Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

Новинки киноклуба


DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ6:

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ  /WHAT DREAMS MAY COME/  Мелодрама  США  1998; 1,53   АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБИТТРЫ: РУССКИЕ

Режиссер: Винсент Уорд     оператор: Эдуардо Серра

В ролях: Робин Уильям, Кьюба Гудинг-младший  Аннабелла Шиорра   Макс фон Зюдов Розалинд Чао Джессика Брукс Грэнт   Джош Пэддок

фэнтези/мелодрама   по  роману Ричарда Мэтисона

“Оскар” за спецэффекты; Номинация: Лучшая работа художника.

    Красочно снятая сказка о всепобеждающей силе любви. Название точнее перевести как “На что способны мечты”.    Крис (Уильямс) и его жена Энни (Шиорра) потеряли двух детей, попавших в автокатастрофу. Через некоторое время в автокатастрофе погибает и сам Крис. После смерти он попадает в рай, такой, каким он и его жена представляли его на живописных полотнах - жена была художницей. В раю Нелсон встречает свою заболевшую и усыпленную собаку, находит своих детей – в новом обличье,  но не может встретиться с покончившей жизнь самоубийством женой, у которой после потери всех близких не было сил жить дальше. Потому что те, кто покончил жизнь самоубийством, находятся отдельно от умерших своей смертью и не по своей воле - в аду. Сможет ли Крис найти своих близких?..     Рай   Крис  создает исключительно своим воображением, и это  - самое интересное в фильме, снятом известным  оператором Э.Серра: он  наполнен  потрясающими цветами, красками и пейзажами. Часть пейзажей представляют собой картины, которые в свое время написала Энни. Рай хорош, потому что создан в мечтах Криса специально для Криса.. Крис может летать по воздуху, ходить по воде и совершать тысячи всяких разных чудес. 

    Слишком явно прослеживается желание создателей фильма давить слезу, что временами становится утомительным, поэтому   картина вызывает очень полярные чувства. Кто-то во время ее просмотра непрерывно рыдает, а кто-то откровенно скучает. С другой стороны, фильм сделан очень  красиво, временами просто потрясающе (Оскар за “Лучшие спецэффекты” получен недаром). Конечно, временами картинки рая или ада выглядят несколько лубочными, но кто его знает - может, так оно и есть.   Сентиментально настроенные зрители получат тонны слезливой романтики, которой хватит на пяток фильмов попроще, а все прочие  насладятся великолепными спецэффектами.. И следует помнить, что вы имеете дело не с философско-психологической драмой, а, скорее, просто с красивой сказкой. Фильм очень жизнеутверждающий, чем и объясняется любовь зрителей  (вообще у него целых 2 хэппи-энда, второй – для верности: чтобы уж точно всех порадовать), его предельная позитивность -  в главной идее: смерть -  это не конец. Это только начало великого путешествия: по мирам и вселенным человеческих желаний, человеческих страхов. Здесь каждый обретет  свое, свой вечный дом.    Короче, после смерти будет только лучше, надо просто подождать.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

СКИНЫ (Ромпер Стомпер)  Romper Stomper   1992 г., 88 мин., Австралия АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

Режиссер: Джеффри Райт

В ролях: Расселл Кроу, Дэниэл Поллок, Жаклин МакКензи, Алекс Скотт, Ли Расселл, Джеймс МакКенна

остросюжетная драма

Три награды Австралийской киноакадемии, в том числе, за лучшую мужскую роль (Р.Кроу)

    Один из наиболее откровенных, провокационных и захватывающих фильмов о людях, исповедующих идеи неофашизма. Это непредвзятый рассказ о жизни банды “бритоголовых” (“скинхэдов”), изобилующий натуралистическими сценами насилия и жестоких драк. Этот фильм - предупреждение. “Ненависть и насилие порождают только ненависть и насилие” (Джефри Райт). Неонацистская группа молодежи терроризирует азиатское население Мельбурна, и в беспрерывный поток насилия вписана любовная история. То, что происходит на экране и  все персонажи  отталкивающи, но если выдержать первые 20 минут, то фильм захватывает. На страшных, лысых мордах прорезаются человеческие черты, покрытые татуировками куски мяса образуют человеческие тела. Азиаты покупают клуб, который немедленно с дикой ненавистью “разносят” белые, и дело здесь, кажется, не просто в цвете кожи. Азиаты в огромном количестве налетают со всех сторон, как из-под земли, и одерживают победу. Это война, война за выживание нации против нации на одной территории. Любовная  линия - новенькая в банде становится между двумя друзьями. Это сильная  драма ненависти, насилия, отчаяния и любви талантливо поднимает тему на уровень искусства.

 

DVD – теперь в другом качестве:

Еда и женщины на скорую руку Fast Food, Fast Women США  1:30 2000 АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБИТРЫ: РУССКИЕ

