Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

Новинки киноклуба


НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 25 СЕНТЯБРЯ 2006:

DVD

УОЛТ ДИСНЕЙ. Короткие мультфильмы. США 1929-1950-е гг.   3:00 АУДИО: РУССКИЙ

сборник мультфильмов

1932 — Оскар за создание Микки-Мауса

    Короткие мультфильмы Диснея 30-50-х гг. про Микки Мауса,  утенка Дональда, пса
Плуто, трех мушкетеров-котов и других забавных  зверушек.  Первая картина цикла «Забавные симфонии» «Танец скелетов» (1929)  на музыку Сен-Санса пользовалась огромной популярностью (решение подчинить движение ритму заранее записанной музыки оказалось на редкость удачным).  Героями большинства выпусков были отважный мышонок Микки Маус, задира и неудачник Дональд Дак, пес Плуто и десяток других. В 1932 году за создание Микки Мауса Уолт Дисней получил премию "Оскар" (всего студия Диснея получила 12 «Оскаров» за короткометражки). Уже в начале 1930-х годов оформились основные черты художественного метода Диснея, в основу которого положен принцип антропоморфизма - очеловечивания животных, наделение их качествами и психикой "среднего американца". Дисней реформировал американскую мультипликацию, возродив в ней лучшие традиции комической школы М. Сеннетта, где основой успеха служат комедийные маски героев, визуально неповторимые гэги и стремительный ритм.  Он первым осознал огромные выразительные возможности движения в мультипликационных фильмах. Художники студии Диснея проявляли большую фантазию и изобретательность в разработке и построении трюков. Стиль Диснея был эстетически закреплен поточной технологией производства. В середине 1930-х годов фильмы Уолта Диснея постепенно завоевали европейский и мировой рынок, оказав серьезное влияние на развитие мультипликационного кино во многих странах. Будучи великолепным художником, Дисней сам находит темы и сюжеты, предлагает внешний облик персонажей, придумывает оригинальные и смешные трюки, вокруг которых и строится действие. 

   Для производства цветных фильмов понадобилось осваивать новую профессию. До этого момента специалисты-композиторы, разработав общие идеи, передавали их аниматорам. Теперь же потребовались специалисты фона и консультанты в подборе цвета. В 1933 г. студия  переходит к выпуску трехцветных фильмов, первым применив разработанную в США систему «Техниколор» и усовершенствовав технологию производства рисованной анимации.  Раньше других осваивая звук и цвет, Дисней отвергает их натуралистическое использование: цветовая гамма и звуковое сопровождение меняются в соответствии с сюжетными поворотами и настроением героев.

  

DVD

Артавазд (Артур)  Пелешян.    СССР  2:17  ч/б и цв. 1967-93 гг.  

 Начало (1967), Мы (1969),  Времена года (1975), Наш век (1982),  Жизнь (1993), Конец (1993).      

экспериментальная документалистика: художественно-публицистический поэтический видеоарт

 А.Пелешян - советский режиссер и сценарист документального кино, заслуженный деятель искусств Армянской ССР.  Специалисты обсуждают уникальный монтаж,  игравший важную роль, поскольку нередко большая часть фильмов Пелешяна сделана на архивном материале. Хотя ранние работы Пелешяна чем-то напоминают фильмы С.Эйзенштейна и Д.Вертова, по сути, они диаметрально противоположны друг другу из-за принципиально разных кинематографических средств. 

    «…Монтаж Эйзенштейна был линейным, как по цепочке. Дистанционный монтаж создаёт вокруг фильма магнетическое поле. Порой я и сам не называю свой метод “монтажом”. Я, скорее, вовлечён в процесс создания единого целого. В каком-то смысле я уничтожил монтаж, разрушил его созданием кино исключительно на монтаже… У Эйзенштейна каждый элемент значил что-то. Для меня индивидуальные фрагменты не значат ничего. Только в контексте фильма. Только фильм имел значение...     Классический монтаж всегда приводит в связь два элемента, которые порождают ассоциации, символы, метафоры. В моей собственной практике я, напротив, пришел к тому мнению, что элементы, стоящие рядом друг с другом, в сущности, меня вообще не интересуют. Что мне, напротив, гораздо интереснее не поставить, скажем, эти два элемента, как ожидалось, рядом, а, скорее, отделить один от другого, развести их на большое расстояние. Я понял, что на такой дистанции друг от друга они функционируют лучше и по-иному, потому что таким образом вступают в отношения не только между собой, но и с кадрами, расположенными между ними… Для меня дистанционный монтаж открывает тайны движения всего сущего во Вселенной. Его упорядоченность; её ритм…» - А.Пелешян.

    Теоретики кино называют его метод дистанционного монтажа  «интуитивно-духовным», мотивируя определение тем, что от зрителей он требует такого же душевного усилия при восприятии, как и от его автора. Только тогда мы сможем “понять”, о чём его фильмы. На просьбу рассказать, о чём его “Времена года”, Пелешян ответил так: “Обо всём. Я думал обо всём, когда снимал. Не только о временах года или о людях. Но обо всём…” Его произведения о вечном, все – через человека – о человечестве.

   Пелешян - автор ряда теоретических работ, среди которых “Дистанционный монтаж” является новым шагом в развитии монтажных теорий в кино и книга”Мое кино” (1988г.). В своих фильмах он стирает границу между документальным и игровым кинематографом, монтируя те и другие кадры в подлинно-поэтическое целое. Режиссер говорит о химическом взаимодействии изображения и музыки.

