Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Розенкрейцеры: философия, история, символы

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 56
25 февраля
2004 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)


Содержание выпуска

1. Учение розенкрейцеров.
2. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Продолжение.
3. Тексты. "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца ". День Первый.
4. Фрагменты. Астрология. Из "Тетрабиблоса" Клавдия Птолемея.
5. Жемчужины мудрости. Фраза.


1. Учение розенкрейцеров

Учение розенкрейцеров в числе своих основных задач видит следующие две:

- Сохранение знаний, приобретённых человечеством в течение всего своего развития;

- Распространение сохранённых знаний среди людей, которые стремятся к получению этих знаний и достигли достаточно высокого духовного уровня для того, чтобы воспринять их (эти знания).

Вторая задача (вернее часть её) в настоящее время в нашем Ордене решается при помощи дистанционного обучения всех тех, кто заинтересован в получении сокровенных знаний, являющихся частью учения розенкрейцеров.

Такая форма обучения, как дистанционное обучения, выбрана прежде всего для того, чтобы иметь возможность донести наши знания до сознания всех тех людей, которые не имеют возможности непосредственного обучения и получения знаний "из рук в руки".

Для такой, дистанционной формы обучения, учение розенкрейцеров представлено в форме монографий, ежемесячно рассылаемых членам Ордена из центра соответствующей юрисдикции. Каждый из вас может приобщиться к этому неиссякаемому источнику знаний. Каждый месяц присылаются четыре монографии. По возможности они должны изучаться по одной в неделю. Розенкрейцерская монография представляет собой брошюру объемом порядка 6 - 10 страниц. В соответствии с порядком инициации Д.М.О.Р.К., учение разбито на четыре секции, включающие в себя несколько уровней: секция Претендентов, секция Неофитов, секция Посвященных, секция Просветленных. Не называя точного числа монографий, скажем лишь, что занятия в первых трех секциях занимают примерно шесть лет.

Учение Д.М.О.Р.К. основано на последовательном совершенствовании адепта. Содержание монографий раскрывает его постепенно и делает предметом изучения, основанного на простых, но исчерпывающих объяснениях знаний розенкрейцеров. С самого своего посвящения розенкрейцер приобщается к мистическим принципам и законам, с помощью которых он может управлять обстоятельствами своей повседневной жизни. В этом смысле монографии Ордена ни в коем случае не преподносят чисто спекулятивных теорий и догм. Передаваемые знания, напротив, имеют весьма практический характер и поданы так, что их можно использовать для конкретного воздействия на условия своего собственного существования.

Многие представляют себе мистицизм как идеал жизни, основанный на пренебрежении материальным миром, на отказе от него. Нет более глубокого заблуждения. Мистицизм розенкрейцеров предполагает, что развитие человека должно идти столь же успешно в духовном, как и в физическом плане. Таким образом, ни одно человеческое существо не может обрести счастья, ориентируясь лишь на на один из этих миров в ущерб другому. Целью розенкрейцерства является счастье тех, кто применяет это учение в жизни.

И поэтому учение Д.М.О.Р.К. включает мистические, но прагматические знания, конечная цель которых - подвести человека к осознанию того, что верно направленная мысль способна управлять материей. Сведения, включенные в монографии содержат столько же классической науки, сколько и собственно знания, заключенного в нашей традиции.

Таким образом, член Ордена овладевает в соответствии со своим уровнем теми или иными фундаментальными сведениями из области физики, химии, биологии, также как и философскими доктринами, изучаемыми на протяжении веков в кругах Посвященных. Фактически те и другие связаны, т.к., согласно древнему откровению, "что наверху, то и внизу", и нельзя понять законы, управляющие метафизическим миром, не изучив основных принципов мира физического. Этим объясняется и то, что выдающиеся мистики прошлого были в то же время и знаменитыми учеными, они знали, что понимание невидимого начинается с наблюдения и анализа видимого.

Истоки розенкрейцерского учения

Как мы уже отметили выше, истоки учения розенкрейцеров находятся в священном наследии мистических школ Древнего Египта, в частности школ периода восемнадцатой династии. Это наследие является неотъемлемой частью архивов, где из века в век накапливаются культурные и духовные богатства Д.М.О.Р.К. И большая часть законов и эзотерических принципов, развиваемых в монографиях, является результатом непрерывной работы мистиков прошлого на пути познания тайн Вселенной, природы и самого человека.

К знаниям, добытым мудрецами Древнего Египта, добавились концепции мыслителей античной Греции, дополненные несколько веков веков позднее неоплатониками. Затем они были обогащены заветами алхимиков-розенкрейцеров Средневековья. Знаменитые ученые, жившие в менее отдаленные эпохи, оставаясь в русле традиции, созданной их замечательными предшественниками, уточнили и расширили многие аспекты античного наследия.

