Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Бамидбар - В пустыне


Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложении Бамидбар -В пустыне
 Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Мы подходим к празднику Шавуот . Шавуот или Пятидесятница будет 6 сивана (31 мая). С Праздником всех!
Шавуот - это праздник дарования Торы (закона) на Синае, праздник урожая и праздник излияния Руах Ха Кодеш (Святого Духа) на  еврейскую общину в Иерусалиме.
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - Бамидбар («В пустыне») в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку В ТЕКСТЕ вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael

Кто желает узнать большее - выкладываю Недельную главу Торы по книге Зогар (Сияние) в ВИДЕО: Бамидбар («В пустыне») с комментариями рава - смотрите на сайте - https://youtu.be/9Ws2FBZe0j0
Будьте благословенны.
Шмуэль Янсон 

ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава – Бамидбар («В пустыне»)
Числа 1:1-4:20
Доп. чтение
Осия 2:1-22,1Кор12:12-20
 
Бэмидбар (1:1-3) И Г-сподь  сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном,  в первый день второго месяца, во второй год  по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов  Исраэйля по семействам их, по отчим домам их,  по числу имен, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Исраэйле, исчислите  их по их ополчениям, ты  и Аарон.

Читая главу Бэмидбар,  мы видим,  насколько  верно выбрано название этой главы в переводе: числа. Это потому что  эта глава целиком посвящена исчислению сынов Исраэйля. Вы вправе удивиться, почему же Г-сподь включил  всю эту информацию в Писание. Какое же значение имеет для нас количество воинов Израиля  тысячи лет тому назад, и какое возымело это значение на судьбы прошлых и будущих поколений? Неужели  так  важно  знать  нам, сколько же всего было Левитов, и насколько велика  была семья Моше или Аарона? Очевидно, что эта информация все-таки важна для  нас, иначе Ха Шем  не включил  бы  ее в Тору и не  отвел  бы так  много места  для перечисления.

Ясно,  что Г-сподь  вовсе не нуждался в Моше для  установления точного числа  сынов  Исраэйля. Г-сподь исчислил волосы голове каждого из нас (Матитьягу / Матфея 10:30) и, конечно же, Ему  известна  была и без того численность   каждого колена Израиля.  Так почему же Он повелел Моше  исчислить Свой народ?  Я  думаю потому,  что  это нужно было,  прежде всего,  самому Израилю. Им необходимо было знать, сколько  же их на самом деле, это необходимо было знать для прошедших поколений, это необходимо знать нам, и это надо знать будущим поколениям. Почему?  По этой же причине  Он сократил численность войска Гедеона с тридцатитысячной армии  до  небольшого отряда численностью в три сотни человек (Шофтим / Судей 7:6-7).
 
Израиль  готовился к завоеванию  земель Кнаанян, и Г-сподь знал,  что они собирались выиграть у более могущественной и многочисленной армии, чем они. И Г-сподь добивался еще большего численного неравенства,  бьющего в глаза неравенства, чтобы показать народу Своему,  что Он есть Б-г, чтобы они не возгордились.  Как-никак они недавно сказали:
Шемот (19:7) И пришел Моше, и созвал старейшин народа, и изложил им все эти  слова, которые заповедал ему Г-сподь. И отвечал весь народ  вместе, говоря: все, что говорил Г-сподь, исполним. И пересказал Моше слова народа Г-споду.

То, что они имели представление о своей численности, давало возможность подвергнуть испытанию их верой, смогут ли они выстоять или потерпят неудачу? К сожалению,  негативное впечатление о численности народа Израильского было создано благодаря сообщению, которое принесли с собой 10 соглядатаев. И, несомненно, только Г-сподь дал знать народу Израильскому о его численности, чтобы испытать их верой, и они не прошли этого испытания!
Бэмидбар (13:27-33) И рассказали ему, и сказали: «Пришли мы в страну, в которую ты послал нас, и вот - течёт она молоком и мёдом, и вот плоды её! Но силён народ, живущий в этой стране, и города укреплённые, очень большие; и также детей Анака видели мы там. Амалек живёт на юге страны, а хетты, и йевусеи, и эмореи живут в горах, а кнаанеи живут у моря и у Иордана». Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал: «Непременно взойдём и овладеем ею, ибо в наших силах это!». Люди же, которые ходили с ним, сказали: «Не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас». И распускали они злую молву о стране, которую вы смотрели, между сынами Израиля, говоря: «Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть её, это страна, губящая своих жителей, и весь народ, который мы видели в ней, - люди-великаны. Там видели мы исполинов, сынов Анака, потомков Исполинов, и были мы в глазах своих, как саранча, и такими же были мы в их глазах».