режиссер Амос Коллек

в ролях Анна Томпсон, Джейми Харрис

драма/мелодрама/комедия

      Нью-Йорк - город с максимумом людей и минимумом жестов. Мужчина поднял упавшую на пол шелковую накидку дамы, и это уже повод говорить о том, что он любит ее. Таксист предложил пассажирке закурить, и это предложение провести ночь вместе. Старик зритель попросил девицу в пип-шоу выпить с ним чашечку кофе, и значит, девица отныне не будет принадлежать никому другому. Во всяком случае, таков Нью-Йорк Амоса Коллека, сделавшего в Америке одну из самых зажигательных карьер режиссеров независимого кино, в его новой комедии “Еда и женщины на скорую руку”. Чтобы увидеть глубокое чувство в обыденном жесте, надо хорошо выдержать паузу и не жестикулировать. Поначалу фильм беззастенчиво занудлив: симпатичная картинка коллективного прозябания нью-йоркских официанток, пенсионеров и несостоявшихся работников умственного труда. Все ее знают, все ее любят, все помнят “Дым” и “Счастье”. Но всем немножко надоело. Кое-что, впрочем, заставляет задерживать взгляд: грустная силиконовая красавица Анна Томсон, которая из фильма в фильм Коллека играет маленькие трагедии больших Барби среднего возраста. Томсон магнетизирует, как могут только мультипликационные образы. Под джаз в стиле раннего Майлза Дэвиса она своими белыми кудрями, своими розовыми блузками, своей косолапой походкой дает знак: скоро начнется грязная мелодрама, а пока внимательно следите за завязкой. Когда к героям успеваешь привыкнуть, Коллек щелкает переключателем: а что будет, если в кварталах этих официанток и несостоявшейся интеллигенции поселится любовь? И просит актеров играть комедию в том суховатом сатирическом духе, который ушел из кино, но еще ценится на Бродвее. И просит музыкантов играть еще более качественный джаз, и в еще больших количествах. И примеряет на Томсон шляпки эксцентричных фасонов и расцветок. И тогда начинается волшебство, которое и имеет смысл называть искусством: на глазах сбываются мечты, да так, что веришь в это и не стыдишься плакать. Независимое кино Нью-Йорка, как важная артерия кино 90-х, стало пересыхать, и как раз в этот момент Коллек предложил ему подняться с кушетки психоаналитика и попробовать сыграть ва-банк: поставить не на комплексы, а на чувства. Не на моду, а на традицию: ту самую бродвейскую традицию играть Нью-Йорк улыбающимся сквозь слезы. Когда изможденное лицо Анны Томсон озаряется счастьем, эффект такой же, как у публики 20-х, когда немое кино впервые заговорило. Чувства во всех своих проявлениях заполонили опустошенные столики в закусочных, лавки в парках и тротуары в секс-кварталах. Мы чувствуем, мы это признаем - сказали независимые голосом Коллека. Того же самого ждет от пациента хороший психоаналитик, самый популярный в Нью-Йорке врач.

 

DVD- ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА   Франция  1983; 1,28;  ч/б   The Final Combat /The Last Battle/The Last Combat    без слов

Режиссер: Люк Бессон

В ролях: Жан Рено, Пьер Жоливье, Жан Бузье, Фриц Веппер, Жан Рено, Морис Лами

 Пьер Жоливье, Жан Бузье, Фриц Веппер, Жан Рено, Морис Лам

 экспериментальный научно-фантастический  фильм-катастрофа

фестиваль научно-фантастических фильмовв Авориазе-1083: 2 премии; + 18 призов на дургихз международных фестивалях

Ключевые слова: спутник, холокост после атомной войны, путешествие, выживший, пустыня.

       “Последняя битва” - первый полнометражный фильм  Люка Бессона; он  получил  множество международных призов.   Непривычный  отсутствием вербальных диалогов, “Последняя битва” оригинально  рассказывает о судьбе горстки людей после атомной войны, которая оставила планету покинутой и унылой, и где люди потеряли возможность говорить. Молодой человек в поисках спутницы жизни  собирает себе самолет, чтобы улететь в город, где выжившие люди живут в руинах, разбитых автомобилях или где им придется. Проблема в том, что и здесь найти себе женщину очень сложно. После того, как молодой человек попадает в город, он встречает старого доктора, который вернулся в свою психиатрическую клинику и забаррикадировался,  защищая свою клинику от набегов  жестокого варвара, жаждущего разрушений. Но не  доктор нужен агрессивному убийце, его интересует женщина, которая прячется в клинике. Когда молодой человек присоединяется к доктору и видит женщину, его будущее обретает новое направление... 

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ВЕСЕЛЕНЬКОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ  “Vivement dimanche! (Confidentially Yours)”  Франция 1983  1:46 ч/б АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ

Режиссер: Франсуа Трюффо

В ролях: Фанни Ардан, Жан-Луи Трентиньян, Филип Лауденбах, Жан-Пьер Кальфон, Жан-Луи Ришар, Каролен Сиол, Аник Белобр, Филип Морье-Гену, Жорж Кулури

 ироничный детектив по роману Чарльза Уильямса “Долгая субботняя ночь”

БАФТА-1984: номинация на лучший иноязычный фильм. Сезар-1984: лучший режиссер -  (номинация), лучшая женская роль - Фанни Ардан (номинация)

   Последний фильм Трюффо (и вторая, после “Соседки” совместная работа Трюффо и Ардан) является очередной данью любимому им Хичкоку. Картина чисто развлекательная, но развлекать тоже надо уметь, и Трюффо делает это мастерски.

   На охоте убивают некоего Масулье,  в охоте участвовал Жульен Версель (Трентиньян), который  неминуемо попадает под подозрение, так как Масулье убит той же редкой дробью, что и имеющаяся в патронах Верселя, тем более выясняется, что  жена Верселя  была любовницей убитого. Чуть позже и жену поджидает таинственная смерть, обставленная так, чтобы подозрение неминуемо пало на мужа. Версель загнан в тупик, и как за последнюю соломинку он цепляется  за свою  (кстати,  только что им уволенную) секретаршу Барбару (Ардан), которая не отказывает ему в помощи...

    Изящный фильм!  Фанни Ардан просто сногсшибательна;  атмосфера с талантливым психологическим напряжением; блестящие режиссура и сценарий. А главное -  картина снята в подчеркнуто  ретро-стиле, и, как часть этого стиля, в черно-белом исполнении. Эдакий закос под стандарты film noire. Вообще долго не получается поверить, что фильм снят в 1983 году, а не двадцатью годами ранее; например, возникает  ассоциация с  мельвилевским “Доносчиком” 1963 года.  Начало вполне даже хичкоковское, но французы, пожалуй, слишком мелодраматичный и ироничный народ, чтобы следовать хичкоковским принципам до последнего кадра, и поэтому с середины фильма обстановка несколько расслабляется, а уж финал и вовсе сентиментален - бракосочетание героев Трентиньяна и Ардан, причем невеста с внушительным  брюшком. Наконец, серьезно воспринимать сцену убийства билетерши получается с трудом, а это пример иронии.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ Сертификат DOGME - №12  Italiensk for begyndere Дания 2000 г., 112 мин.,   арт-хаус линия  “Другое кино”  АУДИО: РУССКИЙ/ДАТСКИЙ

  Режиссер: Лоне Шерфиг

В ролях: Андерс В. Бертелсен, Анн Элеонора Йоргенсен, Петер Ганцлер, Ларс Каалунд, Лене Тимрот

Берлин-2001: “Серебряный Медведь”, Приз ФИПРЕССИ, Приз экуменического жюри, Приз читателей газеты “Morgenpost”) . Парижский Международный кинофестиваль (Приз зрителей). Бодил - Приз кинокритиков Дании (Лена Тимрот как Лучшая актриса второго плана). Претендент на “Оскар” 2001 от Дании.  Приз зрителей на МКФ в Париже-2001, Приз “Золотой Дельфин” на МКФ в Трое 2001.

