Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ваэра - Я показался


Шабат шалом! Мир и благословение!    Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы в мессианском и ортодоксальном исполнении. Эта - недельная глава «Ваэра» («Я показался»).

Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com 
Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля.
Кто хочет знать больше - 
Недельная глава Торы по книге Зогар с комментариями рава в видео: https://youtu.be/z8u26bg6Ln8
Благословений!
Езра

 Список Чтений Этой Недели: 
 Ваэра / Исход 6:2-9:35 
 Йешаягу / Исайя 66:1-24 
 Ромин / Римлянам 9:14-25
Ва ера – и явился или отрылся .
Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем `Бог Всемогущий' – Эль Шадай, а с именем Моим Господь - не открылся им;(Исх.6:3)
В Быт 17 гл в Иврите Бог называет Себя для Авраама Ел Шадай. Практически все разговоры между Богом и патриархами были похожи на разговор потенциальных родителей и ребенком, которого хотят усыновить. Концепция усыновления – это не только концепция Нового Завета. Вообще в концепции усыновления есть громадный смысл. Чужой становится своим. Излияние любви чужому, чтобы он не мог отличить тебя от настоящего. Жертвенность, терпение, сострадание, ВСЕ. 

Именно поэтому Господь использует имя Эль Шадай - Бог, подобный кормящей Матери, которая всегда может приласкать и усыпить ребенка, которая всегда может дать ему грудь или Ответ. Эль Шадай – это первичное откровение Бога дающего Тшува – Ответ, Истину. (выражение "для обращения к Истине" используемое в ивритской семантике). 

Разговоры Творца с патриархами были немного похожи на «уговоры». Пожалуйста дорогой, пойдем со мной, я куплю тебе машинку…Патриархи пошли за Богом. Безусловно, они были люди громадной веры и поиска, желания к Тикун Олам – исправлению мира, никто не упрощает. 
Сегодня, основой любой индивидуальной молитвы к Богу также является «мне надо, дай мне, помоги..». Т.е. на личном уровне мы по прежнему обращаемся к Творцу, как к Эль Шадаю, Который может позаботится о нас. 

И вот разговор с Моше. Вот великая тетраграмма -четырехбуквие . Она совершенно не читается как ЯХВЕ или ИЕГОВА. По сути никто не знает как она читается. Бог не дал пояснение. Но так же ясно, что именно порядок этих букв в иврите дает рождение словам «– был – существую сейчас – буду: ».
 В Израиле, при чтении Танаха, когда встречается Имя Господа выраженной тетраграммой читают "Адонай", в русском переводе удачно перевели "Сущий". Греческая Септуагинта говорит «ku/riov», что значит так же Господь и в Новом Завете говорит о Иешуа Мессии. 

Поскольку факт, что Бога никто не видел и не может увидеть остается неизменным, но подобно некоторым исключениям Танаха – люди видевшие Бога и не умершие от этого, подобно Моше, видели Лицо Божье, Образ Ипостаси (Евр1:2-3). 

Т.е.Моше увидел Иешуа, который до воплощения открывался как особый Ангел Божий, Ангел Его Лица (Ис. 63:9). Так же Тетраграмма всегда говорит о той «Сути Бога», которая присутствует при заключении Заветов.
 Мы знаем, что Танах и Новый завет – это последовательный список заветов, каждый из которых последовательно вводил верных Богу людей в более интенсивное общение с Богом, что бы Приблизить Тикун Мира – работу Мессии. 
На основании такого заключения можно согласится, что «Образ Ипостаси» или «Ангел Лица Божьего» как Личность всегда присутствовал при заключении Заветов. 
Т.е. все участники заветов тем или иным образом знакомились с Иешуа. 
Посему Господь сказал: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.» (Иоан.8:56). 

Моше встретил Машиаха – Всевышнего, Моше был кротчайшим человеком. После бурной молодости – он был человек, желавший покоя. Пустыня подтвердила в нем желание уединиться и быть вдали от суеты. Египет же стал для Моше ареной битвы, а выход из Египта – местом судов. Как кроткий и мирный, уставший от всего, старик мог пройти этот круг. 

Господь Заветов обновил в нем Призвание, вложил в него Идею, наполнил его Верой, действовал через него! Это было сильнее его характера, это подвигло Моше на те подвиги, плоды которого действуют в мире по сей день. 

Недельная глава «Ваэра» («Я показался») от ортодоксальных евреев.
Недельная глава открывает двухнедельную тему десяти казней и упрямому сопротивлению фараона «отпустить народ Мой, чтобы служили Мне».
Во-первых, разве нельзя было вывести евреев по-доброму, по-хорошему? Разве десять казней, полностью разрушивших мощнейщую империю того времени – Египет - были совершенно необходимы? Что этим требовалось доказать? Что еврейский Б-г – самый сильный и точка? И, наконец, как быть со свободой выбора фараона, о которой сказано «Я ужесточу сердце фараона»?
Попробуем разобраться. 
Целью десяти казней было доказать
- что Б-г существует («Что Я – Б-г»)
- что Он –  Тот, кто ежесекундно управляет всем, что твориться в мире («Что Я - Б-г , владыка земли»)
- что Он – един («нет подобного Мне»).

Все это было доказано наинагляднейшим образом, но все-таки разве нельзя было доказать это как-нибудь по-другому, по-доброму? И тут мы в очередной раз подходим к больной теме взаимоотношения добра и зла. Мы воспитаны на системе, «что такое хорошо и что такое плохо», однозначно поделившей все на «плюс» и «минус», на «добро» и «зло» и т.д. и т.п. Следовательно, все существующее на свете, все мысли, качества и поступки изначально могут принадлежать только к одной из этих категорий. Точно также рассуждал и фараон,по-дружески предупреждая Моше-рабейну о зловещей, кровавой звезде ожидающей евреев впереди: ведь если Б-г олицетворяет собой только качество силы, то сегодня эта сила оборачивается против египтян, а завтра она же бумерангом направится против самих евреев.

Иудаизм утверждает, «нет»! 
Не существует плохих качеств, все зависит от того (и только от того!), как мы используем их в той или иной ситуации. 
Не существует абсолютно плохих действий, все зависит от обстоятельств, в которых эти действия совершаются. 
Так, та самая кровавая звезда обернулась для евреев только новыми (точнее наполовину обновленными) заповедями – обрезанием и празднованием Песаха. 
А вот «добрый» путь на деле не всегда так добр: милосердие считается прекрасным качеством, но решение пощадить злодея подчас оборачивается страшнейшим злом, которое мы только можем себе представить. Таким образом, оставить египтян безнаказанными за все то зло, которое они причинили, означало бы подорвать все устои справедливости.
 
Итак, способ доказательства был выбран самый гуманный, ибо с еврейской точки зрения, нет ничего гуманней доказательства того, что зло, в конце концов, наказуемо, что у каждого преступления, в конце концов, есть свое наказание, и что у мира есть Справедливый Судья, которому, в конце концов, нам всем придется дать отчет за все свои поступки и проступки. 
Но так ли уж были виновны египтяне? Что ж, посудите сами. В следующей главе мы читаем о том, как фараон во главе 250 колесниц бросается в погоню за евреями. Но, позвольте, откуда у египтян остались лошади? Разве их всех не побил град? Побил, но не всех. Дело в том, что самые богобоязненные и праведные египтяне все-таки прислушались к голосу Творца, и их скот за это остался нетронутым. И вот из этих-то, самых-самых «богобоязненных и праведных» египтян была создана удалая конница фараона в его последнем марш-броске!
Что же можно говорить об остальных?
 
Теперь перейдем к вопросу о свободе выбора фараона. Свобода выбора априори не может осуществляться из-под палки. Десять казней, необходимых для вышеупомянутого курса обучения, по существу являли собой ту самую «палку», противоречащую самому понятию свободы выбора. Поэтом для того, чтобы «урегулировать баланс» исконной свободы выбора фараона (чье направление он продемонстрировал с самого начала) и влиянием «палки», на определенном этапе (не раньше чем после казни) его сердце было «ужесточено», т.е получило необходимую дозу поддержки для настоящей, осознанной свободы воли!

От евреев каббаллистов - толкование Недельной главы Торы (в диалоге)

Г. Копач: Я все время думаю об этом эпизоде, который произошел между Творцом и Моше – о том, как Моше увидел горящий куст ежевики, и спросил: "Кто ты такой? Как твое имя?" – И ответил Всесильный: "Я сущий, который пребывает вечно" (Берешит 3:14). 
М. Лайтман: Как ты думаешь, что скрыто внутри этой шаблонной фразы? Что Высшая сила должна сказать Моше? 

Г. Копач: Прежде всего, она должна его успокоить: "Иди к Фараону, Я тебе помогу – все будет хорошо, не беспокойся". 
М. Лайтман: Что должен сказать Творец о себе, когда Моше спрашивает Его: "Кто ты такой?" – то есть когда Творец раскрывается человеку? 

Г. Копач: Я – свет Бесконечности, я – Творец. 
М. Лайтман: А дальше? "Я – первый, и Я – последний. Я устраиваю все то, что с тобой будет". 
Г. Копач: Я – Всесильный Бог... 
М. Лайтман: Давай обойдемся без этих штампов. Иными словами, Он говорит Моше о том, что над Моше, да и вообще над всем миром существует абсолютное общее и личное управление. Нет никого, кроме Него. 

Г. Копач: То есть "Я буду везде"... 
М. Лайтман: Верно. И до того, как ты чего-то захочешь или о чем-то подумаешь, действую Я – тот, кто дает тебе все эти желания и мысли. 
Г. Копач: Я – Источник всего... 
М. Лайтман: И в том, в какой мере и как ты будешь себя вести, – тоже присутствую Я. Именно Я решаю, как ты поступишь. И то, что у тебя из этого выйдет, – также определяю Я. И уже заранее Я знаю, что ты будешь делать. Я существую во всем и везде - над временем, местом, твоей работой, твоей жизнью. От начала и до конца – "сзади и спереди Я объемлю тебя". Тебе никуда не скрыться. Это – Я, единственный властелин над всеми, включая Фараона. 
И для чего же Мне все это нужно? – Я это делаю ради тебя, чтобы благодаря этому ты вырос и приблизился ко Мне. Чтобы ты не был Мной управляем, а стал таким, как Я. 

Г. Копач: То есть в некоторой степени Он, действительно, успокаивает Моше, говоря, что он может пойти к Фараону, что все устроится... 
М. Лайтман: Он говорит ему, что нет выхода! Ведь Он желает, чтобы Моше вырос, чтобы исправил весь "народ Израиля" в себе, все эти свойства в человеке... 

Г. Копач: Он должен вернуться в Египет, в эту клипу... 
М. Лайтман: Верно! И именно об этом я говорил тебе в прошлый раз. Ты просто не обратил внимания, не связал между собой эти вещи. На самом деле, это я виноват. (Смеется) 
Мы говорили о том, что по прошествии нескольких недель или месяцев, после того, как человек начинает изучать науку каббала, ему это вдруг раскрывается – как тот "горящий куст". И тогда он начинает чувствовать, что существует Высшая сила, которая его наполняет, которая заполняет все мироздание. Это как тепловое поле, которое охватывает его со всех сторон... 

Г. Копач: Он может также увидеть в этом какие-то недостатки, пустоты? 
М. Лайтман: Нет, он все еще ничего не может в этом различить, кроме того, что существует некое управление мирозданием, которое называется Высшим. И что же этот Высший, Творец, говорит человеку? – "Все, что в тебе есть, - создано для того, чтобы продвигаться. Не бойся. Ты должен с этим идти, обратиться ко всем своим свойствам, но при этом не забывать обо Мне. Я буду с тобой, и вместе мы победим". 
А что значит "Я – с тобой"? Знай, что теперь ты должен все время идти по жизни с полным осознанием того, что Я с тобой. 

Г. Копач: И СКАЗАЛ БОГ (Элоким) МОШЕ: "Я – ВСЕСИЛЬНЫЙ БОГ" (Адонай) (Шмот, 3:6). 
Так пусть уже, наконец, решит, как Он будет себя называть – Элоким или Адонай! Почему у него два имени? 
М. Лайтман: Существует две формы управления нами: "Адни" и "Элоким". 
Г. Копач: Адонай и Элоким. Адонай – это милосердие, а Элоким - суд? 
М. Лайтман: Да, верно. 

Г. Копач: Потихоньку, что-то начинает входить мне в голову... 
М. Лайтман: Так вот, с помощью этих двух сил, - якобы, положительной и отрицательной, - Высшая сила управляет нами. 
Г. Копач: Значит, когда Творец говорит Моше: "Я – Адонай", Он хочет сказать ему следующее: "Не волнуйся. Несмотря на то, что ты видишь это как суд, тебе кажется, что все плохо, – в сущности, все это исходит со стороны Адонай, со стороны... 
М. Лайтман: Милосердия. Правильно. 

Г. Копач: То есть, хотя все – плохо, все это во благо. Это Он ему говорит? 
М. Лайтман: И если ты вдумаешься глубже, то во всем плохом увидишь хорошее. В той мере, в которой ты себя изменишь, перестав отождествлять себя со своим эго, и будешь рассматривать это эго как "подъемный кран", помогающий тебе над ним же и подняться, – все сразу же перевернется. 
Это подобно всем этим превращениям, которые происходят во время египетских казней: вода превращается в кровь и наоборот. Вспомним и тот момент, когда Творец объясняет Моше, как он сможет доказать всем, что он Его посланец...
 
Г. Копач: Да, этот эпизод с посохом и змеем. Моше просит каких-то подтверждений, он не чувствует в себе уверенности перед Фараоном. Он говорит... 
М. Лайтман: У нас ведь есть только маленькая точка, которая стремится к духовному! Смотри, каким большим и угрожающим выглядит мир! Он буквально захватывает нас, пожирает, просто разрывает на куски! И лишь чуть-чуть пробивается во мне такое внутреннее ощущение, что я должен еще чего-то достигнуть в этой жизни, кроме всего этого кошмара, который меня окружает. 
И смотри, сколько приходится хлопотать этому Моше, этой маленькой точке во мне, чтобы спастись и впоследствии привести ко всему этому процессу развития. 

Г. Копач: Вернемся чуть-чуть назад. Вы сказали, что сыны израилевы находятся в рабстве в стране, которая не для них. Страна (ивр. – эрец) – однокоренное со словом "желание" (рацон). 
М. Лайтман: "Не для них" – означает не ради эгоистического удовлетворения своих желаний. А до египетского изгнания, когда они были сыновьями Яакова, они находились на ступени "возлюби ближнего, как самого себя", то есть пребывали в свойстве отдачи. 

Г. Копач: И пребывая в свойстве отдачи, они все-таки бросили Йосефа в яму? 
М. Лайтман: Это еще нужно понять! 12 сыновей – олицетворяют процесс развития, приводящий в Египет. Но все-таки, все они – сыновья Яакова и родоначальники двенадцати племен. 

Г. Копач: Написано: 
И ГОВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ С МОШЕ, И СКАЗАЛ ЕМУ: «Я - БОГ. Я ОТКРЫВАЛСЯ АВРААМУ, ИЦХАКУ И ЯАКОВУ В ОБРАЗЕ ВСЕМОГУЩЕГО (Шадай), НО СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ (имени АВАЯ) Я ИМ НЕ ОТКРЫВАЛ. (Шмот, 6:2) 
М. Лайтман: Потому что слово "Шадай" содержит в себе ивритское слово "Дай!" – «Довольно!», то есть Он говорит мирам: "Довольно, и не распространяйтесь больше". Иными словами, это ограниченное раскрытие. 

Г. Копач: У него есть границы... 
М. Лайтман: Это то, что было у наших праотцов относительно Системы Высшего Управления. А потом уже идут сыновья. "Праотцы" – означают сфирот: хохма, бина, даат. А "сыновья" – это сфирот: хесед, гвура, тифэрет. 

Г. Копач: Значит, нашими праотцами: Авраамом, Ицхаком и Яаковом Творец воспринимался как Шадай, то есть был раскрыт для них ограниченно? 
М. Лайтман: Нет, речь не идет о какой-либо ограниченности. Просто Божественное раскрывалось им только в соответствии с их келим – келим отдачи. Потому-то они и не вошли в Египет. Туда прибыл только Яаков вместе со своими сыновьями в связи с особыми обстоятельствами. А потом, как мы учим, они вышли из Египта, чтобы его похоронить. 

Г. Копач: А Моше удостоился раскрытия Творца как АВАЯ? 
М. Лайтман: Да. Это уже нечто иное. "АВАЯ" – это уже раскрытие Высшего управления со стороны милосердия. А уже потом, перед выходом из Египта, Творец раскрывается как Элоким. Но речь идет о человеке, который продвигается и, благодаря работе со своим эго, называемым Фараоном или Египтом, – все больше и больше раскрывает Творца. 
Он уже выполняет такие внутренние действия, при которых начинает выявлять в себе все эти свойства: "египтяне", "народ Израиля", "Фараон", "войско Фараона", "Моше", "Аарон", "Итро", и т.д. В нем формируются все эти внутренние определения. Иными словами, все, что описывается в Торе, - все это находится внутри человека. 

Г. Копач: Моше и Аарон приходят к Фараону. Написано: 
КОГДА СКАЖЕТ ВАМ ФАРАОН: ДАЙТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ О СЕБЕ! СКАЖЕШЬ ТЫ ААРОНУ: ВОЗЬМИ ПОСОХ СВОЙ И БРОСЬ ЕГО ПЕРЕД ФАРАОНОМ - И СТАНЕТ ПОСОХ КРОКОДИЛОМ. (Шмот, 7:9) 
Для чего им вообще нужны все эти фокусы – превращать посох в крокодила? 
М. Лайтман: Этим "представлением" Творец хочет показать человеку, как использовать свое эго, как использовать эти силы. То есть либо эго будет "посохом", либо обратится в "змея". 

Г. Копач: В змея или в крокодила. Ведь крокодил – это символ египетского царства, он считался там священным животным бога Себека – бога воды и разлива Нила. 
М. Лайтман: Да, верно. Так вот, если ты идешь с посохом в руке, то это означает, что ты поднимаешься над своим земным разумом. Но ты не должен его отбрасывать, – ты развиваешь его до более высокого уровня. А если ты бросаешь посох на землю, то есть используешь свое духовное возвышение в земных целях (земля на иврите – эрец, однокоренное со словом рацон – желание), тогда сразу же все то, чего ты достиг, обращается в змея или, скажем, – в крокодила, который тебя пожирает, и ты все теряешь. 
Поэтому, будь осторожен! Каждый раз, когда ты продвигаешься в духовном, – держи "посох" в руке, не давая ему обратиться в "змея". Но если это все-таки случилось, – хватай этого змея за хвост! 

Г. Копач: А, так вот почему Аарон бросает свой посох на землю, и тот превращается в крокодила. И когда в ответ египетские волхвы бросили свои посохи на землю, и они тоже обратились в крокодилов, – крокодил Аарона проглотил их крокодилов... 
М. Лайтман: Да. Потому что он обладает большей силой, – ведь он исходит из духовного. 

Г. Копач: Прямо-таки приключения в стиле Гарри Потера... 
М. Лайтман: Верно, если мы не рассматриваем все это с точки зрения того, что происходит внутри человека, когда в процессе всей своей жизни он ощущает, как он начинает работать со своими внутренними силами. Он начинает анализировать, нужно ли ему духовное продвижение или достаточно развиваться только на земном уровне. А тут еще на него давят всякие внешние обстоятельства: тяжбы с государственными учреждениями, банками, неприятности в семье, и другие различные проблемы. И при всем при этом его эго постоянно стремится к все большим и большим наполнениям. 
Только он не в состоянии осознать, что именно Творец пробуждает в нем этого Фараона, – как написано: ИБО Я ОЖЕСТОЧИЛ ЕГО СЕРДЦЕ (Шмот, 10:1).
 
Ведь человек, вроде бы, все время продвигается, изучает науку каббала, все больше понимает влияние на него Творца как АВАЯ и Элоким, раскрывая, что Творец управляет всей его жизнью. Но вместе с тем он видит, что его эго постоянно растет, увлекая его за собой и разрывая на части. 
Но именно оба этих обстоятельства, одно на фоне другого, обуславливают продвижение человека. Ведь если не будет расти Фараон, то не сможет вырасти человек. Сказано: "Каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоизмом". В этом-то и заключается основной принцип каббалы. Творец создал эго в полной противоположности Себе, но придал ему тот же уровень, ту же высоту. Нечистую силу и силу святости, клипу и святость – "одно против другого создал Творец" – на одинаковой высоте. 

Прежде всего, отсюда мы видим, что Творцу необходим Фараон для того, чтобы вырастить Моше. Он как бы бросает его против Фараона, с одной стороны укрепляя Фараона, а с другой стороны показывая Моше, как с ним совладать. А Моше, переживая все эти удары, учится тому, как поступить со своим эго. В сущности, после всех этих ударов он становится предводителем народа. В чем? 

Г. Копач: Значит, весь этот эпизод с посохом и крокодилом – это своего рода промо 10-ти египетских казней... 
М. Лайтман: Это принятие методики продвижения. "Иди только с посохом в руке". 
Г. Копач: Под «посохом» подразумевается... 
М. Лайтман: Духовное. Продвижение на основе эго. 

Г. Копач: Но ведь и посохи волхвов обратились в крокодилов... 
М. Лайтман: Потому что народ Израиля все еще находится в Египте. Иными словами человеку кажется, что подобно тому, как он своими внутренними усилиями постигает духовное, он, якобы, может достичь того же с помощью своих земных сил. И тогда в нем происходит некая раздвоенность. 

Г. Копач: Некоторые люди покупают себе звание «каббалист» за деньги. Это что-то похожее? Я пытаюсь найти какой-то пример тому, что Вы сказали... 
М. Лайтман: Диплом, может быть, и можно купить. (Смеется) А как ты можешь купить что-то в духовном мире? Ведь своими кровью и потом ты должен научиться тому, как пройти все эти вещи, чтобы все свое эго обратить в образ Творца внутри себя. Поэтому, чтобы выйти из эгоистической любви к себе, ты обязан увидеть, как растет твое эго, как раскрывается этот Фараон – удар за ударом внутри тебя. Ты должен проверить, что никоим образом ты не сможешь его использовать, что ты обязан от него сбежать. 

Г. Копач: Значит, этот эпизод с посохом и крокодилом, который предшествует 10 египетским казням, в сущности отражает 2 совершенно различных мировоззрения: мировоззрение египтян и мировоззрение Моше и Аарона. Египтяне говорят, что тоже могут из посохов сотворить крокодилов. А Моше и Аарон утверждают, что главное это "посох" – постижение Творца. 
М. Лайтман: И результат – почти что ничья. И хотя крокодил Аарона проглатывает крокодилов волхвов, – это значения не имеет. Все заканчивается, в сущности, знаком вопроса. 

Г. Копач: Это почти равенство сил. Немножко больше баллов в пользу Аарона... 
М. Лайтман: И тогда Фараон говорит Моше: "Ты свободен". Но уже через мгновенье Моше чувствует, что он опять находится во власти Фараона и ничего не может с этим сделать. И так человек поднимается и падает, и снова поднимается и падает на всех этих этапах, которые пока еще называются изгнанием. 

Г. Копач: Ну, и наконец, мы приходим к 10 египетским казням. 
ВОТ Я УДАРЯЮ ПОСОХОМ, КОТОРЫЙ В РУКЕ МОЕЙ, ПО ВОДЕ, ЧТО В НИЛЕ, И ОНА ПРЕВРАТИТСЯ В КРОВЬ (Шмот, 6:17). 
В главе "Ваэра" описываются семь из десяти казней. И первая казнь – это превращение воды в кровь. А что вообще означают эти десять казней? Вы говорили, что это 10 ступеней духовного постижения. 

М. Лайтман: Это десять сфирот. Против каждой сфиры, против каждого духовного свойства, которое мы должны обрести, нам нужно пройти подготовку, чтобы совладать с тем эго, которое свойственно данной сфире, данной ступени. И если мы ее проходим, то видим добро и зло, раскрывающиеся со стороны эго и со стороны света, - одно против другого. Так мы проходим эти десять казней. 
Десять казней - это, в сущности, внутреннее осознание того, что я больше не способен оставаться в своем эгоистическом желании, на уровнях: кетер, хохма, бина, хесед, гвура, тифэрет, нецах, ход, есод, малхут. Во всех этих десяти сфирот я обязан «отрезать» себя от их эгоистической части – с левой стороны. И тогда я вообще смогу сбежать от своего эгоистического желания насладиться. 
А когда я буду находиться вне него, над ним, когда перестану быть порабощенным им, когда оно не будет подминать меня под себя, тогда оттуда, из состояния, в котором я пребываю над ним, я постепенно смогу брать какие-то его части, поднимать их и исправлять. 

Г. Копач: Итак, мы говорим о 10-ти египетских казнях, и первая из них – превращение воды в кровь. 
М. Лайтман: Тяжелая казнь. 
Г. Копач: Вся вода в реках и озерах превращается в кровь, рыба гибнет, смрад распространяется по всей стране, всюду – кровь. Мидраш рассказывает, что даже если две семьи: евреи и египтяне жили по соседству, то у евреев в доме была вода, а у египтян – кровь. 
М. Лайтман: Да, именно так. 

Г. Копач: Что символизирует вся эта кровь? 
М. Лайтман: Кровь – это гвурот (силы мужества). Кровь (ивр. – дам) означает духовно неживой уровень – домэм. Ведь вода называется живой, она дает жизненную силу. 
Если я могу использовать свое эгоистическое желание насладиться для того, чтобы его оживить и вызвать его "цветение", тогда я добавляю в землю, в это свое неживое желание, воду, и оно начинает "прорастать". А если я не хочу расти в духовном, то даже та вода, которая впиталось в мое эгоистическое желание, в "землю", – превращается в кровь, в духовно неживое. Эта земля не плодородна, она не приносит человеку никакого духовного "урожая". 

Г. Копач: Так какую же сфиру представляет эта казнь? 
М. Лайтман: Первую. 
Г. Копач: Первую снизу или сверху? 
М. Лайтман: Скажем, сверху.
 
Г. Копач: Значит, кровь – в сфире кетер? 
М. Лайтман: Да, в кетер, в начале, где самое маленькое желание насладиться. Ведь казни идут по нарастающей соответственно растущему эго. По мере спуска сфирот раскрывается все большее эгоистическое желание насладиться. И так до тех пор, пока оно не обнажится до такой степени, что человеку становится ясно: делать нечего, - нужно только от него бежать. 

А на прежних ступенях он все еще соглашается. Ведь почему Моше не мог раньше убежать от Фараона? Потому что все еще не таким страшным казался Фараон евреям, то есть всем тем силам, которые Моше должен был вытащить из Египта. Ведь сбежать оттуда должна не только точка "Моше" в человеке, - он должен вызволить оттуда еще какую-то часть желаний, чтобы продолжить свою работу в духовном. 
Я не могу быть связан с духовным только в одной точке, чтобы при этом все остальные мои свойства погрязли в материальном. Я обязан вытащить оттуда еще что-то. Для того, чтобы познать духовный мир, мне нужны еще какие-то мои свойства. И только вследствие этих казней я, прежде всего, вижу, что само по себе эгоистическое желание насладиться порочно. 

Но речь идет о намерениях ради себя. Ведь в самом желании ничего плохого нет. Проблема лишь в том, что я хочу его удовлетворить для собственного удовольствия. Но если я отключаю желание от намерения ради себя, то могу взять все, кроме эгоистичных намерений, вынести из-под их власти, и продолжать с этим развиваться. 

Г. Копач: А что означает вторая казнь – нашествие жаб? Я хочу, чтобы Вы сказали несколько слов о каждой из казней, чтобы мы поняли их последовательность. 
М. Лайтман: Мне бы только не хотелось, чтобы люди представляли себе материальное, вместо духовного. 

Г. Копач: Так что же такое нашествие жаб с точки зрения духовного? 
М. Лайтман: Самое главное для нас – понять этот простой принцип: в человеке каждый раз раскрываются все большие и большие силы его эго. Соответственно, он ощущает все более сильные удары. Именно это мы сегодня видим в мире и в развивающемся человеке, который все больше разочаровывается в своей жизни. С одной стороны, у него, вроде бы, есть все. И действительно, Египет переживал расцвет, которого у него никогда не было прежде. А с другой стороны, человек ощущает еще большую пустоту и невозможность оставаться в этом состоянии. 
Теперь, что касается этих казней, этих ударов. Они проходят по ощущениям человека, по его мыслям, затрагивают его жизненные цели и отношение абсолютно ко всему на неживом, растительном, животном и говорящем уровнях, заключенных внутри человека, - на всех уровнях авиюта. Именно это олицетворяют все египетские казни. 

Г. Копач: Итак вернемся ко второй казни. Жабы заполонили весь Египет. Так что же это означает? 
М. Лайтман: Это означает, что человек не может избавиться от злой силы, которая сидит внутри него и заполняет в нем все пространство.
 
Г. Копач: А что такое вши? 
М. Лайтман: Вши – это еще большая проблема. Это уже телесная проблема самого человека. Он видит, как его тело разрывается от того, что он использует свое эго. Под желаниями тела подразумеваются не желания нашего физического тела, а как бы его духовная функция. Все они проистекают из его эго. 
То есть речь идет о связи намерения ради себя с нашими различными желаниями, когда путем этих казней: воды, превращающейся в кровь, нашествию жаб, вшей, и т.д. – человек обнаруживает, что во всех своих самых лучших намерениях по отношению к человечеству, к близким, семье, к кому бы то ни было, – он всегда преследует только свои собственные интересы. Таков, в сущности весь этот процесс. 

Г. Копач: По сути, вши поколебали волхвов. 
М. Лайтман: Верно. 
Г. Копач: Жабы их не так уж испугали, но когда все вокруг поразили вши, они сказали: "Это перст Божий". 
М. Лайтман: Да. Потому что речь уже идет о том, что относится к самому человеку – к ступени "Человек". И хотя это проявляется внешне, по отношению к его животному телу, но это уже относится к человеку, а не к окружающему миру. 

Г. Копач: То есть вши – это то, что находится непосредственно на человеке, а не где-то вовне. 
М. Лайтман: Да. Нам надо будет когда-нибудь более глубоко объяснить то, как мы воспринимаем окружающую действительность, почему она разделяется на «меня» и «мое тело» со всеми его внутренними пластами, а также на внешний мир и его устройство. 
Итак мы видим, как все эти египетские казни как бы постепенно концентрируются и уже затрагивают внутреннюю сущность человека. 

