Рекомендуем подписаться:

  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Итро - Иофор


Шалом дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы от мессианских и ортодоксальных евреев. 
Эта недельная глава "Итро - Иофор". 
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Кто хочет знать больше - 
Недельная глава Торы по книге Зогар с комментариями рава в видео: https://youtu.be/xoCHKlYcPfM 
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com 
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие книги и статьи. Еврейская музыка и песни, много фотографий Израиля!
Будьте благословенны.
Езра 

Параша ХаШавуот "Итро" от МЕССИАНСКИХ евреев
Список Чтений Этой Недели: 
Шмот / Исход 18:1-20:23 
Йешайа / Исаия 6:1-7:6, 9:5-6 
Матитьягу / Матфея 5:17-32
«Не руками человека»
Шмот (20:21) Жертвенник земляной сделай Мне и приноси на нем твои всесожжения и твои мирные жертвы: твой мелкий и твой крупный скот. На всяком месте, где возглашать дозволю ИМЯ Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя. 
(20:22) А когда жертвенник из камней будешь делать Мне, не клади их тесанными, чтобы ты не занес твоего меча над ним и (тем) осквернил его.

Насколько прекрасную картину Машиаха (Мессии) нам рисуют эти строки Писания! 
Какая прекрасная картина спасения! 
Да, именно этот отрывок напоминает мне слова Машиаха о Моше:
Йоханан (Иоанн) {5:46}Потому что если бы вы в самом деле верили Моше, вы поверили бы мне. 
{5:47}Но если вы не верите тому, что он написал, то как вы собираетесь поверить тому, что говорю я?

Во-первых, мне хотелось бы заметить следующее, если кто-нибудь думает, что Еврейский Ветхий Завет не говорит ничего о Йешуа и спасении через Него, он просто заблуждается.
Мы все должны знать, что жертвенник – символ, указывающий на Йешуа ХаМашиаха.

Эта недельная глава не будет ни слишком сложной, ни слишком большой. Для того, чтобы понять послание ХаШема (Б-га) нам не нужно прикладывать особых усилий.
ХаШем говорит здесь о том, что мы не можем спасти себя. Спасение приходит только через веру! Вот оно! 
Алтарь для всесожжений - прообраз нашего греха, как я уже ранее упоминал, жертвенник представляет собой Йешуа. 
Сооружение жертвенника из земли или камней – единственная работа, выполненная руками человека. 
Бней Исраэль (сыновья Израиля) ничего не создавали, просто составили камни в определенном порядке. 
ХаШем (Б-г) сотворил все необходимое для жертвенника, человек ничего не мог добавить от себя.

Задумайтесь: единственную часть Б-г доверил человеку, женщине, в приходе на землю Йешуа ХаМашиаха – Его рождение, Того, Кого Б-г уже сотворил и просто поместил в утробу Мириам. Он- символизирует жертвенник, омывающий грехи мира. Не руками человека сотворенный, но Б-жьими. Человек не принимал участие в акте творения жертвенника в пустыне, сделанного из земли и камней. Также, человек не принимал непосредственного участия в сотворении Йешуа ХаМашиаха, за исключением утробы девственницы.
Более того, ХаШем ясно говорит нам о том, что мы не можем спасти самих себя, это дело Его рук! Он показывает нам это через запрет участия в сотворении двух алтарей: одного в пустыне, другого – Йешуа ХаМашиаха. По вере бней Исраэль возлагали жертву на алтарь, уповая на то, что ХаШем отпустит им грехи. 
С такой же верой мы верим в Йешуа. Мы верим, что Он – обещанный Мессия, и что через Него ХаШем простит наши грехи.
МЫ СЛУЖИМ ПРЕКРАСНОМУ Б-ГУ!!!
Рабби Яков Фарбер

От наших братьев евреев ортодоксов. 
Недельная глава – Итро
Продолжаем знакомить вас с Торой - сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу Итро. Она начинается с описания прихода в пустыню тестя Моше-рабэину по имени Итро, бывшего верховного жреца Мидиана. А затем описывается ключевое событие в истории еврейского народа и всего человечеста - получение святой Торы на горе Синай. 

Все мы знаем, как тяжело покидать насиженные места. Даже когда мы не совсем удовлетворены окружающей средой, даже когда навсегда хватает работы. Даже бывшие голодные египетские рабы вспоминают в пустыне с тоской, с ностальгической ноткой в голосе ароматы тушеного мяса, донасящиеся с кухни соседей-египтян. Тем более,когда мы пользуемся всеобщим уважением, когда мы занимаем высокооплачиваемые должности и высокие посты. Когда наш авторитет не замыкается в узком семейном кругу, когда наша слава летит впереди нас.

