Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Untitled

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы



Выпуск 41

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

E-mail: dmork@mail.ru
Увидеть мир в одной песчинке,
И космос весь - в лесной травинке!
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолётном - вечность!
Уильям Блейк

Содержание выпуска


1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 11.
2. Тексты. Fama Fraternitatis, или Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C. Часть 1.
3. Жемчужины мудрости. Из Книги Притчей Соломоновых.


1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 11.

Мы продолжаем публикацию книги Кристиана Ребисса "История розенкрейцерства от истоков до наших дней".

Эхо Розы и Креста

В период, предшествующий появлению розенкрейцерских манифестов, нравственный кризис порождает в Европе беспокойство и смуту. Все грезят о "новой Реформе". В этой ситуации розенкрейцерство возвышает свой голос, предлагая нечто новое, что может восстановить утраченную гармонию. Фактически Орден Розы и Креста провозглашает герметизм средством против царящих в мире бедствий. Именно поэтому он публикует в 1614 году в типографии Вильгельма Весселя в Касселе анонимный Манифест, обычно вкратце именуемый "Fama Fraternitatis". Его полное название - "Всеобщая и повсеместная реформа всего мира; Fama Fraternitatis Братства Высокочтимого Ордена Розенкрейцеров, сочинённая для всех учёных и государей Европы, а также краткий ответ господина Хазельмайера, за который он был арестован, закован в кандалы и сослан на галеры. Ныне печатается и адресуется всем искренним сердцам". Текст, легший в основу этой книги, - "Fama Fraternitatis" - в рукописной форме уже имел хождение в Германии начиная с 1610 г. Кстати сказать, это единственный раздел книги, сохранившийся в современных изданиях данного Манифеста.

Новости Парнаса

Предварённый кратким предисловием первый розенкрейцерский Манифест состоит из трёх отдельных частей. В первой из них речь идёт о необходимости новой всемирной Реформы. Хотя ничто на это не указывает, данный раздел является переводом семьдесят седьмого Уведомления из книги Траяно Боккалини "Ragguagli di Parnasso" ("Новости Парнаса"). Для большинства эта книга малоизвестна. Однако она достойна внимания, ибо помещает розенкрейцерский проект в соответствующий контекст, связанный с необходимостью переустройства расколотой Европы. Именно поэтому интересно остановиться на её содержании. Её автор, друг Галилея, был последователем венецианского антипапистского движения, руководимого Паоло Сарпи. Это сатирическое сочинение, опубликованное в 1612 году, усматривает корень зла в посягательствах Габсбургов на гегемонию в христианской Европе. Подобно книге Джордано Бруно "Spaccio", данное сочинение написано в форме мифологического диалога.

Реформа Аполлона

В "Новостях Парнаса" повествуется, что Аполлон узнаёт от императора Юстиниана о том, что жители Земли страдают от непрестанных междоусобиц. Аполлон, и прежде неустанно посылавший людям многих и многих вождей и философов, призванных научить их добронравию, выдвигает проект всеобщей Реформы, которая должна вернуть человечеству его природную чистоту. Для осуществления своего плана он призывает на Парнас семь Мудрецов Греции, а также Катона, Сенеку и других. Каждый вносит свои предложения. Фалес, полагающий, что лицемерие и скрытность - главные причины всех бед человечества, предлагает сделать в сердце людей окошко, чтобы привнести в их отношения чистосердечие и ясность. Но ему сразу возражают: если каждый сможет читать в сердцах князей мира сего, управлять миром будет невозможно! Предложение Фалеса отвергается.

Солон полагает, что нестроения порождаются ненавистью и завистью, царящими среди людей. Поэтому он советует творить добрые дела, учить людей любви и терпимости. Он добавляет, что если бы блага распределялись более справедливым образом, всё обстояло бы значительно лучше. Но и тут звучат возражения, а Мудрецы Парнаса заявляют, что всё это утопия. Катон предлагает крайнее решение: новый Потоп, который должен разом уничтожить всех "плохих". Наконец, когда мнение каждого высказано, проект всеобщей Реформы Аполлона выливается в решение по упорядочению цен на овощи и анчоусы... Посредством этой сатиры Траяно Боккалини показывает неспособность общественных установлений - религиозных, политических или философских - содействовать общественному развитию.

Fama Fraternitatis

За этим первым текстом следует собственно "Fama Fraternitatis" - довольно краткий, тридцатистраничный труд, взятый из книги, насчитывающей 147 страниц. Несмотря на свой незначительный объём, этот текст составляет сердцевину первого Манифеста розенкрейцеров. В нём члены Братства Розы и Креста обращаются к европейским правителям, деятелям церкви и учёным. Воздав должное славной эпохе, когда просвещёнными умами было совершено множество открытий, они подчёркивают, что, к сожалению, эти открытия не принесли человечеству того света и покоя, к которым оно стремилось. Они порицают деятелей науки, более озабоченных своими личными достижениями, нежели тем, чтобы послужить своими знаниями человечеству. Равным же образом, они подвергают осмеянию тех, кто цепляется за устаревшие доктрины, сторонников папы, философии Аристотеля, медицины Галена, тех, кто отказывается усомниться в правоте своих взглядов. Братья Розы и Креста указывают на существующие противоречия между богословием, физикой и математикой. Это точка зрения напоминает отношение Генриха Корнелиуса Агриппы к магии, которую он считал подлинной наукой. В начале первого тома своего сочинения "Об оккультной философии" он представляет последнюю венцом всех наук, ибо любая философия делится на три взаимодополняющих области знания: физику, математику и богословие. Представив обстоятельства своего времени, братья Розы и Креста предлагают своим современникам знание, способное принести обновление. Это знание с присущими ему незыблемыми аксиомами пришло к ним от основателя их Братства, отца К.Р., который некогда заложил основы "Вселенской Реформы".

Кем же был этот странный персонаж? Об этом повествуется в следующем разделе "Fama Fraternitatis". Речь идёт о молодом немце Кристиане Розенкрейце (в "Confessio Fraternitatis" указывается, что он родился в 1378 г.). В шестнадцатилетнем возрасте он вместе со своим наставником-монахом отправляется в паломничество к Гробу Господню в Иерусалим. Странствие на Восток станет для него подлинным посвящением. Его спутник умирает на Кипре. По преданию, этот остров видел рождение Афродиты (Венеры), а плодом её союза с Гермесом стал Гермафродит - двуполое дитя. Упоминание Кипра в биографии Кристиана Розенкрейца имеет смысловую связь с алхимией. Здесь заявлены те мотивы, которые обретут своё дальнейшее развитие в "Химической свадьбе Кристиана Розенкрейца".

Счастливая Аравия

Несмотря на кончину своего спутника, Кристиан Розенкрейц решает продолжить своё путешествие. Однако он движется в новом направлении и достигает Дамкара. Этот город, вопреки утверждениям, отнюдь не Дамаск, а Дамкар и, согласно Атласу Меркатора (1585), расположен на юго-западе Аравийского полуострова. Абрахам Ортелиус в своём сочинении "Theatrum Orbis Terrarum" также упоминает Дамкар как один из городов "Счастливой Аравии". Этот край был известен тем, что в нём сохранился "Corpus Hermeticum". В Дамкаре был университет, где обучалось не менее пятисот студентов. Эта область Йемена, знаменитая своими благовонными курениями, была очагом исмаилизма. По инициативе Братьев из Басры здесь была создана фундаментальная энциклопедия, сосредоточившая в себе всевозможные знания - как научные, так и эзотерические. Анри Корбен, уделявший пристальное внимание этой отмеченной эзотеризмом ветви ислама, сочинил воображаемый диалог между братьями Розы и Креста и "Братьями чистого сердца" из Басры. Он считал, что тех и других объединяет приверженность к общим идеалам. Несколько ранее аналогичное мнение высказывал Эмиль Дантин. В Дамкаре Кристиан Розенкрейц встречает магов, открывших ему весьма важные знания, особенно в области физики и математики, так что он оказывается способным переложить на латынь "Книгу М.", то есть "Книгу Мира". После трёх лет обучения он вновь отправляется в путь и после непродолжительного пребывания в Египте приезжает в Фес.

Фес, золотой город

По словам географа Льва Африканца (XVI в.), этот марокканский город был местом, куда многие интеллектуалы съезжались для общения. Студенты устремлялись в этот богатый библиотеками город. Начиная с омейядской эпохи (661), там преподавали алхимию Абу Абдаллаха, имама Джа?фара ал-Садыка и Джабира ибн Хайяна (Джебера), а также магию и астрологию Али аш-Шабрамаллиши. Лев Африканец отмечает, что в Фесе практиковалась своеобразная теургическая магия, когда посредством круга со вписанной в него пятиконечной звездой, начертанного на земле, можно было приблизиться к невидимым мирам. В "Fama Fraternitatis" объясняется, что "магия жителей Феса не вполне чиста". Наибольшее впечатление на Кристиана Розенкрейца производит присущая людям науки готовность делиться своими знаниями с другими, в отличие от Германии, где каждый стремится "оберегать свою кормушку от других". В этом городе Кристиан Розенкрейц совершенствует свои знания относительно гармонии исторических циклов. Он также приходит к пониманию, что, подобно семечку, содержащему в зародыше целое дерево, микрокосм-человек содержит в себе макрокосм со всеми его составляющими (природа, язык, религия, медицина). Создатели "Fama Fraternitatis" заимствуют подобное представление у Парацельса, утверждавшего в своей "Philosophia sagax": "… в этом смысле человек - это тоже семечко, а мир - его яблоко, и то, чем для семечка является яблоко, тем для человека является окружающий мир".

В Фесе Кристиан Розенкрейц понимает, что все законы, действующие в различных областях знания, находятся в гармонии с Божественным. Умножив свои познания в математике, физике и магии, он завязывает отношения с "простыми существами, открывающими ему свои тайны". По-видимому, речь идёт о тех, кого Парацельс упоминает в своём "Трактате о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и других существах". Эти существа, которых Парацельс, по его словам, видел собственными глазами, хотя и выглядят людьми, но не восходят к Адаму, а имеют иное происхождение. Соприкоснувшись с ними, люди могут узнать тайны Природы.

Обитель Святого Духа

Совершив это посвященческое путешествие, Кристиан Розенкрейц возвращается в Европу. Он останавливается в Испании и предлагает учёным мужам рассказать им о том, что ему удалось узнать самому. Однако ему быстро становится ясно, что они не готовы поставить под сомнение уже имеющиеся у них знания. Авторы "Fama Fraternitatis" представляют Испанию символом тех людей, которые страшатся усомниться в своих убеждениях, ибо усматривают в этом посягательство на свой авторитет.

Разочарованный холодным приёмом, оказанным ему испанскими учёными, и став объектом критики ещё в нескольких странах, Кристиан Розенкрейц возвращается в Германию. Там он принимает решение письменно увековечить все знания, полученные им на Востоке. Его задачей является создание сообщества, призванного воспитывать в европейских государях качества просвещённых руководителей своих народов. За пять лет работы у Кристиана Розенкрейца появились три ученика, готовых поддержать его в его начинаниях. Так рождается Братство Розы и Креста. Учитель и его ученики вместе сочиняют первую часть "Книги М.". Затем к Братству примыкают ещё четыре новых ученика. Местопребыванием Братства становится тогда новый дом, названный "обителью Святого Духа". Братство по-прежнему остаётся тайным, а Кристиан Розенкрейц умирает в возрасте ста шести лет в 1484 году. В 1604 году, когда никого из членов первого содружества розенкрейцеров давно уже не было в живых, во время строительных работ в одном из принадлежащих им зданий братья случайно обнаруживают усыпальницу Кристиана Розенкрейца. На её дверях они прочитали надпись: "Я откроюсь через сто двадцать лет". В усыпальнице, представляющей собой своеобразную "вселенную в миниатюре", они обнаруживают немало ранее неизвестных им предметов, предназначенных для научных изысканий, а также рукописи, в которых было запечатлено всё знание, собранное некогда их Учителем.

Усыпальница Кристиана Розенкрейца

Открытие таинственного погребения - хранилища рукописей - распространённый в алхимической литературе мотив. В этой связи случай Василия Валентина, рукопись которого была обнаружена в церковном алтаре в Эрфурте, напоминает аналогичный эпизод, связанный с именем Болоса Демокриана. Ещё более известен случай обнаружения усыпальницы Гермеса Трисмегиста Аполлонием Тианским. Последний рассказывает, что в этом захоронении он обнаружил старика, сидящего на троне и держащего в руках табличку из изумруда, на которой был начертан текст знаменитой "Изумрудной Скрижали". Перед ним также лежала книга, объясняющая тайны сотворения живых существ и науку о причинах всех вещей. Эта символика подводит к мысли о том, что следует "посетить чрево Земли, чтобы найти Философский Камень". Герхардт Дорн в своём сочинении "Congeries Paracelsicae Chemiae"(1581) придаёт это содержание слову "Vitriol" ; кстати, указанный термин тесно связан с именем Гермеса Трисмегиста посредством алхимического рисунка, именуемого "Изумрудной Скрижалью". Отметим, что Изумрудная Скрижаль в руках Гермеса некоторым образом предвосхищает книгу "Т" Кристиана Розенкрейца.

Зал, где находится гробница Кристиана Розенкрейца, имеет форму семигранного купола. По наблюдению Фрэнсис А.Йейтс, расположение гробницы вызывает в памяти "Врата" "Амфитеатра Вечной Мудрости" Генриха Кунрата (гравюра IV, 1603). Установленная в центре склепа гробница с нетленными останками Кристиана Розенкрейца имеет округлую форму. Она покрыта пластиной из жёлтой меди, на которой начертаны загадочные изречения. Одно из них гласит: "Пустоты не существует". Данное изречение не только намекает на уже описанную нами полемику, но и отсылает нас к диалогу между Гермесом и Асклепием, приведённому в "Corpus Hermeticum" (трактат II). Как мы убедимся ниже, третий розенкрейцерский Манифест также содержит множество намёков на тексты, приписываемые Гермесу Трисмегисту.

Парацельс и Розенкрейц

В числе многих сочинений, обнаруженных в усыпальнице Кристиана Розенкрейца, особого упоминания заслуживает книга "Т", которую он держит в руках, а также сочинение, известное под наименованием "Словарь Теоф. П. Го.". Упомянутый текст, по всей вероятности, это один из словарей языка Парацельса, - возможно, "Dictionarium Theophrasti Paracelsi continens obscuriorum vocabularum...", опубликованный в 1584 г. учеником Парацельса Герхардтом Дорном. Следует кстати отметить, что Парацельс - единственный автор, упоминаемый в тексте "Fama Fraternitatis". Впрочем, темы, развиваемые в этом Манифесте, в значительной своей части восходят к сочинениям этого автора или его учеников. В уже упомянутой выше "Книге М." содержатся непосредственные отсылки к его мыслям. Мы не станем развивать эту тему подробно - такой случай нам ещё представится, когда разговор пойдёт о "Confessio Fraternitatis". Здесь же уместно подчеркнуть, что алхимическая концепция Парацельса отражена в первом Манифесте, в особенности в данном там определении Великого Делания как "предварительной и маловажной работы" по сравнению с духовной целью розенкрейцеров. Подобным заявлением розенкрейцеры дистанцируются от алхимического поветрия, охватившего Германию в эту эпоху и нередко доходившего до крайностей.