   Фильм рассказывает, как несчастные, каждый по-своему, жители тихого датского городка постепенно начинают ходить на курсы итальянского языка, хотя у них даже нет преподавателя. Одинокие люди идут на курсы, чтобы забыть о своих бедах и  отчуждении. Записывается в группу новичков даже коренная итальянка. Забавный и добрый (даже в эпизодах похорон), полный сострадания  фильм, снятый по принципам “Догмы”,  человечный, понятный и без лишней помпезности.

   Удивительное дело: к «Догме», изобретенной Ларсом фон Триером сотоварищи (надо снимать ручной камерой, без спецэффектов, без декораций, без голливудского вранья и пр.), многие  относятся как к эксперименту, или дуракавалянию, однако же картины выходили хорошие.  Особая прелесть «Итальянского»  в том, что фильм очень забавный. Причем это юмор того типа (смешные детали в одежде, смешные словечки), когда смеешься все два часа, а после не можешь вспомнить, над  чем именно. Нео-неореализм в кубе. Словно бы действительно подсмотренная жизнь. После «Итальянского» в очередной раз задумываешься над тем, что такие явления как «Догма» не возникают на пустом месте. Изобрести «Догму» можно было только в стране с потрясающей актерской школой. Мы и не знали, что в Дании такая -  актеры словно  и не играют.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ПРАЗДНИК ПОДСНЕЖНИКОВ  Slavnosti Snezenek/Snowdrop Festival

 Чехословакия 1984  85 мин АУДИО: РУССКИЙ/ЧЕШСКИЙ СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ЧЕШСКИЕ

реж. Иржи Менцель

в ролях: Рудольф Грушинский, Яромир Ханзлик, Иржи Шмитцер, Петр Серек, Дзенка Хадроболкова

комедия по произв. Богумира Грабала

Ключевые слова: эксцентричный, фермер, охота, соседи, буйство.

    Иржи Менцель создал  по произведению  современного классика  чешской литературы Богумира Грабала  легкий, иногда дерзкий  фарс о борьбе двух непримиримых охотничьих группировок в маленькой деревеньке и их финал - в воодушевленном и комическом поединке.  Деревенское общество представлено широким спектром эксцентриков: фермер, сопровождающий коз на выпас в старом Понтиаке,  художник, рисующий вывески и помещающий свои написанные от руки слоганы в наименее привлекательных местах, - здесь можно смеяться над каждым. Однажды три охотника из одной группировки преследуют кабана, найденного в лесу. Раненное животное забегает в школу в поисках убежища. Т.к. школа является нейтральной территорией, она становится сценой сведения счетов между двумя группировками. Развязкой становится  “шоу”, устроенное  в местной забегаловке – с непредвиденными последствиями…

   Прославление жизни во всех ее проявлениях, характерное для мировосприятия как Грабала, так и Менцеля, становится отличительной чертой всех работ режиссера.  Неподражаемое чувство юмора, ирония, смешанная с меланхолией, неукротимым оптимизмом, органичностью немыслимого, на первый взгляд, соединения возвышенного и низменного, великого и ничтожного, отчаяния и беспечности покорили и самую широкую

 публику, и наивзыскательнейшую критику. Исключительно кинематографическими средствами в поэтике “взаимной конфронтации пошлости и трагизма” Иржи Менцель создает художественный эквивалент многоликого грабаловского стиля,балансирующего между поэзией и фривольностью, юмором и грустью, жизненной мудростью и безжалостным сарказмом. Насмешничая, иронизируя, удивляя беспечностью композиции и “размагниченностью” сюжета, странным беспорядком предельно знакомого быта и непреодолимым сочувствием к весьма грешным героям, сохранил режиссер и то, без чего Грабал бы не был Грабалом: неукротимый оптимизм его мироощущения. Герои Грабала по существу — эманация одного и того же человеческого типа, жизнелюбивого и жизнерадостного, одаренного ничем не истребимым вкусом к жизни, восторженно принимающего любые ее проявления, вдохновляющегося ее изменениями, но в то же время творящего жизнь собственными руками, не позволяющего ей подчинить себя. Сплошь и рядом они совершают поступки, противоборствуют неизбежности, разрешают неразрешимые ситуации сообразно своим малым возможностям в этом великом и яростном мире. Их усилия (как и результаты этих усилий), непомерно ничтожные на фоне глобальных катастроф, представляются трагикомичными, но одновременно вызывают и восхищение естественностью своего проявления.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА   /TIREZ SUR LE PIANISTE (SHOOT THE PIANO PLAYER)/   Франция  1960; 1,18;   ч/б   АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ

  Режиссер: Франсуа Трюффо  

Композитор Жорж Делерю

В ролях: Серж Даври, Ришар Канаян, Жак Асланян, Николь Берже, Клод Мансард, Альбер Реми, Мишель Мерсье, Даниэль Буланже, Шарль Азнавур, Мари Дюбуа

 криминальная драма

в этой стилизации под гангстерские фильмы режиссер развивает свой излюбленный мотив доброго и беззащитного человека, одинокого в мире, где царит право сильного. Жестокости и бездушию общественных отношений Трюффо пытается противопоставить вечные ценности дружбы и любви, но, подвергнув их испытанию, убеждается в их незащищенности перед окружающим злом.

Решив адаптировать бульварный роман Дэвида Гудиса “Там, внизу”, режиссер выбрал Шарля Азнавура, одного из самых популярных певцов и авторов песен Франции, на роль Чарли Колера, пианиста, играющего “honky-tonk” в кафе, оставившего жизнь прославленного концертного пианиста. Он втягивается в темные дела своего брата Реми и опасается не только за собственную жизнь, но и за жизнь своего малолетнего брата Канаяна. Влюбляется в Дюбуа, но его беда в том, что у него не хватает храбрости приударить за ней. По мере того как Чарли все безнадежнее запутывается в паутине преступного мира и любви, открывается, кто же Колер на самом деле, как он очутился здесь, внизу, и почему не думает о возвращении в свет.