Итро был главным языческим жрецом Мидиана. А по тем временам это значило, что в его руках - брозды высшей духовной и политической власти. Один из представителей «тройки» советников фараона (вместе с Биламом и Ийовом), окруженный безграничным почетом - чего не хватало ему? Зачем он пешком отправился в пустыню к евреям? Ответ очень прост: в поисках истины. 
В поисках истины провел он годы и годы, изучая и применяя все существующие в то время религии, и, преуспев в мастерстве жреца, добился всех возможных материальных благ - богатства, славы, власти. 
Но ведь не это было его целью, и вот, узнав по наслышке о выходе евреев из Египта, о рассечении Красного моря и победе над Амалеком, он не поленился отправиться в путь, рискуя потерять все, что у него было, чтобы, быть может, где-то там, в заброшенной пустыне, наконец-то найти истину. И он нашел ее, едва услышав детальный рассказ Моше. 

И тот час же провозгласил:
«Теперь я знаю, что велик Б-г из всех божков (а ведь Итро был специалистом по всем идолам)». Провозгласил, не боясь взглянуть правде в глаза, хотя этой фразой он, в принципе, перечеркнул все то, чему он посвятил всю свою жизнь. И в этом проявилось истиное величие Итро - осознать насколько ты мал, несмотря на все твое показное величие. И этим заслужил Итро, что его именем, именем первого гера в истории человечества, названа ключевая глава Торы! 

Жемчужины еврейского комментария
Сегодняшняя недельная глава знакомит нас с так называемыми «десятью
заповедями» (в более точном переводе – с десятью речениями). Не выделяясь из
числа других заповедей с алахической точки зрения, в более широком аспекте они,
тем не менее, являются квинтессенцией всего сказаного в Торе и именно из них
вытекают все 613 заповедей.

Итак, перечислим эти «речения»:
- Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома
рабства. 
- Да не будет у тебя других богов, кроме Меня…
- Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, по¬напрасну. 
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой -
суббота Г-споду. Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни
рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих…
- Почитай отца своего и мать свою… 
- Не убивай. 
- Не прелюбодействуй. 
- Не кради. 
- Не лжесвидетельствуй. 
- Не желай …ничего чужого (Шмот 20:2-14) 

Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны в единственном лице (Б-г
твой, да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу. И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за
пренебрежение заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы не думали, что
стоит идти за большинством и, греша вместе со всеми, каждый спасется в отдельности.
В небесном суде такие отговорки, к сожалению или к счастью, не действуют.
Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Толкование Недельной главы Торы "Итро" от евреев каббалистов (в диалоге)

Г. Копач: Здравствуйте, уважаемые телезрители. Здравствуйте, д-р Лайтман. Сегодня мы изучаем главу "Итро". 
И УСЛЫШАЛ ИТРО, ПРАВИТЕЛЬ МИДЬЯНА, ТЕСТЬ МОШЕ, ОБО ВСЕМ, ЧТО СДЕЛАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЛЯ МОШЕ И ДЛЯ ИЗРАИЛЯ, НАРОДА СВОЕГО, ЧТО ВЫВЕЛ БОГ ИЗРАИЛЬ ИЗ ЕГИПТА. (Книга Шемот, 18:1) 
М. Лайтман: Видишь, и не еврей способен оценить то, что произошло с народом Израиля.
 
Г. Копач: Это мне кажется странным. Как случилось, что одна из самых важных глав Торы посвящена нееврею? Чем он это заслужил? 
М. Лайтман: Самые большие желания, которые мы должны исправить, находятся в народах мира. Ведь с самого начала о нас написано: И БУДЕТЕ ВЫ ИЗБРАННЫМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ (19:5), причем, - в этой же главе. ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ. 
Так в чем же наша избранность? В том, что мы должны передать эту методику, которая называется Торой, наукой каббала, всему миру. Слово "Тора" происходит от ивритского слова ораа – инструкция. Это называется быть светом для народов мира. 