Собрав драгоценные средоточия знания, обнаруженные в усыпальнице Кристиана Розенкрейца, братья Розы и Креста закрывают гробницу. Вооружившись этим наследием, опирающимся на непреложные аксиомы, они понимают, что смогут осуществить "Всеобщую божественную и человеческую реформу", задуманную некогда их Учителем. В"Fama Fraternitatis" отмечается, что, подобно тому, как братья обнаружили сокровища знаний, сломав стену, скрывающую вход в усыпальницу, так и сокрушение прежних верований, препятствующих развитию, и принятие новых знаний откроет перед Европой новую эру. Однако, как указывается в"Fama Fraternitatis", предлагаемое розенкрейцерами знание не есть что-то новое: "…оно созвучно знанию, унаследованному Адамом после Грехопадения". Таким образом, речь идёт о восстановлении утраченного знания, которое некие люди решили сохранить. Кстати, в первом Манифесте приводятся имена нескольких хранителей Первичной Традиции. Эти имена вызывают в памяти имена тех, о ком говорил Марсилио Фичино в аналогичном контексте.

Хазельмайер

"Fama Fraternitatis" завершается обращением к учёным и государям Европы, приглашающим их присоединиться к Братству розенкрейцеров, дабы получить доступ к его преобразующему Знанию. Этот призыв звучит весьма странно, ибо в нём подчёркивается, что "хотя мы не указываем здесь ни своего имени, ни места, где мы собираемся, мнения всех, кем бы они ни были посланы, на каком бы языке ни были написаны, непременно дойдут до нас". В тексте обращения указывается, что местопребывание розенкрейцеров должно "навечно оставаться девственно неприкосновенным, неведомым, тщательно скрытым от глаз нечестивого мира". Это послание будет услышано, и в различных странах Европы будут напечатаны открытые письма к розенкрейцерам, подобные тому, которое приведено в конце первого розенкрейцерского Манифеста. Его текст был опубликован в 1612 году Адамом Хазельмайером под заголовком "Ответ достославному Братству теософов-розенкрейцеров" после прочтения им Манифеста, имевшего хождение в Тироле в 1610 году. Многие исследователи считали, что это некое условное лицо. На самом деле это не так, и Карлос Жилли в результате скрупулёзных изысканий смог воссоздать биографию этого последователя Парацельса, известного собирателя алхимических рукописей.

Прочитав "Fama Fraternitatis", Адам Хазельмайер был столь воодушевлён, что обратился к эрцгерцогу Максимилиану с просьбой выплатить ему пособие, чтобы он мог отправиться на поиски розенкрейцеров. На текст его "Ответа" на розенкрейцерский Манифест существенно повлияло пророчество "Льва Севера". Ожидая близкого конца времён, Хазельмайер считает, что розенкрейцеры - это те, "кого Бог избрал, чтобы распространять вечную теофрастическую и божественную истину". Посему он полагает, что посещать церковь уже не нужно. Подобной позицией он зарабатывает себе репутацию еретика. За отказ отречься от своих слов в 1612 г. он приговаривается к галерам, где проводит четыре с половиной года. Представляется, впрочем, что там ему были обеспечены особые условия, потому что на протяжении всего этого времени он продолжает состоять в переписке со многими лицами из числа увлекающихся алхимией. По словам Карлоса Жилли, в своём воодушевлении Адам Хазельмайер явно выходит за общепринятые рамки, а его воззрения не в полной мере сообразуются с розенкрейцерской философией.

