Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: 'Мишпатим-Законы (Суды)'


Шалом дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы от мессианских и ортодоксальных евреев. 
Эта недельная глава "Мишпатим". 
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие книги и статьи. 
Будьте благословенны.
Езра 

От Мессианских евреев
Параша ХаШавуот «Мишпатим»
 Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 21:1-24:18, 30:11-16 
 Мелахим Алеф / 1 Царств 12:1-7 
 Матитьягу / Матфея 5:38-42 

«Слушайте Мой голос…»
Шемот ( 23:20-22) Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, так как имя Мое в нем. Если же слушаться будешь голоса его и сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с врагами твоими и теснить притеснителей твоих. 

Среди всех тех законов и наставлений, которые Ха Шем (Имя Б-га) дает в нынешнем недельном чтении, особенно значительным и убедительным является наставление об Его Ангеле. Для того, чтобы осознать, кто же этот Ангел есть на самом деле, я хотел бы сначала объяснить вам значение ивритского слова «коль», которое было переведено выше как «голос». Впервые встречаемся мы с этим словом в главе Торы, прочитанной нами на прошлой неделе, когда Моше прислушивается к голосу своего тестя Итро (Шемот 18:24). 
В следующий раз мы встречаем слово «Голос» в той же недельной главе Итро в том эпизоде, когда Ха Шем сообщил сынам Исраэйля следующее:
Шемот (19:5) . И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля…

Итак, исходя из этих двух словоупотреблений слова «коль» нам становится очевидным, что это слово в иврите означает также послушание. Но более того, слово «коль» может иметь значение «Мир».

Голос Б-га является и Словом Б-га! И это имеет огромное значение применимо к тому, что говорит нам Ха Шем в вводном отрывке главы Мишпатим.

Подумайте о том, что нам говорится в этом отрывке. Г-сподь пошлет Своего Ангела к Исраэйлю во-первых, для того, чтобы хранить его в дороге (слову «хранить, оберегать» в иврите «Шамар» означает ограничение в определенных рамках), а во-вторых, чтобы привести их в место, приготовленное Вс-вышним. Затем сынам Исраэйля говорится, чтобы они внимали голосу Ангела («ангел» на иврите «Мал’ах», имеет также значение «посланник, вестник») и не раздражать Его, иначе Он не простит непослушание. Почему? Потому что имя Г-спода в Нем (некоторые переводчики говорят: «Он раскрывает Его Имя»). И все же сынам Исраэйля говорят также, что если они послушают голоса Ангела, то Ха Шем станет врагом их врагов.

Должно быть, это был особенный Ангел, и давайте сейчас разберемся, чем же этот Ангел был необычен. Прежде всего, насколько я понимаю этот отрывок, именно этот Ангел будет хранителем сынов Исраэйля, и во все время пути они должны слушаться Его гласа. 
И как мы уже говорили с вами раньше, слово «голос» в данном случае означает «Его Слово». Следовательно, здесь нам дается понять, что Слово Ангела станет для сынов Исраэйля тем, что будет держать их в рамках. Однако из Брит Хадаша (Обновленного Завета) мы знаем, что ангелы посылаются нам не для того, чтобы распоряжаться нами и не для того, чтобы держать нас в определенных рамках, но, скорее всего, они посланы, чтобы служить нам и не быть помехой. 
Говоря об ангелах, автор Послания к Евреям свидетельствует:
Евреям (2:14) Разве они не просто служащие духи, посланные на помощь тем, кто будет спасен Б-гом? 

В отличие от всех других случаев, данное конкретное служение Ангела будет носить совершенно иной характер: это служение будет активным вмешательством в жизнь людей. 
Во-вторых, нам говорится, если не прислушиваться и не исполнят повеления этого Голоса Ангела, то Он не простит неповиновение обидчика. 
Но насколько мы знакомы с ангелами, известно нам, что карательные функции не являются отличительной чертой ангелов. Почему? Потому что Слово, которое будет говорить Ангел, станет законом и если не исполнять его, то наступит кара. Он не простит непослушания. 
И нигде в Писании нам ни разу не говорится и даже не дается намека на то, что Ангел может провозглашать законы или прощать грехи, только Б-г может делать это! И третье, что мы узнаем об этом Ангеле, это то, что Он заключает в Себе Имя Г-спода. И это одно из самых поразительных утверждений во всей Торе! Ангелы – это созданные существа. 

В прошлых комментариях к Торе мы узнали, что Имя Г-спода представляет собой Его характер. Имя Б-га - это Его характер! И здесь мы узнаем, этот Ангел будет не только совершать великие дела, действуя от имени Б-га, и совершать эти великие дела не только силой Б-га как многие поступали (Моше, например), но также обладать всей сущностью и характером Б-га. Непосредственное Б-жественное участие в этом Ангеле не вызывает сомнений!

И еще один поразительный факт видим мы в сегодняшней главе Мишпатим:
Шемот (24:9-11) И взошел Моше и Аарон, Наддав и Авиу, и семьдесят из старейшин Исраэйл , И видели они Б-га Исраэйлева; и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте. И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.

Сейчас в традиционной Еврейской Библии этот эпизод истолковывается так: семьдесят старейшин поклонялись Б-гу, не видя Его. Также еврейские мудрецы объясняют, что у старейшин было видение, но не зрительное восприятие. Давайте разберемся в этих двух объяснениях.
В иврите для обозначения действия «видеть» в этом отрывке Писания используется слово «Йира», которое переводится как «видеть», «наблюдать», «показываться», «пристально смотреть» и никогда не встречается значение «поклоняться, почитать». 
Вдобавок ко всему они увидели то, что находится под ногами Б-га: «и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо». Это означает, что старейшины видели, но не поклонялись, поскольку это было видение! Как вы думаете, каковы шансы на то, что семьдесят человек в одно время и в одном месте увидят одно и то же? Или они были все введены в транс? Или все вдруг заснули? Маловероятно! К тому же на это нет даже и намека в Писании!

Самое лучшее объяснение, которое будет совпадать с тем, что Ха Шем сказал Моше: семьдесят старейшин увидели Б-жественного Ангела, предвоплотившего Йешуа (об этом сказано в стихе 23:20). Это также объясняет Б-жественную сущность Ангела, и, соответственно, почему Он воспользовался этими сверхъестественными и Б-жественными свойствами. И это объяснит тот факт, что старейшины видели Б-га и остались в живых.
Шемот (24:11) И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.
Рабби Яков Фарбер

От наших ортодоксальных братьев
 Недельная глава «Мишпатим»
 Продолжаем знакомить вас с Торой- сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу « Мишпатим», содержащую 53 из 613 заповедей Торы. Главным образом речь идет о законах судопроизводства, выплате ущербов, а также о праздновании трех еврейских праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих каждого взрослого еврея прийти в Иерусалим. 
«Если одолжишь деньги бедняку из Моего народа, не притесняй его и не бери с него проценты!»,
«Если в залог возмешь одежду ближнего, верни ему ее до заката!», 
«Если встретишь потерявшегося быка или осла твоего врага, обязательно верни их ему!», 
«Если увидишь осла твоего врага, склонившегося под ношей…помоги ему (врагу) разгрузить его (осла) вместе!», 
«Шесть лет засевай землю и собирай ее урожай, а на седьмой год – шмита, оставь ее (землю) и пусть едят бедняки из твоего народа, а остальное – съедят полевые звери, также поступай с твоими виноградниками и оливами!»
 
«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени.
 «Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Отчасти, да, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с овечкой. 

В частности приводится следующая притча. Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!» Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда наделил Б-г овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку. Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца! 

А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты! Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война? 

Мишпатим - Суды
Беседа каббалиста М. Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем

Г. Копач:  Сегодня мы читаем главу Мишпатим (Книга Исход, главы 21-24), в которой говорится о происходящем после событий у горы Синай, где все "увидели голос Творца". После огромного духовного подъема вдруг даются некие частные предписания, например, закон о рабе:
ЕСЛИ КУПИШЬ РАБА-ЕВРЕЯ, ШЕСТЬ ЛЕТ ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ, А НА СЕДЬМОЙ - ВЫЙДЕТ НА СВОБОДУ БЕЗ ВЫКУПА. (21:2)
М. Лайтман: Не удивительно, что после достижения высокого уровня мы должны получить четкие законы. Ведь если мы действительно хотим на него подняться, то должны знать, как себя судить, как относиться к желаниям и свойствам, которые заложены в нас тем или иным способом. Мы должны научиться измерять и проверять эти желания относительно Творца: помогают ли они приблизиться к Нему, способствуют ли реальному достижению статуса, подобного Ему?

Г. Копач: Иными словами, у горы Синай была поставлена цель и показано, к чему человек обязан прийти, а в главе Мишпатим даются конкретные указания, которые необходимо выполнить, чтобы эту цель реализовать?
М. Лайтман: Та гора Синай, на которую человек поднимается с помощью силы Моше, вмещает в себя все наши неисправленные свойства. Они все плохие – так необходимо к себе отнестись.

Г. Копач: Неужели все мои свойства плохие? Так и до ненависти к самому себе недалеко.
М. Лайтман: Человеку не раскрывается все сразу, но, действительно, иногда бывают всплески ненависти к самому себе. Хотя обычно мы ненавидим себя лишь потому, что не смогли чего-то достичь. Например, я хотел украсть, и не получилось. Тогда я ненавижу себя за недостаток ловкости, изворотливости, коварства для достижения цели.

Г. Копач: Бывает и наоборот: мы виним себя в том, что разочаровали любимого человека.
М. Лайтман: И это тоже, в конечном счете, исходит из себялюбия. Однако здесь следует понять, почему суд происходит сразу после подъема на гору Синай.
Г. Копач: Но почему нужно опускаться до самых мелких деталей? Почему, например, глава начинается с закона о покупке раба еврея?
М. Лайтман: А что, прежде всего, ты для себя раскрываешь?
Г. Копач: Что я раб своего желания получать.

М. Лайтман: Поэтому сейчас тебе дают критерий, по которому ты сможешь себя судить, как сказано: "Поставь охранников и стражников у всех врат своих".
Г. Копач: Это означает осознанное поведение?
М. Лайтман: Да. Прежде всего, мы должны свои желания остановить, проанализировать и систематизировать, чтобы начать исправление с самых легких из них и постепенно перейти к более тяжелым. Так постепенно раскрывая свой "ларец Пандоры", человек продвигается.

Г. Копач: Значит, весь этот свод законов дан нам для того, чтобы мы смогли проанализировать свои желания, а затем их исправить?
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: И первый из законов – о рабе еврее.
М. Лайтман: Речь идет о духовной силе, которую человек постепенно приобретает. Если он еще не может работать с ней самостоятельно, то смиряется с этим и считается рабом.

Г. Копач: А какая разница между рабом-евреем и неевреем? Почему для них установлены разные законы?
М. Лайтман: Это разные виды желания получать. "Еврей" означает малое желание, как сказано о народе Израиля: "Вы малочисленны среди всех народов". Наше эго действительно невелико по сравнению с другими народами.
Г. Копач: Неужели?
М. Лайтман: Именно так, хотя нам и всему миру кажется, что оно у нас самое большое. Просто у остальных людей эгоизм полностью еще не раскрылся.

Г. Копач: Да, в Египте евреи не хотели иметь все, а только простые вещи: лук, чеснок, арбузы. (Смеется). Итак, глава начинается с законодательства о рабах, затем говорится об убежище для преступников, и идет целая серия разных частных законов: о плохом отношении к родителям, о кровной мести, о вреде чужому имуществу и т.д. О чем вообще идет речь?
М. Лайтман: Речь идет о разновидностях желания получать, принадлежащих к разным уровням: неживому, растительному, животному и человеческому. Согласно этим уровням мы классифицируем все наши желания. Самые малые из них относятся к неживому уровню, чуть большие – к растительному, и так по мере возрастания – к животному и человеческому уровням.

Г. Копач: Например, когда говорится о наказании, которое понесет хозяин быка, если бык забодает мужчину или женщину, о чем на самом деле идет речь? О желании животного уровня, которое кому-то вредит?
М. Лайтман: Оно вредит развитию человека в человеке.

Г. Копач: Какой внутренний смысл в описании скотоложества?
М. Лайтман: Если человек неправильно работает с духовным желанием, которое должно быть использовано для подъема к Творцу, то опускается на животный уровень.

Г. Копач: Правильно ли я понял, что интимная связь подразумевает как раз желание единения с Творцом?
М. Лайтман: Соединение полов символизирует единение силы Творца (мужское начало) с силой нашего эго (женское начало). Мы хотим объединить их, чтобы поднять женскую часть на уровень мужского начала, т.е. поднять себя на уровень Творца. Ведь мы все считаемся относительно Творца невестой, а Он – жених. Совокупление же с животным означает, что вместо единения с Высшей силой человек обращается вниз - к животному началу.

Г. Копач: А что вы можете сказать относительно запрета взимать проценты? Мы знаем, какую грабительскую политику ведут наши банки. Что же это за запрет?
М. Лайтман: В этом законе говорится о том, что вся прибыль от духовной работы должна быть направлена только на дальнейшее продвижение в духовном, а не на получение выгоды в этом мире. Сегодня распространены всевозможные якобы духовные теории и практики, которые обещают человеку здоровье, успех, благополучие и процветание, если он будет выполнять определенные правила и условия. Это называется, что человек хочет использовать духовные силы для материальной выгоды. То есть вместо продвижения на духовном уровне, он хочет притянуть оттуда силы для достижения эгоистических целей в нашем мире. Это и есть тот процент, о котором идет речь. Разумеется, это не работает, и людей просто обманывают. Поэтому подобными вещами заниматься запрещено.

Г. Копач: СТОРОНИСЬ НЕПРАВДЫ (23:8) - сказано в этой главе. Кстати, нигде в Торе не сказано напрямую: "Не лги". Вместо этого говорится: "Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством", "не разглашай тайн". Почему нет прямого запрета лжи?
М. Лайтман: Потому что человек все равно не сможет это выполнить. Поэтому тебе говорят: выясни это для себя. Тора всегда говорит о выяснении и исправлении, а не о беспрекословном исполнении указаний "делай…" или "не делай…" У человека всегда должно оставаться право выбора - только тогда он может реализовать себя как человек. Поэтому Тора оставляет ему место для внутреннего самоанализа.

Г. Копач: Получается, что именно это внутреннее прояснение позволяет нам делать свой выбор и продвигаться в духовном.
М. Лайтман: Все эти законы, по сути, говорят о внутреннем анализе, который мы должны сделать, чтобы вместе со всем этим миром прийти к раскрытию мира духовного. Тогда границы этого мира расширятся, и мы явно увидим действующие в нем силы. Есть такие стерео-картины…

Г. Копач: Вглядываясь в них, как будто входишь внутрь.
М. Лайтман: Совершенно верно. Именно так мы должны войти в духовное. Мы вдруг увидим этот мир в глубину: действующие в нем силы, причины и следствия происходящих событий. Если тебе это будет ясно, как свет, то останется только испытать новую реальность. Об этом говорят законы: войди в эту трехмерную внутреннюю картину и проверь ее
.
Г. Копач: Но почему запрещено лгать? Что, собственно, в этом плохого? Кому повредит, если с помощью лжи или полуправды я создам вокруг себя атмосферу, в которой все будут удовлетворены?
М. Лайтман: Этим ты ничего не исправляешь. Ты просто окрашиваешь свою жизнь в розовые тона, но она остается все такой же плохой. Смысл заповеди "Не лги" состоит в том, чтобы человек выяснил истину: "Купи истину, и не продавай" (Притчи 23:23). Человек должен идти к тому, чтобы не лгать себе, а не другим.

Г. Копач: Такой внутренний ежедневный самоанализ, о котором вы говорите, очень труден.
М. Лайтман: Конечно, намного легче закрыть глаза и ничего не видеть! Но это ложь самому себе. В итоге человек заплатит за это высокую цену.

Г. Копач: Такой самообман вредит человеку?
М. Лайтман: Несомненно! Поэтому Тора говорит о необходимости внутреннего самоанализа. В постепенном - от простого к более сложному - прояснении закономерностей устройства мира человек начинает понимать цель, к которой обязан прийти. Путь к этой цели может проходить через страдания или быть наполнен радостью, но миновать его нельзя. Не в этом, так в следующем воплощении человеку придется его пройти.

Г. Копач: То есть убежать от выяснений не удастся?
М. Лайтман: Нет. Но можно этот путь облегчить и сделать более приятным - так нам здесь говорят.
Открыл Рабби Шимон и сказал: "И ВОТ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ТЫ РАЗЪЯСНИШЬ ИМ" (Зоар, Мишпатим, 1)
Г. Копач: Речь идет о законах, согласно которым души проходят кругообороты и перевоплощаются в нашем мире. Объясните это, пожалуйста.

М. Лайтман: Мы не изучаем перевоплощения относительно тел. Не случайно написано о кругооборотах душ. В процессе духовного развития человек каждый раз раскрывает в себе определенную долю эгоизма. Если он может этот эгоизм исправить, то продвигается навстречу духовному миру. Затем он снова раскрывает некое желание, проясняет его, делит на части и анализирует, какие из них можно исправить и присоединить к духовному, а какие нет. Так он развивается, и каждый шаг в этом процессе называется кругооборотом. Вовсе не нужно умирать и вновь рождаться, чтобы начать новое воплощение.

Г. Копач: Вы хотите сказать, что кругооборот - это каждое новое продвижение в духовном?
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: Получается, что все предписания делать или не делать…
М. Лайтман: …это кругообороты.

Г. Копач: Это маленькие внутренние ступени, с помощью которых мы поднимаемся. Но тогда мы снова возвращаемся к тому, с чего начали: как исправить преступника, и может ли он на самом деле исправиться?
М. Лайтман: Прежде всего, чувствует ли он, что является преступником, что его действия - зло? Каждый человек должен задать себе этот вопрос.

Г. Копач: Это обязательное условие, и если он этого не чувствует, то ничего не изменится.
М. Лайтман: Вначале человек оценивает добро и зло по своим собственным ощущениям: то, что плохо для него, есть зло. Он не проверяет себя относительно какой-то высшей ценности. Скажем, он совершил преступление, получил за него наказание, и ему плохо в тюрьме. Там он начинает понимать, что не стоит совершать поступки, из-за которых он попал в тюрьму, просто потому, что наказание за них слишком тяжелое.

Г. Копач: Вы говорили, что государству вообще не стоит вкладывать средства в содержание преступников в тюрьме.
М. Лайтман: Государству - да, но мы говорим сейчас о человеке. Он должен понять, что даже эгоистически ему невыгодно оставаться в эгоизме. Так евреи в Египте поняли, что находящийся в каждом человеке Фараон является его главным внутренним врагом и ненавистником: давая жизнь, он на самом деле ее отнимает.

Г. Копач: Но чтобы это понять, необходимо пройти через рабство.
М. Лайтман: Конечно. Поэтому человечеству понадобился такой длинный путь развития. Однако сегодня мы уже можем и должны подводить общие итоги.

Г. Копач: Как же отдельный человек может прийти к выводу о необходимости собственного развития?
М. Лайтман: Ему достаточно посмотреть на происходящее вокруг: связь родителей с детьми разрывается, мы пичкаем детей риталином, количество разводов растет, семейная жизнь становится невыносимой, родственные и соседские связи разрушаются, у нас проблемы со здоровьем и экологией, депрессия, наркотики, всеобщая ненависть. Мы пришли к такому состоянию, что эта жизнь становится человеку невыносимой. И неизбежно возникает вопрос: что же делать? Именно в тот момент, когда человек задает этот вопрос, мы можем помочь ему понять, что причиной всего зла является его собственное эго.

Г. Копач: Однако лишь малая часть людей могут действительно прийти к такому вопросу и сделать выводы. Большинство просто жалуются на жизнь и интересуются только своим счетом в банке.
М. Лайтман: Они до сих пор находятся в египетском рабстве: возможно, приближаются к его концу, но еще не осознают 10 казней.
Г. Копач: Состояние такого человека можно сравнить с Египтом или с клипот (кожура, нечистые желания)?
М. Лайтман: Ни с тем, ни с другим. Он просто страдает, не понимая причин этих страданий. Сегодня, как мне кажется, у большинства людей не осталось иллюзий относительно того, что следующее поколение будет жить в лучшем мире. Мы подошли к такому моменту, когда люди просто проживают жизнь, потому что деться некуда. Нет того оптимизма и ожидания ближайшего светлого будущего, которое было еще пятьдесят лет назад.

Г. Копач: Вы правы, сегодня мы воспринимаем жизнь как неизбежное наказание.
М. Лайтман: И это очень хорошо. Такое настроение уже можно считать началом осознания зла. Теперь необходимо найти причину. Она прояснится вместе с раскрытием Высшей силы. Ведь и осознание египетских казней произошло только после того, как внутри них можно было почувствовать Творца. Фараон и Творец должны стать друг против друга, ведь это два противоположных свойства: ненависть и любовь, получающая и отдающая силы. Обе они должны как бы замкнуться на человеке, и тогда он начнет анализировать, взвешивать и задумываться о своей жизни. Это то, что называется «приходят судьи». Однако для такого осознания обязательно должно быть некоторое присутствие духовной силы. Сейчас это уже происходит, а потому мы стараемся как можно шире распространить это знание, в том числе и с помощью телеканала, чтобы облегчить путь для всех. Такова, собственно, миссия еврейского народа: нести свет всем народам - прежде всего тем, которые внутри нас самих.

ЕСЛИ УВИДИШЬ, ЧТО ОСЕЛ ВРАГА ТВОЕГО ЛЕЖИТ ПОД НОШЕЮ СВОЕЮ, РАЗВЕ ОСТАВИШЬ ЕГО БЕЗ ПОМОЩИ? ПОМОГИ НЕПРЕМЕННО (23:5)
Г. Копач: Я трактую эту фразу так, что если у кого-то случился прокол с чем-то материальным (осел на иврите – хамор, материя – хомер), то нужно ему помочь. Вы это понимаете так же?
М. Лайтман: Твое понимание правильно на земном уровне. Если тебе ясно, что речь идет о чем-то материальном, земном, это уже попытка проникновения вглубь сказанного. Но чтобы понять действительный смысл, давай, выразим эту фразу в первом лице, чтобы и осел, и враг были как бы в тебе.

Г. Копач: Если я вижу осла врага моего в себе…
М. Лайтман: Кто твой враг и ненавистник? - Ты ненавидишь свое эго. Но в нем находятся твои земные желания – осел, материя. И если ты чувствуешь, что твое эго задыхается под грузом этих желаний, помоги ему: исправь свои желания, подними их так, чтобы твое эго смогло пойти вместе с тобой.

Г. Копач: Получается, что в какой-то момент следует посочувствовать эгоизму?
М. Лайтман: Конечно, ведь с его помощью мы приходим к Творцу. Оно так и называется: "помощь против него самого". Наука каббала говорит о том, что все наши свойства – как плохие, так и хорошие, - нам необходимы. Ничего лишнего не создано. Нужно все принять, правильно обработать и повернуть в нужную сторону. Каждое наше свойство - как дорогая жемчужина. Если какие-то практики предлагают подавлять эгоистические свойства и желания, то каббала, наоборот, предлагает их раскрыть и с их помощью приобрести свойства Творца. Поэтому "осел врага твоего" - пример, как следует правильно использовать наш эгоизм: если он падает, помоги ему встать, и он пойдет вместе с тобой.

Г. Копач: После перечисления законов в этой главе говорится о праздниках. ТРИ РАЗА В ГОДУ СПРАВЛЯЙ ПРАЗДНИКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ МНЕ (23:14). В чем их смысл?
М. Лайтман: Речь идет о трех линиях. Мы представляем собой желание насладиться с намерением получать наслаждение ради себя, т.е. полностью противоположны Творцу. Мы должны исправить в себе намерение получать на намерение отдавать. Но как исправить намерение? В принципе, только это нам нужно сделать, ведь сами желания и действия не меняются - только намерение. Одно и то же действие может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от того, каковы были мои намерения – получения или отдачи.

Г. Копач: Если я зарабатываю себе на жизнь, что в этом плохого?
М. Лайтман: В этом нет ничего плохого. Вопрос в том, для чего ты живешь? Есть закон: насущное не порицается и не восхваляется. Если деньги нужны тебе для того, чтобы поддерживать существование физического тела - это нормально. Тебе нужно определенное количество калорий, дом, семья, соответствующие нашему времени условия. А твое намерение проверяется по тому, для чего ты живешь, в чем суть и цель твоего существования.
Г. Копач: Скажем, я зарабатываю деньги не ради того, чтобы их копить.

М. Лайтман: Живи и делай все, что тебе хочется: работай, отдыхай, заводи семью, радуйся жизни. Но внутри всего этого должен быть вопрос: для чего я проживаю свои 70 лет? Продвигаюсь ли к духовному? Я не имею в виду мораль. Речь идет о том, приобретает ли человек в течение этой жизни духовный мир, раскрывает ли реально связь с Творцом? Становится ли этот мир для него прозрачным, и он обретает способность одновременно существовать в двух мирах – материальном и духовном? Если он этого достигает, то смерть исчезает, человек начинает чувствовать вечность и жить в ней.
Поэтому три линии, о которых мы говорим, это те средства, с помощью которых человек достигает цели. Две линии спускаются к нему сверху: с одной стороны - желание, с другой – средство для его исправления. Человек берет эти две линии и над ними поднимается в третьей линии – средней. Каждый раз он делает расчет, сколько и какие желания может взять, чтобы их исправить и тем самым уподобиться Творцу. Представь, что стакан, который я держу в руках, символизирует мое желание. Если я его исправляю в подобии Творцу, т.е. хочу быть отдающим, то оно мгновенно, как стакан водой, наполняется высшим светом, духовной жизнью.

Г. Копач: Получается, что стакан, мое желание получать - левая линия. Наполнение, находящееся внутри него – исправление. Что же такое средняя линия?
М. Лайтман: Средняя линия – это наполненный стакан. Материя стакана, желание - левая линия. Приходящее ко мне исправление - раскрытие Творца, позволяющее исправить желание, - правая линия. Я поднимаю стакан выше и выше до полного исправления, т.е. до уровня самого Творца. Именно это человек обязан сделать в течение своей жизни. Сможет – получит духовное наполнение и почувствует себя безграничным.

 Женский уголок 
Пестрая запеканка 
В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне. 
Десертный творог 
Разбавьте 250 г творога тремя ложками молока. Взбейте. Добавьте изюм, курагу, шоколадную крошку или орехи. Размешайте и подавайте. 

В избранное