Г. Копач: И вот появляется Итро, и он словно приглашенный извне тренер для сборной Израиля? 
М. Лайтман:  Но уже входит внутрь и организовывает всю эту систему. Ведь именно от него к нам пришли принципы, определяющие, как надо управлять народом и судить его. 
Г. Копач: Так чему же это нас учит? Тому, что нам нужен какой-то "глаз" извне? 
М. Лайтман: Те представители народов мира, которые присоединяются к народу Израиля, ощущая присущую ему духовность, обладают огромной мудростью. Написано в Мидраше "Эйха Раба" (2:9): "Скажут, что есть мудрость у народов мира – верь". И действительно, от них можно многому научиться. А в наши дни нам придется работать со всем миром и стать избранным народом, - как написано. 

Г. Копач: Значит, Итро – это связующее звено между нами и всем миром. 
М. Лайтман: Да. Между нами и всеми народами мира. Потому и названа вся эта недельная глава Торы его именем. Ведь для чего нам была дарована Тора? – Для того, чтобы впоследствии передать ее народам мира.
 
Г. Копач: Чтобы распространить ее в мире, а не хранить для себя. 
М. Лайтман: Ни в коем случае! Разумеется, нет! В этом все дело: "Вы получите и передадите". Народу Израиля отведена роль проводника. И именно Итро олицетворяет весь этот процесс. Ведь Моше вместе с Итро строит систему "народ Израиля". И впоследствии эта внутренняя система "народ Израиля" будет функционировать для народов мира. 
Г. Копач: Почему подчеркивается тот факт, то Итро был тестем Моше? В чем смысл этого? 
М. Лайтман: Моше – это вытаскивающая сила, которая устремляет человека к познанию Творца. Но какое желание им движет? Это, как раз желание народов мира, которое приходит к нему от его жены. А она – дочь Итро. 
Г. Копач: Значит, Вы говорите, что "тесть" указывает на ненаполненное желание? 
М. Лайтман: Да, разумеется.
 
Г. Копач: ПРИШЕЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ, И СЫНОВЬЯ ЕГО, И ЖЕНА ЕГО К МОШЕ В ПУСТЫНЮ. (Книга Шемот, 18:5) Приходит Итро и сразу же начинает давать советы, и, в принципе, строит всю эту судебную иерархию. 
М. Лайтман: Он ведь наблюдает за тем, что происходит с Моше с утра до ночи. Иными словами, человек не может таким образом совершить внутренние выяснения и не способен ничего исправить. Мы ведь всегда говорим об одном человеке. 

Г. Копач: Итро видит, что все буквально "сидят на голове у Моше". 
М. Лайтман: А если перевести это на язык внутренней работы, то речь идет обо всем том внутреннем замешательстве и смятении, которые переживает человек. Он не знает, как ему дальше двигаться, как сконцентрировать и организовать свои внутренние силы. 

Г. Копач: И УВИДЕЛ ТЕСТЬ МОШЕ ВСЕ, ЧТО ТОТ ДЕЛАЕТ НАРОДУ, И СКАЗАЛ: "ЧТО ЭТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ НАРОДУ? ПОЧЕМУ ТЫ СИДИШЬ ОДИН, А ВЕСЬ НАРОД СТОИТ ПЕРЕД ТОБОЙ С УТРА И ДО ВЕЧЕРА? И СКАЗАЛ ТЕСТЬ МОШЕ ЕМУ: "НЕХОРОШО ТО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ! ИЗНЕМОЖЕШЬ И ТЫ, И НАРОД ЭТОТ, КОТОРЫЙ С ТОБОЮ. (Книга Шемот, 18:14-18) И дает ему Итро совет… 
М. Лайтман: Разделить обязанности. 

Г. Копач: Он дает ему совет выбрать из народа особых людей и назначить их главами тысяч, главами сотен, главами пятидесяти и главами десяти. Получается как бы такая судебная иерархия. Ведь они создают народ, и для него необходимо издать законы... 
М. Лайтман: В принципе, у еврейского народа этого никогда не было. 
Г. Копач: Что значит, - не было? 
М. Лайтман: Мы ведь очень особенный народ. У нас никогда одна часть народа не угнетала и не притесняла другую. Сам я из России, а там всегда существовала царская власть, и, кроме того, - армия, подавлявшая этот несчастный народ, который не смел "поднять голову". Или возьмем, к примеру, Индию. Все ведь считают, что это страна высокой духовности. А на самом деле все общество там разделено на касты, и принадлежащим к разным кастам людям запрещено, к примеру, вступать в браки между собой, и т.п. 
На протяжении всего исторического развития ты не найдешь народа, в котором бы все были равны, где бы для всех властвовал один закон: от правителя и до самого обычного "маленького" человека, - абсолютно для каждого. Это свойственно только народу Израиля. И если ты находишься в духовном, - это прекрасное свойство! Но если ты все еще в процессе выхода из Египта, то ты не способен так внутренне себя исправить, - тебе необходима эта иерархия. 