“Стреляйте в пианиста” - великолепная картина. Трюффо использует условности жанра в качестве рамки, внутри которой создает свою собственную живопись. Сам Трюффо считает: “Идея фильма “Стреляйте в пианиста” состояла в том, чтобы сделать картину без темы, выразить все, что я хотел сказать о славе, успехе, падении, неудаче, женщинах и любви в форме детективной истории”. Это собрание прекрасно выписанных и снятых моментов, многие из которых не имеют никакого отношения к дальнейшему повествованию, но составляют душу фильма. Один из них, длящийся всего долю секунды: бессердечный владелец клуба клянется, что он говорит правду, и заявляет: “Если я лгу, пусть моя мать упадет мертвой”, и в это старая женщина падает на пол. Выбор на главную роль Азнавура оказался гениальным, актер сочетает в себе и способности пианиста из кафе, и профессионализм классического исполнителя. Он создал образ человека, который потерял все, что любил, кроме музыки..

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

УАЙЛЬД  /WILDE/  Великобритания - Германия - Япония  1997  118 мин.  АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

Режиссер: Брайан Гилберт

В ролях: Стивен Фрай, Джуд Лоу, Ванесса Редгрэйв, Дженнифер Эл, Джуди Парфитт, Майкл Шин, Том Уилкинсон, Йоан Граффадд, Мэттью Миллз, Питер Баркуорт, Роберт Лэнг, Орландо Блум 

биографическая драма  по книге Ричарда Эллмэне “Оскар Уайлд”

Золотой глобус-1999 - Номинация: Лучший актер драма) - Стивен Фрай

      Фильм рассказывает трагическую историю  легендарного английского писателя (блестящая роль  “современного Уайльда” - знаменитого британского актера и талантливого писателя Стивена Фрая), акцентируя внимание зрителей на любви писателя к юному лорду Альфреду Дагласу (Джуд Лоу). Рассказ начинается с момента, когда женатый и уже имеющий детей Уайльд впервые осознает, что его природа требует любви к юношам, а не к женщинам… В то время мораль общества требовала соблюдать правила приличиия, им и бросает вызов писатель, понимая, что его ждут  тюрьма и каторжные работы. Они и стали причиной его ранней смерти в Париже в бедности и одиночестве. Вспомните рассуждения лорда Генри, завлекшего юного красавца Дориана Грея  на путь порока: “Я больше люблю людей, чем принципы, а людей без принципов больше всего на свете”. Оскар Уайльд в фильме – благороднейший, добрый, умный и чуткий человек, способный всем сердцем отдаваться любви, вплоть до самопожертвования, что редко сочетается с даром гения. Ванесса Редгрейв  в роли матери.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

УЩЕРБ DAMAGE/  Великобритания-Франция  1992; 1,47;   АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

Режиссер: Луи Маль

В   ролях: Джереми Айронс, Жюльет Бинош, Миранда Ричардсон, Руперт Грэйвз, Иан Бэннен, Питер Стормэр, Джемма Кларк, Джулиэн Феллоуз, Лесли Кэрон, Тони Дойл, Дэвид Тьюлис, Сьюзэн Энгел, Раймон Гравель

 лирическая драма по роману Жозефин Харт

      Жюльет Бинош досталась роль необычной женщины. Ее брат в 16 лет покончил жизнь самоубийством, так как был в нее влюблен. Она изменяет своему жениху с его отцом, министром (Джереми Айронс), получая удовольствие и не теряя душевного равновесия. Самого жениха она выбрала потому, что он внешне похож на покойного брата. Ну что ж, это  конец ХХ столетия, и не в женщине, похоже, дело. Герой Айронса под закат своих лет и мужских сил наглядно доказывает универсальность принципа “бес в ребро”. Беда только в том, что подчас это не просто дурь с девочками, ресторанами и шампанским, а настоящая любовь, одержимая, последняя. Мужчину в таком случае не удовлетворяет любовь урывками, ему хочется поставить на женщину клеймо собственности, оставить законную жену, детей и начать все сначала, думая, что теперь ему удастся стать счастливым, что ему повезет. Вдвойне страшно и глупо, когда отец ставит под угрозу счастье собственного сына. Но всякая этика, логика, разум летят к чертям собачьим, когда...  Замечательный французский режиссер Луи Маль ближе к концу жизни и карьеры снял серьезную, волнующую  картину.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ  /SCENER UR ETT AKTENSKAP (SCENES FROM A MARRIAGE)/  Швеция    1973; 2,42;    АУДИО: РУССКИЙ/ШВЕДСКИЙ; СУБТИТРЫ :РУССКИЕ

Режиссер: Ингмар Бергман  Оператор: Свен Нюквист

В ролях: Лив Ульманн, Эрланд Джозефсон, Биби Андерссон, Джан Малмсйо, Гуннел Линдблом, Барбро Хиорт Аф Орнас, Анита Уолл

психодрама с элементами иронии

     Неглупый швед за сорок переживает кризис, который большинство из тех, кто возлагал большие надежды на жизнь, переживает перед старостью. Выражается это в том, что он оставляет жену и двух дочерей, чтобы уехать в Париж с 23-летней слависткой. Бергман с хирургической точностью препарирует конкретные обстоятельства данного случая - среди друзей по институту считался потенциальным гением, написал книгу стихов, которые подруга по институту теперь сочла посредственными, совершенно охренел от монотонности обязательных визитов к родителям своим и жены, работы, лучших друзей и т. д. и т. п. Ну да ладно, с ним все ясно. Вырвался на волю - но неизвестно, на что напорется. По-крайней мере, решился на смелый шаг. Вряд ли он полностью не отдавал себе отчета, чем это все может обернуться. Но жене его, ничего не подозревавшей (друзья и знакомые, как водится, были в курсе), приходится гораздо хуже. Он уехал, а она осталась. Если бы Бергман закончил картину только этим, произведение уже было бы цельным, но на этом он не остановился. Он проводит этих людей через то, что можно назвать многолетним уроком, необходимым для того, чтобы они снова смогли быть вместе, хотя оба уже живут с другими. Дело в том, что вместе им было хорошо лишь изредка и ненадолго, так как психологическая и ментальная несовместимость, душевная инфантильность заставляли их мучить друг друга. Беда их в том, что они не глупы, но ум их ограничен и подчиняется обиде, амбициям и самомнению. И только годы и опыт страданий принесли им терпимость и понимание. Зрителя же Бергман проводит практически через целую жизнь, в которой каждый может найти что-то для себя. Жаль только, что на чужом опыте и ошибках никто не может научиться.   И все же Бергман не только препаратор. Несмотря на холодный блеск ума, стоит за всем этим, пожалуй, собственное горе, сострадание и мудрость.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

НЕВЕСТЫ ПРИХОДЯТ  Югославия  1978  (NEVESTE DOLAZE)  1.20   АУДИО: РУССКИЙ/СЕРБСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

реж. Эмир Кустурица

В главной роли: Миодраг Крстович

 поэтико-реалистич.драма

   Этим фильмом  известный   режиссер дебютировал в кино.  Грустная и временами забавная  история о непростой жизни молодых женщин в маленькой югославской деревне.  Ничего общего с поздним  Кустурицей. Неброская, гиперреалистическая манера, люди ведут себя спокойно,  неспешно.    Вовсе не фольклорная,  а красивая  и тревожная электронно-клавишная музыка.   Весьма   “кривоватая” семья  - мать и двое сыновей  - держат гостиницу в деревенской глуши,  в которой редко кто останавливается.  Нещадно   эксплуатируют девушку-работницу. Мать, спящая в одной постели с младшим сыном, говорит ему про звуки сексуального насилия из-за стенки, производимого старшим над работницей: “Не прислушивайся”.  После смерти девушки  в постели (чей труп украли из могилы - ну да это уже детали), семья совершенно случайно подбирает другую бесхозную  юную девушку, одевает ее в одежды покойницы,  - использует  по хозяйству. Однажды собралось много гостей, и девушку наконец заставили спеть (это вменялось ей в обязанность), она запела  красивую итальянскую песню “Что ж ты опустила глаза”,  - вся пьяная компания  расчувствовалась не на шутку  и стала подпевать  ей хором. Похоже, наступил миг подлинного просветления, и красота почти уже спасла мир.. закончилось все сценой массового изнасилования служанки. Снятой  остраненно и благородно печально, под красивую элегичную музыку.  Мать  этажом выше прокомментировала  былому любовнику услышанный шум:  “Люди веселятся - и хорошо”.  А люди как бы и неплохие - взгляните на лицо матери, когда она смотрит фигурное катание по телевизору - оно просветленно  и возвышенно ( очевидно, это ее персональная встреча с прекрасным) - это не может быть лицо плохого человека! Высокое и низкое  одновременно - они сосуществуют в мире, так и есть. Режиссер лишь сумел подметить это. А красота - она рядом, и ничего не стоит: например, это бумажная вертушка, воткнутая в землю. На ее вращение можно смотреть долго и  -  испытать счастье.

    Кустурица  учился в знаменитой Пражской киноакадемии FAMU на режиссерском факультете, и призы с наградами стали улыбаться ему еще со студенческой скамьи: дипломная работа под названием “Герника” получила первый приз на студенческом кинофестивале в Карловых Варах. После этого Кустурица идет работать на телевидение и там снимает телефильм “Невесты приходят”, который немедленно был запрещен цензурой “по моральным соображениям”, что не удивительно.  Удивительно другое: как это людям пришло в голову снять такой фильм, живя в соц. стране.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

РАЗГОВОР  /CONVERSATION, THE/  США   1974; 1,53   АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ  ФИЛЬМ ВХОДИТ В КУРС «ИСТОРИЯ КИНО» ЖУРФАКА

  Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

В ролях: Джин Хэкмэн, Джон Казале, Аллен Гарфилд, Синди Уильямс, Элизабет МакРэй, Майкл Хиггинс, Марк Уилер, Тери Гарр, Хэррисон Форд, Фредерик Форрест

триллер/детектив/остросюжетная драма

Каннский кинофестиваль:  Золотая пальмовая ветвь;        Особое упоминание экуменического жюри.   Оскар: номинирован в категориях:  Лучший фильм,    Лучший сценарист (оригинальный сценарий).

   Напряженная детективная драма, снятая на натуре в Сан-Франциско,  избирает своей темой слежку, наблюдение и подслушивание за частной жизнью, широко распространенные в США. Эксперт по прослушиванию (Хэкмэн) начинает испытывать угрызения совести из-за содержания пленки, которую он записал. Хэкмэн великолепен в роли терзаемого чувством вины человека, балансирующего из-за своей “профессии” на грани безумия. Один из лучших фильмов Копполы, в котором он также проявил  новаторский подход к звуковому оформлению, создав звуковые образы  тотального подслушивания. На фоне только что вынесенного судебного решения по уотергейтскому скандалу, фильм обрел дополнительную актуальность и получил «Золотую Пальмовую ветвь» на Каннском фестивале.

 

DVD – теперь в другом качестве:

ХОЛОДНАЯ ЛУНА  (Франция)  1:32   1989  ч/б   Lune Froide  АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ

Режиссер: Патрик Бушите         

 В ролях: Патрик Бушите, Жан-Франсуа Стивенен

 черная комедия/психологическая драма  по рассказам Чарльза Буковского     

 “Сезар”- 1989

   Обаятельный пофигизм  мира Буковского встречается с галльской хулиганской традицией в духе “Вальсирующих” , что дает отвяз в квадрате.  Типичный темпераментный французский актер  Патрик Бушите воплотил в этом фильме  еще одно альтер-эго Буковского,    весьма симпатичное  и обаятельное.

