Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 10 (2 мая 2004 г.)


Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении"
Часть IV

Продолжая свои размышления, Лосский отвечает на некоторые аргументы противников идеи реинкарнации - аргументы, которые продолжают повторяться и по сей день.

Часто ссылаются на то, что человек ничего не помнит о своих предыдущих воплощениях. Но так ли это? В последние годы появилось немало интересных публикаций на данную тему. В этих статьях и книгах приводятся многочисленные свидетельства людей, вспоминавших достоверные детали своих прошлых жизней. По всей видимости, такие исследования еще не были доступны в то время, когда Н.О. Лосский писал свой труд. Мы же обратимся к ним в будущих выпусках рассылки.

Однако, рядовой человек не помнит деталей своей прошлой жизни - и в этом следует видеть не недостаток, а преимущество. Цель новых воплощений - личностный рост, а психологическая привязанность к прошлому является серьезным препятствием на пути душевного становления.

"Но ведь в этом случае человек, наказанный за грехи прошлой жизни, не извлекает никакого урока, и перевоплощение теряет воспитательный смысл", - настаивают критики. На эти возражения Лосский справедливо отвечает, что и награда, и наказание являются имманентными. Как благоприятное, так и неблагоприятное окружение отражает внутреннее состояние человека. Ни награда, ни наказание не приходят в жизнь индивидуума по Божьему произволу. Он сам притягивает их к себе.

Бытует мнение, что перевоплощение идет в разрез с христианским персонализмом, допускающим существование только одного тела. При ближайшем рассмотрении, этот аргумент оказывается самым слабым. Даже на протяжении одной жизни человек способен радикально меняться, оставаясь самим собой. Хотя его сокровенная идентичность пребывает неизменной, душа и тело проходят большой путь. Тело новорожденного младенца отличается от тела взрослого человека, а оно, в свою очередь, - от тела старика. Сравнивая фотографии человека в разном возрасте, не всегда скажешь, что перед нами - одна и та же личность. Душа тоже меняется с возрастом - как к лучшему, так и к худшему. Какое же тело является "подлинным"? Какая душа является "подлинной"? Традиционный христианский персонализм порождает не меньше вопросов, чем учение о перевоплощении.

Ответ Лосского таков: воплощаясь, душа строит для себя тело, наилучшим образом соответствующее своей внутренней структуре. В этом смысле можно говорить, что в новой жизни мы не приобретаем новое тело. Наше тело остается привычным для нас - пусть даже несколько измененным.

Обратимся же сейчас к книге:

"Противники учения о перевоплощении приводят много возражений против него, очень разнообразных. Подробнее всего я рассмотрю возражения, приведенные в сборнике "Переселение душ".

Наиболее часто уже с давних пор встречается указание на то, что у человека нет воспоминания о предыдущей жизни; следовательно, если бы даже одна и та же субстанция после смерти воплощалась в новом теле, это была бы уже другая личность. Бессмертие такой субстанции не было бы личным бессмертием. Вышеславцев говорит: "Еще Локк заметил, что если нет памяти о прежнем воплощении, то нет и тождества личности, нет, следовательно, и перевоплощения, а есть воплощение заново совсем нового я". "Индивидуальная память связана с индивидуальным подсознанием". "А индивидуальное подсознание несомненно связано с индивидуальным организмом, с его способностью ощущать, переживать радость и страдание".

В ответ на эти рассуждения Вышеславцева надо заметить следующее. Тождество личности состоит не в воспоминании об отдельных единичных событиях, а в том, что основные стремления и страсти, выработанные прежнею жизнью, не осужденные данным лицом и составляющие сущность его эмпирического характера, сохраняются и определяют направление его дальнейшей жизни. Сначала они проявляются в форме безотчетных симпатий и антипатий, потом на основании нового опыта они становятся сознательными, и развитая новая жизнь представляет собою усовершенствованное продолжение предыдущей. В детстве мы учимся читать, писать, считать и т. п. с помощью множества упражнений и, будучи взрослыми, выполняем эти деятельности, не вспоминая детских упражнений. Точно так же и предыдущие жизни служат для последующих жизней упражнением, конкретные события которого забыты".

"Забвение предыдущей жизни и вместе с тем сохранение ее в подсознании есть в высшей степени целесообразное явление. Новая жизнь начинается, не отягченная конкретными воспоминаниями о прошлом, со всею тою свежестью и пылкостью, которые так характерны для детства и юности. Благодаря исследованиям Фрейда мы знаем, что забвение есть акт целесообразный и что прошлое, оттесненное в область подсознания, продолжает тем не менее влиять на настоящее".

"Нельзя, однако, отрицать того, что события прошлой жизни имеют цену не только как упражнения, которые могут быть забыты, лишь бы остались обоснованные ими навыки, способности и склонности. Многие переживания наши, напр. семейные радости и драмы, эстетические впечатления и т.п., бесконечно ценны во всей своей конкретной единичности. Неужели они навсегда забыты? Нет, конечно. Все прошлое, во всей своей полноте, связано с сверхвременным я, и на более высоких ступенях развития этого я оно может вспомниться тогда, когда такое воспоминание будет полезно для дальнейшей жизни... Члены Царства Божия имеют космическое тело; следовательно, они связаны со всеми существами, которые когда бы то ни было входили в состав их тела. Будучи свободны от эгоизма, они не доступны никаким психическим травмам; им полезно знать все прошлое, свое и чужое, чтобы понять великий смысл всего, что происходило и происходит в мире. Можно быть поэтому уверенным, что в их сознании все прошлые этапы жизни их вспоминаются во всей конкретной полноте, как единое полное смысла целое.

В древней христианской литературе Эней из Газы и Готин Философ возражали против учения о перевоплощении, что наказание без воспоминания вины было бы несправедливым и не имело бы цены. Это возражение имеет силу только в отношении к тем теориям, согласно которым наказание извне налагается на провинившегося, вроде сечения розгою. Теория, защищаемая мною, выдвигает на первый план наказания имманентные, т. е. вытекающие естественно из самого содержания дурного поступка и соответствующей ему страсти. Если нравственно осуждаемая страсть сохраняется в душе при новом воплощении, то и без воспоминания о прежних вызванных ею поступках самое содержание и новое проявление ее влекут за собою имманентные наказания; а если дурная страсть в прошлой жизни была преодолена окончательно, что достигается всегда мучительным процессом самовоспитания и покаяния, то и наказаний никаких не потребуется".

"Франк говорит о "единственности и неповторимости каждой человеческой индивидуальности" и утверждает, что с этою мыслью "несовместима вера в перевоплощение в другое человеческое существо". В. В. Зеньковский в своей статье особенно обстоятельно рассматривает вопрос о единстве и самотождественности личности. При этом он имеет в виду не только единство сознания, но еще и утверждает единственную связь личности с одним определенным телом... "Единственность, своеобразие связи тела и духа категорически отвергаются" теориею перевоплощения, говорит Зеньковский. Это возражение его направлено против учения основателя антропософии Р. Штейнера, но это вовсе не затрагивает моей теории. В самом деле, от рождения и до смерти человек имеет одно и то же тело, не в том смысле, что все части его сохраняются, а в том смысле, что "эйдос" тела, т. е. индивидуальная идея связи его частей сохраняется даже и при таком изменении, как его тело в юности и потом в старости. В еще более значительной степени меняется тело при переходе к новым воплощениям, но индивидуальная идея его при всех этих реализациях ее сохраняется".

Примечание: Книга Н.О. Лосского "Учение о перевоплощении" опубликована по адресу:
http://www.krotov.info/libr_min/l/lossk_v/lossky_n_metem.html


В следующем выпуске читайте:

Н.О. Лосский и его книга "Учение о перевоплощении" (продолжение)

Предыдущие статьи:

Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть III  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть II  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть I  |   Уильям Баркли о всеобщем спасении  |   Николай Бердяев о реинкарнации  |   Николай Бердяев об аде  |   Буква и дух Писания  |   Белые пятна на "Библейской карте мира"  |   Реинкарнация: почему о ней стоит говорить

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2004, Universalist.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное