Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино №45


Выходит 1 раз в неделю по средам

"Диалоги о кино"

(репортажи со съемок, рецензии, интервью с актерами и режиссерами)

рассылка сайта www.rusactors.ru

Выпуск № 45

Рассылки сайта www.rusactors.ru:

Актеры советского и российского кино

Веселые истории об актерах

Диалоги о кино


Сайт Евгении Свиридовой
http://www.evgeniya-sviridova.ru/

 


Мир Дозоров Сергея Лукьяненко
http://pnof.narod.ru


www.starsclub.ru - на этом сайте вы найдете большое количество самых разнообразных обоев на рабочий стол

www.love.rusactors.ru - сайт знакомств

www.referatovbank.ru - сайт рефератов


Искусство волгограда

www.volgograd-art.ru


Добро пожаловать на форум сайта rusactors.ru


Голосование на сайте rusactors.ru

48 лет назад, 9 февраля 1959 года состоялся первый показ картины Сергея Бондарчука "Судьба человека". Предлагаю вам сегодня еще раз вспомнить об этом легендарном фильме...

Начало

31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в главной газете Советского Союза "Правде" был опубликован рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека". Рассказ вызвал широкий резонанс в стране, что собственно не удивительно, ведь главным героем в нем был человек, который еще несколько назад был бы однозначно причислен к врагам народа - бывший военнопленный Андрей Соколов. Однако теперь ситуация в стране значительно изменилась. Уже вскоре после опубликования рассказа режиссерами Борисом Крыжановским и Михаилом Терещенко была осуществлена его телепостановка "Страницы рассказа". Главную роль в ней исполнил Сергей Бондарук.

К этому времени Сергей Бондарчук уже успел приобрести известность благодаря ролям в фильмах "Молодая гвардия" и "Тарас Шевченко". Однако вслед за успешными работами последовал ряд маловразумительных картин ("Иван Франко", "Шли солдаты" и др.), которые нисколько не способствовали ни творческому росту актера, ни его популярности. Именно в этот момент Сергей Бондарчук и решил заняться режиссурой, а именно перенести "Судьбу человека" на большой экран.

В декабре 1957 года Сергей Бондарчук представил в худсовет "Мосфильма" сценарий картины, написанный драматургами Ю. Лукиным и Ф. Шахмагоновым, и получил добро на съемки.

Сразу же вслед за этим Бондарчук занялся поиском актеров. На главную роль Андрея Соколова он определил себя. Другие роли в картине достались: Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. Самые большие сложности возникли с кандидатурой на роль приемного сына Андрея Соколова Ванечки. Бондарчук пересмотрел большое количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай.

Однажды в Доме кино демонстрировался детский фильм. Сергей Бондарчук, справедливо полагая, что на просмотр картины придет немало детей, решил отправиться туда. Оказалось - не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Полунина, который пришел в Дом кино с отцом. Мальчик сразу же понравился Бондарчуку. Начинающий режиссер тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на съемки.

Торжество русского солдата

Съемки картины происходили в течение всего 1958 года. Поездить пришлось немало. Встречу Соколова с Ванечкой снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской (родины Шолохова), эпизоды довоенной жизни Соколова - в Воронеже, эпизод поединка Соколова с фашистским летчиком - в Тамбове, пленение Соколова и расстрел советских солдат - в окрестностях сел Терновка и Губарево, каменоломню фашистского концлагеря - в Ростовской области, прибытие на вокзал эшелонов с пленными - в Калининграде, а психологический поединок Соколова и Мюллера - в павильоне "Мосфильма".

Поединок Соколова и Мюллера является кульминационной сценой картины. Лагерфюрер вызывает к себе Соколова с целью не просто его расстрелять, а морально раздавить. Он наливает ему стакан водки и предлагает перед смертью выпить за победу германского оружия.

Критик Виталий Трояновский: "Комендант исполняет своего рода магический ритуал: ведь убив еще одного русского, он может как бы слиться со своей победоносной армией, только что вышедшей к Волге. Причем ему необходима не просто гибель, а крайнее уничижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом. В более широком смысле Мюллер хочет воспроизвести главный нацистский миф, однако не как спектакль, а скорее как эксперимент, доказывающий его правоту. Вот почему он, будучи уверен в своей безграничной власти, не принуждает Соколова, а дает ему возможность сделать это по собственной воле. Ему нужен не жалкий статист на роль "низшей расы", а ее подлинное падение в лице ее полноценного представителя".

На предложение коменданта Соколов отвечает: "Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий". О том, какой Соколов "непьющий" зритель уже знает по ходу фильма, и уже эта фраза возвышает его над смертью.

Дальше, больше. Тогда Мюллер предлагает выпить Соколову за его погибель. Тот выпивает полный стакан и на предложение закусить произносит фразу, которая впоследствии становится крылатой: "Я после первого стакана не закусываю". Именно в этот момент у зрителей возникает мысль, что этот изможденный, с трудом стоящий на ногах человек, которого через минуту ждет расстрел, уже победил. Затем следует второй стакан водки. Ошеломленный комендант смотрит на возвышающегося над ним спокойного, уверенного человека и понимает, что сам угодил в ту ловушку, которую пытался устроить, и сало с хлебом, врученные им Соколову, оказываются признанием моральной победы русского солдата.

Успех

В конце января 1959 года картина "Судьба человека" была предоставлена на суд Главного управления по производству художественных фильмов. Первый показ состоялся 9 февраля. Киношное руководство единодушно признало безусловную победу режиссера.

Огромный восторг фильм вызвал и у широкого зрителя. В прокате 1959 года "Судьба человека" собрала 39 миллионов зрителей, заняв почетное пятое место. Тогда ее опередили такие фильмы, как "Чрезвычайное происшествие", "Голубая стрела"… Но кто сегодня помнит их? А "Судьба человека" закономерно вошла в золотой фонд отечественного кино, завоевав в последствии множество призов на самых разных кинофестивалях.

Автор - Игорь BIN

Использованные материалы:
Виталий Трояновский, "Судьба человека". Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия;
Федор Раззаков, "Наше любимле кино о войне" "Триумфальный дебют" (М. Алгоритм. Эксмо. 2005)

Кратко о фильме

Режиссер: Сергей Бондарчук.

Авторы сценария: Юрий Лукин, Федор Шахмагонов.

В ролях: Сергей Бондарчук, Паша Борискин, Зинаида Кириенко, Павел Волков, Юрий Аверин, К. Алексеев, Павел Винников, Евгений Тетерин, Анатолий Чемодуров, Лев Борисов, Георгий Шаповалов, Евгения Мельникова, Александр Новиков, Александр Кузнецов.

Призы: Ленинская премия (1960, удостоены: режиссер и исполнитель главной роли С.Бондарчук, оператор В.Монахов); Большой золотой приз (высшая премия) МКФ в Москве-59; Главный приз МКФ в Локарно-59; Главная премия «Хрустальная ваза» КФ трудящихся (Чехословакия-59); Приз «Золотая утка», присужденный польским журналом «Фильм» (по рейтингу читателей журнала признан лучшим иностранным фильмом 1959 года); Второй почетный приз польских кинокритиков (Варшава-60) лучшему иностранному фильму, демонстрировавшемуся в Польше в 1959 году; Почетный диплом МКФ в Джорджтауне-76 (Гайана); Специальный приз МКФ в Карловых Варах-70; Почетный диплом фильму (демонстрировался вне конкурса) ВКФ-60 в Минске; Дипломы МКФ: в Мельбурне, Сиднее, Канберре; Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран»; Лучший фильм (попал в десятку лучших картин сезона 1960 года) по опросу журнала «Кинэма дзюпон» (Япония).

Ваши отклики по рассылке Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru.

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


В избранное