Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Untitled

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы



Выпуск 42

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.
E-mail: dmork@mail.ru


Содержание выпуска


1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 12.
2. Тексты. Fama Fraternitatis, или Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C. Часть2.
3. Жемчужины мудрости. Фраза.


1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 12.

Мы продолжаем публикацию книги Кристиана Ребисса "История розенкрейцерства от истоков до наших дней".

На следующий год после публикации "Fama Fraternitatis", то есть в 1615 г., издатель Вильгельм Вессель выпускает в Касселе второй розенкрейцерский Манифест. Как и предшествующий, появившийся в качестве приложения к "Новостям Парнаса", новый Манифест появляется вместе с другим текстом: "Secretioris Philosophiae Consideratio Brevis a Philippo a Gabella…", то есть "Краткий очерк самой тайной философии, написанный а Филиппо а Габелла". Автор этого текста, тем не менее, остаётся неизвестным. Во введении он уточняет, что речь идёт о философском трактате, и замечает, что "он украшен деяниями, исследованиями и знанием Братства Р. К.". Краткое предисловие подписано "Frater R.C.", в нём автор указывает, что он полностью позаимствовал содержание этого "Очерка" у Гермеса, Платона, Сенеки и других философов. Сам текст заканчивается молитвой, подписанной "Филемон Р.К.".

Монада

В действительности этот "Краткий очерк" не связан ни с Гермесом, ни с названными философами. Он представляет собой переработку труда Джона Ди (1527-1608) "Иероглифическая Монада" (1564). В этой книге вождь движения ренессанса времён Елизаветы I пытался объяснить в двадцати четырёх теоремах иероглиф - "Монаду". Как и Генрих Корнелий Агриппа, усердным читателем которого он был, Джон Ди создал этот магический знак, опираясь на геометрию. По мнению Пьера Бреара, Монада, помимо своего магического аспекта, представляет алхимический символ, обозначающий Камень алхимиков, Ртуть Мудрых. Впрочем, в надписях на фронтисписе книги Джона Ди упоминаются ртуть и роса, в которой Василий Валентин видел зародыш Камня, изумруд философов.

Фулканелли также подчёркивал связь между Розой и Крестом, с одной стороны, и росой. По этому поводу он уточняет, что, согласно "Словарю искусств и наук" (1731) Фомы Корнеля, "великих магистров Розы и Креста называли Братьями Кипячёной Росы (Freres de la Rosee Cuite) - это то значение, которое они сами придавали инициалам их Ордена FRC". Символ, составленный Джоном Ди, будет воспринят многими авторами, среди которых находятся Генрих Кунрат (в его "Амфитеатре Вечной Мудрости"), Иоганн Валентин Андреа ( в "Химической свадьбе Кристиана Розенкрейца") и Роберт Фладд ( в "Utriusque cosmi historia").

Confessio Fraternitatis

Первый Манифест извещал о скором появлении "Confessio Fraternitatis", в котором будут названы тридцать семь причин, по которым Орден объявляет о своём существовании. Второй не приводит эти причины, но заявляет о себе как о дополнении, более понятном, объясняющем "несколько неясные части Эхо". "Confessio Fraternitatis, или Исповедание досточтимого братства Р.К., составленное для уведомления всех учёных мужей Европы", включает четырнадцать глав. Эта структура не всегда будет сохраняться в последующих изданиях. В этом тексте розенкрейцеры заявляют о том, что они обладают средством от болезни, пожирающей науку и философию, поскольку у них есть ключ ко всем знаниям из области искусств, философии, теологии и медицины. Они более подробно говорят об источнике их знания, указывая, что оно исходит не только из собранного в путешествиях Кристианом Розенкрейцем, но и из откровений, полученных им через божественное просветление с помощью ангелов.