Г. Копач: Так что же, эта иерархия существует внутри меня? Кто этот глава тысяч внутри меня, которому подчиняется глава сотен, а тому, соответственно, подчиняется глава пятидесяти? 
М. Лайтман: Нам все это знакомо по собственному характеру. Ведь если я хочу что-то преодолеть, что-то исправить, то мне нужно начинать с малого. После этого я уже смогу перейти к каким-то более сложным исправлениям. Поэтому в науке каббала есть такой закон: исправление происходит от легкого к более трудному. 
Вот почему Итро, которому известно все то эго, что заложено внутри человека, и который все-таки является правителем Мидьяна, дает совет Моше – этой точке в человеке, влекущей его в духовное, к Творцу. Он говорит: "Если ты хочешь судить весь свой народ, то есть постепенно привести все свои желания на духовную ступень, то ты обязан распределить их по уровням и упорядочить таким образом, чтобы сделать это, переходя от легкого желания к более трудному. 
В каббале это объясняется так. Когда говорят о совершенстве, то изображают это в виде круга, - ведь круг совершенен. А если речь идет об иерархии, то рисуют линию. То есть существует управление в виде круга и управление в виде линии. И пока мы еще не пришли к тому чтобы находится в круге, когда все становятся равны, когда все пребывают в любви и отдаче друг другу как "один человек с одним сердцем", - мы должны постепенно исправлять себя, организуя свои желания в виде линии, в форме пирамиды. 

Г. Копач: Давайте вернемся к нашему повествованию... 
М. Лайтман: Итак, прошло три месяца с момента выхода из Египта, и мы подошли к подножию горы Синай. 
Г. Копач: В этом периоде "три месяца" заключен какой-то особый смысл? 
М. Лайтман: Да. Потому что отрыв должен происходить в три этапа. И тогда третий, последний, этап не будет связан с первым. Это мы знаем из распространения светов внутри келим. Это как три меры исчезновения света... 

Г. Копач: Это период подготовки. Да и во время этого периода Творец три дня их готовит. А еще раньше Он говорит Моше: А ТЕПЕРЬ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ И СОБЛЮДАТЬ СОЮЗ МОЙ, ТО БУДЕТЕ МНЕ ИЗБРАННЫМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, ИБО МОЯ - ВСЯ ЗЕМЛЯ, И БУДЕТЕ ВЫ МНЕ ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И НАРОДОМ СВЯТЫМ (Книга Шемот, 19:5) 
М. Лайтман: В сущности, все это происходит в том же стиле, что и с нашим праотцом Авраамом. Ведь почему он вышел из Вавилона? Так же, чтобы духовно возвыситься. И то же самое происходит здесь. Только там не было этого огромного эго. 
Группа Авраама прошла Египет, и сейчас, вобрав в себя все египетское эго, как написано: "захватив с собой посуду египтян" – их келим, она приходит к горе Синай, чтобы эти келим исправить: получить духовную силу для того, чтобы исправиться и подняться над своим эго. 

Г. Копач: Кстати, это изречение: "будете мне избранным из всех народов" привело к ощущению евреями своего превосходства и высокомерному поведению, - ведь они считали себя избранным народом. 
М. Лайтман: Только они не понимали, в чем эта избранность. Мы ведь вышли из Вавилона, чтобы узнать, что такое наука каббала, что такое Тора, чтобы обрести эту силу и впоследствии вернуться ко всей этой вавилонской цивилизации, которой на сегодняшний день является весь мир, все 7 миллиардов людей. Именно им мы должны передать эту методику! 

Г. Копач: Так в чем же заключается эта избранность? 
М. Лайтман: В том, чтобы стать учителями, служителями, проводниками этой силы для всех народов. Мы ведь, в принципе, существуем только для этого. 
Г. Копач: То есть в этом наша миссия, а вовсе не в том, чтобы командовать миром. 
М. Лайтман: Конечно нет! Бааль Сулам очень хорошо описывает это в своих статьях "Дарование Торы" и "Поручительство". Он пишет, что мы существуем лишь только для этого. Никакого другого оправдания нашему существованию нет. Потому-то народы мира и говорят: "Что это за народ такой – евреи?" 
Да и в Торе написано, что мы существуем только для того, чтобы стать для всех народов проводниками этой методики исправления мира. Сказано, что Творец предлагал Тору многим народам, но они отказались ее получить. И только народ Израиля сказал: "Сделаем и услышим". То есть он был готов к этому. И поскольку был готов, Творец сказал: "Возьми ее и стань проводником для всех". 

Г. Копач: И БУДЕТЕ ВЫ МНЕ ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. (Книга Шемот, 19:6) Что такое священнослужитель? В чем его функция? 
М. Лайтман: Отключись от своего эго, поднимись над ним к любви к ближнему, и потом, когда будешь на этой ступени, ты сможешь обучить этому свойству и все свои эгоистические желания, и весь мир. 
И ПРОВЕДИ ГРАНИЦУ ДЛЯ НАРОДА КРУГОМ, ГОВОРЯ: ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ВОСХОДИТЬ НА ГОРУ И ПРИКАСАТЬСЯ К КРАЮ ЕЕ - ВСЯКИЙ, КТО ПРИКОСНЕТСЯ К ГОРЕ, НЕМИНУЕМО УМРЕТ. (Книга Шемот, 19:12) 

Г. Копач: Все время мы видим, что Моше поднимается на гору Синай, спускается с нее. "Прикоснется к горе, - неминуемо умрет". Что это за гора такая? 
М. Лайтман: Эта гора – наше эго! Гора ненависти (слово "Синай" происходит от ивр. слова "сина" – ненависть). Наше эго проявляется именно в том, что мы изначально друг друга ненавидим! Но дело вовсе не в том, что ты плохой, или я плохой. Просто мы так устроены, что не выносим один другого. И вот мы приходим к такому состоянию, когда должны подняться над этим своим эго: и ты, и я. Над этой горой мы соединяемся друг с другом как "один человек с одним сердцем". 

Г. Копач: Когда мы поднимаемся на гору Синай, мы все еще пребываем в своем эго? 
М. Лайтман: Нет, мы оставляем эго внизу, и только наши сердца поднимаются ввысь и соединяются в одно сердце. "Один человек с одним сердцем". Именно это называется стоянием у горы Синай. И тогда внутри нашего сердца раскрывается духовный мир, духовное состояние, Высшая сила. 
Г. Копач: Итак, мы оставляем свое эго у подножия горы и взбираемся на нее. 
М. Лайтман: Да. Но если не взберемся, то нам не раскроется Творец. То есть не выйдя из Египта со всем этим огромным эго и взаимной ненавистью, мы бы не смогли подняться над этой ненавистью и достичь вершины. 

Г. Копач: Значит, это хорошо, что все сыновья израилевы ненавидят друг друга? 
М. Лайтман: Но уже хватит. (Смеется). Давайте потихоньку начнем взбираться на гору, к Творцу.
 
Г. Копач: "...появилась возможность понимания того, что обсуждалось выше, в основе смысла заповеди "возлюби ближнего своего как самого себя" (Бааль Сулам, статья "Дарование Торы"). 
М. Лайтман: В сущности, все 10 заповедей, которые описываются в этой главе "Итро", а также все это действо у горы Синай – предназначены только для того, чтобы прийти к выполнению "возлюби ближнего, как себя самого". Смотри, что он пишет. 

Г. Копач: "И надо уяснить, что по этой причине Тора не была дана нашим святым праотцам: Аврааму, Ицхаку и Яакову, а затянулось это до выхода из Египта, когда вышли, будучи целой нацией в 600 000 человек, от 20 лет и выше. И был спрошен каждый из нации, согласен ли он на эту возвышенную работу. И после того, как каждый всем сердцем и душой согласился с этим и воскликнул: "Совершим и услышим", - тогда появилась возможность исполнить всю Тору". (Бааль Сулам, статья "Дарование Торы"). 
М. Лайтман: То есть Тора была дарована нам только для одного: чтобы мы вышли из своего эго, поднялись над ним, чтобы от ненависти к ближнему перешли к любви к ближнему. 
И если человек с этим соглашается, то есть говорит, что к этому готов, поскольку увидел, что невозможно продолжать жить в этом эго, в такой ненависти, иными словами, если (будем надеяться) мы сегодня откроем, что сами делаем свою жизнь совершенно невыносимой, что то эго, которое проявляется между нами, портит нам все, если мы в полной мере осознаем это зло, - то это будет означать, что мы как бы стоим у горы Синай. 