Именно потому, что народ Израиля знал о численности своей, он мог сравнить её с численностью и мощью врага. К сожалению, это происходит часто  и с нами,  в  наши дни, когда  чьё-либо преимущество не даёт нам увидеть и по достоинству оценить наши собственные силы, нашу веру! Как быстро мы всё забываем! Но для Г-спода численность не имеет никакого значения. Он как никто  иной знал о том, что народ Израиля - самый малочисленный народ из всех и, Он так говорил им:
Дварим (7:7)  Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов,.
В этом отрывке примечательнее всего то, что Г-сподь обращается в данном случае к будущему поколению народа Израиля, к сынам тех, кто сорок лет назад не устоял перед многочисленностью врага. И сейчас новое поколение было готово войти в страну своих отцов, в которую последние не решились войти из-за своей малочисленности. 

И сейчас многие народы, населяющие землю, превосходят своей численностью Израильский народ. Израиль окружают народы, превосходящие его не только численно, но многие их них ещё и настроены против него. Но, несмотря на пример из Писания, описанный в книге Бэмидбар, как знак для всех последующих поколений, численность народа Израиля продолжает влиять на принимаемые им решения, численность по-прежнему мешает осознать им собственную мощь.

Ха Шем (Адонай) совершенно точно даёт нам понять вот что: численность не имеет никакого значения для народа, который един. Он даёт нам осознать нашу численность только для того, чтобы мы нашими делами  прославляли Его. Вот почему я верю, что Он дал нам это в Слове Своём в назидание будущим поколениям. Мы должны знать как мало нас, а потому, когда битва выиграна, то вся слава не нам, а Г-споду! 
Помни об этом и тогда, когда тебе будет казаться, что преимущества не в твою пользу, и ситуация в данном случае совершенно неважна. Ведь только Г-сподь распоряжается, кому  Он отдаст преимущества в борьбе, отдать победу, и что важнее всего, дать возможность прославить Себя, и шансы будут на твоей стороне постольку, поскольку ты следуешь Его заповедям. Всё, что тебе необходимо для победы, - это твоя готовность бороться. С Г-сподом ты всегда в большинстве.
  
Дварим (7:9-11) Знай же, что Б-г, Вс-сильный твой, - Он Вс-сильный, Вс-сильный верный, хранящий союз и милость к тем, кто любит его и соблюдает заповеди его, на тысячу поколений, и воздающий ненавистникам своим, уничтожая их, не замедлит Он воздать ненавистнику своему. Соблюдай же заповеди, и установления, и законы, которые Я повелел тебе сегодня исполнять.
Теиллим (81:14-15) / Псалмы (81:13-14) Если бы народ Мой слушался Меня, (если б) шёл Йисраэйль по путям Моим, вмиг покорил бы Я врагов их и на притеснителей их обратил бы руку Свою. 
Рабби Я.Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
По субботам, между Песахом и Шавуотом мы читаем «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов). Там в частности сказано: 
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей! 
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен, если он при этом не волен вырваться из плена своих чувств и эммоций. Кто-то может иметь миллионы, но он не богат, если при этом ему не хватает дополнительных благ для счастья - любой нищий, довольный своей судьбой, богаче его. И достичь уважения можно лишь уважая личность других.
Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым, а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться смотреть на жизнь под правильной перспективой.

Недельная глава – Бамидбар («В пустыне»)
Глава Бамидбар открывает одноименную четвертую книгу Пятикнижия. В ней описывается перепись евреев и порядок их расположени в походе и на стоянках.

Как уже было сказано, большая часть нынешней главы посвященна исчислению евреев. Казалось бы, простой факт и к чему обычно скупая на слова Тора уделяет этому событию практически целую недельную главу? 
Но в том-то и дело, что в повседневных ситуацих еврейский закон, мягко говоря, никак не приветствует пересчет евреев.

 Ведь сама Тора сравнивает число потомков Авраама, Ицхака и Яакова с заведомо несчислимыми звездами, морскими песчинками, или прахом земли. (На каком уровне оправдываются эти сравнения - светим ли мы как звезды, или – не дай Б-г - попираемы как прах , зависит уже от нашего личного поведения.) И вообще, считается, что на вещах неисчисляемых, неперепровереямых дотошнейшим образом десятки и сотни раз, таится благословение. 

Так зачем же вдруг понадобилось пересчитывать евреев? Не претендуя на знание всех явных и скрытых причин этого действия, давайте попытаемся оценить его историческое значение. Перепись происходила перед событиями Шавуота – дня Дарования Торы.
 В результате получилось около 600 000 взрослых мужчин (от 20 лет и выше). Количество женщин, детей и подростков Тора предоставляет вам самим расчитать приблизительно. Трудно представить себе, что даже самый гениальный оратор (а Моше-рабейну, как мы помним, вообще заикался) был способен ввести столь многочисленнейшую публику в так называемый «религиозный экстаз». 
Ни одна существующая религия не претендует на подобный масштаб количества прямых свидетелей откровения ее основ. 
Не говорят ли факты сами за себя? 

Бемидбар
Беседа каббалиста, проф. Михаэля Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем

Г. Копач: Сегодня мы начинаем книгу "Бемидбар" – "В пустыне".
ПРОИЗВЕДИТЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ (Бемидбар, 1:2)
 В этой главе в основном речь идет о миньяне (10 человек, необходимых для общей молитвы), о переписи народа Израиля, о его племенах, о воинах.
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: Мы знаем, что существует заповедь,…
М. Лайтман: запрещающая пересчитывать евреев.

Г. Копач: А с другой стороны, вся эта глава только и занимается пересчетами. Почему это исчисление так важно?
М. Лайтман: Что касается нашей земной жизни, - это необходимо для того, чтобы знать численность населения и, соответственно, определить его потребности, к примеру: сколько необходимо выращивать фруктов, овощей, зерна, сколько средств выделять на образование, на развитие военной промышленности, на пенсионное обеспечение, и т.д. Это ясно.
В духовном нам важно посчитать свои желания: исправленные и неисправленные. Мы должны учесть силы, которые имеются в нашем распоряжении, а также определить, как мы можем исправить свои желания, какие из них можно исправить, а какие пока еще нельзя, и т.д.

Г. Копач: Разве я могу посчитать силы, которые находятся внутри меня? Исправленные и неисправленные желания?
М. Лайтман: Без этого невозможно приступить к исправлениям. Это ведь все равно, что в нашем мире… Кстати, ты женат?
Г. Копач: Почти.
М. Лайтман: А, все еще "почти". Ну, допустим, - женат. Значит, у тебя есть жена и дети. У тебя есть дом, работа. Какие-то часы ты работаешь, а какие-то проводишь дома. Тебе нужно делать множество различных вещей: покупки, что-то починить, побыть с детьми, и проч. Так разве ты не будешь делать расчеты? Рассчитывать время, считать деньги, учитывать свои силы? Ведь без этого невозможно.
Но мы не всегда можем сделать правильный расчет, потому что нам неизвестны все свойства, заложенные в нас от природы. А вот если я, скажем, везу свою машину в гараж для ремонта, то специалист, который будет ею заниматься, абсолютно точно знает, что с ней произошло, и, соответственно, может ее отремонтировать. А если не знает, то не сможет.

Г. Копач: Значит, если я хочу себя исправить, - я должен определить все свои желания и посчитать их?
М. Лайтман: Верно. Разумеется.
Г. Копач: Так и назвать: одно - плохим желанием, а другое - хорошим?
М. Лайтман: Да. Именно так. А ты знаешь, что такое "имя"?

Г. Копач: Что это?
М. Лайтман: Вся Тора - это святые имена. И что же называется именем?
У тебя есть желание, которое состоит из 613 желаний. Если ты исправил его на отдачу, то это означает, что ты выполнил на него 613 заповедей. И тогда свет, входящий в исправленные заповеди, - вместе с исправленными желаниями дает тебе определенную мощь твоего состояния, которая называется "именем ступени".
Так вот, Тора описывает тебе ступени твоего исправления. То есть исправляя себя, ты поднимаешься по ступеням Торы, - каждый раз меняешь имена. Есть такая поговорка: "поменяешь имя – изменишь судьбу". Но люди не понимают, что изменяя свое имя, они не меняют ничего!

Г. Копач: А как мне узнать, в каком имени я сейчас нахожусь, на какой ступени?
М. Лайтман: Для этого тебе нужно открыть книги по каббале, которые будут излучать на тебя Высший свет. Этот свет откроет тебе твою внутреннюю "карту" – все твои желания. И тогда ты увидишь, в каком состоянии находишься. Ты исследуешь свои внутренние свойства.

