Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Трума - Приношение


Шалом, дорогие друзья! Мир вам!ьь
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы от мессианских и ортодоксальных евреев. 
Эта недельная глава "Трума -Приношение".
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ)и другие мессианские книги, скачать песни,посмотреть фотографии Израиля.
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Кто хочет большего - посмотреть Недельную  главу  Торы  по  книге  Зогар  (Сияние) в ВИДЕО: "Трума",с комментариями рава - смотрите на сайте - https://youtu.be/bU4p85HBZ08
Будьте благословенны.
Езра, Израиль

Параша ХаШавуот Приношения от Мессианских евреев
Истинные Ученики Машияха              
Шемот / Исход 25:1-27:19 Мелахим Алеф /  Царств 5:26-6:13Матитьяhу / Матфея 5:33-37
 
Шемот (25:10-22) И пусть сделают ковчег из дерева шиттим: два локтя с  половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его.  И обложишь его чистым золотом; изнутри  и снаружи покрой его; и  сделаешь на верху его золотой венец кругом. И вылей для него   четыре  кольца золотых, и прикрепи к четырем углам его: два кольца на одной  стороне его и два кольца на другой стороне его.  И сделай шесты из  дерева шиттим, и обложи их золотом. И вложи шесты в кольца по сторонам  ковчега, чтобы носить  ковчег посредством их.  В кольцах ковчега должны  быть шесты  и не должны отниматься от  него. И положи в ковчег  откровение, которое Я дам тебе. И сделай крышку из чистого золота: два  локтя с половиною длина ее и полтора  локтя ширина ее. И сделай двух  кырувов  из золота; чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки. И  сделай одного кырува с одного края и одного кырува с другого края , из  самой крышки сделайте кырувов  на обоих краях ее. И будут кырувы  с  распростертыми вверх крыльями покрывать крыльями своими крышку, а лицами  своими друг к другу; к крышке  да будут  лица кырувов.  И положи   крышку на  ковчег сверху; а в ковчег положишь откровение, которое Я дам  тебе. И Я буду открываться тебе там и говорить с тобою  поверх крышки,  из среды  двух кырувов, которые над ковчегом откровения, обо всем , что  буду заповедывать  через тебя сынам Исраэйлевым. 
 
Раньше я часто удивлялся,  почему же Ха Шем  повелел  сынам Исраэйля  построить  Ковчег   со специальными шестами для  переноски, вместо    колес, чтобы  этот Ковчег возить. Гораздо  целесообразней  для   первосвященников  было бы просто катить   Ковчег, а не нести его.  Я  уверен, что это  сооружение из дерева и  золота  было достаточно   тяжелым.   И также я  обратил мое внимание на то, что  хотя  шесты и  были отдельными предметами, но их не надлежало  отделять  от Ковчега.
 
Шемот ( 25:15) В кольцах ковчега должны быть шесты  и не должны отниматься от  него.
 Я хотел бы обстоятельно  изучить  каждое из этих наблюдений по  отдельности и  потом  сложить  их результаты и объяснить всю важность  этих наставлений  для нас. 
 
Нам всем знаком старинный обычай, когда царей и принцев носили в  паланкине. Паланкин – это носилки в форме кресла или ложа, часто  покрытые  золотыми пластинами и украшенные драгоценными камнями.  Паланкин крепится  на двух длинных шестах, концы которых лежат на плечах  носильщиков, чаще всего рабов.  Это  был торжественный  способ    транспортировки  монарших особ на Ближнем Востоке в древности.  Шломо Ха  Мелех  (Царь Соломон)  построил  один паланкин и для себя:
 
Шир Ха Ширим ( Песнь Песней)  (3:9) Паланкин сделал себе царь Шеломо  из дерев Леванона. Столбы его сделала он из серебра, обивка его – из  золота, а сидение его из пурпура, внутри он застлан  любовью дочерей  Йерушалаима. 
 
Выйдя из Египта, страны, где Паро и  принцев  носили в паланкинах,   сыны Исраэйля  воспринимали  этот способ транспортировки как  проявление  наивысшего почета по отношению к предмету переноски. В данном случае  это было Слово Г-спода, которое находилось внутри Ковчега.  Нам  известно,   что только  Коhаним  (священникам)  и Левитам было позволено   носить Ковчег. Среди всех колен Исаэйля  колено Леви было единственным   коленом без  наследства.  Б-г был их уделом, они принадлежали  Ему. И  подобно тому, как  царь владел рабами, которые носили его на руках, так и  Левиты  были личной собственностью Г-спода.
 
Человек всегда  ищет возможность упростить многие  вещи. Очень  неудобно, затруднительно  и порой унизительно нести что-то в руках, ведь  проще  поместить ношу на  повозку и заставить животных работать на  себя. Именно  об этом подумал царь  Давид, когда он впервые  транспортировал  Ковчег, желая переместить его в Йерушалаим  с места его  хранения.  Следствием его самонадеянности  стала смерть человека (  Диврей Ха Йамим Алеф/ Первая Книга Паралипоменон 13:9-10). Путь,  избранный Г-сподом – это   не самый легкий путь,  и поэтому  повозка,  влекомая животными, была не угодна  Г-споду,  Он  ожидал   не такого   способа перевозки ковчега: Он настаивал на том, чтобы его  несли на  руках, причем  нести должны были только Левиты. По этой причине, я  полагаю,    Он приказал не  убирать шесты. Именно Левиты должны продеть  шесты в кольца,  и  шесты должны были оставаться там постоянно, даже  когда Ковчег  оставался на  месте. 
 
Тогда почему Ха Шем не повелел  построить  ковчег так, чтобы  шесты   были встроены в Ковчег?  Если бы они  были неподвижными, то тогда бы  никто и никогда их бы  не  убрал! И паланкин царя  имел  неподвижно  встроенные шесты! И я думаю, что каждый  несущий Слово  Б-га, должен  делать это  по доброй воле! Рабы, несущие паланкин царя делали это по  принуждению. Шесты, которые свободно  вставлялись  в  Ковчег, были  своеобразным физическим  напоминанием  для всех, что Слово  Б-га    должно  нести   только  человеческими руками, однако  поднимать Его   нужно было только   по доброй воле, не по  принуждению. И, конечно же,  были последствия, если шесты вынимались и поступали  люди, не следуя  завету  Б-га.  Но разве и сегодня мы не видим последствия неповиновения   воле Б-га? 
 
Йешуа – это живое Слово, Он   –  есть Слово сотворившее все  живое.  Те, кто  несет это Слово,эти люди  призваны нести тяжелую ношу, но  ношу  добровольную.  Как  священники  Г-спода, как святой народ, несущий   ношу Слова, мы испытываем радость, но не  принуждение. Слово  Б-га  требует  жертв от нас, Оно требует уступок от нас  в пользу Г-спода:
Матфея (16:24) Затем Йешуа сказал  талидим: «Если кто-либо хочет идти  за мной. Пусть скажет «Нет» самому себе, возьмет на себя стойку казни и  следует за мной. 
 
И еще  одно замечание!  Нести царя на паланкине было делом чести.  Б-га  как нашего Аба (Отца)  следует почитать так, как сказано  в Мицве   (Заповеди): « Почитай отца твоего и мать твою». Слово «почитай» в этой  заповеди  образуется  от однокоренного слова  в «Кавед», имеющего  значение «глубокое уважение»,  «почитание,  требующее  усилий».
Барух ХаШем 
Рабби Яков Фарбер

Недельная глава «Трума»  От ортодоксальных евреев.
 
На  этой неделе мы читаем недельную главу Трума, в которой рассказывается о  собирании пожертвований еврейского народа на сборный переносной Храм и о  подробных объяснениях Всевышнего на горе Синай о его устройстве во всех  деталях и тонкостях.

Если  до недавних недельных глав Тора, не дай Б-г, могла показаться  несведующему читателю «детективно-историческим романом», то в последних  главах наконец-то начал вырисовываться ее истинный характер –  законспектированный свод еврейских законов.
Однако  сегодняшняя глава вызывает, по меньшей мере, легкое недоумение:  страница за страницей - скурпулезнейшее описание каких-то крючочков,  ниточек, животных шкур и тканых покрытий (часть из которых вообще не  была видна под внешним покровом), точные до дроби размеры различной  храмовой утвари – простите, кому вообще все это надо? 
Но  в Торе нет ни одного лишнего слова. Да что там, ни одной лишней буквы! И  если мы что-то в ней недопонимаем, причину следует искать лишь в  недостатке наших знаний, но никак не в «несовершенстве» Святого Текста.
Наши  источники говорят нам, что четыре сущности созданы по одной модели. Это  – Тора, вселенная, Храм и человек. И постигая одно, мы автоматически  начинаем лучше разбираться в другом. (Кстати, это частично отвечает на  вопрос, зачем евреи учат Тору всю жизнь – чтобы лучше понять себя и  окружающий мир).

Модель  переносного Храма подобна модели человека. Внутри каждого из нас есть и  жертвенник, и Ковчег Завета, светит огонь Меноры, существует Святая  Святых…И, уделяя так много места детальному описанию устройства Храма,  Тора фактически уделяет внимание духовному «строительству» человека.  Надо только научиться расшифровывать намеки.
И  неслучайно в иудаизме воспитание человека сравнивается с процессом  строительства – личность необходимо строить «кирпичик за кирпичиком».
И  точно так же, как ни фундамент, ни каркас здания, являющиеся, в  сущности, его настоящей основой, не видны простому наблюдателю со  стороны и кажутся ему совершенно бесполезными и даже излишними,  некоторые заповеди Торы (вроде шабата или кашрута), непонятные нашему  взгляду «наблюдателя со стороны» и кажущиеся второстепенными и  нелогичными, зачастую совершенно непонятным образом являются основой  становления цельной личности.
Поэтому-то  Тора и упоминает о каждом крючке, о каждой ниточке, подчеркивая их  исключительную важность в общем строительстве походного Храма, даже если  под внешним покровом они не видны!

Жемчужины еврейского комментария
«И  сделайте мне Храм, и Я буду обитать внутри вас. И точно все как Я тебе  показываю - форму Храма и форму всех его принадлежностей – сделайте»  (Шмот 25:8-9)
Гений  еврейского комментария Раши поясняет, что второе предложение теснейшим  образом связано с первым (на что указывает сам союз «и») и это – завет  на века. То есть для того, чтобы Б-г был с нами, чтобы построить  истинный Храм Творцу недостаточно опираться на собственную логику и  ограничиваться абстрактной верой в сердце, а необходимо следовать точным  указаниям самого Творца – Его заповедям!

Недельная глава Торы "Трума"
Беседа каббалиста Михаэля Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем
Г. Копач: Сегодня мы читаем главу «Трума» (Книга Исход, глава 25), которая посвящена изготовлению Скинии Завета. Начинается она так:
И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ПРИНОШЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ. ОТ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СЕРДЦЕ КОТОРОГО ПОЖЕЛАЕТ ТОГО (25:1,2).
Мне нравится, что никого не заставляют.

М. Лайтман: Никого не обязывают, ни от кого не требуют. В духовном нет насилия – таков закон, ведь сердце обязать невозможно. Даже сам человек не способен обязать свое сердце – это нечто отделенное от нас.
Дело в том, что желание первично: Творец, высшая природа – что одно и то же – создал желание и разделил его на множество частей, из которых сформировались души. Поэтому желания существуют до нас, т.е. до того, как я начинаю думать и осознавать себя. Так новорожденный лежит на столе, двигает ногами и руками – желания существуют, но самосознания еще нет. То же самое у нас. Поэтому когда говорят о сердце, то имеют в виду некое предварительное исправление, которое человек должен выполнить, чтобы его сердце захотело.

Г. Копач: То есть существует работа сердца и работа мозга?
М. Лайтман: Да, мозг и сердце (моха и либа) – это мысли и желания. Как правило, мысли формируются рядом с желаниями.
Г. Копач: Мысли следуют из мозга, а желания из сердца?
М. Лайтман: Верно. Таковы две части, действующие в человеке.
Г. Копач: Получается, что мысли – всего лишь инструменты в нашем инструментальном ящике, как отвертка или плоскогубцы?
М. Лайтман: Да. Но они помогает нам сортировать желания: одни из них увеличивать, другие уменьшать. Тем самым они нас направляют.

Г. Копач: Итак,
ВОТ ПРИНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ БУДЕТЕ ПРИНИМАТЬ ОТ НИХ: ЗОЛОТО, И СЕРЕБРО, И МЕДЬ, И ГОЛУБУЮ ШЕРСТЬ, И БАГРЯНИЦУ, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ЛЕН, И КОЗЬЮ ШЕРСТЬ … (25:3, 4).
Что означают все эти вещества и материалы, если, как вы учите, надо рассматривать текст с точки зрения его внутреннего содержания?
М. Лайтман: Это как раз те основные желания, с которых человек начинает свое исправление, чтобы они стали ради отдачи. Ведь Скиния Завета (Мишкан), святость, работа Творца – это отдача и любовь. Мы хотим уподобиться Ему, поднять важность отдачи, которая изначально существует в нас в виде небольшой искорки – тонкой свечи. Поэтому в процессе своей внутренней работы я должен отбирать и классифицировать желания.

Г. Копач: Вы можете пояснить конкретно, какие желания называются "золотом" и "серебром"?
М. Лайтман: Все выяснения очень сложные. Золотом называются желания относительно света хохма, а серебро (кэсэф) связано с покрытием (кисуф): скрыть явления и соответственно этому их раскрыть. Это особые экраны, которые человек приобретает на свои эгоистические желания, и в меру образования этих покрытий он, в сущности, раскрывает высшую реальность.

Г. Копач: Но мне не понятно, как выявить эти желания?
М. Лайтман: Это происходит согласно той методике, о которой мы только что говорили. Во время чтения каббалистических книг на тебя воздействует скрытая в них духовная сила. Как пишет Бааль Сулам в 155-го пункте Предисловия к "Учению десяти сфирот", "существует неоценимо чудесное свойство для занимающихся наукой Каббала, и хотя не понимают того, что учат, но благодаря сильному желанию и стремлению понять изучаемый материал, пробуждают на себя света, окружающие их души".

Г. Копач: То есть сам факт чтения наведет порядок в моем восприятии?
М. Лайтман: К тебе поступает некий свет, особая сила, которая своим воздействием проявляет в тебе все эти вещи. Вдруг ты начинаешь различать: это – серебро, а это – золото и т.д. Все эти категории ты находишь внутри себя.

Г. Копач: Значит, не стоит отчаиваться из-за того, что все это непонятно? Нужно просто изучать, и постепенно все разъяснится?
М. Лайтман: Кроме того, чтобы открыть книгу и читать ее, не надо прилагать усилий ни в чем. Можно слушать или смотреть, как зрители нашего телевизионного канала №66 – большего не требуется. Это должно происходить с удовольствием, в самом добром виде.

Г. Копач: Вернемся к перечисленным веществам. Насколько я понимаю, большая часть из них – золото, серебро, медь, багряница – чистые, без примесей.
М. Лайтман: Дело не в том, чистые они или с примесями. Огромная реальность, которую мы видим в нашем мире, является оттиском нашего внутреннего содержания. Если бы внутри нас не было всех этих свойств, мы не видели бы их снаружи.

Г. Копач: Творец заповедал взять все эти вещества-свойства и из них ПОСТРОИТЬ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ОБИТАТЬ СРЕДИ НИХ (25:8). Выражение "СРЕДИ НИХ" принято толковать буквально…
М. Лайтман: "СРЕДИ НИХ" означает, что среди наших исправленных желаний раскрывается высшая сила, и это происходит внутри человека – внутри всех тех, кто вносит свой вклад (трума) в строительство Храма (Бе йт а-Микдаш). Байт (дом) а-Микдаш (святости) – это сосуд (кли), исправленный святостью (кодеш): любовью и отдачей.

Г. Копач: Если все это находится внутри нас, в духовном измерении, то зачем вообще строить нечто внешнее – здание из блоков в физическом мире?
М. Лайтман: Прежде всего, говорится о внутренних исправлениях. Вместе с ними, достигая их определенного уровня, человек также создает их внешнюю копию. Ведь наш материальный мир является конечной ступенью всех состояний, и мы, находящиеся одновременно на своей нижней внутренней и внешней ступени, должны построить эту нижнюю ступень в точном подобии миру Бесконечности.

Г. Копач: Выходит, что и расположение стана народа Израиля в пустыне, описанное с педантичной точностью, указывает на наше внутреннее состояние?
М. Лайтман: Конечно. В результате раскрытия высшей силы мы начинаем понимать структуру души человека в ее исправленном виде. Внешняя проекция совокупности всех наших исправленных желаний, мыслей и побуждений запечатлена в этом стане.

Г. Копач: А зачем она нам нужна?
М. Лайтман: Мы живем в материальной реальности на самой нижней ступени многоступенчатого нисхождения миров, парцуфим и душ. Если мы на этом последнем уровне воплощаем эти вещи в материи, то тем самым соединяем нижнюю и высшую ступени общей реальности. Тогда по этой связующей нити свет из мира Бесконечности проходит в наш мир. На этом мы заканчиваем свою миссию.

Г. Копач: Как построить в себе Храм для Творца?
М. Лайтман: Именно так, как сказано выше: с помощью света, получаемого во время учебы, ты постепенно начинаешь различать в себе все те категории, о которых говорит Тора. Причем не просто их видишь, а чувствуешь, какие из существующих в тебе желаний и намерений называются золотом, серебром, багряницей и т.д. Затем по мере исправления ты можешь сочетать свои желания и свойства так, что формируешь из них особого рода сосуды для раскрытия Творца, раскрытия свойства отдачи.
Построение Храма описано не только в Торе. Великий каббалист Рамхаль (Рабби Моше-Хаим Луцатто), труды которого я с большой радостью изучал с моим учителем РАБАШем (Рав Барух Шалом Ашлаг), в мельчайших подробностях описывает всю структуру Храма на уровне сил, а затем даже делает его чертеж (Сэфэр мишкани эльон).

Г. Копач: Каждая культура создает свои архитектурные сооружения: пирамиды в Египте, дворцы в Индии, соборы в Европе. Эти здания производят огромное впечатление и свидетельствуют об уровне породившей их культуры. Какое понимание нашей культуры можно почерпнуть на основании такого сооружения, как Храм?
М. Лайтман: Каждая его деталь в материи рассчитана согласно исправленным свойствам души человека. Храм – это душа человека в исправленном виде, и как она должна выглядеть на духовном уровне, таков ее результат на уровне физическом.

Г. Копач: Я с этим согласен, но как быть с людьми, которые главным считают существование физического Храма?
М. Лайтман: Наука каббала об этом вообще не говорит. Согласно Торе, пока народ Израиля не поднялся на соответствующий уровень, не было речи о Храме. Ведь кто такой его строитель Бэцалэль (бэ цель – в тени, Эль – Творец)? Это тот, кто знает и понимает Творца, общую силу творения. Опираясь на это знание, в скрытии, в тени он якобы строит Храм, т.е. делает проекцию в нашем мире.
Это особенная ступень, особое раскрытие – не всем каббалистам дается подобный уровень. Каждый из них как бы специализируется в своей области. Скажем, Рабби Акива – учитель Рабби Шимона, был намного выше своего ученика и согласно ступени, и по объему постижения. Уровень Рабби Шимона относительно него был вроде бы небольшим, но ему свыше было дано право раскрыть духовный мир, а Рабби Акиве не дано. Мы оцениваем величие каббалиста по тому, насколько он раскрывает нам духовное, но это не показатель его истинного уровня.

Г. Копач: А что вы скажете о существующем в Израиле движении сторонников строительства Храма?
М. Лайтман: Пусть бы они только построили его правильно! Как говорит наука каббала, сначала необходимо достичь т.н. духовной ступени Храма, когда сердце человека, его желания, называемые байт (дом), будут вместилищем святости.

Г. Копач: Вы считаете, что нужно возводить Храм физически?
М. Лайтман: Можно возвести его физически, и мы это сделаем, но только после того, как он будет существовать внутри нас.
Более того, его строить будем не только мы. Сказано, что Третий Храм должен быть красивее и лучше предыдущих. Почему? Потому что должен включить в себя исправление всего мира, как сказано: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов", и "все познают Меня от мала до велика". Написано пророком Йехезкелем, что народы мира принесут сынов Израиля на своих плечах в Иерусалим строить Храм. Поэтому нам необходимо исправиться самим и способствовать исправлению всего мира, чтобы достичь необходимого уровня. Тогда мы обязательно приступим и к материальному строительству.
Здесь мы касаемся темы восприятия реальности. Хотя наш мир воспринимается нами как якобы существующий в виде материи, но, по сути, согласно науке каббала он является воображаемым, иллюзорным. Как только мы закончим исправление, то перестанем его ощущать и перейдем к существованию на духовном уровне. И тогда вопрос строить Храм или не строить становится не релевантным. Строительство Храма в материи означает, что мы выполним исправления на всех уровнях материи в ее нисхождении сверху вниз вплоть до самой нижней материальной ступени. То есть в самых наших грубых желаниях мы захотим отдавать и любить ближнего.

Г. Копач: И СДЕЛАЙ ДВУХ КРУВОВ ИЗ ЗОЛОТА (25:18). СДЕЛАЙ ОДНОГО КРУВА С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ДРУГОГО КРУВА С ДРУГОЙ СТОРОНЫ (25:19). И БУДУТ КРУВЫ С ПРОСТЕРТЫМИ ВПЕРЕД, ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ, А ЛИЦА ИХ БУДУТ ОБРАЩЕНЫ ДРУГ К ДРУГУ И СЛЕГКА СКЛОНЕНЫ ВНИЗ (25:20).
В чем смысл этих крувов?
М. Лайтман: Это самая большая трудность в нашей внутренней работе. Два противоположных конца – правая и левая линии, отдача и получение – приходят к нам свыше. У нас есть сила эгоизма с одной стороны и желание с помощью науки каббала получить вторую силу – силу отдачи, силу света. Мы берем обе эти силы, с которыми способны работать, как два конца, используем их как крылья, покрывающие наш эгоизм, и поднимаемся между ними в средней линии, которую строим из двух сил – положительной и отрицательной.

Г. Копач: Два крува – это положительная и отрицательная силы?
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: Сказано, что они пробуждают друг друга, как любовь между мужчиной и женщиной. Самая большая святость сравнивается с актом соития?!
М. Лайтман: Да, это верно, но такую связь создает между ними человек, желая их соединить. Сами они соединиться не могут – только человек реализует эту связь.

Г. Копач: Что это значит?
М. Лайтман: Между силой положительной и отрицательной, или назови их мужской и женской…
Г. Копач: Есть притяжение?
М. Лайтман: Конечно, притяжение между ними есть, ведь Творец хочет наполнить желание насладиться, а желание хочет получать от Творца. Однако если наслаждение от света войдет напрямую в желание, как оно есть, то произойдет взрыв, разбиение. Если же между ними находится человек, который выстроил внутри себя механизм связи между находящейся в нем силой отдачи и силой получения и хочет использовать его для раскрытия Творца, свойства отдачи и любви, то внутри этого механизма он слышит голос Творца. Он поднимает себя на уровень «слуха» – уровень бины.

Г. Копач: Вы хотите сказать, что во мне есть два крува – мужского пола и женского, которые пытаются соединиться?
М. Лайтман: Да, две силы, как поется при встрече субботы: "Входите с миром, ангелы мира, посланцы Творца". Кто такие эти ангелы? – Находящиеся в нас две силы, которые мы должны соединить в желании использовать и ту, и другую. Мы уже поняли, что не отказываемся от нашего эгоизма, а правильно его используем с помощью положительной силы. За счет правильного соединения этих двух сил мы достигаем Творца.

Г. Копач: Но почему для описания этого процесса используется сексуальный образ?
М. Лайтман: Зивуг (соитие) означает соединение двух противоположных сил. Причем эта связь происходит с целью подъема, как написано: "муж и жена – Шхина между ними". Так что согласно науке каббала понятие зивуг является возвышенным, святым – это наша связь с Творцом. Чем же этот образ плох?

Г. Копач: Религии считают сексуальное желание низменным.
М. Лайтман: Нужно понять, что религии и верования базируются на угнетении желания насладиться.
Г. Копач: Известно, что сфира есод (основа) олицетворяет сексуальность.
М. Лайтман: Совершенно верно.

Г. Копач: Поскольку на искаженной основе невозможно возвести здание, то мы обязаны работать с сексуальным желанием. Существуют т.н. исправления сфиры есод. Что это такое?
М. Лайтман: Наши действия от брит мила (обрезания) и далее относятся к исправлению есода, ведь в проекции на наш мир есод называется половым органом. Исправление есода состоит в том, что человек намеревается подняться над своими эгоистическими желаниями и работать с ними только ради отдачи. Именно работать! Поэтому он не угнетает свое сексуальное желание, а лишь исправляет его использование.

Г. Копач: Следовательно, не думать, как в католицизме…
М. Лайтман: Ни в коем случае! Иначе мы не притягиваем свет, ведь наша связь с Творцом называется зивуг.

Г. Копач: Можно сказать, что мы должны использовать сексуальную потребность положительно?
М. Лайтман: На физическом уровне, разумеется, да, и это заповедь. Но, в основном, говорится о выполнении слияния в духовном измерении, где оно называется зивуг дэ-акаа (ударное слияние): я бью свой эгоизм и поднимаюсь над ним в соединении с Творцом. Иными словами, за счет правильного использования своих желаний я поднимаюсь до уровня Творца. Ведь не случайно написано: "муж и жена – Шхина между ними". Шхина – это раскрытие высшей силы, и все зависит от намерения человека, который в любом действии может достичь духовного.

В избранное