Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино на слух

[kino] Итоги Венецианского кинофестиваля 2010

Здравствуйте, киноманы.

Тарантино подарил <<Золотых львов>> учителю и бывшей подруге

София Коппола получила "Золотого льва"
Российский фильм <<Овсянки>> (рецензию читайте здесь), выбившийся в лидеры рейтинга
критики, получил награду в формате <<пустячок, но приятно>>: оператор картины
Михаил Кричман (известность ему принесли фильмы Андрея Звягинцева <<Возвращение>>
и <<Изгнание>>) получил<<Озеллу>> за лучшее изображение.

Тем не менее, картина екатеринбуржца Алексея Федорченко (он получил приз из рук
члена жюри Ингеборги Дапкунайте, явно посодействовавшей в его получении) прозвучала
на фестивале неожиданно сильно, снискав несколько неофициальных наград, самой
престижной из которых является приз ФИПРЕССИ - Международной ассоциации кинокритиков.
На финальной пресс-конференции Тарантино характеризовал <<Овсянок>> <<чистой
поэзией>>.


Виктор Сухоруков сыграл в <<Овсянках>> роль отца Аиста - мерянского поэта-самоучки

Отвязная киевлянка и сумасшедшие клоуны

Личность президента жюри - а им в этом году являлся великий и ужасный Квентин
Тарантино - не могла не отложить отпечатка на призовой расклад. За бортом остались
многие достойные картины, принимавшие участие в венецианском конкурсе - без сомнения,
сильнейшем фестивальном соревновании этого года. Ничего не снискали <<Ваза>>
Франсуа Озона, <<Черная Венера>> Абделатифа Кешиша, чилийский фильм <<После смерти>>
Пабло Лоррейна, китайская <<Канава>> Ван Биня. Но поскольку хороших и очень хороших
фильмов в конкурсе было много, упрекать Тарантино за самоуправство нисколько
не хочется. Хотя выбранные им картины, несомненно, укладываются в представления
о прекрасном автора <<Бесславных ублюдков>> и <<Доказательства смерти>>. И не
очень вписываются в фестивальные стереотипы, предписывающие награждать томительное
кино не для всех. Премию имени Марчелло Мастроянни, вручаемую лучшему молодому
актеру, Тарантино присудил 27-летней уроженке Киева Миле Кунис, сыгравшей в психотриллере
Даррена Аронофски <<Черный лебедь>> (Black Swan). Обычно этот приз выписывают
совсем юным актерам, у сделавшей же себе отличную карьеру в Голливуде Кунис за
плечами уже больше 30 картин. И все же широкая известность к ней придет именно
сейчас, после <<Черного лебедя>> - фильма, в котором Кунис сделала куннилингус
героине Натали Портман.

Не вызывает сомнений, что покинувшая Украину в 7-летнем
возрасте Мила - из породы отвязных <<крутых телок>>, которая всегда
привлекала Тарантино. Возможно, теперь ее ждет роль в одном из его
фильмов.

<<Озеллу>> за лучший сценарий и <<Серебряного льва>> за лучшую режиссуру
отхватил испанец Алекс де ла Иглесия за самый дикий и отвязный фильм
конкурса - <<Печальная баллада для трубы>> (Balada triste de trompeta).
Главные герои - сумасшедшие рыжий и белый клоуны (<<В клоуны я пошел, чтобы
не стать убийцей>>, - объясняет один из них) уничтожают вокруг себя все
живое, соревнуясь за любовь прекрасной акробатки Натальи. Этот
необузданный, варварский, лопающийся от избытка комических гэгов и трюков
высокоталантливый фильм не придется по вкусу только тем, кто окончательно
утратил чувство юмора. Все остальные придут в неописуемый восторг, которым
и преисполнился Тарантино. Получая приз, режиссер Иглесия, долгое время
пребывавший в тени утратившего былую легкость Альмодовара, не придумал
ничего лучшего, как бухнуться на колени перед Тарантино, с которым потом
обнимался и целовался на пресс-конференции.

Криминальное чтиво на старый лад

<<Кубком Вольпи>> за лучшую женскую роль была по делу вознаграждена юная
гречанка Ариан Лабед, сыгравшая в абсурдистской трагикомедии <<Аттенберг>>
(Attenberg) Афины Рэйчел Цангари девушку, отстающую в сексуальном
развитии, но изо всех сил стремящуюся наверстать упущенное. Симметричную
награду за мужскую роль выдали культовому американскому актеру, режиссеру,
нарциссу и скандалисту Винсенту Галло - только не за ту, что он сыграл
в
собственной картине <<Обещания на воде>>, а за работу в фильме
замечательного поляка Ежи Сколимовского <<Просто убийство>> (Essential
Killing). В этой почти бессловесной притче отпустивший бороду Галло (вы
видели его в <<Аризонской мечте>> Кустурицы, <<Похоронах>> Феррары и недавнем
<<Тетро>> Фрэнсиса Форда Копполы) играет ... афганца Мохаммеда, попавшего
в
плен к американцам и переправленного на военную базу в одну из неназванных
(хотя в фильме и звучит польская речь) восточно-европейских стран. Оттуда
ему удается бежать, но чтобы выжить в заснеженных лесах, на глазах
теряющему человеческий облик антигерою приходится убивать все живое. Чем
он и занимается на протяжении всей картины, полной неожиданного сочувствия
к этому человеку-животному, в чьей жизни не осталось ничего, кроме
инстинкта выживания.

Традиционного <<Специального Золотого льва>> (его некогда удостаивался
Никита Михалков за <<12>>) Тарантино не мог не отдать известному в очень
узких кругах 78-летнему режиссеру Монти Хеллману - классику американского
независимого кино, не снимавшему 20 лет и вот разразившемуся <<черным
фильмом>> <<Дорога в никуда>> (Road to Nowhere) - виртуозно рассказанной
истории о нравах, царящих в Голливуде, где откатов и криминала, как
выясняется, ничуть не меньше, чем в любой другой киноиндустрии. Хеллман
был в числе исполнительных продюсеров громкого дебюта Квентина Тарантино
<<Бешеные псы>>. Человеческое желание председателя венецианского жюри
отблагодарить учителя за все хорошее лично у меня не вызывает возмущения:
Хеллман и вправду снял любопытнейший фильм, напрямую протягивающий руку
классическим образцам жанра, обильно процитированным в картине.

Слезы за стеклами темных очков

Столь же важным личным поступком для Тарантино стало и присуждение
главного приза, <<Золотого льва>>, картине Софии Копполы <<Где-то>>
(Somewhere). Как известно, автора <<Убить Билла>> и дочь создателя
<<Крестного отца>> когда-то связывали личные отношения, которые, без
сомнения, помогли Квентину удобно обосноваться среди голливудских
небожителей. Теперь судьба распорядилась таким образом, что он судил ее
картину. Кто же виноват, что <<Где-то>> - лучший фильм, снятый Софией
Копполой на сегодняшний день, и одна из лучших картин фестиваля?

После неудавшегося заплыва в Историю в капустнике <<Мария-Антуанетта>>,
Коппола-младшая вернулась к более подходящему ей формату интеллигентной
минималистской комедии, в которой более чем ощутимы нотки безысходности
и
экзистенциальной тоски. Именно таковой была картина "Трудности перевода",
несколько лет назад тоже впервые показанная в Венеции. Ее главным героем
был знаменитый в прошлом актер (Билл Мюррей), поехавший в Японию сниматься
в рекламе и разделивший печаль пребывания в Токио со случайно встреченной
Скарлетт Йоханссон. Персонаж новой картины <<Где-то>> (Somewhere) - тоже
актер, только на пике звездной карьеры (не столь знаменитый, но отличный
Стивен Дорф играет звезду статуса Джонни Деппа, никак не меньше). Он
безвылазно живет в знаменитом лос-анджелесском отеле Chateau Marmont,
ведет беспутную и бессмысленную жизнь, и только оставшись на несколько
дней в обществе отдельно живущей 11-летней дочери (чудная Эль Фаннинг),
начинает осознавать всю ее бессмысленность. Разумеется, эта прозрачная,
легкая и умная картина отнюдь не сводится ко всегда актуальному и всегда
банальному сюжету о поисках смысла жизни человеком, который полностью его
утратил. Это и меланхолически отстраненная мелодрама, и нежная история
взросления (в первую очередь отца, а не дочери), и гомерически смешная
пародия на Голливуд, и личное переживание человека, с детства знакомого
с
миром богатых и знаменитых....

Перед тем, как вручить приз Софии Копполе, Тарантино на несколько секунд
остановил свои пламенные речи, замешкавшись в явном волнении, но что
творилось в его душе сказать никак невозможно, поскольку на протяжении
всей церемонии он не снимал темных очков.

Ответить   Mon, 13 Sep 2010 21:56:43 +0400 (#1208112)