Гермес и Розенкрейц

Как можно заметить, именно атмосфера нравственного кризиса вызывает к жизни предложенный в первом Манифесте проект Реформы, в котором эзотеризм призван занять особое место. Розенкрейцерство сохраняет преемственность с эзотерическими течениями Возрождения, привнося в них специфически христианские мистические ноты. Можно также отметить, что первый Манифест открыто дистанцируется и от псевдо-эзотериков и от закосневшей религии. Розенкрейцеры стремятся сблизить между собой науку, эзотеризм и мистику в едином жизнеутверждающем проекте Реформы, который несёт на себе явный отпечаток учения Парацельса. Если розенкрейцерство и следует путём Первичной Традиции в её ренессансном понимании, тем не менее, на второй план оно ставит Египет. Загадочный Гермес Трисмегист, приоритет которого был поставлен под сомнение Исааком Казобоном в 1614 году, уступает место более человечному персонажу, Кристиану Розенкрейцу. Существовал ли последний на самом деле или же он - просто символ? И кто сочинил первый Манифест? Мы подойдём к этим вопросам немного ниже, а до этого рассмотрим второй розенкрейцерский Манифест - "Confessio Frayernitatis ". Об этом и пойдём речь в следующей нашей статье.

Продолжение следует…

2. Тексты. Fama Fraternitatis, или Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C. Часть1.

Мы начинаем публикацию одного из первых розенкрейцерских текстов. Это нам кажется тем более уместным, что первая часть рассылки - "История розенкрейцерства от истоков до наших дней" Кристиана Ребисса - посвящена именно этому тексту.

Вождям, племенам и учёным Европы

Мы, братья Ордена R.C., шлём всем и каждому, в христианском разумении читающим наше откровение, наш привет, любовь и молитвы.

После того, как Единому Всеведающему и Всеблагому Господу Богу угодно было, в последние дни, столь щедро излить милость и благодать Свою на род человеческий, вследствие чего познание обоих, Сына Его и Натуры, всё более и более распространяется, можно надеяться нам на близкое наступление лучших времён, в которые большая часть скрытого и неизвестного мира обнаружится, а также чудесные и доселе не проявленные дела и творения Натуры станут известны, восстанут высокопросвещённые умы и подымут павшее и несовершенное Искусство, благодаря которому человек постигнет, наконец, своё высокое и благородное происхождение, своё как Микрокосма образование, и сколь далеко простирается в Натуре его Искусство.

Но вряд ли принесёт всё это большую пользу безрассудному миру, ибо насмешки, поругания и издевательства свирепствуют в нём более, чем когда-либо. Среди учёных царит несогласие. Гордость и тщеславие мешают им познать Истину, которая, по милости Божией, столь щедро открывается нам в нашем веке в книге Натуры или правилах всех Искусств, где ни одна частица не противоречит другой. Они остаются при старых учениях и яркому Свету Откровений противопоставляют Папу, Аристотеля, Галена и других, чьи творения кодексу подобны, несмотря на то, что все эти авторы с радостью исправили бы свои ошибки, если бы жили в наше время. Но увещевания тщетны. Несмотря на то, что в теологии, физике и математике представлена Истина, старый враг в изобилии проявляет своё коварство и злобу, ибо через посредство различных мечтателей и проходимцев препятствует добрым стремлениям и делает их ненавистными.

К осуществлению замысла такого всеобщего преобразования долгое время стремился блаженной памяти высокопросвящённый и духовный отец Брат R.C., нашего братства глава и основатель. Немец по происхождению, сын бедных, но благородных родителей, воспитывался он в монастыре, куда был отдан, будучи пятилетним ребёнком. Там приобрёл он достаточное знание двух языков: греческого и латинского. В юных летах, по личному желанию своему и после усердных просьб, отправился он вместе с Братом P.A.L. в странствование ко Гробу Господню. Несмотря на то, что спутник его, не достигнув Иерусалима, скончался на Кипре, он не вернулся обратно, а решил продолжать странствие один, держа свой путь на Иерусалим через Дамаск. Болезнь задержала его на некоторое время. Однако, благодаря своим познаниям в медицине приобрёл он расположение турок, от которых узнал случайно о мудрецах, живущих в Дамаске Аравийском, их чудесном могуществе и глубоком проникновении в тайны Натуры. Под влиянием слышанного пробудился высокий и светлый дух Брата R.C. и достижение Иерусалима стало для него менее желанным, нежели посещение Дамаска. Желание было столь велико, что, не в силах совладать с ним, попросил он учителей Аравийских, за известное вознаграждение, переправить себя в Дамаск, куда прибыл он едва шестнадцати лет от роду. Здесь, по собственному его свидетельству, встретили его мудрецы не как чужого, но как давно ожидаемого ими, причём назвали его по имени и, к немалому его изумлению, указали также на многие тайны его монастыря. Там изучил он арабский язык настолько, что смог, по прошествию одного года, передать правильной латынью Librum M, которую впоследствии взял с собой. Там же почерпнул он свои знания физики и математики, которые могли бы обогатить весь мир, если бы в нём было побольше любви и поменьше недоброжелательности. Через три года, с доброго согласия, отплыл он из Аравийского залива в Египет, где пробыл недолго, но зато с большим вниманием изучил растения и твари. Переплыл затем всё Средиземное море и прибыл в Фец, куда его направили арабы. Столь отдалённые мудрецы, вопреки клеветническим писаниям о них, не только между собой согласны, но к поучению и открытию своих тайн склонны.

Каждый год встречаются Арабы и Африканцы, чтобы узнать друг у друга, не найдено ли чего лучшего в Искусстве или не поколебал ли новый опыт их прежнее разумение. Таким образом, ежегодно прибавляется нечто, посредством чего математика, физика и магия (ибо в них искуснее всего Фессийцы) становятся более совершенными, между тем как в Германии, где нет недостатка в учёных, магах, каббалистах, медиках и философах, вместо того, чтобы поддерживать друг друга, каждый из их большинства хочет один пожрать корм всего пастбища. В Феце посетил он элементарных (как их называть принято) обитателей, которые открыли ему много своего. Также и мы могли бы много собрать своего, если бы у нас такое же согласие и большее и серьёзное желание к исканию было. От этих Фессийцев узнал он, что их магия не вполне чиста, а также и каббала их религией искажена, но тем не менее мог он прекрасно воспользоваться ими и нашёл в них даже лучшую основу своей веры, которая как раз соответствовала Гармонии всего мира и чудесно запечатлевалась во всех периодах веков. И отсюда создалось прекрасное соединение: равно как во всяком семени заключены древо и плод, вся Вселенная заключена в малом человеке, религия которого, поступки, здравие, члены, натура, язык, слова и деяния - всё звучит в одном тоне и одной мелодии согласно с Богом, небом и землёю. Всё, что противно этому, есть заблуждение, обман и от Дьявола, который есть первое средство и последняя причина мировой дисгармонии, слепоты и невежества. И если бы кто-либо дал себе труд рассмотреть каждого отдельного человека на земле, он нашёл бы, что всё доброе и верное едино с ним всегда пребывает, всё же прочее искажено множеством заблуждений.

Через два года, со многими ценными знаниями, оставил Брат R.C. Фес и направился в Испанию, в надежде, - ибо это путешествие начато было им столь удачно, - что все учёные Европы будут обрадованы возможности основывать свои дальнейшие изучения на таком достоверном фундаменте. Он вступил с учёными Испании в обсуждение, чего недостаёт нашим Искусствам и как помочь этому, откуда почерпнуть правильные указания для последующих веков и в чём они должны согласовываться с прошлым, как недостатки церкви и всю моральную философию исправить. Он показал им новых животных, новые растения и плоды, которые не соответствовали старой философии, и дал им в руки новые правила, которые они приветствовали, но отнеслись ко всему с насмешкою. А также потому, что всё это было ново, опасались они умалить значение своих славных имён, начав учиться и признав все свои прежние заблуждения, с которыми они уже сжились, и они принесли им немало. Пусть кто-нибудь другой, кому по душе беспокойство, занимается преобразованиями.