Г. Копач: Но после вшей Египет наполняют дикие звери, змеи скорпионы. И это, вроде бы, снова отдаляется от человека? Звери ведь находятся вне него. 
М. Лайтман: Да, но это уже происходит на другой ступени. Удары как бы не приходят только сверху вниз. Какой-то из них может прийти как бы со стороны. Поэтому получается, якобы, некое отдаление. Это подобно тому, что происходит с Фараоном. Ты ведь видишь, что предыдущей казнью он напуган, а этой уже не так боится. То есть всякий раз, когда человек впервые осознает более низкий слой своего эго, оно не кажется ему таким уж страшным. Но проникая в него глубже, человек видит, какое зло оно ему причиняет, и тогда отказывается от него и не готов с ним бороться. 

Г. Копач: Забавно, что каждый раз Фараон говорит Моше: "Уходи. Я больше не желаю тебя видеть". 
М. Лайтман: Нет. Только один раз он сказал Моше: ИДИ ПРОЧЬ ОТ МЕНЯ (Шмот, 11:28). 
Г. Копач: Это уже в конце. Моше говорит: "… не увижу я больше лица твоего", но при этом знает, что еще, по крайней мере, 10 раз придет к нему. 
М. Лайтман: В принципе, человек этого не ожидает. Ведь пройти все эти удары – это очень и очень тяжелый процесс. 

Г. Копач: Мне даже становится немного жаль Фараона, ведь он здесь простой солдат. Творец отягощает его сердце, и на него сваливаются удары. 
М. Лайтман: (Смеется). Почему же ты не испытываешь жалость к человеку, который ощущает себя и как Моше, и как Фараон, и как все египтяне, и как все евреи? Ведь за всем этим именно мы переживаем драму, которую как бы играем во всех этих образах. Это делает человек, и именно человек находится во всех этих ролях. 
И то, что ты называешь Творцом, Элоким, Адонай, – все это тоже, в сущности, человек ощущает внутри себя! Он раскрывает эту Силу, и он, как бы, находится на Ее месте. Вот и получается, что во всех этих сценах, существуя в виде всех этих людей, образов, сил, ты раскрываешь их внутри себя, ты должен с ними совладать и увидеть, что в итоге у тебя выходит из всего этого процесса. 

Г. Копач: Тогда что такое "мор", "нарывы" и "град" внутри меня? 
М. Лайтман: Хесед, гвура, тифэрет. 
Г. Копач: Мор, нарывы и град? 
М. Лайтман: Это соответствует тому, что происходит дальше, когда ты начинаешь спускаться по всему своему эгоистическому желанию. Клипа противостоит святости. И ты все больше, больше и больше погружаешься в свои неисправленные желания. 
Эти удары просто получили такое название. Здесь учитывалась также и гематрия (численное значение слова). 

Г. Копач: Но кто решил, что "мор" соответствует сфире хесед, "нарывы" – сфире гвура, а "град" – сфире тифэрет? Мне почему-то кажется, что эти понятия далеки друг от друга… 
М. Лайтман: Разумеется, далеки. Мы не можем взять их и вот так просто связать. Но каббалисты дали им такие обозначения. И, конечно же, нет тут никакой прямой связи, как и с жабами или крокодилами. Это некие высшие символы, указывающие на высшие силы, которые в нашем мире приводят к таким следствиям. Но ко всем этим животным мы никоим образом не относимся отрицательно. Они не олицетворяют наше эго. Просто эти силы внутри нас получили такое название. 

Г. Копач: Скажем, саранчу даже… 
М. Лайтман: Едят. 
Г. Копач: Да едят. Это кошерно. Вы когда-нибудь ели саранчу? (Смеется) 
М. Лайтман: Нет. (Смеется) 
Г. Копач: Я тоже не пробовал. 

Женский уголок
Мясо в пикантном маринаде. 
Приготовьте маринад из банки майонеза и 50 г кетчупа с приправами по вкусу (в принципе, соли и перца вполне достаточно). Отбейте кг мяса. Замаринуйте на несколько часов вместе с колечками 3 луковиц. Быстро обжарьте мясо и лук со всех сторон и тушите на маленьком огне втечении часа.

Фрукты в мятном сиропе.
Возьмите пол-кило разных фруктов (свежих или консервированных). Свежие фрукты сбрызнуть лимонным соком. Вскипятить литр воды с пол-чашкей десертного вина, пол-кило сахаром, лимонной и апельсиновой цедры и пучком мяты. Залить фрукты горячим сиропом. Охладить и процедить.


В избранное