Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино на слух

[kino] венецианский кинофестиваль 2010

Здравствуйте, киноманы.

Недавно завершился Венецианскийк инофестиваль, и в связи с этим у нас
будет несколько публикаций посвященных этому событию, в каждойст атье
упоминается многоф ильмов, возможно вы найдете какие то из них для
себя интересными, ив ообще
иронические и закулисные подробности думаю всегдав ызываютин терес.
Итак, первая публикация

Овсянки,с эр!

Венецианский фестиваль в этом году еще больше расширился, хотя это, казалось,
уже невозможно. В прошлом году в главном конкурсе участвовало 25 картин (на других
фестивалях обычно не более 20). В этом году в соревнование за <<Золотого льва>>
уже включены 23 картины плюс фильм-сюрприз (хорошо, если один). В числе участников
- этнографическая мистификация <<Овсянки>> екатеринбургского режиссера Алексея
Федорченко, слывущего венецианским любимчиком. Пять лет назад Федорченко увез
отсюда приз за <<Первых на Луне>> - игровой фильм, успешно притворившийся документальным.
Окажется ли жюри под председательством Квентина Тарантино (в него также вошла
Ингеборга Дапкунайте) столь же легковерным, как их предшественники, станет ясно
в день раздачи <<львов>> - 11 сентября.

РЕНАТА ЛИТВИНОВА РАЗДВИНЕТ <<ГОРИЗОНТЫ>>

Второй венецианский конкурс <<Горизонты>>, в котором когда-то побеждал Федорченко,
подвергся в этом сезоне коренной реструктуризации: сейчас сюда включают фильмы
всех форматов и любого хронометража - такова новейшая мода, законодательницей
которой явилась нестареющая старушка Венеция. Поскольку Мостра дель Чинема (<<мостра>>
- по-итальянски <<выставка>>, именно таково официальное название фестиваля, родившегося
еще при Муссолини) - часть знаменитого венецианского биеннале современного искусства,
кино здесь всегда рассматривалось именно в этом благородном контексте. В отличие,
скажем, от Канн, где оно существует прежде всего в контексте рынка.

Переформатировав <<Горизонты>> в программу, в которой на равных правах участвуют
и документальные, и игровые, и экспериментальные фильмы продолжительностью и
6 часов, и 6 минут, снятые и на 35-миллиметровую пленку, и едва ли не на мобильный
телефон, директор фестиваля Марко Мюллер сделал еще один шаг на пути неизбежного
сближения форм и видов искусства.

В числе отечественных лент, раздвигающих <<Горизонты>>, - короткометражка Рустама
Хамдамова <<Бриллианты>> с Ренатой Литвиновой и звездой мирового балета Дианой
Вишневой в главных ролях. А также экспериментальная 12-минутная лента московского
художника Виктора Алимпиева под названием <<Слабый Рот фронт>> и видеоинсталляция
известных в Европе авторов из Нижнего Новгорода Галины Мызниковой и Сергея Проворова
<<Воодушевление>>, самое место которой - в музее современного искусства.

По соседству с <<Горизонтами>> - диаметрально противоположная по вектору, но
столь же насыщенная внеконкурсная программа, в которой, как обычно, собраны коммерческие
картины с участием о-очень больших звезд. В этой части отметим новую режиссерскую
работу Бена Аффлека <<Город воров>> с ним же самим в главной роли, очередную
трэш-фантасмагорию Роберта Родригеса <<Мачете>> с целым выводком знаменитостей
- от Джессики Альбы до Роберта Де Ниро - и творение гонконгца Энди Лау под аппетитным
названием <<Легенда кулака: Возвращение Чен Жена>> - сиквел классического боевика
<<Кулак ярости>> с участием Брюса Ли. Суперзвезде кунг-фу в этом году исполнилось
бы 70 лет, и руководители венецианской Мостры, традиционно зацикленные на Азии,
никак не могли обойти эту круглую дату.

СТАРИКАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО

Не так давно директор фестиваля Мюллер был награжден орденом Дружбы, по всей
видимости, за продвижение российского кино на мировую арену. В отместку Мюллер
в самый последний момент выдернул из уже сверстанной программы сочинского <<Кинотавра>>
объявленных в конкурс <<Овсянок>>. По регламенту участие в национальном фестивале
не влияет на международно-призовую судьбу фильма, но Мюллер - гигантоман и позер,
ему нужны только мировые премьеры. Картины, не засвеченные вообще нигде. Вся
официальная программа Венеции-2010 (а это около 80 фильмов) состоит исключительно
из них. Сравните с последним Каннским фестивалем, на котором презентовали <<Утомленных
солнцем-2>>, к тому времени не только вышедших в российский прокат, но и показанных
на территории бывших союзных республик, в том числе прибалтийских государств,
входящих в зону Шенгена. Для фестивалей такого масштаба и таких амбиций это страшный
позор.


Натали Портман сыграла зловещую балерину Нину в триллере Даррена Аронофски <<Черный
лебедь>>.

Мюллер радостно констатирует: средний возраст участников главного конкурса -
47 лет (вспомните времена, когда дебютировать в 40 лет считалось нормальным).
Даррен Аронофски, Франсуа Озон, София Коппола, Том Тыквер, наш Федорченко и другие
конкурсанты, в сущности, молодые люди. Это еще одна тенденция предстоящей Мостры.
Пожилых режиссеров в лучшем случае оттеснили во внеконкурсные программы, в худшем
- и вовсе отсеяли, чтобы уступили дорогу молодым.

В результате победивший пару лет назад в Венеции с <<Рестлером>>

41-летний Даррен Аронофски покажет на открытии долгожданного <<Черного лебедя>>
- интригующий триллер из жестокой балетной жизни. 42-летний Озон представит комедию
<<Ваза>> с Катрин Денев и Жераром Депардье в главных ролях. От 39-летней Софии
Копполы, очаровавшей своими <<Трудностями перевода>> и разочаровавшей <<Марией
Антуанеттой>>, ждут возвращения в творческую форму в ее новой картине <<Нигде>>.
Ждут нового слова и от 45-летнего немца Тыквера, после <<Парфюмера>> и прочих
англоязычных картин снявшего новый фильм <<Любовь втроем>> на родном языке.

Нет, старики в Венеции тоже представлены. Например, американцу Монте Хеллману
78 лет. Но это культовый режиссер, чья слава тянется еще с 1970-х, когда американские
независимые цвели пышным цветом. К тому же он снимает только по праздникам, в
свободное от них время поддерживая молодых. Таким молодым был и Квентин Тарантино,
которому Хеллман когда-то помог снять <<Бешеных псов>>. И не прогадал: 47-летний
классик Тарантино ныне председательствует в венецианском жюри...

НАШИ В ВЕНЕЦИИ

Отечественные кинематографисты трижды удостаивались высших почестей на Венецианском
кинофестивале: в 1962 году <<Золотого льва>> выиграл фильм Андрея Тарковского
<<Иваново детство>>, в 1991-м - <<Урга>> Никиты Михалкова и, наконец, в 2003-м
сразу двух <<Львов>> (за лучший фильм и за дебют) увез с собой Андрей Звягинцев
за <<Возвращение>>.

Призы за лучшую мужскую роль в Венеции получали Михаил Ульянов (1982) и Олег
Борисов (1990). А Отар Иоселиани трижды (!) удостаивался здесь второго по значению
Гран-при жюри - в 1984, 1989 и 1996 годах. В 1986 году эта же награда досталась
Сергею Соловьеву за <<Чужую Белую и Рябого>>. Наконец, в 2002 году ее получил
Андрей Кончаловский за дурацкий <<Дом дураков>>. Два года назад приз за лучшую
режиссуру присудили Алексею Герману-младшему за его ленту <<Бумажный солдат>>.

Ответить   Mon, 13 Sep 2010 19:34:53 +0400 (#1207960)