно использовать. Анализируя, он направляет человека именно на то, что в данный момент он может использовать, что способен исправить. 
Г. Копач: Что практически осуществимо. Поэтому говорится, что ему обещано властвование в мире. 
М. Лайтман: Да. Поэтому только с его помощью можно прийти к Окончательному исправлению. Да и после этого исполнение законов никто не отменяет. 
Г. Копач: Что олицетворяют остальные сыновья – Звулон, Исахар? 
М. Лайтман: Исахар - действующая рабочая сила, а Звулон – сила милосердия. О нем говорится, что это морская сила, т.к. море означает милосердие и мужество, которое есть в милосердии. 

Г. Копач: Сказано, что 
ЗВУЛУН У БЕРЕГА МОРЕЙ ВОДВОРИТСЯ. (49:13) 
М. Лайтман: Побережье означает предел, границу. Очень трудно одним махом объяснить такие сложные вещи. 
Г. Копач: Постепенно, может быть, я и пойму что-нибудь, особенно если вы постучите мне по голове молотком. 
М. Лайтман: Не будем спешить. Мы пока читаем только первую книгу – Берешит, а впереди еще четыре. 

Г. Копач: Берег моря означает границу? 
М. Лайтман: Да, речь идет о границе между землей, которая символизирует желание получать (ивр. эрец – земля, рацон – желание), и водой - желанием отдавать, милосердием. Звулон является как бы продолжением Йеуды – в таком виде эта сила в нас действует. А Исахар – это наше топливо, энергия движения. 

Г. Копач: А кто такой Дан, который 
БУДЕТ СУДИТЬ НАРОД СВОЙ? (49:16) 
М. Лайтман: Дан – это судья. Это совершенно понятно. 
Г. Копач: Понятно вам, мне – не совсем. 
М. Лайтман: Миссия Дана очень высокая. Ведь для того, чтобы вершить суд, нужны правильные критерии, а они проясняются только с помощью высшего из всех светов – Хохма. Поэтому необходим этот Свет. Но притяжение света может быть и опасным, ведь слишком большое раскрытие пугает и отталкивает человека. Это так же, как мы не раскрываем перед ребенком сразу все, что ему предстоит сделать, чтобы не напугать его. Так и в изучении науки каббала продвижение должно быть постепенным. Ведь мы постигаем ее не умом, а совершенно другим путем. Слушая, мы постепенно начинаем притягивать к себе Свет из того исправленного состояния, в котором мы все находимся, не ощущая и не осознавая этого. 
...........................продолжение следует для тех кто желает

В избранное