    Симон и Деде  - лучшие друзья:  два бесцельных пьянчужки, которые проводят свои дни в сомнительных удовольствиях, шатаясь по барам, дружа с проститутками. Симон живет на пособие по безработице в трейлере рядом с квартирой его сестры,  периодически вторгаясь в жизнь ее  и ее мужа и всячески забавно их шокируя.  Деде работает в цехе по разделке рыбы в ночную смену, что Деде однажды высмеивает, используя дохлых рыб в качестве статистов в своем представлении.  Еще одно из развлечений Деде: он смотрит классич. американские вестерны 30-х годов с выключенным звуком, “озвучивая” их попутно на ходу придумываемыми порно-диалогами (это действительно смешно). Казалось, ничто в этой жизни не может смутить друзей, и  лишь однажды они призадумались, когда им довелось стащить (из озорства) труп из больницы, который по приносе его домой оказался трупом красивой девушки, с коим  они по очереди, естественно, имели секс, после чего похоронили его в море.. может быть, они испытали чувство подлинной любви? Это анти-нравоучительная “сказка“  основана на рассказах Ч.Буковского, чья бесконечная меланхолия стала благодатным источником вдохновения для европейских фильммекеров. (Можно также вспомнить “Истории обыкновенного безумия” итальянца М.Феррери).

 

DVD – теперь в другом качестве:

ВРЕМЯ ВОЛКОВ /Time of the Wolf, The/ 1:50   2003    АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ 

Режиссер: Михаэль Ханеке  

В ролях: Изабель Юппер, Беатрис Даль, Патрис Шеро, Рона Хартнер, Морис Бенишу, Оливье Гурмэ, Брижит Руан, Серж Рябукине

 постапокалиптическая драма

   Прежде Ханеке блестяще разбирался с пороками и страстями (“Забавные игры”, “Пианистка”), а теперь во всем этом задумал отыскать что-то чистое и невинное, душеспасительное.    Благие намерения “снять фильм-катастрофу, только без спецэффектов” вымостили режиссеру дорогу к  эстетике “Писем мертвого человека” и “Жертвоприношения”.        На свете что-то случилось, вся Европа бежит и прячется. Типовая благополучная ячейка общества, муж-жена-сын-и-дочка, приезжает на дачу. Дача захвачена другой ячейкой, освобождать ее не хотят. Мало того, законных хозяев встречают ружьем, и оно почти сразу стреляет в мужа. Жена-дети ошеломлены, но что-то совсем случилось, и никакой полиции, судов, тюрем – ничего больше нет. Электричества нет, водопровод перекрыли. Все-таки догадавшись похоронить отца, остаток семейства отправляется искать себе пристанища. Ну, и проходит странствие по распавшемуся социуму. Деньги ничего не стоят, ценятся зажигалки, батарейки и телогрейки, а больше всего – вода. Люди тусуются на полуразрушенном полустанке и ждут поезда. Естественно, при натуральном хозяйстве начинается первобытная “война всех против всех”. Европейская цивилизованность канула, бабы нужны только по прямому назначению, мужики тут же делятся на слабаков и подонков, дети никому не нужны. Один из детей на станции умирает, поскольку подонки воды не дают бесплатно, сколько ни умоляй.          Конечно, вполне по Ханеке во “Времени волков” все-таки есть некоторые тонкости: отношения станционных мужа с женой или отчего расплакалась на пригорке главная героиня (Изабель Юппер). Кроме того, все выглядит в едином стиле и достаточно достоверно, особенно финальная природа. Она прекрасно обойдется без всех нас, сколько бы мы ни пытались ее покорять. И весь вред, разумеется, в слове “мы”, в противоестественности сложившихся человеческих отношений, во власти массовки, во власти и массовке. К сожалению, Ханеке так и не выбрал между внешней достоверностью и внутренними тонкостями, что раньше делал решительно, и ни того, ни другого не хватило для катарсиса.          Может, в Европе еще “Время волков” имеет смысл, потому что у них там действительно цивилизация и реальный культурный слой. У нас же тут — хочется сказать Ханеке: милый, добро пожаловать. А ну как без цивилизации вообще и без культурного слоя  поживешь не одно и не два поколения?

 

DVD – те5перь в другом качестве:

КОРОЛЬ НЬЮ-ЙОРКА   /KING OF NEW YORK (RE DI NEW YORK, IL)/

США-Италия   1989; 1,43;  АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ

Режиссер: Эйбл Феррара

В ролях: Кристофер Уокен, Дэвид Карузо, Лоуренс Фишберн, Виктор Арго, Джанкарло Эспозито, Уэсли Снайпс, Пол Калдерон, Тереза Рэндл , Стив Бушеми, Джэнет Джулиэн, Джои Чин, Леонард Ли Томас, Кэрри Нигрен, Роджер Смит

остросюжетная криминальная драма

   Выйдя из тюрьмы, гангстер Фрэнк Уайт (Уокен) объявляет, что один возьмет под свой контроль всю торговлю наркотиками в Нью-Йорке и уничтожит всех, кто встанет на его пути. В этом урбанистическом гангстерском экшне  много сцен насилия и целое созвездие ярких актеров; одна из лучших ролей Кристофера Уокена в роли одержимого человека. Фильм отличает типичная для Феррары стильно-мрачная атмосфера и отточенность мизансцен.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ПУРПУРНАЯ РОЗА КАИРА  /PURPLE ROSE OF CAIRO, THE/  США  1985; 1,24;   АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ 

Режиссер: Вуди Аллен

В ролях: Миа Фэрроу, Джефф Дэниэлс, Дэнни Айелло , Дайэнн Уист, Эдвард Херрманн, Дебора Раш, Майло О’Ши, Ирвинг Метцмэн, Зои Колдуэлл, Ван Джонсон, Джон Вуд

лирическая ретро-комедия/драма-фантазия

1985 - КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ:  Приз ФИПРЕССИ. 1986 - СЕЗАР: Лучший иностранный фильм. 1986 - ОСКАР:  Номинирован:  Лучший сценарист (оригинальный сценарий).   1986 - ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС:  Лучший сценарий   (Вуди Аллен)

    “Пурпурную розу Каира”   сам В. Аллен называет своим самым любимым фильмом. .Он  умеет с легкостью создать отличный комикс, а потом запросто превратить его в драму. По своей тематике «Пурпурная роза Каира» - один из осевых фильмов творческого пути Аллена. Он не входит в число его самых ярких и важных работ, но так сталось, что именно в «Розе» самым удачным образом соединились все самые любимые составляющие творчества Аллена – увлеченность старым голливудским кино и восхищение магическим реализмом. Но есть и другая причина чрезвычайной важности «Пурпурной розы» для понимания творчества мистера А. Это – самый романтический из его фильмов, превращающийся по ходу дела в самый циничный. Миа Фэрроу играет Сесилию, угнетенную обстоятельствами официантку времен Депрессии. Безработный муж (Дэнни Айелло) унижает и избивает ее. Раздавленная бытом Сесиллия находит спасение в кино. Она преклоняется перед роскошью выдуманного мира, одурманена его изяществом и усыплена романтичностью. Это чрезмерное увлечение мешает ее работе, и Сесилию увольняют. Остаток очередного горького дня она проводит в кинотеатре, раз за разом просматривая хит сезона – «Пурпурную розу Каира» - снова и снова……Как вдруг с экрана сходит  сам Том Бакстер (Джефф Дэниэлс – лихой искатель приключений), один из главных героев «Розы». Прямо посреди очередной сцены он замечает Сесилию, в который раз благоговейно замершую в зале, и буквально выходит из фильма вон, прямо в кинотеатр – берет онемевшую девушку за руку и уводит вслед за собой. Большинство режиссеров с таким мудреным поворотом сюжета явно не справились бы. Но Аллен блестяще добивается своего. Не увязая в попытках объяснить необъяснимое, он не сбивается с шага и умело исследует последствия фантастического события. Товарищи Бакстера по фильму («Пурпурной розы» 30-х) застревают в своем мире, лишенные из-за его ухода возможности продолжать повествование. Некоторые жалуются, некоторые возмущаются, некоторые призывают к революции. Аллен умудряется сварить из этого экзистенциального кризиса одну из самых забавных комедий . Не менее ярко изображен переполох в киноиндустрии. Владелец кинокомпании в панике, продюсер вместе со своими адвокатами не находят себе места, сыгравшая Тома Бакстера восходящая звезда актер Гил Шефферд (снова Джефф Дэниэлс) должен лететь в Нью-Джерси, отыскать своего двойника и вернуть в фильм, иначе вся его (Шефферда) многообещающая карьера может в одночасье пойти прахом. Между тем Бакстер увлекает Сесилию в водоворот чувств. Том знает лишь то, что было вписано в его характер сценаристами или предусмотрено сюжетом фильма, он – чистейшей воды идеалист, ребячливый и целомудренный (в его представлении секс – это наступающее в конце сцены любовного признания затемнение экрана). Сесилия покоряется его очарованию и почти готова уйти от любимого мужа, но голос ее благоразумия говорит против искусственности Тома и его неискушенности в делах реального мира (Бакстер не понимает, что в настоящем ресторане киношные деньги становятся фальшивкой, а для того, чтобы завести машину, нужен ключ зажигания). Героиня четко осознает двусмысленность ситуации, в которой оказалась – между фантазией и реальностью – и равно опасается обоих сторон. В блестящей фарсовой форме Аллен запутывает свою героиню в любовном треугольнике (Бакстер – фантазия, муж – реальность), дополненного в итоге актером Гилом Шеффердом, который, являясь представителем голливудского мира, сочетает в себе и фантазию, и реальность.

  До «Пурпурной розы» в финалах самых трагикомических фильмов Алена всегда была оптимистическая нотка. Но «Пурпурная роза» неожиданно продемонстрировала  мрачный, антиромантический романтизм/нигилизм. Несмотря на блестящее созданную комическую ситуацию, Аллен сохраняет в повествовании темную глубинную ноту – прежде всего с помощью мужа Сесилии и его угроз. Поэтому для зрителя не должно стать сюрпризом – хотя и становится! – голливудское предательство в финале.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

НЕ ГОРЮЙ! Грузия-Россия,   1969 г., 89 мин., Мосфильм, Грузия-фильм  оцифровка

   Режиссер: Георгий Данелия   сценарий: Реваз Габриадзе

в ролях: Вахтанг Киабидзе, Софико Чиаурели, Анастасия Вертинская. Евгений Леонов, Ариадна Шенгелая, Сергей Филиппов, Баадур Цуладзе

призы в Мар-дель-Плата, Картахене

историч. комедия (19 в.) по мотивам романа французского писателя Клода Тилье “Мой дядя Бенджамен”

      Комедия снята по мотивам  французского романа, но талантливые авторы успешно “переселили” героев на землю Грузии.  ‘Действие происходят в XIX веке в одном черепичном городишке. А может и не происходят, но скорее всего - да.’ - текст в начале фильма, прочитанный Михаилом Роммом. После окончания Петербургского университета, полный надежд и грандиозных планов, возвращается в родной городок молодой врач Бенжамен Глонти (В.Кикабидзе). Но жизнь, как и до его отъезда, течет своим чередом: растет семейство сестрицы Софико, усердно с утра до вечера переписывает бумаги ее муж Лука, время от времени спускаясь в погребок, чтобы ‘опрокинуть’ рюмочку. И по-прежнему, слоняясь без дела, ‘достает’ всех адвокат Додо. Бенжамен стал горевать по несостоявшейся жизни. И тогда, чтобы поправить дела брата, решила Софико женить его на дочери старого лекаря (А.Вертинская)...

Снимая лучший по мнению многих свой фильм “Не горюй!”, Данелия не только в первый раз работал с цветом,  впервые  рассказывал не о современности,  впервые поехал работать на свою родину в Грузию,  заставил Резо Габриадзе делать шесть или даже семь вариантов сценария, но и на главную роль врача Бенжамена пригласил новичка на съемочной площадке, не слишком известного эстрадника Вахтанга “Бубу” Кикабидзе - и создал абсолютный, бесспорный шедевр, превратив французский роман в грузинскую историю.

   О творчестве Данелии в целом рассказать не просто. Потому что его фильмы определяют как  “комедии”, но после просмотра почему-то становится грустно. Потому что его картины-притчи нравоучительны и мудры, но смотреть их не скучно. Потому что Данелия главным образом обращает внимание на частности, на мелкие, почти неприметные детали, из которых, словно мозаичное панно, складывается собственный мир режиссера и мир его чуть смешных героев.  

   Сергей Бондарчук: “На площадке Данелия необыкновенно подвижен. Быстрота и легкость - его неотъемлемые качества. Он постоянно импровизирует, и порой оператору бывает трудно угнаться за ходом его мысли, за его творческим процессом... В каждой картине Данелии неизменно присутствует доброе начало. Он может обращаться к самым запретным темам, все злое очищается, проходя через доброту и чистоту этого художника...”

   Эмиль Лотяну: “Чувство ритма глубоко присуще творчеству Данелии. Оно в актерах, в пейзажах, в деталях. В движении камеры и конструкции кадра. В цветовом решении фильма. В его монтажном строе. Отсюда возникает ощущение музыкальности фильма в целом...”        Юрий Рост: “Георгий Николаевич Данелия - великий сказочник, сопровождающий нас по жизни с грустной улыбкой мудреца... Его фильмы не стареют. Стареют зрители, седеетмастер, жизнь мельтешит или замирает, но мы, кто видел премьеры его фильмов, и те, кто познакомился с ними спустя годы, смеются и плачут вместе. Это признак классики...”.

 

DVD – теперь в другом качестве:

УРОДЫ 1932, США, 64 мин. ч/б   АУДИО: РУССКИЙ + АУДИО: АНГЛИЙСКИЙ/КОММЕНТ.;

СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ФРАНЦУЗСКИЕ/НЕМЕЦКИЕ/ИСПАНСКИЕ/ИТАЛЬЯНСКИЕ/ПОРТУГАЛЬСКИЕ/ДАТСКИЕ/ШВЕДСКИЕ/ЧЕШСКИЕ/ ВЕНГЕРСКИБОЛГАРСКИЕ/ ГРЕЧЕСКИЕ/ ТУРЕЦКИЕ/АРАБСКИЕ  Warner Home Video

+  бонусы:

диск 1. История создания, Биографии актеров, Альтернативные концовки. США, 2004  !:10

АУДИО: АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ФРАНЦУЗСКИЕ/НЕМЕЦКИЕ/ИСПАНСКИЕ/ИТАЛЬЯНСКИЕ/ПОРТУГАЛЬСКИЕ/ДАТСКИЕ/ШВЕДСКИЕ/ЧЕШСКИЕ/ ВЕНГЕРСКИБОЛГАРСКИЕ/ ГРЕЧЕСКИЕ/ ТУРЕЦКИЕ/АРАБСКИЕ  

диск 2. Неизвестный Тод Браунинг. Цирковая драма о безруком метателе ножей США, 1927. немой; 0:48

СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ/ФРАНЦУЗСКИЕ/ИСПАНСКИЕ/ИТАЛЬЯНСКИЕ/ДАТСКИЕ/ФИНСКИЕ/ШВЕДСКИЕ/ТУРЕЦКИЕ 

 Реж. Тод Браунинг 

В ролях: Уоллес Форд, Лейла Хайамс, Ольга Бакланова, Роско Эйтс, Генри Виктор, Харри Эрлс, Дейзи Эрлс

трагифарс

    В цирковую гимнастку, красивую блондинку  Клеопатру  (О.Бакланова) влюбился лилипут Ганс из труппы “Шоу уродов”. Невеста Ганса, тоже лилипутка, пыталась вразумить жениха, объясняя ему, что у Клеопатры роман с гигантом Геркулесом, и что Ганс нужен ей только из-за наследства, которое лилипут должен получить.  И действительно -гимнастка решила отравить Ганса вскоре после свадьбы. Когда артисты из шоу поняли замысел Клеопатры, они решили, что не имеют права оставлять зло безнаказанным, и жестоко отомстили ей...

   Монстров в кино положено создавать художникам-гримерам, но в этом легендарном фильме  их обязанности выполнял сам господь Бог. Поработал он не за страх, а за совесть: картина с участием настоящих уродов – бородатой женщины, гермафродита, безногого человека-гусеницы, карликов и сиамских близнецов – вызвала у публики шок и была запрещена. Однако  Тод Браунинг эпатировал своими «Уродами» не только обывателей. Сам того не заметив, он оскорбил своим фильмом весь кинематограф. Собранные им по всем бродячим циркам Америки уроды одним только своим появлением на экране вернули кино в те дни, когда оно не было искусством, а было  балаганом, дешёвкой, трэшем.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ  Нидерланды, 1995 год, 122 мин.  АУДИО: РУССКИЙ/ГОЛЛАНДСКИЙ

режиссер: Йос Стеллинг

в ролях: Рене Грутхофф, Верли Дубелар

средневековая поэтическая драма/притча

    Историческая драма, рассказанная средствами кинопоэзии. Действие происходит в XVI столетии, в эпоху кровавого противостояния еретиков и инквизиции. Жестокая власть над человеческой душой, однако, никогда не была абсолютной. Любовь и страдание не иссякают, дети повторяют судьбу отцов. Герой по прозвищу “Летучий голландец” – фантазер и волшебник – знает тайны и верит в мечты о море, о корабле и о вольной жизни…Философская, эпическая костюмная лента отчетливо современна по режиссерскому мышлению и языку. Фильм снимался в Италии, это, быть может, сказалось: он самый сложный, громоздкий в постановочном отношении, но как всегда у Стеллинга – высокая живописная культура, колористическая изысканность и чисто кинематографическая выразительность. Здесь видятся  “уроки” Дрейера и Тарковского. В  этом фильме , уникальном по образному решению, режиссер возвращается к замешенной на фольклоре проблематике своих ранних фильмов. Восходящая к поэтике средневековых народных празднеств ренессансного «романа-дороги», она повествует о нелегком пути человека из народа, сродни Тилю Уленшпигелю, с детства уверовавшего, что он способен летать, как птица. Развертывающееся во Фландрии второй половины 16 века, в условиях мощного народного протеста против испанского гнета, киноповествование отмечено подлинной эпикой и оптимистическим, несмотря ни на что, ощущением пьянящего бытия и неистребимости жизни.“Летучий голландец” не только подтвердил кинематографический авторитет Стеллинга, но и принес ему настоящую славу.

  Стеллинг получил художественное образование, специализируясь в живописи и графике. Его исторические фильмы носят тональность средневековой народной пьесы, восходящей к фольклору. Мощная «карнавальная» стихия, воплощающая гуманистический, жизнеутверждающий дух фламандского национального характера, оживает в традиции классической фламандской живописи и графики, сочетаясь с доминирующими в современной литературе Нидерландов и Бельгии тенденциями мифологического реализма, и  получают своеобразное, новаторское преломление в фильмах Стеллинга необыкновенной колористической экспрессией и романтической недосказанностью. 


В избранное