Нетрудно понять, что розенкрейцер не изучает доктрину некоего властителя дум и что мистическое знание, к которому он приобщается, не является застывшим во времени. Его работа основана, напротив, на законах и принципах, прошедших испытание практикой и отражающих все, что человеческий гений создал во славу Мирового Разума. Тот факт, что и сегодня Д.М.О.Р.К. располагает лабораториями для исследований, является живым доказательством того, что розенкрейцеры всегда остаются связующим звеном между прошлым и будущим, в построение которого они вносят свой вклад, и где каждое человеческое существо обретет умиротворение тела, сердца и души, другими словами, достигнет Глубокого Мира.

Ступени Храма Р+К

Мы ограничимся кратким обзором тем, изучаемых в секции Посвященных, состоящей из девяти ступеней, называемых "ступенями Храма".

- Первая ступень Храма содержит изложение фундаментальных законов, управляющих микро- и макрокосмом. Она синтезирует знания, добытые мистиками прошлого, в частности философами античной Греции, о вибрациях Эфира и об атомной структуре вещества. Сюда, естественно, включены и новейшие научные данные, полученные в этой области.

- Вторая ступень Храма посвящена законам сознания. Его объективная, субъективная и подсознательная области являются здесь предметом углубленного исследования, позволяющего также получить ясное понимание изучаемой психологами мыслительной деятельности. Вместе с тем, будучи поданными под углом зрения розенкрейцерской философии, эти сведения выходят за рамки собственно психологии.

- На третьей ступени Храма детально излагаются законы органической жизни. Во всех их земных проявлениях они имеют один источник - космическую энергию, то есть Жизненную Силу. Здесь же доказывается то положение, что царства минералов, растений, животных и сам человек образуют ту естественную последовательность которую Божественный Разум использует для достижения цели, им себе поставленной - эволюции Космического Сознания. Определив критерии, общие для всех живых созданий, учение переходит к человеческой жизни.

- Четвертая ступень полностью основана на очень древнем манускрипте Ордена. Излагая его, она обобщает опыт первых трех ступеней. На этой ступени в общем виде излагаются основные законы розенкрейцерской Онтологии и наряду с ними мистические основы, объединяющие в единое целое материю, сознание и жизнь.

- Пятая ступень Храма целиком посвящена изложению биографий и содержания основных трудов наиболее выдающихся философов Древней Греции. Ее цель - познакомить адепта с учениями мудрецов античной Греции - и, в более общем плане, с законами и принципами, которым всегда следовали мистики, включая в них все лучшее из достижений философской, научной и религиозной мысли. Все монографии этой ступени составлены по архивным материалам нашего Ордена и обращаются к фактам, не известным историкам.

- Шестая ступень Храма посвящена розенкрейцерской терапии. Она дает простые, но исчерпывающие объяснения основных функций человеческого тела, включая большое число правил, соблюдая которые, можно добиться телесной гармонии. Также на зтой ступени предлагается то, что определяет ее своеобразие, а именно мистические принципы, используемые розенкрейцерами на протяжении веков для облегчения болезней и их лечения. Эти принципы, унаследованные от учения ессеев, основаны на магнетизме и воздействии на автономную (вегетативную) нервную систему человека, управляющую деятельностью всех органов.

- Монографии седьмой ступени Храма посвящены природе, функциям и атрибутам психического тела и психического сознания человека. Параллельно она предлагает метод проецирования психического тела и сознания за пределы физического тела, что позволяет преодолеть оковы времени и пространства. Эта техника соответствует тому, что другие традиции называют "выходом в астрал". Затем следует изучение человеческой ауры и нервных центров (чакр), рассмотрение традиционных музыкальных тонов (мантр) и их влияния на человеческое тело.

- Восьмая ступень Храма содержит прежде всего учение о душе человеческой и ее тесной связи со Всемирной Душой. Все, что человек в его земном воплощении должен знать о своей духовной природе и смысле своего земного существования, изложено в монографиях этой ступени. Также детально рассматриваются карма, свобода воли, перевоплощение, метемпсихоз, этапы смерти, участие в последних мгновениях жизни умирающих, после-жизнь, космическая связь с потусторонним миром, духовная сила молитвы и другие собственно мистические темы.

- Девятой ступенью заканчивается первый этап, составляющий базу розенкрейцерского учения. Она включает в основном практическое обучение и развитие навыков, полученных адептом на предыдущих ступенях : экстрасенсорика, телекинез, вибротургия, телепатия, мистическая регенерация, контакт с Невидимыми Учителями и т.д. Эта ступень называется Духовной Алхимией, потому что в ней розенкрейцеру открываются способности, превосходящие его чисто ментальные возможности.

Мы не будем касаться содержания учения секции Просветленных, то есть десятой, одиннадцатой и двенадцатой ступеней Храма. Знайте лишь, что они посвящены проблемам, изучение которых представляет огромный интерес в эзотерическом плане.

Мудрость сердца

Заключая это краткое представление розенкрейцерского учения, остановимся на том обстоятельстве, что его усвоение не требует особой подготовки. Оно составлено и подано так, что всякий интересующийся мистицизмом может его понять. Познание тайн в то же время не есть и никогда не было исключительной привилегией людей склонных к мудрствованию. В сущности, опыт показывает, что истинная ценность розенкрейцера, достойного своего имени, состоит в мудрости сердца. Это, конечно, не означает, что учение розенкрейцеров не имеет интеллектуальной базы и не использует достижений культуры. Это означает лишь, что оно отдает предпочтение законам и принципам, которым должен следовать каждый человек для достижения счастья в своей жизни, делая одновременно счастливыми других. И применение этих законов зависит прежде всего от душевных качеств, а не от интеллекта , каким бы мощным он ни был. Поэтому розенкрейцерские монографии написаны абсолютно понятным языком и лишены всякого умствования, меркнущего перед простотой великих жизненных истин.

Образование, которое сейчас распространено в учебных заведениях, совершенно не принимает во внимание двойственности человека. Оно направлено исключительно на развитие объективных умственных способностей. Академическое образование стремится прежде всего развить интеллект, следуя убежденности общества в том, что его благополучие основывается на умении размышлять. Такое понимание вещей грешит неполнотой. Согласно ему, цель существования состоит во все большем совершенствовании интеллекта. Но кто может сказать, что есть это совершенствование? Рассудок - лишь средство, которое предоставлено человеку, чтобы познать свою собственную природу. Однако истинная природа человека состоит в дремлющих в нем безграничных силах подсознательного. В этом причина, по которой учение Д.М.О.Р.К. всячески способствуя развитию объективных и субъективных способностей человека, все же особое внимание обращает на развитие способностей человеческой души.



2. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Продолжение.

После некоторого перерыва мы продолжаем публикацию книги Кристиана Ребисса "История розенкрейцерства от истоков до наших дней".


Часть VI - Химическая свадьба

Алхимия в XVI веке

В 1616 г. Была опубликована книга "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца", которую считают Третьим розенкрейцерским Манифестом. Её напечатал в Страсбурге Лазарь Цетцнер, издавший также "Химический Театр" и множество трактатов по алхимии. "Химическая Свадьба" значительно отличается от двух первых Манифестов. Во-первых, хотя эта книга и была опубликована анонимно, известно, что её автором был Иоганн Валентин Андреэ. Во-вторых, она своеобразна по форме: это алхимический роман-автобиография.

Наука той эпохи переживала весьма бурное развитие. Насколько можно судить по многочисленным публикациям того времени, научный прогресс отнюдь не пошёл во вред жизнеспособности алхимии. Алхимия вносила свою лепту в исследовательскую мысль, и по этому поводу Франк Грайнер заметил, что "современный мир возник не только на почве успехов механики, но зародился, среди прочего, и в ретортах делателей золота и добывателей квинтэссенции". В XVII в. Алхимия расширяет свои горизонты. Она стремится стать обобщающей наукой, включая и область практической медицины, а её духовная направленность возрастает. Она также пытается включиться в общий процесс осмысления истории Творения, трагической космогонии, повлекшей за собой не только Грехопадение человека, но и Грехопадение Природы. Таким образом, алхимик по отношению к человеку выступает в роли врача, содействуя его обновлению, духовному возрождению; но в равной же мере он выступает и как врач Природы. Как указывал Св.Павел, Тварный мир в страдании влачит своё земное существование, ожидая освобождения от человека. Герхард Дорн, ученик Парацельса - один из типичных представителей этой тенденции развития. В её же русле, столь богатом публикациями, лежит и "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца".

Иоганн Валентин Андреэ

Автор данного Манифеста, Иоганн Валентин Андреэ (1586-1654), был отпрыском известного семейства богословов. Его дед, Якоб Андреэ, был одним из составителей "Формулы Согласия" - выдающегося памятника в истории протестантизма. Признавая его заслуги, наместник Отто Хайнрих даровал ему право иметь собственный герб. В рисунке герба Якоб соединил крест Св.Андрея, ассоциируемый с его собственной фамилией, и четыре розы, символ его преклонения перед Лютером, в гербе которого имелась роза. Герб Лютера можно описать так: в центре композиции - чёрный крест, символ скорби, напоминающий об искупительности веры в распятого Христа. Крест расположен посреди красного сердца, символизирующего жизнь. В свою очередь сердце покоится на белой розе, олицетворяющей собой радость и мир. Композиция заключена в золотое кольцо - символ вечной жизни. Возможно, на рисунок герба повлияли сочинения Св.Бернара, глубоко почитаемого Лютером. В самом деле, в своих проповедях, посвящённых "Песни Песней", Св.Бернар, говоря о брачном союзе души с Богом, нередко обращался к образу креста в его соединении с цветком.

С самого детства Иоганн Валентин Андреэ испытывал влечение к алхимии. Его отец, пастор из Тюбингена, имел алхимическую лабораторию, а двоюродный брат, Кристоф Веллинг, также увлекался этой наукой. Как и отец, Иоганн изучал богословие. Теолог Иоганн Арндт считал его своим духовным сыном и оказал на него большое влияние. И.Арндт принадлежал к тому же течению, что и Валентин Вайгель, и пытавшемуся осуществить синтез рено-фламандской мистики, алхимического учения эпохи Ренессанса и алхимии Парацельса. Иоганн Валентин был также другом Тобиаса Хесса - богослова, посвятившего себя медицине по Парацельсу и наометрии. Сам он также отдал должное этой науке "измерения храма" когда в Тюбингене помогал своему наставнику и покровителю атиасу Хафенрефферу рисовать иллюстрации к трактату о Храме Иезекииля. Особенный интерес Иоганна Валентина Андреэ вызвала посредническая роль символов в духовном опыте.

Автор "Химической свадьбы" считал театр особым средством, побуждающим его современников к размышлению, и некоторые из его сочинений находились под заметным влиянием комедиа дель арте. Это относилось, в частности, к "Турбо" - пьесе, где впервые на немецкой сцене появился такой персонаж, как Арлекин. В этой пьесе, вышедшей из печати в тот же год, что и "Химическая свадьба", речь идёт об алхимии. Это выдающееся сочинение послужило образцом для Гёте при написании им "Фауста". Однако, несмотря на обширные познания автора в области герметической науки, об алхимиках в пьесе говорится в достаточно ироническом тоне. По сути дела, и в богословии, и в науке автора интересовали полезные знания, а не бесплодные домыслы. Вместе со своим другом Яном Коменским он также стал одним из реформаторов педагогики XVII в. В 1614 г. Он был назначен викарным епископом Вайхингена. Позднее он стал суперинтендантом в Кальве, затем проповедником и советником Консистории Штутгарта. Сменив несколько должностей, он завершил свой жизненный путь в качестве аббата Адельберга, где и умер в 1654 г.

Иоганн Валентин Андреэ оставил после себя богатое творческое наследие. Впервые он взял в руки перо ещё в семнадцатилетнем возрасте, в 1602-1603 гг. Именно тогда появились на свет две комедии об Эсфири и Гиацинте, а также первая версия "Химической свадьбы". Носил ли уже тогда главный герой этого романа имя Кристиана Розенкрейца или же это имя возникло при его публикации 1616 года? На этот вопрос трудно ответить, ибо рукопись первоначальной версии романа утрачена. Можно констатировать, однако, что в тексте нет и следа символов розы и креста. Известно также, что Иоганн Валентин Андреэ переработал своё сочинение для издания 1616 г. Примечательно, что в тот самый год, когда была издана "Химическая свадьба", он опубликовал у того же издателя сочинение под названием "Theca gladii spiritus" ( "Ножны славы Духа"). В этой книге воспроизведены двадцать восемь отрывков из "Confessio Fraternitatis". Однако вместо Кристиана Розенкрейца там фигурирует некий Кристиан Космоксен, и автор, по-видимому, разделяет не все те идеи, что содержатся в наиболее ранних розенкрейцерских текстах. Уместно напомнить, что в год публикации "Fama Fraternitatis" Иоганн Валентин Андреэ предлагал создать некое "Христианское общество", обнаруживающее ряд черт сходства с проектом, сформулированным в Манифестах. На протяжении всей своей жизни он неустанно создавал научные общества - такие, как "Тюбингенский кружок (или Сообщество)"- либо же общественные организации - например, "Фонд красильщиков", существующий и поныне.



3. Тексты. "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца ". День Первый.

Продолжая тему, затронутую в первой части рассылки, мы начинаем публикацию третьего "первоисточника" розенкрейцерства. Текст "Химической свадьбы" дан в некотором сокращении и носит ознакомительный характер. Следует отметить, что издательством "Энигма" сделан и опубликован полный литературный перевод этого текста.


ХИМИЧЕСКАЯ СВАДЬБА ХРИСТИАНА РОЗЕНКРЕЙЦА

в году 1549

Опубликовано Валентином Андреа в 1616 г.

День первый

В канун Пасхи я сидел за столом в своем доме на вершине холма, готовя свое сердце к празднеству следующего дня, как вдруг поднялась ужасная буря, казалось, весь холм, на котором стоял мой дом, вот-вот развалится на части.*1

Я испугался, подумав, что это, должно быть, еще один трюк дьявола, причинившего мне немало зла, и тут вдруг почувствовал, будто меня дергают сзади за платье. В ужасе я оглянулся и тут увидел прекрасную восхитительную Деву*2 в небесно-голубом одеянии, усеянном золотыми звездами и с большими красивыми крыльями, имевшими множество глаз. С помощью этих крыльев она могла подниматься вверх. В правой руке она держала золотую трубу, а в левой - большую пачку писем, на всех языках, которые она должна была разнести по всем странам.

Из этой пачки писем она выбрала одно и почтительно положила его на стол. Затем без единого слова она расправила крылья и улетела вверх, издав на своей трубе прекрасной такой могучий звук, что добрую четверть часа после этого весь холм отзывался на него эхом.

Со страхом и дрожью я взял письмо. Оно оказалось таким тяжелым, как будто все состояло из золота. Маленькая печать скрепляла его, а на ней был оттиснут необычный крест с надписью: "В этом знаке - победа"*3. Это принесло мне величайшее утешение, так как я знал, что этот знак был мало приятен и менее того полезен дьяволу.