   По следам Пелешяна пытается идти популярный Годфри Реджио, утверждавший: «Мой идол в кино – Артавазд Пелешян, армянский документалист, гений. Если я произвожу искры, то он – шаровые молнии». Чтобы поверить в это, нужно немногое - посмотреть его фильмы, продолжительность которых в большинстве не превышает 30 минут. Фильмы Пелешяна, как творчество его последователя Годфри Реджио, можно отнести, к экспериментальной документалистике. Своим учителем и «одной из букв киноалфавита» называет Пелешяна Сокуров. Особый, “объективный” взгляд на реальность напрочь лишён намека на претензиозность или тщеславие – Пелешяну, скорее, присуще полное растворение в духовности бытия.

“Это то, к чему я стремлюсь, к чему стремится каждый человек, всё человечество, человечность… возвысить, трансцендировать мечты и желания человеческие”,  говорит Пелешян. Величие кинематографа Пелешяна в том, что он целиком и полностью построен на интуитивных ассоциациях - изображения и изображения, изображения и звука, звука и звука. Не слова, но ноты мотива, музыкальной темы.   Отснятые Пелешяном или реставрированные им материалы, вне контекста его творчества не вызвали бы никакого интереса, тогда как внутри него они производят совершенно другое - свежее, невероятно актуальное, обращённое к зрителям - впечатление. Ещё одно уникальное и редкое подтверждение истины: ключ к трансформации киноизображения при монтаже всегда лежит во внутреннем настрое режиссёра, который затем подлежит в выражении вовне. Удивительным образом это на протяжении 30 с лишним лет удавалось Артавазду Пелешяну.

Многие годы режиссер работал над сценарием фильма «Homo sapiens», который так и не удалось реализовать из-за отсутствия финансирования. По словам самого Пелешяна, если бы этот фильм появился, то все, что было сделано «до», можно было бы назвать прелюдией «к».

МЫ     (1969 г.) А. Пелешян, муз. А. Хачатуряна

“Когда я называл фильм “Мы”, я имел в виду армянский народ, но и он лишь часть куда большего Мы”.

В 1969 вышел в свет фильм Мы (по названию поэмы одного армянского поэта, которое встречалось в дневниках Вертова), построенный на энергичной, стремительной музыке Арама Хачатуряна. Он сразу стал популярным. Зрительв начале  фильма видит лицо девочки, потом еще раз через пятьсот метров пленки и в самом конце слышит лишь звуковой аккорд и… перед ним встает лицо девочки…Незримое присутствие живого – чудо, которое каждый раз сопровождает зрителя при просмотре фильмов Пелешяна.

 

DVD

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! СССР   Мосфильм,   1975   1 :32

  Режиссер: Леонид Гайдай

  В ролях:  Леонид Куравлев, Евгений Жариков, Олег Даль, Светлана Крючкова, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Михаил Кокшенов, Вячеслав Невинный, Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Михаил Светин, Валентина Теличкина, Нина Гребешкова, Сергей Филиппов, Наталья Селезнева

 ретро-комедия: новеллы   по произведениям Михаила Зощенко

     Три новеллы о провинциальной жизни страны Советов: "Преступление и наказание", "Забавное приключение" и "Свадебное происшествие". События происходят в конце 20-х, начале 30-х годов, однако явления, которые высмеивает фильм - тупость, пьянство, стремление к наживе, легкомысленное отношение к жизни - увы, и сегодня существуют благополучно и повсеместно.  Фильм классика советской комедии Л.Гайдая собрал  целое  созвездие замечательных актеров.

 

DVD

ЗАПРЕТНОЕ КОРОЛЕВСТВО Россия  2005   2:11

реж. Леонид Круглов  

документальный фильм:  хроника эзотерического путешествия

      Фильм-путешествие в  Королевство Мустанг, которое расположено на северо-западе Непала на границе с Тибетом. До 1991 года Мустанг был закрыт для посещения туристов, и только получив благословение Далай Ламы или Короля Непала, можно было посетить эту святыню буддизма. О съемках вообще не было и речи.       

   “Запретное королевство” - документальный фильм REN TV, созданный совместно Русским географическим обществом и Российской академией наук, командой  "Диалог со всем миром" под руководством члена Русского Географического Общества, этнографа, режиссера-документалиста, фотографа и журналиста Леонида Круглова.  

     Команда  прибывает в Катманду, где живет наследный принц королевства Мустанг. Журналисты всему удивляются, беседуют с йогом, с секретарем наследного принца. Цель журналиста всегда одна: “жареные факты”. Вот и наши путешественники стремятся найти “эксклюзив”, снять фильм, пусть и скрытой камерой. Но постепенно их отношение меняется. Под воздействием бесед, а может и самого места, приходит интуитивное осознание того, что путь в королевство -  это всегда паломничество. Паломничество в себя.       

    Дорога в Мустанг: очень красивые съемки. Авторы также пытаются изобразительными средствами и подобранным звуковым рядом передать свой метафизический настрой.  Столица Мустанга  - Ло-Мантанг, средневековый, слегка потрепанный ветрами и временем город-крепость. Здесь находится резиденция короля и монастыри. Фактически резиденция находится в монастыре. Официальный предлог посещения Королевства у путников - встреча с Королевским советником, астрологом и травником. После того, как встреча состоялась, Советник обещает устроить встречу с монархом. На встрече король откладывает в сторону подаренный ими символический платок. К чужакам относится как к чужакам. Но журналисты схитрили и пообещали устроить Королю разговор по спутниковому телефону с сыном-принцем. Для живущего в Тибете это чудо. Король, переговорив с сыном, объявляет странников своими главными связистами и присваивает почетный придворный титул.         

   Собственно говоря, на этом заканчивается “мирская” (путешественническая) часть фильма. И начинается чистая эзотерика.  Нам показывают  ежегодно совершаемую  церемонию Тиджи, которую проводят просветленные монахи. Свое начало церемония берет в глубине веков, когда гуру Падмасамбава провел ее впервые, чтобы связать круговой порукой злобных демонов религии Бон, обращенных в буддизм. По сути, это отражение небесной борьбы сил зла и добра на земле. Буддисты уверены в том, что небо и земля соединены незримой нитью. Побеждая зло на земле, мы помогаем его побеждать и на небе. Участвующие в церемонии монахи (особые монахи) , образуя особым образом круг и произнося мантры, “закручивают” зло спиралью к центру круга, в котором находится символическая жертва, принимающая в себя зло. Далее эту символическую куклу (точнее их две) уничтожают. Победа свершилась.    Журналисты  уничтожили кадры, на которых были засняты эти “куклы”. Так посоветовал  (только посоветовал!) им главный жрец. Объяснение примерно такое. Показанная по ТВ ”кукла” с концентрированным в себе злом через экран “размножится”. Журналисты не погнались за “жареным”.

 

DVD

НЕЧТО (The Thing) США, 1982, 108 мин. АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Джон Карпентер

В ролях: Керт Рассел, А. Уилфорд Бримли, Ричард Дайсарт, Ричард Мейзур, Доналд Моффет, Т. К. Картер

фантастический хоррор

   Картина Джона Карпентера производит впечатление  из-за атмосферы ужасов и присутствия на экране невероятного монстра, искусно воссозданного мастером грима Робом Боттином.  Неведомое, внеземное Нечто, проникшее  на станцию в Антарктиде, материализовалось во внешне отвратительное фантастическое чудовище, а раньше имело вполне человеческий облик, скрываясь внутри кого-то из полярников. Страх заключался в самой ситуации: трудно было отличить человека от Нечто. Постановка Карпентера  близка к первоисточнику — роману Джона У. Кемпбелла-мл. «Кто там идет?» написанному в 30-е годы. 

   Однако точнее необъяснимое ощущение тревоги и загадочности передает тщательно продуманная, умело использованная электронная музыка итальянца Эннио Морриконе (это довольно редкий случай и для самого маэстро, который все-таки предпочитает в оркестровке обычные инструменты). Почти во всех остальных картинах Джон Карпентер лично выступает в качестве автора или  соавтора музыки, воспринимаемой часто как отлично подобранный звуковой фон. А в «Нечто» именно прорывающийся сквозь электронную аранжировку печальный мотив (истинный мелодист Морриконе и здесь не может обойтись без сразу запоминающихся тактов!) усиливает беспокойство за судьбы людей в их борьбе с внеземной материей и даже ставит под сомнение внешне благополучный финал. Исчезло ли Нечто?!

DVD

ЛУЛУ (Loulou) Франция  Gaumont, 1980 110 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Морис Пиала  Музыка: Филипп Сард

В ролях: Изабель Юппер, Жерар Депардье, Ги Маршан, Фредерик Шербоннэ, Умбер Балсан, Жаклин Дюфрэнн

лирическая драма

   Любители французского кино получат  удовольствие от естественно, буднично, и оттого особо выразительно  снятой любовной истории Лулу (Депардье) и Нелли (Юппер). Видный французский режиссер Морис Пиала соединил здесь Депардье и Юппер в “острый” дуэт, созданный их   неповторимыми  актерскими индивидуальнсотями.   Нелли уходит от мужа-интеллектуала, влюбившись в Лулу, парня  без определенных занятий, живущего по законам улиц, даже около-криминальных наклонностей, любимого всеми и дарящего всем свою любовь и дружбу. 

   Нелли - девушка из совсем другой среды, но Лулу, пугающий, непредсказуемый самородок, столь сильно влечет ее, что она бросает все ради этого приключения.  Ее родных это беспокоит, в том числе и то, что Нелли содержит Лулу, не желающего работать, но Нелли, похоже, и это уже неважно. Взаимоотношения Лулу, Нелли и мужа, который продолжает общаться с Нелли и после того, как она его бросила,  - чисто французский треугольник. Блистательная игра актеров и особенно животный магнезим  молодого Депардье буквально накаляют  картину чувственной страстью.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ЛОЖЬ  Gojitmal / Lies   Южная Корея  1999 г., 113 мин., арт-хаус линия “Другое кино”   АУДИО: РУССКИЙ

  Режиссер: Сун - Ву Янг

в ролях: Тай Йеон Ким, Хье Джин Джеон

 драма/мелодрама  в стиле “порнореализма” по  роману Янга Юнга-И

Фестивали в Венеции (1999), Торонто (1999), Ванкувере (1999), Роттердаме (2000) и Москве(2000). 

Девушке Y 18 лет, она учится в школе и мечтает лишиться девственности до выпускного вечера. J - женатый мужчина средних лет. Несмотря на разницу в возрасте, Y и J неудержимо влечет друг к другу. Любовники исследуют границы собственной сексуальности, не подозревая, к чему может привести подобный эксперимент. Со временем их отношения приобретают оттенок жестокости, которая доставляет удовольствие обоим: садомазохистские игры с кнутом становятся кульминацией их любовных утех.

   Эта “драма в стиле порнореализма” (определение кинокритиков) с успехом показывалась на множестве международных кинофестивалей.

 

 

DVD

В ОГНЕ БРОДА НЕТ.  "О Тане Теткиной и ее рисунках" Ленфильм 95 мин.1967 ч/б

Режиссер  Глеб Панфилов

в ролях:   Инна Чурикова, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Майя Булгакова, Владимир Кашпур, Михаил Кононов, Михаил Кокшенов

Сценарист: Евгений Габрилович (совм. с Г. Панфиловым)  Художник: Марксэн Гаухман-Свердлов

военная драма

Приз "Золотой леопард" за лучшую режиссерскую работу и премия жюри за лучшее исполнение женской роли Инне Чуриковой на Международном кинофестивале в Локарно в 1969 году. Премия Ленинградского комсомола-1970 Глебу Панфилову за создание фильмов "В огне брода нет" и "Начало". Участие в "Неделе русского кино" в Канне-1998

     Дебютом Глеба Панфилова в художественном кинематографе стал фильм о гражданской войне - "В огне брода нет", где  главные роли  сыграли Инна Чурикова и Михаил Кононов. Картина была тепло встречена зрителями и высоко оценена критиками, получив гяд международных призов.  В санитарном поезде, вывозящем раненых с фронтов гражданской войны, работает санитаркой Таня Темкина (И.Чурикова). Юная, неуклюжая, застенчивая, некрасивая девушка искренне предана своему делу средь бурь гражданской войны. Она еще не осознает всего происходящего, но смутно ощущает справедливость того, что защищает революция. Свои впечатления, радости и страдания она пытается выразить красками. И этому помогает неожиданно открывшийся в ней талант художницы, попытавшейся быть счастливой, несмотря на всеобщее ожесточение. Наивные рисунки, выполненные еще неумелой рукой, поражают силой духа и своеобразием художественного видения. Она искренне верит в справедливость революционного дела, и эта вера не позволяет ей изменить своим убеждениям. Когда Тане придется постоять за свои убеждения, свою любовь и веру, она поступит так, что содрогнется уверенный в себе белогвардейский полковник.

 

DVD

КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ СССР  Киностудия Им. М. Горького,  1976  5 час. 25 мин.

  Режиссер: Сергей Герасимов

  В ролях: Наталья Бондарчук, Наталья Белохвостикова, Михаил Глузский, Николай Еременко, Леонид Ярмольник, Михаил Филиппов, Лариса Удовиченко, Михаил Зимин, Леонид Марков, Игорь Старыгин, Вацлав Дворжецкий, Леонид Оболенский, Глеб Стриженов

 историч. драма по роману Стендаля "Красное и чёрное".

   Экранизация всемирно известного романа Стендаля уже не первое столетие владеющего умами и сердцами миллионов читателей. «Красное и черное» - это трагическая история жизненного пути Жюльена Сореля, мечтающего о славе Наполеона. Делая карьеру, Жюльен следовал своему холодному, расчетливому уму, ему выпало счастье быть любимым двумя незаурядными женщинами, но в глубине души всегда был в бесконечном споре с самим собой, в борьбе между честолюбием и честью.… Но честолюбивым мечтам не суждено было свершиться.

    Эта экранизация  после показа по французскому телевидению была признана парижскими критиками самой точной в деталях и философски глубокой интепретацией классического шедевра. Впрочем, в отличие от своих сверстников, обращаясь к истории, Герасимов всегда тратил дни и ночи на изучение материала, чтобы сделать свои картины предельно достоверными в каждой мелочи. 

  “Я отношусь к кино как к искусству. Меня этому учили в герасимовской мастерской. К фильму «Красное и черное» двадцать костюмов шились целый год: доставались ткани, которым было по сто с лишним лет. Выверялись цвет, свет, звук, сам персонаж, его место, словом, каждый нюанс. И в каждом кадре это было видно. Кино ведь, как и живопись, – искусство изобразительное. Это касается и актерской игры. Поэтому нужно стремиться к искусству и всячески это поощрять.” -

Н.Белохвостикова.

 

   DVD

1. ИНТЕРВЕНЦИЯ  СССР  Ленфильм 1967 г., 107 мин.  

реж.    Геннадий Полока  

 В ролях: Владимир Высоцкий, Ефим Копелян, Сергей Юрский, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Руфина Нифонтова, Юлия Бурыгина, Юрий Толубеев, Екатерина Булавина 

 оптимистическая эксцентрическая трагикомедия по мотивам  пьесы Льва Славина “Интервенция”.

     Фильм, долгое время находившийся под цензурным запретом. Единственная в советском кинематографе эксцентрическая комедия в стиле “буфф”, повествующая о многоликой жизни Одессы, оккупированной войсками Антанты впериод Гражданской войны. Роль В. Высоцкого в этом фильме - одна из его лучших  работ в кино.

   “Что касается кино, то любимый фильм – однозначно “Интервенция” Полоки. Бродский в этом фильме – это самое яркое, что удалось сделать в кино Высоцкому”.  - Аркадий Высоцкий.

    Г.Полока: “Интервенция” - это авангардная картина, это манифест мой, такое анти-кино. Это история была о том, как большевики распропагандировали французских солдат. Это уже в то время было невозможно. Потому что историко-революционные фильмы стали ритуальными. Тогда я решил вообще всю эту историю с пропагандой убрать, построил литературу на том, что революция - это предельно обостренные обстоятельства, в которых действует герой. С другой стороны, я решил сделать такое антижанровое, если иметь в виду историко-революционный жанр, кино. Я решил сделать все в этом фильме, что считается в кинематографе недопустимым. То есть довести условность до предела. Скажем, для этого я обратился к балагану, но при этом может в этих условных буффонадных рамках существовать внутренняя жизнь, трагическая.”       «Я снимаю антикино.  Мое творческое кредо состоит в том, что я делаю в кино то, что другие считают, что делать нельзя. Я пришел в кино из театра и привнес в кинематограф многие приемы, которые до этого использовались только на сцене. Я – за кинематограф яркой формы, которая, на мой взгляд, не менее важна, чем содержание!».         Полока снимает кино неожиданное, на грани эпатажа, смело соединяя выразительные приемы не только кино и театра, но и цирка, эстрады. Но трюк для него не самоцель, а дополнительное средство художественной выразительности.    «Меня часто называют кинорежиссером, который плывет против течения, - рассказывает Геннадий Полока. - Почему случилось так, что я оказался антиподом по отношению к моим коллегам? Советские кинематографисты после смерти Сталина увлеклись итальянским неореализмом. Жизненная проза как таковая вызывала восторг и у профессионалов, и у публики. Я категорически против такого узкого понимания кинематографа и погони за примитивным жизнеподобием. Кино для меня не фотография жизни, игровое кино тем и отличается от документального, что режиссер выстраивает свою реальность, яркую, неповторимую, парадоксальную. Я всю жизнь, как могу, борюсь с таким убогим пониманием кинематографа».  Полока всегда стремился снимать именно зрелищное кино, кино формы, его не понимали и критиковали, фильмы годами не выходили на экран… Режиссер – приверженец авторского кинематографа, но в его понимании авторский фильм – это не заумное, сложное для восприятия произведение, а «занимательный, сладкий произвол мастера». «Кино, - считает Полока, - это сладкий яд. Человек знает, что пьет яд, но не может остановиться». Режиссер принципиально снимает зрительское кино, яркое по форме и понятное по содержанию. Не стоит слишком «грузить» зрителя своими идеями и концепциями, считает мастер, главное – завоевать доверие и расположение зрителя, увлечь его своим взглядом на мир.

2. СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА  Россия, Мосфильм, 1968, ч/б, 99 мин. АУДИО: РУССКИЙ

 Режиссер - Евгений Карелов   Cценарий - Юлий Дунский, Валерий Фрид

Актеры: Олег Янковский, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Ия Саввина, Николай Бурляев, Петр Крылов, Ростислав Янковский, Роман Ткачук, Николай Парфенов, Валерий Фрид, Юозас Будрайтис, Вениамин Смехов

военная драма/трагикомедия

   1919 год. Гражданская война. В руки красноармейцев попадает трофейный киноаппарат, и штаб решает использовать его для аэросъемки местности. Выполнение этой нелегкой задачи командир полка поручает Андрею Некрасову  (Янковский) - в прошлом фотографу, а ныне красноармейцу. В помощники же ему назначен бывший командир роты Корякин (Быков), разжалованный в рядовые за самосуд над предателем. Много драматических событий и приключений происходит на пути двух товарищей.  Они чудно дополняют друг друга - забавный балагур Карякин и сдержанный Некрасов.  параллельно в фильме идет история из стана белых - трагедию этих людей воплощает  неоднозначный офицер в исполнении В.Высоцкого, также  множество колоритных типажей ярко сыграны  хорошими актерами..  Фильм заканчивается кадрами военной хроники,  снятой Некрасовым и - и его запечатленной на пленке  улыбкой.

    О роли -  Олег Янковский:  “Мне кажется, в этой роли я научился молчать...””Что же за человек был этот хроникер гражданской войны, ее безымянный летописец? Я представил его молчаливым, застенчиво-сдержанным, неуклюжим. Я придумал ему “легенду”. Он воспитывался в семье священнослужителя - об этом сказано одной строкой в сценарии. Некрасов в детстве был предоставлен самому себе, много читал, думал, мечтал о прекрасном. Я представил себе семью небогатого дьячка, которая приняла мальчика, оставшегося без родителей... Я представил нехитрую библиотеку, в которой было, однако, десятка полтора настоящих книг, я представил первые сеансы загадочного “синема”, так поразившего воображение юноши. Он рос в мире романтических иллюзий и книжных идеалов. И вот такой мягкий, замкнутый, немного не от мира сего юноша попадает в конкретное, сложное, кипящее время.

     Некрасов пришел в революцию не потому, что до конца понимал ее цели и смысл - это случилось позже. Мы привыкли считать, что мужеством обладают лишь те, кто в детстве и юности прошел суровую школу. Но это не так - мужеством обладают те, кто обладает мужеством... И сплошь и рядом душевную стойкость, отвагу, презрение к компромиссам обнаруживают именно люди такого склада, как мой Андрей Некрасов... Мне было обидно, что Андрей Некрасов погибал. Я нафантазировал замечательное будущее для него. Он мог бы стать одним из родоначальников революционного советского киноискусства - у него была гражданская позиция, свежесть и неординарность взгляда на мир, фундаментальность внутренней культуры...”

3. В.ВЫСОЦКИЙ. МНЕ  ЕСТЬ ЧТО СПЕТЬ. Россия, 1967-80 гг. общая длина:  3:07.

песни, концерты, интервью, фрагменты спектаклей.

Ч.1  Фрагменты концертов, студийных записей и телевизионных интервью, снятых в 1967-80 гг. + бонус: сюжет для тележурнала “Weltspiegel” (телекомпания “WDR”, ФРГ), эфир 01.02.1976 г., автор - Фриц Пляйген.

 Ч.2. Фрагменты спектаклей театра на Таганке и ТВ-интервью, снятых в 1972-78 гг. + бонус: слайд-шоу Список песен В.Высоцкого для театра и кино.

Ч.3. Фрагменты концертов студийных записей и ТВ-интервью, снятых в 1972-80 гг. + бонус: Сюжет для ТВ-программы  “60 минут” (телекомпания “CBS”, США), эфир 20.02.1977, ведущий - Майкл Уоллек.

 

 

 

DVD

ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ  1979 г., 135 мин., СССР Ленфильм Видео, Гостелерадио СССР

 Режиссер: Виталий Мельников

  в ролях:  Олег Даль, Юрий Богатырев, Евгений Леонов, Ирина Купченко, Николай Бурляев,  Наталья Гундарева, Ирина Резникова

психодрама  по мотивам пьесы Александра Вампилова "Утиная охота".

   Инженер Зилов (одна из лучших ролей Олега Даля) переживает душевный кризис. Однажды, проснувшись, он видит в своей комнате гроб и венки от безутешных друзей. Что это? неудачная шутка или грустное напоминание, что мертвыми бывают и живые люди?

  Казалось бы, герою фильма жить да радоваться: он окружен верными друзьями, его любят женщины, у него неплохая работа, налаженный семейный быт. Только одним небесам его обделили - доброй душой, способностью любить и сострадать. Мучая других, он и сам мучается, оказываясь в конце концов на грани самоубийства…

 

DVD

ГОД СПОКОЙНОГО СОЛНЦА  Rok Spokonjnego Slonca (Year of the Quiet Sun, The), Польша — Западный Берлин — США, 110 мин. 1984, АУДИО: РУССКИЙ

Режиссёр: Кшиштоф Занусси

В ролях: Скотт Уилсон, Мая Коморовска, Вадим Гловна

 «Золотой лев»  МКФ в Венеции. Номинация на «Золотой глобус».

лирическая драма

     Занусси рассматривает трудность личного выбора во времена войны и социальных кризисов. Только что закончилась война. Люди начали обустраиваться в жизни. Случайно на дорогах Польши встретились польская женщина (М.Коморовска) и американский сержант (С.Уилсон). Во время войны оба находились в фашистских концлагерях, пережили все ужасы фашистского рабства; у женщины погиб муж.  Встреча этих уже не очень молодых людей переросла в глубокое и сильное чувство — они по-настоящему полюбили и уже не представляют друг без друга своей жизни. Но на пути соединения их судеб встают непреодолимые препятствия: Она — полька, он — сержант американской армии. По законам того времени она не может выехать за границу. Когда решилась на тайный переход границы, тяжело заболела ее мать - чтобы не мешать дочери, она спровоцировала болезнь, пошла на жертву. Но примет ли дочь эту жертву?    Это не мелодрама, а настоящее искусство, воспевающее самые чистые и светлые чувства человеческие. Ведь люди созданы не для войны, а для любви, счастья, нормальной жизни.

 

  DVD

ЛИСТОМАНИЯ Lisztomania  США-Великобритания, 1975,  1:40  ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Кен Рассел

В ролях:  Роджер Долтри, Ринго Старр, Рик Уэйкмэн, Сэра Кестелмэн, Пол Николас,  Джон Джастин, Файона Льюис, Вероника Квиллигэн, Энди Райлли, Иможен Клэр, Эндрю Фолдс, Дэвид Инглиш, Кеннет Колли

музыкальная фантасмагория: “биография” Ференца ЛИста

      Звезды мировой рок-музыки Роджер Долтри, Ринго Старр (в роли римского папы), Рик Уэйкмэн - в музыкальной фантасмагории, которую язык не повернется назвать кинобиографией композитора Ференца Листа. Это в некотором роде фантазии на темы страниц жизни Листа, его музыкального творчества, его взаимоотношений с Вагнером. Другие персонажи киноленты - также реально существовавшие исторические лица:  Козима Вагнер, принцесса Каролина, Ханс фон Бюлов, Лола Монтес, Жорж Занд, Россини, Мендельсон, Шопен, Берлиоз, Штраус... Но каждый из них наверняка не раз перевернулся в гробу после премьеры фильма Кена Расселла, одного из самых отъявленных "скандалистов от кинорежиссуры".

   Это фильм из знаменитой серии К.Рассела «Жизнь замечательных людей” - самый отвязный и безумный, и отражает он прежде всего дух Англии 1970-х, времен расцвета рок-н-ролла. В роли Листа блистателен Роджер Долтри - красавец-солист легендарной группы THE WHO (к тому же, на Листа он действительно похож  внешне), а явление «листомании” показано точь-в-точь как буйство фанатов на концертах рок-групп того времени. Самая эффектная в фильме - линия Вагнера, который являет собой собирательный образ злодея: он и Дракула, и Франкенштейн, и Гитлер.

 

DVD

УЛИЦА УДОВОЛЬСТВИЙ SEN TAMANOI: NEKERAREMASU / STREET OF JOY   Япония 1974, 80  мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ  +  DVD: АУДИО: ЯПОНСКИЙ, СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ

Режиссер:  Тацуми  Кумаширо

   «Кумаширо всегда пел серенаду неуязвимым женщинам” (Роттердамский кинофестиваль).

  Эта классика восточной эротики была выпущена знаменитой японской студией эротики Никацу. Многие критики считают его одним из лучших японских фильмов 1970-х гг.

   фильм показывает с юмором и нежностью один день из жизни четырех японских проституток, работающих в одном публичном доме, в период как раз накануне объявления  этой профессии вне закона в 1958 году. Все четыре находят поводы ля радости и гордости своей работой (кто достигая рекордного количества клиентов за день, кто предпочтя клиентов мужу, сбегая от него на “работу”), хотя одна из них отвечает на проблему старения попыткой суицида...

    Тацуми Кумаширо - любимый японский режиссер критика Андрея Плахова, о чем он написал в своей книге “Всего 33” о звездах мировой режиссуры: ”Кумаширо стал признанным мастером жанра “roman porno”  студии “Никацу” - достаточно откровенного, жесткого и в то же время трактующего секс с более возвышенной и романтической точки зрения. Действие его фильмов  разыгрывается в заброшенных пригородах, в домах гейш, среди проституток. В таких фильмах, внешне далеких от японской культурной традиции,  всегда четко отделены элементы “инь” и “янь”. Слабые романтические мужчины стремятся бежать от реальности и лишь в сексуальных эскападах обретают желанную брутальность. Женщин Тацуми живописует как существ витальных, всегда готовых отдаться зову плоти. Чувствуется, что режиссер не только любит, но и досконально знает своих героинь: женские портреты удаются ему не хуже, чем Франсуа Трюффо - кстати, одного из немногих, кто при жизни оценил мастера романтического порно. Атмосферу фильмов Тацуми лучше всего определяет японское слово “ирогономи”, что означает сочетание нежности, страсти и яркого цвета. Это понятие идет от поэзии танка.  Благодаря Тацуми образ сурового самурая, знакомого по фильмам того же Куросавы, и вообще наше представление о японской культуре, пронизанной, с одной стороны, сплошной духовностью, а с другой -  мужским шовинизмом, оказывается сильно поколеблено. Фильмы Тацуми, внешне близкие е песенному фольклору и низким площадным жанрам, а на самом деле весьма утонченные и восходящие к аристократическим традициям, рисуют совсем другой облик этой страны. Гораздо более приземленный, плотский, чувственный. И при этом не менее артистичный”.

 

DVD

ГОЛУБАЯ КИТАЯНКА  (Преступления  на почве страсти) Crimes Of Passion США,    1984  107 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режисер: Кен Рассел

В ролях: Кэтлин Тернер, Энтони Перкинс, Джон Лафлин, Энни Потс

эротический триллер

   Один из самых "сдержанных" фильмов режиссера - в формальном отношении. Без кича, без гротеска, без абсурда. Разве что павильонные съемки (Рассел не очень благоволит натуре) придают работе некую ненастоящесть, придуманность - к чему автор всегда и стремился. Зато по части энергетики, внутреннего темперамента, концентрации страстей - пожалуй, самый несдержанный. Есть произведения, которые - чувствуются - сделаны одним махом, на едином порыве вдохновения. И когда их смотришь, то тебе словно мерещится возмущение энергетического поля вокруг тебя, рябь по его поверхности, доселе спокойной и незаметной.  Рассел как будто знает способ аккумуляции собственной энергии в произведениях - эта рябь мнится, когда смотришь "Дьяволы", "Томми", "Готику", "Последний танец Саломеи"...

   Помимо натурных съемок, Рассел не любит еще яркого освещения. И вот когда в полутьме видишь все эти вздувшиеся жилы, испарину, содрогающиеся фрагменты плоти, невнятные, но резкие движения - это завораживает и пугает.    В данном случае автор имел идеальный сценарный объект для своих коронных рецептур. Трудно не сослаться здесь на "Дневную красавицу" Бунюэля. Только свою красавицу Рассел сделал ночной, а один из главных героев - частный детектив - как раз подрядился на "ночную слежку". Вот тут - в темных комнатах, в темных закоулках - вся эта колоссальная энергия и выплескивается наружу. 

   Мы имеем дело с "треугольником" - не совсем даже любовным, а нравственно-этическим. Героиня - преуспевающий и хорошо зарабатывающий модельер. Но у нее проблемы с мужчинами - не то чтобы по идеалу томится, а вообще минимума женского счастья получить не может. Поэтому она под кличкой "Голубая китаянка" выходит на панель  - обезличив себя, она наконец получает безграничную страсть и обожание. Другой персонаж, детектив, пытается выглядеть счастливым семьянином. Но его жена на самом деле фригидна и вообще неживая какая-то: без чувства юмора, вегетарианка, аскет, ханжа. Для героя, переполняемого любовью ко всем житейским радостям, это огромное противоречие и разочарование. Третий - уличный проповедник (Э.Перкинс). Только эти двое знают - кто такая на самом деле "Голубая китаянка", как ее зовут, где она живет.

   Священник  одинаково искренне одержим двумя маниями - спасти красавицу от греха и порока, и банально влюблен в нее. Но его речи, желания и поступки настолько невнятны, запутаны и непредсказуемы, что симпатии к нему отступают на задний план. Понимаешь, что он опасен    Огромный вклад в энергоемкость фильма сделан и исполнителями - гениальным Энтони Перкинсом и замечательной Кетлин Тернер.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ЭПОХА НЕВИННОСТИ  /AGE OF INNOCENCE, THE/ США  1993; 2,13;  АУДИО: РУССКИЙ   

Режиссер: Мартин Скорсезе   Оператор: Мартин Боллхаус

В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Мишель Пфайффер, Уайнона Райдер, Джералдин Чаплин, Майкл Гауф, Ричард И. Грэнт, Мэри Бет Херт , Роберт Шон Леонард, Норман Ллойд, Мириам Марголис, Алек МакКауэн, Джонатан Прайс, Алексис Смит

историч. лирическая драма по роману Эдит Уортон

1994 - ОСКАР: Лучший дизайн костюмов. Номинирован:  Лучшая актриса второго плана

(Уайнона Райдер),  Лучшая работа художника  (Данте Ферретти),  Лучший сценарист (оригинальный сценарий),  Лучший сценарист (адаптация)

     Классическая драма  по роману Э.Уортон (1921 г.), получившему Пулитцеровскую премию, о роковой любви героев Дэй-Льюиса и Пфайффер на фоне нравов и морали высшего общества Нью-Йорка 1980-х гг.  Арчер (Дей Льюис)- адвокат и отпрыск одной из богатейших семей Нью-Йорка. Он влюблен в представительницу другой семьи - Мэй Уэлланд (Райдер). Семьи  ведут скрытую борьбу за первенство в столичном обществе, и эта свадьба им нужна как раз для продвижения к великой цели. Ньюланду кажется, что он без ума от Мэй. Но тут появляется европейская аристократка графиня Оленская (Пфайффер) Постепенно, после нескольких прикосновений и бесед тет-а-тет, Ньюланд понимает, что настоящая любовь - совсем не там, где он думал...

     Скорсезе дотошно следует традициям семейных хроник из жизни высшего света. Продумана и уместна живописная палитра фильма, в которой, наряду с влиянием художественных полотен старых мастеров, чувствуется прямое воздействие “кинематографической живописи” Висконти, Офюльса.  Ухищрения немецкого оператора М.Бальхауза (вспоминается прежде всего его изысканная работа в “Отчаянии” Фассбиндера), удивляют, с одной стороны, неожиданными ракурсами, сложными движениями камеры, а с другой  - использованием приема кашетирования, как в фотографии или в немом кино, выделением совсем по-театральному необходимой мизансцены при помощи света. Драма влюбленнных, разделенных условностями нью-йоркского высшего общества в сопровождении изумительно красивой и щемящей мелодии, вызывает мгновения эмоционального сопереживания.

        Это трудно себе представить, но в Нью-Йорке было  светское общество. Настоящее, по-европейски изысканное и такое же нормированное. Это трудно вообразить, но когда-то по улицам Нью-Йорка ездили кареты - и ни одного автомобиля!  Но приходится поверить Мартину Скорсезе, который представляет свой любимый город эпицентром салонной жизни Америки 1870-х годов. Детализации эпохи знаменитый режиссер уделяет просто фантастическое внимание, стараясь быть предельно точным в мельчайших деталях, концентрируя внимание зрителя на блюдах, занавесках, машинках для обрезания сигар (моделей которых представлено не менее трех), но тут же вновь переключая нас на главное - историю странной любви Ньюленда Арчера и графини Оленской.

    В сущности, Скорсезе снял вполне традиционный для себя фильм - если воспринимать «Эпоху невинности» как фильм о Нью-Йорке. Скорсезе умеет манипулировать экранным временем и пространством. Его режиссерские приемы постоянно разрывают действие, создают синкопический эффект, который, хотя и звучит приглушенно, но все же придает действию определенную динамику.  

 

DVD

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ  /ACCIDENT/ Великобритания  1967; 1,45; ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Джозеф Лоузи  сценарий: Гарольд Пинтер

В ролях: Дирк Богард,  Майкл Йорк, Стэнли Бэйкер, Жаклин Сассар, Дельфин Сейриг , Александр Нокс,  Вивьен Мерчант, Хэролд Пинтер, Энн Фербэнк, Брайан Фелан

драма по роману Николаса Мосли

1967 - КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ:  Специальная премия

       Стивен, мужчина средних лет, профессор Оксфордского университета, влюбляется в свою юную студентку Анну, а ее уводит от него приятель Чарли, тоже профессор. А жена Стивена, Франческа, вдоволь настрадавшись путешествуя поездом по Европе, возвращается, простив мужа, обратно (это рассказано в манере Алена Рене, при помощи "флэшбэков"). Смерть же жениха Анны, которая его все равно вскоре забудет, можно не брать в расчет. Стивен, пережив разочарование, довольствуется в результате тем, что имеет, и решает остаться самим собой. Но вот это, по мысли авторов, уже невозможно. Герои будто проделали круг на крутящейся сцене – и время неумолимо сдвинулось, оказалось "утраченным". И сами они теперь ближе к бездне, которая поглотит их целиком. Между тем давно свершился незамеченный внутренний крах целой системы ценностей, и приметы этого постепенно начинают проявляться с неотвратимостью и неизбежностью. Лента получила специальную премию на кинофестивале в Каннах в 1967 году, что было первым официальным признанием творчества Джозефа Лоузи.

    Американец по происхождению, вынужденный по политическим мотивам еще в начале 50-х годов перебраться в Великобританию, Джозеф Лоузи давно испытывал интерес как раз к европейской культуре. Лоузи с равным успехом работал в Англии и Франции, снимал фильмы с итальянской и испанской натурой, экранизировал Брехта и Ибсена. Поэтому неудивительно, что у человека общемировой культуры, космополита в лучшем смысле слова, можно найти отголоски других творений. В фильме "Несчастный случай" развивается идея деиндивидуализации отдельного человека в современном мире, начинающего ощущать себя чьим-то двойником, с которым запросто можно поменяться местами – никто и не заметит. С другой стороны, происходит крах иллюзий целых классов (средней и крупной буржуазии, интеллектуальной элиты), все более осознающих себя опустошенными, отчужденными, никчемными. В ожидании этой неизбежной нивелировки интеллектуалы и аристократы медленно, но неотвратимо деградируют, опускаясь все ниже и ниже (мотив игры в смену позиций, прозвучавший в "Слуге", поддержан в "Несчастном случае", в частности, в замечательной сцене некоей абсурдной, сюрреалистической, загадочной забавы для взрослых умных людей). Пинтер и Лоузи используют намеренно банальную сюжетную конструкцию (что некоторых критиков смутило), хотя выстраивают ее необычно, ассоциативно, иносказательно. Зарифмованные начало и финал – образ пустого пространства, в котором ничего, несмотря на несчастный случай (автокатастрофа одного из молодых героев), не происходит (не напоминает ли это "ложные детективы" Антониони!). Все остается как бы по-прежнему.

 

DVD

ЗАЙМЕМСЯ ЛЮБОВЬЮ Россия 2002 1:34    

Режиссер Денис Евстигнеев

В ролях Кирилл Малов,  Андрей Новиков. Ева Коломиец, Евгений Цыганов, Анастасия Цветаева

 саундтрек: “Мангол”,  “Тотал”,  “7Б”, “Чичерина”, “Антропология”, бонус: видеоклип “Мангол” «Пинг-понг”.

млододежная романтическая комедия/драма

     “Займемся любовью” - продукт правильный, которым вполне можно гордиться и показывать на Западе. И дело тут даже не  качестве картинки,  не в том, какие девчонки и как замечательно камера ездит: фильм хорошо тем,  что наконец-то ломает гнусный перестроечный стандарт “проблемного молодежного кино2 с его похотливым морализмом, байкерами  и обязательным групповым изнасилованием в углу экрана.  История о том, как юный лопух, живущий в общаге, суматошно старается расстаться с невинностью, подан в здорово позитивном ключе западной тин-комедии с поправками на наши жестокие реалии - бандитов, военкомовских проктологов, медсестер, которые не то, чем кажутся, безденежьем, наконец. А радостным весенним настроением  и непосредственностью эмоций героев фильм продолжает чудесную традицию российского юношеского кино.


В избранное