Милленаризм

В тексте первого Манифеста, за исключением письма Хазельмайера, не упоминалось пророчество Северного Льва, но в "Confessio Fraternitatis" о нём говорится и объявляется, что "сокровища останутся неприкосновенными, пока не придёт Лев" (гл.6); рычание же Льва будет сопровождать падение папы (гл.5). В целом можно сказать, что новый Манифест несёт в себе идею милленаризма. После оптимизма Манифеста "Fama Fraternitatis", в котором предвосхищалось наступление новой эры, обогащённой новым знанием, "Confessio Fraternitatis" представляется более пессимистичным. В нём объявляется, что мир "близок к точке покоя (…) после окончания своего периода и своего цикла" (гл.1). Этот конец времён относится к Миллениуму - тысячелетнему периоду, следующему за периодом в шесть тысяч лет, который завершился (пророчество Илии), и розенкрейцеры получили миссию зажечь "шестой светильник" (гл.4). Этот период совпадает с третьей эрой Иоахима де Флоре (Флорского), эрой Святого Духа, когда завершается снятие шестой печати. Розенкрейцеры представляют их откровение как последнюю милость Бога "миру, конец которого близок" (гл.7). Эта милость позволит человечеству в течение какого-то времени наслаждаться "жизнью и великолепием, подобными тем, которые бездумно утратил в Раю Адам" (гл.7). "Confessio Fraternitatis" возвращается здесь к мотиву, прозвучавшему в первом Манифесте - "первичному откровению", полученному Адамом после Грехопадения.

Можно задаться вопросом, действительно ли авторы этого Манифеста считали, что наступает конец времён. Эта эпоха может рассматриваться зависящей не только от линейной истории, но и, как говорил Анри Корбен, от "метаистории". Конец времён относится не ко времени человека, а ко времени духа, переживаемого в душе, обновлённой просветлением. Впрочем, в "Confessio Fraternitatis" говорится о розенкрейцерах как о людях, обладающих способностью переноситься в прошлое и будущее, так же, как и в дальние страны (гл.4).

Liber Mundi

В "Confessio Fraternitatis" вновь возникает тема, затронутая в первом Манифесте, - тема "Liber Mundi" или "Книги Мира" и упоминаются "великие буквы и знаки, которые Господь Бог начертал на здании неба и земли" (гл.6). Здесь мы встречаемся с основополагающей идеей Парацельса. Для него единственной и главной книгой, помимо Библии, является Книга Природы. Действительно, по Парацельсу, "буквы, которые Бог вписал в Святую Библию, Он также чётко отпечатал и на своём чудесном творении: на небе, земле и на всех животных" (гл.9). Мысль, согласно которой Природа является ключом ко всему сущему, что она есть не механическая система законов, но живая реальность, с которой человек должен вступить в диалог во имя "со-знания", заимствована у Парацельса.

Библия

Хотя во втором Манифесте выделяется значение Книги Природы, но в нём, прежде всего, подчёркивается важность Слова откровения и содержится побуждение к его "усердному и постоянному чтению". Манифест заявляет, что "с начала мира не было книги, превосходящей Библию" (гл.10). Как и "Fama", "Confessio" поносит папу, осуждая его в тирании. "Гадюка перестанет шипеть" (гл.11), и "наши когти разорвут его в клочья", - можно прочесть в Манифесте, предвозвещающем скорое падение понтифика. Данная тема часто повторяется в "Pronosticationes" и "Practica" Парацельса. Эта позиция, весьма понятная в протестантских кругах, где папу почитают за Антихриста, ляжет в основу враждебного отношения католицизма к розенкрейцерству. Без сомнения, для того, чтобы нюансировать восхваление арабской цивилизации, которое часто выражалось ранее, второй Манифест обрушивается и на Магомета. Во всяком случае, упоминание о нём могло быть заимствовано из "Наометрии", в которой осуждался "папа и его пропащий сын Магомет".

Алхимия, реформы

В "Confessio Fraternitatis" снова высказывается критика в отношении псевдо-алхимиков, сформулированная в первом Манифесте. Для розенкрейцеров настоящая алхимия должна приводить к "познанию Природы", но это познание вторично, так как главное состоит в том, "чтобы прилагать усилия для овладения умом и наукой философии" (гл.11). Поэтому Орден призывает к осмотрительности ввиду широкого распространения алхимических книг, изобилующих в это время. XVII век, действительно, является эпохой самого масштабного издания книг о Великом Делании.

Крепость истины

В "Confessio Fraternitatis" объявляется, что по примеру мудрецов Дамкара, розенкрейцеры "имеют миссию организовать правительство Европы". Они заявляют также о некоем плане, разработанном для этой цели Кристианом Розенкрейцем. Как и в первом Манифесте, розенкрейцеры приглашают своих современников вступать в их Братство и предлагают ищущим людям присоединиться к ним, дабы построить "новую крепость истины". Они обещают всем тем, кто хочет быть посвящённым, наследие всех богатств Природы, здоровье, обширные знания и внутренний покой. Однако они предупреждают других, кого "ослепляет блеск золота" и кто хочет вступить в Братство, дабы извлечь из этого материальную выгоду, что они никогда не будут избраны для этого.

В заключение можно сказать, что в "Confessio Fraternitatis" более, чем в "Fama Fraternitatis" выделяется роль религии. Библия подкрепляет Книгу Природы. В "Confessio" заметно стремление использовать наследие Ренессанса в пользу христианского милленаризма (без упоминания о втором пришествии Христа), в нём предсказывается неминуемость конечного откровения под покровительством Розы и Креста.


2. Тексты. Fama Fraternitatis, или Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C. Часть2.

Мы продолжаем публикацию одного из первых розенкрейцерских текстов.

Вернёмся, однако, к нашему возлюбленному отцу Брату R.C., который, после многих утомительных странствований и неосуществившихся благих предначертаний, вернулся снова в Германию, которую он (за близкогрядущие перемены и чудесную и опасную борьбу) сердечно любил. Там, несмотря на то, что он своим Искусством, особенно же превращением металлов, мог бы блистать, предпочёл он небо и его граждан людям. Затем, во всём блеске, построил себе всё же уютное и чистое жилище, в котором он свои странствия и философию снова обдумал и им некий мемориал составил. В этом доме надлежало ему посвятить изрядное время математике и многие чудесные инструменты из всех частей этого Искусства изготовить, от которых нам, как это будет видно из дальнейшего, лишь очень немногое осталось. Через пять лет возвращается он снова к мысли о желанном преобразовании, и так как он помощи и содействия других был лишён, сам же трудолюбив, ловок и терпелив был, то и решился он с немногими помощниками и сотрудниками самостоятельно попытаться таковое предпринять. Для этого он привлёк из своего первого монастыря (ибо к нему особое расположение питал) троих из своих собратий Бр. G.V., Бр.L.A. и Бр. I.Q., которые, не более чем в то время обычно было, в Искусствах знаний имели. Этих троих обязал он быть в высшей степени верными, скромными и молчаливыми и все его указания с великим усердием записывать, чтобы потомки, которые в будущем через особое откровение к этому допущены будут, ни единым словом и ни единою буквою не были обмануты. Таким образом составилось братство R.C., вначале из четырёх лиц, и их трудами были выработаны магический язык и письмо вместе с пространным словарём, ибо мы и сегодня ими, во славу и хвалу Божию, пользуемся и большую мудрость в них находим. Они исполнили также и первую часть книги М., но, так как работа стала для них слишком большой и невероятный наплыв больных препятствовал им, а также и новое здание, Sancti Spiritus названное, к тому времени закончено было, решили они ещё других в своё общество и братство привлечь. Для этого были избраны Бр. R.C., Бр. B., искусный живописец, Бр. G. и P.D., писцы, все немцы, исключая L.A., всех общим числом восемь. Все они были хорошего происхождения и девственники согласно обета. Они собрали в один том всё, что только человек для себя пожелать, на что надеяться и о чём мечтать может, хотя мы и охотно признаём, что мир в продолжение ста лет изрядно улучшился, всё же мы твёрдо убеждены, что наши самоистины вплоть до последнего дня непоколебимы останутся, и ничего другого не узнает мир даже в самом высшем и последнем своём возрасте, ибо наши Круги начали быть с того дня, когда Бог сказал: "да будет", и кончатся, когда Он скажет: "да погибнет", но часы Божии бьют каждую минуту, тогда как наши - едва полные часы. Когда эти восемь братьев всё таким образом устроили и привели в порядок, что никакой работы более не требовалось, и каждый из них совершенного знания тайной и открытой философии достиг, не пожелали они дольше оставаться вместе, но, как это было уговорено с самого начала, отправились они в разные стороны не только для того, чтобы наши самоистины учёными пристальнее рассмотрены могли были быть, но и для того, чтобы, в случае если их наблюдения в других странах какие-либо заблуждения обнаружат, они их друг другу сообщить могли бы.

Их уговор был таков:

1. никто не должен заниматься иной профессией, как только лечением больных, и всё это безвозмездно

2. никто не должен носить какого-либо особенного платья, указывающего на братство, но приспосабливаться к обычаю страны

3. каждый из братьев должен ежегодно в Христов День явиться в S.Spiritus или известить о причине его отсутствия

4. каждый из братьев должен искать достойного человека, который по кончине этого брата мог занять его место

5. слово R.C. должно быть их знаком, лозунгом и характером

6. братство должно сто лет пребывать в тайне

Эти шесть положений обещали они соблюдать, и пять братьев удалились, только B. и D. Оставались у отца Бр. R.C. ещё один год, и когда они тоже удалились, осталися у него двоюродный брат его и Бр. E.Q., таким образом он до конца дней своих имел всегда двоих при себе. И, несмотря на то, что церковь ещё не была очищена, знаем мы, какого они о ней мнения держались и чего с вожделением ждали. С радостью собирались они каждый год вместе и давали обстоятельный отчёт о всём свершённом ими. Тогда воистину было отрадно слышать повествование, правдиво и без прикрас изложенное о всех чудесах, рассыпанных Богом здесь и там в мире. Также общеизвестно и достоверно, что такие личности, Богом и всеми небесными силами вместе собранные и избранные из мудрейших мужей, в величайшем единении, величайшей молчаливости и посильной благотворительности между другими живут. Таким похвальным образом протекала их жизнь, и, несмотря на то, что их тела от всех болезней и страданий свободны были, души их не могли перешагнуть назначенной грани растворения. Первым из этого братства был I.Q., который умер в Англии, как ему предсказал задолго до этого Бр. C.; он был очень силён в каббале и особенно учён, о чём его книга Н. свидетельствует. В Англии могут многие о нём рассказать, особенно потому, что он молодого графа Норфолка исцелил от проказы. Они решили, что, поскольку это будет возможно, гробницы их должны оставаться скрытыми. Таким образом нам до сего дня неизвестно, где таковые находятся, но место каждого из них занято достойным последователем. Всё же должны мы, к славе Божией, открыто признаться, что, чтобы нам в книге М. тайно не открывалось (и несмотря на то, что мы Образ всего Мира и его искажения воочию видеть можем), для нас остаются неизвестными наши несчастья и наш смертный час, нам Великим Господом назначенный, к которому Он нас постоянно готовыми находить желает. Об этом, однако, подробнее в нашем Confiessio сказано, в котором мы также и 37 причин указываем, почему мы теперь наше братство обнаруживаем и такие высокие тайны добровольно, без принуждения и безвозмездно предлагаем. А также обещаем больше золота, нежели король Испании из обеих Индий добывает; ибо Европа чревата и родит сильное дитя, которое от восприемника большое богатство получить должно.


3. Жемчужины мудрости. Фраза.

"Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Однако тебе, возможно, придется ради этого потрудиться".
Ричард Бах


Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное