Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы



Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 86
28 марта
2006 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так". Глава 8.
2. Фрагменты. Философия. Николай Кузанский. Об учёном незнании.
3. Жемчужины мудрости. Из высказываний Менахема Шнеерсона.



1. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так". Глава 8.

Продолжаем публикацию глав из книги Императора ДМОРК Кристиана Бернара "Да будет так!" (1994).


Глава 8. НОЧЬ СОМНЕНИЙ

В этой главе я хотел бы поговорить о явлении, которое присуще всем традициям. Оно относится к одному из состояний, которое должен испытать каждый ученик на Пути к Свету. Я имею в виду Ночь Сомнений. Нет ни одного Аватара, Мессии или пророка, который бы не упоминал этот период великого замешательства, с которым рано или поздно познающий должен столкнуться в ходе своих исканий и, по возможности, преодолеть. Я особо подчеркиваю "по возможности", ибо может так случиться, что Ночь Сомнений не даст нам вообще возможности увидеть Свет или, по крайней мере, в течение данного воплощения.

Для начала надо дать определение, что такое Ночь Сомнений. Я бы сказал, что в личном плане это период времени, связанный с сомнениями в ценности идеалов, которым мы следовали до сих пор. В зависимости от обстоятельств, эти сомнения могут быть вызваны рядом испытаний, которым мы подвергаемся, или внутренним кризисом, который не связан с объективным миром. Болезнь, несчастный случай, потеря любимого человека, семейные проблемы и неприятности на работе - это всё причины, которые могут нарушить равновесие в мистических поисках человека и ввергнуть его в мрак сомнений. Независимо от этих испытаний, может случиться так, что по чисто психологическим причинам мистик может быть охвачен внутренними негативными импульсами, которые заставят его отказаться от тех ценностей, в которые он прежде верил.

Приходит ли она как следствие земных испытаний или внутренних страданий, Ночь Смятения часто проявляется одним и тем же способом: пламя нашей мистической веры, вспыхнув, угасает на все то время, пока мы упорствуем в том, чтобы разжечь его вновь. Мы страдаем в полной мере, и хотя мы знаем, что сами виновны в этих страданиях, мы отказываемся освободиться из этих зыбучих песков, которые час за часом, день за днём и неделя за неделей затягивают нас все глубже. Руки помощи тянутся к нам, но мы не желаем их видеть, и тем более воспользоваться ими. Мы больше не верим ни в Бога, ни в черта, ни в человечество, ни в друзей, ни в самих себя. Мы позволяем себе стать пленником фатализма и пресыщенными наблюдателем самого себя. Мы видим себя дрейфующим в океане своих страхов, страданий и отчаяния. Наше собственное существование становится бременем, которое мы несем, потеряв убежденность, и тем самым мы даем розе на кресте погибнуть, ибо мы ее уже не различаем.

Многие из нас уже испытали этот весьма мрачный период жизни. Он неизбежно возникает у каждого человека, но на мистика он оказывают особенно большое внутренние воздействия, ибо он сознает, что это состояние связано с тем выбором, который непосредственно повлияет на ход мистической эволюцией. В глубинах своего существа мистик чувствуют, что этот период подвергает его идеалы испытанию, и он понимает, что он выйдет из него либо более сильным, либо, наоборот, менее сильным. Если это так, то отсюда следует, что Ночь Сомнений в том виде, в каком она возникает в жизни мистика, есть результат конфликта между объективным "я" и духовным "я". Конечно, у него может возникнуть ощущение, что это не так, особенно если речь идет о тех тяжёлых испытаний, которые были упомянуты ранее. Однако, согласен он с этим или нет, но Ночь Сомнений существует только потому, что он колеблется между желаниями своего "я" и велениями души, другими словами, между земными иллюзиями и Космической Реальностью.

Для примера, возьмём одно из самых болезненных событий - смерть. И мистики, и верующие испытывают мучительный период, следующий за потерей любимого человека. При таких печальных обстоятельствах их охватывает чувство несправедливости, которое неизбежно оказывается связанным с их собственными верованиями. Почему муж или жена, отец или мать, сын или дочь, брат или сестра умерли такими молодыми? Почему они должны переносить такие страдания? Почему именно в это время? Почему? Да, существует ли Бог? Неужели мистицизм годится только на то, чтобы поддерживать ложные надежды, сделать жизнь менее горькой, сокрыть факт небытия, оправдать слепую и несправедливую судьбу? Совершенно очевидно, что когда в голове возникает такая масса вопросов и ответов, то каждый такой вопрос свидетельствует о сомнениях. Объективное "я" использует любые средства, чтобы овладеть ситуацией, ибо его эготизм видит в этом новую возможность получить удовлетворение. Безусловно, чем больше у вопросов у нас возникает относительно духовной стороны жизни, тем большее значение мы начинаем придавать материальному миру. Другими словами, чем больше мы сомневаемся в Боге нашего Сердца, тем больше Дьявол радуется недостатку у нас разумения.

В этой главе я не собираюсь перечислять все аргументы, как логического, так и мистического характера, которые доказывают, что Бог, как я его понимаю, не может не существовать. Если бы вы сами полностью отрицали существование Бога, вы бы не держали эту книгу в своих руках. Эта проблема оказывается не такой простой, когда мы сталкиваемся с такими горестными событиями, как потеря любимого человека. И может так случиться, как говорилось выше, что мы подвергнем сомнению наши мистические идеалы, ибо, несомненно, смерть лишает нас общества человека, к которому наше объективное "я" было привязано в течение многих лет. Но если существование души всегда было очевидным для нас, и если мы посвятили целую жизнь вопросам эволюции нашей собственной, то как можем мы не признавать её реальность в финальном акте, когда она покидает тело любимого человека?

Что является истинным для этого великого испытания, также справедливо и для всех других испытаний, сопровождающих наше существованию, и ни одно из них не должно огорчать нас так сильно, чтобы мы испытали Ночь Сомнений. Однако опыт показывает, что мы уязвимы и что несчастья могут омрачать нашу духовную жизнь. Почему? Потому, что тот факт, что мы придерживаемся мистических взглядов, не обязательно делает нас мистиками, чья вера непоколебима. С другой стороны, наша оценка испытаний, которым мы подвергаемся, может быть ошибочной. В особенности это касается тех, кто постоянно пытается понять кармические причины физических и душевных страданий, которые они испытывают в те или иные периоды своей жизни. Некоторых мучают сомнения как результат тяжелых испытаний, которые они приписывают действию негативной кармы, совершенно несправедливой в их глазах, особенно учитывая всё то добро, что они, по их мнению, сделали. Они приходили в мой кабинет в отделении Д.М.О.Р.К и заявляли, что не понимают, почему после стольких лет, которые они посвятили изучению и практике розенкрейцерского мистицизма, на них обрушилось так много невзгод, несчастий и разочарований. Чувствуя подавленность и тревогу в своем сердце и душе, они говорили мне о своих сомнениях, а иногда даже подвергали сомнению своё членство в Братстве Розы и Креста.

Тем не менее, я объяснял им, что нам не следует усматривать прямую связь между испытанием и отрицательной кармой. Иными словами, важно понять, что испытание, каким бы оно ни было, не обязательно является результатом действия кармы. Многие из них носят чисто эволюционный характер и просто призваны испытать нашу внутреннюю силу, побуждая в то же время наши физические и интеллектуальные силы к их преодолению. Одна аналогия поможет вам понять это. Представьте себе студента, который ненавидит математику и которого экзаменует преподаватель. Для студента этот экзамен - испытание, которое он должен преодолеть, но которое, тем не менее, не связано с плохим поведением с его стороны. Этот экзамен - просто нормальное явление в жизни учебного заведения. Его цель - заставить думать и способствовать приобретению определенных знаний. В этом смысле, хотя студент рассматривает его как испытание, однако оно ни в коей мере не является кармическим. Теперь представьте, что этого студента наказывают, для чего есть веская причина, и в качестве наказания преподаватель даёт ему для решения математическую задачу. В этом случае, это, безусловно, будет кармическое испытание, поскольку оно будет результатом неправильного применения свободной воли учащегося.

Этот же принцип применим к испытаниям, с которыми неизбежно сталкивается каждый человек. Некоторые из них, безусловно, кармические, другие - нет. Такие условия существуют, поскольку они необходимы для целей эволюции, и, будучи воплощённым существом, невозможно развиваться, не решая проблемы и не преодолевая трудности. Поэтому очень важно не пасть жертвой ошибочной мистической интерпретации, при которой увязывалось бы каждое испытание с отрицательной кармой. Если бы это было так, то нам следовало бы признать, что распятие Иисуса (как одна из версий) есть кармическая компенсация за целый ряд его неправильных деяний. Вы должны согласиться, что данное заключение абсурдно и противоречит здравому смыслу. Поэтому, когда вы встречаетесь с испытаниями, то вместо того, чтобы пытаться определить, кармические они или нет, взгляните на них с полной, так сказать, мистической ответственностью, с уверенностью, что вы в состоянии их преодолеть, и что они будут содействовать вашей эволюции.

Как указывалось в начале этой главы, Ночь Сомнений не всегда приходит после испытаний, будь они кармическими или нет. Она может прийти неожиданно, как следствие психологической неустойчивости, причины которой зачастую связаны с личностью индивидуума. Общеизвестно, что нет двух людей с одинаковым темпераментом, характером и эмоциональным складом. Некоторые психологически менее устойчивы, чем другие, и эта неустойчивость иногда приводит к циклическим расстройствам, которые могут проявляться в отказе от убеждений, которых такие люди придерживались ранее. Этот вид расстройства наиболее часто встречается среди людей, испытывающих жизненные лишения. Когда такие люди переживают внутренний кризис, они не в состоянии объяснить глубинные причины своего состояния. Они мучаются все это время, поскольку и не пытаются его преодолеть. Их охватывает пессимизм, одолевают сомнения, их мистическая вера слабеет. Зачастую именно внешнее воздействие возвращает их на правильный путь, и они продолжают жить, пока следующая чёрная дыра вновь не ввергнет их в бездну. Однако, в эти периоды, когда они чувствуют, как их уносит в пучину страданий, все, что им следует сделать, чтобы убрать тучи, закрывающие их внутреннее солнце, это обратиться к Богу своего сердца. Если бы вместо того, чтобы бродить в тёмном лабиринте своих мрачных мыслей, они открылись бы свету, исходящему от всего прекрасного, яркого и чистого, они бы поняли, что пали жертвами недостаточной веры в свои идеалы.

Это наблюдение подводит меня теперь к рассмотрению мистических причин, лежащих в основе Ночи Сомнений. Является ли она результатом смерти любимого человека, испытаний или капитуляции перед нашими собственными страданиями, она может омрачить жизнь мистика, только если усердие, с которым он служит своим идеалам, слишком слабо, поверхностно или даже иллюзорно. С эзотерической точки зрения посвященных, Ночь Сомнений - это свидетельство победы, одержанной нашим внутренним драконом. Поэтому в жизни каждого мистика случается столько Ночей Сомнений, сколько поражений терпит ангел внутри него. До тех пор, пока человек не достигнет той точки эволюции, где он испытывают внутреннее Божественное озарение, он остается уязвимыми в своих поисках, и степень его уязвимости соразмерна его мистической вере. Это означает, что очень немногие из нас могут утверждать, что мы не будут переживать мрачные периоды в духовной жизни или, что мы не будут переживать их в будущем. Даже Учитель Иисус в последний момент своей миссии воскликнул: "Отец, почему Ты покинул меня?" На какой-то миг этот высокий посвященный засомневался. Но здесь важно понять, в ком он засомневался и в ком мы будем сомневаться, когда Ночь Сомнений погрузит нашу душу в тьму атеизма.

Когда мы тщательно исследуем это событие в мистической жизни Иисуса, всё приводит нас к убеждению, что не в Боге он сомневался, а в себе и в своей способности сохранить веру в Бога в период страданий. На нашем уровне, когда мы сомневаемся, происходит как раз противоположное, ибо в основном мы сомневаемся в том, что нас спасает. Однако именно на этом уровне может быть найден ключ, который даёт нам возможность преодолевать тёмные периоды, возникающие в нашей жизни. В минуты отчаяния, во время испытаний и несчастий мы не только не должны терять нашу мистическую веру, а наоборот, думать, говорить и действовать со всё большей верой в Бога. И мы никоим образом не должны допускать к себе сомнения. Мы только должны стремиться получить космическую помощь, чтобы иметь внутреннюю силу для преодоления нашей слабости, ибо именно в этой победе кроется решение любой проблемы, какой бы трагической она ни была в человеческом плане. Отсюда следует, что в условиях, когда наш внутренний санктум ввергнут в бездну тьмы, молитва и медитация являются нашими двумя величайшими союзниками для возврата к Свету.

Вы все знакомы с древним изречением, которая гласит: "Легче предупредить болезнь, чем лечить". Это верно, когда речь идёт о теле, но это также верно, и когда это касается души. Когда приходит болезнь, порой слишком поздно начинать лечение. Поэтому чтобы заложить эффективные основы для недопущения заболевания, нам следует объединять наиболее благоприятные физические и психологические условия сохранения здоровья. То, что мы должны делать для благополучия тела, то же мы должны делать и для гармонии души. Вместо того, чтобы просто ждать, пока не появятся обстоятельств, которые могут повлиять на нашу духовную жизнь и поколебать мистическую веру, нам следует возделывать наш внутренний сад и сеять семена безусловной приверженности Первопричине.

Многие мистики блуждают по Ночам Сомнений, которые они сами создают, потому что просто забыли взрастить розу, которую обещали любить вечно. Но годы прошли и время, в зависимости от того, как оно было использовано, либо подняло их к Свету, либо притупило их духовное восприятие. Безусловно, таков неумолимый закон, к исполнению которого и обязывает наша свободная воля. Если мы добровольно не пробуждаемся к осознанию души, то все заканчивается тем, что сознание объективного "я" собирает силы и берет под свой контроль нашу жизнь. Эта закономерность раскрыта в моем примере с розой в нашем внутреннем саду, ибо каждый знает, что содержание сада в порядке требует постоянного ухода. Недостаточно посеять хорошие семена, чтобы получить хороший урожай. Мы должны также ухаживать за посевами и всегда следить, чтобы их не заглушили сорняки. Это значит, что ничего прекрасного, доброго и полезного нельзя достичь, не прилагая усилий. Поэтому активность есть двигатель добра, тогда как пассивность или даже нейтральность - суть инструменты зла.

Этот принцип ещё в большей степени применим к нашим духовным исканиям, ибо они касаются неосязаемого и невидимого мира. Я хочу сказать, что легче защитить наше тело от какой-либо опасности, чем защитить нашу душу от попыток нанести ей поражение. В первом случае угроза осязаема, во втором - нет. Этим объясняется, почему розенкрейцеры, которые отстают в учении, в конце концов перестают открывать монографии. Это также является причиной того, почему, когда они начинают откладывать периоды молитвы и медитации, им становится всё труднее выполнять необходимую работу. Природа не терпит пустоты. И в результате пустота, которую они создают в своём внутреннем сознании, постепенно заполняется жизнью, направленной всё в большей степени вовне. В конце концов, приходит время, когда они превращаются в розенкрейцеров только по названию, и вот тогда они приходят в состояние, которое наиболее соответствует переживаниям Ночи Сомнений, и которое окажется решающей для их мистических исканий в будущем. Этот пример, имеющий отношение к членам Д.М.О.Р.К., может быть применим и ко многим повседневным жизненным ситуациям.

Прежде чем завершить эту главу, я хотел бы подчеркнуть, что вопреки общепринятому мнению, Ночь Сомнений не является исключительно индивидуальным явлением. Она может влиять на эволюцию и целого коллектива. Есть много стран, которые в процессе исторического развития прошли через полное преобразование своего религиозного, социального и экономического устройства. Если это и случается, то только потому, что коллективная душа нации есть отражение множества душ её составляющих. Именно поэтому, когда множество индивидуумов испытывает глубокие внутренние страдания в одно и то же время, их воздействию подвергается общее сознание. Я напоминаю вам об этом потому, что сейчас человечество погружено в Ночь Сомнений, что отражает ту борьбу, которая идет в каждом человеке. Может быть, человечество никогда не было так хорошо подготовлено к приходу духовности, как сейчас. Люди все пристальнее всматриваются в себя и в абсолютный хаос, сотрясающий мир, они готовы провести переоценку тех ценностей, которые в нашем современном обществе создали пропасть между телом и душой.

Более чем когда-либо люди осознают, что материализм, дав многое для их физического благополучия, отстранил их от внутренней жизни, от которой они никогда на самом деле не отрекались. Но, как вы знаете, когда мы далеко от того, что нам дорого, мы стараемся приблизиться к нему любыми возможными способами. Вот почему, несмотря на все внешние проявления, мы должны видеть в нашей нынешней эпохе свидетельства беспрецедентного примирения между Богом и Его Творением. Ночь Сомнений, которую сейчас переживает человечество, есть само по себе доказательство того, что ангел-хранитель ещё живет в сердце каждого человека, и никогда еще он не сражался с таким упорством с находящимся внутри каждого из нас драконом. В этом смысле, то, что мы сейчас переживаем на земном плане, просто внешнее проявление духовной битвы, которую ведёт каждый из нас. Это означает, что если большинство человечества одержит победу и найдет Свет, у мира появятся все возможности увидеть Золотой Рассвет, о котором говорили все посвящённые.

Поскольку это и есть то, чего мы все желаем, наш долг помочь нашим братьям заполнить внутреннюю пустоту, которая делает их такими беспомощными перед лицом нарастающих ударов сил зла. Как это сделать? Быть самим ответственными, сильными и, более того, быть мистиками не только на словах, но и на деле. Мы должны вести себя таким образом, чтобы все люди, с которыми мы встречаемся, ощущали в нас такую личность, чей оптимизм и спокойствие могут преодолеть все испытания. При каждой возможности мы должны направлять разговор к обсуждению мистицизма и доказывать, что всё, абсолютно всё, может и должно рассматриваться с духовной точки зрения. Короче говоря, где бы мы ни были, и кем бы мы ни были, мы должны быть Светом, который освещает души других и согревает их сердца. По моему мнению, это единственный способ указать дорогу, по которой человечество должно следовать, чтобы выбраться из того тёмного лабиринта, в котором оно оказалось. Долг всех мистиков, и не только Розенкрейцеров, состоит в том, чтобы способствовать постепенным изменениям в умах людей так, чтобы восстановить равновесие между материальными интересами и духовными потребностями.

Каждая Ночь Сомнений, будь то индивидуальная или коллективная, - это посвящение. В конце каждого посвящения появляется маленький огонёк, и когда все маленькие огоньки сольются в один, и индивидуальное, и коллективное сознание испытает Космическое Озарение. Путь к Великому Свету будет широко открыт, а тьма навсегда изгнана.

Да будет так!



2. Фрагменты. Философия. Николай Кузанский. Об учёном незнании.

Мы продолжаем знакомить вас с творчеством философов, оказавших большое влияние на развитие мировой философской мысли.


Николай Кузанский (1401-1464) - один из самых ярких представителей раннего Возрождения. В своем творчестве он соединял культурное наследие Средневековья и зарождавшуюся культуру Ренессанса. Был родом из Южной Германии, учился в университете Падуи, где получил даже кардинальский сан.

Его философские интересы сочетались с интересами в области математики и естествознания, и те и другие у него тесно переплетались. Кроме того, в его творчестве были тесно связаны философские и теологические вопросы. Николай Кузанский написал много произведений, но самое первое и значительное из них - "Об учёном незнании". Кроме того, им написаны: четыре диалога "Простец", в которых раскрывается мудрость человека из народа, "Охота за мудростью", которое содержит рассуждения по поводу прочтения книги Диогена Лаэртского "Жизнеописания философов" и др. По своим философским взглядам Николая Кузанского можно отнести к платоникам, хотя на его творчество оказали влияние и другие направления, например, пифагореизм, античные мыслители. В то же время Николай Кузанский в определенной степени остается самостоятельным философом, что определялось его принадлежностью к гуманизму.

Философская проблематика произведений Николая Кузанского охватывает вопросы отношения мира и Бога и вопросы познания. Он стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечное существо с конечным миром и понимая Его как актуальную бесконечность, которая проявляется в мире - потенциальной бесконечности. Человека он рассматривает как микрокосмос, представляющий собой подобие макрокосмоса. По мнению Николая Кузанского, человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Николай Кузанский полагал, что человек способен вполне познавать природу, и это осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание - это начальная стадия познания, она упорядочивается рассудком. При этом Николаем Кузанским большое значение придается математике. Если рассудок связан с чувственным познанием, то разум от этого свободен.

Николай Кузанский высказывал идеи, получившие развитие лишь в последующей истории философии. Например, мысль о том, что все вещи состоят из противоположностей. Он предполагал идею о совпадении противоположностей. Наиболее ярким синтезом противоположностей выступает Бог, так как, с одной стороны, он находится повсюду, поэтому есть все, а с другой, - Он нигде не находится определенно. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как телесное существо, и бесконечен в своих духовных проявлениях. Он считал, что познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более или менее точных представлениях. Николай Кузанский защищал концепцию знающего (ученого) незнания: "…даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания. Знает по настоящему тот кто знает свое незнание", - заявляет он. Процесс познания совершается по пути, приближающем нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непознаваемым.

Мы предлагаем вам фрагмент из произведения Николая Кузанского "Об учёном незнании". Сам Кузанский называл этот труд "рассуждением о божественных вещах".


О ЧУДЕСНОМ БОЖЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ ПРИ СОТВОРЕНИИ МИРА И ЭЛЕМЕНТОВ

Согласный приговор философов гласит, что этот зримый мир, являющий величие, красоту и порядок вещей, приводит нас в изумление перед божественным искусством и высотой, и мы уже коснулись некоторых произведений удивительной божественной науки. С возможной краткостью скажем еще несколько слов удивления (admirative) о положении и порядке элементов при сотворении Вселенной.

Поистине Бог применил при сотворении мира арифметику, геометрию и музыку вместе с астрономией - искусства, которыми и мы пользуемся, исследуя пропорции вещей, элементов и движений. Арифметикой он их соединил; геометрией придал им фигуру, так что они приобрели крепость, устойчивость и подвижность сообразно своим устройствам; музыкой так соразмерил их, чтобы в земле было не больше земли, чем в воде - воды, в воздухе - воздуха и в огне - огня и ни один элемент не разлагался совершенно в другой, благодаря чему машина мира не может погибнуть. И хотя часть одного [элемента] может разрешиться в другой, никогда весь смешанный с водой воздух не может превратиться в воду из-за противодействия окружающего воздуха тому, чтобы элементы всегда смешивались. Бог сделал так, что части элементов взаимно разрешаются друг в друга. Когда это происходит с задержкой, из согласия элементов порождается что-либо длящееся, как положено порождаемому, пока длится согласие элементов, по разрушении которого разрушается и разлагается порожденное.

В удивительном порядке составлены элементы Богом, сотворившим все в числе, весе и мере, - число относится к арифметике, вес - к музыке, мера - к геометрии. Так, тяжесть поддерживается сцепленной с ней легкостью - тяжкая Земля как бы взвешена посреди пространства огнем, - а легкость увязает в тяжести, как огонь в земле. Устраивая это, вечная мудрость применила невыразимую пропорцию и, зная заранее, в какой мере каждый элемент должен предшествовать другому, взвесила элементы так, чтобы вода была настолько легче земли, насколько воздух легче воды и огонь легче воздуха, и вес соответствовал величине так, чтобы охватывающее занимало больше места, чем охватываемое. Она взаимно связала элементы таким соотношением, что одно необходимо существует в другом и Земля, по словам Платона, есть некое живое существо, у которого камни вместо костей, реки вместо жил, растения вместо волос, а животные, добывающие пропитание среди этой растительности Земли, подобны насекомым в волосах живых существ.

Причем земля относится к огню, как мир к Богу. У огня в его отношении к земле поистине много сходств с Богом: его потенции нет предела, он на Земле все производит, все пронизывает, все озаряет, различает и формирует через посредство воздуха и воды, так что все порождения Земли суть как бы все новые и новые действия огня, а формы вещей разнообразны оттого, что по-разному отражают один и тот же огонь. Правда, огонь погружен в вещи, без которых его нет, как нет земных вещей без него, а Бог вполне абсолютен: он как бы абсолютный пожирающий огонь и абсолютный блеск - свет, в котором нет тьмы, как говорили древние. К его как бы огненности и блеску все сущее пытается по мере возможности приобщиться, как видим у всех звезд, где находим этот блеск в его материальной определенности, а тот же различительный и пронизывающий блеск как бы в нематериальной определенности - в жизни существ, живущих разумной жизнью.

Кого не охватит удивление перед этим мастером, который вложил такое искусство в сферы, звезды и звездные области, что при всеобщем различии и отсутствии точности повсюду царит согласие; который так взвесил заранее величину, расположение и движение звезд и так упорядочил в едином мире расстояния между звездами, что, не будь какая-то область такой, какова она есть, ни она сама не оставалась бы в своем местоположении и порядке, ни Вселенная не могла бы сохраняться; который дарует всем звездам разные блеск, влияние, фигуру, цвет и теплоту, по влиянию сопутствующую блеску, и с такой пропорцией учреждает соразмерность частей друг другу, что везде части движутся к целому - сверху к середине у тяжелых вещей, вверх от середины у легких и вокруг середины, как наблюдаем в круговращении звезд?

Так удивительны, так различны и многообразны вещи, что в согласии с вышеизложенным мы не можем в знающем незнании познать основание всех творений Бога, а можем только изумляться, как велик Господь! Его величию нет конца; абсолютный максимум, он и автор, и созерцатель своих произведений, и он же их конечная цель, так что все в нем и вне его ничто; начало, середина и конец всего, он есть центр и окружность Вселенной, так что во всем мы ищем только его, раз без него все ничто; его одного имея, мы имеем все, потому что он есть все; его одного зная, мы знаем все, потому что он истина всего. И он сам пожелал, чтобы изумительная машина мира приводила нас в удивление, но скрывает (occultat) ее от нас тем больше, чем больше мы изумляемся, потому что хочет, чтобы только его мы от всего сердца и со всем старанием искали. Обитая в желанном для всех и неприступном свете, он один может открыть стучащимся и дать просящим, а среди творений ни одно не в силах открыть себя стучащемуся и само показать, что оно есть, потому что без него, всеобщего бытия, они ничто. И только человеку, который хочет в умудренном незнании допытаться от них, что они суть, как и для чего существуют, все вещи отвечают: "От себя мы ничто, и от себя не можем тебе ничего же и ответить, потому что даже сами себя не понимаем и лишь тот один, чьей мыслью мы суть то, чего он в нас хочет, повелевает нами и знает нас. Мы все немые, только он говорит во всех нас; только Создатель наш знает, что мы суть, как и для чего. Если хочешь что-то узнать о нас, спрашивай у нашего Основания и нашей Причины, не у нас; там найдешь все, ища одного. Да ты и самого себя не можешь найти иначе как в нем". "Сделай же так, - говорит наше знающее незнание, - чтобы найти себя в нем, и, поскольку все в нем есть он сам, ты ни в чем уже не сможешь нуждаться. Но не от нас зависит приступить к неприступному, а от того, кто даровал нам обращенное к нему в высшей жажде искания лицо. Если будем искать его, он, милосердный, не оставит нас, но откроет себя и насытит нас в вечности, когда явится слава его, вовеки благословенного".


И в завершении темы несколько высказываний этого замечательного философа:

Человек есть собственное царство, свободное и благородное.

Видимые вещи суть доподлинно образы невидимых вещей, и создатель наш может быть видим и познаваем через создания, как в зеркале.

Увы, человеческое движение не получается неизменно прямым…

Никто не может в точности следовать тропинке другого.

Высший мир изобилует светом, но не лишён тьмы. В низшем мире, напротив, царит тьма, хотя он не совсем без света.

Ум - это то, откуда возникла граница и мера всех вещей.

Жить в постоянном счастье - значит восходить к жизни.

Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг - божественная природа.

Корень знающего незнания - в понимании неуловимости точной истины.

С веры начинается всякое понимание.



3. Жемчужины мудрости. Из высказываний Менахема Шнеерсона.

Продолжая тему "Ночи Сомнений", о которой рассказывается в первой части этой рассылки, мы хотим предложить вашему вниманию несколько фрагментов из книги "365 размышлений РЕБЕ". В книге собраны высказывания Менахема Шнеерсона, который в конце прошлого, двадцатого века, являлся одним из лидеров хасидского движения.


82. В каждой трудности следует найти искру добра и сосредоточить все свое сознание на ней. Если же не удается ее найти, можно радоваться, что нам выпало чудо вне нашего понимания.
Стоит только обнажить и освободить искру добра, она преодолеет тьму и даже превратит саму тьму в свет.

96. На каждого приходится своя доля "нехорошего". Не бывает физических существ, лишенных недостатков. Суть не в том, чтобы бежать от них, прятаться. И не в том, чтобы примириться с ними. А в том, чтобы, не отрицая факта присутствия недостатков, систематически их изгонять.
Важно понять, кто вы есть, и постепенно очищать свои поступки - это может быть совсем неприятно, но это - путь к Б-гу.

101. Всегда есть надежда. Даже если вами все испорчено, вы не выходите из-под Его надзора. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том месте, где Он, создавая этот мир, наметил вам быть.
Итак, всегда остается надежда.

107. В этом мире сокрыты искры света. Некоторые из них можно обнаружить и освободить; "Познавая Б-га во всех Его путях" - находя Его во всем, что бы мы ни делали, эти искры бросятся к вам, и их свет высвободится.
Но есть искры столь мощные, что их потребовалось сокрыть в глубочайших недрах материального мира, замкнув в плотной тьме. Такие искры не могут быть высвобождены обыкновенным поиском: ваш интеллект, ваши поступки не в состоянии копать настолько глубоко, не в состоянии даже приблизиться к ним. Вы были бы ослеплены их сиянием и глубиной окружающей тьмы.
Единственный способ освободить эти искры состоит в том, что превосходит ваш интеллект и ваши чувства, во внутренних силах, приходящих в момент испытания веры.
Вот почему наша вера так часто подвергается испытаниям в этом поколении: мы освобождаем последние искры света.

114. Депрессия не есть преступление, но она способна повергнуть человека в пропасть, в какую даже преступление не может его погрузить.
Депрессия - это заговор самоубийственных элементов внутри нас. Человек, впавший в депрессию, ни на что больше не годен.
Боритесь с депрессией, как с кровавым, смертельным врагом. Бегите от нее, как бежали бы от самой смерти.

115. Отчаяние - крайняя форма самообожествления. Отчаявшийся убежден, что в состоянии все перевернуть, отнять судьбу мира из рук Создателя, сорвать Его планы. Знайте, что мир постоянно поднимается вверх, в направлении к единству. Трепет каждого листка, каждый легкий ветерок, мельчайшее движение каждой частицы вселенной - шаги в том же направлении. Даже события, кажущиеся шагами вниз, на самом деле лишь часть того же восхождения - так атлет перед прыжком приседает, так пружина, прежде чем высвободить свою энергию, сокращается.
Ничто не может сдержать это движение хотя бы на миг. Конечно, следует взять на себя ответственность и работать упорно, очень упорно, чтобы исправить то, что вы натворили. Пыль уляжется, и вы окажетесь в том самом месте, где вам следует быть - на один шаг впереди.

118. Вы задаетесь вопросом: "Как мне быть счастливым, если я несчастлив?" Действительно, чувствам не прикажешь, но мыслям, словам и делам можно и приказать. Сделайте что-то простое, дайте волю хорошим мыслям, говорите добрые слова, держитесь так, будто вы счастливы, даже если внутреннего ощущения счастья у вас нет.
Постепенно внутренняя радость души победит, пробьется наружу.

121. Следует всегда думать о чем-то хорошем. Пустой ум - вакуум, поджидающий разрушительных мыслей.
Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь всегда быть в хорошем месте.

134. Житейские трудности - это способ, с помощью которого материальный мир призывает нас: "Помоги мне очиститься, возвыситься!" Трудности являются вам, будучи уверенными, что в ваших силах противостоять им. Таким образом исполняется их предназначение.

135. Жизненные перипетии изомеричны для души, они заставляют проявиться ее внутренние силы.

136. Не следует принимать мир и его тьму слишком всерьез - они не столь реальны, как пытаются казаться. Это всего лишь творение и может быть сотворено снова из абсолютного ничто в любой миг. Единственное, что существует в них реально, это то, ради чего они были сотворены, - чтобы вы очистили их.

139. Не существует такого понятия, как поражение. Всегда остается шанс. Поверить в поражение значит поверить, что есть нечто, не исходящее Свыше.
Следует знать, что Б-г не совершает ошибки. Когда кажется, что дела начинают идти плохо, это лишь часть того, чтобы они были лучше. Мы лишь приседаем, чтобы прыгнуть выше.

142. Плен начинается с веры в то, что вы малы, а мир велик.
Поверив в это однажды, вы способны поверить, что он вас раздавит, и начинаете бояться этого.
Вы готовы повиноваться ему, следовать за ним и становитесь его рабом, жаждущим воды для души, но не способным даже вспомнить, где источник.
Бояться мира значит отрицать Единственность его Создателя.

145. Иногда кажется, что в мире есть места, где, по всей видимости, Б-жественность не может присутствовать.
Что-то мешает вам совершить благодеяние. Друг, который мог бы помочь, недостижим, окружающие кажутся бессмысленными.
В такой ситуации следует действовать, отбросив все расчеты, просто действовать. Не ваше дело взвешивать все если и где. Ваше дело определить как. Действуйте и увидите чудеса.

151. Тот, кто возвращается из мрака, должен принести его с собой, обратив в свет. Надо использовать свой опыт для того, чтобы подняться выше с великой силой.
Поэтому тот, кто возвращается издалека, выше того, кто был всегда вблизи. Существенно не то, где вы стоите, а куда и с какой силой двигаетесь.
Мы пришли сюда, чтобы испытать возвращение. Это самое последнее испытание.

152. Создавая все сущее, Б-г сотворил силы, представляющие Его, и силы, противостоящие Ему, - Он создал свет, и Он создал тьму. Тот, кто делает добро, привносит больше света, тот, кто пал, питает тьму.
Но тот, кто пал, а потом вернулся, минует весь этот план. Он достигает непосредственно Творца всего сущего. За светом и за тьмой.
Так его тьма превращается в свет.
Когда свет отталкивает тьму, вскоре приходит другая тьма.
Если тьма сама превращается в свет, это свет, перед которым никакая тьма не устоит.

185. Человек самостоятельно не может подняться выше собственного эго. Не может он выпрыгнуть из своей кожи, поднять себя за волосы. Все, что им достигнуто, привязано к его эго. Все, что ему удается понять, определено его субъективной проницательностью. Он - пленник существования.
Но Б-г бросает человеку веревку. Дает ему работу, выполнить которую он не в состоянии.
Все, что требуется, - это желание воспарить.
Все мы пленники. Но сидим мы на ключах.



Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

В избранное