Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Розенкрейцеры: философия, история, символы

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 71
14 декабря
2004 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. Тексты ДМОРК. Содействие Делу Мира.
2. История. Кристиан Ребисс. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Продолжение.
3. Тексты. Франсес Йейтс. ""Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона".
4. Жемчужины мудрости. Фраза.


Объявление

В рамках книжной выставки "Зов Розенкрейца. 400 лет", которая проводится в Библиотеке иностранной литературы, в субботу 18 декабря в 14 часов состоится демонстрация документального фильма "Розенкрейцеры" (ДМОРК-Франция) на русском языке. Вход свободный.

Москва, ул. Николоямская, д.1, ВГБИЛ, центральный вход, холл выставки.

Проезд: ст.метро "Таганская-кольцевая"



1. СОДЕЙСТВИЕ ДЕЛУ МИРА

Бог моего сердца, Бог моего понимания,

Я содействую Миру, когда стараюсь выразить лучшее в себе в моих отношениях с другими людьми.

Я содействую Миру, когда использую свой разум и свои способности для служения Богу.

Я содействую Миру, когда сострадаю всем тем, кто страдает.

Я содействую Миру, когда считаю всех людей своими братьями, независимо от их расы, культуры или религии.

Я содействую Миру, когда я радуюсь счастью других людей и когда молюсь за их благополучие.

Я содействую Миру, когда терпимо выслушиваю мнения, которые отличаются от моих или даже противоречат им.

Я содействую Миру, когда прибегаю к диалогу, а не к силе, чтобы разрешить конфликт.

Я содействую Миру, когда с уважением отношусь к Природе и сохраняю её для будущих поколений.

Я содействую Миру, когда не настаиваю на принятии другими людьми моего понимания Бога.

Я содействую Миру, когда считаю Мир основой моих идеалов и моей философии.

ДА БУДЕТ ТАК!



2. История. Кристиан Ребисс. История розенкрейцерства от истоков до наших дней.

Мы продолжаем публикацию книги Кристиана Ребисса "История розенкрейцерства от истоков до наших дней".


Пражская дефенестрация

Постепенно Матиас II начинает смещать протестантов с ответственных государственных постов. Затем в 1618 году он закрывает один из пражских храмов. Это событие взрывает ситуацию. Народ, привыкший к свободе вероисповедания, отказывается от повиновения, и 23 мая протестанты выбрасывают из окна трёх представителей императора. Это и есть "пражская дефенестрация", инцидент, обозначивший начало Тридцатилетней войны (1618 -1648), которая опустошит Германию. Смерть Матиаса II в марте следующего 1619 года ещё более усугубит положение. Его племянник Фердинанд Штирский, король Богемии с 1617 г., займёт трон императора. Воспитанный иезуитами, он положит конец религиозной терпимости, установленной Рудольфом II, и начнёт принимать меры для запрета протестантизма.

Народ Богемии отказывается подчиняться власти Фердинанда и избирает Фридриха V главой Протестантской унии с тем, чтобы сместить первого. Фридрих V получил поддержку протестантов Франции и Англии. После смерти Генриха IV в 1610 г. многие считали его человеком, способным примирить католиков и протестантов. В изображении льва, украшавшем его герб, некоторые видели знак эры благоденствия, предсказанной в "Пророчестве Северного Льва". Как пишет Франсес Йейтс, дворец Фридриха был тогда центром зарождавшегося розенкрейцерства. В 1613 г. Фридрих женился на дочери английского короля Якова I. Это было очень важным событием, скрепляющим союз протестантов Европы. Свадьба, сначала отпразднованная в Англии, была продолжена пышными церемониями в замке Хайдельберга. Вполне возможно, что описание некоторых сцен "Химической свадьбы Христиана Розенкрейца" Иоганном Валетином Андреэ было вдохновлено этими церемониями. Замок Хайдельберга, будучи шедевром в культурном аспекте, был украшен садами, с многочисленными гротами, "говорящими статуями" и хитроумными машинами, созданными Соломоном Каусом. Этот замок считался в своё время восьмым чудом света.

Белая Гора

Фридрих V знал, что, приняв корону, ему придётся противостоять власти Габсбургов. Повинуясь судьбе, он согласился. Коронация была проведена в ноябре 1619 г. в Пражском соборе. Увы, он станет "королём на одну зиму", - вся власть Габсбургов, стремящихся вернуть свои владения, обрушится на него. Его союзники, короли Франции и Англии, из опасения конфликта с Испанией предпочтут не вмешиваться. 8 ноября недалеко от Праги произошло печальное сражение у Белой Горы. Отряды Фридриха под руководством князя Анхальтского терпят от католиков сокрушительное поражение, и Фердинанд возвращает себе трон. Фридрих и Елизавета бегут в Голландию, в Гаагу. Вслед за этим сражением случатся не менее скорбные события. Пьер Шону назовёт этот конфликт "небывалой катастрофой", а П. Мольс увидит в нём "крупнейший демографический катаклизм за всю историю Германии". Итог этих события потрясает: Пфальц теряет семьдесят процентов своего населения, Вюртемберг - восемьдесят два процента, а Богемия - сорок четыре процента. К этому нужно добавить исход более двадцати тысяч человек. В общем в результате этой войны Центральная Европа утрачивает шестьдесят процентов своего населения. Неудивительно, что в таком контексте розенкрейцерский проект закончился неудачей.

После разгрома Фридриха Габсбурги выпускают сатирические гравюры, в которых его личность связывается с розенкрейцерством. Их победа, нашедшая своё продолжение в Тридентском соборе, на котором были осуждены протестантизм и герметизм, явилась победой католицизма над розенкрейцерством. На одной из таких гравюр представлен орёл Фердинанда, сидящий на вершине колонны, у основания которой лежит лев (Фридрих). На подписи к этой гравюре розенкрейцерский девиз, которым заканчивается "Fama Fraternitatis", - "Под сенью крыл Твоих, Иегова" - спародирован во фразе: "Под сенью крыл моих Богемия процветать будет". Таким образом, идеал братства, предложенный розенкрейцерами, натолкнулся на религиозную нетерпимость, а Тридцатилетняя война помешала созданию настоящего Ордена. Розенкрейцерский проект не осуществился в это время, но его идеал оставался востребованным в Европе, в частности в Англии и во Франции. Именно в это смутное время Рене Декарт (1596 - 1650) предпринимает попытки найти розенкрейцеров. Как мы увидим далее, его возвращение во Францию совпадёт во времени с появлением таинственных плакатов, извещавщих о пребывании в Париже розенкрейцеров. В Англии розенкрейцерский проект найдёт неожиданное развитие в связи с личностью Фрэнсиса Бэкона.



3. Тексты. Франсес Йейтс. ""Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона".

Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги Франсес Йейтс "Розенкрейцерское просвещение".


Бэкон умер в 1626 г. В 1627-м была опубликована найденная в его бумагах незаконченная и недатированная рукопись, в которой шла речь об идеальном религиозно-научном сообществе. Сочинение написано в форме аллегории и повествует о том, как застигнутые бурей моряки открыли неизвестную страну - Новую Атлантиду. Жители Новой Атлантиды сумели построить совершенное общество, осуществив свой эксперимент втайне от остального человечества. Они были христианами; христианство пришло к ним в незапамятные времена и приняло форму "евангелического" благочестия, подразумевающего, прежде всего, братскую любовь к ближнему. Они многого достигли и в научном познании мира. У них есть Великая Коллегия, именуемая Домом Соломона. Она представляет собой орден жрецов-учёных, которые осуществляют исследования во всех сферах искусства и науки и используют полученные результаты на благо людей. Сочинение, стало быть, подводит итог многолетним трудам Бэкона и посвящено проблеме, всю жизнь его интересовавшей: как обеспечить научный прогресс и извлечь из него максимальную пользу для человечества.

В этой фантазии или притче встречаются некоторые мотивы, памятные нам по розенкрейцерским манифестам, причем характер их использования не оставляет сомнения в том, что Бэкону был известен миф о Розенкрейце.

Прежде чем путешественники высадились на берег, чиновник из Новой Атлантиды вручил им свиток с инструкциями. "Свиток скреплен был печатью, изображавшей крыла серафимов, но не простертые, а опущенные книзу; а подле них крест". Розенкрейцерское "Откровение" тоже в конце как бы скреплялось печатью - девизом "В тени крыл Иеговы", и вообще, как мы видели, крылья украшали (в качестве характерной эмблемы) многие розенкрейцерские публикации.

На следующий день путешественников со всей возможной любезностью препроводили в Дом чужестранцев, где между прочим оказали необходимую помощь их больным. Путешественники хотели заплатить за медицинское обслуживание, но денег у них не взяли.. Читатель помнит, что одно из правил устава розенкрейцерской Братии, изложенного в "Откровении", обязывало лечить больных безвозмездно.

Через несколько дней гостей, нашедших приют в Доме чужестранцев, посетил ещё один чиновник из Новой Атлантиды. На голове он носил белую чалму, "украшенную маленьким красным крестом" - эта деталь ещё раз подтверждает, что бэконовские моряки, потерпев кораблекрушение, попали в страну розенкрейцерских Братьев.

На следующий день чиновник в белой чалме, оказавшийся управителем Дома чужестранцев, явился к ним снова и любезно объяснил всё то, что они пожелали узнать об истории и обычаях страны, о том, как здесь была принята христианская вера, а также о Доме Соломона - здешней коллегии мудрецов. После этого он предложил путешественникам спрашивать обо всём, что ещё казалось им непонятным. Тогда гости заговорили об одном странном обстоятельстве, более всего поразившем их воображение: из рассказа управителя следует, что жители Новой Атлантиды говорят на всех европейских языках и, по всей видимости, прекрасно осведомлены и о делах "внешнего мира", и о достигнутом европейцами уровне научных знаний; о них же самих за пределами их родной страны никто никогда не слышал.

"Но как могут островитяне знать языки, книги и историю тех, кто отделён от них таким расстоянием, - вот что кажется нам непостижимым и представляется свойством и особенностью божественных существ, которые сами неведомы и незримы, тогда как другие для них прозрачней стекла.

Выслушав это, управитель добродушно улыбнулся и сказал, что мы недаром просили прощения за подобный вопрос; ибо, как видно, считаем его землю страной чародеев, посылающих во все концы света незримых духов, которые доставляют им сведения о чужих краях. На это всё мы ответили с подобающей почтительностью, но, однако, показав, что поняли его шутку: "Да, мы действительно склонны думать, что остров имеет в себе нечто сверхъестественное, но скорей ангельское, нежели колдовское".

Далее управитель объясняет, каким образом мудрецы Новой Атлантиды узнают всё, что происходит во внешнем мире, сами оставаясь "незримыми" для него. Это возможно потому, что из Новой Атлантиды периодически отправляют путешественников для сбора информации; они носят платье той страны, в которой пребывают, во всем следуют её обычаям - и таким образом не привлекают к себе ничьего внимания. Вспомнив о первом розенкрейцерском манифесте, мы можем сказать, что посланцы Новой Атлантиды придерживаются одного из правил, обязательных для розенкрейцерских Братьев: те тоже не носили специальной одежды или каких-либо отличительных знаков, но подражали в платье и внешнем обличье обитателям той страны, где им случалось оказаться. В Новой Атлантиде действует такое установление: раз в двенадцать лет два корабля, на каждом из которых находится "по три члена Соломонова дома", отправляются в экспедицию для сбора сведений о состоянии искусств и наук. Возвращаясь, посланцы доставляют на остров книги, инструменты и свежие новости. Подобные экспедиции организуются не ради торговли заурядными материальными ценностями, "но единственно ради того, что создано Господом раньше всех других вещей, т. е. света - чтобы обрести свет, в каком бы конце земли он ни забрезжил".

Итак, хотя Бэкон нигде в "Новой Атлантиде" не употребляет словосочетание "Розовый Крест", мы собрали достаточно подтверждений тому, что он был знаком с розенкрейцерским мифом и использовал его в своей притче. Новой Атлантидой управляют розенкрейцерские Братья; это они незримо путешествуют в качестве "купцов света" по всему миру, направляемые своей "незримой коллегией", которая у Бэкона именуется Домом Соломона. Они следуют уставу розенкрейцерского Братства: лечат больных безвозмездно, не носят специальной одежды. Более того, свиток, доставленный из Новой Атлантиды, был скреплен печатью с "крылами серафимов" - подобно тому, как розенкрейцерское "Откровение" "запечатано" словами о "крылах Иеговы". Вообще остров кажется порождением скорее ангельских, нежели колдовских сил, недаром один из представителей тамошней администрации носит чалму с красным крестом.

Современные исследователи творчества Бэкона не знакомы с розенкрейцерской литературой: она не входит в университетскую программу и до сих пор не привлекала к себе внимания историков философской или научной мысли. Однако читавшие "Новую Атлантиду" во времена, когда "Откровение" и "Исповедание" были у всех на устах, без труда узнавали в бэконовских персонажах розенкрейцерских Братьев и их Незримую Коллегию. Один из таких читателей оставил письменное свидетельство о своих впечатлениях. Я имею в виду Джона Хейдона, чья книга "Священноводитель", опубликованная в 1662 г., в значительной мере представляет собой вариацию на темы "Новой Атлантиды". Когда человек в белой чалме с красным крестом приходит навестить больных, в передаче Хейдона он произносит следующие слова: "Я по должности управитель Дома чужестранцев, а по сану христианский священник, из Ордена Креста-Розы". Там, где Бэкон упоминает "мудреца из числа членов Соломонова дома", Хейдон говорит о "мудреце из числа членов Общества Розенкрейцеров". Хейдон прямо отождествляет Дом Соломона в Новой Атлантиде с "Храмом Розового Креста". В его книге достаточно и других рассуждений, связывающих "Новую Атлантиду" с "Откровением"; по сути, он воспринимает роман Бэкона как ещё один розенкрейцерский манифест.

Многочисленные "розенкрейцерские" вставки, внесенные Хейдоном в текст "Новой Атлантиды", заслуживают специального подробного рассмотрения, которым сейчас мы заниматься не будем. И всё же я не могу не упомянуть ещё одну характерную деталь. Бэкон говорит, что в Новой Атлантиде хранятся некоторые из работ Соломона, которые в Европе считались утраченными. Хейдон дополняет это сообщение, утверждая, что на острове имеется "Книга М", написанная Соломоном. Согласно же "Откровению", "Книга М." была обнаружена, в числе других сакральных реликвий, в гробнице Христиана Розенкрейца.

Конечно, судя по "Новой Атлантиде", Бэкон был знаком с текстом "Откровения", а интерпретация бэконовского романа у Хейдона позволяет говорить и о параллелизме обоих произведений; однако упомянутые обстоятельства вовсе не доказывают принадлежности английского философа к некоему тайному обществу - розенкрейцерскому или масонскому. Необоснованные гипотезы подобного рода суть искажение исторических фактов, насилие над ними. К сожалению, вполне понятное неприятие таких фантастических теорий помешало серьёзным историкам заметить неоспоримые свидетельства, доказывающие факт влияния "Откровения" на "Новую Атлантиду".

В будущем историки философской мысли должны будут очень серьёзно исследовать этот факт в контексте развития немецкого розенкрейцерского движения. Религиозный настрой "Новой Атлантиды" имеет много общего с тем, что знаком нам по розенкрейцерским манифестам. Это интенсивное христианское благочестие, но ориентированное не на разработку доктринальных вопросов, а на практическую благотворительность в духе розенкрейцерских братьев. Религия Новой Атлантиды пропитана иудаистско-христианским мистицизмом, подобно христианской каббале. Местные жители с уважением относятся к евреям; свою коллегию они нарекли именем Соломона и ищут Бога в природе. Их великая коллегия, занимающаяся научными изысканиями, есть порождение герметико-каббалистической традиции. Мир Новой Атлантиды кажется не совсем реальным. Хотя он являет собой как бы воплощённое в жизнь пророчество о грядущей научной революции, сама эта революция мыслится отнюдь не в современном смысле, а в какой-то иной системе координат. Похоже, что жители острова осуществили "Великое восстановление наук" и в результате вернулись к состоянию Адама до грехопадения и изгнания из Рая - ведь именно таким образом и Бэкон, и авторы розенкрейцерских манифестов представляли себе конечную цель человеческого прогресса. Пожалуй, суть "Новой Атлантиды" яснее всего раскрывает тот эпизод, где путешественники обобщают свои впечатления об услышанном в вопросе: не находятся ли они в присутствии неких божественных существ, не заключается ли в самой "незримости" Братьев (которые, как мы знаем, были розенкрейцерами) нечто сверхъестественное, "но скорей ангельское, нежели колдовское". И хотя далее рассказывается, что управитель в ответ "добродушно улыбнулся" (восприняв слова чужеземцев как шутку, а затем указал рациональную причину "незримости" посланцев коллегии, всё же автор "Новой Атлантиды" сильно рисковал, можно сказать, балансировал на грани успеха и провала: ведь читатель мог принять его рассуждения о науке как нечто "почти ангельское", но мог и отвергнуть их, сочтя "наущением диавола". А реакция последнего рода была далеко не исключена - достаточно вспомнить об "Ужасающих соглашениях", напечатанных в Париже несколькими годами ранее.



4. Жемчужины мудрости. Фраза.

"Безрассудно судить о мыслях и понимании одного по мыслям и понимании другого"

Пьер Абеляр (1079 - 1142)



Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.amorc
Отписаться

В избранное