Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ва Икра - И воззвал


Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - "Ва Икра" - "И воззвал" в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
 Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Мы подходим к большому библейскому и израильскому празднику - к Песаху (Пасхе) - с 14 по 21 нисана (с 10 по 17 апреля)
Будьте благословенны!
Езра (Алекс)

 Диврей Тора Ваикра (И воззвал)
 Ваикра / Левит 1:1-5:26
 Йешайа / Исаия 43:21-44:23
 Послание к евреям 10:1-18

«ОХРАНЯЯ НАШУ РЕЧЬ»
Когда человек, не привыкший читать Библию, начинает читать Главу Ваикра, совсем легко он может определить ее как книгу, описывающую архаичную, безнадежно устаревшую систему жертвоприношений, которая благополучно была устранена. 
Тем не менее, Ха Шем видит это вовсе не так, впрочем, как и я.

Прежде чем я начну, я хотел бы сказать вам, что еврейское слово «корбан» в большинстве наших Библий как «жертва», что, по сути, является не совсем корректным переводом этого слова. 
Слово «Корбан» означает «подходить, приближаться». 
Любой грех, который является нарушением Торы, отделяет нас от Б-га. 
Следовательно, приношения, которые требовались согласно Главе Ваикра, были задуманы для приближения согрешившего человека обратно к Б-гу. Понимание истинного смысла слова «корбанот» поможет вам лучше понять то, что я собираюсь объяснить.

Прежде всего, система Корбанот не была упразднена, она по-прежнему действительна и в наши дни, равно как и в тот день, когда она была основана тысячи лет тому назад. Единственное, что претерпело изменения в Корбанот, это допустимое приношение - Йешуа Ха Машиях - Мессия во плоти, который и является допустимым замещением за наши грехи. 
Когелет (Экклезиаст) (7:20) Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.
Йешайягу (Исаия) (59:2) Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Б-гом вашим 

Следовательно, каждый раз, когда верующий в Йешуа Ха Машияха человек совершает грех и взывает к имени Г-спода, каждый раз проливается кровь Машияха: Йешуа возлагает на Себя атрибуты соответствующего приношения за грех, как описано в Главе Ваикра, вступается за грешника, и этот грех прощается.
Ваикра (17:11) Потому что душа тела  в крови, и Я предназначил ее вам для жертвенника, на искупление душ ваших, - она душу искупает.
Звучит ли это так, как будто бы система жертвоприношений была вовсе отменена? Нет, этой системе была дана определенный объект, с того момента, когда Машиях стал ЦЕЛЬЮ Торы. Это позволило включить большее число народов в состав Исраэйля и стало условием искупления греха без необходимости наличия Храма в Йерушалаиме.

В-вторых, хотя убийство безвинных животных и может показаться отталкивающим для большинства людей, но на самом деле животных убивали самым гуманным способом, более гуманно, чем это практикуется на некошерных бойнях в наши дни.
И последнее: Ха Шем хотел, чтобы мы испытывали отвращение от этого убийства. Он, я думаю, осознанно установил такую систему, чтобы грешники могли своими глазами, ушами и своим обонянием испытать на себе, насколько грех омерзителен для Него; и всякий раз при чтении Главы Ваикра напоминается нам об этом снова и снова.
Я смог бы продолжить разговор на эту тему до самого конца моего сегодняшнего комментария, но вот отрывок , который привлек мое внимание в Главе Ваикра:
Ваикра (5:1) Если кто согрешит в том, что слышал голос заклятия и был свидетелем, или видел или знал и не сообщил, то понесет на себе вину 
Вот другой действительный перевод этого стиха, помогающий нам лучше понять то, что говорит нам Ха Шем в переводе Живой Библии:
Ваикра (5:1) Каждый, кто отказывается дать показания относительно того, что он знает о преступлении, является виновным. 

Слово, переводимое как «заклятие» есть еврейское слово «АЛА», который сможет быть еще переведен как «проклинающий человека или Б-га». Понимаете ли вы смысл этого? Это не только требование к человеку, который стал очевидцем преступления, сообщить об увиденном. Но и человек, который просто знает о преступлении (необязательно быть очевидцем) должен также сообщить. И применение этой Мицвы (заповеди) идет дальше.
Говорил ли вам кто-нибудь нечто такое, будучи абсолютно уверенным в том, что вы больше никогда этого не повторите? 
Говорил ли вам кто-нибудь слова, вроде «Пусть это останется между нами»? 
И если есть нечто, что Ха Шем рассматривает как грех, сплетни, например, то Тора обязывает вас сообщить об этом.

Сплетня - это разговор о ком-то, в молитве ли или при иных обстоятельствах, и даже если отзывы об этом человеке положительны, если этот человек лично не присутствует в момент разговора, чтобы ответить за себя, объясниться и передать свое видение истории и иметь возможность защититься. 
Сплетни, однако, это еще и пересказ о чем-то или о ком-то, пусть даже если вы уже сказали об этом в лицо человеку ранее, о котором вы сейчас говорите. 
Будьте на страже, ибо если вы совершили нечто подобное тому, о чем я говорил выше, то вы попадете под требования этой заповеди.
Плохие отзывы о ком бы то ни было, даже если они и правдивы, в итоге причиняют страдания человеку. 
Эта правда от Торы проливает совершенно новый свет на то, как мы должны охранять нашу речь.

Филлиппийцам (4:8-9) В заключение, братья, сосредоточьте ваши мысли на том, что истинно, великодушно, праведно, чисто, достойно любви и восхищения, на какой-либо добродетели или на том, что достойно похвалы. Продолжайте делать то, что вы узнали и получили от меня, что, как вы видели и слышали, и сам я делал; тогда Б-г дающий шалом, будет с вами.
Барух Ха Шем!
Раввин Яков Фарбер

Недельная глава «Ваикра» («Позвал») от ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
С этой недели в синагогах начинают читать третью книгу Пятикнижия (Торы) – Ваикра. В ней почти совсем отсутствует сюжетная канва. Она почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, и других аспектов святости еврейской жизни. Первая недельная глава этой книги носит то же название – Ваикра. Она обсуждает тему различных жертвоприношений, подробно описывая пять наиболее распространенных видов жертв. 

Итак, книга «Ваикра» знакомит нас с различными сторонами понятия «святости». К величайшему сожалению, религиозные ассоциации большинства русскоязычных читателей в гораздо большей степени навеяны христианством, чем еврейским мировозрением. К примеру, термин «святой». Наше воображение сразу рисует нам седовласого старца, отрешенного от мира сего, какой-то далекий, недостижимый идеал. А ведь для евреев «быть святым» не расплывчатый идеал, а реальная цель, доступная каждому, ступившему на путь Торы. И недаром именно 
с книги Ваикра, книги еврейской святости, начинается обучение Торе самых маленьких детей – с самого начала еврей должен понимать свое призвание. Прямым текстом призывает нас Тора «будьте святы, ибо свят Я, Всевышний, ваш Б-г»! 

Но что же такое «святость по-еврейски»? 
Буквально – «обособление». 
Не полное отрешение «от бренных мирских утех» в духе христианства (аскетизм и наложение на себя дополнительных обетов не только не приветствуется, но и порицается Торой), а только «обособление», получение всевозможных наслаждений и радостей жизни, но в рамках Б-жественных законов.  
Таким образом, для того чтобы быть святым, не обязательно проводить всю свою жизнь в постах, перебиваясь с хлеба на воду. Достаточно, несмотря на свои гастрономические склонности, придерживаться элементарных правил кашрута. Не обязательно и совсем не желательно подставлять ударившему тебя обидчику «вторую щеку» - достаточно не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, несмотря на всю скопившуюся на сердце боль. 
И, вообще, для того чтобы быть святым в еврейском понимании не нужно скрываться за семью замками в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды окружающих… 
-------------------------------------------------------
Ваикра
Беседа каббалиста Михаэля Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем
М. Лайтман: 
И ПРИЗВАЛ (ВАИКРА) МОШЕ БОГ (Книга Ваикра, глава 1:1).
Г. Копач: В слове «ваикра» буква «алеф» меньшего размера, чем остальные. Почему в Торе вдруг появляются буквы разных размеров? Что они означают?
М. Лайтман: Буква меньшего размера означает малое состояние (катнут). Есть буквы малые, средние и большие, пишущиеся выше или ниже. Некоторые буквы в своем написании опускаются ниже общей линии и символизируют вход в мир клипот (нечистоты).

Г. Копач: Например, ножка буквы «куф» находится в нижнем мире - в мире клипот?
М. Лайтман: Правильно. К клипот относятся четыре последние буквы алфавита: куф, рейш, шин, тав. Буква куф символизирует начало клипот. Предшествующие ей буквы находятся выше, в чистом духовном мире. А буква куф связывает между собой два мира – высший и нижний, поэтому ее ножка опущена вниз. Эту букву также называют коф (обезьяна), и отсюда проистекает дуализм «человек – обезьяна».

Г. Копач: Но ведь буквы рейш, шин, тав не опускаются ниже общей линии?
М. Лайтман: Но они находятся уже после буквы куф, и она придает им силу клипот.

Г. Копач: Так почему маленькая буква «алеф» символизирует малое состояние?
М. Лайтман: Вся книга «Ваикра» и в особенности ее первая глава говорит о том, что у нас якобы есть три власти: «разрешено», «запрещено» и нечто, находящееся посредине. Эту середину, которая называется клипат нога, необходимо выяснить. Маленькая буква означает, что мы пребываем в малом состоянии и пока не можем совершить выяснение.

Г. Копач: На юридическом языке это означает нечто, требующее дополнительного внимания и изучения?
М. Лайтман: Совершенно верно!

Г. Копач: Сказано: «Город Шушан возликовал и возрадовался», а прежде он спал, находясь в глубокой дреме.
М. Лайтман: Это происходит благодаря раскрытию единства, которое есть среди евреев. Написано: «есть один народ», одна сила, которая не дает эгоистическому желанию подчинить себе весь мир.

Г. Копач: Но мы раньше говорили, что у евреев желание насладиться не так велико, как в других народах.
М. Лайтман: Это верно в конце исправления, а в начале оно очень велико. Сегодня, и это всем понятно, мы гораздо эгоистичнее других. Кто хочет властвовать в мире, гонится за деньгами, почетом, могуществом, если не евреи?

Г. Копач: Почему именно евреи? Евреи никогда не были империалистами, не стремились завоевать колонии, как англичане или испанцы. Еврей всего лишь хочет еще 100 шекелей…
М. Лайтман: И все-таки они устроены так, что, приехав в любое место, ты попадаешь к еврею.

Г. Копач: Это характерно для наших дней, однако еще 100 лет назад евреи были очень бедны.
М. Лайтман: Верно, но я говорю о том, что если бы мы смогли реализовать весь потенциал имеющегося в нас эгоизма, то властвовали бы в мире. Сегодня наш эгоизм самый большой. Почему? – Потому что развивается эгоизм, возникший после разбиения - разрушения Храма. До этого мы жили в братской любви, а затем упали в беспричинную ненависть и с тех пор пребываем в самом большом эгоизме. Но когда мы начнем исправлять себя – а я надеюсь, что мы, в конце концов, приступим к этому, - то сможем приблизиться к Творцу с помощью жертвоприношений (слово курбан - жертва имеет тот же корень, что и слово каров – близкий). То есть жертвой называется действие, приближающее нас к Творцу.

Г. Копач: Книга «Ваикра» как раз посвящена жертвоприношениям.
М. Лайтман: Совершенно верно. Говорится о том, как на каждом этапе ты должен себя исправлять. Достигнув исправления, мы наполняемся светом и можем обратиться к народам мира. Вот тогда мы увидим, что настоящее большое эгоистическое желание находится именно в них - просто прежде это было скрыто и от них, и от нас. Написано, что Творец хотел дать Тору народам мира, потому что именно в них находится эгоизм, который необходимо исправить. Но они не согласились, так как не могли получить Тору и пользоваться ей напрямую, а только через нас.

Г. Копач: Вы часто пользуетесь словом «эго». Приведите, пожалуйста, его синоним.
М. Лайтман: Желание получать ради себя.

Г. Копач: Но выражение «желание получать» не встречается в Торе. Используются выражения «злое начало» и «доброе начало».
М. Лайтман: Во всех местах, где в Торе сказано «грех, преступление», начиная с Адама Ришон и кончая самым последним человеком, подразумевается эгоизм.

Г. Копач: Несмотря на то, что открыто об эгоизме не говорится?
М. Лайтман: В иврите это слово иностранное.

Г. Копач: Разве нет слова, заменяющего его?
М. Лайтман: И не нужно. Когда в наше время говорят о преступлениях, то не понятно, о чем именно идет речь: нарушениях на дороге, использовании наркотиков и т.д.

Г. Копач: Вы не думаете, что стоит заменить слово «эгоизм» словом «наклонность»?
М. Лайтман: В мире принято пользоваться словом «эгоизм». Я являюсь членом нескольких форумов, где обсуждается будущее человечества, таких, как, например, Совет мудрецов мира. И хотя я не придаю им особой важности, все же в них заседают люди, определяющие также и словарь употребительных слов. Они пользуются именно словом «эгоизм». Разумеется, все следует из прегрешения Адама Ришон, так что можно пользоваться словом «грех».

Г. Копач: Но ведь есть хороший эгоизм, помогающий человеку развиваться?
М. Лайтман: Эгоизм всегда хорош, потому что это «помощь против него» - никто не говорит, что он плох. Но впоследствии, познавая Творца, я также познаю и свой эгоизм. Оценивая одно против другого, я понимаю, что мой эгоизм мешает мне прийти к абсолютному состоянию, и определяю, что он - зло, мой враг, ненавистник, Амалек, Аман, самое ужасное свойство. Тогда я отстраняюсь и отрезаю его от себя.

ПРИХОДИТ АДАР – УВЕЛИЧИВАЕМ ВЕСЕЛЬЕ. (Вавилонский талмуд, Таанит 29:71)
Г. Копач: Что такое веселье, и как его умножить?

М. Лайтман: Мы приближаемся к исправлению с желаниями, келим, подготовленными в Йом Кипур. Тогда действовали пять запретов, и наши келим были пусты - требовали исправления. Затем в праздник Симхат Тора (веселье Торы) мы получили свет. Безусловно, все эти даты являются символами - ничего не происходит автоматически в нашем мире согласно календарю. Но если человек проходит определенный духовный процесс, то это с ним происходит, причем в любое время года. 
В праздник Симхат Тора человек раскрывает силу, с которой начинает работать. 
Затем он приходит к Хануке – празднику света, когда наполняется светом Хасадим. Поэтому ханукальными свечами запрещено пользоваться как источником света. Можно лишь смотреть на них: свет Хасадим – только отдача.

Г. Копач: Но когда мы видим свет, разве мы его не получаем?
М. Лайтман: Нет-нет, это лишь отдача - ты отгораживаешься от своих получающих келим. И только после того, как достигаешь келим отдачи, начинаешь пользоваться своими желаниями, чтобы получать ради отдачи. То есть ты используешь и получение, и отдачу вместе, и тогда приходишь к полному исправлению, называемому Пурим.

Г. Копач: Вы так же, как Ари и Рамбам думаете, что Пурим – самый важный из праздников? Рамбам говорит, что в будущем все праздники будут отменены, кроме Пурима.

М. Лайтман: Верно, потому что этот праздник символизирует все исправления. А после всех исправлений нам уже нечего делать – мы находимся в состоянии Бесконечности и не изменяемся.
Г. Копач: Пурим показывает, что добро и зло в Высшем мире - одно и то же?
М. Лайтман: Безусловно!

Г. Копач: И если нечто кажется нам сегодня злом, катастрофой, которая может с нами произойти...
М. Лайтман: … то только потому, что мы не можем взять две вожжи - добро и зло - и упорядочить их настолько правильно, чтобы они продвигали нас к добру.

Г. Копач: Вы, как и брацлавский хасид, говорите, что пребывать в радости - большая заповедь?
М. Лайтман: Нет! Сначала надо исправиться, а потом быть в радости.

Г. Копач: Исправиться, чтобы суметь находиться в радости?
М. Лайтман: Все в наших руках! Я не хочу просто так вдруг начать танцевать на улице. Хорошо, что люди веселы и стараются быть в радости. Но так как все имеет свою противоположность - именно такова тема этой недельной главы, - то не отрывается ли при этом человек от исправления, которое обязан выполнить? Если он исправляется и вместе с тем находится в радости, потому что ему есть чем заняться и с помощью чего приблизиться к Творцу – это одно. Если же веселье приходит для того, чтобы скрыть недостатки и отдалить себя от истинного исправления – это ложная радость.

Г. Копач: Как я понимаю, само по себе веселье является энергией, помогающей человеку выполнить эти исправления?
М. Лайтман: Да, это огромная сила. Но не случайно написано, что должна быть не просто радость, а радость заповеди - заповедью называется исправление. В результате исправления эгоистического желания, которое ты сделал годным к использованию, в нем раскрывается высший свет. Наполняя желание, свет приносит ему ощущение, называемое радостью!
Г. Копач: Пусть с помощью Творца это произойдет в наше время!
М. Лайтман: Мы придем к этому!

Женский уголок 
В предпасхальных номерах мы хотим предложить нашим дорогим женщинам несколько интересных и достаточно несложных рецептов, помогающих одновременно и разнообразить праздничное меню, и избежать нарушения законов этого серьезного праздника. Итак, что же можно приготовить вместо привычных макарон, каш и бутербродов с хлебом?
Сегодня перед вами – два рецепта для сладкого стола. Один из них - харосет – является также обязательным компонентом специального большого блюда на Седер, где наряду с ним лежат яйцо, овощи (картошка), горький овощ (листовой салат или кусочки хрена), тертый хрен и поджаренное куриное крылышко (съедаемое только на следующее утро). Харосет символизирует глину, из которой еврейские рабы в Египте изготовляли кирпичи для строительства пирамид.
Но не случайно основными ингредиентами харосета являются плоды, с которыми в еврейских источниках сравнивается наш народ. Египтяне замышляли смешать нас с землей и в моральном (через постоянные унижения и полное порабощение), и просто в физическом смысле, замуровывая еврейских детей вместо недостающих кирпичей и бросая новорожденных мальчиков в воды Нила. Но у них ничего не получилось, как не получилось и у всех антисемитов последующих поколений. А сладкий харосет из года в год является незаменимым элементом Седера.

Харосет
На средней терке натрите 2-3 очищенных спелых яблока. Добавьте по трети стакана молотых орехов, миндаля и нарезанных фиников. Заправьте двумя с половиной столовыми ложками красного вина и по пол чайной ложки гвоздики и корицы.
 
Трайпел из мацы
8 пластинок мацы замочить в красном вине, завернуть в мокрое полотенце и оставить на несколько часов. Разложить в 4слоя (по две мацы в каждом). Каждый слой намазать фруктовым вареньем. Покройте мацу ассорти из различных нарезанных фруктов, свежих или консервированных (чем больше, тем лучше) и залейте взбитыми сливками. Сверху украсьте готовый трайпел ядрами орехов и шоколадной стружкой

В избранное