Г. Копач: Но как я это увижу? Мы ведь привыкли в конце обучения получить аттестат зрелости или диплом…
М. Лайтман: Точно так же, как ты изучаешь окружающий мир, - так ты изучишь себя.

Г. Копач: То есть я как бы сам должен поставить себе отметку, сказав: "сейчас ты на такой-то ступени"?
М. Лайтман: Безусловно! Ты узнаешь, как оценить все свои свойства относительно Творца. Ты сможешь определить, в каком состоянии ты находишься, что тебе нужно сделать, чтобы продвинуться за определенное время, какое это время, какими средствами этого достичь, какие света Торы тебе потребуются для этого. Человек становится очень и очень расчетливым. Тора требует этого от нас.

Г. Копач: Но если я решаю это сам для себя, как мне узнать, что я не ошибаюсь? Ведь я могу сказать, что нахожусь на какой-то очень высокой ступени, но на самом деле это низкая ступень.
М. Лайтман: Тогда ты опускаешься в состояние, которое называется "в пустыне" – в "покинутый край", и буквально с самого нуля начинаешь считать то, что у тебя есть, - силы от всех колен Израиля.

Г. Копач: Вернемся к нашей главе. В ней все многократно излагается одним и тем же языком. Я приведу пример:
И БЫЛО СЫНОВ РЕУВЕНА, ПЕРВЕНЦА ИСРАЭЛЯ, ПО ИХ РОДОСЛОВИЮ СЕМЕЙНОМУ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, КОЛИЧЕСТВОМ ИМЕН, ПОГОЛОВНО, (Книга Бемидбар, 1:20)
М. Лайтман: То есть в точности указывается, согласно чему ведется отсчет.

Г. Копач: ПОГОЛОВНО, ВСЕХ МУЖЧИН ОТ ДВАДЦАТИ ЛЕТ И СТАРШЕ
М. Лайтман: Иными словами, речь идет о том, как и с чем связано каждое желание, на что оно влияет, что находится впереди него, и что следует за ним, где в точности его место, в каком состоянии оно существует.
И тогда мы можем посчитать эти желания. Мы как бы получаем такое "дерево" желаний, и считаем их точно в соответствии со всеми двенадцатью частями, составляющими внутреннее строение нашей души.

Г. Копач: То есть эти двенадцать частей соответствуют двенадцати коленам?
М. Лайтман: Они и называются "коленами".

Г. Копач: Значит, действительно, в этой главе перечисляются все двенадцать: Реувен, Шимон, Гад, Иехуда, …
М. Лайтман: Да. Начиная с двадцати лет, и мужчины. Потому что именно это нам важно.

Г. Копач: И тот же текст повторяется для каждого из них: ПОГОЛОВНО, ВСЕХ МУЖЧИН ОТ ДВАДЦАТИ ЛЕТ И СТАРШЕ, ВСЕХ ПОСТУПАЮЩИХ В ВОЙСКО, Что означает – "поступающих в войско"?
М. Лайтман: Воины. То есть те, кто способен бороться, кто может исправить желания.

Г. Копач: Но Вы говорите, что сами они – это желание.
М. Лайтман: Да, но рядом с ними есть желания женщин, детей, стариков, рабов. И тебе нужно вести их, присоединить к себе и исправить, защищать их. И они тебя поддерживают.

Г. Копач: Значит, "поступающие в войско" – это, по сути, желания, которые могут заниматься исправлением или они уже исправлены?
М. Лайтман: Они работают на отдачу против общего эго. И есть такие желания, которые пока как бы остаются "в тылу".

Г. Копач: Итак, я хочу навести порядок в своей душе, провести своего рода перепись. Значит, я должен сказать, что здесь, внутри моей души, находятся двенадцать колен: Иехуда, Реувен. Кто такой Иехуда? Кто это Реувен? Кто такой Гад?
М. Лайтман: Так ведь ты сможешь их распознать!

Г. Копач: Но я ведь только знаю, что они там есть, но не могу сказать, где кто.
М. Лайтман: Нет-нет. Ты вдруг раскрываешь внутри себя, что эти свойства в тебе существуют, что именно так они называются и именно так упорядочены – согласно парцуфим, то есть в соответствии с духовной системой, которая называется "Исраэль" ("прямо к Творцу").
В этой системе есть часть, которая называется "Яаков" – малая часть. И есть большая часть – "Исраэль". Но, в сущности, все эти колена произошли от Яакова, от его духовных соитий со своими Малхут: Леей, Рахель.

Г. Копач: Значит, к примеру, я встаю утром и хочу навести внутри себя порядок, "перепись".
М. Лайтман: "встаю утром" – означает, что тебе светит свет свыше. Это называется "утром". Но это может быть и в середине дня, и ночью – в соответствии с нашими земными часами. Это не имеет значения.

Г. Копач: Итак, я говорю: "Мой Иехуда – это 60 тысяч воинов". Как я прихожу к этому заключению?
М. Лайтман: Ты считаешь внутри себя и внутри ощущаешь каждого из них. Ты это чувствуешь, - вне всякого сомнения. Потому что тебе светит Высший свет и открывает твою душу. И ты вдруг раскрываешь внутри всю эту систему, тебе все становится ясно. Тебе не нужно считать, ты их ощущаешь. Ведь это силы, из которых ты состоишь.

Г. Копач: А как я определю, кто, скажем Иехуда, а кто – Реувен?
М. Лайтман: Ты распознаешь их по их характеру.

Г. Копач: А какой характер у Реувена? И какой у Иехуды?
М. Лайтман: Ну, это зависит от их положения в духовном парцуфе: выше хазе или ниже хазе, справа или слева, то есть от меры свойства отдачи в них, от того относятся ли они к свойству хасадим или к свойству гвурот.

Г. Копач: Иехуда – это больше свойство гвурот?
М. Лайтман: Давай не будем углубляться, так как это нас только запутает.
Г. Копач: Я и так уже достаточно запутан.
М. Лайтман: Нет-нет. Я слежу за этим. Пойми, мне ведь проще перейти к языку каббалы и рассказать тебе о двенадцати исправлениях дикна Арих Анпина (через бороду Арих Анпина), о том, как оттуда нисходят света, как они разделяют парцуф Аба вэ-Има, а потом приходят к ИШСУТ – "Исраэль, Саба вэ-Твуна" и к ЗОН, и т.д.

Г. Копач: Мне просто нужен пример, чтобы я понял.
М. Лайтман: Вот я тебе и говорю: сверху светит свет, и ты внутри себя начинаешь ощущать...
Г. Копач: И он расщепляется на 12 частей...
М. Лайтман: Он расщепляется на 12 частей, у каждой из которых есть свое "древо жизни". 
Все эти двенадцать связаны вместе, и среди них есть "коэны", "левиты" и все остальные колена. 
Часть из них становятся воинами, а другая часть остается для духовной работы.
Но речь идет о желаниях внутри души, о том, как тебе с ними работать для того, чтобы в итоге достичь "Исраэль", то есть прийти к слиянию, к соответствию с Творцом.
КАЖДЫЙ ПРИ ЗНАМЕНИ СВОЕМ, СО ЗНАКАМИ ОТЧИХ ДОМОВ ИХ, ПУСТЬ СТОЯТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ СТАНОМ; (Книга Бемидбар, 2:2)

Г. Копач: Теперь, когда всех пересчитали, и уже известно количество "поступающих в войско", все племена делят на четыре части и размещают вокруг шатра откровения.
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: И опять начинается пересчет!
М. Лайтман: Вместе со знаменами.

Г. Копач: И этот пересчет в точности такой же, как описывался несколько строчек назад. Снова перебирают все 12 колен.
М. Лайтман: Потому что это не одно и то же состояние: до того, как ты расставляешь их по местам, и после того. Ты должен опять их пересчитать.
Г. Копач: То есть нужно их пересчитать, чтобы убедиться, что ничего не пропущено?

М. Лайтман: Допустим. Но после пересчета – это уже другая ступень, ты ведь достиг ее, потому что поднял себя к ней. И поэтому тебе снова нужно все посчитать.
Посчитать – означает, что ты "берешь все эти желания в свои руки" и работаешь с ними. Ты, действительно, берешь все свое злое начало во всех его деталях, которые ты сейчас раскрываешь против излучающегося тебе Высшего света и приводишь его к ударному слиянию со светом.
Ведь все эти желания пока что не исправлены, ты сейчас еще только приступаешь к их исправлению. И пока ты все еще находишься "в пустыне", ты еще не вошел в землю Израиля - в "эрец Исраэль", то есть не достиг еще того желания, которое целиком направлено к Творцу. Слово "земля" – на иврите "эрец" – однокоренное со словом "рацон" – желание. А слово " Исраэль" состоит из двух слов ("исра – эль") и означает – "прямо к Творцу". Ты все еще находишься в пустыне.
Так вот, ты еще больше упорядочиваешь свои желания, пересчитывая их. Ты формируешь внутреннюю структуру своей души, словно собирая конструкцию из лего. И тогда ты уже уверен, что можешь с ними продвигаться. Но теперь тебе предстоят этапы пути, ведь ты не можешь рывком войти в духовный мир, просто упорядочив свои желания. Ты продвигаешься от "стоянки" к "стоянке", пока не достигаешь земли Израиля. Тебе нужно сделать еще очень многое.

Г. Копач: Тогда дайте мне хоть какую-то зацепку, чтобы я смог внутри себя различить между "Леви" и "Иехудой".
М. Лайтман: Это ведь твои желания! Больше ли они направлены к Творцу? Возникают ли они с правой или с левой стороны? Относятся ли к эгоистическим или альтруистическим желаниям?
Среди наших желаний есть такие, что когда какое-то огромное желание "загорается" во мне, - я должен с ним работать, лишь только приподнявшись над ним. Так мы можем использовать все свои эгоистические желания, которые в нас "горят".

Г. Копач: Обуздание своего желания – это, в принципе, способность не осуществить его?
М. Лайтман: Это способность не использовать его исключительно ради себя. Потому что я раскрываю, что принадлежу к народу Израиля и что отношусь ко всему человечеству, что мы должны соединиться все вместе как один человек с одним сердцем, и тогда получим свет, возвращающий к источнику – свет Торы, как это было при стоянии у горы Синай.
Поэтому я должен подавить все те желания, которые против соединения с ближним. И когда я так делаю, - это означает, что я поднимаюсь над горой Синай – над горой ненависти. И это называется, что я "прошел всю пустыню", обрел силу подняться над всеми своими эгоистическими желаниями. И сейчас я нахожусь над всеми 12 коленами - над "левитами", над "коэнами" – на самой вершине горы, как Моше, - в контакте с Творцом.
Но это лишь контакт, - и лишь на вершине горы, только в одной точке. А вся гора, все мои эгоистические желания – все еще "горят" внутри. Но я нахожусь над ними.

Г. Копач: А простым людям запрещено прикоснуться к горе.
М. Лайтман: Да, запрещено.
Г. Копач: Они сгорят, если коснутся ее. Что-то с ними случится.
М. Лайтман: Если ты коснешься все этих желаний, - все кончено. Ведь только твоя точка "Моше" может находиться над горой.
И что же теперь делать дальше, на следующей ступени? Когда я взошел на нее и совершенно точно установил свое место, после того, как пересчитал все свои желания, упорядочил их и могу ими управлять, - это означает, что я "поднялся на гору Синай". И с этого момента и далее я могу начать использовать эти желания ради отдачи.

Г. Копач: Есть одна интересная вещь, о которой я хочу Вас спросить. На предыдущих наших встречах мы немного говорили о волосах, о том, что в период отсчета Омера запрещено бриться и стричься.
М. Лайтман: Это как бы такие дни траура.

Г. Копач: Мы также говорили о том, что в начале периода отсчета едят ячмень, а в конце – пшеницу. ("Ячмень" – на иврите - "сеура", а "волосы" – "сеар"). Что означают: "ячмень", "пшеница"?
М. Лайтман: Это пища животных и пища человека.

Г. Копач: Ячмень употребляют в пищу животные, а пшеницу – человек.
М. Лайтман: Да, когда мы постепенно переходим со ступени животного на ступень "человек". А разница между ними состоит в том, что, хотя человек все еще этого не достиг, ведь Дарование Торы – это всего лишь начало исправления души, - но он приходит к заключению, что желает стать подобным Творцу.
Слово "подобный" – на иврите "домэ" – однокоренное со словом "Адам" – человек. И поэтому он уже называет себя "Человеком".
Но до того, как он к этому приходит, хотя и стремится к этому, - он не может быть уверен в том, что, действительно, идет в нужном направлении. Он вышел из Египта и ему предстоит отсчет Омера. Но до того, как он прошел этот период отсчета (а это - то же самое как пересчет двенадцати колен, - только одно более общее, а другое более частное) - Он только вышел из Египта, сбежал от зла и еще не понимает, что должен слиться с Добром – с отдачей.

Г. Копач: Значит, и в период Омера, и в этой главе "Бемидбар" ведут отсчет.
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: Может быть, слово "считать" ("лиспор") – как то связано с десятью сфирот?

М. Лайтман: "Десять сфирот" – от слова "сапир" – сверкающий.

Г. Копач: Кстати, "сапир" – означает "сияющий". В этом есть какой-то намек на Книгу Зоар. (В переводе с иврита Зоар – это "сияние").
М. Лайтман: Да, это сияющий.

Г. Копач: Это слово имеет тот же корень, что и слово "сипур" (рассказ), и это указывает на "Сефер Ецира" – "Книгу Создания".
М. Лайтман: Так это одно и то же. Потому что слова "сипур" (рассказ) и "сефер" (книга) подразумевают раскрытие, - оттуда раскрывается свет.
Г. Копач: Значит, когда мы что-то считаем, то мы, в сущности, раскрываем и больше понимаем.
М. Лайтман: Да.

Г. Копач: А что же происходит в период отсчета Омера?
/15/ И ОТСЧИТАЙТЕ СЕБЕ ОТ ВТОРОГО ДНЯ ПРАЗДНОВАНИЯ, ОТ ДНЯ ПРИНЕСЕНИЯ ВАМИ ОМЕРА ВОЗНОШЕНИЯ СЕМЬ НЕДЕЛЬ; ПОЛНЫМИ ДОЛЖНЫ ОНИ БЫТЬ. (Книга Левит, 23:15)
М. Лайтман: Мы пересчитываем все свои 49 желаний и тем самым начинаем их исправлять. И каждый день мы считаем то, что уже исправлено: "исправил свойство хесед сфиры хесед", "исправил свойство гвура сфиры хесед".

Г. Копач: Так в чем же разница между отсчетом Омера и тем подсчетом, который описывается в этой главе "Бемидбар"?
М. Лайтман: Наше исправление, наше продвижение происходит поступенчато - пласт за пластом. Поэтому при отсчете дней Омера я всего лишь пересчитываю те свои желания, которые готовы для исправления. Мы пересчитываем эти желания до Лагба Омера (33-й день).
Это все равно, что, скажем, собирая автомобиль из отдельных деталей, я прежде проверяю, исправна ли каждая из этих деталей.

Г. Копач: До Лагба Омер, до 33 дня?
М. Лайтман: До 33 дня. Если я проверил все эти 33 основные "детали", - то могу быть уверен, что все остальные "детали": от 33 до 49 - будут исправны. Допустим, до 33 дня я проверяю двигатель, колеса, тормоза – все самые важные вещи. А все остальное относится к внешнему дизайну, и это уже не столь важно. И тогда уже точно я соберу автомобиль правильно.
И вот я его собрал, а теперь, и это уже следующий этап, - я должен на нем поехать в определенное место – навстречу Творцу. Моя душа уже сформирована, и я начинаю со своим исправленными желаниями приближаться к Нему.

Г. Копач: И нужно прибыть туда в 49-й день, или в 50-й?
М. Лайтман: Нет. В 49-й день я его собираю, а в 50-й заправляю бензином и начинаю "ехать на своих исправлениях", то есть уже в действии начинаю пользоваться этим автомобилем.
То есть все происходит постепенно. Сначала подготавливают "детали", потом их проверяют, "собирают автомобиль" и начинают "ехать" в правильном направлении для того, чтобы прибыть к Творцу.

Г. Копач: Кстати, в праздник Шавуот существует обычай учить Тору всю ночь...
М. Лайтман: И мы это делаем, - во время всех праздников: и Шавуота, и в ночь Симхат Тора, и в 7 день Песаха.
Г. Копач: Говорят, что молитва и изучение Торы в ночь Шавуота – отменяет все диним (суды и ограничения).
М. Лайтман: Это, если речь идет в духовном. А что касается нашей земной жизни, это просто обычай.

Г. Копач: В нашей земной жизни это еще одна бессонная ночь.
М. Лайтман: Но и обычаи нужно уважать. В них все-таки, присутствуют некое свечение. Когда в этом мире ты отмечаешь праздник или в выполняешь обычай, соответствующий чему-то в духовном, - то при этом исходит некое свечение. Ведь ты знаешь, как это сохранило наш народ в период изгнания.
Поэтому соблюдение традиций – это очень мощная сила,- только это не исправляет душу. И здесь то и возникает проблема. Многие меня не понимают, считая, что я выступаю против исполнения физических заповедей. И как раз таки, наоборот: я – за их исполнение, но только подлинное!

Г. Копач: Значит, если я правильно Вас понял, отмечать праздники в нашей земной жизни – это...
М. Лайтман: Разумеется, это хорошо!
Г. Копач: Это хорошо, но при этом нет духовной работы...
М. Лайтман: Это не исправляет...

Г. Копач: если ты просто отмечаешь само событие.
М. Лайтман: Верно.
Г. Копач: Ты должен выполнить внутреннюю работу.
М. Лайтман: Потому-то и дали нам эти заповеди для периода изгнания, чтобы мы находились в этих рамках и тем самым сохранили народ. Они называются "заповедями изгнания". Но сейчас, когда период изгнания завершился, и мы должны подняться к освобождению, - нам нужно перейти к исправлениям.
И тогда заповеди для нас – это не то, что выполняют люди в силу своего воспитания и чему обучают своих детей. Выполнение заповеди означает, что я исправляю 613 желаний своей души, изменяя их эгоистическое намерение на альтруистическое. Тем самым я продвигаюсь к Творцу, становлюсь, как Он.

Г. Копач: Давайте напоследок прочтем отрывок из Книги Зоар.
Рабби Аба открыл: «И сотворил Творец человека по образу Своему». Когда Творец создал человека, Он сделал его согласно свойствам высших и нижних, и состоял он из всех, и свет его светил от края мира до края мира. (Книга Зоар, БаМибар,1)
Объясните мне это, пожалуйста.
М. Лайтман: Написано: "Творец создал человека прямым, но люди придумали множество расчетов". То есть человек находился на уровне Творца.

Г. Копач: На духовном уровне?
М. Лайтман: Да, на духовном уровне.

Г. Копач: Но как связаны между собой эти два отрывка: один из этой главы Бемидбар: И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ (Книга Бемидбар, 1:1),а другой из книги Зоар: Рабби Аба открыл: «И сотворил Творец человека по образу Своему»?
М. Лайтман: Книга Зоар говорит об исправлениях. Когда человек приходит к пониманию, что находится "в синайской пустыне" и достиг ступени "Моше", то есть поднялся на эту гору и говорит с Творцом, а это значит, что он находится на ступени Творца, эта ступень раскрывается внутри человека, - тогда человек начинает постигать момент своего сотворения. С этого момента и далее он словно облачается внутрь этой Силы, которая называется "Элоким" и видит, как он был создан.
Интересно в этом участвовать, - верно?

Г. Копач: Очень интересно. Итак, написано: "Когда Творец создал человека, Он сделал его согласно свойствам высших и нижних".
М. Лайтман: Да. Высшими называются силы отдачи, а нижними – силы получения. Обе эти силы находятся внутри нас как правая и левая линии, и мы должны правильно сочетать их между собой. Это их сочетание называется "средней линией". И именно эта средняя линия и является "Человеком"...

Г. Копач: который включает в себя всех
М. Лайтман: Да. Так вот, вся наша наука говорит о том, как прийти к правильному соединению между этими двумя силами. Когда мы заканчиваем работу, то есть, с одной стороны, используем все силы Творца, и, с другой стороны, - все отрицательные силы, отпечаток Творца, силу святости и силу клипы, - ведь "одно против другого создал Творец", - когда мы используем их обе и присоединяем к себе, - только тогда становимся "Человеком".

Г. Копач: То есть мы создаем среднюю линию, которая называется "Человеком".
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: "И свет его светил от края мира до края мира".
М. Лайтман: Да, от этого мира и до этого мира, от края и до края.

Г. Копач: Что это значит – "от этого мира и до этого мира"?
М. Лайтман: От материального мира, который полностью – тьма, полностью эгоистичный, и до духовного мира, который целиком – отдача. И тогда мы светим от края и до края, то есть наша высота такова, что, оставаясь на земле мы, в то же время, достигаем мира Бесконечности.

Г. Копач: То есть наша высота включает в себя и то, что под землей...
М. Лайтман: Все то зло, что мы обратили в добро.

Женский уголок
Что касается кулинарной стороны ближайшего праздника Шавуот, то даже невозможно представить ее без творожных пирогов. У каждой домохозяйки со стажем конечно же есть свой уникальный рецепт творожника. И все-таки мы рискнем предложить вам еще один.

На кусочки бисквита толщиной 1-1.5 см положите творожную массу, приготовленную из 500 г взбитых сливок, смешанных с 250 г мягкого творога, сбитого со стаканом сахара и 14 г кошерного желатина, разведенного в кипятке (можно порошкового фруктового желе). Покройте творог консервированными фруктами. Остудите 3 часа в холодильнике. Взбейте белки с сахарной пудрой. Залейте ими торт. Поставьте торт в сильно разогретую духовку на 2-3 минуты и подавайте.


В избранное