В письме я обнаружил стихи, написанные золотыми буквами на лазурном фоне:

День этот, этот, этот день,
Есть королевской Свадьбы день.
Если ты рожденьем и выбором Бога
Приглашен на это празднество,
То возрадуйся!
Тотчас иди на гору,
Где стоят три величественных храма,
И узри там все от начала до конца.
Вначале тщательно проверь себя:
Пусть тот, кто весит слишком
Мало, остережется.
Ни одного гостя не потерпит эта Свадьба
Кто не хранит бдительность и нечист.

По мере того, как я читал эти предостережения, волосы мои вставали дыбом. Семь лет тому назад я узнал, в видении, что буду приглашен на Королевскую Свадьбу, и теперь, когда я определил положение планет, то убедился, что в самом деле наступило указанное тогда время. Но когда я исследовал себя, как получившего приглашение, и узрел свое невежество в мистических вещах, свое угождение плоти, свои построения величавых дворцов в воздухе и тому подобные чувственные замыслы, то был так потрясен своим ничтожеством, что заколебался между надеждой и страхом. Непонятные слова о трех храмах также огорчили меня.

Наконец я обратился к моему доброму ангелу с просьбой, чтобы он во сне направил меня по правильному пути, и уснул.

Во сне я обнаружил себя в мрачной темнице, скованным одной цепью со множеством компаньонов, пытающихся разорвать свои цепи и карабкающихся как пчелы один на другого. Когда вскоре мы услышали звуки труб и литавр и в открывшуюся темницу проник маленький лучик света, я умудрился ускользнуть от своих компаньонов и приподнять себя на валун возле стены темницы.

Затем у края отверстия появился старик со снежно-белыми локонами. Призвав к тишине, он объявил, что по милости его Древней Матери*4 к нам будет семь раз спущена веревка. Если кто-нибудь из нас сможет ухватиться за нее, то он будет поднят наверх и получит свободу.*5

Когда слуги Древней Матери спустили веревку, я никак не мог дотянуться до нее, а на кутерьму остальных было жалко смотреть. Через семь минут зазвонил маленький колокольчик, и веревка была вытянута наверх с четырьмя человеками, уцепившимися за нее. Снова и снова спускалась веревка, и каждый раз еще несколько человек вытаскивалось наверх; уже освобожденные помогали слугам тянуть.

На седьмой раз веревка качнулась в сторону, и мне удалось схватиться за нее, но когда веревку потянули вверх, я ударился головой об острый камень и начал истекать кровью, однако, несмотря на безнадежное положение, меня все же вытянули.

Затем темница снова закрылась, и мы, поднятые наверх, были освобождены от наших оков, а наши имена были записаны на золотую табличку. Потом мы поблагодарили Древнюю Мать за свое освобождение и начали прощаться с ней, каждому из нас был дан для расходов кусок золота. На одной его стороне было изображено восходящее солнце, на другой стороне стояли буквы D.L.S.*6

Что касается меня, то я едва мог двигаться из-за ран, оставленных на моих ногах цепями. Древняя Мать, видя это, сказала мне: "Сын мой, пусть эти раны не тревожат тебя, но благодари Бога, позволившего тебе даже в этом мире вступить в такой высокий свет. Сохрани эти раны в память обо мне".

Проснувшись, я обдумал свой сон и понял из него, что Бог удостоил меня правом присутствия на этой мистической и тайной Свадьбе. Я облачился в белые полотняные одежды, накинул на плечи кроваво-красный плащ, завязав его крестообразно*7, а к шляпе прикрепил четыре красных розы. Затем я взял хлеба, соли и воды*8, и радостный, отправился в путешествие.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Эту первую бурю должен выстоять каждый ученик. Причину этой бури объяснить просто: это столкновение с силами истинной Жизни в сплетениях зева (plexus caristicus).
Битва, которая должна произойти в канун Пасхи, с этого начинается. Реакцией на новую нервную деятельность под влиянием изначальной праны будет полная концентрация сил нашей природы с целью направить весь интерес ученика на земной мир. В диком хаосе всевозможных влияний должно выясниться, способен ли ученик уделить внимание приглашению на Свадьбу.
Мы читаем, что и Христиан Розенкрейц занят приготовлением своего дорогого пасхального Агнца. Вдруг поднимается сильная буря, грозящая разрушить его "хижину", построенную на "холме".
В этом классическом повествовании мы снова находим понятие "Иосиф Аримафейский". Дело в том, что этот человек не является историческим лицом, имеющим такую фамилию. Его имя - это символ каждого человека, начинающего и выполняющего Великий Труд вольного каменщика.
В имени "Иосиф" мы видим идею "хижины", или "строительной хижины". "Строительная хижина" - это, по универсальному гностическому учению, рабочее место. В такой "строительной хижине", на таком рабочем месте должен свершиться "Великий Труд": должен быть приготовлен дорогой пасхальный Агнец, то есть Грааль. [1]
Мы дошли теперь до второй стадии, которую Шри-Шанкарачарья обозначает словом кутичака, что означает "человек, строящий хижину"; а буддисты называют ее сакридагамик, то есть "человек, получающий еще новое рождение".
В течение этой стадии не приходится уже порывать никаких цепей, но необходимо приобрести некоторые способности, а именно сиддхи, или психические силы. После второго Посвящения сиддхи должны развиться, ибо ученик достиг той ступени развития, на которой ожидают его весьма обширные обязанности не только в мире людей, но и в окружающих его иных мирах, находящихся вне плана материального. [2]

2. В оригинале "прекрасная женщина" (Weib). Ее ангельская природа достаточно ясна из последующего описания. Далее читатель встретится с другими гранями высокого женского образа, который проходит через всю книгу.

3. In hoc signo vinces - латинская вставка. По преданию, эти слова (в сочетании с крестом) были явлены в видении императору Восточной Римской империи Константину, который сделал христианство государственной религией своей империи. Традиционный перевод этих слов в дореволюционной русской литературе: "Сим победиши".

4. Буквально: "Древняя Госпожа" (Die alte Frau).

5. Дно колодца, описанное в "Алхимической Свадьбе Христиана Розенкрейца", связано с зеркалом подсознания. Последнее находится в крестцовом сплетении, в нижней части системы спинального духовного огня. Золотой луч Света изначальной праны должен проникнуть до самого крестцового сплетения. Этот луч подобен веревке, которую опускают в колодец. Чтобы веревку можно было опустить, необходимо открыть крышку колодца. Его крышка (или покрытие) связана со святилищем головы, в котором находятся семь роз, и каждая из них образует проход в колодец - в подсознание. Только если семь веревок, или семь лучей золотой изначальной праны, опущены в колодец, отражающая работа подсознания может полностью функционировать. Тогда Христиана Розенкрейца могут вытащить из колодца на шестой веревке.
Это сообщение обращает внимание ученика на тот факт, что в момент, когда через шестую розу вовнутрь попадает шестой луч изначальной праны, космическое сознание начинает понимать свое предназначение, свою задачу и присутствие Света изначальной праны. Для завершения всего процесса необходим седьмой луч. До этого часа космическое сознание было полностью связано с диалектическим космосом и исполняло работу, к которой его принуждала диалектическая иерархия или которой он занимался добровольно. Однако с седьмым лучом, с этим направленным на подсознание световым ударом, звучит труба, раздается интенсивный, пронзительный звук, вибрирующий во всем микрокосмосе.
При шестом прикосновении космическое сознание воспринимает Святого Духа вне себя; при седьмом прикосновении Святой Дух окончательно входит в систему, и начинается регенерация всей природы.
Вам стало понятно, что здесь речь идет о первом воскресении. Благодаря работе святого семеричного Света, благодаря направленным на крестцовое сплетение семи лучам, в микрокосмическую систему ученика, хорошо исполнившего эту семеричную подготовительную работу, входит истинная Жизнь. Этим пробуждается Жизнь посреди царства смерти. По словам Библии, под руководством этой Жизни смерть будет поглощена победой. В этот момент начинается постепенная смерть небожественной природы, так как изначальная жизненная прана вновь находится в микрокосмической системе. [1]

6. Их истолковывают как Deus Lux Solis ("Бог - Свет Солнца") или Deo Laus Semper ("Вечная хвала Богу").

7. В оригинале немного иначе; "препоясал чресла алой лентой, крестообразно перевязанной на плечах". Интересно сравнить этот образ с красными крестами на белом епископском оплечье в русских иконах. Далее мы увидим, что сопоставление с русской традицией не столь парадоксально, как кажется на первый взгляд.

8. Хлеб, соль и вода в антропософской интерпретации символизируют соответственно волю, мышление и чувства - качества человека, находящегося в земном мире. При восхождении в мир высший он от них отказывается, приобретая впоследствии новые, более тонкие качества.



4. Фрагменты. Астрология. Из "Тетрабиблоса" Клавдия Птолемея.

Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (ок. 100 - ок. 165) - выдающийся астролог, ученый универсальных познаний - астроном, математик и географ. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков его эпохи. Зато ему повезло в посмертной славе: почти все его основные астрологические сочинения сохранились и были высоко оценены потомками, в том числе современными астрологами. Религиозные фанатики и жестокие завоеватели, огнем и мечом уничтожавшие астрологические сочинения, не осмелились посягнуть на "Тетрабиблос" Птолемея - энциклопедию древней астрологии. Создавая эту книгу, Птолемей пользовался множеством не дошедших до нас источников, благо у него под руками была богатейшая Александрийская библиотека, уничтоженная в 390 г. фанатичной чернью под предводительством христианского патриарха Феофила.

Птолемей не только талантливый компилятор, но и вдумчивый ученый, критически рассмотревший древний опыт, очистивший его от легендарных наслоений и по существу заново разработавший ряд основных направлений в астрологии, таких, как теория астрологической совместимости (синастрии) и многофакторный расчет эфемерид. Птолемеевыми таблицами расчета эфемерид можно пользоваться и сегодня: ошибка даже в расчете движения Луны не превышает 7-8 градусов! Птолемей заложил основы научной астрологии во всей ее широте - от натуральной, изучающей ритмику природных явлений, до мунданной (ныне политической), исследующей развитие государств и народов.

"Тетрабиблос" написан Птолемеем около 151 г. В этой библии астрологии автор избегал мистических построений и везде, где это было возможно, подводит естественно-научную базу в объеме представлений своего времени. Птолемей навел порядок в хаосе различных астрологических систем и оставил потомкам стройную композицию "макрокосм в микрокосме" - теорию органической взаимосвязи и теснейшего взаимопроникновения космических и земных начал в затейливой пряже нашей жизни.

В IX веке стараниями кастильского короля Альфонса Х "Тетрабиблос" переведен на латинский язык. В 1484 г. в Венеции Ратдольт выпустил его первое печатное издание. На греческом это сочинение Птолемея издано в 1525 г. в Нюрнберге. В 1551 г. оно вошло в собрание сочинений Птолемея, изданное в Базеле под редакцией Э.Шреккенфукса. К настоящему времени известно более 100 изданий "Тетрабиблоса".


Глава 2. О том, как и насколько достижимо знание астрономическими методами

Всего лишь несколько соображений понадобится для доказательства каждому того факта, что некая сила, исходящая из вечной эфирной субстанции, проникает повсюду и рассеивается в пространстве, окружающем Землю, которая тем самым подвергается изменениям, поскольку такие первичные элементы, как воздух и огонь, подвержены влиянию движения эфира и, в свою очередь, вызывают изменения во всем остальном: в земле и в воде, и в растениях, и в животных.

Так Солнце вместе с окружением всегда оказывает определенное воздействие на все находящееся на Земле; это происходит не только посредством изменений, которые присущи временам года и проявляются как появление нового поколения животных, роста растений, паводков и изменения организмов, но и посредством ежедневного обращения, ведущего к чередованию жары, влажности, сухости и холода, оно строго упорядочено и соответствует положению светила относительно зенита. Также и Луна, как наиболее приближенное к Земле небесное тело, в изобилии дарует свой свет земным предметам, причем большинство из них как одушевленных, так и неодушевленных, испытывает к ней расположение и изменяется вместе с ней; реки ускоряют или замедляют свой бег под воздействием ее лучей, приливы и отливы морей начинаются с ее восходом и заходом, а растения или животные полностью или частично расцветают или увядают вместе с ней. Более того, перемещения неподвижных звезд и планет по небу часто означают жаркое, ветреное или снежное состояние воздуха, что оказывает соответствующее воздействие на земные явления. Затем также их аспекты относительно друг друга путем слияния или смешения их воздействий приносят немало сложных перемен. Хотя сила Солнца преобладает в общем управлении качеством, другие небесные тела оказывают помощь или противостоят ему в частных деталях; Луна делает это более очевидно и постоянно, например, когда она повал, полная или в четверти, а звезды через более продолжительные промежутки и менее явно, то есть при их появлениях, скрытиях и сближениях. Если рассматривать проблемы подобным образом, то все согласятся с вытекающим отсюда следствием, по которому не только предметы, уже явленные, должны подвергаться воздействию в процессе движения этих тел, но и подобным же образом ростки семян и завязь должны формироваться и приобретать качество, соответствующее небесам в тот период времени. Некоторые наиболее наблюдательные земледельцы и пастухи действительно высказывают предположение относительно будущего качества на основании оценки ветров, пре обладающих в момент оплодотворения или сева семян; в целом, мы видим, что наиболее значимые последствия, соответствующие наиболее очевидным конфигурациям Солнца, Луны и звезд, обычно известны заранее и даже тем, кто интересуется проблемой, используя не какие-то научные методы, а простое наблюдение. То, что является следствием действия более мощных сил и более простых природных законов, например, ежегодной смены времен года или направлений ветров, воспринимается очень невежественными людьми и, более того, даже бессловесными тварями, поскольку ответственность за эти явления обычно возлагается на Солнце. Тем не менее, явления несколько иного, менее общего характера, также часто учитываются людьми, которые в силу необходимости вынуждены проводить наблюдения; так, например, мореплаватели знают особые признаки надвигающихся штормов и ветров и судят о них на основании отношения между аспектами Луны, фиксированных звезд и Солнца. Ввиду недостатка образованности они не могут точно определить время и место этих явлений или периодичность движения планет, которые вносят значительный вклад в происходящее и, как следствие этого, часто ошибаются. Если же человек настолько хорошо знает перемещения всех звезд, Солнца и Луны, что от его внимания не ускользнет ни место, ни время каждой из их конфигураций, если он постиг их природу в целом в процессе длительного изучения, хотя способен различать не глубинные, а только наблюдаемые качества, такие как, жар, исходящий от Солнца, или влажность от Луны и так далее; если он в силах определить на основании всех этих данных как научным путем, так и с помощью логических умозаключений, отличительный признак качества, являющегося результатом сочетания всех факторов, то что может помешать этому человеку, исходя из взаимосвязей явлений, охарактеризовать в каждом конкретном случае состояние воздуха и предсказать, например, что он будет теплее или более влажным? Почему бы ему также не постичь основное качество темперамента какого-то человека на основании окружения в момент его рождения, то есть, что он, например, имеет такое-то и такое-то тело и такие-то, такие-то душевные свойства, а также не предсказать некоторые события, используя тот факт, что такое-то и такое-то окружение соответствует такому-то и такому-то темпераменту и процветанию, тогда как другое не является сталь же подходящим и предрасполагает к травме? Возможность подобных знаний может быть вполне доказана на основании этих и других подобных аргументов. Последующие соображения, возможно, приведут нас к выводу, что критика науки, построенная на обвинении в невозможности этих знаний, является чрезмерной и незаслуженной. Во-первых, ошибки тех, кто не имеет достаточно хорошей подготовки в ее практическом применении, а их число, как можно предположить, среди лиц, занимающихся этим важным и многосторонним искусством, велико, породили веру в то, что даже точные предсказания зависят от случая, а это неправильно. Дело не в несостоятельности науки, а в бессилии тех, кто ее практикует. Во-вторых, многие, ради корысти, претендуют на доверие совсем к другому искусству под именем астрологии и обманывают простолюдинов, утверждая, что могут предсказать многие явления и даже те, о которых просто невозможно знать заранее, тогда как более думающим людям они предоставляют случай высказывать неблагоприятное суждение и о тех предметах, которые в действительности являются предсказуемыми. Безусловно, это незаслуженно; то же самое происходит и с философией - не следует упразднять ее лишь на том основании, что на звание философа претендуют несколько явных мошенников. Тем не менее, ясно, что даже тот, кто подходит к астрологии, глубоко проникнувшись духом исследования и сознавая законность ее существования, может часто ошибаться, не в силу уже указанных причин, а из-за глубинной сущности явления и своей личной слабости по сравнению с величием того, чем он занимается. В целом же, кроме факта, согласно которому любая наука, имеющая дело с качеством ее предмета, носит предположительный характер и не может быть абсолютно подтвержденной, особенно если она состоит из множе ства различных элементов, совершенно верным является и то, что конфигурации планет в древности, на основании которых мы приписываем сходным аспектам те же влияния, что и астрологи прошлого, могут в большей или меньшей степени быть подобны современной картине по прошествии длительного периода времени; однако они не будут идентичными, поскольку возврат всех небесных тел и Земли в точно то же самое положение, если человек не одержим тщеславным представлением о своей способности постигать и знать непознаваемое, либо не происходит вообще, либо случается в период времени, выпадающий за рамки жизненного опыта; именно поэтому предсказания иногда оказываются неверными, то есть причина заключена в несоизмеримости примеров, на которых они основываются. При исследовании атмосферных явлений это будет единственной трудностью, поскольку здесь принимается в расчет только движение небесных тел. Однако при исследовании, касающемся человека и его индивидуального темперамента в целом, можно легко проследить, что существуют обстоятельства не меньшей важности и отнюдь не пустякового характера, которые, соединяясь, определяют особые качества тех, кто родился на свет. Различия семени имеют огромное влияние на отдельные черты рода, поскольку даже при одинаковом окружении и небосклоне каждое семя стремится выразить присущую ему форму, например, человека, лошади и так далее; места рождения вызывают немалые изменения в том, что появляется. Так при семени, принадлежащем одному роду, например, человеческому, и одинаковых условиях окружения, те, кто приходит в мир, сильно отличаются друг от друга как в смысле тела, так и души, в зависимости от страны, где они родились. Более того, при полном равенстве вышеописанных условий свой вклад в формирование особого образа жизни вносят воспитание и привычки. До тех пор, пока каждое из этих явлений не будет изучаться наряду с причинами, обусловленными окружением, хотя и считается, что последнее имеет самое большое влияние (окружение - одна из причин, заставляющих эти явления быть тем, что они есть, не о казывая, в свою очередь на него никакого воздействия), они могут стать значительной помехой для тех, кто верит, что в подобных случаях все может быть постигнуто на основании движения, небесных тел, включая даже то, что совсем не входит в сферу его влияния. Поскольку дело обстоит подобным образом, было бы нецелесообразным отказываться от всех подобных предсказаний на том основании, что они иногда могут оказаться ошибочными; мы ведь не подвергаем сомнению искусство составления лоцманской карты из-за содержащихся в ней ошибок; однако в случае очень больших требований, а также тогда, когда они связаны с предсказаниями, мы должны довольствоваться тем, что возможно, и считать это достаточным. Не следует нам также слепо и субъективно требовать от искусства всего сразу, а надо постараться оценить его красоту даже в тех случаях, когда не удалось получить исчерпывающий ответ; и точно также, как мы не обвиняем врачей в том, что они принимают во внимание как саму болезнь, так и особенности осматриваемого пациента, мы не должны протестовать против использования астрологами в качестве основы для выводов таких особенностей как национальность, страна, воспитание и прочих уже существующих второстепенных черт.



5. Жемчужины мудрости. Фраза.

"Нас манит высота, но не ступени к ней; обратя взор на вершину, мы предпочитаем идти равниной"

Иоганн Вольфганг Гёте (1749 - 1832)


Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное