Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Шмот - Имена


Шалом дорогие друзья. 
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы «Шмот» («Имена»)в мессианском и ортодoксальном толковании.
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com 
Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля.
Кто хочет знать больше - .... Недельная глава Торы по книге Зогар с комментариями рава в видео:  https://youtu.be/lKWZftYCflw 
Будьте благословенны.
Езра ezra@bk.ru

Параша ХаШавуот Шмот - Имена от МЕССИАНСКИХ евреев. 
Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 1:1-6:1 
 Йешаягу / Исайя 27:6-28:13 
 Маасей Талмидим / Деяния 7:17-29

 Шмот (Исход 3:7-12) И сказал Господь: Я узрел страдания народа Моего, который в Мицраиме, и услышал их вопль от гонителей его, ибо Я знаю его муки. 
И нисшел Я, чтобы спасти его от руки Мицраима и вывести его из этой страны на землю добрую и обширную, на землю, источающую молоко и мед, на место, (где проживают ныне) кенаани и хити, и эмори, и призи, и хиви, и йевуси. 
А ныне, вот вопль сынов Исраэля дошел до Меня, и также узрел Я тот гнет, каким мицрим угнетают их. 
А теперь - иди, и Я пошлю тебя к Фараону, и выведи Мой народ, сынов Исраэля, из Мицраима. 
И сказал Моше Б-гу: Кто я, чтобы мне идти к Фараону, и чтобы мне вывести сынов Исраэля из Мицраима? 
И сказал Он: Ведь Я буду с тобой, а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Мицраима, служить будете Б-гу на этой горе.

При чтении этого отрывка недельной главы, следующий стих не дает мне покоя:
Шмот (3:11) И сказал Моше Б-гу: Кто я, чтобы мне идти к Фараону и чтобы мне вывести сынов Исраэля из Мицраима?
Я согласен с Моше. Кто он такой, чтобы Б-г избрал его, почему ХаШем сделал это через него? Родом Моше не был из колена Иегудина. Цари Исраэля исходили из этого колена. В действительности, когда ХаШем в пустыне основал лагерь возле Мишкана (Скинии собрания), то именно колено Иегудино возглавляло служение. 
Так почему же Моше? Почему человек из племени Леви?
Мы все прекрасно помним, что бней Исраэль покинули землю египетскую без сражений, без единой натянутой тетивы. Так что ХаШему не нужен был царь для осуществления данного плана. Цари - воины, а не священники! ХаШем знал, что освобождение сынов Исраэля будет духовным, нежели связанным с военными действиями. Им не нужно было сражаться, им необходимо было следовать духовным наставлениям Всевышнего.

То же самое и с Моше. Хотя его, принца Египта, воспитали как воина, он был восьмидесятилетним пастухом и не практиковался вот уже сорок лет. ХаШему не нужен был царь, Ему нужен был священник, тот, кто посвятит себя Ему полностью. Моше был как раз таким.
Далее из недельной Параши следует, что ХаШем Сам является воином, сражающимся с Египтом. ХаШем – царь сынов Исраэля, а Моше – Его священник.

Другая интересная мысль заложена в следующем стихе:
Шмот (3:12) И сказал Он: Ведь Я буду с тобой, а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Мицраима, служить будете Б-гу на этой горе.
Б-г воздал Моше за его работу, преданность и посвящение себя Б-гу Исраэля. ХаШем собирался дать ему символ. Моше готовился принести Закон сынам Исраэля. Через Моше пришел духовный стандарт для всех последующих поколений. Неудивительно, что ХаШем хотел священника, а не царя!

Мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на то, что только после получения Торы на Горе Синай, начала проявляться руководящая роль племени Иегуды.
Бемидбар (Числа)10:13-14 (Тогда) выступили они впервые по речению Господа через Моше. И выступило знамя стана сынов Йегуды первым по ратям своим, и над войском его Нахшон, сын Аминадава.
Интересно то, что Моше, хоть он и происходил из семьи священника, впервые стал в роли пророка, затем священника, и, в конце концов, правителя, ведущего бней Исраэль к победе. Итак, здесь мы видим Левита в роли пророка, священника и царя.

Моше сказал:
Дворим (Второзаконие) 18:15 Пророка из твоей среды, из братьев твоих, как я, поставит тебе Господь, Б-г твой, его слушайте.
Мы знаем, что этот отрывок говорит о Йешуа ХаМашиах (Иешуа Мессии). Первостепенная роль Его была роль пророка. Сейчас на небесах Он служит Когеном ХаГадоль (Первосвященником), а когда он вернется, чтобы воссесть на трон Давидов, Он исполнит роль Царя. Вы считаете это совпадением, что Моше, обращаясь к себе подобному, говорит о служении в роли пророка, священника и царя?

Все в Торе указывает на Йешуа ХаМашиаха. 
Позволите Ему очистить вас от греха и ввести в духовный мир.
Рабби Фарбер.

Недельная глава «Шмот» («Имена») от ОТОДОКСАЛЬНЫХ братьев.
На этой неделе мы читаем главу «Шмот», повествующую о порабощении еврейского народа в Египте, о личности Моше-рабейну и о возложении на него миссии Всевышнего у подножия горы Синай при виде горящего и несгораемого тернового куста – символа судьбы еврейского народа. 
Как уже было сказано в кратком изложении, значительная часть нашей недельной главы посвящена эпизоду, в котором Всевышний возлагает миссию спасителя еврейского народа (и соответственно еврейского лидера) на Моше-рабейну. 

Как ни странно, в отличие от современных политиков сам Моше-рабейну не только не стремился к власти, но наоборот, всячески сопротивлялся и пытался доказать Всевышнему, насколько он не соответствует этой высокой должности. Один из весьма существенных доводов Моше-рабейну заключался в том, что он страдал физическим недостатком, совершенно очевидным образом способным помешать его роли вождя. Дело в том, что первый и самый выдающийся еврейский пророк и лидер за всю историю был…заикой. 
Некоторые комментаторы говорят, что Моше-рабейну был избран Всевышним не вопреки, а частично благодаря этому «недостатку». Невозможно даже представить себе, чтобы заика мог быть блестящим оратором, способным ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. 

Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего красотой той формы, в которой она была подана. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения!
Но нас интересует не только это. Посмотрим, что же отвечает Всевышний на этот веский довод «скромнейшего из всех людей» (как свидетельствует сама Тора). «Сказал ему Б-г: кто дает человеку рот, или кто сделает (человека) немым, или глухим, или сообразительным, или слепым, если не Я, Б-г? А сейчас иди, и я буду с твоим ртом и укажу, что тебе говорить.» (Шмот 4:11-12)
 
В нашей повседневной жизни мы соврешенно разумно полагаемся на здравый смысл, анализируя прошлое и планируя наше будущее. И надо сказать, что иудаизм вполне поощряет такое поведение. Более того, евреям строго запрещено сидеть, сложа руки, в ожидании чуда. Но, к сожалению, иногда рациональность наших расчетов заходит слишком далеко и заставляет нас забывать о главном – об Едином Источнике всего происходящего. И в этом -корень многих наших ошибок и недочетов. Да, с сугубо-прагматической точки зрения человек, напрочь лишенный каких-либо ораторских способностей, а тем более заика, никак не может стать лидером (да еще такого народа, как евреи), но если за ним стоит Всевышний, если сам Всевышний назначил его на эту роль – самые выдающиеся представители риторического искусства по сравнению с ним покажутся немыми. Да, с той же практической точки зрения, невероятно тяжело вести еврейский образ жизни во всех его многочисленных тонкостях, но стоит только вспомнить, КТО именно возложил на нас это сладкое бремя, и все вопросы и сомнения отпадают сами собой. 

Каббалистическое толкование Недельной главы (в диалоге)

Г. Копач:  мы открываем вторую книгу Пятикнижия «Исход». 
М. Лайтман: Новая книга – это новая ступень усиления эгоизма в человеке, ведь мы говорим о Торе, которая написана относительно человека. Сейчас мы поднимаемся на новую ступень описываемого в Пятикнижии процесса. 
Пять книг Торы соответствуют пяти уровням эгоизма: 0,1,2,3,4. Человек развивается и растет согласно этим уровням, пока не достигает Окончательного исправления души. Тем самым он уподобляется Творцу, т.е. действительно становится Человеком. Слово Адам (человек) происходит от слова домэ (подобный)
Г. Копач: Пять уровней эгоизма связаны с пятью ступенями души НАРАНХАЙ: нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида? 
М. Лайтман: Конечно. Это пять сфирот кетэр, хохма, бина, зеир анпин и малхут со светами нэфеш, руах, нэшама, хая, ехида. Закончив исправление, мы получаем все эти света и становимся во всех отношениях духовными. 
Г. Копач: Время пришло! 
М. Лайтман: Еще нет! Пока мы достигаем лишь второй ступени. 

Г. Копач: Мы все еще в Египте, и глава называется «Шмот» (Книга «Исход», глава 1). 
И ВОТ ИМЕНА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ПРИШЕДШИХ В ЕГИПЕТ [1]. 
М. Лайтман: Их было70 душ. 
Г. Копач: В чем смысл имени человека? Имя – это личное пророчество, сущность, внешние свойства? Что это? 
М. Лайтман: Имя – это не то название, которое дают человеку при рождении. Имя человека говорит о его уровне, состоянии. В каждой новой ситуации он меняет имя. Как мы со дня на день меняемся, обновляемся, так вместе с этим считается, что у нас есть новое имя. Только в духовном имена даются согласно постижению Творца: твое имя определяется согласно тому, какое раскрытие ты получил, какой свет в тебя вошел. 
Г. Копач: Вы родились Михаэлем? 
М. Лайтман: В сущности, я – Моше: так звали моего дедушку. Но в России не хотели называть меня Моше и назвали Михаэль. 

Г. Копач: Вы чувствуете, что имя человека свидетельствует о роде его занятий в жизни? 
М. Лайтман: Нет-нет. Повторяю: человек сам формирует свое имя. 

Г. Копач: И УМЕР ЙОСЕФ И ЕГО БРАТЬЯ, И ВСЕ ТО ПОКОЛЕНИЕ. А СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ПЛОДИЛИСЬ, И РАЗМНОЖАЛИСЬ, И СТАЛИ ОЧЕНЬ МНОГОЧИСЛЕННЫ И СИЛЬНЫ - И НАПОЛНИЛАСЬ ИМИ СТРАНА. [2] 
В этих словах чувствуется нечто унизительное, будто говорится о каких-то животных. 
М. Лайтман: Вовсе нет – сыны Израиля начинают властвовать в Египте. 
Г. Копач: Но в самом выражении «И НАПОЛНИЛАСЬ ИМИ СТРАНА» есть оттенок брезгливости. 
М. Лайтман: Верно. На этом уровне так чувствуется. Ведь чем они занимались? Они взяли предыдущее постижение, раскрытое Авраамом, Ицхаком и Яковом, и начали работать с ним на материальном уровне – в Египте.
 
Г. Копач: Они использовали достижения Отцов для умножения материального благополучия? 
М. Лайтман: Да, чтобы хорошо жить. Это и есть понятие «египетского труда». По мере жизни в Египте сыны Израиля постепенно осознают, что находятся в изгнании. Вначале это не было изгнанием, а напротив, бегством от голода, пока не пришел к власти новый Фараон. 

Г. Копач: И ВОССТАЛ НОВЫЙ ЦАРЬ НАД ЕГИПТОМ, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ ЙОСЕФА. [3] 
Что это означает? 
М. Лайтман: В человеке вдруг проявляется новое знание, новое чувство, показывающее, что всеми его усилиями заработать денег, уважения, признания управляет некая власть. Он не чувствует, что получает что-то за свою работу – эта власть порабощает его. И это называется «НОВЫЙ ЦАРЬ», новая власть. Человек перестает быть удовлетворенным этой жизнью, хотя у него есть все. 

Г. Копач: Допустим, я встал утром и чувствую, что не доволен своей жизнью. Это значит, что во мне появился новый Фараон? 
М. Лайтман: Скажем, что так. Ты начинаешь чувствовать, что эгоизм, толкающий тебя заниматься различными глупостями, буквально порабощает тебя. 
Г. Копач: И тогда я чувствую себя работником Фараона? 
М. Лайтман: Да, ты не чувствуешь свое «Я». 

Г. Копач: Что же означает понятие «Фараон, который не знал Йосефа»? 
М. Лайтман: Это означает, что человек, который был связан с некоей предыдущей миссией, отдаляется от духовного и погружается в материальное. 
Г. Копач: В прошлой передаче вы объяснили, что Йосеф - это особый канал, соединяющий Египет и Фараона с изобилием. Йосеф – это сфира есод. Значит, если Фараон не знал Йосефа, то у него нет этой связи? 
М. Лайтман: Фараон, т.е. наш эгоизм, уже не чувствует плодов от предыдущей работы человека. Поэтому между ним и человеком начинаются столкновения. 
Г. Копач: В принципе, это хороший знак. Очевидно, что-то должно измениться? 
М. Лайтман: В долгосрочной перспективе - да, но пока человеку плохо. Так мы чувствуем себя сегодня, ведь мы проходим те же самые этапы. 

Г. Копач: И ПОВЕЛЕЛ ФАРАОН ВСЕМУ СВОЕМУ НАРОДУ: "ВСЯКОГО НОВОРОЖДЕННОГО МАЛЬЧИКА БРОСАЙТЕ В НИЛ. 
Фараон приказывает убивать еврейских мальчиков, 
А ВСЯКОЙ ДЕВОЧКЕ - ДАЙТЕ ЖИЗНЬ!" [4] 
М. Лайтман: Каждое растущее эгоистическое желание называется «девочкой», ведь «женщина» - это потребность, не наполненное желание. 

Г. Копач: Я запутался! 
М. Лайтман: Здесь есть несколько составляющих. Человек, работающий на свой эгоизм, называется работником Фараона. В процессе этой работы, с одной стороны, есть расцвет материальной стороны - это, как здесь говорится, оставьте. 
Г. Копач: Это называется «девочка»? 
М. Лайтман: Да. А «мальчиков» (бен - от слова авана - понимание), мужчин (гевер - от слова итгабрут - преодоление), которые могут справиться со своим желанием, подняться над ним - БРОСАЙТЕ В НИЛ. 

Г. Копач: Обычно этот приказ Фараона трактуют как расистский: он не хочет, чтобы народ Израиля размножался, а потому убивает мальчиков, но девочек оставляет. 
М. Лайтман: На уровне земного рассказа это верно. А на внутреннем уровне говорится о силах души человека, куда включены и он, и Фараон, и желания, называемые «народ Израиля», и «египтяне». Одни из них более эгоистические, другие менее, но все находятся под властью эгоизма, включая плоды, рождающееся в результате работы человека – «мальчики» и «девочки». И эгоизм говорит человеку: «Работай так, чтобы тебе здесь было хорошо. А «мальчиков», т.е. понимание и стремление выше этого уровня, убивай». 
Г. Копач: Что же этот эпизод означает, если все это происходит во мне: и Фараон, и мальчики, и девочки? 
М. Лайтман: Это значит, что твой эгоизм постоянно толкает тебя умножать и расширять этот изнурительный, но якобы благословенный, труд. Продолжай и дальше двигаться в этом направлении – без конца! 

Г. Копач: Эгоизм не хочет духовных постижений? 
М. Лайтман: Разумеется, нет, ведь это несет ему смерть. 

Г. Копач: И ВЗЯЛА ДЛЯ НЕГО ЛАРЕЦ ИЗ ПАПИРУСА, КОТОРЫЙ ОБМАЗАЛА АСФАЛЬТОМ И СМОЛОЙ, И ПОЛОЖИЛА В НЕГО МЛАДЕНЦА. [5] 
Всем знаком рассказ о рождении Моше. Что означает понятие «ларец»? Оно как-то связано с понятием Ноева ковчега? 
М. Лайтман: Да. Когда нет возможности сохранить некое явление, которое выше материального уровня, то берут силу хафец хесед, хасадим и укутывают ею это продвижение, называемое «ребенком», новым пониманием. От безвыходности не знают, что с ним делать, ведь эгоизм властвует. 
Г. Копач: Поэтому защищают это новое понимание тем, что помещают его в ларец или ковчег, закрывающий его со всех сторон? 
М. Лайтман: Верно. На самом деле нет лучшей защиты для нашего желания к духовному, символом которого является этот младенец, чем каким-то образом вырастить его с помощью самого Фараона. Ведь наши желания относительно духовного очень малы – они называются точкой в сердце. Увеличить их можно только за счет подъема над постоянно растущим, как гора Синай, эгоизмом. 

Г. Копач: Это говорит о том, что если бы Моше рос среди евреев, то не было бы исхода из Египта. 
М. Лайтман: Это было бы просто невозможно. 
Г. Копач: Но как получилось, что у злодея Фараона такая симпатичная дочь? Дочь Фараона спасла Моше, усыновив его и вырастив. 
М. Лайтман: В каббале мы изучаем, что в реальности нет явлений только положительных или только отрицательных. Это значит, что эгоизм тоже наслаждается духовным: он должен питаться от святости, что-то получать. Это видно по могуществу Фараона, расцвету Египта, а также общему вкладу евреев в процесс развития человечества: существующая в них сила, относящаяся к духовному, помогает им добиваться успеха в различных материальных сферах - в работе на эгоизм. Понимая, что народ Израиля и Моше приносят Египту плоды, Фараон затем не захочет их освобождать. Поэтому дочь Фараона Батья легко убеждает его, что стоит оставить младенца, и он соглашается. 

Г. Копач: Имя Батья распространено в народе Израиля. 
М. Лайтман: Батья – бат (дочь) йуд – кей (первые буквы четырехбуквенного имени Творца). Это очень высокий уровень, ведь Фараон – противоположность Творцу. Эгоизм является обратным отпечатком отдачи и любви Творца, а потому проявляется в нас как ненависть. Если мы обратим ненависть в любовь, то сможем достичь уровня Творца. Поэтому без приобретения всего достояния Фараона – эгоизма, ненависти, себялюбия, - нам не с чем продвигаться в духовном. Переверни все это в противоположность и достигнешь Творца.
 
Г. Копач: В каббалистических книгах встречается термин «клипа» (кожура, скорлупа). Говорится, что Фараон и Египет - это клипа желания получать. Что это значит? 
М. Лайтман: Клипа – это эгоистическое желание: я думаю только о себе. А Тора говорит противоположное: «возлюби ближнего, как самого себя», т.е. желание ближнего должно быть прежде твоего желания. В таком случае ты уподобляешься Творцу и достигаешь духовной жизни. 
Г. Копач: Выходит, клипа – это нечто, отделяющее мою истинную сущность от высшей силы, от окружающего света? 
М. Лайтман: Именно так. Перевернув ее, ты начинаешь притягивать высший свет, и тогда противоположности становятся единством. Фараон и Египет – это символы общего желания получать. 

Г. Копач: Итак, Моше растет как настоящий египетский принц. 
М. Лайтман: Да еще какой! Он сидит на коленях Фараона, играет с ним. Он получает воспитание, подобающее принцу. 
Г. Копач: Важно, что у него нет ощущения рабства, ведь он не был рабом. 
М. Лайтман: Да, до 40 лет. Затем он начинает распознавать свое внутреннее состояние и оценивать его как бы со стороны. Выйдя из себя, он видит, что существует иная тенденция в жизни, называемая «егудим», и знакомится с ней. 

Г. Копач: И БЫЛО - КОГДА ВЫРОС МОШЕ И ВЫШЕЛ К БРАТЬЯМ СВОИМ, - УВИДЕЛ ОН ИХ ТЯЖКИЙ ТРУД, И УВИДЕЛ, КАК ЕГИПТЯНИН ИЗБИВАЕТ ЕВРЕЯ. [6] 
М. Лайтман: Все это происходит внутри него, а не снаружи. Когда человек начинает развиваться и познавать свой эгоизм, то видит, как этот эгоизм старается остановить и разрушить то маленькое стремление к духовному, которое у него есть. Поскольку у него нет сил этому противостоять, то он убивает находящегося в нем «египтянина» - нечто мешающее ему продвигаться дальше. Ведь он уже вырос – достиг 40 лет, т.е. возраста бины, а потому не может с этим согласиться. 
Г. Копач: Можно сказать, что он пережил внутренний конфликт самоосознания: египтянин он или еврей (егуди)? 
М. Лайтман: Верно. Человек все еще находится между эгоизмом и побуждением найти нечто сверх этой жизни.

Г. Копач: Его решение: убить египтянина и засыпать песком! 
М. Лайтман: С этого мы начинаем наше духовное развитие, поскольку не согласны с тем, чтобы «египтянин» в нас властвовал над егуди – желанием объединиться (ихуд) с высшей силой. 
Г. Копач: А что означает засыпание песком? Я уже знаю, что каждая деталь здесь значима. 
М. Лайтман: Это значит закрыть эгоистическое желание так, чтобы оно больше во мне не говорило. 

Г. Копач: И ВЫШЕЛ ОН НА ДРУГОЙ ДЕНЬ, И ВОТ - ДВА ЕВРЕЯ ССОРЯТСЯ. [7] 
Всегда евреи между собой ссорятся, доносят, всегда между ними есть нечто вроде гражданской войны. 
М. Лайтман: Моше всего лишь хотел их помирить. Поскольку они находятся под властью Фараона - они рабы, а он нет, - то он якобы хотел спасти их от рабства. Ведь именно рабство приводит их к ссоре. Моше говорит: «Помиритесь!» Но они на это не способны, поскольку Фараон властвует над каждым из них. Поэтому они буквально готовы уничтожить Моше, чтобы не мешал им реализовывать свое эго. 

Г. Копач: А если рассматривать это с точки зрения внутреннего состояния души? 
М. Лайтман: Человек сомневается. В нем происходит борьба между устремлением к Творцу и тягой к земной жизни, а он не знает, как с этим справиться. 
Г. Копач: Но если он уже убил в себе египтянина, то почему сейчас не уверен в себе? 
М. Лайтман: В своей внутренней работе он не знает, каким образом может сейчас продвигаться к духовному. К тому же и Фараон ему угрожает - на него донесли «работники Фараона». Хотя эти силы можно присоединить к духовному развитию, но пока они находятся под властью эгоизма. Только Моше, по сути, свободен, а все остальные не свободны. Все евреи буквально находятся в рабстве, работают и довольны жизнью. Поэтому у Моше нет выхода: он не может взять с собой остальные желания - не важно, хорошие они или плохие. Речь идет о том, каким образом и в каком порядке человек взращивает в себе устремление к духовному, ведь иначе он просто утонет внутри эгоизма и там останется. 

Г. Копач: Что же он должен сделать? 
М. Лайтман: Он должен извлечь точку Моше и убежать, т.е. оторваться от материальной жизни. Земная жизнь пойдет своим чередом: работа, семья и т.д. А Моше будет расти отдельно. 
Г. Копач: Как когда-то ушел Авраам, так сейчас уходит Моше? 
М. Лайтман: Да. И так делает каждый из нас. Параллельно с обычной жизнью должно быть нечто вне нее, не имеющее к ней никакого отношения, где я развиваюсь духовно. Я буквально отделяю внутри себя одно от другого. 

Г. Копач: Затем Моше 40 лет живет в стране мидьян у Итро. Он женится на его дочери Ципоре. 
И РОДИЛА ОНА СЫНА, И НАЗВАЛ ЕГО МОШЕ ИМЕНЕМ ГЕРШОМ, СКАЗАВ: "ПРИШЕЛЬЦЕМ СТАЛ Я В ЧУЖОЙ СТРАНЕ". [8] 
В Торе есть много заповедей, связанных с любовью к геру. Что означает понятие «гер» (принявший иудаизм)? 
М. Лайтман: Гер – это эгоистическое желание насладиться, которое чувствует, что хочет себя исправить. Поэтому оно ищет силы, с помощью которых может подняться над эгоизмом. Оно уже пришло к осознанию зла, хочет над ним возвыситься и ищет помощи. Такое желание называется «гер». Его следует любить и помогать подняться. Иными словами, любое желание, которое после фильтрации я могу присоединить к духовному развитию, называется «гер». 

Г. Копач: А как вы относитесь к процедуре гиюра? Считаете ли вы, что не евреи в Израиле должны проходить гиюр? 
М. Лайтман: Я не занимаюсь политическими вопросами, связанными с нашим нынешним положением. Дело в том, что мы находимся в переходном периоде, и не знаем своего истинного состояния. Я говорю о народе в целом, который не понимает происходящего и не знает, как продолжать. Поэтому мы так относимся к этим проблемам. Но я надеюсь, что вскоре мы обнаружим потерянные 10 колен и поймем, к чему относится каждый человек. 
Г. Копач: Мы обнаружим эти 10 колен физически или внутри себя? 
М. Лайтман: И физически тоже. Согласно расчетам, это миллиарды евреев. 

Г. Копач: Как же мы здесь поместимся?! 
М. Лайтман: Они вовсе не обязаны сюда переселяться - весь мир должен возвращаться к постижению Творца. Тогда мы не будем чувствовать недостатка территории. 

Г. Копач: А МОШЕ ПАС СКОТ ТЕСТЯ СВОЕГО ИТРО [9]. 
Его считали одним из лучших пастухов и называли «верным поводырем». Однажды 
ПОГНАЛ ОН СКОТ НА ТУ СТОРОНУ ПУСТЫНИ, 
и перед ним открылось потрясающее зрелище: 
КУСТ ЕЖЕВИКИ ПЫЛАЕТ ОГНЕМ, НО НЕ СГОРАЕТ [10]. 
М. Лайтман: Это значит, что духовное развитие может принести человеку огромный непрекращающийся свет. И если, с одной стороны, он тянется вверх подобно развивающемуся растению, а с другой стороны, пылает в этом развитии, то в процессе подъема с неживого уровня на растительный - от неподвижности к цветению – ему раскрывается высшая сила. 
Г. Копач: Я не уверен, что всем это понятно. 

М. Лайтман: Мы живем согласно желаниям, которые управляются природой. Такие желания относятся к неживому уровню. Почему? Потому что мы реализуем их автоматически. 
Г. Копач: Вы можете привести пример? 
М. Лайтман: Это все наши эгоистические желания: то, о чем я постоянно думаю и стараюсь реализовать. А те желания, которые связаны с моим внутренним духовным развитием, стремлением познать Творца и смысл жизни, а не просто существовать сегодня, как вчера, относятся к разряду растительного. Таково различие между неживым уровнем и растительным: растительное уже живет, тянется вверх. И если человек при этом пылает, т.е. для него это является настоящей жизнью, то внутри этих развивающихся желаний раскрывается Творец. 

Г. Копач: И ПОЗВАЛ ЕГО ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ КУСТА ЕЖЕВИКИ: "МОШЕ, МОШЕ!". И ОТВЕТИЛ ТОТ: "ВОТ Я!". И СКАЗАЛ БОГ: "НЕ ПОДХОДИ СЮДА! СБРОСЬ ОБУВЬ С ТВОИХ НОГ". [11] 
Не понятно, почему Ему мешает обувь? Что это означает? 
М. Лайтман: Обувью (наалаим) называется то, что закрывает (ноэль) человека. А слово рэглаим (ноги) одного корня со словом мэраглим (разведчики): человек проверяет, куда он идет, для чего, почему. Склонности проверять свой путь являются также и положительными, а потому созданы в человеке. Мы еще будем говорить об этом в недельной главе о разведчиках. 
Г. Копач: Выходит, «сбросить обувь» необходимо для того, чтобы не было преграды между тобой и землей, природой? 
М. Лайтман: Совершенно верно. Убери все останавливающее тебя и иди. 

Г. Копач: Почему не сказано снять одежду, а только сбросить обувь? 
М. Лайтман: Потому что обувь – это конец, окончание нашей ступени. Человеку как бы дается возможность за счет познания Творца быть не ограниченным, ведь ноги (рэглаим) и разведчики (мэраглим) являются окончанием всех эгоистических желаний, которыми человек как бы запирает себя. А теперь он становится свободным. 
Г. Копач: Открывает себя? 
М. Лайтман: Он постигает, что был закрыт. И это действительно так. Человек, начинающий заниматься наукой каббала, обнаруживает это. Спустя некоторое время - несколько недель или месяцев - он получает первое раскрытие, а до следующего проходит гораздо больше времени. 

Г. Копач: Праотец Яков получил 2-3 раскрытия за все 140 лет жизни! 
М. Лайтман: Мы – нечто другое! (Смеется.) Получаемое нами постижение является частью того раскрытия, которое предстало перед Моше в виде горящего куста. 
Г. Копач: Этот эпизод просто потрясающий! Прежде всего, видя горящий куст, Моше говорит: 
"ПОВЕРНУ ТУДА, ПОСМОТРЮ НА ЭТО ВЕЛИКОЕ ДИВО: ОТЧЕГО НЕ СГОРАЕТ ЭТОТ КУСТ?" [12] А потом ЗАКРЫЛ МОШЕ ЛИЦО СВОЕ, ИБО БОЯЛСЯ ПОСМОТРЕТЬ НА ВСЕСИЛЬНОГО. [13] 
Он как бы сходит со своего пути, поворачивает в сторону, отвлекается от своих мыслей и идет в другом направлении. 

М. Лайтман: Верно. Эта встреча - первое раскрытие человеком Творца. Мы видим, насколько это его меняет и ведет в новом направлении. Я надеюсь, что в процессе нашего изучения ты тоже неожиданно это раскроешь. 
Г. Копач: Почему бы нет?! Я пытаюсь разобраться в тексте и сбрасываю обувь! Но следующий эпизод мне не понятен: 
И СКАЗАЛ МОШЕ ВСЕСИЛЬНОМУ: "ВОТ ПРИДУ Я К СЫНАМ ИЗРАИЛЯ И СКАЖУ ИМ: ВСЕСИЛЬНЫЙ БОГ ВАШИХ ОТЦОВ ПОСЛАЛ МЕНЯ К ВАМ, А ОНИ СПРОСЯТ МЕНЯ: КАК ЕГО ИМЯ? - ЧТО Я ТОГДА СКАЖУ ИМ?". И ОТВЕТИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, СКАЗАВ МОШЕ: "Я - СУЩИЙ, КОТОРЫЙ ПРЕБЫВАЕТ ВЕЧНО!" [14] 
Что это значит? 
М. Лайтман: СУЩИЙ, КОТОРЫЙ ПРЕБЫВАЕТ ВЕЧНО - это полное раскрытие Творца как пяти светов НАРАНХАЙ в пяти сфирот КАХАБ-ЗОН нашей души, о чем мы говорили в начале беседы. Творец говорит человеку: «Я строю этот сосуд для духовной жизни и наполняю его. Сейчас ты со мной знаком, знаешь, кто Я и что Я. Ты думаешь, что преодолеешь свои желания, приведешь свое естество к познанию духовного мира, поднимешься на мой уровень. Ты думаешь, что будешь там, но кто такой «ты»? Ты существуешь вместе со Мной - СУЩИЙ, КОТОРЫЙ ПРЕБЫВАЕТ ВЕЧНО! 

Г. Копач: Выходит, в каждом человеке есть эта сила - СУЩИЙ, КОТОРЫЙ ПРЕБЫВАЕТ ВЕЧНО? 
М. Лайтман: Она есть в каждом человеке, не важно, кто он и что он. Все мы, вышедшие из Вавилона, сейчас в Вавилон возвращаемся. И как Праотец Авраам хотел всех исправить своей методикой, так и будет - это от нас не зависит. Мы придем к тому, что будем вынуждены объединиться вместе в единый сосуд – кли, в котором раскроется Творец. 

Г. Копач: Это значит, что можно не волноваться: делай, что хочешь, все будет благополучно? 
М. Лайтман: Нет-нет! Говорится о безграничном кли, которое наполнено бесконечным светом! Это то состояние, когда все души объединяются вместе и наполняются полным раскрытием Творца. Когда Моше спрашивает Творца: «Кто ты?», ему раскрывается эта конечная ступень, которой он должен достичь. Поэтому якобы говорится о будущем. 

Женский уголок 
Гравлакс. 
Филе лосося натрите смесью 2 ст.л. соли, 2 ст.л. сахара, белого перца и мелко-нарезанного укропа. Гермитично оберните полиэтиленом и оставьте на три дня под прессом в холодильнике. Нарежьте ломтиками наискосок и наслаждайтесь! 
Форель в фольге 
Обмажьте форель солью и растительным маслом изнутри и снаружи. Нафаршируйте брюшко форели горошками перца, лавровым листом, помидором, луковицей и зеленью. Оберните в фольгу. Печь полчаса в горячей духовке. 

В избранное