Г. Копач: Как можно преодолеть эту гору, совладать с этим эго? Сегодня ты его превозмог, а завтра оно "выскакивает" снова. 
М. Лайтман: Ты ведь видишь, им придется это сделать. Но это уже работа в пустыне. Давайте вначале установим с Творцом первый контакт, который называется "стоянием у горы Синай". В первый раз! А потом уже пусть будут эти войны в пустыне в течение 40 лет. Но ты уже что-то постигаешь! 

Г. Копач: А что означает вся эта подготовка, ведущаяся в течение трех дней, и в частности запрет приблизиться к женщине? 
М. Лайтман: Речь идет о твоем желании насладиться. Иными словами: отдались, насколько это возможно, от своих эгоистических желаний. Не будь их рабом! 
Г. Копач: А что значит – три дня не мыться, "постирать свои одежды"? 
М. Лайтман: Все это знаки, указывающие на то, как ты должен избавляться от своих эгоистических желаний. Начни от них отключаться. Увидь, кто ты такой, в отрыве от всей той природы, которой Творец наделил тебя изначально, от всех тех свойств, с которыми ты родился. 
Г. Копач: То есть, доберись до истинной сути... 

М. Лайтман: В каждом из нас есть нечто, называемое "точкой в сердце". И эта точка находится над нашей эгоистической природой. Это маленькая точка, которая называется "Моше". И вот эту самую точку ты должен вытащить наружу, поднять и начать понемножку отключать от всего этого эго. 
Г. Копач: Нужно ли и сегодня выполнять все эти церемонии? Скажем, я хочу соединиться с этой точкой Моше внутри себя, я хочу взобраться на гору Синай. Так что же я теперь должен три дня не принимать душ и выполнять все эти запреты? 

М. Лайтман: Конечно нет! Ведь речь не идет о нашей земной жизни. 
Г. Копач: А ВЕСЬ НАРОД ВИДЕЛ ЗВУКИ (Книга Шемот, 20:15) 
М. Лайтман: "Видел звуки" – означает раскрытие света Хохма внутри света Хасадим. Свет Хасадим (свет милосердия) расширяется, распространяясь по все направлениям, словно щедрая рука, раздающая милости. 
Свет Хохма – это свет, заключающий в себе свойство видеть. 
Свет Хасадим – это свет, несущий в себе свойство слышать. "Видел звуки" – означает полное раскрытие Божественного.
 
Г. Копач: А теперь объясните мне внутренний смысл десяти заповедей. Скажем, что значит: "ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ИНЫХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ" (20:3). 
М. Лайтман: Ну, это ясно. 
Г. Копач: Что тут ясного? 
М. Лайтман: Ясно то, что целью твоей жизни должно быть стремление стать отдающим и любящим. Это свойство Творца. Это Высшая природа. Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ... 

Г. Копач: Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. (20:2) 
М. Лайтман: Да. 
Г. Копач: И что же это значит? 
М. Лайтман: Только при условии, что ты захочешь обрести ту самую силу отдачи и любви, ты сможешь "выйти из Египта", из своей эгоистической природы, и подняться на духовный уровень - вечный, совершенный и безграничный. Причем, в течение этой жизни! 

Г. Копач: По сути, человеческая природа – быть в рабстве у своего эгоизма, и человек должен подняться над своей природой. 
М. Лайтман: А иначе ты просто будешь рабом своего эго в этой жизни, которая постепенно все больше и больше подминает тебя под себя. 

Г. Копач: А что значит – "НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ ИЗВАЯНИЯ И ВСЯКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ " (20:3) 
М. Лайтман: Это значит, что ты не должен верить ни в какие талисманы, красные нитки, "святую" воду, записочки, посылаемые Творцу и во всякие иные глупости. Не верь также и в то, что кто-то сможет устроить твою жизнь. Мы ведь уже видим, что все это не работает.
 
Г. Копач: Не верить в то, что есть некий посредник между тобой и Творцом? 
М. Лайтман: Нет никаких посредников. А кроме того, в нашем мире не существует никакой силы, которая могла бы что-то в нем изменить. Из Высшего мира все силы нисходят в наш мир и здесь им управляют. Наш мир – это мир следствий. 

Г. Копач: НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ПОПУСТУ, (20:7). Что значит – "попусту"? 
М. Лайтман: Подобно тому, как тебе запрещено верить, что в мире существуют какие-то иные силы, кроме этой единой Силы, - тебе запрещено так же приписывать этой Силе какие-то свойства, которые исходят из твоего эго и не относятся к силе отдачи и любви. 
Г. Копач: То есть не использовать эту силу ради своего эго. 
М. Лайтман: Да. 

Г. Копач: Но обычно это изречение истолковывают в таком смысле, что нельзя произносить имя Творца. 
М. Лайтман: А кому известно имя Творца? Что значит - имя Творца? Может быть, четырехбуквенное "Юд-Кей-Вaв-Кей"? 
Г. Копач: Да. "Юд-Кей-Вaв-Кей". 
М. Лайтман: Ну и как ты это произнесешь? АВАЯ? 

Г. Копач: Я не знаю. 
М. Лайтман: А что вообще значит произнести его? Какая разница, как ты его произносишь, какие буквы ты при этом называешь? Ведь произнести Его Имя – означает, что ты Его достигаешь, что ты облачаешься в эту ступень, что у тебя появляются силы, заключенные внутри имени "Юд-Кей-Вaв-Кей", которые ты используешь. Но тебе запрещено пользоваться ими ради себя, - ты можешь их использовать только во благо всем. 

Г. Копач: Значит, Вы не видите никакой проблемы в том, чтобы произносить Его имя? 
М. Лайтман: Ведь нет ничего в том, чтобы просто его произносить! Сказано: ИМЯ БОГА НАРЕЧЕНО НА ТЕБЕ (Ки таво, 28:10). То есть в тебе самом заключены эти силы, которые называются Именем Творца. 
Кстати говоря, Имя Творца – это Божественная сила, которую ты раскрываешь внутри себя! Она не существует в каком-то виде где-то снаружи. Когда я обретаю свойства Творца, то эти свойства внутри меня называются Именем Творца. 

Г. Копач: Значит, Вы говорите, что мы не можем назвать Его имя, потому что это внутреннее имя. 
М. Лайтман: Да! 
Г. Копач: И оно вообще не проявляется во внешнем... 
М. Лайтман: Его нельзя произносить, потому что тебе запрещено использовать эти силы во зло! А иначе это приведет к кризису. 

Г. Копач: А если станешь использовать во зло, то (продолжает Тора): 
НЕ ПРОСТИТ БОГ ТОГО, КТО ПРОИЗНОСИТ ИМЯ ЕГО ПОПУСТУ (20:7). 
М. Лайтман: Ведь этим, в принципе, ты причиняешь зло самому себе, потому что тянешь эту огромную силу в свое эго и тем самым делаешь "короткое замыкание", - как в электрической цепи. Происходит мгновенный взрыв. Это все равно что крушение Храма, или прегрешение Адама Ришон. Ты сразу же себя разрушаешь! 

Г. Копач: И дальше следует: ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ... (Книга Шемот, 20:8-9) 
М. Лайтман: Здесь уже говорится об Окончательном Исправлении. Все мы должны устремиться к Окончательному Исправлению, которое называется "седьмым тысячелетием", или "днем, полным Добра". 
Всем нам необходимо устремиться к состоянию, в котором мы полностью исправим свое эго. Раскрытие Творца во всем нашем исправленном эго называется "днем, полным Света" – Шаббат (Субботой), когда у нас больше нет работы. 

Г. Копач: Но ведь всегда это толковали так, что шесть дней нужно работать... 
М. Лайтман: Я не знаю, кто и как это истолковывал. Но каббалисты всегда объясняют это в точном соответствии с физикой духовного мира, согласно той системе, силам и келим, которые мы раскрываем в своих ощущениях в духовном мире. Мы их познаем и реализуем, а не занимаемся какими-то измышлениями. Здесь речь идет о науке каббала. 

Г. Копач: Все последующие заповеди, по сути, отражают отношение человека с ближним. К примеру: ЧТИ ОТЦА СВОЕГО (Книга Шемот, 20:12) 
М. Лайтман: Все они предназначены для того, чтобы объяснить тебе, что такое любовь к ближнему. В конечном итоге речь идет о любви к ближнему, но также и о внутренней работе. Ведь внутри тебя находятся отец и мать, твои родственники. Внутри тебя присутствует этот запрет: "не кради". 
Правда у нееврея красть можно. "Нееврей" – это желание насладиться, которое еще не исправлено. Поэтому тебе, как раз, стоит стащить у этого огромного желания несколько маленьких желаний, которые можно исправить. Это называется кражей, которая является добрым делом. 

Г. Копач: Наши телезрители еще подумают, что Вы советуете им пойти и что-то украсть. 
М. Лайтман: Но ведь действительно, если толковать Тору, перенося все сказанное на нашу земную жизнь, то получатся страшные вещи. Да и вообще, как ты можешь представить себе работу в Храме, сжигание жертвы, окропление кровью? Это какие-то жестокости. Еще там режут животных... Если все это ты переводишь в наш материальный мир, то это выглядит просто ужасно. 

Г. Копач: А что значит: "не убивай", "не прелюбодействуй"? 
М. Лайтман: Все это касается эго человека. Разумеется, это запрещено и в нашей земной жизни! Вне всякого сомнения! Но здесь говорится о внутреннем исправлении человека. Ведь если я внутренне себя исправляю, то, конечно же, не сделаю этого и в обычной жизни. 
Под "кражей" подразумевается кража из моей исправленной части, то есть из моих исправленных свойств, которые уже направлены на отдачу и любовь к ближнему, - в испорченную. Так вот, если я внутренне не исправляю свои желания до уровня "не убивай", "не кради", то ощущая, что я тебя люблю, что готов тебе отдавать, хорошо к тебе относиться, я вдруг начинаю чувствовать, что могу что-то из этого присвоить себе, в чем-то тебя использовать. Это называется "кражей". 
Г. Копач: А что такое "не прелюбодействуй" - как свойство внутри человека? 

М. Лайтман: То же самое! И внутри человека, и в отношениях одного человека к другому. 
Г. Копач: Но как Вы объясняете - "не прелюбодействуй"? Кстати, Раши говорит, что нельзя только посягать на чужую жену, а все остальное можно. 
М. Лайтман: Разумеется, существует большая разница, между тем, что для нас приемлемо сегодня, как для представителей европейской цивилизации, и тем, что говорится в Торе. Желаем мы того или нет, но мы что-то впитываем из этой цивилизации в дополнение к тому, о чем идет речь в Торе. 
Но здесь я говорю о своем эго, о своем желании насладиться. Именно в нем можно выделить женскую часть, именно оно разделяется на несколько типов женских частей – некевот (в переводе с иврита некева означает "женщина"). Слово "некева" происходит от слова "некев" – "отверстие", ощущение недостатка. 
Это может быть желание, с которым возможно работать на отдачу и любовь, или, наоборот, - невозможно, поскольку оно все еще ощущается мной как постороннее желание, которое я не способен исправить. В принципе, это и называется – "не прелюбодействуй". 

Г. Копач: Каков внутренний смысл заповеди – "не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством"? 
М. Лайтман: Это означает, что ты все время обязан проверять себя относительно Творца, то есть выяснять, двигаешься ли ты к любви к ближнему и отдаче. И в этом ты не должен обманывать самого себя. Ведь в духовном тебе необходимо достигнуть равенства свойств с Творцом, Его положения, стать таким, как Он, - как сказано: " Вернитесь сыны Израиля к Творцу вашему". 
Если весь мир находится внутри тебя, то тебе нужно взять всю свою внутреннюю систему, отсортировать все свои желания и свойства, чтобы проанализировать их и выяснить, какое из них ты можешь исправить, чтобы присоединить его к Творцу. Ведь ты обязан достичь Его статуса во всех своих устремлениях. 

Г. Копач: Все эти заповеди можно выполнить в действии. Но есть среди них такая: 
НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО; НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ БЫКА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО И НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО (20:14) 
"Не желай" – это заповедь, касающаяся мыслей. 
М. Лайтман: Кстати говоря, в науке каббала речь идет только о мыслях, - как написано: "все выяснится в мысли". Только о желаниях и мыслях. 
Если говорится о внутреннем исправлении человека, то оно уже отражает его внешние действия, которые исходят изнутри. Поэтому здесь не сказано: "Сделай!". Ведь смотри: вроде бы, внешне в нашем мире все совершают хорошие поступки, но именно те мысли, которые возникают внутри, разрушают наш мир. 
А снаружи это почти что незаметно. Никто не пойдет обманывать, избивать или убивать другого. И даже если совершается какое-то зло, то это происходит по более-менее взаимному согласию между нами. Но именно наши мысли, - вот что рушит мир! 
Из сказанного: "все выяснится в мысли" проистекает закон: мысли определяют все. Мы разрушаем мир только своими мыслями. 
Г. Копач: Так давайте их изменим. 

В избранное