Ту же самую песенку слышал он и от других наций, что ещё дольше побуждало его свои знания учёным благосклонно открыть, если они только пожелают взять на себя труд признать для всех факультетов, всех наук и искусств, а также и всей Натуры непреложные самоистины, которые, как он знал, подобно сфере, все к одному центру устремляются, и только для мудрецов, как это у Арабов в обычае, за правило служат. Также должно создать в Европе общество, имеющее золото и драгоценных камней достаточно, чтобы их королям, как достойный дар, предложить и при котором воспитывались бы правители, дабы знать всё, до чего Господу Богу человека допустить угодно было, и которых в нужде, подобно языческим оракулам, отчасти вопрошать могли бы. Воистину должны признать мы, что Вселенная тогда уже таким великим переворотом была чревата, созидала рождение, производя славных и безупречных героев, что мощно сломили мрак и варварство и нам, слабейшим, лишь настойчиво вперёд двигать заповедали, бывших, несомненно, вершиною огненного треугольника, чей пламень чем дальше, тем ярче светит, и воистину последний пожар в мире зажжёт. Подобный, по призванию своему, был и Теофраст (Парацельс), хотя он в братство наше и не вступил, но книгу М. прилежно читал и тем свой острый ум воспламенил. Но прекрасному стремлению сего мужа препятствовало засилье учёных и умников настолько, что размышлениями своими о Натуре он никогда с другими мирно не делился, и посему в писаниях своих больше над остроумцами издевался, нежели себя представлял. Но всё же должную гармонию изрядно у него находим, каковую, несомненно, открыл бы он учёным, если бы их большого Искусства, а не мелкого издевательства достойными считал. Также как и жизнью своею, вольной и невоздержанной, время терял и миру его безрассудную радость оставил.

Продолжение следует…

3. Жемчужины мудрости. Из Книги Притчей Соломоновых.

Праведный и нечестивый

Сын мудрый радует отца,
а сын глупый - огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные,
правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным,
а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета - сын разумный,
спящий же во время жатвы - сын беспутный.
Благословения на голове праведника,
уста же беззаконных заградит насилие.
Память праведника пребудет благословенна,
а имя нечестивых омерзеет.
Мудрый сердцем принимает заповеди
а глупый устами преткнётся.
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно;
а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду,
а глупый устами преткнётся.
Уста праведника - источник жизни,
уста же беззаконных заградит насилие.
Ненависть возбуждает раздоры,
но любовь покрывает все грехи.
В устах разумного находится мудрость,
но на теле глупого - розга.
Мудрые сберегают знание,
но уста глупого - близкая погибель.
Имущество богатого - крепкий город его,
беда для бедных - скудость их.
Труды праведного - к жизни,
успех нечестивого - ко греху.
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни,
а отвергающий обличение блуждает.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые;
и кто разглашает клевету, тот глуп.
При многословии не миновать греха,
а сдерживающий уста свои - разумен.
Отборное серебро - язык праведного,
сердце же нечестивых - ничтожество.
Уста праведного пасут многих,
а глупые умирают от недостатка разума.

Страх Господень прибавляет жизни

Для глупого преступное деяние как забава,
а человеку разумному свойственна мудрость.
Чего страшится нечестивый, то и постигнет его,
а желание праведников исполнится.
Как проносится вихрь, так и нет более нечестивого;
а праведник - на вечном основании.
Что уксус для зубов и дым для глаз,
то ленивый для посылающих его.
Страх Господень прибавляет дней,
лета же нечестивых сократятся.
Ожидание праведников - радость,
а надежда нечестивых погибнет.
Путь Господень - твердыня для непорочного
и страх для делающих беззаконие.
Праведник вовеки не поколеблется,
нечестивые же не поживут на земле.
Уста праведника источают мудрость,
а язык зловредный отсечётся.
Уста праведного знают благоприятное,
а уста нечестивых - развращённое.


Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное